Лавриненко дмитрий федорович биография. Самые результативные танкисты Второй мировой: Дмитрий Фёдорович Лавриненко и Курт Книспель (22 фото)

Автомобили, на которых ездят первые лица разных государств, часто влияли на ход мировой истории. Можно вспомнить убийство Кеннеди, который был застрелен во время поездки на кабриолете, покушение на Шарля де Голля, жизнь которого спас «Ситроен». Однако говоря о Владимире Ленине, мы редко вспоминаем, какую роль сыграли машины в его жизни. А роль была немалая: еще до революции Ленина сбил автомобиль, с другого автомобиля (точнее, с броневика) он высказал свои «апрельские тезисы», а потом не раз спасался от покушений во многом благодаря своим машинам. К тому же, автомобили Ленина регулярно угоняли.

Знакомство Ленина с четырехколесной техникой произошло в 1909 году во Франции. Проживая в предместьях Парижа, простой эмигрант и будущий революционер не мог себе позволить купить ничего дороже велосипеда. И вот однажды Ленин и его велосипед встретились с автомобилем. Это был Rolls-Royce «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).

Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

В декабре 1909 года Владимир Ульянов возвращался с аэропланного шоу и за несколько миль до Парижа был сбит машиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьезные ушибы. За рулем «Серебряного призрака» оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. И спустя некоторое время он уже вновь колесил на новеньком велосипеде, купленным, по всей вероятности, на деньги незадачливого аристократа.

С тех пор автомобильная история Ленина прервалась почти на 10 лет – до 1917 года, когда в ночь с 16 на 17 апреля Владимир Ильич провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы» с броневика «Остин-Путиловец».

Все мы знаем о том, что Ленин выступал на броневике, но мало кто задавался вопросом, что это был за броневик.

«Остин-Путиловец»

В 1914 – 1917 годах британская компания «Остин» поставляла в Россию броневики с одноименным названием, и российская армия активно использовала их во время Первой мировой войны. Однако довольно быстро выяснилось, что машина военным не подходит, и в 1916 году было решено модернизировать «Остины» силами Путиловского завода в Петербурге. Броневик получил усовершенствованную броню толщиной 8 миллиметров и обзавелся двумя вращающимися башнями, в каждой из которых находился пулемет «Максим», а пулеметные амбразуры защищали специальные щитки 7-миллиметровой брони.

При ведении боя стволы пулеметов сильно нагревались, поэтому к потолку каждой башни была прикреплена емкость с охлаждающей жидкостью, которая через шланг подавалась на кожухи пулемета. Еще одна интересная деталь броневика – дублирующее рулевое управление: управлять машиной можно было с обоих ее "концов", что обеспечивало прекрасную маневренность.

«Остин-Путиловец» на пьедестале возле Мраморного дворца (Фото с сайта stavropol-auto.ru)

-\ -\ -\На «Остин-Путиловец» устанавливали особо прочные колеса: при попадании в них пуль или проколе полученные повреждения быстро заполняла самозатягивающаяся масса ("гусматик"), изобретенная петроградским химиком А. Гуссом. -\В движение броневик приводил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. При весе в 5,2 тонны машина разгонялась почти до 60 километров в час, и имела отличную для того времени проходимость.

Интересно, что все царские броневики имели названия: «Резвый», «Защитник». Однако на борту «Ленинского» была всего лишь цифра «2». Причина довольно проста – это был опытный образец, которым имена положены не были. Броневик, по всей видимости, был изъят из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания «Остина-Путиловца»). Большевикам удалось завладеть им совершенно беспрепятственно, заявив охране о том, что машина отправляется на пробные испытания. Организатор этой аферы ­­– Георгий Васильевич Елин, большевик и член автоброневого движения, быстро смекнул, что получить «на обкатку» опытные образцы гораздо проще, чем угонять боевые машины.

Именно этот броневик, которому позже все-таки дали имя – «Враг капитала», принял участие в штурме Зимнего Дворца, затем стал пособием для молодых курсантов, а с 1950 года навечно поселился возле Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В 1992 году его хотели купить американцы и, зачем-то, финны. Почти все было готово к продаже, однако в последний момент Министерство Обороны передумало и решило сохранить революционную реликвию.

Броневик №2. Он же «Остин-Путиловец». Он же «Враг капитала» (Фото пользователя Potekhin с сайта wikipedia.org)

В марте того же 1992 года броневик перенесли в вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где он находится и сейчас.

Правда есть мнение, что на самом деле выставленный в музее автомобиль – это не тот «Враг капитала», с которого Ленин призывал пролетариат к решительным действиям. Однако его подлинность подтверждают некоторые факты. У машины сохранились наружные фары, которых у других броневиков не было. Башни стоят чуть криво, тогда как у серийных машин линия башен всегда была строго перпендикулярна оси самого броневика. Кроме того, по словам работников музея, во время штурма Зимнего дворца, водитель не смог быстро закрыть задвижку смотровой щели и вовнутрь машины влетела шальная юнкерская пуля, о чем до сих пор красноречиво свидетельствует глубокая бороздка на переднем рулевом колесе.

