Корабль дрейка. Дрейк Фрэнсис, знаменитый английский пират: биография, основные открытия

Жизненный путь этого человека удивителен: в 16 лет капитан корабля, удачливый пират, совершивший вторым после Магеллана кругосветку, английский сэр и адмирал, ставший подлинным грозой морей и разгромивший «Непобедимую армаду». А все началось в середине XVI столетия в местечке Тависток английского графства Девоншир, где в семье фермера примерно в 1540 году родился первенец, названный Френсисом. Впоследствии в семье добавилось еще 11 детей, и отец, Эдмунд Дрейк, чтобы прокормить большое семейство, стал проповедником и в 1549 году перебрался в Кент, сдав свои земли в аренду.

Френсис с детства мечтал о дальних морских походах, славе и богатстве. Путь к осуществлению своей мечты он начал в 13 лет, нанявшись юнгой на небольшой корабль. Малый оказался толковым моряком, и уже вскоре стал помощником капитана, а в 16 (по другим сведениям в 18) лет купил небольшой барк, на котором стал перевозить товары. Но обычные торговые плавания дают мало прибыли, то ли дело пиратский промысел и торговля рабами. И Френсис в 1567 году, командуя кораблем в эскадре своего дальнего родственника Джона Хокинса, отправляется в дальнее плавание к берегам Африки за рабами, а затем в Вест-Индию, где можно заняться грабежом побережья и захватом испанских кораблей.

Этот поход, хоть и закончился провалом, дал молодому капитану опыт дальних плаваний. Когда на потрепанных штормами кораблях Хокинса занимались ремонтом в порту Веракрус, что на восточном побережье Мексики, их блокировала испанская эскадра. Вырваться с боем удалось только нескольким кораблям, в том числе и кораблю под командованием Дрейка. Вернувшись в Англию, Дрейк стал готовиться к новым походам.

Он совершил несколько удачных плаваний в Вест-Индию, где грабил суда в Карибском море, сжег несколько прибрежных городков и поселков, захватил испанские корабли в гавани Картахены. Наиболее удачными оказались его высадки на Панамском перешейке, где пиратам удалось разгромить несколько испанских караванов, доставлявших добытое серебро к побережью.

Теперь удачливого капитана хорошо знали в Англии, и в ноябре 1577 года Дрейк был отправлен в официальную экспедицию к побережью Америки в Тихий океан. Ему поручалось открытие и приведение под власть английской королевы новых земель, а главное – грабеж испанских территорий и кораблей, перевозивших серебро и золото. Чтобы сбить с толку испанцев, был распространен слух, что эскадра Дрейка направляется в Александрию.
В этот раз под командованием Дрейка было уже пять кораблей, свой флаг он поднял на 100-тонном флагмане «Пеликане». Корабль Дрейка нес 18 пушек, имел три мачты – фок и грот с прямыми парусами и бизань с косым парусом. Это было что-то среднее между караккой и галеоном. При сравнительно небольших размерах корабль обладал прекрасными мореходными качествами.

Стоит отметить, что в подготовке похода приняла участие королева Елизавета, которая в надежде на солидную прибыль даже преподнесла Дрейку подарки: расшитую морскую шапку, шелковый шарф, на котором золотом были вышиты слова: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог», а также изысканные продукты, сладости и благовония.

Плавание началось удачно. К концу января 1578 года корабли подошли к побережью Марокко, где захватили город Могадар, получив в качестве выкупа большое количество различных товаров. Затем отправились к берегам Америки, где занялись грабежами. Здесь на нескольких кораблях созрел заговор, их команды решили отделиться от Дрейка и заняться самостоятельным пиратством. Но заговор был раскрыт и жестоко подавлен, Дрейку даже пришлось повесить одного капитана. Переформировав команды и бросив два наиболее пострадавших корабля, Френсис отправился на юг к Магелланову проливу.

Пролив эскадра прошла успешно, но после него попала в жестокий шторм, разметавший корабли, которым уже не суждено было собраться. Один корабль разбился о скалы, другой вынесло назад в пролив и его капитан решил самостоятельно вернуться в Англию. А корабль Дрейка, который он к этому времени переименовал за прекрасные мореходные качества в «Золотую лань», унесло далеко на юг. Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие, оказалось, что Огненная Земля не является выступом неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали именем Дрейка.

Плыть далее на юг Дрейк не решился и отправился на север, захватывая и грабя по пути прибрежные города. Особо крупный куш ждал его в Вальпараисо. Здесь пиратам достался стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе оказался большой запас золотого песка. Но главное – на испанском корабле оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Америки.
Испанские города на побережье не ждали нападения англичан и не были готовы к его отпору. Идя вдоль берега, корсары Дрейка захватывали город за городом, набивая трюм золотом. А недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,5 тонн золота и большое количество серебра.

Дрейк не только грабил испанцев, он прошел вдоль побережья Америки значительно севернее испанских территорий. В середине июня он пристал к берегу для ремонта и пополнения провизии, а заодно исследовал регион в районе современного Сан-Франциско, объявив его английским владением и дав ему название «Новый Альбион». В 1936 году в этом месте, названном бухтой Дрейка, нашли медную пластинку с датой 17 июня 1579 года и надписью, что эта территория является.
Рейд вдоль западного побережья Америки оказался необычайно удачен. Корабль Френсиса Дрейка был перегружен богатейшей добычей, пора было подумать о возвращении в Англию. Но идти к Магелланову проливу капитан не рискнул, понимая, что там его уже ждут испанские корабли. Решив обмануть испанцев, Дрейк отправился в неведомый путь через Тихий океан.

Ему повезло, погода благоприятствовала плаванию, и вскоре он достиг Марианских островов. В Индонезии у острова Целебес пришлось сделать длительную остановку, чтобы отремонтировать корабль перед длительным рейдом вдоль берегов Африки. Дальнейшее плавание прошло спокойно, и 26 сентября 1580 года «Золотая лань» вошла в порт Плимут. Так закончилось второе после Магеллана кругосветное плавание, совершенное пиратом и авантюристом Френсисом Дрейком. В Плимуте капитана ждала торжественная встреча. Королева Елизавета прибыла на «Золотую лань» и прямо на палубе произвела Френсиса Дрейка в рыцари. И королеве было за что его награждать, ведь Дрейк привез добычу, почти в два раза превышавшую годовой доход английской казны. Кстати, в Англии в тот период только около 300 человек имели звание рыцаря. Стоит учесть, что формально Дрейк стал первым капитаном, организовавшим и совершившим кругосветку, так как Магеллан погиб до окончания плавания, а берегов Испании достигли только остатки его экипажа - всего 21 человек.

