Методическая помощь учителю русского языка.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса направления подготовки 050100 –Педагогическое образование

Печатается по решению учебно-методического совета ВГПУ от 15.02.2012

СОСТАВИТЕЛЬ – канд. филол. наук Е. Н. Иванова РЕЦЕНЗЕНТ – канд. пед. наук, доцент Т. Г. Овсянникова

Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / сост. Е. Н. Иванова. – Вологда, 2012.

Учебное пособие подготовлено на кафедре русского языка Вологодского государственного педагогического университета. Пособие издано в виде рабочей тетради и предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Культура речи».

Методическая записка

I. Нормы современного русского литературного языка

Вводный тест по культуре речи

Орфоэпические нормы русского языка

Лексические нормы русского языка

Морфологические нормы русского языка

Синтаксические нормы русского языка

Тест по орфоэпическим, лексическим и грамматическим нормам

II. Функциональные стили русского литературного языка

Система функциональных стилей русского языка

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Образец итогового тестирования по культуре речи

Словари и справочники

Методическая записка

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит задания для практических занятий по курсу «Культура речи» и предназначено для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профили: Географическое образование, Биологическое образование, Химическое образование, Математическое образование, Физическое образование, Информатика и информационные технологии в образовании, Технологическое образование, Образование в области иностранного языка, Начальное образование, Историческое образование, Музыкальное образование, Физкультурное образование).

Пособие составлено в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Цель рабочей тетради отражает цели самой дисциплины «Культура речи»: совершенствовать умения студентов владеть основными нормами литературного языка, отбирать речевой материал в соответствии с требованиями стиля и жанра; активизировать речевую деятельность обучающихся; научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, управлять своим речевым поведением и анализировать его с позиций основных правил культуры речи.

Дисциплина «Культура речи» изучается в базовой части блока ГСЭ ООП

в первом семестре первого курса. Для успешного освоения этой дисциплины студент должен обладать образовательным минимумом за курс средней школы

в предметной области «русский язык», иметь представление об основных нормах устной и письменной речи, уметь работать со справочной литературой. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего часов

– 108, в том числе лекции – 8 часов, практические занятия – 28 часов. Форма промежуточной аттестации – зачет.

Рабочая тетрадь состоит из двух разделов: «Нормы современного русского литературного языка», «Функциональные стили русского литературного языка». Учитывая то, что в курсе «Культура речи» ведущее место занимает работа над нормами современного русского литературного языка, в рабочей тетради большее место отводится этому разделу. Структура пособия соответствует структуре курса «Культура речи», который включает практические занятия по следующим темам:

1. Диагностирующий диктант. Вводный тест по культуре речи.

2. Орфоэпические нормы русского языка. Произношение гласных и согласных звуков. Интонация в русском языке.

3. Орфоэпические нормы русского языка. Ударение в русском языке. Историческая основа русского литературного произношения.

4. Лексические нормы русского языка. Правила употребления многозначных слов и омонимов. Правила лексической сочетаемости.

5. Лексические нормы русского языка. Правила употребления заимствованных слов, неологизмов, паронимов. Правила использования повторяющихся слов.

6. Лексические нормы русского языка. Правила использования синонимов, антонимов, фразеологизмов.

7. Морфологические нормы русского языка. Правила употребления имен существительных.

8. Морфологические нормы русского языка. Правила употребления имен прилагательных. Правила употребления числительных.

9. Морфологические нормы русского языка. Правила употребления глаголов, причастий и деепричастий. Правила употребления местоимений.

10. Синтаксические нормы русского языка. Нормы управления. Согласование подлежащего и сказуемого в формах числа. Однородные члены предложения. Деепричастные обороты и их употребление.

11. Система функциональных стилей русского языка. Стилистическая окраска слов. Стилистические ошибки.

12. Научный стиль. Языковые средства научного стиля. Подстили и жанры научного

13. Официально-деловой стиль. Языковые средства официально-делового стиля. Составление деловой документации.

14. Подготовка к зачету.

Предлагаемые в пособии задания могут быть использованы как для работы на занятиях, так и для самостоятельной работы дома с последующей проверкой в аудитории. Однако наличие рабочей тетради не исключает возможности выполнения студентами упражнений из других учебных пособий по культуре речи.

В пособии предусмотрена работа по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков студентов. С этой целью в конце разделов «Орфоэпические нормы русского языка», «Лексические нормы русского языка», «Морфологические нормы русского языка», «Синтаксические нормы русского языка», «Официально-деловой стиль» помещены упражнения по орфографии и пунктуации. Студенты могут выполнять эти задания в аудитории, самостоятельно во внеаудиторной работе. Упражнения по орфографии и пунктуации могут быть использованы преподавателем как диктанты.

В рабочей тетради не представлен раздел «Основы риторики», поскольку материал данного раздела рассматривается в курсе лекций. По отдельным вопросам раздела «Основы риторики» студенты готовят индивидуальные сообщения.

В пособие включены упражнения разных типов и разного уровня сложности. Задания, требующие развернутого высказывания, отмечены знаком *. В рабочей тетради также содержится тестовые задания для проверки знаний студентов: вводный тест по культуре речи, тест по орфоэпическим, лексическим и грамматическим нормам, итоговый тест, составленный по материалам интернет-экзамена. Пособие включает список словарей и справочников, которые могут быть использованы при выполнении заданий.

I. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ВВОДНЫЙ ТЕСТ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Шкала оценки уровня культуры речи: 0-4 ошибки – высокий уровень культуры речи; 5-8 ошибки – средний (удовлетворительный) уровень; 9-12 ошибок – низкий уровень культуры речи; 13 и более ошибок – неудовлетворительный уровень культуры речи.

Укажите правильный вариант

1. афЕра – афЁра

2. бАловать – баловАть

3. нет гЕрба – нет гербА

4. врУчит – вручИт

5. иметь в виду что – иметь в виду о чем

6. (ты) вклЮчишь (свет) – (ты) включИшь (свет)

7. характерно для чего – характерно чему

8. договОр – дОговор

9. диспАнсер – диспансЕр

10.умнейший – самый умнейший

11.тОрты – тортЫ

12.завИдно – зАвидно

13.созвонИмся – созвОнимся

14.запломбировАть – запломбИровать

15.инциндент – инцидент

16.исчерпАл – исчЕрпал

17.вопреки чему – вопреки чего

18.квАртал – квартАл

19.красИвее – красивЕе 20.в двухтысяч восьмом году – в две тысячи восьмом году

21.нет комментариев – нет комментарий

22.компроментировать – компрометировать

23.не кладите – не ложите

24.наложный платеж – наложенный платеж

25.нефтепрОвод – нефтепровОд 26.(вы) не правЫ – (вы) не прАвы 27.никчемность – никчёмность 28.обеспечЕние – обеспЕчение 29.облегчИть – облЕгчить 30.освЕдомиться – осведомИться 31.опЁка – опЕка 32.(все) зАмерло – (все) замерлО

33.(она) соврАла – (она) совралА 34.(текст) нАбран – (текст) набрАн

35.(работа) нАчата – (работа) начатА 36.премировАть – премИровать 37.(результаты) плОхи – (результаты) плохИ 38.(задача) слОжна – (задача) сложнА 39.компентентный – компетентный 40.согласно приказу – согласно приказа 41.свеклА – свЁкла 42.скучать по вам – скучать по вас 43.жгёт – жжёт

44.отмечать о чем – отмечать что

45.уполномОчивать – уполномАчивать

46.укрАинский – украИнский

47.управляющий фирмой – управляющий фирмы 48.этот женщина-посол – эта женщина-посол 49.эти кремы – эти крема 50.(трое) грузин – (трое) грузинов

51.(килограмм) банан – (килограмм) бананов 52.едьте! – поезжайте!

53.не трогайте – нетрожьте!

54.затихнув – затихнувши

55.альтернатива чему – альтернатива чего, между чем

56.аномалия чего – аномалия в чем

57.версия чего – версия о чем

58.идентичный чему – идентичный с чем 59.перпендикулярный с чем – перпендикулярный к чему, чему 60.благодарить за что – благодарить о чем

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Упражнение 1. Внимательно прочитайте таблицу. Дополните графу «Правильный вариант», используя слова для справок.

Вид трудности

Правильный вариант

Неправильный вариант

Произношение звука [э] или

[о] на месте буквы е под

ударением

Произношение твердого или

[т ]ермин, компью[т]ер

[т]ермин, компью[т ]ер

мягкого согласного в

заимствованных словах

перед буквой е

Произношение сочетания чн

как [чн] или [шн]

Правильная постановка

ударения в именах

существительных

Правильная постановка

прАвы, принятА, взялА

правЫ, прИнята, взЯла

ударения в кратких

прилагательных, кратких

причастиях, глаголах

прошедшего времени

Правильная постановка

слИвовый

сливОвый

ударения в именах

прилагательных

Правильная постановка

звонИт, звонЯт

звОнит, звОнят

ударения в глаголах

Слова для справок: агрЕссор, алфавИт, баловАть, бан[д"э]роль, б[л"э]клый, быти[йэ], вероисповЕдание, горькА, грУбы, коне[шн]о, закУпоривать, клАла, клАли, прИданы, прожитА, украИнский.

Упражнение 2. Пользуясь орфоэпическим словарем, установите, какой звук произносится под ударением – [о] или [э].

Афера, безнадежный, желоб, маневры, никчемный, оседлость, разношерстный, хребет, бытие, желчь, опека, истекший, шлем, гренадер, белесый, леска, блекнуть, смета, острие, несший, приведший, привлекший, жернов, приобретший, заем.

Допустимы оба варианта

Упражнение 3. Пользуясь орфоэпическим словарем, установите, твердо или мягко произносится согласный перед буквойЕ в заимствованных словах.

Альтернатива, артерия, бандероль, бизнес, брюнет, бутерброд, декан, деликатес, депо, детектив, индекс, кофе, сервис, тезис, темп, термос, фанера, шинель, орхидея, дельтапланеризм, гренадер, термин, тенденция, тент, бассейн, пенсне, тембр, кредо, стратегия, идентичный.

Твердое произношение

Мягкое произношение

Допустимы оба варианта

Упражнение 4. Пользуясь орфоэпическим словарем, разделите слова на три группы: 1) слова, где произносится [чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3) слова, где возможны оба варианта.

Булочная, горчичник, перечница, лавочник, копеечный, нарочно, очечник, почечный, порядочный, пустячный, сердечный, скучный, скворечник, сливочный, шапочный, яичница, двоечник, прачечная.

