Население каракалпакстана на год составляет. Исторические сведения о каракалпаках

Республика Каракалпакстан занимает почти треть территории Узбекистана на западе страны. Обширные пространства республики заселены довольно слабо, обитаемая центральная часть зажата пустынями Каракум и Кызылкум, всего пустыни отвоевали более 80 % площади страны. В результате непродуманных проектов советских времён Каракалпакстан стал эпицентром экологической катастрофы мирового масштаба. Воды Амударьи и Сырдарьи, направленные на орошение пустынных районов Узбекистана и Туркмении, перестали доходить до Аральского моря. Лучшее место, чтобы осознать масштаб проблемы, - бывший рыболовецкий порт Муйнак, оказавшийся теперь в сотне километров от берега. Несмотря на крайне низкий уровень жизни, каракалпакский народ сохранил свои богатые обычаи и традиции, широко известны достижения местных мастеров в резьбе по дереву с инкрустацией, тиснению по коже, ткачестве и вышивке. Кроме того, Каракалпакстан считается археологическим заповедником под открытым небом. На сегодняшний день здесь представлено более 300 археологических объектов, в основном оставшихся от Хорезмской цивилизации.

Откройте для себя сказку Востока! Мы организуем для вас любой тур по вашим пожеланиям Гарантия лучшей цены и качества, от тур оператора №1 на рынке Узбекистана.

Экскурсии за человека! Бронируйте онлайн!

Как добраться

Самый удобный и быстрый способ добраться до Республики Каракалпакстан - авиаперелёт. Разные авиакомпании предлагают прямые рейсы из России в Нукус - столицу Каракалпакстана. Аэропорт Нукуса расположен в 4 км от центра города, из аэропорта можно уехать на общественном транспорте или на такси.

Добраться до столицы можно и по железной дороге. Через Нукус следует 11 поездов, которые отправляются из нескольких российских городов: Волгограда, Саратова, Санкт-Петербурга, Тулы, Калуги. Из Северной столицы до Каракалпакстана вы доберетесь чуть более чем за 3 дня (стоимость билетов - от 9600 RUB), а из Тулы и Калуги - за 2,5 дня.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Поиск авиабилетов в город Ташкент (ближайший а/п к Каракалпакстану)

История и география

Каракалпакстан - республика в составе Узбекистана, расположенная на Туранской низменности. Уникальность региона состоит в том, что он с двух сторон окружен великими среднеазиатскими пустынями Кара-Кум и Кызыл-Кум. Кроме того, вследствие продолжающегося высыхания Аральского моря, здесь формируется еще одна пустыня, солончаковый Арал-Кум. Таким образом, пустынями покрыто 80 % территории Каракалпакии, причем их форма весьма своеобразна - это барханные пески. Помните, песню группы «Ялла» о Кара-Куме? Вот такие непривычные нашему глазу, типичные восточные ландшафты, предлагает вам Каракалпакстан. Так и видится где-то вдали груженый экзотическим товарами караван верблюдов. Когда-то территория эта называлась Хорезм и была, без преувеличения, настоящей колыбелью мощнейшей и самобытной культуры. Нам трудно в это поверить, но цивилизация ведь в прежние времена шла с востока, а не с запада, и эти места - тому свидетельство. Неслучайно поэтому Каракалпакию называют «археологическим заповедником»: тут настоящее раздолье для любителей древностей. Те, кто интересуется Средневековьем, также найдут поле для приложения своей активности, ведь до 9-13 вв., пока не сюда не вторглись войска Чингисхана, Хорезм был центром орошаемого земледелия, образования, науки и искусства. Многие памятники этого периода сохранились до сих пор.

На чем передвигаться

По Нукусу курсируют автобусы и маршрутные такси. Автобусы ходят строго по расписанию и останавливаются только на остановках. Поэтому горожане предпочитают пользоваться маршрутками, которые останавливаются в любом месте по требованию.

Стоимость проезда на такси - от 3000 UZS. Несмотря на то, что стоимость проезда рассчитывается по километражу, желательно обговорить её с водителем во время посадки.

Кухня

В регионе, естественно, преобладает национальная узбекская кухня, визитной карточкой которой является вкуснейший плов. Местные жители утверждают, что именно они готовят его лучше всех в Средней Азии, и, попробовав, с этим сразу хочется согласиться. Каракалпакское застолье в обязательном порядке включает в себя лаваш, мясо, овощи и фрукты. Сочные, свежие, ароматные овощи - гордость Узбекистана, то же следует сказать и о знаменитых дынях. Кстати, они хорошо хранятся, и их вполне можно привезти домой в качестве подарка.

