Кто из русских императоров посещал усадьбу кузьминки. Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

December 29th, 2017

В самом начале XVIII века Пётр I презентовал именитому человеку Григорию Строганову участок подмосковной земли, ставший позднее известным как усадьба Влахернское-Кузьминки. Название Кузьминки связано, вероятно, с церковным праздником святых Космы и Дамиана, которому был посвящён не сохранившийся храм. Позднее здесь построили храм во имя Влахернской иконы Божьей Матери и тогда появилось второе название этой местности.



Григорий Строганов был крупным землевладельцем, торговцем пушниной и промышленником, которому принадлежали солеварни и металлолитейные заводы на Урале и в Сибири. Строгановы давали правительству Петра I деньги на организацию армии и построили за свой счет несколько военных судов, за что и получали в благодарность земельные участки, наградные нагрудные портреты Петра, усыпанные алмазами, а вдова и дети Григория Строганова - баронский титул. При них в Кузьминках появились деревянный господский дом и несколько хозяйственных построек. В 1757 году внучка Григория Строганова Анна вышла замуж за представителя знатного рода князей Голицыных Михаила, а село Влахернское фигурировало в качестве приданого.

Супруги занялись благоустройством усадьбы и пригласили для этой работы архитектора И.Жеребцова, перестроившего господский дом, мельницу, пристани. Чуть позднее была разбит Французский регулярный парк, реконструирована Слободка, создан комплекс Садоводство, выкопан канал, соединивший Щучий пруд с Нижним Кузьминским прудом, в 1774 году открылся для прихожан новый каменный Влахернский храм. После смерти родителей Кузьминки унаследовали сыновья Александр и Сергей Голицыны.

Сергею Голицыну пришлось восстанавливать любимую усадьбу после наполеоновского нашествия и к 1830-1840 годам стараниями архитектора Доменико Жилярди Влахернское предстало изысканным ансамблем. По проектам Жилярди были построены Музыкальный павильон Конного двора, Львиная пристань, перестроены господский дом, Птичник, Скотный двор.

Во второй половине XIX века Кузьминки стали привлекательным дачным местом и на этом идиллия закончилась - грянувшие в 1917 году революционные события радикально изменили жизнь усадьбы. Ценность, к примеру, Кусково или Останкино сразу была очевидна Советской власти, а вот Кузьминки почему-то вместо музейного статуса получили неожиданных постояльцев - сотрудников Государственного института экспериментальной ветеринарии. Учёные не только работали, но и жили на территории усадьбы.

В 1898 году в Санкт-Петербурге была основана лаборатория ветеринарного управления Министерства внутренних дел России, на базе которой постановлением Временного правительства 10 октября 1917 года создан научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии. В годы Гражданской войны институт эвакуировали в подмосковную усадьбу Кузьминки, где он и квартировал до 2003 года.

Здравый смысл восторжествовал лишь спустя несколько десятилетий, когда ВИЭВ перевели на Рязанский проспект, а парк вернули горожанам. Впрочем, эта история пока не завершилась счастливым финалом, ибо некоторые исторические здания, нуждающиеся в срочной рестраврации, оказались в частной собственности и их дальнейшая судьба весьма туманна.

Прогулку по центральной исторической части усадьбы Влахернское-Кузьминки логично начать с начала - от въездных чугунных ворот, которые также называли Триумфальными. Увы, ворота утрачены и о них напоминает лишь название улицы - Чугунные Ворота.


Триумфальные ворота. 1904 год: https://pastvu.com/p/544337

Ворота представляли собой великолепный образец чугунолитейного искусства, копию Николаевских ворот в Павловске, - двойную дорическую колоннаду, из четырёх пучков колонн, завершённых аттиком. Ворота венчал герб князей Голицыных, который отливался, предположительно, в мастерской скульптора Сантино Кампиони по модели Ивана Витали. Для отливки монументального сооружения потребовалось 288 тонн чугуна.


Забавная пластиковая версия ворот была изготовлена для одного из общегородских праздников и по его завершении установлена в парке. Конечно, хотелось бы видеть Чугунные ворота более чугунными и более аутентичными.


Белый обелиск. 1974 год: https://pastvu.com/p/182157

От прежних времён здесь сохранился белокаменный обелиск в память о визите в Кузьминки царственных особ – скорее всего приезда в усадьбу в конце 1830-х годов цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, которому тогдашний хозяин Сергей Голицын был крёстным (также в Кузьминках гостили Пётр I, Николай I, императрица Мария Федоровна, в честь которых в усадьбе устанавливались памятники, не сохранившиеся до наших дней).


Современный вид белого обелиска


Фото 2010 года – ныне ограда обелиска, пояснительная табличка к нему и архитектурные формы с эмблемой фестиваля цветников и гербом Юго-Восточного округа Москвы снесены.

Липовая аллея, ведущая от Чугунных ворот к господскому дому, называлась Влахернским проспектом, а теперь - Кузьминской улицей. На всём протяжении аллеи на обочине стояли чугунные тумбы с цепями. Весной здесь разбивают цветники, а сравнительно недавно проводились и смотры ландшафтного дизайна.


По правую руку остаётся деревянный Дом главного садовника голицынского имения, в котором с 1987 года размещается экспозиция Московского литературного музея-центра Константина Паустовского - русского советского прозаика, журналиста, автора рассказов о природе. На «Серую дачу» мы ещё заглянем на экскурсию. В соседних кирпичных зданиях XIX века ранее проживали остальные нанятые садовники усадьбы, а ныне размещается частная школа.


Фундамент чугунного обелиска, сооружённого по проекту М.Быковского и установленного в 1844 году в память о пребывании в Кузьминках императора Петра I: «На сем месте было жилище Императора Петра Великого». После Февральской революции был сбит символ самодержавия - золочёный двуглавый орёл, а в 1920-е годы демонтирован и сам памятник.


