Математические кружки а.в.спивака в мцнмо под угрозой. Познакомился с учителем математики александром васильевичем спиваком

Коротко о себе: Александр Васильевич - выпускник мехмата 1987 года; учитель математики школы №1543; автор энциклопедии „Числа и фигуры” и ряда статей журнала «Квант». С 1982 года ведет математические кружки на Малом мехмате МГУ.

Подробно о себе

Александр Васильевич Спивак о своих математических кружках

Первое своё занятие математического кружка я провёл в 1982 году, будучи студентом первого курса мехмата МГУ. Многие мои бывшие кружковцы поступили в МГУ и другие вузы, некоторые успели закончить учёбу, у кого-то даже кончилась аспирантура. Время быстротечно: страна, в которой работает Малый мехмат, успела изменить площадь, название и другие атрибуты (некоторые - более одного раза). На Малом мехмате нет уже никого из тех, с кем я когда-то начинал.

Хотя уровень приносимых из школы знаний на глазах падает, всё ещё есть главное - жадные до знаний школьники, некоторые из которых ездят на занятия не на автобусе и даже не на метро, а на электричке. Не истреблён искренний интерес к науке. И хотя в нескольких математических школах Москвы удаётся изучать математику на более высоком уровне, чем на кружках МММФ (впрочем, к сожалению, таких школ очень мало), энтузиазм Малого мехмата дорогого стоит.

Здесь представлен конспект занятий моего кружка. Тут важно слово «моего»: свобода выбора тем и методики занятий на Малом мехмате довольно велика, другие кружки занимались совсем по-другому. Одно из главных отличий - бóльшая часть времени на моём кружке уходит не на попытки школьников решать задачи, а на обсуждение решений и рассказ о связанных с темой занятия теоремах и понятиях. Как только кто-то решил какую-то из предложенных задач, он выходит к доске. Иногда решение оказывается ошибочным, тогда идёт к доске другой участник кружка, и так далее. (А если в течение долгого времени ничего не получается, то я, отчаявшись дождаться, рассказываю решение сам.)

Два часа в неделю - это очень мало, особенно если учесть, что во время студенческой сессии Малый мехмат не работает. Поэтому основная задача кружка - не научить, а заинтересовать. Рассказ об интересных книгах, журнале «Квант», олимпиадах - важная часть работы МММФ.

Не менее важна домашняя работа - без неё занятия мало чем отличались бы от походов в цирк или зоопарк. И хотя посмотреть на живого математика, оказаться среди умных сверстников и подышать университетским воздухом само по себе полезно, лучше самому научиться решать задачи. Чтобы помочь в этом своему ребенку, некоторые родители даже сидят на задних рядах аудитории 1408 и затем дома обсуждают содержание занятия, пытаются дорешать те задачи, которые мы не успели разобрать.

Отправьте сообщение пользователю "Спивак Александр Васильевич"

(не более 700 знаков)
(эта функция доступна только зарегистрированным пользователям)

Книга по элементарной теории чисел состоит из статей, многие из которых были опубликованы в журнале «Квант».

Алгоритм Евклида, основная теорема арифметики, ряды Фарея, периодические дроби, числа Фибоначчи, малая теорема Ферма, цепные дроби, квадратичный закон взаимности изучены весьма подробно, с большим количеством примеров и упражнений. Может служить учебным пособием для математических классов и кружков.

Адресована школьникам 7-11 классов, учителям, а также всем любителям математики.

Математические турниры имени А.П.Савина

В книге собраны задачи, предлагавшиеся в заочном конкурсе «Математика 6-8», проводимом журналом «Квант» с 1990 года, и на летних очных турнирах, представляющих собой заключительные этапы этого конкурса (начиная с 1995). Задачи нестандартные, олимпиадного характера. Большинство задач доступны заинтересованному восьмикласснику, но безусловно интересны и старшеклассникам.

Для учащихся и преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, для участников и руководителей математических кружков, а также для всех любителей математики.