Археологические достопримечательности Каракалпакстана

Туристам, путешествующим по Каракалпакии, откроются не только восхитительные природные пейзажи, но и бесценные развалины древних и средневековых памятников. Все пространство между Нукусом и Амударьей просто усеяно старинными крепостями - развалинами разных веков, последними свидетелями почти бесследно исчезнувшей цивилизации.

В списке обязательных к посещению - грунтовая крепость Топрак-кала. До нас дошли ничтожные остатки некогда грозного и величественного сооружения. Сохранившийся юго-восточный угол крепости позволяет представить грандиозный масштаб древней постройки. Также здесь можно увидеть частично сохранившуюся настенную живопись и развалины несколько зданий, предположительно, храмовых построек.

Еще одна достопримечательность, интересная с точки зрения истории и культуры Каракалпакстана, - комплекс Аяз-кала, состоящий из Большой и Малой крепостей. Большая крепость окружена 35 недостроенными башнями, расположенными в форме полукруга, а Малая, если смотреть на неё с севера, напоминает башмак. Крепости Кызыл-Кала, Джанбас-Кала и Большой Гульдурсун. 1-13 вв. - настоящие древние твердыни, перестроенные во времена Хорезмшахов, сохранившие свой старинный облик.

По легенде, правитель Аяз-хан, который имел прозвище Чарык-хан, что значит «башмак для бедных», сознательно построил эту башню похожей на башмак.

Почти в 40 км от Нукуса расположен Чильпык - сооружение в форме пирамиды, предположительно, ритуального назначения. Считается, что в нём оставляли ушедших в мир иной для очищения костей от плоти. Позднее Чильпык использовался как смотровая башня и тюрьма.

Археологические памятники Каракалпакстана можно описывать бесконечно долго. Крепость Кызыл-кала, пограничная крепость Большой Гульдурсун, городище Миздахкан, мавзолей Мазлумхан, городище Джанпык-кала, Койкрылган-кала - богатство культуры Каракалпакии внушает почтение.

Примечателен мавзолей Мазлухман Сулу, что находится наполовину в земле. Вниз, через сводчатый коридор, ведет лестница из портала к небольшому промежуточному культовому сооружению. Мавзолей считается образцом архитектуры золотоордынского Хорезма.

Миздакхан (Гяур-Кала Ходжейлинская) - археолого-архитектурный комплекс 4- 14 вв., расположенный на трех холмах, включающий в себя исключительно интересные памятники - крепость Гяур-Кара, три мавзолея и большой Караван-сарай. При раскопках здесь были найдены уникальные погребения, монеты, бытовая утварь, стекло, ювелирные изделия из золота.

Нукус и Муйнак

Особого внимания достойны города Нукус (столица Каракалпакии) и Муйнак, когда-то находившийся на берегу Аральского моря. Теперь это памятник тому, что может сотворить с природой ее «венец» - человек. Из-за необходимости решения продовольственной проблемы в 1954 г., советское руководство приняло решение об освоении целинных и залежных земель. Поскольку уровень осадков в этих широтах невысок, земледелие здесь может быть только орошаемым. Откуда брать воду? Конечно, у природы, ведь ее богатства, как кажется некоторым, безграничны. Полноводнейшие реки Амударью и Сырдарью, миллионы лет несшие свои воды в Арал, «растащили» на поливные сооружения и оросительные системы. В итоге они просто перестали впадать в море, русла теперь вязнут где-то в песках. А море стремительно высыхает, образуя солончаковую пустыню, ведь вода там, как известно, соленая. Ветры-суховеи выдувают соль со дна бывшего моря и разносят вокруг. Мертвые корабли в песках Муйнака, когда-то стоявшие на рейде в воде - настоящее предостережение нам, людям. Тем не менее, Приаралье является посещаемым туристическим объектом, подобно тому, как неизменной популярностью пользуются фильмы ужасов. Нукус - самый крупный город Каракалпакстана, его иногда называют «северной столицей» республики. Город сравнительно молодой, но в древности на его территории существовал город Шурчи, богатое поселение.

Что ещё посмотреть в Каракалпакстане

Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что главная достопримечательность Каракалпакстана - Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, одно из немногих крупных собраний русской живописи 20-30-х гг. 20 века. Тут же много находок эпохи зороастризма: статуэтки богов, культовых изделий и даже предметы быта огнепоклонников. Здесь также хранятся ценности совсем другого культурного пласта, мы говорим об уникальной коллекции русской авангардной живописи первой половины 20 века, благодаря которой музей снискал всемирную известность.