Парк «Часы» разбит в распространённом в середине XVIII века французском регулярном стиле, его планировка представляет собой окружность в центре, куда сходятся 12 аллей-лучей. В центре стояла статуя Аполлона, а в начале каждой аллеи - статуи муз. Позднее в моду вошёл английский пейзажный стиль с извилистыми дорожками и неровным рельефом. После революции парк был заброшен и зарос, но в 1960-е годы первоначальную планировку восстановили.

Памятный знак «300 лет усадьбе Влахернское-Кузьминки» установлен в 2004 году


Парадный двор. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/31221

Господский дом сгорел по неизвестной причине ещё в феврале 1916 года (во время Первой Мировой войны там размещался госпиталь) и на его месте в тридцатые годы по проекту С.Торопова возведён корпус ветеринарного института, а перед входом установлен памятник Ленину. От прежних владельцев сохранились ворота с чугунными грифонами, созданными по проекту Сантино Кампиони, и ограда с лежащими львами.


Княжеский дворец. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/12704


Интерьер Круглой залы дома Голицыных. 1902 год: https://pastvu.com/p/98633


Здание ВИЭВ на месте Главного усадебного дома. 1964 год: https://pastvu.com/p/85108


Памятник Ленину и Восточный флигель главного дома. 1968 год: https://pastvu.com/p/52134 В левом флигеле господского дома в советское время размещался кинотеатр, а статуя Ильича со временем была заменена на другую. Статуя Ленина стоит на постаменте, на котором до революции в другом месте стояла стела, посвященная визиту в усадьбу императора Николая I.


Господский дом со стороны пруда. 1914 год: https://pastvu.com/p/13618

При строительстве парадного двора и выравнивании площадки, образовался откос на берегу пруда, в котором обустроили одноарочный и трёхарочный гроты - искусственные земляные пещеры, выложенные «диким» камнем, созданные Д.Жилярди. В гротах всегда прохладнее, чем снаружи. Большой грот во время праздников использовался для любительских театральных постановок, которые ставились силами хозяев и их гостей. Грот также являлся своеобразным резонатором во время концертов в Музыкальном павильоне Конного двора.


На противоположной стороне Верхнего Кузьминского пруда находится отреставрированный Конный двор.


Египетский павильон. 1912 год: https://pastvu.com/p/65685

Левее главного дома расположен Египетский павильон, построенный Доменико Жилярди. Это хозяйственная постройка - в подвалах хранились продукты, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили повара.


Влахернский храм. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/45774

Каменный храм Влахернской иконы Божьей Матери построен на месте деревянного в 1774 году и впоследствии трижды перестраивался. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список со старинной Влахернской иконы, привезенной в 17 веке из находящегося под властью турок Константинополя (если считать подлинником Влахернскую икону, доставшуюся царской династии, и ныне хранящуюся в Успенском соборе Московского Кремля). Но необычность Влахернской иконы из Кузьминского храма – объемное изображение, слепленное восковой мастикой, говорит в пользу версии, что эта икона и была подлинником, который богатейшим людям России Строгановым удалось получить, а царю досталась копия иконы. Икона Строгановых ныне хранится в Третьяковской галерее.

В 1929 году власти запретили богослужения, была полностью уничтожена колокольня, а церковь разрушена до первого этажа, который в разные годы использовался как клуб, магазин, общежитие водителей, диспетчерская автобусная станция. В 1992 году храм был возвращён верующим и за три года восстановлен по имевшимся чертежам.


Иконостас. 1909 год: https://pastvu.com/p/80837


Здание храма в 1964 году: https://pastvu.com/p/85115


Отдельно стоящая Ризница храма. В ходе её реставрации выяснилось, что основание можно датировать 1760-ми годами. К пруду и храму от неё вели подземные ходы, назначение которых неизвестно.


Крестильня при церкви


За церковью был построен дом для сотрудников Института экспериментальной ветеринарии


Постройки Слободки голицынских времён

От церкви на восток ведёт Тополевая аллея (улица Старые Кузьминки). Эти места называли Слободкой, вдоль аллеи выстроились в ряд несколько старинных домов: в первом проживали священнослужители, во втором (Служительском флигеле) размещалась казарма для дворовых людей и прислуги, в третьем - прачечная, в четвертом - больница (в ней умер от туберкулёза художник В.Перов). Ещё была богадельня, в которую селили пожилых крепостных голицынских крестьян, чтобы они не ходили и не просили милостыню. Со второй половины XIX века и вплоть до революции в некоторых домах Слободки проживали дачники, а позднее - сотрудники Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии.


В Служительском флигеле развёрнута экспозиция Музея русской усадебной культуры


Слободка, бывшая прачечная. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/221995 Кажется, сохранность исторических зданий не слишком заботила администрацию института ветеринарии.


Голицынская больница открыта с 1816 года для оказания врачебной помощи жителям усадьбы и окрестных сёл. Сейчас в здании размещаются реставрационные мастерские.


Скотный двор (больница). 1936 год: https://pastvu.com/p/48218

На северном берегу пруда за деревьями скрывается Скотный двор, возведённый в 1840-е годы племянником архитектора Доменико Жилярди – Алессандро. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части располагались стойла образцового коровника, животных для которого часто покупали за границей. Для украшения скотного двора Клодт изваял две бронзовые скульптуры быков, которые в 1930-е годы оказались на территории Микояновского мясокомбината и вроде бы находятся там по сей день.

В 1889 году после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной ещё при князе Сергее Голицыне. Медицинское учреждение работало здесь и после революции, больница выведена из старинного здания лишь в 1978 году. Ныне краснокирпичное здание с флигелями огорожено высоким забором, доступ закрыт по причине ветхости построек.


Ванный домик. 1950-1965 гг.: https://pastvu.com/p/51243

Небольшая каменная постройка в стиле ампир – Ванный домик (Мыльня). Одноэтажный павильон, построенный при Михаиле Голицыне, со временем обветшал и был снесён в 1804 году. На прежнем месте архитектор Доменико Жилярди в 1816-1817 годах выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Она включала в том числе спальню и библиотеку. Ванный домик неоднократно горел, его разбирали и перестраивали. В 2008 году здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Верхний и Нижний Кузьминские пруды разделены плотиной, на которой стояла водяная мельница. Это была старейшая здешняя постройка, первое упоминание о которой относится к 1623-1624 годам: в «Книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина» фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница». Поначалу и усадьбу Влахернское-Кузьминки называли Мельницей.

