Культура России XV — XVII веков.

 Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
 Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
 Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
 В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
 В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
 В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

Культура при Иване IV Грозном

Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
 Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
 Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
 В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
 Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
 Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
 Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского содержания.
 Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
 В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
 Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
 В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
 В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
  • Развивающая . Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
  • Воспитательная . Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы . Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

I. Оргмомент. (слайды 1,2)

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

III. Усвоение новых знаний .

Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».

Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»

Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!

Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.

Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.

А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.

А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Экскурсовод 4 . (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.

В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».

Экскурсовод 1 . XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные , кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко , пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

Экскурсовод 3 . Отмечается подъём гражданской архитектуры . (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.

Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское . Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.

Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.

Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.

Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.

Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов

Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное . Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками

Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.

Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.

Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).

Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.

Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».(сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.

Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент . Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.

Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)

Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.

Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны" . Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г . Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.

Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.

Экскурсовод 3. В 1679 году появилась первая библиотека , названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.

(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

Экскурсовод 1. . (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была на родная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).

Экскурсовод 2. . Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.

Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Экскурсовод 3. . Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков».

  • Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).
  • Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.
  • Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
  • Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).
  • Вопрос 10. Реформы Ивана Грозного.
  • 11. Внешняя политика в 16 в. Ливонская война
  • 13. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
  • 12. «Смутное время»: причины, этапы, итоги.
  • 14. Соц-эконом. Развитие России в XVII в. Крестьянская война.
  • 15. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Развитие православной церкви в конце XVI-XVII.
  • 17. Русская культура 15-17в.
  • 18. Преобразования Петра I и их значение.
  • 19. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 20. Внешняя политика России первой половины xviiIв
  • 21. Политика «просвещенного абсолютизма»: идеи, содержание и итоги. Крестьянская война под предводительством Пугачева.
  • 22. Внешняя политика России второй половины XVIII века.
  • 23. Российская наука и культура в XVIII века.
  • Вопрос 24. Внешняя политика России первой четверти XIX века.
  • 32. Внешняя политика россии в период правления александра II. Второй половины 19 века.
  • 25. Государственная деятельность м. М. Сперанского
  • 31. Реформа 60-70гг 19 века и их значение для развития россии.
  • 26. Движение декабристов.
  • 27. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
  • 28. Общественные движения 30-50-х гг. XIX века.
  • Вопрос 29. Российская наука и культура в первой половине XIX века.
  • 35. Культура второй половины 19в.
  • 30. Отмена крепостного права на руси.
  • 33.Социально-экономическое развитие россии в конце 19-начале 20 в. Контрреформы.
  • 34. Народническое движение.
  • Вопрос 36. Политические партии и общественные движения (конец XIX – начало XX века).
  • 37. Революция 1905-1907 гг.
  • 38. Создание российского парламента: деятельность I-IV гос дум
  • 39. Аграрная реформа Столыпина.
  • 40. Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.
  • 47. Образование ссср
  • 41. Февральская революция 1917 г.
  • Вопрос 48. Внешняя политика ссср в 20-е – начале 30-х годов: прорыв международной изоляции.
  • 42. Углубление общенационального кризиса. Октябрьская революция.
  • 43. II всероссийский съезд советов.
  • Вопрос 56. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства.
  • 44. Социально-экономическое развитие России в конце xiXв.
  • Вопрос 52. Достижения советской науки и культуры в 20 – 30-е годы.
  • 45. Гражданская война и интервенция.
  • 46. Социально-экономический кризис России начала 20-х годов.
  • 49. Индустриальное развитие ссср в 20-30-е годы.
  • Вопрос 50. Преобразование аграрного сектора экономики ссср в 20 –30-е годы.
  • Вопрос 53. Ссср накануне Великой Отечественной войны: внутренне развитие и внешняя политика.
  • Вопрос 54. Великая Отечественная война: крупнейшие военные сражения.
  • Вопрос 59. Ссср в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 55. Ссср в годы Великой Отечественной войны: государственное управление и экономическое развитие.
  • Вопрос 58. Внешняя политика в конце 40-х – первой половине 60-х годов.
  • Вопрос 57. Ссср в конце 40-х – начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 61. Ссср во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.
  • Вопрос 60. Внешняя политика ссср во второй половине 60-х – начале 80-х годов.
  • Вопрос 62. Перестройка ссср: от попыток модернизации системы к смене модели развития.
  • Вопрос 63. Внешняя политика ссср во второй половине 80-х – начале 90-х годов: окончание «холодной войны» и строительство новых международных отношений.
  • Вопрос 65. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. – настоящее время).
  • Вопрос 64. Межнациональные конфликты в ссср конца 80-х – начала 90-х годов. Возникновение снг.
  • Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).
  • 17. Русская культура 15-17в.