Старейшим музеем Узбекистана считается Республиканский краеведческий музей Каракалпакстана. В его собрании представлено три экспозиции: природа, археология и этнография. Познавательным окажется посещение музея Бердаха, экспонаты которого отражают исторический путь, пройденный узбекским народом с древнейших времен до наших дней.

Узбекистан - из тех стран постсоветского пространства, где помимо традиционных областей затесалась ещё и национальная автономия: республика Каракалпакстан, самый обширный (166 тыс. квадратных километров, то есть почти 1/3 страны) и один из самых малолюдных (1,7 миллиона жителей, то есть 10 человек на километр) регион, хорошо заметная на карте квадратная "голова" Узбекистана. Живут здесь примерно поровну узбеки (32%), каракалпаки (30%) и казахи (26%), первые больше в оазисах Элик-Калы, вторых - в амударьинских низовьях, а третьих - в глухих степях у границ. В Каракалпакии мы , в ней же лежат древнее крепости типа , а вот Хива, рассказ о которой мы закончили - это уже крошечная, но сопоставимая по населению Хорезмская область с центром в .

Центр же Каракалпакии - Нукус, наряду с Бухарой 5-6-й по величине (275 тыс. жителей, а с городами-спутниками и под полмиллиона) узбекистанский город, о котором я вряд ли скажу что-то хорошее. Поэтому, чтобы пост не вышел совсем уж в стиле Варламова, здесь же расскажу про каракалпаков как народ.

Что каракалпаки - это не узбеки, видно невооружённым глазом. Скорее их можно перепутать с казахами, коих здесь тоже немало, и хотя в этнографической литературе каракалпакскую внешность характеризуют как "переходную от европеоидной к монголоидной с преобладанием монголоидных черт, меньшим, чем у казахов, но большим, чем у узбеков", мне каракалпаки внешне напомнили даже не казахов, а бурят и . Может, впрочем, дело не только во внешности, но и в каком-то особом настроении: каракалпаки - народ степной...

2. этот и следующие кадры сняты не в Нукусе, а в других городах Каракалпакстана.

Название "карака-калпаки" с большинства тюркских языков переводится как "чёрные шапки", и тут сложно не вспомнить народ "чёрных клобуков" - "прирученных" киевскими князьями печенег, получивших удел близ , чтобы защищать Киев от новой степной напасти - половцев... но скорее всего это просто созвучие, и "те" каракалпаки к нынешним не имели прямого отношения. Более вероятный каракалпакский предок - ногайцы, кочевники Золотой Орды (подробнее я о них писал ), жившие от Дона до Эмбы и после её падения. В 1530-х из Ногайской орды выделялась Алтыульская орда , или Орда Шести Сынов, названная то ли в честь шести наследников основавшего её хана Шейх-Мамая , то ли в честь шести родов, к коим себя причисляют каракалпаки (Муйтены, Конграты, Кытаи, Кыпшаки, Кенегесы и Мангыты - тут поясню, что "сетки" родов и народов в Степи не совпадают, все эти роды есть и среди казахов и узбеков, и именно узбекские Кунграты и Мангыты были ханами Хивы и бухарскими эмирами). Более вероятно, как это часто бывало в степи, что верны все гипотезы, и каракалпаки в равной степени потомки огузов-печенег и кипчаков-ногайцев - просто век за веком степные кочевники цеплялись за горы и моря, там оседала их некая часть, слой за слоем слагались иные народы: в Восточной Европе - , на Тянь-Шане , а близ Аральского моря и гиблых дельт Амударьи и Сырдарьи - каракалпаки.

