Методика исследования ощущения в психологии. Рефлекторная природа ощущений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Сочинский государственный университет

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций

Курсовая работа

по дисциплине: "Экспериментальная психология"

на тему: "Исследование роли ощущений в познавательной деятельности"

Выполнила студентка:

Яремкив Таисия Юрьевна

Проверил: Шуванов И.Б.

Введение

1. Теоретическое исследование

1.1 Понятие об ощущениях

1.2 Теории ощущений

1.4 Общие свойства ощущений

2. Эмпирическое исследование

Заключение

Список литературы

Введение

Основным источником наших знаний о внешнем ми ре и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Полноценное протекание всех познавательных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Цель исследования: изучить роль ощущений в познавательной деятельности.

Задачи исследования :

* Дать общую характеристику ощущений;

* Рассмотреть основные теории ощущений;

* Изучить классификацию ощущений и их свойства; * Дать характеристику познавательной деятельности;

* Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Предмет исследования : ощущения в познавательной деятельности.

Объект исследования : познавательная сфера.

Метод ика : исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека (тактильные ощущения)

1. Теоретическое исследование

1.1 Понятие об ощущениях

Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Ощущения - это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. " Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…"

По мнению А.В. Петровского " Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

"Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий)".

"Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор -- это воспринимающая часть анализатора, его основная функция -- трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий."

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

1.2 Теории ощущений

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений

В классической психологии сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение как пассивный процесс противопоставлялось движению, которое рассматривалось как активный процесс.

В настоящее время такая рецепторная теория ощущений признана несостоятельной и отвергается большинством исследователей, которые противопоставляют ей представление об ощущении как об активном процессе. Это представление и лежит в основе другой теории, которая носит название рефлекторной теории ощущений.

Рассматривая ощущения животных, мы уже отмечали тот факт, что они носят не пассивный, безразличный характер и что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Мы уже говорили, что пчела реагирует на смешанные цвета гораздо активнее, чем на чистые цвета; что кобчик реагирует на гнилостные запахи, игнорируя запахи трав и зерен, в то время как утка проявляет обратные особенности в своих реакциях; что кошка активно выделяет поскребывание мыши, не реагируя на индифферентные для нее звуки камертона. Этот факт указывает на активный, избирательный характер ощущений.

Дальнейшие факты показывают, что физиологически ощущение вовсе не является пассивным процессом, но всегда включает в свой состав двигательные компоненты.

Так, наблюдения, проведенные американским психологом Неффом еще более сорока лет назад, позволили убедиться, что если наблюдать под микроскопом за участком кожи, раздражаемым иглой, можно видеть, что момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно -- гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).

Было установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его; даже такие признаки, как гладкость и шероховатость предмета, его величина и т. д., воспринимаются, лишь если ощупывающая рука активно движется; ощущения, возникающие от предмета пассивной поверхностью кожи, являются крайне несовершенными.

То же самое было установлено и в отношении зрительного восприятия. Еще И.М.Сеченов указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз "ощупал" его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных "ощупывающих" движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз. Мы еще специально остановимся на том факте, что и слуховое ощущение протекает при ближайшем участии двигательных компонентов как в самом слуховом аппарате, так и в связанном с ним голосовом аппарате. Известно, что для уточнения звука необходимо пропеть его, и только в этом случае звук будет достаточно четко отделен от близких к нему звучаний.

Все это показывает, что ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном ощупывании предмета или разглядывании сложного изображения).

В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Диалектико-материалистическая.

Согласно этой теории "ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" (В.Л. Ленин).

1.3 Классификация видов ощущений

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или "модальности".

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и эк-стероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.

Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствительные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения подразделяются на две группы: к одной относятся ощущения хроматических цветов, к другой -- ощущения ахроматических цветов. К хроматическим принадлежат такие цвета, как жёлтый, зелёный, синий, красный и другие со всеми их оттенками, а ахроматическими называются чёрный и белый цвет со всеми промежуточными между ними оттенками серого цвета. При воздействии на глаз хроматических цветов в сетчатке глаза возбуждаются колбочки, а при воздействии ахроматических цветов -- палочки. Колбочки, иначе говоря, выполняют функцию дневного зрения, а с помощью палочек мы видим в сумерках и ночью.

Ахроматические цвета - белый, черный, серый. Ахроматическое зрение использует "палочки".

Хроматические цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При хроматическом зрении действуют "колбочки".

Ощущения слуховые- ощущения, стимулом для которых являются звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые волны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегулярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из нескольких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), определяющим своеобразие (тембр) звука.

Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками.

Ощущения вестибулярные - основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движение головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира (не прыгает, не дрожит).

Вестибулярный аппарат- анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменение направления движения.

Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, лишенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

Ощущения температурные - ощущения тепла или холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.

Козубовский В.М. считает важным отметить, что: "болевые ощущения защищают организм от опасности физических разрушений. Боль делает человека осторожным, предостерегает его от необдуманных действий, связанных с угрозой для жизни. Вместе с тем исследования показывают, что интенсивность ощущения боли обусловлена не только индивидуальными болевыми порогами, но и психологическим фактором страха самого ожидания боли."

Ощущения обонятельные - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызываются действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как "Призма Хеннинга" (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях.

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Система классификации вкусов представлена "Тетраэдром Хеннинга" в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Их часто называют органическими.

Суб - составная часть слова, означающая "под", внизу, нижний, младший, в малом количестве.

Гомеостаз (греч. homoios - подобный, сходный, statis - стояние, неподвижность) - подвижное, но устойчивое равновесие какой-либо системы (биологической, психической). Система противодействует внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Понятие введено американским физиологом У.Б. Кэннонем. Например, понижение температуры (фактор, нарушающий равновесие системы) инициирует ряд процессов, таких как дрожь и пр., которые вызывают и сохраняют высокую температуру до тех пор, пока не будет достигнута нормальная температура, то есть равновесие (гомеостаз).

Ощущения проприоцептивные ("глубокая чувствительность") - ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Ощущения кинестетические (греч. kinema - движение, aisthesis -ощущение, чувство) - отражение положения и перемещения в пространстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступающие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равновесия в различных положениях.

Ощущения экстероцептивные - по классификации Ч. Шеррингтона- это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.

Ощущения интермодальные (промежуточные) - ощущения, занимающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрением. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверхсильных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощущениями.

Ощущения вибрационные- чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется.

Ощущения неспецифические - к ним относят, например, фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное "чувство расстояния", позволяющее слепым определять на расстоянии возникающую преграду. Предполагают, что "чувство расстояния" связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуковых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще мало изучены.

Фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев (описано А.Н. Леонтьевым и др.).

"Ощущения протопатические (греч. protos- первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) - филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.)".

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis - суждение, решение) -филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.

1.4 Общие свойства ощущений. Нарушения ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество -- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время -- так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых -- 370, а для вкусовых -- всего 50 мс. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров -- последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Нарушения ощущений

Анализатор состоит из трех частей. Каждая из них может иметь какое-либо отклонение от нормы - заболевание (например, воспаление), органическое поражение. Но ясно, что при этом характер нарушений будет различным. Например, одно дело, если есть какое-то воспаление, скажем, среднего уха. И совсем другое дело, когда это поражение височной коры, где происходит обработка звукового сигнала. Надо добавить и еще нарушения структурной организации психических процессов, когда собственно височные поля сохранны, а нарушены связи в коре больших полушарий. Нарушения ощущений встречаются как у психически здоровых людей (обычно это кратковременные нарушения), так и у больных. Есть несколько видов нарушений.