    В первой половине 15. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. Победе Донского над Мамаем было посвещено реальное произведение: «Задонщина», этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище». Во 2-й половине 15в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» - описания путешествий, напр. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Во второй половине 16в. в Москве открывается первый печатный двор, в котором издается православная литература . Большой литературный и исторический интерес представляют послания полит противников – И. Грозного и А. Курбского, в которых царь дает обоснование самодержавию, а Курбский в «История о великом князе Московском» обвиняет царя в тирании и жестокости. В 60е годы 16в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11в. жанр летописаний. Значительным явлением стал «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа . Этот период ознаменовался работами Ф. Грека и А. Рублева. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве: начинается перестройка Кремля, вокруг него возводятся кирпичные стены, строятся Благовещенский и Архангельские соборы, заканчивается строительство храма Василия Блаженного. В 1553г. начинается русское книгопечатание. В 1634г. издан первый печатный русский букварь. В 1687г. создается Славянско-греко-латинское училище. В 17в. появляются новые литературные жанры: сатирические бытовые повести. Во второй половине 17в. зарождается светская портретная живопись . Русские умельцы осваивают науку и технику, для них характерны обширные теоретические познания. Активно развивалась географическая наука .

    18. Преобразования Петра I и их значение.

    В исторической науке сущ различные мнения в оценке его деятельности.

    Хоз Реформа….Развитие Эк при П1 происходит по теории МЕРКНТИЛИЗМА (1 народ чтоб не обеднеть должен производить все по возможности сам.; 2 гос-во должно вывозить тов больше чем ввозить) С этой целью на Урале были построены заводы (Тульский Оружейный, Сестренский). Хоз политика осуществлялась в рамках ПРОТЕКЦИАНИЗМА (1 все мануфактуры строились за счет гос.=>отсутствие конкуренции => медленное развитие мануфактур; 2 помощь предприятиям за счет новой таможенной политики (1724) высокая пошлина на загр тов.; 3. Труд на мануфакт был крепостным; 4 мануфакт строились близ источников сырья) все это привело к, контрол произв и сбыт. К сер XVII в насчитывалось ок 100 мануфактур . Гос управления….В 1721 Петр провозгласил себя императором. В 1711 вместо Боярской Думы был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников (учитывали только деловые качества). И было создано 11 коллегий(И ностр Воен Адмиралт и др). Император – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды. Местного управления….Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы. Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая сист управления. Выросло число чиновников. Военная…Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность: была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища; в 1699 были расформированы стрелецкие полки. Церковная….Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур. Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал. Были учреждены штаты церковнослужителей, все же остальные облагались подушной податью (старообрядцы вдвойне.)Финансовая. ..Цель – наполнить казну для проведения дальнейших реформ. .Шла перестройка денежной системы, кот основывалась на серебр рубл. Мелкие монеты выпускались из меди. В ходе чеканки монет кол-во сер и меди в монетах менялось. Итог реф стало создание полноценной монетной системы основанной на десятичном принципе и полностью удовлетвор потребности эк. Так же шло увеличение числа косвен. налогов . Большой доход приносила гос монополия на внешн торг. Социальная… В 1714 был издан указ о единонаследии , т.е поместье приравнивалось к вотчине, возможность передавать поместье одному из сыновей остальная дворня должна была нести службу. В 1722 был издан «Табель о рангах» разделивший военную, гражд и придворную службу. Все население искл дворянство и духовенство платило налоги, Вольные и гулящие люди платили налог наравне с крепостными. Посадское насел обязано было записываться в цеха. В 1724 г издан указ запрещающий крестьянам уходить от помещика на заработки без и письменного разрешения положено начало паспортной системы. В 1722 г был издан указ о престолонаследии.

