Краткая история становления и развития физиологии человека и животных. История развития физиологии Основателем физиологии как науки является

ПРЕДМЕТ ФИЗИОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Физиология - это наука о функциях и механизмах дея­тельности клеток, тканей, органов, систем и всего организма в целом. Физиологическая функция - это проявление жизнедеятельно­сти, имеющее приспособительное значение.

физиология как наука неразрывно связана с другими дисциплинами. Она базируется на знаниях физики, биофизики и биомеханики, хи­мии и биохимии, общей биологии, генетики, гистологии, киберне­тики, анатомии. В свою очередь, физиология является основой ме­дицины, психологии, педагогики, социологии, теории и методики физического воспитания. В процессе развития физиологической на­уки из общей физиологии выделились различные ее частные разделы. физиология труда, физиология спорта, авиакосмическая физиоло­гия, физиология подводного труда, возрастная физиология, психо­физиология и др.

Общая физиология представляет собой теоретическую основу фи­зиологии спорта. Она описывает основные закономерности деятель­ности организма людей разного возраста и пола, различные функ­циональные состояния, механизмы работы отдельных органов и сис­тем организма и их взаимодействия. Ее практическое значение состоит в научном обосновании возрастных этапов развития организма человека, индивидуальных особенностях отдельных людей, меха­низмов проявления их физических и умственных способностей,

особенностей контроля и возможностей управления функциональным состоянием организма. Физиология вскрывает последствия вредных привычек у человека, обосновывает пути профилактики функцио­нальных нарушений и сохранение здоровья. Знания физиологии по­могают педагогу и тренеру в процессах спортивного отбора и спортивной ориентации, в прогнозировании успешности соревнова­тельной деятельности спортсмена, в рациональном построении тре­нировочного процесса, в обеспечении индивидуализации физичес­ких нагрузок и открывают возможности использования функцио­нальных резервов организма.

МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Физиология - наука экспериментальная. Знания о функциях и механизмах деятельности организма построены на опытах, проводи­мых на животных, наблюдениях в клинике, обследованиях здоровых людей в различных экспериментальных условиях. При этом в отношении здорового человека требуются методы, не связанные с по­вреждениями его тканей и проникновением во внутрь организма - так называемые неинвазивные методы.

В общей форме физиология использует три методических приема исследований: наблюдение или метод «черного ящика», острый опыт и хронический эксперимент.

Классическими методами исследований являлись методы удаления и методы раздражения отдельных частей или целых органов, в основ­ном применявшиеся в опытах на животных или во время операций в клинике. Они давали приблизительное представление о функциях удаленных или раздражаемых органов и тканей организма. В этом отноше­нии прогрессивным методом исследования целостного организма явился разработанный И. П. Павловым метод условных рефлексов.

В современных условиях наиболее распространенными являются электрофизиологические методы, позволяющие регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей деятельности изучае­мых органов и без повреждения покровных тканей - например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография (регистрация электрической активности сердца, мышц и мозга). Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые запи­си на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специ­альные программы - обеспечивают тонкий анализ физиологических данных. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах (тепло­видения) позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не

вскрывая мозга, можно увидеть морфофункциональные его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИОЛОГИИ

Наблюдения за жизнедеятельностью организма производились с незапамятных времен. За 14-15 веков до н.э. в Древнем Египте при изготовлении мумий люди хорошо знакомились с внутренними органами человека. В гробнице врача фараона Унаса изображены древние медицинские инструменты. В Древнем Китае только по пульсу удивительно тонко различали до 400 болезней. В IV-У веке до н. э. там было развито учение о функционально важных точках тела, которое в настоящее время явилось основой для современных раз­работок рефлексотерапии и иглоукаливания, Су-Джок терапии, те­стирования функционального состояния скелетных мышц спорт­смена по величине напряженности электрического поля кожи в биоэлектрически активных точках над ними. Древняя Индия про­славилась своими особыми растительными рецептами, воздействи­ем на организм упражнениями йоги и дыхательной гимнастики. В Древней Греции первые представления о функциях мозга и сердца высказывали в IV-V веке до н. э. Гиппократ (460-377 г. до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), а в Древнем Риме во 11 веке до н.э.- врач Гален (201-131 г. до н. э.).

Однако, как экспериментальная наука, физиология возникла в XVII веке нашей эры, когда английский врач В. Гарвей открыл круги кро­вообращения. В этот же период французский ученый Р. Декарт ввел понятие рефлекс (отражение), описав путь внешней информации в мозг и обратный путь двигательного ответа. Работами гениального русского ученого М. В. Ломоносова и немецкого физика Г. Гельмгольца о трехкомпонентной природе цветного зрения, трактатом чеха Г. Прохазки о функциях нервной системы и наблюдениями ита­льянца Л. Гальвани о животном электричестве в нервах и мышцах отмечен ХУШ век. В ХІХ веке разработаны представления английско­го физиолога Ч. Шеррингтона об интегративных процессах в не­рвной системе, изложенные в его известной монографии в 1906 г. Проведены первые исследования утомления итальянцем А. Моссо. Обнаружил изменения постоянных потенциалов кожи при раздра­жениях у человека И. Р. Тарханов (феномен Тарханова).

В XIX в. работами «отца русской физиологии» И. М. Сеченова (1829-1905) заложены основы развития многих областей физиологии - изучение газов крови, процессов утомления и «активного отдыха», а главное - открытие в 1862 году торможения в центральной нервной системе («Сеченовского торможения») и разработка физиологических

основ психических процессов человека, показавших рефлекторную природу поведенческих реакций человека (" Рефлексы головного моз­га», 1863 г.). Дальнейшая разработка идей И. М.Сеченова шла двумя путями. С одной стороны, изучение тонких механизмов возбуждения и торможения проводилось в Санкт-Петербургском Университете Н. Е. Введенским (1852-1922). Им создано представление о физиоло­гической лабильности как скоростной характеристике возбуждения и учение о парабиозе как общей реакции нервно-мышечной ткани на раздражение. В дальнейшем это направление было продолжено его учеником А. А. Ухтомским (1875-1942), который, изучая процессы координации в нервной системе, открыл явление доминанты (господствующего очага возбуждения) и роль в этих процессах усвоения рит­ма раздражений. С другой стороны, в условиях хронического экспе­римента на целостном организме, И. П. Павлов (1849-1936) впервые создал учение об условных рефлексах и разработал новую главу физи­ологии - физиологию высшей нервной деятельности. Кроме того, в 1904 г. за свои работы в области пищеварения И. П. Павлов, одним из первых русских ученых, был отмечен Нобелевской премией. Физио­логические основы поведения человека, роль сочетанных рефлексов были разработаны В. М. Бехтеревым.

Крупный вклад в развитие физиологии внесли и другие выдающи­еся отечественные физиологи: основатель эволюционной физиоло­гии и адаптологии академик Л. А. Орбели, изучавший условно-реф­лекторные влияния коры на внутренние органы акад. К. М. Быков, создатель учения о функциональной системе акад. П. К.Анохин, ос­нователь отечественной электроэнцефалографии - акад. М. Н. Лива­нов, разработчик космической физиологии - акад. В. В. Ларин, осно­ватель физиологии активности - Н. А. Бернштейн и многие др.