Поход Дрейка вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Англией и Испанией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии примерно наказала Дрейка за пиратство, возместила ущерба и принесла извинения. Естественно, что ни наказывать Дрейка, ни возмещать ущерб королева Елизавета не собиралась. Испанскому королю ответили, что он не может «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать».

Дрейк теперь мог почивать на лаврах. Он получил пост мэра Плимута, стал инспектором королевской комиссии, занимавшейся проверкой состояния флота, а в 1584 году был избран членом палаты общин. Но сухопутная жизнь Френсиса Дрейка явно тяготила. Когда в середине 80-х годов отношения Англии с Испанией обострились, он предложил королеве свои услуги и получил указ сформировать большой флот для удара по Испании.
В короткий срок Дрейку, получившему чин генерал-адмирала, удалось подготовить к походу 21 корабль. В 1585 году эскадра Дрейка вышла в море. Это была внушительная сила, но идти к берегам Испании Дрейк не решился, а испанские владения на островах и в Америке основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго и Картахену. Правда, ему пришлось забрать из Америки английских колонистов, которым после ухода эскадры грозило уничтожение. В Плимут Дрейк снова вернулся с богатой добычей.

Соперничество Англии и Испании на море возрастало, и испанский король решил нанести упреждающий удар, подготовив крупный флот с десантом - «Непобедимую армаду». Он надеялся полностью разгромить английский флот и заставить королеву пойти на перемирие на выгодных для себя условиях. Он не мог и предполагать, что все его планы будут сорваны Дрейком, а Англия благодаря бывшему пирату вскоре станет «Владычицей морей».

Готовясь к удару по Англии, испанцы сосредоточили в Кадисе и Лиссабоне порядка 150 кораблей и транспортных судов. Но подготовка кораблей и десанта затягивалась, и англичане нанесли удар первыми. Дрейк с небольшой эскадрой в 13 кораблей 19 апреля 1587 года внезапно атаковал испанские корабли в порту Кадиса. Соотношение 60 к 13 не испугало бывшего пирата. Его моряки действовали смело, слаженно и дерзко. Им удалось прямо в бухте потопить 30 кораблей, а часть кораблей, включающую и мощнейший 1200-тонный галеон, захватить и увести с собой. Эскадра Дрейка даже предприняла рейд к Лиссабону, но атаковать город, в гавани которого стояли боевые корабли, не решилась, ограничившись разорением окрестностей и захватом торговых судов.
Испанскому флоту был нанесен серьезный удар, но мощь его еще не была подорвана, и Англия стала готовиться к обороне. Вопреки прогнозам, королева в 1588 году назначила главнокомандующим английским флотом не Дрейка (который флот собственно и подготовил), а лорда Хауарда, поручив Френсису быть при нем главным советником. Несмотря на начавшуюся блокаду, английский флот вырвался в море и нанес «Армаде», серьезно потрепанной штормом, несколько болезненных поражений, заставив её начать отступление.

В ходе преследования Дрейк, командовавший частью эскадры, 29 июля у Гравлина разгромил большую часть из остатков испанского флота. Но затем он совершил серьезный просчет, когда, не имея осадных орудий, начал блокаду Лиссабона, где укрылись остатки «Армады». Город ему взять не удалось, а большую часть своих сил он потерял. Относительная неудача вызвала гнев королевы, и Дрейка отстранили от военно-морских дел, но он продолжал оставаться мэром Плимута и депутатом парламента. Чтобы не быть окончательно оторванным от флота он в этот период основал в Чатеме приют и госпиталь для раненных моряков.

В 1594 году Англии снова понадобился опытный адмирал, чтобы возглавить оборону острова от очередной экспедиции испанцев. Адмирал Дрейк и в этот раз действовал успешно, испанцы были отбиты. А на следующий год он возглавил небольшую эскадру из 6 кораблей и двух десятков торговых судов к берегам Америки. Но на этот раз фортуна Дрейку изменила. Его десант на Канарских островах был отбит, попытки захватить Сан-Хуан также оказались безуспешными. Дрейк смог потопить несколько испанских кораблей и разграбить поселки на побережье, но большего достичь не удалось.
Неудачи преследовали эскадру, в экипажах распространились болезни. Началась лихорадка и у Дрейка. Справиться с болезнью ему уже было не суждено. Близ Порто-Бельо утром 28 января 1596 года адмирал скончался. По традиции Френсиса Дрейка, положив тело в свинцовый гроб, похоронили в море. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля вернулись в Плимут без своего адмирала.

В Англии чтут память адмирала Френсиса Дрейка. В Плимуте ему установлен памятник, создан музей его имени, а воссозданный корабль «Золотая лань», на котором он совершил кругосветку, снова прошел тем же маршрутом и теперь является туристической достопримечательностью.

Второе кругосветное плавание совершил мореплаватель и вице-адмирал её величества королевы Англии Френсис Дрейк .

Френсис Дрейк (\(1540\)–\(596\)) - английский пират и мореплаватель, совершивший кругосветное плавание.

Френсис Дрейк родился на юго-западе Англии в местечке Тависток в семье бедного фермера. Ещё мальчишкой Дрейк покинул отчий дом и нанялся юнгой на небольшой торговый корабль. А в \(1561\) году он стал владельцем собственного небольшого судна «Юдифь », которое досталось ему по наследству от дальнего родственника. На этом корабле в \(1566\)–\(1573\) годах он предпринял ряд пиратских экспедиций, целью которых были захват и продажа рабов, грабёж торговых судов и поселений.

Через некоторое время Дрейк был представлен английской королеве Елизавете \(I\), которой он изложил свой план пиратского набега на испанские колонии, расположенные на тихоокеанском побережье Южной Америки. Елизавета \(I\) одобрила планы Дрейка и обеспечила его экспедицию всем необходимым. Так в декабре \(1577\) года из английского порта Плимут вышла эскадра из пяти отменных кораблей под командованием Френсиса Дрейка.