Слабость ощущений

Это неотчетливость и слабость ощущений в сравнении с силой раздражителя. Этот вид нарушения можно наблюдать при инсулиновой гипогликемии, при травме, при интоксикации. Отмечается также у больных с органическими поражениями мозга, при шизофрении. В предельном виде это приводит к анестезиям, т.е. к отсутствию ощущений при любом, самом сильном раздражителе. Например, у истерических больных могут быть нечувствительные участки кожи. Кстати, это можно и внушить таким больным.

Чрезмерные ощущения

При этом свет кажется слишком ярким, звук - чрезмерно громким, прикосновение - болезненным. Тяжело переносятся медицинские процедуры. Такие состояния возникают при менингитах, лихорадке, в постоперационном периоде. Сюда же относят и неприятные ощущения от внутренних органов; иногда они переходят в галлюцинации. В крайних случаях возникают так называемые парестезии, т.е. ощущения, которые возникают вообще без внешнего раздражения. Человек при этом ощущает холод, жар, онемение, мурашки. Эти ощущения возникают при невритах, расстройствах кровообращения или при центральных нарушениях, т.е. нарушениях головного или спинного мозга.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Исследование тактильных ощущений

Так как кожные ощущения - это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта.

При проведении эмпирического исследования, главной целью являлось установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. ощущение анализатор тактильный чувство

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Описание выборки

В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 18-25 лет

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии была: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемых, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемомым завязывали глаза и давали следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии:

"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".

Далее последовательно предъявлись предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирался с руки, а в протоколе производилась запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.

Вторая серия исследований проводилась через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемомым завязывали глаза и перед предъявлением предметов набора предоставляли инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии:

"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

По окончании двух серий исследования испытуемые дают самоотчет о том, каким образом они ориентировались в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Протокол исследования двух серий опытов представлен на одном общем бланке.(см в "приложении")

Обработка и анализ результатов.

Количество названных ощущений в первой и второй сериях считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, по группе студентов были сравнены величины показателей тактильного распознавания в первой (П1=0) и второй (П2=3) сериях и внимание было обращено на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. В первой серии испытуемый дает отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробовал его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемый сначала определил предмет, называя его (например: "булавка"), а потом давал словесный отчет о его свойствах.

В ходе исследования были получены следующие групповые результаты:

Количество названных ощущений в серии П1 составило - 0 %.

Количество названных ощущений в серии П2 составило - 100%.

Из данных результатов следует вывод, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют расширяют познавательные возможности индивида.

Заключение

В работе был проведен краткий анализ ощущений в жизни человека. В результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.

Прежде всего, было описано понятие ощущения, в результате чего было дано его четкое определение, и установлено каким образом информация из внешней среды поступает в мозг человека.

Классификация ощущений показала многообразие и специфику ощущений в жизни каждого здорового человека, и помогла сформировать общее представление о видах ощущения.

В ходе эксперементального исследования было выявлено, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.д. ощущения оказывают огромное влияние на деятельность человека. Без них невозможна или была бы очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии.

Список используемой литературы

1)Лурия Александр Романович, Лекции по общей психологии - СПб. : Питер, 2004. - 320 с.

2)Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие в 3 ч. Ч. 2. /В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. - 368 с

3)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

4)Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов вузов: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1. Общие основы психологии.

5)Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.- Л.

6)Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. - полн. СОБР.соч, т. 18, с 50.

7)Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо.

8)Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с.

9)Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., Питер. 2002. - 650 с/

10)Ленотьев А. Н. Проблема возникновения ощущений. - В кН. : Леонтьев А.Н. Пролемы развития психики.

11)Шриффман X. Р. Ощущения и восприятие. СПб., 2003

12) П. А. Рудик "Психология" (изд. 2-е, М 1964), стр. 47. 227

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие ощущения, его развитие, функции, физиологические механизмы, виды. Рефлекторная диалектико-материалистическая, рецептивная теории ощущений. Чувствительность и ее измерение, приспособление к внешним условиям. Индивидуальные различия в ощущениях.