В области физиологии мышечной деятельности следует отметить основателя отечественной физиологии спорта - проф. А. Н. Крестовникова (1885-1955), написавшего первый учебник по физиологии чело­века для физкультурных вузов страны (1938) и первую монографию по физиологии спорта (1939), а также широко известных ученых - проф. Е. К. Жукова, В. С. Фарфеля, Н. В. Зимкина, А. С. Мозжухина и многих др., а среди зарубежных ученых - П.-О. Астранда, А. Хилла, Р. Грани­та, Р. Маргария и др.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИОЛОГИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Живые организмы представляют собой так называемые откры­тые системы (т. е. не замкнутые в себе, а неразрывно связанные с внешней средой). Они состоят из белков и нуклеиновых кислот и

характеризуются способностью к авторегуляции и самовоспроиз­ведению. Основными свойствами живого организма являются обмен веществ, раздражимость (возбудимость), подвижность, самовоспроизведение (размножение, наследственность) и само­регуляция (поддержание гомеостаза, приспособляемость-адап­тивность).

Краткая история физиологии

Физиология обязана своим возникновением потребностям медицины, а также стремлению человека познать себя, сущность и проявления жизни на различных уровнях ее организации. Потребность сохранения жизни человека была на всех этапах его развития, и уже в древние времена формировались элементарные представления о деятельности организма человека, являясь обобщением накопленного опыта человечества. Отец медицины Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) представлял организм человека как некое единство жидких сред и психического склада личности, подчеркивал связь человека со средой обитания и то, что движение является основной формой этой связи. Это определяло его подход к комплексному лечению больного. Аналогичный в принципе подход был характерен для врачей древнего Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы.

В средние века господствовали далекие от реалий представления, основанные на постулатах римского анатома Галена, и засилие церкви определило неопределимую преграду между телом и душой.

Эпоха Возрождения (XVI-XVII века) с ее возросшими потребностями общественного производства пробудила к жизни науку и культуру, а несомненные успехи физики и химии, обращение к ним врачей определили стремление объяснить деятельность организма человека на основе происходящих в нем химических (ятрохимия) и физических (ятрофизика) процессов. Однако уровень знаний наук того времени, конечно же, не мог составить сколько-нибудь полное и адекватное представление о физиологических функциях.

Вместе с тем изобретение микроскопа и углубление знаний о микроскопическом строении тканей животных побуждает к исследованию функционального назначения открываемых структур. Успехи химии и изучения кругооборота веществ в природе направляют интересы человека к судьбе поступающих в его организм веществ, что становится предметом исследовательского интереса. Совершенствование точных наук, естествознания в целом и философии определяет обращение человеческой мысли к механизмам движения. Так, Р. Декарт (1596- 1650) формулирует рефлекторный принцип организации движений, в основе которого лежит побуждающий их стимул.

Особое место в науке о человеке сыграло открытие английским врачом В. Гарвеем (1578-1657) кровообращения. Обладая обширными анатомическими знаниями, В. Гарвей проводил экспериментальные исследования на животных и наблюдения на людях, основал физиологию как науку, основным методом которой является эксперимент. Официальной датой возникновения физиологии человека и животных как науки принят 1628 г. - год выхода в свет трактата В. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Это произведение послужило стимулом к изучению деятельности организма в экспериментах на животных как основного объективного источника знаний.

В XVII веке выполняется ряд исследований по физиологии мышц, дыхания, обмена веществ. В Европе в XVIII веке возникает учение о «животном электричестве» (Л. Гальвани, 1737-1798), переросшее в один из ведущих разделов современной науки - электрофизиологию. Получает дальнейшее развитие принцип рефлекторной деятельности (И. Прохаска, 1749-1820). Вносится много ценного в понимание деятельности систем кровообращения (С. Хелс, 1667-1761), дыхания (Д. Пристли, 1733-1804), обмена веществ (А. Лавуазье, 1743-1794).

В этот период открывается Российская академия наук (1724), где Д. Бернулли выполнил первые в России экспериментальные исследования движения крови по кровеносным сосудам. В России солидные физиологические открытия сделаны М. В. Ломоносовым (1711-1765).

XIX век - период расцвета аналитической физиологии, когда были сделаны выдающиеся открытия практически по всем физио­логическим системам. Это происходило одновременно с бурным ростом естествознания, обретением фундаментальных знаний о при­роде: открытие закона сохранения энергии, клеточного строения организмов, формирование основ учения об эволюции жизни на Земле. Особое значение в развитии физиологии сыграли новые методические подходы и изобретения выдающихся физиологов той поры, о чем сказано в предыдущем разделе. Все это определило в середине XIX века выделение физиологии в самостоятельную науку. В университетах России, Англии создаются физиологические лабора­тории, интенсифицируются физиологические исследования в Европе.

Во второй половине XIX века - начале XX столетия физио­логия в России становится одной из передовых в мировой науке, в чем выдающуюся роль сыграли столичные школы И. М. Сеченова (1829-1905), И. П. Павлова (1849-1936), известные школы Ка­зани, Киева, Одессы, Томска, Екатеринбурга. Российская наука при всей ее самобытности, методологической оригинальности под­держивала теснейшие творческие связи с ведущими физиологиче­скими школами Западной Европы, а затем и Америки.

XX век - период интеграции и специализации наук, не обошел величайшими открытиями и физиологию. В 40-50-х годах ут­верждается мембранная теория биоэлектрических потенциалов (А.Л. Ходжкин, Э.Ф.Хаксли, Б. Катц). Роль этой теории в ус­тановлении ионных механизмов возбуждения нейронов в 1963 г. отмечается Нобелевской премией (Д. К. Экклс, Э. Ф. Хаксли, А. Л. Ходжкин). Делаются принципиальные открытия в области цитофизиологии и цитохимии.

Конец XIX и начало XX века - период определяющих успехов в области физиологии нервов и мышц как возбудимых тканей (Дюбуа-Реймон, Э. Ф. Пфлюгер, П. Г. Гейденгайн, Ю. Бернштейн, Г. Л. Гельмгольц). В России особенно заметные исследования в этом разделе науки выполняются Н. Е. Введенским (1852-1922),

А. И. Бабухиным (1835-1891), Б. Ф. Вериго (1860-1925),

В. Я. Данилевским (1852-1939), В. Ю. Чаговцем (1873-1941). За открытия теплообразования в мышцах А. В. Хиллу (1886-1977) и О. Ф. Мейергофу (1884-1951) присуждается Нобелевская премия. Достижением XX века, отмеченным Нобелевской премией 1936 г., явилось открытие химического механизма передачи нервного им­пульса в синапсах О. Леви (1873-1961) и Г. X. Дейлом (1875- 1968). Развитие этого направления в трудах У. Эйлера, Д. Аксель рода и Б. Катца было отмечено Нобелевской премией в 1970 г. А. Д. Эрлангер и Г. Гассер были отмечены в 1944 г. той же премией за успехи в изучении проведения импульсов по нервным волокнам. В решение проблемы возбуждения нервов и мышц в этот период существенный вклад вносят и советские физиологи - А. А. Ухтомский (1875-1942), А. Ф.Самойлов (1867-1930), Д. С. Воронцов (1886-1965).