Допустимы оба варианта

Упражнение 5. Подчеркните правильный вариант.

Асфальт – асвальт, юрисконсульт – юристконсульт, табурет – тубарет, констатировать – константировать, дикобраз – дикообраз, подчерк

– почерк, прецедент – прецендент, подскользнуться – поскользнуться, светопредставление – светопреставление, явства – яства, интриган – интригант, грейфрукт – грейпфрут, почтампт – почтамт, конфорка – комфорка, трамвай – транвай, пелерина – перелина, скурпулезный – скрупулезный, флюрография – флюорография.

Интонация в русском языке

Упражнение 6*. Прочитайте текст Олега Григорьева «Порядок», обращая внимание на интонационное оформление высказываний. Определите, на чем основана языковая игра.

Два брата сидят на диване.

Мы сегодня в квартире порядок наведем, - говорит один.

– Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмем метлу и тряпку, пол вымоем и на полке приберем. Мама придет с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?

Она скажет: «Молодцы, порядок навели!»

Нет, она скажет: «Вот молодцы, навели порядок!»

Нет, она скажет: «Порядок навели, вот молодцы!»

Пришла мама с работы.

– А ну-ка, марш на двор, безобразники! Опять развели беспорядок!

Ударение в русском языке

Упражнение 7. Расставьте ударение в словах. По орфоэпическому словарю проверьте правильность выполнения задания.

Жалюзи, обеспечение, оптовый, облегчить, осведомить, грунтовая (дорога), диспансер, договор, завидно, искра, исчерпать, запломбировать, знамение, кулинария, украинец, хвоя, названый (брат), избаловать, газопровод, ходатайство, эксперт, новорожденный, включишь, втридорога, квартал, красивее, уведомить, позвонит, иконопись, страховщик, свекла, ветеринария, столяр, щавель, предвосхитить, танцовщица, вальдшнеп, оркестровый, премировать.

Упражнение 8. Определите с помощью толкового словаря значения слов, поставьте в них ударение.

Благовест - _____________________________________________________

Знамение - ______________________________________________________

Фетиш - ____________________________________________________

Генезис - _______________________________________________________

Партер - ______________________________________________________

Факсимиле - ___________________________________________________

Феномен - ______________________________________________________

Гравер - ________________________________________________________

Раджа - ________________________________________________________

Колосс - ________________________________________________________

Пасквиль - _____________________________________________________

Маркетинг - ____________________________________________________

Кремень - ______________________________________________________

Духовник - ______________________________________________________

Догмат - _______________________________________________________

Некролог - ______________________________________________________

Форзац - _______________________________________________________

Упражнение 9. Определите, на основу или на окончание падает ударение в следующих словах.

Должностей, бантов, блюда, аэропорты, шарфы, договоры, ведомостей, торты, средства, прибылей, госпиталей, яслей, ступни, гербов, степеней, шприцы.

Упражнение 10. Образуйте формы женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы.

Беден, близок, быстр, верен, глубок, ценен, стоек, бел.

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное

Прежде всего, это книги по культуре речи и стилистике, потому что для учителя-русиста первой необходимостью является знание и использование в устной и письменной речи норм русского литературного языка.

Например, пособие «Русский язык и культура речи» , авторами которого являются Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова и Е.Ю. Кашаева (Ростов-на-Дону, 2013), подготовлено с учетом требований ФГОС третьего поколения. В нем описываются основные признаки современного литературного языка с точки зрения речевой этики, излагаются основы и особенности ораторского искусства, так необходимые учителю-словеснику для осуществления своей профессиональной деятельности. Помимо этого, рассматриваются приемы и способы овладения официально-деловой письменной речью, которой в школьной программе, к сожалению, уделяется очень мало времени, и предлагаются материалы по деловому письму. Значительное место в пособии занимает практикум с заданиями для выполнения самостоятельной работы, а в имеющемся приложении есть акцентологический, орфографический и словарный минимум.

Интересно и познавательно пособие «Стилистика русского языка» Г.Я. Солганик (М., Дрофа, 2001). С одной стороны, это и учебник с необходимыми сведениями обо всех стилях речи с вопросами для самопроверки и оригинальными практическими заданиями, а с другой стороны, это увлекательный и живой диалог автора с теми, кто желает обогатить свои знания о великом русском языке, постигнув его сокровенные тайны.

Замечательна в этом отношении и книга В.В. Бабайцевой «Русский язык» (М., Дрофа, 2005) для 10-11 классов, в которой автор учит анализировать текст с лингвистической точки зрения и составлять тексты разных типов, жанров, стилей. В пособии приведены примеры по составлению разных видов планов (простых, сложных, цитатных, тезисных, вопросных и др.). Разнообразные же виды заданий в практической части учебника позволяют учащимся не только закрепить и систематизировать знания по различным разделам русского языка за 5-9 классы, но и совершенствовать умения и навыки в комплексном анализе слова, формировании орфографической зоркости, развитии речи. Ясное, аргументированное изложение материала, прекрасные тексты для исследования из произведений лучших мастеров художественного слова, несомненно, заинтересуют не только учащихся и учителей, но и вызовут интерес у широкого круга читателей.