«Turcat-Mery 28»

Первым автомобилем Владимира Ильича уже в роли главы Советского государства стал французский «Тюрка-Мэри-28». Неизвестно, как эта роскошная машина попала в Россию, как неизвестно и то, куда впоследствии она подевалась…

Автомобиль «Тюрка-Мэри – 28» 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную. Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу. (Фото пользователя snortonx с сайта drive2.ru)

Однажды авто угнали, причем средь бела дня и прямо со двора Смольного. На поиски машины были брошены лучшие специалисты ЧК, и через какое-то время автомобиль был найден в одном из заброшенных сараев пожарной части на окраине города. Вначале была выдвинута версия, что угон носил политический характер. Однако угонщиками оказались обычные преступники, которые надеялись затем продать эту машину.

Дальнейшая судьба «Тюрка-Мэри – 28», к сожалению, неизвестна. Существует версия, что этот автомобиль в бурные революционные времена было очень сложно обслуживать. В любом случае, его следы потерялись еще в 20-е годы прошлого столетия.

«Delaunay-Belleville-45»

Следующим автомобилем Ленина также стал "француз" – шикарный семиместный лимузин «Делонэ-Белльвилль – 45» из гаража Николая ІІ. Это был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам в ходе революции. Также в распоряжение Ленина поступил один из шоферов царя – Степан Казимирович Гиль, ставший впоследствии личным водителем Ильича. Для содержания и обслуживания правительственных автомобилей было создано транспортное подразделение: Гараж Особого Назначения (ГОН).

«Делонэ-Белльвилль – 45» в одном из автомобильных музеев Франции

Модель «Делонэ-Белльвилль – 45» 1912 года выпуска имела четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объемом почти 12 литров! Мощный мотор (70 лошадиных сил) с легкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час.

«Делонэ-Белльвилль» %В 1903 году французская компания «Делонэ», специализировавшаяся на выпуске паровых котлов, переквалифицировалась на производство автомобилей и не прогадала. Основными клиентами этой компании стали самые богатые и влиятельные люди Европы. «Делонэ» успешно конкурировала с гигантами вроде «Мерседеса» и «Роллс-Ройса». Фото с сайта sovsekretno.ru

У этой машины была не самая удачная судьба. При очередной попытке покушения на вождя «Делонэ-Белльвилль» был обстрелян. Это случилось 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга. За рулем находился Тарас Гороховик – еще один личный водитель Ильича. Мастерство шофера и безотказность автомобиля тогда спасли Ленину жизнь. Узкими улочками, дворами и переулками Гороховику удалось скрыться. В том инциденте никто не пострадал, но автомобиль был сильно изрешечен пулями и не подлежал ремонту. В итоге, роскошный лимузин, мечта западных аристократов, был списан и похоронен где-то на свалках города…

«Renault - 40 CV»

Французские автомобили вообще были фаворитами императора и занимали большую часть царского гаража. Например, еще один яркий интересный представитель этой коллекции – «Рено – 40 CV». Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем объемом 7,5 литра и – впервые в автомобильной истории – усилителем тормозов.

«Рено - 40 CV» в музее (Фото пользователя AlfvanBeem с сайта wikipedia.org). Этому автомобилю Ленин обязан жизнью.

Самое громкое покушение на Владимира Ильича произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга, погруженный в свои мысли, он направлялся к автомобилю «Рено 40 CV». На улице его задумчивость простым вопросом прервала незнакомая женщина, и как только Ленин собрался ответить – прогремели три выстрела… Раны были очень тяжелыми. Вождя положили в «Рено», который тут же рванул в Кремль, где Ленину была оказана необходимая помощь.

А 6 января 1919 года автомобиль угнали. Причем нагло и бесцеремонно. Гиль вез Ленина в Сокольники, как неожиданно дорогу им перегородили вооруженные люди. Водитель смело мог объехать их, но Ленин приказал остановиться, решив, что это патруль. Довольно быстро манера поведения «патрульных» все объяснила без слов: Владимир Ильич стал жертвой самого обыкновенного бандитского нападения. Главарь по фамилии Кузнецов (больше известный, как Кошельков, или Яшка Кошелёк) приказал всем выйти из автомобиля, на что удивленный Ленин сказал: «Да вы что, я же Ленин!» К счастью Ильича, Кошелёк просто не расслышал фамилию и рявкнул в ответ: «Не знаю я никакого Левина! Я хозяин города! Выходите из машины!».

Владимир Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова в автомобиле «Рено – 40 CV» (Фото с сайта old.avtomir.com)

По некоторым данным, бандиты успели совершить на угнанном автомобиле несколько "дел": они грабили пешеходов и даже застрелили милиционера. Позднее у Крымского моста метким выстрелом сотрудника милиции был убит шофер бандитов. Преступники бросили машину и скрылись. Это – последнее упоминание ленинского «Рено».

«Роллс-Ройс»

После покушения в 1918 году здоровье Ленина резко ухудшилось, и ему требовался регулярный отдых. Отдыхать Владимир Ильич любил, конечно же, в Подмосковье. Клин, Завидово, Солнечногорск… Но самое любимое место – Горки.

Не все автомобили главного гаража страны выдерживали частые загородные поездки, особенно по проселочным дорогам. Некоторые машины постепенно выходили из строя, а из-за отсутствия необходимых запасных частей ремонт их зачастую был попросту невозможен. Самым стойким и надежным автомобилем оказался Rolls-Royce «Silver Ghost». Да-да, «Серебряный призрак», с которым Ленин «познакомился» еще в далеком 1909 году.