XIX и XX века ознаменованы многими значительными успехами в изучении функций мозга.

Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит И. М. Сеченову (1829-1905), который в 1862 г. открыл явление торможения в ЦНС, что во многом определило последующие успехи исследований координации рефлекторной деятельности. Идеи, изложенные И. М. Сеченовым в книге «Рефлексы головного мозга» (1863), определили то, что к рефлекторным актам были отнесены психические явления, внесли новые представления в механизмы деятельности мозга, наметили принципиально новые подходы к его дальнейшим исследованиям. При этом ученый подчеркнул определяющую роль внешней среды в рефлекторной деятельности мозга.

На качественно новый уровень вывел теорию рефлекторной деятельности мозга И. П. Павлов (1849-1936), создав учение о высшей нервной деятельности (поведении) человека и животных, ее физиологии и патологии. И. П. Павлов основал школу отечественных физиологов, внесшую выдающийся вклад в мировую науку.

В числе учеников и последователей И. П. Павлова академики П. К. Анохин, Э. А. Астратян, К. М. Быков, Л. А. Орбели и многие другие, создавшие отечественные физиологические научные школы.

Идеи И. П. Павлова о рефлекторной деятельности мозга получили дальнейшее развитие в учении о функциональных системах П. К. Анохина (1898-1974), которые являются основой организации сложных форм поведенческой деятельности и обеспечения гомеостаза организма человека и животных. Трудно переоценить вклад в физиологию нервной системы И. С. Бериташвили (1885-1975), открывшего фундаментальные закономерности в деятельности мозга и создавшего ряд оригинальных теорий о ее организации.

Э. А. Астратян (1903-1981) - автор ряда фундаментальных работ, в которых развивал основные положения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. М. Быков (1887-1959) основал учение о двусторонней связи коры головного мозга с внутренними органами, о кортико-висцеральной патологии. Его ученик В. Н. Черниговский (1907-1981) обогатил науку учением об интероцепции висцеральных органов, регуляции системы крови.

Л. А. Орбели (1882-1958) основал учение об адаптационно-трофических влияниях симпатической нервной системы на соматические и вегетативные функции организма, явился одним из основателей эволюционной физиологии. Л. С. Штерн (1878-1968) создала учение о гематоэнцефалическом и гистогематическом барьерах, обеспечивающих гомеостатические функции в организме человека и животных.

Велика заслуга А. А. Ухтомского (1875-1942) в изучении физиологии ЦНС. Его учение о доминанте - «основном принципе деятельности» мозга и поныне питает идеи организации целенаправленной деятельности человека и животных.

Несомненно, что вклад отечественных физиологов в мировую науку о мозге оригинален и общепризнан, многое сделано и в изучении локализации функций в мозге (В. М. Бехтерев, М. А. Миславский, Ф. В. Овсянников и др.), в разработке методов его изучения.

В конце XIX и в XX веке физиология мозга успешно развивается в Европе и Америке. В большой мере это связано с созданием нейронной теории рефлекторной деятельности мозга на основе его гистологического исследования К. Гольджи (1844-1926) и С. Рамон-и-Кахалем (18512-1934), удостоенными Нобелевской премии в 1906 г., а затем Лоренте де Но.

Выдающуюся роль в изучении функций центральной нервной системы сыграл Ч. С. Шеррингтон (1856-1952), разработавший и сформулировавший основные принципы координационной деятельности мозга. Эти работы были удостоены в 1932 г. Нобелевской премии. Премию одновременно получил и электрофизиолог

Э. Д. Эдриан (1889-1977), также внесший существенный вклад в современные представления о деятельности мозга. Заслуга Ч. С. Шеррингтона и в том, что он воспитал плеяду физиологов, которым наука обязана многими выдающимися открытиями (Р. Гранит, Р. Магнус, У. Пенфилд, Дж. Экклс и др.).

Р. Магнусу (1873-1927) наука обязана учением об установочных рефлексах, распределяющих тонус скелетных мышц. Р. Гранит, X. К. Хартлайнен и Д. Уолд в 1967 г., а Д. Хьюбел и Т. Визел в 1981 г. были удостоены Нобелевской премии за работы по физиологии и биохимии зрительного анализатора. В этот раздел науки внесли достойный вклад также отечественные ученые П. П. Лазарев (1878-1942) и В. С. Кравков (1893-1951).

Современная физиология ретикулярной формации мозга создана экспериментальными исследованиями Г. Мэгуна и Д. Моруцци. Следует подчеркнуть, что основой для проведения этих исследований послужили результаты научных работ И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева.

Конечно, функции мозга привлекали и привлекают к себе внимание многих выдающихся ученых мира и в этой области успешные поиски продолжаются. Об основных их результатах сказано в соответствующих главах учебника с упоминанием имен и ныне здравствующих физиологов.

Физиология висцеральных органов в истории науки занимает весьма заметное место со времени возникновения физиологии до наших дней. XIX и XX века ознаменованы крупными открытиями по механизмам регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов: К.Людвиг (1816-1895), И. Ф. Цион (1842-1912), К. Бер нар (1813-1878), Ф.В.Овсянников (1827-1906), В. Эйнтховеи (1860-1927), Э. Г. Стерлинг (1866-1927) и др.

За исследования капиллярного кровообращения в 1920 г. Нобелевской премии был удостоен А. Крог (1874-1949). В советское время крупный научный вклад в физиологию сердечно-сосудистой системы внесли В. В. Парин (1903-1971), В. Н. Черниговский, А. М. Чернух и др.

Богат XX век успехами в области физиологии дыхания, особенно его регуляции (Н. А. Миславский, К. Гейманс, Д. С. Холдейн). За работы в этой области К. Гейманс (1892-1968) получил Нобелевскую премию в 1939 г. Крупные открытия были сделаны по биохимии газообмена и клеточного дыхания (А. Крог, Д. Баркрофт), а О. Г. Варбургу (1883-1970) за открытие ферментативного механизма клеточного дыхания была присуждена Нобелевская премия в 1931 г. Велик вклад в физиологию дыхательного центра М. В. Сергиевского (1898-1982).