И еще бы хотелось остановиться на учебном пособии по развитию речи Л.Г. Смирновой «Культура русской речи» (М., Русское слово, 2007), в котором содержится большой теоретический материал о нормах словоупотребления, приемах грамотного ведения дискуссии, о риторике и некоторых психологических проблемах в общении. Во втором разделе дана система упражнений по составлению аннотаций, рецензий, самостоятельному написанию рефератов и упражнений, корректирующих произношение, постановку ударений в словах; рассматриваются этапы работы над подготовкой к публичному выступлению. Книга предназначена всем, кто хочет сделать свою речь грамотной, выразительной, убедительной и стремится к собственному речевому совершенствованию.

Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля«Русский язык. Текст. Грамматика. Культура речи» (М., Дрофа, 2002) под редакцией Т.С. Кудрявцевой явился победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы. Данное пособие научит работать учеников старших классов школы, учащихся колледжей и лицеев стилистически правильно, ярко и образно говорить и писать по-русски, сопоставляя явления русской культуры с явлениями культуры своего народа. Даст понимание того, как правильно использовать выразительно-изобразительные и грамматические средства русского языка, находить и исправлять речевые ошибки, выражая свои мысли разными способами.

Также представляет огромную ценность серия книг «Мастер-класс» , в которых обобщены результаты педагогической практики лучших учителей России. В одной из книг этой серии, «Уроки русского языка» заслуженного учителя России Г.П. Соколовой, обобщен сорокалетний опыт преподавания, в котором акцент поставлен на проведении интегрированных уроков русского языка и словесности. Педагог делится своей методикой проведения творческих работ на уроках такого типа, включающий создание тематических тетрадей, словарей природы, создание «тематических центров» по творчеству Бунина, Гоголя, Тургенева, Чехова, Бальмонта. Бесконечно разнообразны учительские находки, которые помогут педагогу сделать уроки русского языка запоминающимися и раскроют перед учениками все богатство русской словесности.

Заслуживают внимание еще два методических пособия С.И. Львовой. В первом -«Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации» - собраны воедино наглядные пособия с двусторонним ламинированием в формате 140х100. Выполненные в разной цветовой гамме, таблицы представляют теоретический материал в виде схем и опорных конспектов, демонстрирующих соотношение и зависимость языковых явлений и раскрывающих решение орфографической или пунктуационной задачи по алгоритму. Не менее важным является то, что к таблицам прилагается «Книга для учителя» , которая позволяет русисту верно использовать наглядность на всех этапах обучения с 5 по 11 кл., воздействуя одновременно на зрительную память и логическое мышление ребенка. Во втором пособии - «Уроки словесности. 5-9 классы» - содержится дидактический материал, который поможет педагогу организовать работу на уроке по усвоению значений и функционированию троп при анализе художественного произведения.

В «Методическом блокноте учителя русского языка» Ю.А. Гац рассказано о классификации уроков разных типов и в соответствии с этим дана характеристика разных видов поурочных упражнений, диктантов. Приведены в качестве образца различные способы проверки знаний и анализа творческих работ учащихся. Также предлагаются варианты проведения самостоятельных и лабораторных работ по русскому языку. В книге имеется и методологический словарь, и специальные сводные таблицы, в которых учитель может фиксировать результаты текущих и итоговых проверочных работ. Пособие может быть использовано и молодым, и опытным педагогом, и даже студентом-практикантом.

Считаю не лишним для учителя использование и следующего пособия - «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» (М., русское слово, 2006), в котором собраны дидактические, справочные материалы и тесты для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку. К каждому упражнению или тесту даются ключи с верными ответами, а в наиболее трудных случаях предлагается дополнительный комментарий. Кроме прочего, в пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинений и примеры. Авторы пособия Б.Г. Меркин и Л.Г. Смирнова.

Пособие Н.В. Ворониной и Т.В. Егоровой «Олимпиады по русскому языку» (М., Русское слово, 2007) может быть рекомендовано не только учителям, готовящим ребят индивидуально к олимпиадам различного уровня (школьный, муниципальный, городской, областной и республиканский), но и для тех, кто проводит работу с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе (на факультативах). Задания состоят из трех вариантов, дифференцированных в соответствии с возрастными и образовательными возможностями учеников с 9 по 11 класс. Из 10 комплектов олимпиадных заданий вторые пять содержат задания повышенной сложности. Все задания сопровождаются ключами к их выполнению, справочными материалами и рекомендациями.

Для учителей, преподающих русский язык как иностранный, станет большим подспорьем в работе методическое пособие «Знакомые глаголы. Пособие по лексике» О.М. Барсуковой-Сергеевой (М., Флинта, Наука, 2010). В пособии дается материал для изучения ряда однокоренных и разнокоренных глаголов с приставками. В двух разделах содержатся материалы, разделенные на разные типовые блоки. Начиная с анализа специфики изучаемого глагола, ученик постепенно приобретает навыки использования его в письменной и устной речи. Пособие предназначается как для аудиторных занятий, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Моей настольной книгой является методическое пособие для школьников старших классов, абитуриентов и учителей «Русский язык. Краткий теоретический курс» Е.И. Литневской (М., МГУ, 2006). Пособие содержит изложение почти всех разделов курса «Русский язык» (кроме пунктуации). А также схемы и образцы разбора всех языковых единиц.