Роллс – Ройс «Серебряный призрак» с кузовом фаэтон (Фото компании Rolls-Royce)

Компания «Роллс-Ройс» начала производство этой модели в 1906 году, но выпускала лишь шасси, оставляя работу над кузовом специализированным ателье. По желанию клиента строился автомобиль с кузовом любой формы и цвета, который имел различное дополнительное оборудование и персональную отделку салона.

Дмитрия Лавриненко считают самым результативным советским танковым асом. Всего за два с половиной месяца на фронте он уничтожил 52 боевые машины врага. В день столетней годовщины со дня рождения легендарного танкиста мы решили вспомнить, каким был его впечатляющий фронтовой путь.

Станица Бесстрашная находится на юге Краснодарского края. Именно здесь 14 октября 1914 года родился легендарный танкист Дмитрий Лавриненко, в первые месяцы войны поистине оправдавший название малой родины.

Его фронтовой путь начался с первых дней Великой Отечественной. Взвод лейтенанта Лавриненко в составе 15-й танковой дивизии в июле 1941 года после первых неудач советской армии был вынужден оставить город Станислав на западе Украины и отходить вглубь страны. В конце августа оставшиеся в живых бойцы 15-й дивизии вошли в состав 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова, а Дмитрий Лавриненко продолжил командовать танковым взводом.

Хладнокровный стратег, храбрый боец и грамотный командир — именно эти качества характеризовали молодого танкиста и позволяли из тяжелейших схваток с врагом выходить победителем.

Свой боевой счет лейтенант Лавриненко открыл в боях под Мценском, куда осенью была переправлена танковая бригада Катукова.

6 октября 1941 года. Четыре «тридцатьчетверки» под командованием Лавриненко отправились на подмогу попавшей в окружение мотострелковой роте. Советские бойцы, пытаясь удержать высоту в районе села Первый воин, терпели значительные потери. Их противотанковые орудия враг уничтожил в первую очередь, и предпринятая немцами атака могла обернуться поражением, если бы не танковый взвод Лавриненко. Т-34 появились будто из ниоткуда и открыли огонь по вражеским танкам. Загорелся один, другой… Меняя позиции, защитники предприняли еще несколько молниеносных атак. Маневренные «тридцатьчетверки» метким огнем крушили врага, находясь в постоянном движении.

Решив, что в атаку ринулась целая танковая дивизия, немцы отступили, оставив на поле боя 15 танков.

В этом сражении лейтенант Лавриненко записал на свой счет четыре боевые машины врага.

Менялись населенные пункты, менялось положение наших войск, но бои продолжались. В этих боях оттачивалось мастерство танкового аса. То он действовал из укрытия, искусно спрятав боевые машины, то появлялся внезапно, предпринимая несколько коротких атак.

После войны генерал армии Д.Д.Люляшенко рассказывал о тактике блестящего танкиста: «…лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции бревна, внешне походившие на стволы танковых орудий. И небезуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил 9 танков, 2 орудия и множество гитлеровцев».

В конце октября 1941 года 4-ю танковую бригаду перебросили под Москву оборонять волоколамское направление. К этому времени на счету Дмитрия Лавриненко было около 19 вражеских танков.

Вскоре экипаж командира взвода снова отличился, на этот раз в бою под Серпуховом, где организовал засаду на головной разведывательный отряд гитлеровцев. Т-34 Лавриненко при поддержке пехоты уничтожил три орудия и до двух взводов солдат, а в качестве трофея пригнал в расположение бригады штабной немецкий автобус. Правда, столь блистательная победа едва не обернулась для танкистов трибуналом. Дело в том, что за несколько дней до сражения полковник Катуков оставил «тридцатьчетверку» Лавриненко охранять штаб 50-й армии. Было известно, что штабное командование вскоре отпустило танкистов, однако в расположение бригады они не прибыли. Куда подевались бойцы — оставалось загадкой.

Оказалось, что защитники, не нагнав свою танковую бригаду, заехали в Серпухов побриться, но задержались, узнав, что на город надвигаются немцы, а силы, способной дать им отпор в городе не оказалось…

Гремели бои под Москвой. Уже старший лейтенант Дмитрий Лавриненко участвовал во взятии Скирмановского плацдарма, в боях у деревни Гусенево, села Лысцево. За это время танкист пережил потерю двух членов экипажа — радист Александр Шаров и механик-водитель Михаил Бедный погибли, когда один из вражеских снарядов угодил в танк.

Но Дмитрий Лавриненко сдаваться не собирался. В конце ноября он написал домой, в станицу Бесстрашная:

Проклятый враг все стремится к Москве, но ему не дойти до Москвы, он будет разбит. Недалек тот час, когда мы будем его гнать и гнать, да так, что он не будет знать, куда ему деваться. Обо мне не беспокойтесь. Погибать не собираюсь. Пишите письма срочно, немедленно.

18 декабря 1941 года в тяжелом бою у деревни Горюны Лавриненко уничтожил свой последний 52 танк. Сразу после боя немцы открыли по деревне артиллерийский огонь. Выскочив из танка, старший лейтенант Лавриненко направился с докладом к командиру и попал под обстрел. Минометный осколок смертельно ранил Лавриненко, оборвав жизнь блестящего танкиста.

Незадолго до этого командование танковой бригады направило представление Лавриненко к высшей награде — званию Героя Советского Союза.

Заслуженная награда была присвоена танкисту посмертно и лишь в 1990 году.