Физиологией пищеварения в разное время занимались выдающиеся физиологи Европы и Америки (К. Людвиг, К. Бернар, Р. Геденгайн, Э. Старлинг и др.), но «пересоздал физиологию пищеварения» (так сказано в дипломе Нобелевского лауреата 1904 г.) И. П. Павлов - первый среди физиологов мира и первый Российский ученый, удостоенный этого высокого звания. Внутриклеточному пищеварению были посвящены работы еще одного Нобелевского лауреата - И. И. Мечникова (1845-1916). В лаборатории И. П. Павлова работали Е. С. Лондон, И. П. Разенков, Г. В. Фольборт, Б. П. Бабкин и др., которые продолжили славные традиции первооткрывателей в области физиологии пищеварения. Выдающуюся роль в этой области науки сыграл А. М. Уголев (1926-1992), которому принадлежат честь открытия мембранного кишечного пищеварения и определение его места в пищеварительном конвейере, современные концепции эндокринной деятельности желудочно-кишечного тракта, эволюции секреторных процессов, теория адекватного питания и другие оригинальные теории и гипотезы в физиологии.

В физиологии висцеральных систем формировались основные концепции функциональной организации автономной (вегетативной) нервной системы. Об этих страницах истории физиологии достаточно подробно написано в разделе 4.3 учебника.

XX век богат открытиями в области изучения деятельности эндокринных желез. В 1923 г. Нобелевская премия присуждена Ф. Г. Бантингу (1891-1941). Д. Маклеоду (1876-1935) и Ч. Г. Бесту (1899-1978) за работы по инсулину. Этой премии в 1947 г. удостоен Б. А. Усай (1887-1971) за открытия в области физиологии гипофиза. Работы по изучению функции этой железы были отмечены и в 1977 г. - Р. Гиймен, Э. В. Шалли и Р. С. Ялоу. В 1950 г. Нобелевской премии за исследование функции надпочечников удостоены Ф. Ш. Хенч (1896-1965), Э. К. Кендалл (1886-1972) и Т. Рейхштейн (р. в 1897).

В 1971 г. Нобелевским лауреатом стал Э. У. Сазерленд (1915- 1974), который открыл роль АМФ в регуляции обмена веществ, показал его значение как посредника в гормональном воздействии на обмен веществ.

Отечественным физиологам принадлежит приоритет в создании искусственного сердца (А. А. Брюхоненко), записи ЭЭГ (В. В. Правдич-Неминский), создании таких важных и новых направлений в науке, как космическая физиология, физиология труда, физиология спорта, исследовании физиологических механизмов адаптации, регуляции механизмов реализации многих физиологических функций. Эти и многие другие исследования имеют первостепенное значение для медицины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

1.Возникновение физиологии

Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках, вивисекции производились очень редко и поэтому многие заключения о функциях тела были неточными или ошибочными.

Немногочисленные физиологические факты, полученные учеными древнего мира, намеренно замалчивались до XIV--XV вв. во времена феодализма, а идеалистические умозрительные предположения древних о существовании души, не зависимой от тела, были канонизированы во всех религиозных верованиях и утверждались как непреложные истины. В средние века религиозные догмы насаждались насильственно, а научные знания жестоко искоренялись. Католическая церковь запрещала вскрывать трупы, без чего невозможны точные знания строения организма. В средние века религия привела к застою экспериментальную науку и нанесла огромный вред ее развитию.

Возрождение анатомии и физиологии началось с крушением феодального общества. А. В е з а л и й (1514--1564) был не только основателем современной анатомии человека, но и проводил вивисекции на собаках, позволившие установить важные факты. М. Сервет (1509 или 1511 -- 1553) подробно изучил малый круг кровообращения, изменение крови в легких и предположил существование в них капилляров. За свои смелые научные воззрения, направленные против религии, М. Сервет был сожжен церковниками. Анатом-Ф а б р и ц и й (1537-1619) обнаружил клапаны в венах.

Английский врач Уильям Гарвей (1578 --1657) открыл большой круг кровообращения в острых опытах на животных и путем наблюдений на людях. Он строил свои выводы на результатах вивисекции животных, поэтому его научный труд является физиологическим и считается началом современной экспериментальной физиологии.

В первой половине XVII в. естествоиспытатель и философ Рене Декарт (1596 --1650), проводя вивисекции на животных и наблюдения на людях, изучал роль сердца и пищеварение. Главное его открытие в физиологии -- схема безусловного рефлекса на основе изучения акта мигания при прикосновении к роговице.

Идея Декарта о рефлексе получила дальнейшее развитие в трудах чешского ученого И. Прохаски (1749 -- 1820).

Важный вклад в физиологию внес итальянский физиолог и физик JI. Гальвани (1737-1798) -- один из основателей теории электричества. Он открыл возникновение электрического тока в нервах и мышцах лягушки при одновременном соприкосновении их с двумя разнородными металлами (железом и медью), что вызывало сокращение мышц, а затем доказал существование электричества в нервах. Итальянский физик и физиолог А. Вольта (1745 -- 1827) разъяснил, что при одновременном соприкосновении нервов и мышц с двумя разнородными металлами действует внешний электрический ток, а не собственное электричество. Он показал, что электрический ток возбуждает органы чувств, нервы и мышцы. Таким образом, Гальвани и Вольта стали основателями электрофизиологии, получившей дальнейшее развитие в трудах немецкого физиолога Дюбуа-Реймона (1818 -- 1896) и др.

Большое значение для физиологии имели биохимические исследования пищеварительных ферментов и роли ферментов в синтезе белков, проведенные А. Я. Данилевским (1838 -- 1923).

2.Прогресс физиологии XIX в.

Прогресс физиологии в XIX в. был основан на успехах физики и химии, приложенных к исследованию функций организма и его химического состава и сочетавшихся с вивисекцией. Это направление получило большое развитие.

Ч. Б е л л (1774--1842) и Ф. Мажанди (1783 -- 1855) доказали, что центростремительные (чувствительные) и центробежные нервные волокна существуют раздельно. Ч. Белл обнаружил чувствительность мышц и утверждал существование нервного, рефлекторного кольца между мозгом и скелетной мышцей.

Ф. Мажанди доказал влияние нервной системы на регуляцию обмена веществ в органах и тканях -- трофическую функцию нервной системы. Ученик Мажанди Клод Бернар (1813 -- 1878) сделал много важных физиологических открытий: им показано пищеварительное значение слюны и поджелудочного сока, обнаружены синтез углеводов в печени и роль ее в поддержании уровня сахара в крови, роль нервной системы в углеводном обмене и в регуляции просвета кровеносных сосудов, открыты функции многих нервов, изучены давление крови, газы крови, электрические токи нервов и мышц и многие другие вопросы.

К. Бернар считал, что большинство важнейших функций организма регулируется нервной системой.

Значительный вклад в физиологию внесли в прошлом веке также И. Мюллер (1801 -- 1858) и его школа. Ему принадлежат многочисленные исследования по анатомии, сравнительной анатомии, гистологии, эмбриологии, по физиологии органов чувств, голосового аппарата и рефлексам. Его ученик Г. Гельмгольц (1821 --1894) сделал важные открытия в области физики, физиологии зрения и слуха, нервной и мышечной систем.