Каждая книга - итог многолетнего труда и бесценного опыта отдельного человека или целого коллектива профессионалов. Безусловно, невозможно провести урок, используя только положения того или иного методического пособия. Важно понимать, что каждый учитель выбирает из предложенного разнообразия приемов, видов и способов проведения урока то, что близко ему. Поэтому реализовать новую информацию на практике надо избирательно, дополняя уже известное своим, индивидуальным подходом при реализации предметных задач и целей, вариативно подходя к сложившемуся в преподавании стереотипу, наполняя новым содержанием, делая достоянием своего личного учительского опыта. Методическое пособие является только рабочим инструментом для педагога, но, тем не менее, оно позволяет стать опытнее, увереннее и профессиональнее в мире современных образовательных технологий.

Русский язык. Линия УМК под ред. Шмелёва А.Д. (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Методическая помощь учителю русского языка

В помощь учителям русского языка – подборка методических материалов по предмету

Вебинары, рабочие программы для скачивания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ - вся методическая помощь для педагогов русского языка собрана в одном месте специально для того, чтобы планирование работы в классе стало еще более продуктивным.

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник, состоящий из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Купить

Сервисы LECTA

Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, которые можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеобъекты.
  • В ходе вебинара показываются приёмы, методы и технологии, которые помогут учителю качественно подготовить учеников к ЕГЭ.

    6. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий:

    7. Подготовка к ОГЭ по русскому языку:

    8.

    О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

    Для вас мы подготовили анализ заданий ФИПИ, которые были на досрочном ЕГЭ по русскому языку.

    Главный методист по русскому языку и литературе Корпорации «Российский учебник» Ольга Вячеславовна Донскова раскрывает некоторые секреты подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

    11. И тоговое собеседование:

    12 . ОГЭ по русскому языку:

    • Что должно быть в современном УМК по русскому языку, чтобы он реально отвечал требованиям ФГОС, являлся надежным помощником учителю на уроке, помогал ученику без дополнительной нагрузки подготовить домашнее задание и глубоко проработать изучаемый материал. Выделим пять главных компонентов такого учебника.

      На вебинаре рассматриваются следующие вопросы: 1. Как на каждом уроке найти время для изучения стилистики?; 2. Как убедить школьников в необходимости знаний различных стилей речи?; 3. Как ИКТ могут помочь в изучении стилей речи?

      Рассматриваем основные позиции изучения публицистического стиля на уроке.

      7.

      В ходе вебинара рассматриваются принципы формирования навыков работы с контрольно-измерительными материалами по ВПР: что надо знать учителю, а что - ученику.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ :

«Программирование в компьютерных системах»

«Коммерция (по отраслям)»

«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Преподаватель: Еремина Т.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

при организации и выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Литература».

Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по данной дисциплине.

Функции самостоятельной работы:

Информационно-обучающая;

Развивающая;

Ориентирующая;

Стимулирующая;

Воспитывающая.

Цели обучения:

    воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Уровень сформированности общих знаний и умений;

Оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

Устный и комбинированный опрос;

Проверка на основе письменных и практических работ (диктанты, грамматические задания, текстовые задания);

Тестирование;

Систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

подготовка сообщений;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

Подготовка к участию в конференциях, смотрах, олимпиадах.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Темы сообщений

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

Культура письменной речи

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

Имена.org - популярно об именах и фамилиях

Крылатые слова и выражения

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

Основные правила грамматики русского языка

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

обучения «Веди» - Русский язык

Справочная служба русского языка

Тесты по русскому языку

Центр развития русского языка

Филологический портал Philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ

Данная методика может быть использована как преподавателем в обучении, так и обучающимися в самостоятельной работе .

Настоящая методика самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по русскому языку базируется на формировании у них умения самостоятельно контролировать своё правописание. Это умение формируется посредством повторения и систематизации ранее изученного материала по орфографии и пунктуации в соответствии с разработанными нами требованиями для осуществления орфографического и пунктуационного самоконтроля.

В основе требований орфографического самоконтроля лежат следующие моменты:

    понятие орфограммы;

    опознавательные признаки орфограмм;

    алгоритм действий по поиску орфограмм;

    набор графических символов для выполнения анализа слова на наличие орфограммы и условий применения правила (например, знак ударения, графическое обозначение морфем, подчёркивание орфограмм);

    правила правописания;

    алгоритмы применения правил и проверки правильности применения правил.

Общий вид требований, организующих работу по формированию умения орфографического самоконтроля, с которым работают студенты, таков.

Для орфографического самоконтроля нужно

1. знать, что

а) орфограмма – это место в слове (или место, возникающее при стечении слов), правописание которого на слух не устанавливается;

б) существуют следующие типы орфограмм:

орфограммы-буквы:

Гласные;

Согласные;

Твёрдый и мягкий знаки;

Большие (прописные);

орфограммы-дефис;

орфограммы-пробел (слитное или раздельное написание);

орфограмма-чёрточка;

2. уметь находить орфограммы, используя опознавательные признаки:

1) для орфограммы-буквы

а) гласные:

Безударность;

Шипящие и ц перед гласными;

б) согласные:

Конец слова;

Стечение согласных;

Н перед гласными в конце слова;

в) твёрдый и мягкий знаки:

Мягкий знак на конце и в стечении согласных;

Звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и;

Шипящий на конце;

Тся и - ться [ца] в глаголах;

г) большие (прописные):

Начало предложения или текста;

Наличие собственных имён и наименований;

2) для орфограммы-дефиса:

Сложные слова;

Приставки кое-, в-, по-;

Суффиксы -нибудь, -либо, -то;

Частицы -то, -ка;

3) для орфограммы-пробела:

Не, ни, бы, же;

Предлоги;

4) для орфограммы-чёрточки:

Конец строки;

3. знать правила правописания;

4. точно применять правила;

5. знать словари и справочники, «обслуживающие» орфографию, и уметь пользоваться ими.