14.10.1914 - 18.12.1941
Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник
Аннотационная доска


Л авриненко Дмитрий Фёдорович - командир роты 1-й гвардейской танковой бригады (16-я армия, Западный фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 14 октября 1914 года в станице Бесстрашная ныне Отрадненского района Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. В 1931 году окончил школу крестьянской молодежи в станице Вознесенской, затем учительские курсы в городе Армавир. В 1931-1933 годах работал учителем в школе на хуторе Сладкий Армавирского района, в 1933-1934 года - статистиком главконторы совхоза, затем кассиром сберкассы в селе Новокубанское.

В 1934 году добровольцем пошел в Красную Армию и был направлен в кавалерию. Через год поступил Ульяновское бронетанковое училище, которое окончил в мае 1938 года. Младший лейтенант Лавриненко принимал участие походе в Западную Украину в 1939 году, а в июне 1940 года в походе в Бессарабию. Член ВКП(б) с 1941 года.

Начало Великой Отечественной войны лейтенант Лавриненко встретил в должности командира взвода 15-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Станислав на территории Западной Украины. Отличиться в первых боях не удалось, его танк был поврежден. Во время отступления молодой офицер проявил характер и наотрез отказался уничтожить свой неисправный танк. Только после того, как оставшийся личный состав дивизии был отправлен на переформирование, Лавриненко сдал свою неисправную машину в ремонт.

В сентябре 1941 года прибыл во вновь формируемую 4-ю (с 11 ноября - 1-ю гвардейскую) танковую бригаду полковника Катукова и с 4 октября уже воевал под городом Мценском. 6 октября во время боя в районе села Первый Воин танковая группа лейтенанта Лавриненко, состоявшая из четырех танков Т-34, решительно атаковала колонну немецких танков. Постоянно меняя огневые позиции, появляясь в различных местах, четыре тридцатьчетверки производили на немцев впечатление действий большой танковой группы. В этом бою экипажи танкистов уничтожили 15 танков противника, четыре из которых были на счету Лавриненко. К 11 октября на счету отважного танкиста было уже 7 танков, противотанковое орудие и до двух взводов немецкой пехоты.

С конца октября танковая бригада вела бои уже на подступах к столице, на волоколамском направлении. Здесь вновь отличился уже старший лейтенант Лавриненко. 7 ноября недалеко от села Лысцево его группа из трех танков Т-34 и трех танков БТ-7, вступила в бой с 18 немецкими танками. В этой схватке немцы потеряли 7 танков.

Вскоре отважный танкист провел уникальный бой с танковой группа противника, прорвавшейся в наш тыл. Старший лейтенант Лавриненко скрытно вывел свой Т-34 навстречу немецкой танковой колонне вблизи шоссе, идущего на Шишкино. Он поставил свой танк в засаду в чистом поле, используя, тот факт, что танк был выкрашенный белилами и на заснеженном поле был почти незаметен. Один танк Лавриненко, фактически в упор, расстрелял с фланга колонну из 18 танков, уничтожив 6 из них. Своими действиями позволил выйти войскам, оказавшимся под угрозой окружения. 19 ноября у деревни Гусенево во встречном бою семью снарядами он уничтожил семь танков.

5 декабря 1941 года гвардии старший лейтенант Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе отмечалось "...выполняя боевые задания командования с 4 октября и по настоящее время, беспрерывно находился в бою. За период боёв под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 тяжёлых, средних и лёгких танков противника... "

Свой последний бой отважный танкист провел 18 декабря на подступах к Волоколамску, у села Горюны. Атаковав прорвавшегося через наши позиции противника, он уничтожил свой 52-й немецкий танк, 2 противотанковых орудия и до полусотни немецких солдат. В тот же день, уже после боя, старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко был сражен осколком мины.

За два с половиной месяца ожесточенных боев герой-танкист принял участие в 28 схватках и уничтожил 52 гитлеровских танка. Он стал самым результативным танкистом в Красной Армии, но не стал Героем. 22 декабря был награжден орденом Ленина.

Уже в мирное время многочисленные представления к награде героя на самых высших уровнях (маршал Катуков, генерал армии Лелюшенко) возымели действие на чиновничью рутину.

У казом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками Лавриненко Дмитрию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Родственникам Героя были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11615).

Похоронен на месте боя, около шоссе, между селами Покровским и Горюнами. Позднее перезахоронен в братской могиле в деревне Деньково Волоколамского района Московской области.

Именем Героя названа школа № 28 в станице Бесстрашная, улицы в родной станице, Волоколамске, Краснодаре.

Один боевой эпизод

Катуков оставил танк Лавриненко по просьбе командования 50-й армии для охраны ее штаба. Командование армии обещало комбригу долго не задерживать его. Но с этого дня прошло уже четверо суток. Катуков и начальник политотдела старший батальонный комиссар И.Г. Деревянкин кинулись звонить во все концы, но следов Лавриненко найти так и не смогли Назревало ЧП.

В полдень 20 октября к штабу бригады, лязгая гусеницами, подкатила тридцатьчетверка, а вслед за ней немецкий штабной автобус. Люк башни открылся и оттуда, как ни в чем ни бывало, вылез Лавриненко, а следом за ним члены его экипажа - заряжающий рядовой Федотов и стрелок-радист сержант Борзых. За рулем штабного автобуса сидел механик-водитель старший сержант Бедный.