Эскадра пересекла Атлантический океан, обогнула Южную Америку через Магелланов пролив . В Тихом океане экспедиция попала в сильную бурю, которая отнесла корабли к югу, и выяснилось, что открытая Магелланом Огненная Земля - остров, а южнее находится море, точнее пролив. Сейчас он называется проливом Дрейка . Затем эскадра совершила ряд успешных набегов на испанские колонии на западном побережье Южной Америки .

В результате этой экспедиции впервые были обследованы берега западной части Северной Америки . Затем Дрейк пересёк Тихий океан и вернулся в Плимут с богатой добычей, совершив второе (после Магеллана) кругосветное путешествие. На родине Дрейк был встречен с почестями. Елизавета \(I\) посвятила пирата в рыцари .

Позже, уже в чине вице-адмирала английского флота, Дрейк принял участие в разгроме Непобедимой Армады - огромного флота, снаряжённого Испанией с целью завоевания Англии. В результате этой исторической победы над испанским флотом Дрейк на многие годы стал национальным героем.

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) — один из наиболее известных английских пиратов. Второй человек после Магеллана совершивший кругосветное плавание.

Ранние годы Фрэнсиса Дрейка

Родился Фрэнсис примерно в 1545 году в городе Тенвистон графства Девоншир. Семья была небогатая и многодетная, кроме Фрэнсиса у Эдмунда Дрейка родилось еще одиннадцать детей. Отец Фрэнсиса в прошлом был моряком.
Поскольку Фрэнсис был старшим ребенком он рано начал помогать отцу и примерно в 10 лет устроился юнгой на небольшой торговый корабль. Пытливый мальчишка ловко справлялся с работой и схватывал на лету основы судовождения, чем очень приглянулся старому капитану. Поскольку капитан был его родственником и не имел детей, он завещал свой корабль Фрэнсису.
В 16 лет Фрэнсис Дрейк стал собственником 50-тонного барка Юдифь . О первых года плавания Дрейка известно мало, мы знаем лишь о том, что он принимал участие в работорговле во время пиратской экспедиции Джона Лоувела .

Первые экспедиции и первые неудачи Дрейка

В конце 1567 года Фрэнсис Дрейк принял участие в экспедиции другого своего родственника Джона Хокинса , богатого арматора, планировавшего разграбить испанские крепости на побережье Мексики.
Но экспедиция была крайне неудачной. Очень долго англичане не могли захватить невольников или даже ограбить какое-нибудь португальское работорговое судно. Когда им удалось загрузить достаточное количество невольников, они долго не могли продать их испанским плантаторам. Английские корабли попали в сильную бурю, а когда, они зашли в гавань, для ремонта выход блокировала эскадра сопровождающая Серебряный флот. Из шести английских кораблей только кораблю Дрейка удалось уйти без потерь. Смотрите более подробный отчет об этой экспедиции в биографии Джона Хокинса .
Вернувшись в Англию, Дрейк женился на Мэри Ньюман , после чего ушел на нескольких кораблях в Карибское море, на разведку. Но все походы до экспедиции 1672 года носили разведывательный характер, поэтому никаких документов об этих похода Дрейка не сохранилось.
В мае 1672 года Фрэнсис Дрейк вновь отправляется через океан, за Cеребряным караваном . В эту экспедицию англичане вышли на двух небольших судах и уже по пути в Америку англичане ограбили несколько испанских кораблей. Достигнув Панамского перешейка, экспедиция совместно с пиратами Джеймса Ренса напала на город Номбре-де-Диос , но захватить город им не удалось, к тому же Дрейк был ранен в ногу. Несмотря на это Дрейк еще несколько месяцев крейсировал вдоль побережья, грабя испанские суда.
Наконец, англичане высадились на берег и попытались захватить караван с серебром. По глупой случайности, вместо каравана с серебром отряд Дрейка захватил караван с продовольствием. Взбешенный Дрейк ограбил колонию Вента-Крус . Выйдя в моря, англичане встретили французских пиратов под командованием Гийома Ле Тетю , с которыми повторно напали на серебряный караван, в этот раз удача улыбнулась пиратам. Добыча была столь велика, что пираты не смогли унести все за один раз, поэтому часть добычи были вынуждены спрятать на месте. Прочесывая лес, испанцы нашли Ле Тетю и застрелили. Пригрозив пытками одному из пиратов, испанцы нашли спрятанное серебро. Дрейку повезло больше, он благополучно добрался до своих судов. Захваченную добычу поделили между англичанами и французами, вскоре Дрейку повстречалось испанское судно с продовольствием. Теперь у Дрейка было продовольствие и крепкое судно, англичане двинулся домой.
Добыча, захваченная в экспедиции, была столь велика, что Дрейк после выплаты всех процентов смог приобрести поместье и три корабля. Но из похода не вернулось около 30 человек, среди них были два родных брата Фрэнсиса.

Кругосветное плавание

Фрэнсис Дрейк руководил подавлением ирландского восстания, за что был представлен королеве Елизавете I. Эту аудиенцию он использовал, чтобы изложить королеве свой проект нападения на испанские колонии в Тихом океане. Королева одобрила план, но поставила одно условие, скрыть имена людей, предоставивших финансы для данной экспедиции. Дрейк пошел на хитрость, никто из команды не знал об истинной цели экспедиции, пока они не достигли берегов Южной Америки.
В поход вышло три корабля. Когда пираты пересекли океан, они остановились в бухте Сан-Хулиан , в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Дрейку здесь же пришлось казнить своего друга, капитана Томаса Доути по подозрению в подготовке мятежа. После чего здесь же флагман экспедиции был переименован в Золотую Лань .
Выйдя из Магелланова пролива , корабли попали в жестокий шторм. Один из кораблей погиб, второй был отброшен назад к проливу, и пройдя через него в обратном направлении, корабль вернулся в Англию. Золотую Лань Дрейка отнесло далеко на юг, здесь капер сделал открытие, что Огненная Земля остров, а не часть Южного материка как думали раньше. Пролив между Огненной Землей и Антарктидой позднее был назван именем Дрейка.
Когда шторм стих, Дрейк двинулся вдоль побережья. Поскольку до этого времени ни один из европейских кораблей, кроме испанских никогда не бывал на тихоокеанском побережье, испанские крепости, расположенные на побережье, были беззащитны, а нападения Дрейка были столь внезапны и неожиданны, что почти всегда заканчивались удачей. Испанцы ожидали, что Дрейк будет возвращаться в Англию через Магелланов пролив и выставили эскадру, но Дрейк обманул врагов, пересек Тихий и Индийский океаны, обошел Африку и почти через три года вернулся в Англию.
Это была самая доходная экспедиция в истории. Дрейк привез из Америки золота и драгоценностей на сумму 500 тысяч фунтов, чтобы представить себе размеры данной суммы следует сказать, что затраты Англии в борьбе с Непобедимой армадой , обошлась в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов. Прибыль на каждый вложенный фунт составила 4700%.
Королева прибыла на борт корабля Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари. Дрейк был избран мэром Плимута и преуспел и на этой должности. Жители этого портового города еще 300 лет с благодарностью вспоминали своего мэра, когда пользовались питьевой водой.