На мельнице получали различные сорта пшеничной и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и другие. Построенный на фундаменте мельницы флигель Голицыны использовали как гостевой домик, который позднее сдавался в наём дачникам, а в 1976–1999 годах здесь находился Музей ветеринарии.

Птичий двор в усадьбе Кузьминки известен с 1765 года, его построили для содержания декоративных птиц. В 1805-1806 годах вместо деревянного Птичника архитектор Иван Еготов возвёл каменный - вольеры с декоративными голубями, цесарками, лебедями, индюшками располагались в центральной части здания, в боковых флигелях и под колоннадой. Однако простоял новый Птичник недолго - до нашествия французской армии: неприятельские солдаты истребили птиц и сожгли дом. Доменико Жилярди перестроил остатки здания в Кузницу, которая стала обеспечивать Конный двор подковами и инвентарём.


По соседству небольшой домик кузницы, превратившийся в руину

Чугунные ворота уничтожены, господский дом сгорел, Птичник не сохранился, Ванный домик перестроен, Скотный двор и Египетский павильон разрушаются... А сохранилось ли в имении Голицыных что-то уникальное и что не стыдно показать любознательным туристам? Конечно. Например, Конный двор постройки Доменико Жилярди с неожиданным для хозяйственного служебного двора концертным залом. Ветеринары оставили ансамбль Конного двора в плачевном состоянии и потребовалось лет десять, чтобы его реанимировать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер.

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Стартовавший десять лет назад Всероссийский проект «Аллея Российской Славы», призванный увековечить в мемориальной культуре городов и населенных пунктов историческую память о многонациональном народе России во славу будущего нашего Отечества, нашел свое воплощение на Есенинском бульваре Кузьминок, по другую сторону от Волгоградского проспекта. В рамках этого проекта на бульваре поставили памятник защитникам Москвы. Он представляет собой окрашенную в белый цвет плиту со скруглённым верхом, на вершине которой установлен православный крест, на фасаде – барельеф в виде каноничного изображения Богородицы с младенцем, а внизу фасада надпись: «Участникам обороны Москвы в 1941 году от благодарных жителей Кузьминок». Дальше уже на пересечении Есенинского бульвара с улицей Юных Ленинцев, ближе к входу в парк расположен мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Первым здесь появился Памятник Воину – Победителю (1), сооруженный в 2006 г. Скульптура Воина установлена на пьедестале в форме пятиконечной звезды – символа Красной Армии. Затем Мемориальный комплекс дополнил Памятный знак в честь Городов-Героев (2) с капсулами земли, привезенными из этих городов. У монумента расположены памятные камни и фонтан, который был запущен 29 апреля 2008 г. Внешний вид этого фонтана, входящего в Мемориальный комплекс, довольно прост – это небольшая прямоугольная чаша с несколькими струями. Завершает композицию две стелы из белого камня, с выгравированными на ней названиями Городов-Героев. 9 мая 2009 г. здесь, на Алее Славы в Кузьминках, состав Мемориальный комплекса дополнила композиция «Люди мира на минуту встаньте» (3), посвященная узникам фашистских концлагерей. Основными компонентами её являются три черные гранитные плиты. Первая плита посвящена малолетним узникам, которые подверглись лагерным пыткам во время Великой Отечественной войны. Из оккупированной территории СССР было угнано более 2,5 млн. человек, а вернулось всего 1,5 млн. человек. Вторая – памяти мужчин и женщин их числа взрослого населения, которые в годы войны из оккупированной территории были угнаны на работы в Германию; угнано было 6 млн., а вернулось только 3, 5 млн. человек. Третья плита служит напоминанием о судьбе узников их числа советских военнослужащих, которых более 5млн. оказались в плену, и узников лагерей смерти: Бухенвальда, Заксенхаузена, Дахау, Равенсбрюка. Большой вклад в появление памятника «Люди мира на минуту встаньте» сыграло общество «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» района Кузьминки. Председатель общественной организации Виктор Михайлович Лисовский выступил с инициативным предложением о строительстве подобного памятника в районе Кузьминки и разработал проект «Люди мира на минуту встаньте». Площадка, на которой расположен памятный знак, находится на Аллее Славы между мемориалом Городов – Героев Советского Союза и памятником «Воину-Победителю». 9 мая 2010 г., в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на этом месте состоялось торжественное открытие еще одного памятника «Труженикам тыла в годы войны» (4,5). Барельеф работы скульптора Аполлонова А. А. посвящен памяти тем, кто сделал нашу Победу возможной. Миллионы людей, а это были преимущественно женщины и дети, не жалея сил, своего здоровья, а порой и жизни трудились круглые сутки на заводах, фабриках, полях, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта вооружением, одеждой, едой. На установленном памятном знаке изображение женщины и ребенка у станка, символизирующие работу на военном заводе в годы войны. В настоящий момент в Кузьминках проживает порядка 3 тысяч тружеников тыла. Именно в честь них, по инициативе Совета ветеранов, был разработан проект этого памятного знака.
Вот такое замечательное место существует в районе Кузьминки – Аллея Славы (на пересечении улицы Юных Ленинцев и Есенинского бульвара), место, на которое из года в год 9 мая, в День Победы приходят жители района разных возрастов, чтобы «всем миром» поздравить ветеранов со столь значительным праздником. Здесь проходят торжества, на которых выступают представители администрации района и округа, сами ветераны Великой Отечественной войны 1941−1945гг. А поздравления по случаю праздника, звучащие из уст выступающих, всегда преисполнены благодарности всем тем, кто внес посильный вклад в завоевание Великой Победы, всем тем, кто собрался в этот значительный день на Аллее Славы и не менее – тем, кто не дожил до Великой Победы. В память тех же, кто завоевал Великую Победу ценой своей жизни, объявляется Минута молчания и можно наблюдать в их честь торжественное прохождение курсантов военного института. Традиционно в этот день ветеранов и гостей праздника угощают солдатской кашей и «100 граммами фронтовых». А после торжественной части в продолжение праздника всегда на Аллее Славы проводится и концертная программа. На предварительно установленной сцене выступают детские творческие коллективы, учащиеся школ района, эстрадные артисты. Со сцены звучат поздравления, стихотворения, песни. Изюминкой программы на протяжении многих лет является выступление Хора ветеранов района Кузьминки. Можно смело заявить, что власти и жители Кузьминок чтят память тех, кто сражался на поле брани и ковал Победу в тылу.

Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

Конный двор

Экскурсия по усадьбе Кузьминки

Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

Флигель

Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

Птичник (Кузница)

Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

Ванный домик

Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

Скотный двор

Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

Гроты

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

Пристань

В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

Сегодняшний пост - продолжение рассказа о природно-историческом парке "Кузьминки". В прошлый раз я рассказала о великолепных , вокруг которых раскинулся парк. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со старинной московской усадьбой "Влахернское-Кузьминки", являющейся частью современного культурного комплекса.
Для того, чтобы дать некоторое представление об этом уникальном месте, расскажу вам коротко историю усадьбы.

Краткая история усадьбы

Земля, получившая название "Кузьминки", и стоявшая здесь одинокая мельница, изначально принадлежали Симонову монастырю. В 1702 г. Петр I землю у монастыря отобрал и подарил Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714), который, собственно, ничего здесь и не менял за время своего владения. Строительство началось уже после смерти Строганова, когда земли перешли его вдове и детям.
В 1716 году в Кузьминках построили церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери. Вот в честь нее имение и назвали Влахернским. Вот откуда столь необычное название усадьбы.
Петр I любил эти места за красоту, бывал здесь, останавливался в маленьком деревянном домике, построенном для него. К этому времени усадебный комплекс уже был построен.
Следующим официальным владельцем усадьбы стал один из сыновей Строганова - Александр Григорьевич. Именно он создал на реке плотины и изменил форму прудов, после чего они стали похожи на реку.
Следующей хозяйкой усадьбы стала дочь А.Г. Строганова - Анна Александровна (1739-1816).
В 1757 г. она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). Усадьба досталась Голицыну в приданное. Начался "золотой век" (даже полтора века!) усадьбы "Влахернское-Кузьминки".


Голицын разбил в усадьбе французский и английский парки. Английский (ландшафтный) парк Кузьминок был одним из первых в Москве. Французский парк создавался по подобию парка в Павловске по 12-ти лучевой системе. Так же Голицын перестроил все имеющиеся постройки - дворец, церковь, конный двор, пристани и пр.
Вот так впечатляюще выглядела усадьба той поры на плане-схеме.


Но максимального расцвета Кузьминки достигли в 19 веке при Сергее Михайловиче Голицыне (1774 - 1859).

Глядя на старые фотографии и гравюры усадьбы поражаешься ее красоте, удивляешься величию и размаху, с которым творили наши предки. Не меньше поражаешься и той безалаберности и равнодушию, с которым другие предки все уничтожали и рушили.

Чтобы вы немного поняли, что такое усадьба "Кузьминки", назову несколько фактов.


Строили усадьбу величайшие зодчие - Баженов, Казаков, Жилярди, Росси, Витали, Воронихин и др.
Благодаря им усадьбу "Влахернское-Кузьминки" называли и "Подмосковным Версалем" и "Русским Версалем", потому что она действительно соответствовала уровню самых роскошных образцов архитектурного и садово-паркового искусства.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта "Укрощение коней" (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.

Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Да и сейчас старая усадьба привлекает огромное количество людей, а парк является одним из самых нежно любимых москвичами и гостями города.
Еще до революции все постройки усадьбы, кроме главного дома, стали сдаваться под дачи. Уже тогда Кузьминки были популярным местом отдыха.
В 1912 году в главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.

В 1918 г. на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года (до 2001 г.) Что наворотили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень, в прямом и переносном смысле слова, уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья и пр.

Кузьминки сегодня

Сегодняшний день усадьбы вселяет надежду. Даже в своем современном состоянии усадьба "Влахернское-Кузьминки" остается самой большой среди усадеб Москвы и Подмосковья по количеству находящихся здесь объектов - их двадцать. К сожалению, в основном это новоделы.
Восстановлено здание Конюшенного двора с Музыкальным павильоном - уникальный образец архитектуры в стиле ампир. Также восстановлена церковь, Львиная пристань, Дом на плотине. Читала, что в планах стоит восстановление и главного дворца. Как бы это было замечательно!
На территории Кузьминок располагается три музея: Музей русской усадебной культуры, Музей старинных автомобилей и экипажей и Музей Константина Паустовского. В этом плане Кузьминки идеальное место для отдыха - и в музей сходить можно, и просто прогуляться, отдохнуть.

Прогулка в "Кузьминках". Продолжение

Мы в поисках интересного энергично шли по тропинке Кузьминского парка, как вдруг за деревьями появилось нечто. То был мостик, горбатый каменный мостик. Стало понятно, что самое "вкусное" только начинается. С этого момента от симпатичных старинных сооружений (настоящих и восстановленных) меня было не оторвать.


Метрах в 30-ти от первого горбатого мостика располагается второй.




Следующим был заброшенный дом в зарослях деревьев. Первая моя ассоциация - сказка "Спящая красавица", в которой описано, как за 100 лет, пока спала принцесса и весь королевский двор, дворец зарос деревьями и кустами так, что к нему было не пробраться.



Не знаю, сколько зарастало деревьями здание Померанцевой Оранжереи (а это именно оно), но деревья стоят впритык к разбитым окнам, а по высоте они уже выше самого дома.


Чем дальше мы шли, тем становилось все интереснее. Это красивое сооружение круглой формы на берегу Большого Кузьминского пруда - Львиная пристань (иногда ее называют Круглой - по форме). Пристань была утрачена и лишь недавно отстроена заново.