    реферат , добавлен 23.08.2010

    Понятие, механизмы и физиологическая основа ощущений. Систематическая классификация ощущений: интероцептивные (боль), проприоцептивные (равновесия и движения), экстероцептивные (дистантные, контактные). Структурно-генетическая классификация ощущений.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Пространственно-временная структура ощущений, как познавательного процесса. Структура, свойства, функции и классификация ощущений как сенсорных систем. Взаимодействие и методы исследования ощущений. Сущность и особенности закона Вебера-Фехнера и Стивенса.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Структурная сложность ощущений человека. Основные виды ощущений. Понятие сенсора и сенсорных систем. Органы чувств человека. Понятие адаптации в современной психологии. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия, закон Вебера-Фехнера.

    презентация , добавлен 09.05.2016

    Физиологическая основа ощущений как познавательного процесса, их классификация, отличия от восприятия и связь с воображением. Оценка влияния ощущений на познавательные процессы в жизни людей, их роль в психологическом развитии и становлении личности.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие об ощущениях, их классификация и свойства (интенсивность, пространственная локализация). Анализаторы как органы чувственных ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Ощущение как психический процесс, понятие и основные закономерности ощущений. Современные представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений: детекторная концепция и концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Характеристика человеческой способности думать, вспоминать, предвидеть. Определение понятия и сущности познавательных процессов. Рассмотрение современных концепций ощущений. Сходство и отличие ощущений от восприятия. Изучение видов ощущений и восприятий.

При изучении ощущения и восприятия возможны разнообразные подходы. В этом разделе мы остановимся на тех из них, которые были важны в прошлом и не утратили своего значения и в наши дни. Они описаны кратко, а то, что они представлены последовательно, не обязательно свидетельствует о том, что они взаимно исключают друг друга. Более того, некоторые из них упомянуты прежде всего потому, что исторически именно они создали основу ряд? современных направлений. Некоторые подходы мы более подробно рассмотрим.

Структурализм

Когда в 1879 г. Вильгельм Вундт закладывал основы психологии как экспериментальной науки, он воспользовался методологией, характерной для основных щук XIX в. и известной под названием структурализм. Как и естественные науки, основное внимание которых было сосредоточено на изучении структуры базовых элементов материи - атомов, молекул, клеток, психология, особенно благодаря усилиям одного из наиболее выдающихся учеников Вундта, Эдуарда Бредфорда Титченера (1867-1927), обозначила стоящую перед ней проблему как изучение структуры восприятия. Иными словами, экспериментальная психология поставила перед собой цель изучить простейшие, базовые элементы сознательного опыта, а именно простейшие ощущения.

По Титченеру, задача психологии - разложить восприятие на составляющие его элементы - на простейшие ощущения.

Понятно, что ранний структуралистский подход к восприятию представляет преимущественно исторический интерес, и сегодня никто не принимает всерьез его строгие представления об элементарных ощущениях. Однако структурализм дал мощный толчок к тому, чтобы задуматься над ролью базовых, фундаментальных сенсорных модулей, и до некоторой степени он соответствует ряду современных представлений, базирующихся на элементной природе ощущения и восприятия.

Гештальт-психология

Второе направление, которое мы рассмотрим, возникло отчасти как реакция на структурализм. Сторонники этого направления, известного под названием гештальт-психология и возникшего в Германии примерно в 1910 г., подвергали критике представления структуралистов о восприятии как о комбинации отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы. В соответствии с воззрениями гештальт-психологов структурный анализ игнорирует существенный фактор восприятия - взаимосвязь между раздражителями. Гештальт-подход обращает основное внимание на то, что мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы.

Не вызывает сомнения, что наши знания об окружающем мире являются результатом именно такого восприятия, о каком говорят сторонники гештальт-психологии. Вспомните какую-нибудь мелодию. Ее особенность в связи между нотами. Именно связь между нотами характеризует данную мелодию и делает ее узнаваемой. До тех пор пока эта связь остается постоянной, мелодия, даже транспонированная в другую тональность, будет узнаваема.