В основе алгоритма пунктуационного самоконтроля лежит

    понятие знака пунктуации как знака границы смыслового членения текста и связи его частей;

    понятие пунктограммы как места в предложении или в тексте, где следует решить вопрос: нужен или нет знак препинания;

    знание назначения и функций знаков препинания в русской письменной речи: разделения, выделения и соединения;

    знание конкретных пунктуационных правил;

    умение выполнять полный или частичный пунктуационный разбор предложения, в основе которого лежит знание членов предложения и их графического обозначения, умение синтаксического разбора предложения, знание правил схематизации предложения и его частей, умение схематизации.

Общий порядок пунктуационного самоконтроля следующий.

Чтобы проверить пунктуацию в любом предложении, нужно

1. определить цель и интонацию высказывания, посмотреть, соответствует ли им знак в конце предложения;

2. определить, простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу;

если предложение сложное –

а) определить границы предложений в его составе, связи между ними (сочинительная или подчинительная) и средства их выражения (сочинительные или подчинительные союзы или союзные слова, без союзов при помощи интонации), соотнести с правилами выбора знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложении;

б) если сложное предложение содержит прямую речь, определить, где собственно прямая речь, а где слова автора, их взаиморасположение; выбрать в соответствии с конструкцией комбинацию знаков препинания;

3. охарактеризовать грамматическую основу, соотнести с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;

4. разобрать каждое простое предложение, в том числе и в составе сложного, по членам, чтобы установить наличие или отсутствие

а) однородных членов и обобщающих слов при них;

б) обособленных, уточняющих или присоединительных членов предложения;

в) не членов предложения (вводных слов, обращений, междометий, слов «да» и «нет», частиц, союзов);

г) пропуск восстанавливаемых из контекста членов предложения, если оно неполное; соотнести с правилами постановки знаков препинания.

Очень важно при пунктуационном самоконтроле выполнять анализ предложения графически: подчёркивая члены предложения, схематизируя предложение в целом или отдельные его части.

Организация самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по орфографии и пунктуации и по формированию умения самоконтроля начинается с диагностики пробелов. Для диагностики используется каждая контрольная работа, а в начале учебного года проводится так называемый входной контроль в форме диктанта или теста. Диктант, тест, а также изложение или сочинение, которые, при условии, что учитель знает возможности каждого студента , проверяется дифференцированно:

    хорошо подготовленным студентам преподаватель может выставить отметку и вынести количество допущенных ошибок с указанием их вида; это позволит сильным обучающимся активизировать работу по самоконтролю, т. к. большинство ошибок такие они допускают не по незнанию, а по невнимательности;

    в работах средне подготовленных студентов ошибки соответствующим их виду значком выносятся на полях напротив строки, где они допущены, но место ошибки в строке не указывается. Это также активизирует контролирующую функцию, но несколько сужает объект поиска ошибок и сокращает время поиска, которое потребуется для тщательного повторения теории, т. к. у таких обучающихся бывают случаи ошибок и по незнанию орфографических и пунктуационных норм, содержания теоретических понятий, требований к тому или иному виду грамматического разбора и т. п.;

    у слабо подготовленных студентов , кроме вынесения ошибок на полях, указывается (подчёркивается) место с ошибкой в слове, в предложении, а иногда ошибки исправляются преподавателем, и он указывает правило, которое следует освоить, так как у таких студентов основная проблема – незнание теории; помощь учителя при проверке даёт им возможность продуктивно провести анализ выполненной работы и откорректировать план индивидуальной работы.

Если класс незнаком преподавателю, например, в начале учебного года, работы проверяются обычным образом.

Затем студенты выполняют работу над ошибками, состоящую из нескольких этапов:

    работа непосредственно над допущенными ошибками, которая должна отвечать следующим требованиям:

а) слова, в которых были допущены орфографические ошибки, выписываются в строчку через запятую без ошибок с обозначением места орфограммы, где был сделан неправильный выбор, и условий выбора орфограммы;

б) предложения, в которых были допущены пунктуационные шибки, выписываются из работы полностью, без сокращений, пунктуационные ошибки исправляются, делаются графические обоснования правильного выбора знаков препинания;

в) работа над речевыми ошибками ведётся в таблице:

Допущенные речевые ошибки

и исправленный вариант

    анализ допущенных ошибок, выявление причин, определение средств устранения ошибок; если ошибка допущена

а) из-за незнания теории, правила и т. п., то следует выучить теорию, правило и т. п.;

б) по причине незнания отдельных нюансов теории или правила, то нужно найти материал, описывающий эти тонкости, и выучить его;

в) из-за неумения применять знания, то следует разработать алгоритмы применения знаний и выполнить упражнения на использование алгоритмов в необходимом объёме;

г) по причине небрежности, торопливости в работе, из-за неумения проверить, проконтролировать себя, то следует подобрать упражнения, требующие обязательного применения алгоритмов самоконтроля, и выполните их в нужном объёме. Нужный объём – объём, при котором обучающийся начинает контролировать себя автоматически, без усилий;

составление индивидуального плана повторения тем, отработки орфографических, пунктуационных и речевых умений;

    выполнение индивидуального плана.