Львы, которые "охраняют" пристань, египетские. Этим обусловлен их экзотический вид.


Во все времена Львиная пристань являлась прекрасной смотровой площадкой, откуда было удобно созерцать окружающие природные красоты.


Вот такие виды открываются с Львиной пристани.




До нашего времени Пропилеи не сохранились. На старых фото они выглядели так:





Горбатый мостик недалеко от Конного двора.


Напротив Конного двора располагаются гроты - место, где в жару знать пряталась от зноя. В гротах всегда значительно прохладнее, чем на открытом воздухе.


У одного из гротов сидела кружком компания подростков - пели песни, что-то обсуждали. Лучше места для таких дружеских сборов просто не найти.









Дождливая погода разогнала посетителей. Открытые кафе в основном были безлюдны.


Еще один симпатичный мостик.


Дом на плотине.


А вот и сама плотина, на которой


Артистичная утка показывала "аттракцион" - сидит-сидит,


потом взлетает. И так по кругу.



В Кузьминках приятная атмосфера для отдыха. Камерная. Романтичная. Идеальное место для прогулок и встреч.



Цены в кафе мне показались немаленькими. Шашлык - 300 рублей за 100 г. Блины подешевле.

В кафе мы не пошли, а отправились в сторону Конного двора и Музыкального павильона.





Вот они - знаменитые кони Клодта! Разве могла я подумать, что для того, чтобы ими полюбоваться, мне не надо ехать в Петербург... Единственное, что огорчает, наши московские кони находятся в очень плачевном состоянии - все ржавые, дышащие на ладан. Кажется, дунь ветер, и рассыпятся шедевры.















Теперь гроты оказываются на другом берегу от нас.




Люди отдыхают в Кузьминках целыми семьями.


Флигели, стоящие по бокам здания, были в усадьбе жилыми. Конный двор располагается с обратной стороны.


Декор павильона.


От Конного двора и Музыкального павильона я прохожу к горбатому мостику.






Район Кузьминки: история и современность

Известно, что на сегодняшний день в состав города Москвы входит 12 административных округов и 125 районов. Я хочу рассказать об одном из них – районе «Кузьминки». Почему я выбрала этот район? Во-первых, он находится по соседству и я часто здесь бываю. Во-вторых, это поистине уникальный район, так как значительную часть его территории занимает лесопарк, где располагается самая большая подмосковная дворянская усадьба, находящаяся теперь в городской черте. Кузьминский парк - один из самых больших «зеленых островов» Москвы, его площадь составляет более тысячи гектаров, а знаменитая усадьба Кузьминки является историко-архитектурным памятником, входящим в список культурных объектов ЮНЕСКО. Но это еще не все достопримечательности! Здесь же, в жилом секторе района, сравнительно недавно возникла специально созданная мемориальная зона – Аллея Славы, на которой установлено несколько новых памятников. Таким образом, выбранный мной район, как нельзя лучше, подходит для того, чтобы рассказать о былом и настоящем облике этой местности, о памятниках старины и появившихся недавно (1). И эта «времён связующая нить», придаст, на мой взгляд, особую колоритность и ценность работе. Итак...