Хотя немногие современные психологи назовут себя приверженцами гештальт-психологии, это вовсе не значит, что гештальтистский подход отвергнут и забыт. Напротив, основная гештальтистская идея о целостности восприятия была интегрирована в важнейшие исследования и прежде всего в те из них, которые подчеркивают организованную природу восприятия. В дальнейшем у нас еще будет возможность повторить эту мысль, здесь же можно ограничиться цитатой, выражающей кредо гештальтистской психологии: «Целое не есть простая сумма его частей».

Конструктивистский подход

Конструктивистский подход, теснейшим образом связанный с традициями эмпиризма, подчеркивает активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Он исходит из того, что восприятие - это нечто большее, чем простая констатация самого факта воздействия раздражителя. Основная идея конструктивистского подхода заключается в том, что воспринимаемое нами в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании и т. д. Иными словами, конструктивистский подход основан на том, что наблюдатель конструирует или даже «выводит» восприятие логическим путем исходя из интерпретации поступающих к нему извне сведений. Принципиальной для конструктивистского подхода является мысль о том, что возникновению восприятия предшествует конструирование, осознание связи между явлениями и событиями физического мира, ее опосредование.

Оглянитесь вокруг. Вы несомненно увидите, что окружающие вас предметы расположены определенным образом: одни близко, другие - далеко. Но откуда вам это известно? Откуда вы знаете, что стул, например, стоит перед столом? В соответствии с конструктивистским подходом, вы принимаете во внимание некие средовые, пространственные ориентиры. Возможно, стул закрывает или визуально затемняет часть стола. Конструктивистский подход исходит из того, что ваше восприятие расположения этих предметов отчасти является результатом осознания подобной связи.

Конструктивистский подход оказал заметное влияние на экспериментальное изучение восприятия и разработку его теоретических основ. Более того, его фундаментальная идея, суть которой в том, что восприятие есть некий результат интерпретации сенсорного сигнала, в настоящее время чрезвычайно популярна у психологов, особенно у тех из них, кто изучает пространственное восприятие. Усовершенствованию конструктивистского подхода способствовали работы многих ученых, однако наиболее заметную роль в этом сыграли исследования Ирвина Рока (Rock, 1986,1995), Джулиана Xox6epra(Hochberg,1981,1988) и Ричарда Л. Грегори (Gregory, 1974,1990).

Экологический подход

Весьма оригинальный подход к восприятию разработан Джеймсом Дж. Гибсоном (1904-1979). Он предположил, что внутренние мыслительные процессы играют в нем либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, - информация, поступающая в виде зрительного образа, - содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. По мнению Гибсона, изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации. Как правило, предметы, лежащие на уходящей вдаль поверхности, воспринимаются нами как трехмерные. Получение непосредственной пространственной информации является результатом проецирования на сетчатку зернистых, или текстурированных, поверхностей. По мере того как расстояние между наблюдателем и поверхностью увеличивается, создается впечатление, что элементы, образующие текстуру поверхности, уменьшаются и все вместе формируют более плотную, гладкую поверхность. Напротив, при уменьшении расстояния между наблюдателем и поверхностью образующие ее элементы начинают казаться более крупными, а сама поверхность более грубой. Постепенное изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры.

Вторым источником непосредственной информации, касающейся пространственного восприятия, является способ восприятия изображения глазами в тот момент, когда наблюдатель или объекты меняют свое положение в пространстве или приходят в движение Характер изменений в изображениях, перемещающихся перед глазами, создает немедленное, непосредственное впечатление о пространственном расположении объектов относительно наблюдателя, и не требуется ни обработки информации, ни анализа сигналов о глубине или расстоянии.

Сравним эту точку зрения с конструктивистским подходом, в соответствии с которым восприятие - это результат обработки информации.