Для развития современной физиологии большое значение имеют исследования о природе нервного процесса (А. Ходжкин, Л. Хаксли и др.), о закономерностях функционирования нервной системы (Ч. Шеррингтон, Р. Магнус, Д. Экклс и др.) и органов чувств (Р. Гранит), об активных веществах, участвующих в передаче нервного процесса (Г. Дейл, Д. Нахмансон, М. Бакк и др.),

о функциях мозгового ствола (Г. Мэгун, Г. Моруцци и др.), головного мозга (Ю. Конорский), сердечно-сосудистой системы (Э. Старлинг, К. Уиггерс, К. Гейманс и др.), о пищеварении (В. М. Бэйлисс, А. Айви и др.), деятельности почек (А. Кешни, А. Ричардс и др.).

Русская физиологическая школа. В России физиология зародилась в XVIII в. Физиологические эксперименты производили

Ф. Зуев (1754--1794), А. М. Филомафитский (1807-- 1849) и др. Первый отечественный учебник физиологии написал Д. М. В е л л а н с к и й (1773 -- 1847). Вначале изучались, физиология дыхания, крови и кровообращения, движения, а затем основным направлением стало исследование функций разных отделов нервной системы (А. Н. Орловский, 1821 -- 1856; А. А. Соколовский, 1822 -- 1891 и др.).

3.Развитие отечественной физиологии

Основателем отечественной школы физиологии был И. М. Сеченов (1829 -- 1905). В 1862 г. он открыл торможение в нервных центрах, а в 1868 г. -- суммацию возбуждения в них. Он один из первых проводил электрофизиологические исследования нервной системы. В труде И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» излагается основная идея рефлекторной теории.

Рефлекторная теория И. М. Сеченова получила развитие в трудах И.П. Павлова (1849 -- 1936), а также его непосредственных учеников -- Н. Е. Введенского (1852 -- 1922), А. Ф. Самойлова (1867-1930) и др.

Выдающиеся открытия в физиологии нервной системы сделали учителя И. П. Павлова --И. Ф. Цион (1842 -- 1912) и Ф. В. О в с я н н и к о в (1827--1906).

И. Ф. Цион совместно с К. Людвигом открыл центростремительный нерв, вызывающий замедление работы сердца и расширение кровеносных сосудов. Он обнаружил нервы, ускоряющие работу сердца; сосудосуживающее действие чревного нерва; окончательно доказал, что симпатические нервные волокна выходят из спинного мозга по передним корешкам, и впервые указал на взаимосвязь возбуждения и торможения в нервной системе. Он сформулировал гипотезу о торможении как интерференции двух сталкивающихся волн возбуждения.

Ф. В. Овсянников исследовал регуляцию кровообращения центральной нервной системой.

Первые работы И. П. Павлова также были посвящены регуляции нервной системой работы сердца и кровообращения и изучению трофической функции нервной системы, а затем И. П. Павлов и его ученики впервые детально изучили роль нервной системы в работе пищеварительных желез. Развивая идею И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга, И. П. Павлов открыл условные рефлексы. Школа И. П. Павлова вскрыла основные физиологические закономерности работы головного мозга как органа, обеспечивающего соответствие функций организма изменяющимся условиям его существования.

И. П. Павлов исходил из ведущей роли нервной системы во взаимодействии целостного животного организма с внешней средой и в регуляции деятельности всех его органов. Он экспериментально развил принцип нервизма, состоящий в исследовании влияния нервной системы на все функции организма. Школа И. П. Павлова занимает ведущее место в отечественной физиологии.

Н. Е. Введенский создал теорию единства возбуждения и торможения, их взаимных переходов, провел важные электрофизиоло-гические работы по изучению функций нервов и мышц. Его ученик А. А. Ухтомский (1875 -- 1942) обосновал принцип работы нервных центров -- теорию доминанты, которая является дальнейшим развитием концепций И. П. Павлова и Н. Е. Введенского о взаимоотношениях нервных центров, а также создал представление об усвоении нервной системой ритма раздражений. А. Ф. Самойлов (1867 --1930) сделал большой вклад в элекрофизиологию и успешно развивал теорию о химических передатчиках нервного процесса.

В исследовании функций животных организмов И. М. Сеченов и И. П. Павлов и их ученики руководствовались идеями Ч. Дарвина. Для отечественной физиологии характерно исследование функции в эволюции, в их фило- и онтогенетическом развитии. Ученик И. Г. Павлова Л. А. О р б е л и (1882--1958) создал современную отечественную эволюционную физиологию, глубоко изучил роль вегетативной нервной системы в деятельности головного мозга, органов чувств и скелетной мускулатуры.

В. М. Бехтерев (1857 -- 1927) развил теорию условных рефлексов в патологии нервной системы людей и в психиатрии и глубоко изучил строение и функции нервной системы. Пользуясь методом условных (сочетательных) рефлексов на людях и животных и операциями на животных, он исследовал влияние внутренних органов на деятельность головного мозга и регуляцию работы внутренних органов головным мозгом.

В изучении влияния головного мозга на внутренние органы первые важные исследования принадлежат В. Я. Данилевскому (1852--1939). Он же один из первых изучил электрические явления в головном мозге.

Советские физиологи и последователи школ Сеченова, Введенского и Павлова, применяя современные методы исследования, успешно развивают физиологию человека. Особенно велик прогресс физиологии труда, авиационной и космической и особенно возрастной физиологии детей, так как современные методы изучения функций позволяют исследовать физиологические процессы людей без вреда для здоровья.

Критика витализма и механистического материализма в физиологии на основе философии диалектического материализма. Живые организмы состоят из тех же элементов, что и неживая природа. Высокоорганизованные химические соединения организма -- сложные белковые тела, связанные с жировыми и углеводными * соединениями, обладают новыми качествами, которых не имеет неживая природа. Основное качество живой материи -- обмен веществ, обусловливающий постоянное самовозобновление организма и все его физиологические функции. Жизнь и смерть взаимосвязаны, так как в живых организмах непрерывно происходит распад, разрушение клеток и тканей, до составных элементов. Из этих элементов и из поступающих в организм извне элементов неживой природы вновь создаются живые структуры.

физиология Рефлекторный сеченов

4.Развитие современной физиологии

Современная наука изучила строение многих белков, а некоторые соединения белковой природы синтезированы, например адренокортикотропный гормон, окситоцин, вазопрессин, инсулин.

Важнейшая особенность живых структур -- их избирательное отношение к веществам, поступающим извне. Только определенные вещества проникают из внешней среды в организм и пропускаются через цитоплазматические оболочки внутрь организма: например, кровь данного организма всасывается в пищеварительном канале вопреки физико-химическим законам неживой природы; через оболочки живых клеток, состоящие из белков и жировых веществ, выталкиваются ионы натрия наружу, а ионы калия нагнетаются внутрь и т. д.

Следовательно, качественные отличия процесса жизни не являются сверхъестественными, лежащими за пределами природы и недоступными изучению, как это утверждается реакционным идеалистическим направлением в биологии -- витализмом. Виталисты отрицают возникновение жизни из неживой природы. Они ошибочно считают, что жизнь вечна и регулируется нематериальными факторами («жизненной силой», «энтелехией», «жизненным духом», «душой» и т. п.), что она непознаваема.