Кузьминки вчера

На протяжении своей истории Кузьминки имели несколько названий. Первое из них было «Мельница», это название местность получила по стоявшей когда-то здесь мельнице на речке Голяданке. В народной памяти надолго сохранялось предание о том, что когда-то эту мельницу построил мельник Кузьма, а отсюда и другое название – Кузьминки. Еще одно, третье название этих мест, а также возникшего здесь в первой четверти XVIII века села и усадьбы – Влахернское. Название получено по возведенному в имении Строгановых храму, посвященному Влахернской иконе Божьей матери. В историко-краеведческой литературе есть сведения, что в XVI –XVII вв. эта местность была вотчиной Симонова монастыря (по мнению других специалистов, это были Николо-Угрешские монастырские владения). Однозначно то, что здесь располагались лесные и рыбные монастырские угодья. Источники свидетельствуют, что в 1702 году Петр I отобрал эти земли вместе с мельницей у монастыря и пожаловал в вотчину своему любимцу, «именитому человеку» - Григорию Дмитриевичу Строганову. Очевидно, что еще при первом хозяине Г.Д. Строганове в подмосковных Кузьминках началось строительство усадьбы. Там появился «помещиков» двор: деревянная усадьба, состоявшая из господского дома и хозяйственных построек. Рядом с усадьбой уже тогда были расположены дворы «деловых людей», служивших у Строгановых. Между 1716 и 1720гг. была сооружена деревянная церковь, освященная в честь фамильной святыни владельцев - Влахернской иконы Божьей Матери. Впервые она упоминается в 1715-1716гг., когда имение уже принадлежало наследникам Г.Д. Строганова: сначала его вдове, а потом и детям. Известны по литературе сведения о том, что Влахернское в мае 1724г. посетил Петр I и что якобы для него в Кузьминках был построен особый деревянный дворец. На месте, где находился этот дворец, уже значительно позднее в 1844г. по проекту архитектора М.Д. Быковского был сооружен памятник Петру I, уничтоженный в 1920-е гг. Сейчас на этом месте (в 2003 году) поставлен обелиск в честь 300-летия усадьбы «Влахернское-Кузьминки» (2). Строгановы владели Влахернским до 1757 года.
Потом имение переходит к Голицыным, так как Анна Александровна Строгонова, выйдя замуж за князя Михаила Михайловича Голицына, принесла в качестве приданного имение Влахернское вместе с 518 десятинами земли. С этого времени вплоть до революции 1917г. Кузьминки принадлежат князьям Голицыным. Новый владелец усадьбы князь М.М. Голицын начал строительство каменной церкви Влахернской иконы Божьей Матери вместо деревянной. Ныне существующий в усадьбе храм и есть третий по счету, так как построенные ранее две деревянные церкви сгорели. Сооружали каменную церковь в два этапа. В 1759-1762гг. по проекту архитектора И.П. Жеребцова были выстроены церковное здание и отдельно стоящая деревянная колокольня. Однако уже к 1779г. здание церкви нуждалось в ремонте. Вскоре архитектор Р. Р. Казаков перестроил усадебную церковь в строгих формах стиля классицизма. Ныне существующий храм Влахернской иконы Божьей Матери (3,4) и есть третья по счету. При князе Михаиле Голицыне усадьба обновляется, благоустраивается и расширяется. Он уделял много внимания ландшафтному дизайну и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. В 1804-1808гг. архитектор И.В. Еготов спроектировал территорию Парадного двора. Он был отделен от остальной части усадьбы оградой и наполненным водой рвом. А за чугунной оградой лежат, вольготно расположившись чугунные «египетские львы», выполненные по проекту скульптора Кампиниони и охраняющие дом.
Расцвет усадьбы приходится на время владения Кузьминками князя Сергея Михайловичам Голицына, унаследовавшего это имение в 1816 году после смерти матери. При нем резко увеличился масштаб строительных работ под руководством Д.И. Жилярди. Он внёс ампирную чёткость в композицию центральной части усадебного ансамбля: на Парадном дворе по сторонам господского дома в 1814–1815гг. поставлены 2 симметричных флигеля с 6-колонными портиками. На сегодняшний день Парадный двор Кузьминской усадьбы (5-7) включает следующие сооружения: Господский дом (построен на месте сгоревшего в 1927-1931гг.); Восточный и Западный флигели; Въездной мост с фонарями-канделябрами; ворота и ограду Парадного двора (2-я пол. XIX в). Д. Жилярди при участии архитектора А.Г. Григорьева на месте прежнего конного двора в 1819-1823гг. были возведены новые постройки: «Конный двор» с «Музыкальным павильоном» (8). С 1846г. Музыкальный павильон (9) Конного двора украшают чугунные скульптуры «Укротители коней» (10,11), созданные по моделям П.К.Клодта. На ранее сыром и болотистом участке комплекса «Садоводство» выстроили и новое оранжерейное здание. Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. На правом берегу Нижнего пруда в 1816-1817гг. была поставлена Мыльная, впоследствии более известная как Ванный домик (12) в стиле ампир. За западным флигелем господского дома в насыпном холме устроили романтические «руинные» композиции – Гроты (13). Один грот получил название Трехарочный, так как имеет три арки входа, а другой – Большой, или Одноарочный. Расположены эти два грота напротив Музыкального павильона, на противоположной стороне пруда. Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Обращает внимание любопытная деталь: если через центр Музыкального павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот являлся своеобразным резонатором, отражателем звука. Построенный ранее архитектором И.В. Еготовым Птичник Д. Жилярди тоже перестраивает в Кузницу (14). На левом берегу Верхнего пруда он поставил павильон Пропилеи; на его обоих берегах появились новые пристани: Львиная и у Пропилей, началось строительство многочисленных парковых мостиков. Кроме того, была проведена реконструкция Слободки, где проживали работники усадьбы. На Слободке расположились Дом причта, Служительский и Прачечный флигели, Больница. Все здания были соединены оградой, а дорога, которая проходила вдоль зданий с южной стороны, получила название Тополевой аллеи. В Служительском флигеле с 1999г. открыт Музей русской усадебной культуры "Кузьминки" (15). Рядом с церковью было сооружено небольшое одноэтажное здание ризницы. Подъездную дорогу благоустроили, ее начало превратилось в широкий проспект, получивший название Влахернского, ныне ул. Кузьминская (16); въезд в Кузьминки украсили Чугунными воротами.
Достопримечательностью Кузьминок, выделявших их среди других усадеб, именно и было обилие чугунных изделий: въездные Чугунные ворота, тумбы и цепи на Влахернском проспекте, чугунные решётки ограды Парадного двора, торшеры с фонарями и крылатыми грифонами, скамейки, висячие мосты, беседки и многое другое. К настоящему времени сохранились чугунные решётки ограды Парадного двора (17, 18), выполненные по рисункам А.Н. Воронихина и фонари с крылатыми грифонами (19).
Именно в то время за Кузьминками закрепились два неофициальных названия: «Русский Версаль князей Голицыных» или «Московский Павловск». Этому способствовали как проведенные работы, так и популярность имения среди жителей Москвы практически всех сословий - благодаря ежегодным гуляниям, устраиваемым в Кузьминках 2 июля в день Влахернской иконы Божьей Матери. Тогда они имели характер неофициального московского праздника. У С.М. Голицына в Кузьминках неоднократно бывали представители царствовавшей династии: вдова Павла I императрица Мария Федоровна прожила в Кузьминках около трех недель летом 1826г. вместе со своим небольшим двором; а впоследствии здесь в гостях были великий князь Михаил Павлович, императоры Николай I и Александр II. После смерти в 1959г. старого князя С.М. Голицына его наследники уже не могли поддерживать усадьбу с прежним размахом. С 1890-х годов все постройки, кроме главного дома, сдаются под дачи. Строятся дачи и в парке. Таким образом, имение постепенно превращается в доходное и популярное дачное место. А с началом XX века для Кузьминок наступили долгие годы запустения.
Несколько слов о парке Кузьминки. В начале XVIII века здесь еще находился густой бор, занимавший достаточно большую площадь и сохранившийся вплоть до середины XIX. Кузьминский лесопарк, как и усадьба, постоянно благоустраивался. При его создании был использован естественный лесной ландшафт. Со временем была проведена планировка территории, осушены заболоченные участки, посажены новые породы деревьев и кустарников. Постепенно «дикий лес превращался в живописный парк. В Кузьминках очень мало прямых аллей и дорожек, а каждый поворот открывает перед вами новые виды и новые пейзажи.
Таким образом, архитектурно-парковый ансамбль в Кузьминках – результат работы архитекторов, скульпторов, художников и садоводов нескольких поколений, но, безусловно, что выдающуюся роль принадлежит Доменико Жилярди. Усадьба того времени была запечатлена на 28 рисунках И. Рауха, составивших альбом «Виды села Влахернского»; на них можно увидеть многое их того, что уже не существует. А былое великолепие подмосковной усадьбы Голицыных впечатляет!