На Лавриненко набросился разгневанный начальник политотдела Деревянкин, требуя объяснения причин задержки неизвестно где находившихся все это время лейтенанта и членов его экипажа. Вместо ответа Лавриненко вынул из нагрудного кармана гимнастерки бумагу и подал ее начальнику политотдела. В бумаге было написано следующее:

"Полковнику тов. Катукову. Командир машины Лавриненко Дмитрий Федорович был мною задержан. Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде.
Комендант города Серпухова комбриг Фирсов".

Дело оказалось вот в чем. Штаб 50-й армии отпустил танк Лавриненко буквально вслед за ушедшей танковой бригадой. Но дорога оказалась забитой автотранспортом и, как ни торопился Лавриненко, нагнать бригаду ему не удалось.

Прибыв в Серпухов, экипаж решил побриться в парикмахерской. Только Лавриненко уселся в кресло, как внезапно в зал вбежал запыхавшийся красноармеец и сказал лейтенанту, чтобы тот срочно прибыл к коменданту города комбригу Фирсову.

Явившись к Фирсову, Лавриненко узнал, что по шоссе из Малоярославца на Серпухов идет немецкая колонна численностью до батальона. Никаких сил для обороны города у коменданта под рукой не было. Части для обороны Серпухова должны были вот-вот подойти, а до этого вся надежда у Фирсова оставалась на один-единственный танк Лавриненко.

В роще, у Высокиничей, Т-34 Лавриненко стал в засаду. Дорога в обе стороны просматривалась хорошо. Через несколько минут на шоссе показалась немецкая колонна. Впереди тарахтели мотоциклы, потом шла штабная машина, три грузовика с пехотой и противотанковыми орудиями. Немцы вели себя крайне самоуверенно и не выслали вперед разведку.

Подпустив колонну на 150 метров, Лавриненко расстрелял колонну в упор. Два орудия были сразу же разбиты, третье немецкие артиллеристы пытались развернуть, но танк Лавриненко выскочил на шоссе и врезался в грузовики с пехотой, а затем раздавил орудие. Вскоре подошла пехотная часть и добила ошеломленного и растерянного противника.

Экипаж Лавриненко сдал коменданту Серпухова 13 автоматов, 6 минометов, 10 мотоциклов с колясками и противотанковое орудие с полным боекомплектом Штабную машину Фирсов разрешил забрать в бригаду. Ее-то своим ходом и вел пересевший из тридцатьчетверки механик-водитель Бедный. В автобусе оказались важные документы и карты, которые Катуков немедленно отправил в Москву.

ЛАВРИНЕНКО ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ , родился 14 октября 1914 году в семье кубанского казака-бедняка из станицы Бесстрашная, Отрадненского района Краснодарского края.

В 1932–1933 годах, после окончания педагогических курсов, работал учителем в школе на хуторе Сладкий Армавирского района, в 1933–1934 годах - статистиком главконторы совхоза, затем кассиром сберкассы в селе Новокубинское.

В Красную армию Лавриненко пошел добровольцем в 1934 году. Конечно, как прирожденный станичник - в кавалерию. Но спустя несколько месяцев поступил в Ульяновское бронетанковое училище, которое окончил в мае 1938 года.

До нападения Гитлера на СССР, Дмитрий Лавриненко принимал участие в походах на Западную Украину и в Бессарабию.

Отец Лавриненко в годы гражданской войны погиб в боях с белогвардейцами.

15 танковая дивизия РККА, где Лавриненко служил в должности комвзвода, была расквартирована у города Станислава, на территории Западной Украины.

В 28 кровопролитных боях с врагами участвовал Лавриненко всего за несколько месяцев 1941 года.

Трижды горела его машина, но отважный танкист из самых тяжёлых ситуаций выходил невредимым. Было уничтожено всего 52 фашистских танка.

Другого такого примера в истории минувшей войны не было. Причем последний танк он уничтожил за час до гибели в деревне Горюны.

Из боевой биографии первой гвардейской Чертковской дважды орденов Ленина, Краснознамённой, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого танковой бригады имени маршала М. Е. Катукова в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре 1941 года он оказался в недавно сформированной 4-й танковой бригаде, командиром которой стал полковник М. Е. Катуков. В начале следующего месяца бригада вступила в тяжелые бои под Мценском с частями 2-й немецкой танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана.

Свой счет подбитых танков Лавриненко открыл 6 октября во время боя в районе села с характерным названием - Первый Воин. Не прошла и неделя, как на счету «тридцатьчетверки» лейтенанта Лавриненко числилось семь танков, противотанковое орудие и до двух взводов немецкой пехоты. И это только по самым скромным подсчетам.

Правды не знает никто, не до арифметики было тогда под Мценском. Не до учета и статистики. В уничтожении вражеских машин была не только удача и отменная подготовка, но и воинская смекалка и точный расчет советского офицера.

Дважды Герой Советского Союза генерал армии Д. Д. Лелюшенко в своей книге «Заря Победы» рассказал об одном из приемов, который применил Лавриненко в боях под Мценском:

«Запомнилось мне, как лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции бревна, внешне походившие на стволы танковых орудий.

И не безуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил 9 танков, 2 орудия и множество гитлеровцев».