Преподавателем устанавливаются сроки сдачи на проверку работы по индивидуальному плану.. Для повышения ответственности студентов за такую работу оговаривается статус её оценки: вторая по значимости после итоговой контрольной работы при выставлении отметок за полугодие.

При повторении орфографии и пунктуации очень важно привести в систему все нюансы правила, помочь студентам запомнить все тонкости правописания. Для организации такой работы студентам предлагается следующий порядок действий.

3. Составить алгоритм применения правила для выбора написания.

Вот как выглядят алгоритмизированные студентами некоторые орфографические правила.

1. Как выбрать гласную перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола, перед –в-, -вши-, -ши- в деепричастиях прошедшего времени?

1. Поставить глагол, деепричастие в инфинитив (что делать? что сделать?).

2. Определить, какая гласная стоит перед –ть.

3. Написать ту же гласную в глаголе прошедшего времени или в деепричастии.

Например: залаял, залаяв – залаять.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛАСНАЯ ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц.

Как найти орфограмму?

Для этого нужно

а) знать, что буквы ж, ч, ш, щ называются шипящими;

б) посмотреть, есть ли в слове шипящие и ц, следует ли после них гласная.

Как проверить орфограмму-гласную после шипящих и ц?

Для этого нужно знать, что

а) после шипящих пишутся а, у, и, е (не я, ю, ы, э), т. е. ча, ща, чу, щу, жи, ши; исключения: жюри, брошюра, парашют, Жюль Верн, «Жэньминь Жибао», Шэньян, Шяуляй;

б) после ц

1) в корне слова пицутся и, е, а не ы, э, исключения: цыплёнок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках, Цыси, Цюрюпа;

2) не в корне:

и – в существительных на –ция;

ы – в окончаниях множественного числа и в суффиксе –ын;

3) ё, е, я после ц не пишутся никогда.

Как проверить о(ё) после шипящих и ц?

1. Определить часть слова с орфограммой:

а) если в корне, подобрать однокоренные слова, образовать формы этого слова и посмотреть, есть ли чередование ё[о] с другими звуками;

если есть – писать ё;

если нет – писать о.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1). Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог (шо́мпол – шомпола́).

2). О – в существительных ожог, поджог; ё – в глаголах ожёг, поджёг.

3). Вечо́р, хотя ве́чер.

4). Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о: ножны – ножо́н, княжна – княжо́н.

5). В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: шокола́д, шоссе́. Такие слова в случае сомнения нужно проверять по словарю.

Б) Если орфограмма в суффиксе или в окончании, определить часть речи:

1) у имён существительных, прилагательных, наречий писать о под ударением, ё без ударения;

нужно запомнить: ещё – наречие;

суффикс –ёр- (стажёр, дирижёр и др., но после ц будет писаться о: танцор);

2) у глаголов, страдательных причастий, существительных, образованных от глаголов и от глагольных форм, писать всегда ё.

в) Если орфограмма после буквы ц, то следует руководствоваться следующими правилами:

Под ударением после ц если произносится о, то и пишется о; без ударения пишется е; буква ё после ц никогда не пишется;

В безударном слоге о пишется после ц только в слове цокату́ха (от слова «цокот») и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе).

Для формирования умения самоконтроля требуются упражнения со специальными заданиями.

Варианты заданий к упражнениям.

1. Укажите (обозначьте) в словах проверяемые безударные гласные.

2. Укажите (обозначьте) в тексте проверяемые безударные гласные.

3. Задания тестового характера:

а) укажите номер строки, в которой все слова содержат орфограмму – безударную гласную в корне и т. п.

4. Укажите слова с ошибками в выборе проверяемой безударной гласной, исправьте ошибки, обоснуйте свой выбор написания.

5. В тексте допущены ошибки на правописание проверяемой безударной гласной в корне, найдите и исправьте их. И т. п.

Приведём в качестве примера систему упражнений на формирование умения самоконтроля проверяемой безударной гласной корня.

Упражнение №1.

Укажите (подчеркните) безударные гласные в корне слова.

Бегом, белить, бледнеть, варить, верхушка, веселье, вечеринка, вещица, взлететь, видение, горожанка, доброта, единица, заплатить, забронировать, заварить, завернуть, привязать, выглянуть, заледенеть, прописать, запретить, отменить, замерзать, утихать, защищать, заявить, земляника, мостовая, навязать, наградить, наконец, напряжение, насладиться, натренировать, невидимка, обновить, одобрение, окончательно, оленёнок, опередить, орбитальный, освобождение, основной, откликаться, оформление, пищевой, победитель, повторить, соболиный, сожалеть, сознавать, чернота, шерстяной, щебетать.

Упражнение №2.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в правописании безударной гласной в корне из-за неправильно подобранного проверочного слова.