Математический кружок. 6-7 классы

В книге широко представлены задачи по математике, предлагавшиеся школьникам 6-7 классов на занятиях математических кружков и олимпиадах. Основное ее содержание — классические арифметические задачи. Кроме них, есть геометрические задачи, требующие фантазии и изобретательности, и просто шутки.

Книга предназначена для учащихся 6-7 классов, но будет интересна и полезна как более старшим, так и более младшим школьникам, а также учителям и родителям.

Математический праздник

В книге широко представлены задачи по математике, предлагавшиеся на занятиях математических кружков и олимпиадах. Основное ее содержание — классические, проверенные временем арифметические задачи, которые учат правильно рассуждать и считать. Кроме них, есть геометрические задачи, требующие фантазии и изобретательности, и просто забавные задачи-шутки.

Книга предназначена для учащихся 5-8 классов, но будет интересна и полезна как более старшим, так и более младшим школьникам, а также учителям и родителям.

Новая школьная энциклопедия. Числа и фигуры

Полутом входящий в книгу «Новая школьная энциклопедия. Небесные тела. Числа и фигуры» — Энциклопедии по математике для школьников старшего или среднего школьного возраста. Ее особенностью является то, что построена она как сборник отдельных статей, посвященных различным математическим проблемам или методам; каждая из статей представляет собой весьма глубоко ведущий и в своем роде законченный очерк, а все вместе они образуют калейдоскопичную панораму науки и ее истории. Каждая статья содержит сведения, которые понятны и интересны даже людям, очень далеким от математических проблем.

Предлагаемый материал организован в шесть разделов: «Арифметика», «Геометрия», «Алгебра», «Математическийанализ», «Комбинаторика» и «История математики». Каждому разделу предшествует вводная статья.


Замечательная личность!

Оказывается, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова с 1982 существует так называемый Малый мехмат МГУ.
Получается, когда я там учился, он уже существовал.
Правда, я учился в другом корпусе. И мне было совершенно не до этого.

Не пугайтесь названия.
Занятия доступны абсолютно всем школьникам.
Они бесплатные и свободные.
То есть любой родитель может привести своего ребенка, если сможет уговорить его позаниматься.
Фактически это такая воскресная школа, только по математике.
Вот в прошедшую субботу я неожиданно для себя и попал во 2-й гуманитарный корпус МГУ на занятия этого самого Мехмата, которые ведет Александр Васильевич Спивак.

Впечатление сильное.

Представьте себе поточную аудиторию, довольно плотно заполненную детьми разных возрастов, но преимущественно, как мне показалось, 3-5 школьных классов.
В задних рядах - несколько родителей.
Перед аудиторией - один учитель, Александр Васильевич Спивак.
И ему удается удерживать внимание этих детей несколько часов.

Первое своё занятие математического кружка я провёл в 1982 году, будучи студентом первого курса мехмата МГУ. Многие мои бывшие кружковцы поступили в МГУ и другие вузы, некоторые успели закончить учёбу, у кого-то даже кончилась аспирантура. Время быстротечно: страна, в которой работает Малый мехмат, успела изменить площадь, название и другие атрибуты (некоторые - более одного раза). На Малом мехмате нет уже никого из тех, с кем я когда-то начинал.

Хотя уровень приносимых из школы знаний на глазах падает, всё ещё есть главное - жадные до знаний школьники, некоторые из которых ездят на занятия не на автобусе и даже не на метро, а на электричке. Не истреблён искренний интерес к науке. И хотя в нескольких математических школах Москвы удаётся изучать математику на более высоком уровне, чем на кружках МММФ (впрочем, к сожалению, таких школ очень мало), энтузиазм Малого мехмата дорогого стоит.

Здесь представлен конспект занятий моего кружка. Тут важно слово «моего»: свобода выбора тем и методики занятий на Малом мехмате довольно велика, другие кружки занимались совсем по-другому. Одно из главных отличий - б ó льшая часть времени на моём кружке уходит не на попытки школьников решать задачи, а на обсуждение решений и рассказ о связанных с темой занятия теоремах и понятиях. Как только кто-то решил какую-то из предложенных задач, он выходит к доске. Иногда решение оказывается ошибочным, тогда идёт к доске другой участник кружка, и так далее. (А если в течение долгого времени ничего не получается, то я, отчаявшись дождаться, рассказываю решение сам.)

