Наблюдение эксперимент анкетирование относятся к методам. Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

1. Общая характеристика методов.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Измерение. Тестирование.

5. Метод опроса.

6. Метод анализа результатов деятельности.

7. Методы обработки и интерпретации данных.

8. Теоретические методы. Моделирование.

Общая характеристика методов. Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).

К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.

Наблюдение - это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.

Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям : а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию. Самонаблюдение необходимо там, где отсутствуют надежные внешние признаки явления, интересующего исследователя. Дневники и переписка относятся к опосредованному самонаблюдению.


При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Наблюдение осуществляется человеком и поэтому не исключены ошибки. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности эффекту ореола (гала-эффекту), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к преувеличению или преуменьшению наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию. Эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением о нем.

При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.

Эксперимент – метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).

Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном . Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий . Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.

Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.

Измерение – метод представления числами психических свойств или параметров психического процесса. Измерение позволяет объективно зарегистрировать характеристики изучаемого объекта, в отличие от наблюдения, но не позволяет воздействовать на объект, в отличие от эксперимента. При измерении невозможно выявит причинно-следственные зависимости, но можно установит связи между разными свойствами объекта (корреляционное исследование). Связи между свойствами исследуемого человека устанавливаются в ходе сопоставления результатов их измерения. В ходе измерения психические свойства человека могут быть представлены в виде чисел. Измерительным инструментом может быть прибор, тест или другой человек – эксперт. Измерение является частью эксперимента.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Как и эксперимент, представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Для того, чтобы тесты могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых – на людях одного возраста или одного уровня образования. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Т.е., индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к норме.

Наличие тестовых норм – одно из важнейших требований к тесту. Тестовые нормы – показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок. Всякая норма со временем изменяется, т.к. уровень мышления людей возрастает. Поэтому тестовые нормы, особенно для интеллектуальных тестов, должны пересматриваться как минимум раз в пять лет. В описании теста обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда были установлены тестовые нормы.

Стандартизированные тесты: тесты успешности (шкала оценок знаний), тесты интеллекта, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности. Тесты достижений контролируют школьную, спортивную, профессиональную успешность. Интеллектуальные тесты оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения).

По особенностям используемых в тесте задач они делятся на вербальные и невербальные . Невербальные тесты содержат упражнения с картинками, рисунками, схемами, символами. Вербальные тесты предполагают оперирование словами.

Социометрия – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. С помощью социометрии определяется статус личности в группе.

В целях психодиагностики свойств личности применяются проективные тесты (пятна Роршаха, незаконченные предложения, тест Розенцвейга и пр.). Это опосредованный способ изучения личностных особенностей человека по результатам продуктивной деятельности, например, рисункам, рассказам, описаниям какого-либо объекта. Короткая и самая общая инструкция, даваемая испытуемому, стимулирует самые разнообразные по содержанию ответы. Изучению подлежат психологические свойства и характеристики, существования которых испытуемый не осознает или сознательно не хочет признавать их наличия у себя. Такими характеристиками являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции – свои собственные неосознаваемые недостатки человек склонен приписывать другим людям. Проецирование провоцируется введением испытуемого в сюжетно неопределенную ситуацию, которую надо проинтерпретировать.

При проведении тестирования обязательно соблюдение некоторых этических норм:

А) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

Б) перед проведением тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, которую сам не осознает.

В) любой человек, если противоположное не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

Г) результаты тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

Д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования.

Е) если тестирование производится при конкурсном отборе или приеме на работу, то человек имеет право знать цели тестирования, а также кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

Тесты, также как и любые другие методики, применяемые в психологическом исследовании, должны отвечать требованиям валидности и надежности . Валидность методики означает, что она пригодна для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначена. Валидность может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая валидность достигается, если показатели исследуемого качества, полученные с помощью данной методики, соответствуют показателям других методик, измеряющих то же качество. Теоретическую валидность проверяют по наличию корреляционных связей между этими показателями. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию показателей методики реальному поведению испытуемого. Надежность означает устойчивость результатов при повторном тестировании и при использовании теста разными исследователями.

К тестам предъявляется требование социокультурной адаптированности – соответствие тестовых заданий особенностям культуры, в которой он применяется. Второе требование к тестам – ограниченное время выполнения тестовых заданий. полное время выполнения теста не должно превышать 1,5 – 2 часов, т.к. в течение большего времени работоспособность снижается.