В соответствии с конструктивистским подходом это происходит потому, что верхний диск кажется более удаленным и наше восприятие его размера учитывает и этот признак удаленности. Иными словами, мы мысленно компенсируем разницу в расстоянии. В соответствии же с подходом, основанным на непосредственном восприятии, напротив, не требуется никакой подобной компенсации расстояния, поскольку сам рисунок дает достаточно информации, для того чтобы воспринять размеры дисков непосредственно, без всяких дополнительных данных о расстоянии. Каждый диск занимает примерно четыре текстурные единицы на хорошо видной поверхности. Следовательно, при естественном восприятии мира то обстоятельство, что диски занимают равные площади, указывает на то, что они равны по величине. Экологический подход Гибсона (название связано с тем, что данный подход исходит из адаптивной связи воспринимающего организма с окружающей его средой) еще раз подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть прежде всего направлено на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира.

Информационный подход

Информационный подход связан с именем Дэвида Марра (1945-1980) и изложен в его монографии «Зрение», опубликованной уже после смерти автора (Магг, 1982). Информационный подход основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. В этом подходе развивалась основная идея Гибсона, заключающаяся в том, что окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагалось, что восприятие таких характеристик, как форма или очертания, требует от наблюдателя некоего дополнительного действия в виде решения проблемы или обработки информации, передаваемой сигналом извне, а именно извлечения из зрительного образа предмета в символической форме некоторых его черт, например линий, краев, границ, контуров, движения и других признаков. В соответствии с информационным подходом подобная информация обрабатывается и трансформируется - «пересчитывается» - в интернальные представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и в других более тонких особенностях текстуры поверхности во многом точно так же, как компьютерная программа позволяет машине интерпретировать отобранную сенсорную информацию и принимать решения, касающиеся отличительных признаков предметов, например формы или очертаний.

Информационный подход является сравнительно недавним достижением науки, и его влияние не столь велико, как влияние других подходов. Возможно, это связано с тем, что многие идеи и механизмы, привлекаемые для объяснения такого явления, как восприятие, сложны и требуют не только знания психологии, но и других наук. Однако это новаторский подход, и он может оказаться плодотворным для установления связей между ощущением и восприятием, с одной стороны, и искусственным интеллектом и теорией информации - с другой.

Нейрофизиологический подход

Нейрофизиологический подход исходит их того, что такие явления, как ощущение и восприятие, лучше всего объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем. Сторонники этого подхода придерживаются взглядов, отчасти напоминающих основные идеи редукционизма, в соответствии с которыми понимание разнообразных, безусловно сложных форм поведения возможно только при изучении лежащих в их основе биологических процессов (некая реминисценция структурализма, но в данном случае сведенная к физиологическим механизмам). Одним из наиболее ярких приверженцев идеи о том, что восприятие (так же, как и связанное с ним, но более неуловимое сознание) может быть понято только с позиций нейрофизиологии, является биохимик-теоретик, лауреат Нобелевской премии Френсис Крик, установивший структуру ДНК (в соавторстве с Джеймсом Уотсоном). Он весьма красноречиво изложил свою точку зрения в книге «Поразительная гипотеза» (Crick, 1994).

Часть аргументов в пользу этого подхода базируется на том, что все аспекты поведения основаны на нейронных и физиологических механизмах и пронизаны ими. Более важной, однако, является мысль о том, что структуры и процессы сенсорной системы анализируют входящие сенсорные сигналы (как правило, ослабленные и искаженные), за счет чего и снабжают нас информацией об окружающем мире. Как будет ясно из последующего изложения, аналитические механизмы на нейронном уровне позволяют нам выявлять специфические особенности среды обитания и происходящих в ней событий. Например, нервные клетки разных элементов зрительной системы так же, как и сам мозг, способны избирательно и точно реагировать на специфические признаки предметов - форму, длину, цвет, расположение

в пространстве и т. д. (см.: Hubel & Wiesel, 1962, 1968). Определенные нервные клетки мозга обезьяны активируются только под влиянием сложной комбинации раздражителей, например под влиянием лица в профиль или руки, вытянутой в определенном направлении (Desimone et al, 1984; Gross, Rocha-Miranda & Bender, 1972). Иными словами, некоторые нейронные механизмы зрительной системы извлекают когерентные черты из относительно размытого зрительного образа.