Достоверно же история каракалпаков прослеживается с весьма недавних времён: в 18 веке они откочевали на Жанадарью (южный рукав Сырдарьи), возможно спасаясь от джунгар, не учтя, что это были владения Хивинского ханства, над которыми оно временно потеряло власть из-за смуты. В 1811 году хан Мухаммед Рахим II вернул контроль над дельтой Сырдарьи, и конечно не мог не обрадоваться такому "подарочку". Каракалпаки под Хивой переселились с восточных берегов Арала на южные, в самые низовья Амударьи, и в отличие от туркмен, всегда были лояльны хивинскому хану. Когда в 1920-м году на смену ханству пришла Хорезмская Народная Советская республика, в её составе образовалось три автономные области - Узбекская (Хива), Туркменская (Ташауз) и Киргиз-Каракалпакская (Ходжейли), в 1924 году разошедшиеся между Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном соответственно. В состав ККАО добавилось правобережье Амударьи, бывший Амудаьинский отдел Сырдарьинской области с центром в Турткуле (Петро-Александровске), который и стал до 1933 года первым центром Каракалпакии. Изначально она была автономной областью в составе Казахской ССР, в 1930-36 годах - непосредственно в составе РСФСР, и лишь затем, отрезанная от неё выделившейся в отдельную Союзную респубоику Казахстаном, вошла в состав Узбекской ССР, где и осталась. Ныне Республика Каракалпакстан значится "суверенным государством в составе Узбекистана" с официальным двуязычием и собственным парламентом Жокаргы-Кенес в Нукусе.

Ныне каракалпаков порядка 600 тысяч человек - из них полмиллиона в Узбекистане и по полсотни тысяч в Казахстане и Туркмении. То есть, их немало - примерно как бурят и больше, чем якутов, коми или калмыков. Но при этом каракалпаки - едва ли не самый компактно расселённый народ Средней Азии: даже в родном Каракалпакстане их ареал - дай бог если треть республики, в той же Элик-Кале, по словам местных узбеков, их нет, а в основном они живут в дельте Амударьи и на южном берегу бывшего Арала, от Нукуса до Муйнака, до края пустыни Устюрта. Каракалпакский культурный ландшафт очень непохож на узбекский: они не древние землепацы, а вчерашние кочевники, и их аулы да окраины городов больше похожи на Казахстан, если бы тот был намного беднее: функциональные безликие дома, пыльные улицы, высокие печальные столбы...

Каракалпакскую речь в этих краях слышишь чаще узбекской (тем более она и заметно другая на слух - жёстче и резче), а сам язык некоторые считают чуть ли не диалектом казахского, но я, читая вывески, видел не больше знакомых по Казахстану корней, чем в узбекском. Вдобавок у обоих языков теперь по две азбуки (каракалпакский так же неудачно перевели на латиницу в 1996-м), и любое здешние название можно записать аж в 4 вариантах: "Qaraqalpaqstan Respublikasi", Қарақалпақстан Республикасы, Qoraqalpog`iston Respublikasi, Қорақалпоғистон Республикаси" или "No‘kis, Нөкис, Нукус, Nukus". Ещё запомнилось, что если белый цвет на большинстве тюркских языков "ак", то по-узбекски - "ок", а по-каракалпакски - "хак". В вывесках двуязычность тут выдерживается поосновательнее, чем в большинстве республик России, на уровне той же Башкирии. Разговорить каракалпаков на темы политики и национальных отношений я не пытался, но навскидку президента шёпотом ругают так же, как и узбеки, а на своё положение и отношения с узбеками не жалуются. Мне кажется, их тут действительно не притесняют, по крайней рассуждений на тему "надеюсь, однажды русские вернутся" я от них, как от узбекистанских таджиков или персов, не слышал.

Отличается тут в общем и уклад, и в любом путеводителе напишут, что по Нукусу и другими каракалпакским городам не стоит гулять ночью - как у казахов или киргизов, у каракалпаков хватает лихой молодёжи, на которую плохо действует алкоголь, а вот узбекской домовитости, махаллизма - как-то нет. Но какого-то личного впечатления о каракалпаках как народе у меня сложилось: люди как люди, дружелюбные и гостеприимные, с хорошо знакомыми по всей Средней Азии реакциями и разговорами. Скажу лишь, что зашкаливающего казахского гонора у них нет, больше всего они мне напомнили, пожалуй что, калмыков.

Если же говорить о национальном колорите и традиционной культуре, то как видите - в быту заметно немногое: ну, пожилые женщины тут одеваются и покрывают голову немного иначе (причём ближе к казашкам, чем к узбечкам), но национального костюма тут не сохранилось, чёрные шапки (папахи) стоит искать на сувенирных развалах Хивы, и даже юрт в степи я в Каракалпакии (как в той же ) не видел - хотя и не берусь утверждать, что их там нет: степь большая. Не повезло мне как-то и с национальной кухней , которая вроде бы сохранилась у каракалпаков из традиционного быта лучше всего - это, например, турама (мелко накрошенное мясо с клёцками), гуртук (местный аналог бешбармака), блюда из джугаровой муки (те же клёцки), а в Кунграде и Муйнаке кое-где попадаются вывески "балык куурдак", то есть традиционное среднеазиатское жаркое с луком и картошкой, но не из мяса, а из рыбы. Однако я так и не нашёл ни одного кафе, где всё это было бы в наличии - в основном обычные плов-шурпа-лагман-самса. Единственное - здесь кое-где наливают верблюжий шубат и наверное кобылий кумыс, не характерные для кухни земледельцев-узбеков.