Кузьминки сегодня

Знакомиться с новыми достопримечательностями района лучше пешком. И я предлагаю: совершить прогулку в Кузьминский лесопарк тем маршрутом, которым ходим мы. Начнем наш путь с улицы Федора Полетаева, которая названа так в 1964г. в честь Героя Советского Союза и Национального героя Италии, родившегося на Рязанщине. Улица Федора Полетаева разграничивает два района: Рязанский и Кузьминки. Здесь на пересечении с Есенинским бульваром установлен памятник герою двух народов – Федору Полетаеву (20). Мемориал представляет собой бюст, стоящий на колонне с высеченным именем и фамилией, и полированную плиту с фамилией, именем, отчеством, годами жизни, званиями и кратким описанием подвига. Все части монумента изготовлены из красного гранита. Есенинский бульвар своё название получил тоже в 1964г. в честь поэта Сергея Есенина, уроженца Рязанской земли. На Есенинском бульваре (21), представляющем собой улицу с двумя проезжими частями, разделенными сквером, установлено много памятников. Следующий памятник, с которым можно познакомиться, двигаясь по бульвару в направлении к парку – это памятник Сергею Есенину (22). Он расположен у пересечения Есенинского бульвара с Волгоградским проспектом, который получил свое название в честь города-героя Волгограда в 1964г. и является одной из основных магистралей города. Памятник поэту, установленный в 1972г. (скульптор В.Е. Цигаль, архитекторы С.Е. Вахтангов, Ю.В. Юров) представляет собой бронзовую фигуру молодого Есенина в полный рост на небольшом бронзовом же постаменте. Никаких надписей памятник не имеет.
Стартовавший десять лет назад Всероссийский проект «Аллея Российской Славы», призванный увековечить в мемориальной культуре городов и населенных пунктов историческую память о многонациональном народе России во славу будущего нашего Отечества, нашел свое воплощение на Есенинском бульваре Кузьминок, по другую сторону от Волгоградского проспекта. В рамках этого проекта на бульваре поставили памятник защитникам Москвы (23). Он представляет собой окрашенную в белый цвет плиту со скруглённым верхом, на вершине которой установлен православный крест, на фасаде – барельеф в виде каноничного изображения Богородицы с младенцем, а внизу фасада надпись: «Участникам обороны Москвы в 1941 году от благодарных жителей Кузьминок». Дальше уже на пересечении Есенинского бульвара с улицей Юных Ленинцев, ближе к входу в парк расположен мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Первым здесь появился Памятник Воину – Победителю (24), сооруженный в 2006г. Скульптура Воина установлена на пьедестале в форме пятиконечной звезды – символа Красной Армии. Затем Мемориальный комплекс дополнил Памятный знак в честь Городов-Героев (25) с капсулами земли, привезенными из этих городов. У монумента расположены памятные камни и фонтан, который был запущен 29 апреля 2008г.. Внешний вид этого фонтана, входящего в Мемориальный комплекс, довольно прост – это небольшая прямоугольная чаша с несколькими струями. Завершает композицию две стелы из белого камня, с выгравированными на ней названиями Городов-Героев. 9 мая 2009г. здесь, на Алее Славы в Кузьминках, состав Мемориальный комплекса дополнила композиция «Люди мира на минуту встаньте» (26), посвященная узникам фашистских концлагерей. Основными компонентами её являются три черные гранитные плиты. Первая плита посвящена малолетним узникам, которые подверглись лагерным пыткам во время Великой Отечественной войны. Из оккупированной территории СССР было угнано более 2,5 млн. человек, а вернулось всего 1,5 млн. человек. Вторая – памяти мужчин и женщин их числа взрослого населения, которые в годы войны из оккупированной территории были угнаны на работы в Германию; угнано было 6 млн., а вернулось только 3, 5 млн. человек. Третья плита служит напоминанием о судьбе узников их числа советских военнослужащих, которых более 5млн. оказались в плену, и узников лагерей смерти: Бухенвальда, Заксенхаузена, Дахау, Равенсбрюка. Большой вклад в появление памятника «Люди мира на минуту встаньте» сыграло общество «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» района Кузьминки. Председатель общественной организации Виктор Михайлович Лисовский выступил с инициативным предложением о строительстве подобного памятника в районе Кузьминки и разработал проект «Люди мира на минуту встаньте». Площадка, на которой расположен памятный знак, находится на Аллее Славы между мемориалом Городов – Героев Советского Союза и памятником «Воину-Победителю». 9 мая 2010г., в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на этом месте состоялось торжественное открытие еще одного памятника «Труженикам тыла в годы войны» (27, 28). Барельеф работы скульптора Аполлонова А.А. посвящен памяти тем, кто сделал нашу Победу возможной. Миллионы людей, а это были преимущественно женщины и дети, не жалея сил, своего здоровья, а порой и жизни трудились круглые сутки на заводах, фабриках, полях, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта вооружением, одеждой, едой. На установленном памятном знаке изображение женщины и ребенка у станка, символизирующие работу на военном заводе в годы войны. В настоящий момент в Кузьминках проживает порядка 3 тысяч тружеников тыла. Именно в честь них, по инициативе Совета ветеранов, был разработан проект этого памятного знака.