В ноябрьских боях на Волоколамском направлении танковая группа под командованием старшего лейтенанта Лавриненко, состоявшая из трех танков Т-34 и трех танков БТ-7, была выделена для поддержки 1073-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова. Ровно восемь минут у села Лысцево длилось сражение между шестью советскими танками и восемнадцатью немецкими.

Наши победили, но на ходу осталось всего две машины, а враг тем временем уже был в тылу дивизии. В результате маневров и выбора позиции танк Лавриненко оказался один против 18 машин панцерваффе. Гвардейский экипаж подбил три легкие и три средние машины и незаметно ускользнул от преследования, позволив советским частям избежать окружения.

5 декабря 1941 года гвардии старший лейтенант Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе отмечалось:

«Выполняя боевые задания командования с 4 октября и по настоящее время, беспрерывно находился в бою. За период боёв под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 тяжелых, средних и легких танков противника».

О прославленном советском офицере-танкисте Дмитрии Фёдоровиче Лавриненко рассказывают документы, письма, воспоминания его боевых товарищей.

Из воспоминаний маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова:

«С именем Лавриненко был связан буквально каждый километр боевого пути 1-й гвардейской танковой бригады. Не было ни одного серьёзного боевого дела, в котором он бы не участвовал. И всегда показывал пример храбрости, мужества и отваги, командирской сметливости и расчётливости…

Двадцать восемь кровопролитных боёв на его счету. Трижды горела машина Дмитрия Лавриненко, но отважный танкист из самых тяжёлых ситуаций выходил невредимым. Он уничтожил 52 фашистских танка. История минувшей войны не знает другого такого примера.

Всего двадцать семь лет прожил замечательный танкист, сын кубанского казака-бедняка из станицы Бесстрашная. Да, станица оправдала своё название. Она дала Родине бесстрашных сыновей. Отец Дмитрия Фёдоровича в годы гражданской войны был красным партизаном и пал смертью героя в боях с белогвардейцами. Сын его отдал жизнь в смертельной схватке с проклятым фашизмом».

Рассказывает полковник в отставке П. Заскалько:

С Дмитрием Лавриненко мы воевали вместе с первого дня войны. А встретили её в Станиславе, ныне Ивано-Франковск, где служили в одной роет 15-й танковой дивизии.

Внешне он мало походил на лихого вояку. По натуре был очень мягким и добродушным человеком. В первые дни войны Дмитрию не повезло — его танк вышел из строя.

При отступлении мы хотели уничтожить неисправные танки. И тут вдруг наш тихий Лавриненко встал на дыбы:

«Не отдам машину на смерть! Она после ремонта ещё пригодится». И добился-таки своего. Как ни тяжело было, отбуксировал танк и сдал в ремонт. Когда же в Сталинграде получал новую машину — «тридцатьчетвёрку», сказал: «Ну, теперь я с Гитлером рассчитаюсь!».

«Отвагу и мужество проявил в боях с фашистами экипаж лейтенанта Лавриненко. На днях тов. Лавриненко неожиданно обрушился на немцев. Орудийным и пулемётным огнём уничтожено до батальона вражеской пехоты, 10 мотоциклов, штабная машина, противотанковое орудие».

Из воспоминаний Героя Советского Союза полковник в отставке А. Рафтопулло:

«Когда противник вклинился в нашу оборону на правом фланге, комбриг выслал на помощь пехотинцам группу из четырёх танков под командованием Лавриненко. Я увидел, как вспыхнуло несколько машин врага, остальные попятились. Танки Лавриненко исчезли так же внезапно, как и появились, но через несколько минут показались левее, из-за пригорка. И снова их пушки сверкнули огнём. За несколько стремительных атак Лавриненко с товарищами уничтожили 15 гитлеровских танков».

Вспоминает старший лейтенант в отставке В. Котов:

После боёв под Мценском наша танковая бригада, ставшая 1-й гвардейской, была переброшена на Волоколамское направление. Когда прибыли на станцию Чисмена, выяснилось, что пропал экипаж Лавриненко. Совсем недавно, переживал начальник политотдела, его приняли кандидатом в члены партии, и такое ЧП! Но на следующий день к штабу бригады подкатил танк Дмитрия с немецким штабным автобусом на буксире…

А дело оказалось вот в чём. Танк Дмитрия, выполнив задание, пытался нагнать бригаду на марше. В Серпухове комендант города комбриг Фирсов поставил Лавриненко задачу задержать вражескую колонну, двигающуюся из Малоярославца. Других сил у коменданта под рукой не оказалось.

Лавриненко решил действовать уже испытанным способом — из засады. Подпустив фашистов метров на 150, расстрелял колонну в упор. Уничтожил несколько орудий, грузовиков. Гитлеровцы в панике бежали. Экипаж захватил 10 мотоциклов, 6 миномётов, противотанковую пушку и штабной автобус. Комбриг Фирсов выдал Лавриненко документ, объясняющий его опоздание в свою часть, и разрешил экипажу захватить в качестве трофея автобус.

Из письма Дмитрия Лавриненко родным:

«Проклятый враг продолжает рваться к столице, но ему не дойти до Москвы, он будет разбит. Недалёк тот час, когда мы погоним фашиста, да так, что он не будет знать, куда ему деваться. Обо мне не беспокойтесь. Погибать не собираюсь…»

Рассказывает полковник в отставке А. Загудаев:

Наша бригада вместе с панфиловской дивизией и кавалерийским корпусом Доватора продолжала вести тяжёлые бои. В горький ноябрьский день, когда осколком вражеской мины был убит генерал Панфилов, Лавриненко оказался свидетелем этого трагического события: ему было поручено прикрывать командный пункт комдива.