Физиология изучает свойства живого организма, отличающие его от неживой природы, поэтому нельзя отождествлять физиологические законы жизни с физическими и химическими законами мертвой природы, так как при этом уничтожается коренное, качественное отличие живого от неживого.

Такое сведение всех процессов жизни к процессам неживой природы характерно для механистического материализма. Механистические материалисты отрицают качественное своеобразие живых организмов, находящихся на разных ступенях развития, и исторически возникшую целесообразность их поведения, отождествляют законы поведения и мышления людей и животных, отрицают различия обмена веществ людей и животных.

Современные механистические материалисты отождествляют функции нервной системы с принципом работы электронно-вычислительных машин -- алгоритмами (жесткими программами, предусматривающими чередование ряда определенных действий).

Вместе с тем в основе жизненных процессов лежат не только специфические, но и общие физические и химические закономерности.

Так как механистический материализм не в состоянии объяснить качественные отличия живого, то он сочетается с идеализмом. Только диалектический материализм позволяет понять сущность жизни, раскрывая историю ее возникновения и развития.

5.Развитие методов изучения физиологии. Инновационные приборы исследования

Физиологические открытия и развитие физиологических идей в новейшее время. Успехи современной физиологии основаны на использовании методов биофизики и биохимии.

Тонкие и чрезвычайно точные электронные приборы позволяют изучать функции отдельных клеток и даже отдельных клеточных структур. Например, микроэлектродной методикой непосредственно исследуют жизнедеятельность отдельных нервных клеток, мышечных волокон, рецепторов сетчатки. Это достигается регистрацией электрических явлений (биологических потенциалов), возникающих в процессе обмена веществ в отдельных клетках и их составных частях.

Для отведения биопотенциалов применяют микроэлектроды двух видов: жидкостные (капиллярные) и металлические. Жидкостные микроэлектроды лучше металлических, так как исключают возможность поляризации. Для внеклеточной регистрации биопотенциалов применяют электроды с внешним диаметром 1--4 мкм (микрон, микрометр), а для внутриклеточной -- менее 0,5 мкм. Микроэлектроды вводят на заданную глубину в ткань без нарушения се функции и соединяют с усилительной и регистрирующей аппаратурой. Точность их введения в глубину органа и клетки, например в нервную клетку головного мозга, достигается стерсотаксическим аппаратом. Этот аппарат используется в острых и хронических опытах. Микроэлектроды вводят через втулки, укрепленные в отверстиях, сделанных в черепе, или через проколы.в черепе. Голова прочно фиксируется, специальные устройства позволяют плавно ее поворачивать, а микровинты -- продвигать микроэлектродыв глубь мозга с точностью до десятых долей микрона. К стереотаксическим пластинкам прикрепляют несколько микроэлектродов, вводимых в разные структуры головного мозга посредством микроманипуляторов.

Для микрофизиологических исследований, например для изучения передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую или с нервной клетки на мышечную клетку, применяют электронные микроскопы, увеличивающие в сотни тысяч раз. Обычный электронный микроскоп увеличивает в 10 ООО --15 ООО раз и, кроме того, имеет оптическое увеличение негатива в 10 раз. Электронные микроскопы обладают разрешающей способностью в несколько единиц или десятков А [ангстрем равен 0,1 нм (нанометра) или 1 * 10-» м]. «

Существенное значение для развития современной физиологии имеет гистологическая химия, изучающая расположение в определенных гистологических структурах характерных для них химических соединений как в покое, так и при изменениях физиологических функций. Успехи гистологической химии стали возможными благодаря применению электронного микроскопа и тончайших методов химического исследования.

В результате применения электронных приборов сделаны важнейшие открытия современной физиологии. Получены новые факты о функциях разных структур головного мозга в отдельности и в их взаимоотношениях (ретикулярной формации мозгового ствола, лимбической доли, миндалевидных ядер, ядер промежуточного мозга, гипоталамической, или подбугровой, области и др.). Исследовано участие этих структур в образовании условных рефлексов, в эмоциях. Глубоко изучена роль гормонов и химических передатчиков нервного процесса (медиаторов) в деятельности разных отделов центральной и периферической нервной системы, нервно-мышечной и других систем. Установлено их значение в образовании условных рефлексов, в формировании возбуждения, торможения и распространении нервного процесса, в восстановлении (регенерации) нервной системы.

Благодаря развитию тонких биохимических методов открыты ранее неизвестные медиаторы нервной системы, образующиеся в естественных условиях. В результате этих открытий возникла возможность направленно воздействовать на психику. В настоящее время в связи с прогрессом математики и кибернетики реализуется идея И. М. Сеченова о том, что все проявления мозговой деятельности обнаруживаются в сокращениях мышц, которые могут быть подвергнуты математическому анализу и выражены формулой. И. П. Павлов мечтал о том времени, «когда математический анализ, опираясь на естественнонаучный, осветит величественными формулами уравнений» сложные взаимоотношения организма с внешней средой и физиологические процессы, протекающие в нем.

Таким образом, взаимодействие и взаимная связь физиологии с биологией, математикой, физикой и химией -- основная тенденция ее современного развития.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития патологической физиологии как науки. Связь общей патологии с медицинской практикой, роль экспериментальных методов исследования в выявлении причин болезней. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие о физиологии животных, как о науке, значимость для жизнедеятельности человека. Виды анатомии домашних животных. Развитие ветеринарной анатомии и физиологии в Китае, Персии, Египте, Греции, Месопотамии и Индии. Значение учения Гиппократа.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общие закономерности функционирования клеток, органов, систем и целостного организма (физиологический покой, возбуждение, торможение и регуляция). Гомеостаз и адаптация. Методы исследования в физиологии. Принципы оценки жизнедеятельности человека.

    презентация , добавлен 07.06.2015

    Разделы современной физиологии. Известные отечественные физиологи. Методы и разновидности физиологических исследований. Виды экспериментов, концептуальные подходы. Возрастные периоды развития ребенка (стадии онтогенеза). Физиология возбудимых систем.

    лекция , добавлен 05.01.2014

    Введение термина "аорта" Аристотелем. Изучение нервной системы Галеном. Описание строения человеческого тела в работах Везалия. Роль деятельности русских ученых Пирогова, Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина и Бурденко в развитии медицинской науки.

    презентация , добавлен 27.11.2010

    История Казанского медицинского университета. Развитие респираторной медицины от фундаментальной физиологии до клинической фармакологии. Роль казанских ученых в развитии отечественной аллергологии. Совместная работа ученых и практического здравоохранения.

    презентация , добавлен 18.10.2013

    Возникновение и развитие ятрохимии, сущность работ ученых и деятельность Парацельса как ее основоположника. Особенности опытов Ван Гельмонта, изобретение термометра. Влияние алхимии на развитие фармации, технологии, медицины, анатомии, физиологии.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения энергии, эволюционное учение. Развитие земской медицины. Становление гистологии, микробиологии, патологической анатомии, физиологии, эмбриологии, их интеграция с медициной. Борьба с оспой.