Метод опроса используется в форме анкетирования и беседы (интервью). При использовании опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. На основании интервью, анкет, вопросников распознаются общественное мнение, настроения, социальные ожидания, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может принять участие множество лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования представляет собой средство первичной ориентировки. Результаты анкетирования не могут считаться надежными и достоверными даже при полной искренности испытуемых, т.к. на содержание высказываний влияют неосознаваемые мотивы. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, ее применяют, когда нелегко провести интервью. Например, используется для выявления групп со сходными интересами, формирования относительно однородных групп. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых. Вопросы в них не формулируются прямо.

Личностные опросники предназначены для измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей. Наиболее известные среди них – опросники Айзенка, Кеттела, MMPI. В силу своей стандартизованности также называются личностными тестами.

Для беседы характерно непосредственное общение исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Беседа (интервью) дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, оценку событий и т.п.

Метод анализа результатов деятельности . Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Вариант данного метода – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их авторов. Другой вариант – биографический метод. Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека (анализ документации, свидетельств современников, событий жизни).

Наблюдение – целенаправленное восприятие поведения объекта в естественных условиях без вмешательства наблюдателя.

Применяется в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать вербальное, невербальное поведение, перемещение людей. То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно.

Требования:

  • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
  • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
  • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты

Согласно этическим правилам, в некоторых случаях необходимо получить согласие на наблюдение, минимально вторгаться в личную жизнь, нельзя допускать причинение вреда участникам и разглашать конфиденциальную информацию.

Эксперимент - опыт, проводящийся в определенных условиях для выяснения новой информации, может быть явным, скрытым или комбинированным.

Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

Объективность полученных данных;

Надёжность полученных данных;

Валидность полученных данных.

Проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса.

Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

1. Нужно заранее продумать план и содержание беседы;

2. Установить контакт с исследуемым человеком;

3. Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);

4. Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;

5. Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;

6. Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;

7. Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;

8. Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;

9. Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми.

Анализ продуктов деятельности - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности. Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Психологическийтест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. К настоящему времени психологические тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы - проективных тестов.

Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни, дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны, что необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

ОПРОСНИКИ - средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющие количественно определять их качеств и степень развития.

Это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса.

Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

  • Вопрос 4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. Науками
  • Вопрос 5. Понятие педагогического процесса, его структура
  • Вопрос 6. Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
  • Вопрос 7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
  • Изучение детей первого года жизни
  • Изучение детей раннего возраста (1-3 года)
  • Изучение детей дошкольного возраста (3-7 лет)
  • Изучение детей младшего школьного возраста
  • Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)
  • Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)
  • Вопрос 9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
  • Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
  • Вопрос 11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (ф. Рабле, Дж. Локк, э. Роттердамский)
  • Вопрос 12. Гуманистическая педагогика в. А. Сухомлинского
  • Вопрос 14. Основные проблемы реформирования содержания образования в современных условиях (вариативность, интегративность, гос. Стандарт, индивидуализация и т. Д.)
  • Вопрос 15. Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема
  • Вопрос 16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. Стандарт)
  • Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития
  • Вопрос 18. Типология уроков, их структура и ее совершенствование в условиях современной школы
  • Вопрос 19. Закономерности и принципы обучения. Традиционные дидактические принципы "развивающего" обучения
  • Вопрос 20. Сущность и содержание методов обучения в современной дидактике
  • Вопрос 21. Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания
  • Единство воспитательных воздействий
  • Вопрос 22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (ктд))
  • Этапы подготовки и проведения ктд
  • Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей
  • Вопрос 24. Педагогические взгляды а. С. Макаренко
  • Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
  • Вопрос 26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока
  • Вопрос 27. Развитие педагогической мысли в трудах и. Г. Песталоцци, и. И. Гербарда, а. Дистервега
  • Вопрос 28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)
  • Вопрос 29. Формы и методы контроля знаний в средней школе
  • Вопрос 30. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
  • Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
  • Вопрос 32. Личность и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского. Школьные реформы XIX века
  • Устав гимназий 1864 года
  • Среднее женское образование
  • Реформа высшей школы
  • Школьная политика царизма в 70-80-х годах XIX века
  • Устав гимназий 1871 года
  • Женские гимназии
  • Церковноприходские школы
  • Двухклассные народные училища
  • Вопрос 33. Сущность процесса воспитания и его задачи с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
  • Вопрос 34. Формы и методы взаимодействия семьи и школы
  • Вопрос 35. Наглядные методы обучения и требования к их применению в школе
  • Вопрос 36. Методы стимулирования (поощрение и наказание). Условия их эффективного применения в учебно-воспитательном процессе
  • Вопрос 37. Классификация методов воспитания
  • Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного
  • Вопрос 39. Воспитание как существенная часть процесса социализации личности. Основные факторы социализации
  • Вопрос 40. Роль семьи в процессе социализации личности школьника
  • Вопрос 41. Сущность и уровни педагогического мастерства
  • Вопрос 42. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания
  • Вопрос 43. Сущность педагогического общения и его основные этапы
  • Вопрос 44. Учитель как организатор целостного педагогического процесса. Характеристика профессиональных качеств учителя
  • Вопрос 45. Сущность инновационных тенденций в образовании
  • Вопрос 46. Основы педагогического общения
  • Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