Победа над Непобедимой армадой

После возвращения Фрэнсис Дрейк совершил еще одну удачную экспедицию в Вест-Индию. Ему удалось ограбить столицу Эспаньолы Санто-Доминго и один из крупнейших испанских городов Картахену. В экспедиции принимал участие 21 корабль и более двух тысяч солдат.
Филипп II объявил Дрейка главным врагом Испании. Испания стала готовить огромный флот для высадки армии на английский берег.
Дрейку удалось подойти с небольшой эскадрой к испанскому порту, где находилось порядка 60 кораблей. Благодаря использованию брандеров, ему удалось поджечь порядка 30 кораблей. Сам Дрейк взял на абордаж испанский галеон водоизмещением 1200 тонн. Эта вылазка почти на целый год задержала выход готовящейся Непобедимой армады . В победе над армадой главным союзником англичан стал ветер, который разметал испанские корабли и не дал возможности высадить десант.
Попытка Дрейка захватить Лиссабон окончилась провалом. Казна понесла огромные убытки, что принесло Дрейку немилость королевы.

Последнее плавание

Ко времени последней экспедиции, испанцы сумели извлечь опыт из предыдущих набегов и смогли наладить защиту крепостей и основных приисков. Болезни сопровождали эту экспедицию, и косили солдат и матросов. Не избежал этой участи и сам Фрэнсис Дрейк . Он заболел дизентерией и 28 января 1596 умер. Его тело поместили в свинцовый гроб и сбросили в море.


Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Френсис Дрейк (февраль‑март 1540 г. - 27 января 1596 г.) - английский морской капитан, корсар, навигатор, работорговец, пират, вице‑адмирал, видный политический деятель эпохи Елизаветы I. Таковы главные этапы его жизненной карьеры; сложно поверить, что все это может относиться к одному человеку! Его основные операции были совершены в Карибском море. Имя Дрейка наводило такой ужас на испанцев, что они, слегка переиначив его имя, величали пирата El Draque (от лат. Draco - дракон). За свою необыкновенно долгую и невероятную карьеру Френсис Дрейк заработал разбоем на море примерно на пять миллионов долларов меньше непревзойденного Сэмюэля Беллами, что позволило ему войти в тройку наиболее отличившихся пиратов и занять почетное второе место.

Сэр Френсис Дрейк родился в Тэвистоке (Девон, Великобритания) в феврале или марте 1540 года и впоследствии явился самым старшим из двенадцати детей в семье. Его родителями были Эдмунд Дрейк, фермер‑протестант, ставший затем священником, и Мэри Милвэй.

Несмотря на свой фермерский статус, семья Френсиса принадлежала к аристократической ветви герцогов Бедфордских; среди его предков нельзя не упомянуть Джеффри Чосера (1340-1400), одного из создателей классической английской литературы, автора «Кентерберийских рассказов» (1380-1400). Впрочем, юный Френсис отнюдь не тяготился тем, что он сын фермера, и не выказывал и тени стремления реализовать великосветские связи семьи. В 1549 году по причине религиозных волнений Эдмунд Дрейк принял решение перебраться с семьей в графство Кент. Именно там, образно говоря, и началась морская карьера Френсиса Дрейка. Ему еще не исполнилось и тринадцати лет, когда он сумел войти в команду небольшого барка, курсировавшего между портами на Темзе. Не слишком‑то впечатляющее начало, можете сказать вы, однако если вы узнаете о том, что менее чем через семь лет капитан барка скончался, завещав свое судно… Френсису Дрейку, то наверняка измените свое мнение. Подумать только: Дрейку не было еще и двадцати, когда он стал капитаном и владельцем собственного корабля!

Однако вечно довольствоваться скромным суденышком Френсис, естественно, не собирался. В 1563 году Дрейк все‑таки использовал свои родственные связи: он сошелся со своим кузеном Джоном Хоукинсом (в стратегическом плане это был очень грамотный шаг, поскольку Хоукинсам из Плимута принадлежала целая флотилия кораблей). В том же году он впервые в своей жизни отправился к берегам Нового Света на борту одного из кораблей Джона Хоукинса (Хоукинс сам участвовал в вояже, поскольку был капитаном; в его намерения входило ввести Дрейка в курс дела и обучить его особым морским премудростям). Корабль использовался для перевозки рабов, так что Дрейк быстро вошел в детали едва ли не самого прибыльного занятия на море в те времена. Помимо работорговли, Френсису приходилось принимать участие в грабеже португальских судов, встречавшихся по пути. Он оказался успешным учеником и очень скоро заслужил право управлять собственной каравеллой! В 1568 году они с Хоукинсом, как обычно, совместно промышляли в Карибском регионе; причем речь идет не о паре кораблей, а о целой эскадре. Очень прибыльно продав в Венесуэле большой груз рабов, они направлялись домой. И тут госпожа Удача им изменила. У Сан‑Хуан‑де‑Улуа (портовый городок на побережье Мексики) эскадра Хоукинса попала в ловушку, устроенную коварными испанцами. В завязавшейся баталии практически все корабли Хоукинса получили серьезные повреждения, но ему с Дрейком не только удалось спастись, но и довести до родных берегов все суда. Это событие очень сильно повлияло на Френсиса Дрейка и наложило неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Френсис Дрейк, пережив всю горечь позорного поражения, стал отныне и навсегда беспощадным врагом испанцев. Можно даже сказать, что, не случись того злополучного инцидента у Сан‑Хуан‑де‑Улуа, ему, наверное, не удалось бы реализовать в полной мере свой талант корсара и нанести такой урон испанцам на море. Масла в огонь подливало и то обстоятельство, что Дрейк был воспитан отцом в протестантском духе, тогда как испанцы были, как известно, католиками. Впрочем, для Джона Хоукинса все происшедшее тоже не обошлось без последствий. Он решил покончить с невольничьим бизнесом и, в некотором роде, отошел от дел. А вот Френсис Дрейк - тот не унялся, какое там! Он осуществил несколько пробных вояжей на Карибы (в 1570 и 1571 гг.) - о торговле рабами речи больше не было, ведь Дрейк горел жаждой мести! Документальных свидетельств о первом вояже 1570 года, видимо, не осталось. А вот что касается следующего, состоявшегося годом позднее, - тут ситуация иная.