Два часа в неделю - это очень мало, особенно если учесть, что во время студенческой сессии Малый мехмат не работает. Поэтому основная задача кружка - не научить, а заинтересовать. Рассказ об интересных книгах, журнале «Квант», олимпиадах - важная часть работы МММФ.

Не менее важна домашняя работа - без неё занятия мало чем отличались бы от походов в цирк или зоопарк. И хотя посмотреть на живого математика, оказаться среди умных сверстников и подышать университетским воздухом само по себе полезно, лучше самому научиться решать задачи. Чтобы помочь в этом своему ребенку, некоторые родители даже сидят на задних рядах аудитории 1408 и затем дома обсуждают содержание занятия, пытаются дорешать те задачи, которые мы не успели разобрать.

В течение всего учебного года проходила домашняя олимпиада: школьники на очередном занятии сдавали письменные работы и получали очередную порцию задач. Можно было сдавать задачи не только предыдущего занятия, но и любого более раннего - это давало возможность участникам кружка исправлять свои ошибки.

Занятия проходили по субботам с 16 до 18 часов в аудитории 1408. На каждом занятии присутствовали около 60 школьников.

Вы можете получить и zip-архив (1200 Кб) этой части сайта (сохранив файл на своём компьютере, Вы сможете отключить связь и затем, распаковав файл spivak67.zip и загрузив файл spivak67.htm в Internet Explorer, читать материалы этого кружка, даже когда компьютер отключён от интернета).
Вы можете получить и zip-архив сокращённой версии (340 Кб) . В этой версии условия задач те же самые, но нет ни ответов, ни указаний, ни решений.

Здесь представлен конспект занятий моего кружка 1999-2000 года. Б óльшая часть времени на моих кружках уходит не на попытки школьников решать задачи (они должны делать это дома), а на обсуждение решений и рассказ о связанных с темой занятия теоремах и понятиях. Как только кто-то решил какую-то из предложенных задач, он выходит к доске. Иногда решение оказывается ошибочным, тогда идёт к доске другой участник кружка, и так далее. (А если в течение долгого времени ничего не получается, то я, отчаявшись дождаться, рассказываю решение сам.)

Два часа в неделю - это очень мало, особенно если учесть, что во время студенческой сессии Малый мехмат не работает. Поэтому основная задача кружка - не научить, а заинтересовать. Рассказ об интересных книгах, журнале «Квант», олимпиадах - важная часть работы МММФ.

Не менее важна домашняя работа - без неё занятия мало чем отличались бы от походов в цирк или зоопарк. И хотя посмотреть на живого математика, оказаться среди умных сверстников и подышать университетским воздухом само по себе полезно, лучше самому научиться решать задачи. Чтобы помочь в этом своему ребенку, некоторые родители даже сидят на задних рядах аудитории 14-08 и затем дома обсуждают содержание занятия, пытаются дорешать те задачи, которые мы не успели разобрать.

В течение всего учебного года проходила домашняя олимпиада: школьники на очередном занятии сдавали письменные работы и получали очередную порцию задач. Можно было сдавать задачи не только предыдущего занятия, но и любого более раннего - это давало возможность участникам кружка исправлять свои ошибки.

Занятия проходили по субботам с 16 до 18 часов в аудитории 14-08 главного здания МГУ. На занятиях присутствовали примерно 60 школьников.

Вы можете получить и zip-архив (1200 Кб) этой части сайта (сохранив файл на своём компьютере, Вы сможете отключить связь и затем, распаковав файл spivak67.zip и загрузив файл spivak67.htm в Internet Explorer, читать материалы этого кружка, даже когда компьютер отключён от интернета).
Вы можете получить и zip-архив сокращённой версии (340 Кб) . В этой версии условия задач те же самые, но нет ни ответов, ни указаний, ни решений.