Обстановка была исключительно трудной: прорвавшиеся танки врага уже подходили к деревне, где находился КП дивизии. Восемь машин с крестами на бортах насчитал Дмитрий.

Заводи! — скомандовал он механику-водителю сержанту М. Бедному, и «тридцатьчетвёрка» помчалась навстречу гитлеровцам.

Лавриненко сам сел за прицел и семью снарядами поджёг семь немецких танков — такой это был мастер огня. Но в это время в деревню ворвались ещё несколько вражеских танков. Один из посланных ими снарядов угодил в борт «тридцатьчетвёрки» и пробил его.

Лавриненко и Фёдоров вытащили смертельно раненного радиста Шарова, а сержант Бедный погиб за рычагами горящего танка.

На следующий день, получив новую машину, Лавриненко снова отличился, уничтожив несколько вражеских танков.

«Тов. Лавриненко, выполняя боевые задания командования с 4 октября и по настоящее время, беспрерывно находился в бою. За период боёв под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 тяжёлых, средних и лёгких танков противника…

За проявленное мужество и отвагу в боях с германскими захватчиками тов. Лавриненко Д. Ф. достоин присвоения звания Героя Советского Союза.»

«по всему фронту гремит слава гвардейцев-танкистов генерала Катукова. Храбрейший из храбрых среди них — старший лейтенант Лавриненко. Не было случая, чтобы он не побеждал в бою. Свой личный счёт отважный танкист за последние дни довёл до 40 уничтоженных вражеских танков».

Справка совета ветеранов 1-й гвардейской танковой бригады:

«Приказом командующего Западным фронтом № 0437 от 22 декабря гвардии старший лейтенант Лавриненко был награждён орденом Ленина. Получить эту награду отважный танкист не успел. 18 декабря в районе деревни Горюны он погиб. За час до этого Дмитрий Фёдорович уничтожил свой последний, пятьдесят второй по счёту вражеский танк.»

Из письма полковника в отставке Л. Лехмана:

«Мы развивали наступление на Волоколамском направлении. Шли вперёд с тяжёлыми боями. Ворвавшись в Покровское, наша рота огнём и гусеницами уничтожила гитлеровцев. Как всегда, пример подчинённым подавал наш командир.

Маневрируя, Лавриненко повёл нас в атаку на соседнюю деревню, куда устремились фашистские танки и бронетранспортёры. В это время сюда стали подходить основные силы бригады. Гитлеровцы, зажатые с двух сторон, были разбиты и бежали. Но Горюны оставались под артиллерийским огнём и пулемётным обстрелом.

Лавриненко вцыскочил из танка и направился к комбригу с докладом. И вдруг взрыв. Дмитрий упал… Крохотный осколок мины поразил насмерть нашего лучшего друга и командира.

В бою за Волоколамск мы захватили любопытный трофей — ящик с Железными крестами. Их мы сдали в политотдел, а фашисты вместо Железных крестов получили кресты из русской берёзы. Такова была наша месть за Дмитрия».

Из письма членов военно-патриотического клуба «Патриот» в Краснодарском крае:

«Кубанцы свято чтут память своего героя-земляка. Его имя носит одна из школ. В ходе субботников молодёжь заработала средства на памятник отважному танкисту. В любительской киностудии «Юность» создан документальный фильм о матери Лавриненко — Матрене Прокофьевне. В нашем клубе установлен бюст Д. Ф. Лавриненко.

Рассказывает Катукова, ветеран 1-й гвардейской танковой бригады:

Недавно мы получили хорошее известие. Одна из улиц города Волоколамска, на подступах к которому погиб общий любимец бригады Дмитрий Лавриненко, названа его именем.

Свой последний 52-й танк Лавриненко уничтожил в боях на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года. В этот же день самый результативный танкист Красной Армии погиб от шального осколка мины, попавшего ему в висок.

Состав белого танка Т-34 Дмитрия Федоровича Лавриненко:

  • Д. Ф. Лавриненко - командир экипажа;

  • механики-водители Пономаренко, старший сержант М. И. Бедный (1918 - 18 ноября 1941; уничтожил в составе экипажа 37 танков), М. М. Соломянников ;

  • стрелки-радисты сержант И. С. Борзых (1908 - пропал без вести в бою 16 июля 1944), рядовой А. С. Шаров (1916 - 19 ноября 1941);

  • заряжающий рядовой Федотов.

Рядовой А. С. Шаров - радист танка. Погиб в бою у Гусенево 18 ноября 1941 года.

Старший сержант М. И. Бедный - водитель танка. Погиб в бою у Гусенево 18 ноября 1941 года.

Изначально Д. Ф. Лавриненко похоронен на месте боя, около шоссе, между сёлами Покровское и Горюны (сейчас - Анино) .

В 1967 году место захоронения было найдено поисковым отрядом учащихся 296-й средней школы города Москвы и гвардии сержант Дмитрий Федорович Лавриненко был торжественно перезахоронен в братской могиле в деревне Деньково.

Вы проезжаете эту деревню по дороге в Москву, что по Новой Риге, что по Волоколамке. Заедите, оставьте цветы на могиле этого 27 летнего парня, знакомством с которым на полях войны гордились генералы и маршалы.