    реферат , добавлен 10.06.2014

    Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности. Развитие сенсорных систем в онтогенезе.

    курс лекций , добавлен 06.04.2007

    Слуховая сенсорная система. Главные ветви сенсорной физиологии. Преобразование рецепторного потенциала в импульсную активность нервных путей и центров. Положения закона специфической энергии органов чувств (закон И. Мюллера). Классификация стимулов.

В России физиология начала развиваться после организации в 1724 г. в С.- Петербурге Российской академии наук. В 1738 г. физиологию начинают преподавать в С.- Петербургском университете, а в 1776 г. открывается кафедра физиологии в Московском университете и С.-Петербургской медико-хирургической академии. Первая диссертация в России по физиологии была защищена в 1794 г. Борсук-Моисеевым и посвящалась вопросу механизмов дыхания. Большой вклад в развитие физиологии внес М.В.Ломоносов который сформулировал закон сохранения материи и энергии, создал гипотезу о трехкомпонентности цветного зрения, теорию образования теплоты в живых организмах, дал классификацию вкусовых ощущений.

В 1836 г. Филомафитский выпускает первый в России учебник физиологии. В 1848 г. Басовым предложена операция наложения хронической фистулы желудка, что заложило основы для проведения длительного хронического эксперимента.

В историю мировой физиологии большой вклад внесли ученые России: И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.И. Бабухин, Ф.В.Овсянников, В.Я.Данилевский. И.М.Сеченов исследовал газовый состав крови, относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические показатели, обнаружил явление суммации и торможения в ЦНС, явился основоположником физиологии труда. В 1863 г. он опубликовал работу "Рефлексы головного мозга", которая внесла важный вклад в создание рефлекторной теории, поскольку впервые описывались процессы торможения в ЦНС и с материалистических позиций рассмотрена деятельность головного мозга. И.М.Сеченовым была воспитана целая плеяда выдающихся физиологов, в их числе: Пашутин - основоположник русской школы общей патологии, Введенский - описавший единство процессов торможения и возбуждения, создатель учения о парабиозе.

Фундаментальное развитие физиология высшей нервной деятельности получила в работах И.П.Павлова. Итогом работы И.П.Павлова и его учеников является важнейший вклад в разделы физиологии сердечно-сосудистой системы, высшей нервной деятельности, пищеварения (за которые в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия). И.П.Павловым был открыт условный рефлекс. Его учениками были: Л.А.Орбели - автор учения о трофической роли нервной системы, в течение многих лет возглавлял ведущие научные институты и лаборатории; В.М. Бехтерев изучал вопросы корковой регуляции висцеральных функций, П.К. Анохин - выдающийся советский ученый, автор учения о функциональных системах.

В XX веке отмечается резкое ускорение развития физиологии. У.Кеннон, опираясь на идеи К.Бернара, создал учение о гомеостазе, заложил основы кибернетики в биологии. Ч.Шеррингтоном было введено понятие “синапс”, создано учение о рецептивном поле. Р.Магнус описал механизмы поддержания позы. В России этот век представлен работами В.Ю.Чаговца, выдвинувшего ионную теорию генерации нервного импульса; В.М.Бехтерева, показавшего роль подкорковых структур в формировании эмоциональных и локомоторных актов; Эйтховеном и Самойловым были зарегистрированы биопотенциалы сердца, записана ЭКГ. Начали развиваться эволюционная (Л.А.Орбели) и сравнительная физиология, был объяснен химизм мышечного сокращения. Сформировались новые разделы физиологии: физиология питания, авиационная и космическая физиология, развиваются физиология сенсорных систем, сравнительная, возрастная, экологическая и другие разделы и направления физиологии.

Развитие физиологических наук в Беларуси связано с созданием в 1922 году Белорусского университета, в 1929 году - Республиканской Академии наук и организацией в 1936 году Белорусского общества физиологов, биохимиков и фармакологов, председателем которого в 1936-56 гг. являлся И.А.Ветохин. В 1937 году И.А.Ветохин возглавил институт экспериментальной физиологии Академии Наук Белоруссии, где проводились исследования по физиологии кровообращения, пищеварения, по изучению условного рефлекса. В 1953 году был организован Институт физиологии в составе Академии Наук БССР. Под руководством академика И.А.Булыгина проводились исследования по физиологии и патологии кортико-висцеральных взаимоотношений, структурно-функциональным особенностям анализаторов. В 1946-1951 годах президентом Белорусской Академии Наук Н.И.Гращенковым уделялось внимание развитию клинико-физиологических исследований. Опубликованы работы "Межнейронные аппараты, связи (синапсы) и их роль в физиологии и патологии"; "Черепно-мозговые ранения, методы их лечения". В 70-х годах в Институте физиологии АН БССР расширились исследования в области физиологии вестибулярного аппарата, структурно-функциональной организации вегетативных ганглиев и афферентного звена интероцептивных рефлексов. В 80-х годах ведущим направлением деятельности Института физиологии являлось изучение структуры и функций вегетативной нервной системы и ее роли в механизмах нейрогуморальной регуляции функций. Показан цепной характер висцеральных реакций, кольцевые связи внутренних органов, сосудов и вегетативных ганглиев с центральной нервной системой. С 1985 года институт возглавляет академик В.Н.Гурин, основные исследования которого связаны с изучением центральных механизмов терморегуляции и липидного обмена. Определенный вклад в развитие отдельных разделов физиологии внесли сотрудники других научно-исследовательских и учебных медицинских и педагогических институтов Республики.

6. Значение работ академика И.П.Павлова в развитии физиологии

С работами И.П.Павлова связана эпоха в физиологии и медицине. Он последовательно работал в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Отрыл нерв, усиливающий сокращения сердца, и тем самым заложил основы учения о трофической функции нервной системы. Затем, занимаясь проблемами пищеварения, выполнил фундаментальные эксперименты по нервной регуляции деятельности органов пищеварения, широко ввел в физиологию хронический эксперимент, обосновал синтетическое направление. Наиболее важный этап научной деятельности связан с исследованиями в области физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности. И.П.Павлов развил и расширил рефлекторную теорию, открыл условный рефлекс, разработал правила выработки условных рефлексов, сделал условный рефлекс объективным методом изучения высшей нервной деятельности. И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, учение о первой и второй сигнальных системах. Работы академика И.П.Павлова в течение многих лет являлись теоретической основой психиатрии, широко использовались мировой медициной.

Основными положениями рефлекторной теории И.П.Павлова являются:

1. Принцип детерминизма (причинности: всякое действие организма причинно обусловлено).

2. Принцип анализа и синтеза: любое событие, воздействие, изменение в организме сначала анализируется качественно, количественно, по биологической значимости, а затем, в зависимости от результата анализа, синтезируется ответная реакция.