Причина одна - безусловный триумф новоявленного корсара! Дрейк рискнул отправиться без поддержки, самостоятельно. Он самостоятельно вел бриг «Сван» («Лебедь») водоизмещением в 25 тонн - сравнительно небольшой корабль. Однако несмотря на это, Дрейку в итоге удалось захватить два крупных фрегата. Однако на этом он и не думал останавливаться, присоединив к своим трофеям еще около двух десятков небольших судов. Триумф настолько вдохновил его, что Дрейк, забыв о всякой осторожности, подверг налету с моря город Вента‑де‑Крузес, находившийся всего в двадцати километрах от Панамы. И ему буквально все сошло с рук. В этих двух своих первых вылазках на Карибы Дрейк не только стремился заполучить как можно больше добычи, он еще анализировал тактические и технические нюансы, характеризующие особенности оборонной стратегии испанцев в Карибском регионе. Но больше всего его, естественно, интересовало то, каким образом работает механизм доставки финансов из колоний к берегам Старого Света. И тут Френсиса Дрейка ждала самая большая неожиданность. Он на деле убедился в том, что Испания, получавшая весьма значительные средства из Америки, была настолько уверена как в своем военном превосходстве, так и в господстве на море, что не допускала мысли о возможности серьезного, хорошо продуманного нападения, будучи совершенно уверенной в безопасности своих ресурсов. А Дрейк моментально заметил реально слабое звено в цепи доставки финансовых средств: это был Панамский перешеек.

Почему, спросите вы.

Ответ очень простой.

Испанцы явно желали сэкономить, а потому работали по крайне примитивной схеме: весь объем денежных средств (золото, серебро) собирался и подготавливался к отправке в Панаме, потом все эти неисчислимые богатства переправляли в порт Номбре‑де‑Диос, откуда уже кораблями все доставлялось в Испанию. Из Панамы же до Номбре‑де‑Диос, как это ни дико, все ценности ехали на спинах мулов, причем без какой‑либо реальной охраны! Путь мулов пролегал, как вы уже поняли, через Панамский перешеек. При этом конечный пункт назначения - Номбре‑де‑Диос - отнюдь нельзя было причислить к хорошо защищенным портам. Дрейк мгновенно понял, как ему использовать оплошность без меры самоуверенных испанцев. Однако, будучи мудрым человеком, Дрейк решил на этот раз благополучно вернуться со всей своей внушительной добычей обратно домой, где намеревался организовать очередной вояж на Карибы - теперь уже с вполне осознанной и четкой целью.

Поскольку Дрейк относился к тем людям, которые всегда доводят начатое до конца, в 1572 году он, капитально подготовившись, вновь взял курс на Карибы, явно намереваясь задать испанцам жару. Кстати, надо заметить, что это вообще был довольно‑таки любопытный прецедент: ведь грабить корабли в Карибском море было (скажем так: негласно!) позволено французам, а не англичанам, да и то - лишь эпизодически. А Френсис Дрейк, по сути, стал первым английским капитаном, который рыскал по Карибскому морю с единственной целью грабежа испанских галеонов, груженных золотом. Он, на всякий случай, даже попытался испросить у британской короны письменного одобрения своим действиям, но, увы, в этом не преуспел. На тот момент его профессиональная деятельность была расценена королевой, увы, как чисто пиратская. Впрочем, он и не думал унывать - и был, конечно же, прав. Время работало на него!

В мае 1572 года Дрейк вышел в море уже не один, а с небольшой эскадрой из двух кораблей. Скромный «Сван» он на сей раз передал своему братцу Джону, а сам управлял внушительным 70‑тонным фрегатом «Паша». Согласно источникам, общая численность команды Дрейка в этом рейде составляла 73 человека. Все они, как и их бравый капитан, алчно вожделели заполучить все мыслимые испанские сокровища. 29 июня 1572 года произошла историческая высадка десанта Дрейка на Панамском побережье, а 19 июля (то есть практически всего лишь три недели спустя) порт Номбре‑де‑Диос уже был захвачен пиратами! Правда, победа оказалась не полной; внушительную часть драгоценных запасов испанцам все‑таки удалось с эскадрой перекинуть в безопасное место. Вдобавок ко всему, пираты натолкнулись на яростное сопротивление защитников города. Схватка была жестокой и кровопролитной. Дрейк, сражавшийся в первых рядах, был ранен в бедро. Победителям, тем не менее, достался изрядный груз слитков серебра.

Возвращаться обратно было никак нельзя: тяжелый груз добычи скверно сказывался на маневренности судов; кроме того, был большой риск столкнуться в море с целой испанской военной эскадрой. Дрейк понял, что нужно позаботиться об устройстве временной базы. Оставив за спиной разграбленный город и выбрав подходящий островок, пираты расположились на нем лагерем. Поначалу все шло хорошо. Серебряные слитки были надежно спрятаны в укромном месте на острове, а оба пиратских корабля денно и нощно сновали вдоль побережья, беря на абордаж испанские корабли. Однако очень скоро команду стал косить странный мор. Потеряв около 75 % команды, Дрейк принял решение сжечь один из кораблей - такова была печальная участь «Свана». Но оставшихся в живых моряков было слишком мало, чтобы успешно продолжать свои захватнические рейды. И тогда Френсис Дрейк пошел на невероятный шаг, проявив, между прочим, завидный талант искусного дипломата: он заключил союз с симарронами . Это были беглые африканские рабы, активно противостоявшие испанцам. Особенно хороши были симарронские разведчики: ни одно сколь‑либо крупное перемещение людских или финансовых резервов испанского правительства на Панамском побережье не избегало их внимания. В результате заключенного союза Дрейк получал двойную выгоду: он мог пополнить команду за счет африканских волонтеров, кроме того, ему становилась доступной вся информация о движении грузов золота, серебра и драгоценностей. Разведчики очень скоро дали знать о себе. Они сообщили Дрейку, что на исходе января 1573 года ожидается прибытие в Панаму флотилии с богатым грузом. Понятное дело, потом этот груз должен был быть переправлен в Номбре‑де‑Диос все с теми же караванами мулов. Пираты вновь высадились на побережье и устроили засаду. Наверное, у испанцев тоже неплохо работала разведка, а может быть, и кто‑то из симарронов работал сразу на обе стороны. Как бы то ни было, но испанцам вновь удалось перехитрить пиратов и спасти немалую часть ценностей.