    В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

    1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

    Теория и практика обучения;

    Теория и практика воспитания;

    Теория организации и руководства системой образования.

    2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

    Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

    Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

    Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

    Логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

    3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

    4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

    5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

    6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

    7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

    8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

    9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

    11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

    12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    3.Методы педагогических исследований

    Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

    Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

    Метод беседы и интервью . Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

    Метод тестирования . Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

    1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

    2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

    3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

    4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

    Метод анкетирования. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

    Эксперимент . Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент - это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

    Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Методы исследования в современной психологии (наблюдение, эксперимент, тесты и др.).

    Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

    К познанию особенностей и закономерностей психического развития человека можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков. Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:

    Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; оно дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка;

    Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

    Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

    Наблюдение - это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

    Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

    Объектом наблюдения могут быть отдельные люди в различных ситуациях, большие и малые группы.

    Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

    Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

    Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например «зеркало Газелла», видеосъемку и т.п.

    В таком наблюдении исследователь занимает позицию извне или вообще устраняется из ситуации. Идеальным вариантом метода наблюдения в психологии долгое время считалось наблюдение с использованием «зеркала Газелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Целью использования подобных технических средств является создание условий для того, чтобы испытуемые вели себя как в естественных условиях.

    Наблюдаемые ситуации могут быть:

    естественными и экспериментальными,

    управляемые и неуправляемые,

    спонтанные и организованные,

    стандартные и нестандартные.

    Наблюдение может быть:

    включенное и невключенное,

    открытое и скрытое,

    лабораторное и полевое,

    случайное и систематическое,

    сплошное и выборочное,

    констатирующее и оценивающее.

    Интроспекция - один из видов наблюдения.

    Метод самонаблюдения (интроспекция) сочетается с методом самоотчета.

    Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом случае самоотчет становится доступным для анализа другими.

    Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии существуют специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

    Анкета - это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной задачей исследования.

    Интервью - это получение информации от одного опрашиваемого лица.

    Хорошо подготовленное интервью обладает всеми внешними признаками беседы.

    (+): дает более глубокую возможность проникновения в сущность социального явления. В интервью можно точно определить искренность опрашиваемого.

    (-): требует квалифицированных специалистов. Необходим близкий контакт с респондентом. Интервью требует больше времени, личного присутствия интервьюера, который фиксирует все нюансы.

    Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и экспериментатором с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

    Эксперимент - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей какого-либо психического явления.

    Эксперимент имеет 4 главные особенности:

    1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

    2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

    3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

    4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

    Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

    Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, который состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

    Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

    Биографический метод основан на изучении психологических особенностей человека в контексте истории его жизни, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического человека. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем, метод трудоемок и не может широко использоваться. Биографический метод сочетается с использованием опросников, интервью, тестов, изучением продуктов деятельности человека.



    Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

    1) наблюдение

    Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Оно представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.).

    Основными областями применения наблюдения могут быть поведение покупателей при покупке товаров, моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности), физиологические измерения психологических проявлений (переменных), поведение покупателя, эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.

    Наблюдение - пассивный метод исследования.

    Наблюдения могут быть лабораторными и полевыми. Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его нормальной среде, обстановке. Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его поведения.

    Основными недостатками этого метода исследования являются невозможность участия наблюдателя при выборе наблюдаемого объекта, в отдельных случаях отсутствует возможность исследования всех характеристик наблюдаемого объекта одновременно, невозможность зарегистрировать субъективные факторы поведения изучаемого объекта.