1.Ослажнение – слаженный; 2. хватать – хваткий; 3. карательный – кара; 4. накопить – накопит; 5. опаздать – опаздывать; 6. наслождаться – сложный; 7. накрениться – крен; 8. привидение – видеть; 9. шептаться – шепчет; 10. укороченный – коротко; 11. неумолимый – молит; 12. удалённый – даль; 13. далина – дальний; 14. обливаться – лить; 15. прсвятитель – свято; 16.спешите задание – пеший; 17. ободрённый – бодро; 18. трагический – трагик; 19. пощадить – нещадно; 20. одарённый – дарит; 21. утишительный – тише; 22. раздаваться – дать; 23. завинтить – винт; 24. содрогнуться – вздрогнуть; 25. отворить овощи – створки; 26. облениться – лень; 27. проживать пищу – жить; 28. копировать – копия; 29. вычистить грязь – чисто; 30. различать – различие; 31. раздевалка – раздеть; 32. ополчение – полк; 33. вопеющий – петь; 34. глаза слепаются – слепнет; 35. зачисление – числа; 36. изобретатель – изобрёл; 37. опасаться – опасный; 38. снижаться – ниже; 39. проживать в доме - жить.

Упражнение №3.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в выборе безударной гласной в корне слова.

1. всклакоченный 11. повадырь

2. заморить 12. переместиться

3. затемнить 13. подновлённый

4. короткий 14. покаяние

5. молотить 15. поскоблить

6. накрениться 16. притягательный

7. обронить 17. разгородить

8. одряхлеть 18. разогревание

9. оправдаться 19. распрямить

10. отломать 20. убиение.

Упражнение №4.

Запишите предложения, подчеркните проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1. Звуки оркестра, жесты мима, движения танцовщицы, переливающееся стекло вазы, изгибы мраморной статуи, краски, линии картины – всё это знаки великого языка искусства, соединяющего людей. (По А. Новикову).

2. Истомлённые перелётом, отяжелевшие от морской влаги, скворцы стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своём быстром лёте они разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. (По А. Куприну).

3. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей, они ломали линию строя, тревожно кружились над степью, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. (По В. Закруткину).

4. Кто не любит вспоминать, как описал Гоголь внешность Чичикова или, вернее, как он отказался её описывать: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

(По И. Андроникову).

5. В телегах, свесивши ноги, держа в руках вожжи, сидят мужики в вышитых рубахах; бабы в разноцветных сарафанах трясутся на телегах, вытянув ноги. (По И. Соколову – Микитову).

6.На месте срубленного леса белела щепа, среди срубленных сучьев и поблёкших листьев возвышались три тонкие берёзки с уцелевшими макушками. Их очертания хорошо гармонировали с открытыми далями… (По И. Бунин).

7. Зной был нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землёй густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль. (По И. Тургеневу).

8. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперёд белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… (По Н. Гоголю).

9. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. (По А. Чехову).

10. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невесёлая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи. (По А. Чехову).

Упражнение №5.

Перепишите, вставляя на месте пропусков нужные буквы, подбирая проверочные слова. После окончания проверьте себя по ключу.

ЛЮБОВЬ

Я знал, что пл…нительное несчастье подкрадывается ко мне, и радость слонялась со мной по ветреным улицам. Как она пришла, любовь, которой я не ждал! Как-то всё смешалось: пустынные с…ды, солнце над морем, радость дышать с…леным туманом, и крепнущая любовь.

Любовь созрела и цв…тёт, и з…леные м…рские дни как дни из сказки. Я жду случайной встречи. Несколько дней на душе саднит, как тонкая трещина, боль о том, что просторные дни см…няются, как перевёрнутые страницы, а я не вижу её. Я прохожу около её дома. На подмёрзшей земле я ищу сл…ды её ног. Я тихо касаюсь з…леных ставен, ограды х…лодного сада, к которым прикоснулись её руки.

Я не м…гу передать боль и радостную сладость этой любви, когда ждёшь неизбежных потр…сений, когда исполинское солнце прол…тает над притихшими зимними днями.

На бульваре я купил прел…стную раковину. Она вся была овеяна твёрдой розовой пеной. В раковине звучал отд…лённый шум прибоя. Она тоскует по морю и всё шумит, как в…лна. Человека тоже взяли от иной, прекрасной жизни и пос…лили в этом с…роватом ч…стилище. Каждый т…мится по своему морю, которое помнит сердце. Я часто прислушиваюсь к себе и слышу, как неясным сладостным пением подымается из души любовь.

С л…дниковых полей тянет слабым зап…хом фиалок. Д…лины л…жат вн…зу, как поз…л…невшие бронзовые чаши. В великой горной т…шине ст…ит жаркое и близкое солнце. Будто ветром выдуло из меня старую душу и вместо неё – горное солнце и воздух л…дниковых п…лей.

Любовь как горные перевалы. Видно на сотни вёрст, но не каждому дано приблизиться и погрузить св…и х…лодные и чистые ручьи Эльбруса.

(ПО К. Г. Паустовскому)

Упражнение № 6.

Напишите текст упражнения № 5 под диктовку и вновь проверьте себя, действуя по алгоритму самопроверки.

Упражнение № 7.

Вернитесь к общему алгоритму работы над правилом, повторите его. Внимательно прочитайте предложения, действуя по алгоритму, найдите слова, в которых допущены ошибки в выборе проверяемой безударной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите их правильно.

Построенная таким образом работа студентов позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс. Так как студенты решают исключительно свои проблемы в области правописания, значительно повышается их ответственность за результат. Формальным перестаёт быть как текущая работа по повторению, так и промежуточный и итоговый контроль. Всё это в совокупности способствует повышению уровня орфографической, пунктуационной, речевой культуры обучающихся.