    культура славянофил капитализм марксизм

    В конце XV-XVI веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые преобразят русскую культуру в XVII веке и радикально изменят в конце XVII-XVIII веке.

    Корни многих изменений в культуре к XV-XVI векам следует искать в постановлениях Стоглавого собора, созванного в начале 1551 года. Фолиант его решений содержит 100 глав. Отсюда и название собора, а также и самой книги "Стоглав". Собор узаконил множество новаций, которые появились к тому времени в средневековой традиционной русской культуре, заявил о тенденции к унификации культуры. Собор обсуждал вопросы монастырского землевладения, непорядки в богослужении, нарушение этики поведения священнослужителями и монахами в монастырях. Собор поднял проблему того, что "божественные книги писцы пишут с неправильных переводов", т.е. несовершенства рукописного метода воспроизводства книг, которое приводило к искажениям канонического текста. Была в нем специальная глава "О училищах книжных по всем городам". Решением собора "православные крестьяне" должны были отправлять "своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма", а в домах "добрых священников и дьяков" "учинити училище". Школьное образование должно было принять более широкий характер. В главе "О божественных книгах" Стоглавый собор подчеркнул два вопроса: о неисправности существующих книг и о необходимости пересмотра их содержания. Рассматривал собор и вопросы иконописания, особенностей церковного убранства ("О иконописцах и честных иконах"). Много внимания постановления собора уделяли унификации церковной обрядности, решительно выступали за искоренение языческих "бесовых", "эллинских" обычаев: русалий, колядовании, скоморошьих забав и гудений "гусельников", которые в те времена своей музыкой сопровождали христианские праздники.

    Собор узаконил все новшества художественной культуры, а с другой - заявил об обязательном следовании художников, зодчих за канонами предшествующей эпохи: "писати иконописцам иконы с древних переводов... а от своего замышления ничтоже претворяти".

    На гребне новых требований к богослужебным книгам, необходимости "грамоте учиться" возникает потребность в особом типографском тиражировании книг.

    В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра, служителя Благовещенского собора Кремля и одного из руководителей "Избранной рады" - совета при молодом тогда еще 20-летнем Иване IV Грозном. В 1560 - 1561 годах был поднят вопрос об организации государственной типографии.

    В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Отмечается интерес к иностранным языкам. В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Большое значение придавалось пению, которое упоминается наравне с чтением и письмом. Углублялись математические знания. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.

    Литература конца XV - XVI века носит выраженный публицистический характер. Это время раздумий, размышлений и споров о будущем страны. Сам царь Иван Грозный проявляет себя как страстный публицист. Он обнаруживает разные стороны литературного дарования - сарказм в письмах в Кирилло-Белозерский монастырь и к томившемуся в плену Василию Грязному, велеречивость и невоздержанность - в письмах Курбскому, Острожскому.

    Возрастает повествовательность литературы, интерес к фактографии, риторичности, этикетной официальной пышности. В общехудожественном процессе начинают преобладать центростремительные силы постепенного оформления единого литературного пространства. Государственное "дисциплинирование", унификация "книжного дела" усиливают выявление и появление национальных черт русской литературы.