Дрейк недолго горевал. Во‑первых, мор прекратился. Выстоять перед загадочным недугом удалось лишь 17 пиратам, включая самого Дрейка. Во‑вторых, симарронские волонтеры (общим числом в 30 человек) оказались вполне способными учениками. И вот с этой разношерстой командой Френсис Дрейк решил вновь попытать счастья на море. Следует упомянуть, что симарроны предпочитали месть испанцам золоту и серебру, а потому совершенно не претендовали на свою долю добычи, что, понятное дело, тоже было по душе капитану Дрейку.

Итак, шла уже весна 1573 года. Обстоятельства сложились таким образом, что экипаж Дрейка повстречал большой корабль известного французского пирата и исследователя Гийома Ле Тестю (Guillaume Le Testu), которого знали под кличкой Тэту. Оба капитана чрезвычайно понравились друг другу и решили объединить свои силы. Также были четко оговорены и соответствующие доли при разделе любой добычи. Вскоре симарронские разведчики принесли поистине вдохновляющее известие: караван мулов, груженный золотом и серебром, расположился на отдых всего в миле от Номбре‑де‑Диос. На тот момент оба пиратских корабля находились практически рядом от их стоянки. Объединенная рать английских и французских пиратов при поддержке симарронов стремительно сошла на берег и ринулась в атаку. Испанцы мужественно сопротивлялись, но были все поголовно перебиты. Пиратам досталась груда серебряных и золотых слитков. Унести все им было просто не под силу, поэтому серебро решили зарыть, чтобы впоследствии за ним вернуться. Не обошлось и без потерь. Победу пиратов серьезно омрачила гибель Ле Тестю. Впрочем, Дрейк, соблюдая договоренность, поровну разделил добычу между пиратами. Объем всего завоеванного был настолько изряден, что в августе 1573 года Френсис Дрейк решил не искушать судьбу понапрасну и вернуться домой (только вот припрятанное серебро пиратам так и не удалось заполучить, поскольку оно было обнаружено испанцами).

Серьезный урон, доставленный Френсисом Дрейком испанскому присутствию на Карибах, не остался незамеченным британской короной. Более того: Дрейк, благодаря своей репутации непобедимого корсара, удостоился в 1575 году немалой чести управлять кораблями графа Эссекса, бывшего главным фаворитом английской королевы Елизаветы I. Эссекс легко согласился представить Дрейка ко двору. Венценосная хозяйка и корсар чрезвычайно быстро нашли общий язык, причем Дрейк настолько расположил к себе королеву, что та не только привлекла частных инвесторов, но и сама решила частично профинансировать его новую экспедицию. Цель экспедиции подразумевалась сама собой - Восточное побережье Южной Америки. Дрейку позволялось нападать на испанские портовые города в районе Перу (именно там производилась добыча испанцами серебра и золота); лицензии на это он вновь не получил, так как Елизавета блюла верность принципам политкорректности. Попадись Дрейк в лапы к испанцам, королева бы просто‑напросто от него отказалась, бросив на произвол судьбы. Дрейк, скорее всего, это понимал и попадать к испанцам в плен уж точно не собирался. Помимо всего прочего, королева дала Дрейку одно тайное поручение. Ему надлежало присмотреть местности, годившиеся для колоний.

13 декабря 1577 года Френсис Дрейк, во главе эскадры из пяти судов и команды в 160 душ, покинул родной порт

Плимут. Флагманским кораблем Дрейка был хорошо вооруженный фрегат «Пеликан». По пути Дрейк - чтобы освежить навыки и умения - навестил Африканское побережье. Его команда взяла на абордаж свыше десяти кораблей, бывших под флагами Испании и Португалии. 20 июня 1578 года эскадра Дрейка достигла Магелланова пролива. Это было гиблое место для мореходов. Некоторые пираты начали роптать. Явно назревал бунт. Пока шли успешные грабежи у Африканского побережья, все было в порядке. Но после очень непростого и продолжительного путешествия через Атлантику далеко не все были готовы подвергнуться смертельной опасности, следуя Магеллановым проливом. Тем более что несколько кораблей были серьезно повреждены и затонули. Но иным путем до Перу добраться было нельзя.

Дрейк очень быстро узнал, что главным зачинщиком бунта является капитан Томас Доути. На основании свидетельств лорда Уильяма Бургли и корабельного плотника Эдварда Брайта Доути был обвинен в подстрекательстве к мятежу и занятиях магией (поистине убийственное сочетание!). Дрейк приказал казнить его, и 2 июля 1578 года Томас Доути был обезглавлен. Тем самым бунт был подавлен в зародыше. Но на этом испытания пиратов не кончились. Магелланов пролив поредевшая эскадра Дрейка благополучно прошла, но потом она угодила в жесточайший шторм, который продолжался чуть ли не около двух месяцев и основательно потрепал все корабли; при этом затонуло еще одно судно. Вновь возникла взрывоопасная ситуация. В итоге один фрегат развернулся и направился обратно, к родным берегам, а Дрейк на своем флагмане, который он к тому времени уже переименовал из «Пеликана» в «Золотую лань», продолжал путь в гордом одиночестве. 5 декабря «Золотая лань» бросила якорь в гавани Вальпараисо (Чили). Пираты действовали четко и эффектно. Город был вчистую разграблен, а грузы, дожидавшиеся отправки в Испанию, перешли к английским буканьерам. Прежде чем как следует развернуться на Тихом океане, Дрейк настоял на детальном осмотре судна и восстановлении всех обнаруженных повреждений. Эта процедура заняла где‑то с полмесяца, однако в результате «Золотая лань» была готова к встрече с любым испанским кораблем. На руку Дрейку играло дополнительно еще и то обстоятельство, что испанцы чувствовали себя в водах Тихого океана практически как у себя дома, не ожидая нападения; английских же кораблей да еще с секретным предписанием королевы в этом регионе прежде не наблюдалось.