(Visited 5 456 times, 1 visits today)

Дмитрий Лавриненко признан одним из самых результативных советских танкистов. Всего за два с половиной месяца на фронте он уничтожил 52 боевые машины врага. Мы решили вспомнить, каким был его впечатляющий фронтовой путь.

Станица Бесстрашная находится на юге Краснодарского края. Именно здесь 14 октября 1914 года родился легендарный танкист Дмитрий Лавриненко, в первые месяцы войны поистине оправдавший название малой родины.

Его фронтовой путь начался с первых дней Великой Отечественной. Взвод лейтенанта Лавриненко в составе 15-й танковой дивизии в июле 1941 года после первых неудач советской армии был вынужден оставить город Станислав на западе Украины и отходить вглубь страны. В конце августа оставшиеся в живых бойцы 15-й дивизии вошли в состав 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова, а Дмитрий Лавриненко продолжил командовать танковым взводом.

Хладнокровный стратег, храбрый боец и грамотный командир - именно эти качества характеризовали молодого танкиста и позволяли из тяжелейших схваток с врагом выходить победителем. Свой боевой счет лейтенант Лавриненко открыл в боях под Мценском, куда осенью была переправлена танковая бригада Катукова.

6 октября 1941 года. Четыре «тридцатьчетверки» под командованием Лавриненко отправились на подмогу попавшей в окружение мотострелковой роте. Советские бойцы, пытаясь удержать высоту в районе села Первый воин, терпели значительные потери. Их противотанковые орудия враг уничтожил в первую очередь, и предпринятая немцами атака могла обернуться поражением, если бы не танковый взвод Лавриненко. Т-34 появились будто из ниоткуда и открыли огонь по вражеским танкам. Загорелся один, другой… Меняя позиции, защитники предприняли еще несколько молниеносных атак. Маневренные «тридцатьчетверки» метким огнем крушили врага, находясь в постоянном движении. Решив, что в атаку ринулась целая танковая дивизия, немцы отступили, оставив на поле боя 15 танков. В этом сражении лейтенант Лавриненко записал на свой счет четыре боевые машины врага.

Менялись населенные пункты, менялось положение наших войск, но бои продолжались. В этих боях оттачивалось мастерство танкового аса. То он действовал из укрытия, искусно спрятав боевые машины, то появлялся внезапно, предпринимая несколько коротких атак. После войны генерал армии Д.Д.Люляшенко рассказывал о тактике блестящего танкиста: «…лейтенант Дмитрий Лавриненко, тщательно замаскировав свои танки, установил на позиции бревна, внешне походившие на стволы танковых орудий. И небезуспешно: фашисты открыли по ложным целям огонь. Подпустив гитлеровцев на выгодную дистанцию, Лавриненко обрушил на них губительный огонь из засад и уничтожил 9 танков, 2 орудия и множество гитлеровцев».

В конце октября 1941 года 4-ю танковую бригаду перебросили под Москву оборонять волоколамское направление. К этому времени на счету Дмитрия Лавриненко было около 19 вражеских танков.

Вскоре экипаж командира взвода снова отличился, на этот раз в бою под Серпуховом, где организовал засаду на головной разведывательный отряд гитлеровцев. Т-34 Лавриненко при поддержке пехоты уничтожил три орудия и до двух взводов солдат, а в качестве трофея пригнал в расположение бригады штабной немецкий автобус. Правда, столь блистательная победа едва не обернулась для танкистов трибуналом. Дело в том, что за несколько дней до сражения полковник Катуков оставил «тридцатьчетверку» Лавриненко охранять штаб 50-й армии. Было известно, что штабное командование вскоре отпустило танкистов, однако в расположение бригады они не прибыли. Куда подевались бойцы - оставалось загадкой. Оказалось, что защитники, не нагнав свою танковую бригаду, заехали в Серпухов побриться, но задержались, узнав, что на город надвигаются немцы, а силы, способной дать им отпор в городе не оказалось…

Гремели бои под Москвой. Уже старший лейтенант Дмитрий Лавриненко участвовал во взятии Скирмановского плацдарма, в боях у деревни Гусенево, села Лысцево. За это время пережил потерю двух членов экипажа - радист Александр Шаров и механик-водитель Михаил Бедный погибли, когда один из вражеских снарядов угодил в танк.

Но Дмитрий Лавриненко сдаваться не собирался. В конце ноября он написал домой, в станицу Бесстрашная: «Проклятый враг все стремится к Москве, но ему не дойти до Москвы, он будет разбит. Недалек тот час, когда мы будем его гнать и гнать, да так, что он не будет знать, куда ему деваться. Обо мне не беспокойтесь. Погибать не собираюсь. Пишите письма срочно, немедленно».

18 декабря 1941 года в тяжелом бою у деревни Горюны Лавриненко уничтожил свой последний 52 танк. Сразу после боя немцы открыли по деревне артиллерийский огонь. Выскочив из танка, старший лейтенант Лавриненко направился с докладом к командиру и попал под обстрел. Минометный осколок смертельно ранил Лавриненко, оборвав жизнь блестящего танкиста.

Незадолго до этого командование танковой бригады направило представление Лавриненко к высшей награде - званию Героя Советского Союза. Заслуженная награда была присвоена танкисту посмертно и лишь в 1990 году.