    Рост национального самосознания вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории. С конца XV века в Москве появляется ряд новых летописей, общественно Русских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских князей от князей Киевской Руси. Новый подъем русского летописания начинается с 30-х годов XVI века, когда постепенно друг за другом создаются грандиозные многотомные своды. Летопись все больше и больше становится литературным произведением, теряя значение исторического документа. Она осмысливает события русской и всемирной истории, дает назидательное патриотическое чтение, воспитывая граждан в соответствующем духе.

    Развитие культуры народов России в XV–XVII вв

    Основные направления развития культуры:

    – появление книгопечатания;

    – развитие системы образования;

    – усиление светских элементов.

    Живопись:

    – появление портретной живописи;

    – житейское иконописание.

    Литература:

    – написание произведений разговорным языком («Житие Протопопа Аввакума»);

    – появление произведений обличительно-сатирического характера;

    – историческая публицистика;

    – «Хождения» – путевой дневник купца Василия Познякова;

    – первый свод всемирной истории Хронограф (1512 г.);

    – универсальный сборник советов по частной и общественной жизни «Домострой»;

    – «Начала грамоты греческой и русской» Максима Грека .

    – учебная литература «Букварь» В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого (1634 г.), «Букварь» Кариона Истомина (кон. XVII в.) (население в основном неграмотно).

    Образование:

    1640-е гг. – школа при Андреевском монастыре;

    1665 г. – открыта школа подъячих для приказов при Заиконоспасском монастыре (преподавал Симеон Полоцкий);

    1680 г. – школа при Печатном дворе;

    1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (позднее – Академия, первые преподаватели – братья Лихуды).

    Церковные деятели, занимавшиеся просвещением: Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский .

    Архитектура:

    – сочетание церковных и светских элементов, обмирщение культуры – освобождение от влияния церкви;

    – строительство царского дворца в Коломенском;

    – строительство храма Василия Блаженного;

    – формирование «шатрового» стиля (церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , зодчий Фёдор Конь – Белый город в Москве, Смоленская крепость.

    1586 г. – мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку .

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

    Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья

    14. Возникновение и развитие ипотеки в России Первые акты о залоге в России появились в XIII-XIV вв., а законодательные нормы – в конце XIV или начале XV вв. в Псковской Судной Грамоте. В то время в русском праве появилась новая форма залога, которая обеспечивалась гарантиями

    Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

    Расцвет индийской культуры в XVII в В рассматриваемый период получили новое развитие вышивка, декоративная керамика, работы по металлу, слоновой кости и уже упоминавшаяся выше каллиграфия. Ранние мусульманские правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран

    Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

    11. Ритуальные убийства в Европе и России в XVII - XIX в.в Важное значение крови для жизни было несомненно известно человеку уже в самые древние времена: слишком часто и достаточно убедительно говорили ему об этом явления, наблюдаемые на охоте и при убое. Да и сам человек

    Из книги Реклама: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма и последователи позитивизма, придерживавшегося

    Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г.

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    1.1. Развитие энергосистем России Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Энергетики нашей страны первыми в мире получили опыт широкого государственного

    Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

    Развитие культуры в 1950–1980-х гг Для развития культуры в СССР характерно три периода: 2-я пол. 1950-х – 1-я пол. 1960-х гг. – период «Оттепели»: ослабление цензуры и идеологического давления, оживление культурных процессов, расширение тематики произведений, волюнтаризм Н.

    Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

    Развитие криминалистики в россии Путь, по которому развивалась криминалистика в Росии, нельзя назвать прямым и легким. В XX веке революцию, гражданскую войну, разруху, голод, бандитизм – все это прошли следователи вместе с народом. Работники царской полиции уничтожили все

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Развитие дактилоскопии в России Семеновский возглавил регистрационное бюро Центророзыска и занимался научными исследованиями в области дактилоскопии. В 1923 году он издал книгу «Дактилоскопия как метод регистрации», которая помогла восстановить аппарат регистрации

    Из книги автора

    Развитие сестринского дела в России В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских

    Из книги автора

    Культура России XVII в. В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также

    Из книги автора

    Черты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),