И началось!!!

Точное количество кораблей, ставших жертвами пиратов, установить было решительно невозможно. Размер добычи превзошел все ожидания. Насладившись местью испанцам на море, Дрейк решил проявить себя и на суше. Он развернул фрегат и 5 февраля 1579 года уже достиг побережья Перу; в большинстве перуанских портов (например, в Лиме, столице Перу, в Кальяо и проч.) всегда находились корабли с важными грузами для отправки в Испанию. Здесь их тоже не ждали; впрочем, англичане чуть припоздали, а потому им перепало не так уж и много ценностей, хотя пиратам удалось взять на абордаж практически все корабли, находившиеся на тот момент в гавани Кальяо. Допрос с пристрастием, тут же учиненный подручными Дрейка, выявил интересную информацию. Выяснилось, что незадолго до появления англичан гавань оставил шлюп «Какафуэго», до самого борта начиненный ценностями. «Золотая лань» тут же устремилась в погоню. Следует заметить, что, даже пытаясь настичь «Какафуэго», пираты не пренебрегали своими обязанностями; они останавливали и грабили практически все встреченные корабли. Догнать же «Какафуэго» Дрейку удалось примерно через месяц (1 марта) у мыса Сан‑Франциско (к северу от экватора). «Какафуэго» был практически лишен вооружения и сдался без боя. Его трюмы были до отказа забиты тяжелыми слитками золота и серебра. Восхищенные пираты также обнаружили множество мешков с серебряными монетами. С таким богатством можно было уже возвращаться домой! Тем более что испанским портам и торговому флоту был нанесен более чем весомый ущерб, да и подходящие районы для колоний Дрейк сумел приглядеть.

Да только идти с такой огромной добычей опять через Магелланов пролив Дрейк уж точно не хотел. Вдобавок предстояло бы плыть вдоль берегов Испании, что теперь тоже не сулило ничего хорошего. Он предпочел двинуться на север, к Мексике; ряд авторитетных картографов того времени утверждал, будто существует легендарный северо‑западный путь в Европу, вот Дрейк и решил на деле проверить эти заявления. Следуя по курсу, пираты сделали несколько остановок; во время стоянки в гавани Гуатулко (Мексика) пираты осквернили местный храм, дочиста его разграбив. «Золотая лань» упорно шла на север; лишь свирепые холода остановили ее стремительный ход. Дрейк, оценив ситуацию, почел за благо вернуться домой прежним путем и повернул на юг. На побережье Северной Калифорнии пиратами была сделана продолжительная остановка; «Золотая лань» нуждалась в починке. Потом Дрейк блестяще провел фрегат через Магелланов пролив и, делая остановки лишь на островах и обойдя Испанию, благополучно достиг Плимута 26 сентября 1579 года.

Итог этого почти двухлетнего вояжа имел для Дрейка очень важное значение. Теперь он обрел подлинную славу и стал своим при дворе королевы Елизаветы. Она была весьма довольна тем, что Дрейк ей сообщил по поводу устроения возможных колоний. Но еще более ее порадовали щедрые пожертвования короне, сделанные корсаром. Теперь он уже мог себе это позволить, поскольку стал просто баснословно богат. В окрестностях Плимута Дрейк даже приобрел себе огромное поместье; королева дополнительно презентовала его еще несколькими. А в 1581 году за особые заслуги перед британской короной Френсис Дрейк был удостоен рыцарского звания, и теперь к нему надлежало обращаться «сэр Френсис»; в том же году он был избран членом парламента Великобритании. Четырьмя годами позднее, когда он уже несколько лет управлял Плимутом в качестве мэра, Дрейк женился на юной наследнице огромного состояния, еще более упрочив свое положение. Казалось, что его морской жизни пришел конец. Но это было обманчивое впечатление!

Как знать, не пожелай королева поставить Дрейка во главе огромной эскадры, которой предстояло сокрушить испанское господство в Карибском регионе и не поручи она ему заявить о британском присутствии в Вест‑Индии (это традиционное название островов Карибского моря) во умаление государственного престижа Испании, сэр Френсис мудро управлял бы Плимутом и наслаждался обществом обворожительной супруги. Но это двойное искушение было слишком велико! Дрейк сложил с себя полномочия мэра, простился с женой и отбыл.

Его эскадра насчитывала более 25 кораблей. Команда составляла 2300 человек. Этот впечатляющий демарш знаменовал собой начало военного противостояния, которое затянулось на десятки лет. Теперь у сэра Френсиса Дрейка наконец‑то была заветная лицензия! Согласно этому документу он имел право вызволять из плена захваченных в результате военного конфликта с Испанией английских моряков. На деле же это подразумевало под собой захват и разграбление испанских кораблей. Королева Елизавета даже одобрила создание специального акционерного общества, которое было образовано в расчете на прибыльную добычу с вражеских галеонов.

Нельзя сказать, чтобы все складывалось удачно для Дрейка в этой экспедиции. Скорее, наоборот. Он упустил целую флотилию груженных золотом кораблей, а занимаемые им города (например, Сантьяго) не могли порадовать богатым выкупом, отчего Дрейк в ярости предавал их огню. В довершение всего на кораблях эскадры сэра Френсиса вспыхнула лихорадка, унесшая сотни жизней. Вместо ожидаемого выкупа в миллион золотых дукатов с жителей Санто‑Доминго Дрейк смог выручить от силы двадцать пять тысяч. Даже с легендарной Картахены пиратам удалось собрать не более ста тысяч дукатов, хотя Дрейк всерьез угрожал сровнять город с землей. Итог экспедиции был плачевен: из всей команды выжило немногим более полутора тысяч человек, финансовые затраты не окупились. Сам сэр Френсис Дрейк потерял на этом вояже серьезные средства.