    В процессе наблюдения широкое распространение получили технические средства: видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.

    Важно: определение круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и др.), выбор тактики опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.

    Опросы можно проводить при помощи анкеты

    Эффективность проведения опроса во многом зависит от определения выборки. Здесь возникает необходимость получить информацию о параметрах «группы», среди членов которой будет проводиться маркетинговое исследование. Например, управляющий маркетингом желает знать данные об объеме сбыта продуктов его организации через различные типы розничных магазинов. Такая «группа» в статистике называется генеральной совокупностью или просто совокупностью. Иногда совокупность является достаточно малой по своей численности, и менеджер может изучить всех ее членов. Обычно же это сделать невозможно: изучить, например, мнение всех детей возраста от 3-х до 5 лет относительно игрушек определенного типа. Следовательно, проводиться изучение только части совокупности.

    Для получения точных результатов, соотношение численности членов различных групп среди опрашиваемых должно быть равно соотношению численностей членов данных групп в генеральной совокупности (т.е. если ваши презервативы покупают 70% мужчин и 30% женщин опрашивать следует аудиторию с таким же соотношением полов)

    Наиболее распространенные формы опроса:

    Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести заранее подготовив вопросы. Характеристиками телефонного опроса являются низкая себестоимость, быстрота проведения полевых работ, возможность проведения исследования на больших выборках, высокая степень стандартизации и небольшой объем анкеты. Продолжительность – не более 15 минут. Недостатки способа - менее доверительный контакт между интервьюером и респондентом, невозможность использования визуальных материалов.

    При уличном опросе непосредственный контакт интервьюера с респондентом позволяет получать более достоверную информацию, использовать визуальные материалы и включать в анкету открытые вопросы. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут. Способ наиболее эффективен в случае легко доступной целевой аудитории исследования, хорошо подходит для исследований со специфическими группами респондентов (например, молодежью), трудно достижимыми в других видах опросов.

    Магазинный опрос проводится в местах продаж товаров исследуемой категории, что позволяет легче рекрутировать представителей целевой аудитории. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут.

    Квартирный опрос позволяет строить выборки, репрезентативные всему населению города. Возможен большой объем анкеты, предъявление образцов продукта и т.д.

    Ин-Холл тест - способ сбора данных, предоставляющий исследователям наибольшие возможности. Опрос проводится в специально подготовленном помещении, что позволяет использовать различную аппаратуру, предъявлять респондентам большое количество образцов и т.д. В случае труднодостижимой целевой аудитории (например, высокодоходные потребители, специалисты-профессионалы, дети с родителями и т.д.) возможен предварительный пдбор респондентов.

    Метод "Фокус-групп" заключается в проведении группового глубинного фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Рекомендуемое количество проведения фокус-групп при изучении той или иной проблемы - 3-5.

    Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского поведения. В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию, согласованному с заказчиком. Для этого по особым критериям отбираются и приглашаются представители определенной группы населения, как правило, являющиеся целевой аудиторией заказчика данного исследования.

    Опрос в письменном виде может производиться несколькими способами. Анкеты могут рассылаться исследуемым потребителям по почте, при этом может рекламироваться организация или ее товар. Используя этот метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты будут заполнены и возвращены. По данным специалистов получение ответов составляет от 20 до 50% от полного объема охваченных опросом. Применение различных стимулов в отношении опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет. Письменные опросы часто проводятся среди потенциальных партнеров и потребителей организации, которые могут участвовать в выставках, ярмарках, презентациях организации.

    1) Опросы могут быть единовременными или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью . Этот термин произошел от английского слова panel , что в переводе обозначает список. Панельное исследование - это опрос определенного, представительного круга лиц в течение длительного времени или в течение определенного промежутка времени по определенной теме. В качестве панели может выступать как группа лиц, так и организации. Этот метод используют при изучении потребительских мнений определенной группы лиц за какой-либо период времени, и на его основе изучается тенденция изменения мнений потребителей, их потребностей, привычек, вкусов и т.п.

    2) Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий проведения различают полевой и лабораторный эксперимент. Главная цель эксперимента - это исследование поведения объекта – зависимость реакций от различных условий. Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменения поведения конкурентов и коммерсантов.

    Наибольшее применение на практике находит полевой эксперимент, который проводится в нормальных условиях окружающей среды.

    В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре вида эксперимента:

    открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах и условиях эксперимента;