Другим примером является то, что знание сложной нейронной структуры глаза позволяет понять как необыкновенную остроту нашего зрения при ярком свете и способность различать цвета, так и впечатляющую способность видеть при плохом освещении. Как мы увидим при обсуждении зрения, эти разные зрительные функции обеспечиваются разного рода фоторецепторами внутри глаза и их нейронными связями.

Этот подход вполне обоснован, поскольку наше понимание сенсорной системы выводится преимущественно из нейрофизиологических механизмов. Нейрофизиологические механизмы играют решающую роль в объяснении явлений на сенсорном уровне. Ни один психолог-экспериментатор не поставит под сомнение тот факт, что открытия нейрофизиологии внесли значительный вклад в решение фундаментальных проблем ощущения и восприятия. При изучении ощущения и восприятия нейрофизиология неизменно играет значительную роль. (Далее мы постараемся изложить или повторить некоторые из ее базовых понятий.) Однако одних нейрофизиологических механизмов недостаточно для объяснения огромной разницы, существующей, скажем, между действием раздражителя на глаз и возникающим в результате этого сознательным восприятием. Большинство психологов-экспериментаторов далеки от мысли свести все аспекты ощущения и восприятия к биологическим или нейрофизиологическим механизмам, ибо это не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

Ощущения - основа знаний об окружающем мире. В.К.Гайда: Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на его органы чувств.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителей в энергию нервных процессов организма. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, стимулируемый действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Ощущение имеет рефлекторный характер.

Аффективные системы отображают как внешний мир, так и собственное тело.

Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя. Абсолютный порог по Фехнеру - и есть минимальная интенсивность раздражителя.

E - чувствительность, RL - абсолютный порог.

Кроме наличия/отсутствия раздражителя человек может определить силу и качество.

DL - разностный порог (минимальное различие между интенсивностями).

Ed=1/DL, где Ed - разностная чувствительность.

Э.Вебер: dR/R=const, где

dR - величина минимального добавочного раздражителя, R - первоначальная величина стимула.

Фехнер: Ed=c*log r, где

c - константа перехода от ln к lg, r=R/RL.

Психофизический закон: величина ощущения пропорциональна не абсолютному значению стимула, а логарифму величины стимула, если эта последняя выражена через свою пороговую величину.

RL и DL меняются, особенно вследствие адаптации органа чувств, анализатора.

RL и DL измеряются с помощью следующих методов: метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод средней ошибки.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ

Экспериментально-психологические методы:

· методики для исследования простых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е.Ф. Бажин);

· предметное восприятие - наборы предметов и их изображений, в т. ч. искажённые фоном, наложением линий, сюжетных картинок, фотографий знакомых;

· методика «Классификация предметов», таблицы Поппельрейтера (изображения, наложенные друг на друга) - для выявления зрительной агнозии;

· таблицы Равенна - для исследования зрительного восприятия: 60 таблиц, 5 серий по 12, цель - вставить в таблицы «нужный» фрагмент по аналогии с её структурой;

· таблицы М.Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон) - для исследования сенсорной возбудимости (у «органиков» ничего не получается). Сюда же можно отнести - счёт квадратиков на время, отдельное выделение из волнистых линий квадратиков, кружков и трёхугольников;

· тахистоскопический метод:

1) идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шёпот, свист. Используется для исследования слухового восприятия;

2) восприятие изображения на экране тахистоскопа (картин, предметов, букв, цифр) за доли секунды. Небольшое время затрудняет восприятие и позволяет выявить нарушения, которые не обнаруживаются при обычной экспозиции. Используется для исследования зрительного восприятия.

ВНИМАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, НАРУШЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, при одновременном игнорировании другой. Различие произвольного и непроизвольного внимания в степени контроля внимания человеком. Результатом внимания является улучшение психического действия, на котором оно сосредотачивается. Внимание необходимо при восприятии, мышлении, осуществлении действия.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание (является врождённым. Классический пример непроизвольного внимания у ребёнка - ориентировочный рефлекс. Из окружающей среды выделяется наиболее интенсивный (новый или биологически значимый) раздражитель, придающий поведению организованный характер. Например, предметный раздражитель (новая яркая игрушка)).

2. Произвольное (ориентировано на настоящее, обусловлено социальной и культурной средой. Оно формируется в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми, которые помимо предметного стимула, предъявляют ему речевые стимулы, связывая тем самым одно с другим. Произвольное внимание начинает формироваться к дошкольному возрасту . О его наличии говорится, если человек может ставить перед собой сознательные цели . Такое внимание является волевым, так как для сохранения объекта сосредоточения требуется усилие воли - поддержание определённой интенсивности сосредоточения внимания несмотря на посторонние действия. Особенность произвольного внимания - способность ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в виде сознательного ожидания вероятного события)).

3. послепроизвольное

Существует несколько форм внимания, соответствующих тем или иным психическим процессам:

-сенсорное (например, визуализация объекта при сборе грибов);

-двигательное (защитное напряжение пресса при ударе в живот);

-эмоциональное (взгляд родителей с тротуара при переходе ребёнком дороги);

-интеллектуальное (выбор книги по интересу в книжном магазине).

На процесс внимания влияют:

Темперамент (тип высшей нервной деятельности).

Навыки и умения в данной сфере.

Заинтересованность человека в деятельности, требующей сосредоточенности

Характерными особенностями внимания являются:

1. Избирательность (сосредоточенность, концентрация) - возможность концентрации внимания на определённой информации при игнорировании другой.

2. Объём - общая совокупность объектов (или количество информации), которые способны сохраняться в сфере внимания человека (одновременно). Средний объём внимания - 5-7 единиц информации;

3. Устойчивость - возможность длительное время концентрировать внимание и сохранять его интенсивность, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

4. Переключаемость - возможность выполнять действия при смене целей или с учётом нескольких факторов при выполнении одной работы.

5. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов или деятельности, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности (важно в работе врачей и СМП скорой медпомощи). На распределение внимания влияет фактор утомления.

Так как кожные ощущения - это наиболее широко представленный вид чувственности, мы проведем исследование тактильных ощущений.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта.

При проведении эмпирического исследования, главной целью являлось установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов. ощущение анализатор тактильный чувство

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Описание выборки

В исследовании приняли участие 10 студентов в возрасте 18-25 лет

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии была: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемых, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемомым завязывали глаза и давали следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии:

"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух".

Далее последовательно предъявлись предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирался с руки, а в протоколе производилась запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою.

Вторая серия исследований проводилась через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемомым завязывали глаза и перед предъявлением предметов набора предоставляли инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии:

"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

По окончании двух серий исследования испытуемые дают самоотчет о том, каким образом они ориентировались в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Протокол исследования двух серий опытов представлен на одном общем бланке.(см в "приложении")

Обработка и анализ результатов.

Количество названных ощущений в первой и второй сериях считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, по группе студентов были сравнены величины показателей тактильного распознавания в первой (П1=0) и второй (П2=3) сериях и внимание было обращено на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. В первой серии испытуемый дает отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробовал его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемый сначала определил предмет, называя его (например: "булавка"), а потом давал словесный отчет о его свойствах.

В ходе исследования были получены следующие групповые результаты:

Количество названных ощущений в серии П1 составило - 0 %.

Количество названных ощущений в серии П2 составило - 100%.

Из данных результатов следует вывод, что тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют расширяют познавательные возможности индивида.