Королева не могла быть удовлетворена подобным результатом. Тем не менее она по‑прежнему благоволила к Дрейку. В 1587 году она приказала ему противостоять кораблям знаменитой Испанской Армады; попутно Дрейку позволялось тряхнуть стариной. Он тряхнул, и тряхнул, признаться, знатно: его главным трофеем явился португальский барк «Сан‑Фелипе», ставший добычей пиратов в районе Азорских островов; груз доставшихся им ценностей и товаров был просто огромен. Помимо этого, сэр Френсис Дрейк разработал гениальный план взятия крупного испанского порта Кадис; наряду с золотом и серебром Дрейку удалось захватить свыше тридцати судов противника. Все это вполне компенсировало неудачный итог экспедиции 1856 года. По возвращении в Англию сэр Френсис Дрейк был удостоен звания вице‑адмирала и назначен королевой Елизаветой на пост главнокомандующего объединенными военно‑морскими силами Великобритании. В 1589 году он командовал объединенными силами флота; под началом у него находилось свыше 150 боевых кораблей. И хотя ему удалось успешно противостоять вторжению испанцев, ситуация существенно изменилась, когда военные действия переместились на территорию Испании. Болезни, существенные потери, просчеты в стратегии - все это свело на нет первоначальные успехи англичан.

Королева вновь была уязвлена. Дабы как‑то компенсировать негативное впечатление, она задумала вторую экспедицию в Вест‑Индию. Военная ситуация была не особенно благоприятна, вследствие чего ее желание было реализовано лишь несколькими годами позднее. Однако в 1595 году она приказала Дрейку возглавить новую эскадру. Вице‑адмирал привел королеве свои резоны, что спешить с выходом в море не годится и необходимо все как следует подготовить, но та была неумолима. И вот 7 сентября 1595 года эскадра взяла курс на Карибы. Королева на сей раз требовала чего‑то невероятного и фантастического: например, взятия… Панамы! Эскадра была составлена спешно; в нее вошли 27 военных и торговых кораблей (по числу кораблей она на 2 корабля превосходила флотилию, что отправилась в первую вест‑индскую экспедицию). Команда тоже соответственно увеличилась: всего было собрано 1500 моряков и 1000 пехотинцев. Руководить всеми этими силами (по решению королевы) был призван триумвират в лице самого сэра Френсиса Дрейка, его бывшего партнера и родственника сэра Джона Хоукинса, а также Томаса Баскервиля, которому надлежало руководить действиями на суше. Если с Баскервилем Дрейк в принципе не должен был иметь проблем в плане совместных действий, то с Хоукинсом дело обстояло гораздо хуже. Он имел совсем другой темперамент, был, в отличие от стремительного и изобретательного Дрейка, чересчур методичным, медлительным и осторожным; вдобавок он явно завидовал стремительному вознесению своего некогда младшего офицера. Конфликты следовали один за другим, и это отнюдь не предвещало благоприятного ведения военной кампании. Причем все буквально пошло наперекосяк еще с самого начала. Вместо того чтобы двигаться прямо к побережью Панамы, эскадре было приказано следовать к порту Сан‑Хуан на Больших Антильских островах, в гавани которого оказался поврежденный галеон с невероятно ценным грузом. О демарше английской эскадры каким‑то образом стало известно испанцам, мгновенно направившим к Сан‑Хуану пять отменно вооруженных фрегатов. Это произошло 25 сентября. А тут еще на кораблях Дрейка непредвиденно подошли к концу запасы провизии; вице‑адмирал принял решение атаковать портовый городок Лас‑Пальмас на Канарских островах. Сражение сложилось не в пользу англичан - несколько моряков даже попали в плен. Тогда Дрейк двинулся к Гваделупе и оказался там со всеми кораблями 9 ноября. Сразу же после пополнения запасов продовольствия он намеревался вести эскадру к Сан‑Хуану, но тут отчаянно вмешался Хоукинс, считавший, что все корабли должны быть тщательно осмотрены. Дрейк, скрепя сердце, согласился, что было большой ошибкой. Поскольку осмотром руководил сам Хоукинс, процедура затянулась на целых две недели. За это время пять испанских военных фрегатов не только достигли Сан‑Хуана, но заняли надежную оборону, будучи готовыми отражать любые атаки англичан. Наконец английская эскадра достигла Сан‑Хуана. Случилось это уже 22 ноября. Хоукинс, всю дорогу споривший с Дрейком, обнаружив пять готовых их встретить военных фрегатов, сгорал с досады. Видимо, он переживал так сильно, что его хватил удар, и он отдал Богу душу.

Дрейк для вида предпринял несколько атак, хотя и так уже было ясно, что галеона им не видать. Пока англичане возились с кораблями, испанцы в несколько раз увеличили огневую мощь порта, установив на стенах орудия с поврежденных кораблей; последние образовывали великолепный щит, за которым - в полной безопасности - находилась пятерка военных фрегатов. Бессмысленно атаковав порт 22 и 23 ноября, 24‑го Дрейк снял осаду и повел эскадру вдоль побережья Венесуэлы и Колумбии. Какие‑то небольшие городки английским пиратам удалось взять приступом и разорить, но добыча была скудна. Другие города, например та же Картахена, оказались невероятно хорошо укреплены (испанцы хорошо усвоили уроки, преподанные им Дрейком в 1585 году; да и вообще - десять лет срок изрядный, многое просто не могло не измениться!).

8 января 1596 года Дрейк оказался в районе достопамятного городка Номбре‑де‑Диос и вновь его захватил; для взятия Панамы он отрядил Томаса Баскервиля с 600 солдатами, велев тому двигаться по пути, которым следовали караваны мулов с ценной поклажей в Панаму. Но стояла зима, был сезон дождей. Все пути стали непроходимыми. Баскервиль, потеряв многих солдат, был вынужден через четыре дня бесславно возвратиться в Номбре‑де‑Диос.

Эскадра Дрейка в это время находилась в море западнее Никарагуа. Из‑за на редкость скверной погоды на кораблях вспыхнула жестокая лихорадка. Дрейк заразился дизентерией и 27 января 1596 года умер в жесточайших мучениях. После его трагической кончины Баскервиль принял на себя командование и повел корабли обратно в Англию. По пути им даже удалось отразить нападение мощной испанской эскадры, и это явилось единственным положительным результатом второй экспедиции англичан в Вест‑Индию.

Сэр Френсис Дрейк завещал похоронить себя в полном военном облачении. Его тело было заключено в железный гроб и предано волнам у Портобелло, вблизи берегов Панамы. Этот гроб мечтали и по‑прежнему мечтают обнаружить целые поколения дайверов.

Именем Дрейка был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. Это самый широкий в мире пролив, и составляет он 820 километров.