3. Принцип структурности: все физиологические процессы протекают в определенных и неповреждённых нервных структурах.

7. Значение морфологии и физиологии в медицинском образовании

1. Физиология даёт фундаментальные научные знания о жизнедеятельности здорового организма человека.

2. Физиология устанавливает норму функции. Норма - это количественный показатель интенсивности функционирования системы, который устанавливается на основе обследования статистически значимых групп. Знание нормы в медицине имеет диагностическое и прогностическое значение. По величине отклонения от нормы устанавливается диагноз, степень тяжести заболевания, контролируется эффективность хода лечения, прогнозируется исход заболевания, корректируется терапия.

3. Физиология является основой фармакологии. Изучает механизмы действия лекарств, пути биотрансформации лекарственных средств в организме, биодоступность фармакологических препаратов, механизмы выведения препаратов и их метаболитов из организма.

4. Практически все методы функциональных исследований впервые разрабатывались и использовались в физиологических экспериментах.

5. Физиологические данные использовались при создании искусственных органов (сердце, почка, системы вентиляции легких и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физиология изучает функции здорового организма человека, находящегося в непрерывной связи с окружающей средой. Организм человека имеет сложное иерархическое построение и функционирует как целое, объединяясь в единую систему общими для всех структур принципами строения, метаболизма, регуляции. Базой для физиологии являются биология и морфологические науки: анатомия и гистология. Физиология является фундаментом теоретической и клинической медицины, имеет особенно большое значение для патофизиологии и фармакологии и поэтому является абсолютно необходимым предметом в системе высшего фармацевтического образования. Для получения научных данных физиологи пользуются морфологическими, физическими, химическими, математическими, методами, но специфическим физиологическим методом исследования является эксперимент.

Развитие анатомии, гистологии и физиологии неразрывно связано с развитием общества, потребностями медицины. В истории физиологии важным этапом было формирование рефлекторной теории, в создание которой весомый вклад внесли ученые России и Советского Союза - И.М.Сеченов, И.П.Павлов и П.К.Анохин.

Становление и прогресс физиологии в Белоруссии непосредственно связан с социально-экономическими преобразованиями общества в XX веке, созданием Белорусского университета и Белорусской Академии Наук. Достижения в области физиологии в Белоруссии в значительной степени обусловлены сотрудничеством белорусских ученых с Российскими исследовательскими центрами.

Учебно-контрольные вопросы по теме лекции

Предмет, задачи и методы физиологии.

Краткая история развития физиологии в России и в Беларуси.

Значение работ И.П.Павлова.

Значение морфологии и физиологии для медицинского образования.

Биологическая характеристика живых организмов (тканей).

Обмен веществ - основное условие жизни. Ассимиляция и диссимиляция. Единство этих процессов.

Организм как целое. Организм и среда. Гомеостаз.

Виды регуляции физиологических процессов в организме.

Рефлексы как основной вид нервной деятельности. Этапы развития рефлекторной теории.

Наблюдения за жизнедеятельностью организма производились с незапамятных времен. За 14-15 веков до н.э. в Древнем Египте при изготовлении мумий люди хорошо знакомились с внутренними органами человека. В гробнице врача фараона Унаса изображены древние медицинские инструменты. В Древнем Китае только по пульсу удивительно тонко различали до 400 болезней. В IV-У веке до н. э. там было развито учение о функционально важных точках тела, которое в настоящее время явилось основой для современных раз­работок рефлексотерапии и иглоукаливания, Су-Джок терапии, те­стирования функционального состояния скелетных мышц спорт­смена по величине напряженности электрического поля кожи в биоэлектрически активных точках над ними. Древняя Индия про­славилась своими особыми растительными рецептами, воздействи­ем на организм упражнениями йоги и дыхательной гимнастики. В Древней Греции первые представления о функциях мозга и сердца высказывали в IV-V веке до н. э. Гиппократ (460-377 г. до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), а в Древнем Риме во 11 веке до н.э.- врач Гален (201-131 г. до н. э.).

Однако, как экспериментальная наука, физиология возникла в XVII веке нашей эры, когда английский врач В. Гарвей открыл круги кро­вообращения. В этот же период французский ученый Р. Декарт ввел понятие рефлекс (отражение), описав путь внешней информации в мозг и обратный путь двигательного ответа. Работами гениального русского ученого М. В. Ломоносова и немецкого физика Г. Гельмгольца о трехкомпонентной природе цветного зрения, трактатом чеха Г. Прохазки о функциях нервной системы и наблюдениями ита­льянца Л. Гальвани о животном электричестве в нервах и мышцах отмечен ХУШ век. В ХІХ веке разработаны представления английско­го физиолога Ч. Шеррингтона об интегративных процессах в не­рвной системе, изложенные в его известной монографии в 1906 г. Проведены первые исследования утомления итальянцем А. Моссо. Обнаружил изменения постоянных потенциалов кожи при раздра­жениях у человека И. Р. Тарханов (феномен Тарханова).

В XIX в. работами «отца русской физиологии» И. М. Сеченова (1829-1905) заложены основы развития многих областей физиологии - изучение газов крови, процессов утомления и «активного отдыха», а главное - открытие в 1862 году торможения в центральной нервной системе («Сеченовского торможения») и разработка физиологических

основ психических процессов человека, показавших рефлекторную природу поведенческих реакций человека (" Рефлексы головного моз­га», 1863 г.). Дальнейшая разработка идей И. М.Сеченова шла двумя путями. С одной стороны, изучение тонких механизмов возбуждения и торможения проводилось в Санкт-Петербургском Университете Н. Е. Введенским (1852-1922). Им создано представление о физиоло­гической лабильности как скоростной характеристике возбуждения и учение о парабиозе как общей реакции нервно-мышечной ткани на раздражение. В дальнейшем это направление было продолжено его учеником А. А. Ухтомским (1875-1942), который, изучая процессы координации в нервной системе, открыл явление доминанты (господствующего очага возбуждения) и роль в этих процессах усвоения рит­ма раздражений. С другой стороны, в условиях хронического экспе­римента на целостном организме, И. П. Павлов (1849-1936) впервые создал учение об условных рефлексах и разработал новую главу физи­ологии - физиологию высшей нервной деятельности. Кроме того, в 1904 г. за свои работы в области пищеварения И. П. Павлов, одним из первых русских ученых, был отмечен Нобелевской премией. Физио­логические основы поведения человека, роль сочетанных рефлексов были разработаны В. М. Бехтеревым.

Крупный вклад в развитие физиологии внесли и другие выдающи­еся отечественные физиологи: основатель эволюционной физиоло­гии и адаптологии академик Л. А. Орбели, изучавший условно-реф­лекторные влияния коры на внутренние органы акад. К. М. Быков, создатель учения о функциональной системе акад. П. К.Анохин, ос­нователь отечественной электроэнцефалографии - акад. М. Н. Лива­нов, разработчик космической физиологии - акад. В. В. Ларин, осно­ватель физиологии активности - Н. А. Бернштейн и многие др.