Вот такое замечательное место существует в районе Кузьминки – Аллея Славы (на пересечении улицы Юных Ленинцев и Есенинского бульвара), место, на которое из года в год 9 мая, в День Победы приходят жители района разных возрастов, чтобы «всем миром» поздравить ветеранов со столь значительным праздником. Здесь проходят торжества, на которых выступают представители администрации района и округа, сами ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945гг. А поздравления по случаю праздника, звучащие из уст выступающих, всегда преисполнены благодарности всем тем, кто внес посильный вклад в завоевание Великой Победы, всем тем, кто собрался в этот значительный день на Аллее Славы и не менее – тем, кто не дожил до Великой Победы. В память тех же, кто завоевал Великую Победу ценой своей жизни, объявляется Минута молчания и можно наблюдать в их честь торжественное прохождение курсантов военного института. Традиционно в этот день ветеранов и гостей праздника угощают солдатской кашей и «100 граммами фронтовых». А после торжественной части в продолжение праздника всегда на Аллее Славы проводится и концертная программа. На предварительно установленной сцене выступают детские творческие коллективы, учащиеся школ района, эстрадные артисты. Со сцены звучат поздравления, стихотворения, песни. Изюминкой программы на протяжении многих лет является выступление Хора ветеранов района Кузьминки. Можно смело заявить, что власти и жители Кузьминок чтят память тех, кто сражался на поле брани и ковал Победу в тылу.
Еще об одной достопримечательности района «Кузьминки» мне бы хотелось сказать несколько слов - это огромный фонтанный комплекс «Музыка Славы» (29). Он размещен, правда, в другом месте: рядом у станции метро «Кузьминки», на площади Славы, находящейся на территории сквера между Московским областным Домом искусств и Волгоградским проспектом. Это один из самых больших фонтанов в Европе. Открыт 7 мая 2005 года, сроки строительства рекордно короткие: ноябрь 2004г. – апрель 2005г. Проект разработан творческим коллективом во главе с архитектором Ю. Платоновым. Большой вклад в появление фонтана сыграл Совет ветеранов района Кузьминки и лично его председатель – Александра Павловна Капустина. Именно она выступила с инициативным предложением о строительстве подобного сооружения в районе Кузьминки. Чаша фонтана представляет собой квадратный бассейн размером 55х55 метров, дно которого зрительно делится по диагонали на тёмную и светлую части. Основными компонентами монументально-декоративной композиции "Музыка Славы», отражающей тему окончания Великой Отечественной войны 1941-1945гг., являются «Пирамида памяти» (на тёмной половине), и «Фанфары Победы» (21 м высотой, на светлой половине). Четырехгранная «Пирамида памяти» посвящена памяти о четырех годах войны, о павших и живых, о горе и радости, о победах и поражениях, о подвигах и мужестве нашего народа. Облицованная черным гранитом, в золотом обрамлении латунных труб, она светится огнями вечной памяти. Общая высота сооружения 9 метров. «Фанфары Победы» воплощают триумф победы добра над злом, славу армии-освободительницы, доблесть воинов Отечества. Они являются высотной доминантой комплекса, представляя собой группу «золотых» стел-труб, обращенных к небу. Высота фанфар 21 метр. «Пирамида памяти» и «Фанфары Победы» располагаются внутри восьмиугольной чаши бассейна. Проектом предусмотрена подсветка архитектурных форм. Ниспадающие струи воды символизируют слёзы, скорбь и память, а бьющие вверх струи фонтана символизируют триумф и праздничный салют в честь Победы. К фонтану ведёт аллея «Венок Победы» из цветного гранита со стилизованными изображениями военных орденов. Весь комплекс предусматривает две основные зоны обозрения: с дальних точек виден триумфальный силуэт «Фанфар Победы», в непосредственной близости в композицию включается «Пирамида памяти» как элемент более сложного, диалектико-философского восприятия событий мира и войны. В повседневном режиме работы комплекса музыкального сопровождения (вопреки названию) нет, в праздничном режиме работа фонтанов сопровождается динамическими цвето- и светомузыкальными эффектами. К сожалению, представить на фото запечатленный мною фонтанный комплекс не смогла, так как сезон закрылся, поэтому заимствовала один снимок из интернета.
Надеюсь, что благодаря моей работе, можно получить представление об основных достопримечательностях района «Кузьминки», включающих: большую лесопарковую зону с историческими достопримечательностями дворянской усадьбы, мемориальный комплекс на Аллее Славы, фонтанную композицию «Музыка славы» и некоторые другие. Но не обо всем, что достойно внимания, мне в полной мере удалось рассказать, так как на территории района множество памятников, мемориальных мест, музеев, улиц, посвященных историческим событиям и знаменитым соотечественникам, ставшими гордостью нашей страны и чьими именами названы улицы района. Тем не менее, я считаю, что именно наиболее яркие памятники нашли отражение в моей работе, значительная часть которой сознательно целенаправленно была посвящена уникальной Аллее Славы. И мой подробный рассказ о мемориальной культуре Кузьминок вызван стремлением сказать и свое слово: мы должны относиться с огромным уважением и благодарностью к людям, пережившим тяготы войны и отдавшим жизнь за то, чтобы мы могли жить, учиться и работать, радоваться жизни под мирным небом и в свободной стране. Мы ныне живущие в неоплатном долгу перед воинами Великой Отечественной и тружениками тыла, перед живыми и павшими – за то, что современное молодое поколение не испытало ужасов фашистского гнета и насилия, отчуждения и страха. Спасибо Вам за нашу жизнь!

Источники

1) Аверьянов К. А. История московских районов: энциклопедия. – М: АСТ, 2008. 2) Вострышев М.И., Шокарев С.Ю. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011 3) Греч А.Н. Венок усадьбам. – М.: АСТ-Пресс, 2009. 4) История района «Кузьминки». [Электронный ресурс] /Официальный сайт Управы района ЮВАО города Москвы. – Режим доступа: http://www.uprava-ryazan.ru/ 5) История Юго-Востока Москвы: Учебное пособие для учащихся старших классов»/Авт. коллектив: К.А. Аверьянов, С.В. Журавлев, Н.А. Кренке и др.; под ред. А.Н. Солопова А.Н. – М.: Мосгорархив, 2000. 6) Коробко М.Ю. Усадьба Кузьминки. – М.: Вече, 2009. 7) Москва. Именные улицы города: справочник/Авт.-сост.: Ю.А. Алексеев, И.В. Гришина, В.С. Оськин и др. – М.: ООСТ, 2010.

Щаникина Александра Ивановна, ГБОУ Школа № 2090, 10 класс