В изначальном варианте этого поста у меня не было и фотографий традиционной культуры из музеев - почему, объясню позже, и это будет жирный камень в огород Нукусу. Скажу лишь, что у каракалпаков в старину были очень красивые женские украшения в лучших традициях ювелирики Хорезма (тут см. ), в том числе позолоченные головные уборы. Другим популярным искусством была вышивка (которой у хорезмийцев, наоборот, не было), в том числе по коже - последнее было сугубо мужским ремеслом. Вот например женские халаты-накидки - вверху жепак-жегде (молодой женщины), внизу - ак-жегде (пожилой женщины):

8.

9.

И конечно всякие ковры да убранство юрты - чёрно-красные геометрические каркалпакские орнаменты, мрачноватые на взгляд чужака, не спутаешь ни с чем:

Да и сам быт каракалпаков в старину был весьма интересен: некоторые учёные называют их "кочевыми земледельцами ", постоянно перемещавшимся по переменчивой амударьинской дельте, а на новом месте не просто ставя юрты, но и хорошо окапываясь, возводя из глины небольшую крепость. Зимние аулы обычно включали кладбище с мавзолеем святого-покровителя и небольшое медресе, а крупнейшим собственно каракалпакским поселением был торговый Чимбай на "русском" берегу дельты. У каракалпаков был продуман и разнообразен транспорт - несколько типов арбы ("монгольская" телеген-арба и "хорезмская" тат-арба), лодки-каюки. Юрта по-каракалпакски называлась царан-уй, её купол - шацарац и шангарак (созвучно "шанырак" у казахов), и в целом конструкция юрты была вполне себе тюркской (см. ), а отличиалась она скорее украшениями - не припомню подобных узоров и палитр больше нигде у народов Степи.

Ковры и резная мебель юрты:

11.

Деталь убранства юрты "акбаскур" и образцы каракалпакской керамики - всё те же неповторимые гаммы:

12.

И в общем близость Хивы да общее окончание века великих степных войн взяли своё: каракалпаки были культурные кочевники, и искусство их задолго до советской власти перестало быть сугубо прикладным. Например, уже в 19 веке оформилась каракалпакская литература, основателями которой значатся поэты Ажинияз и Бердах . Последний был так же и первым каракалпакским историком, и ныне считается главным светилом национальной культуры: имя Бердах среди каракалпаков очень популярно, а музей Бердаха - одно из двух-трёх красивых зданий на весь Нукус:

У нынешнего Каракалпакстана есть все полагающиеся атрибуты - своя академия наук (известнейший каракалпак-учёный - советский микробиолог Чаржой Абдиров), университет, театр, или вот например студия "Каракалпакфильм" с кинотеатром "Бердах". А вот смущённо-очаровательные девицы на переднем плане - это волейболистки из Андижана с тренером: меня угораздило приехать в Нукус аккурат во время всеузбекистанской Спартакиады.

Поэтому в гостиницах не было мест: на весь город, правда всего-то со второй попытки, я нашёл лишь один свободный номер, да и за тот пришлось крепко поторговаться: номер стоил 75 долларов по официальному курсу (тогда это было 2500 сумов за доллар), я же сумел сбить цену на те же 75 за две ночи, но уже по курсу рыночному (тогда это было 4300 сумов за доллар), то есть примерно по 1800 рублей за каждую из двух ночей - немало и по российским меркам, что уж говорить про Среднюю Азию. В общем, рассказав о каракалпаках, начинаю рассказ и об их столице . Увы, со столицей этому замечательному народу категорически не повезло.

Честно говоря, не могу припомнить города, который бы мне НАСТОЛЬКО не понравился. Давние читатели знают, что обычно я любой город стараюсь раскрыть без эмоций, увидеть в нём что-то интересное и самобытное, а к недостаткам относиться по принципу "это не баг, это фича". Это называется "я обычно запоминаю лица, но для вас сделаю исключение". Говоря коротко: Нукус - дыра, а учитывая его изрядный размер (это крупнейший в стране город западнее Самарканда) - большая дыра.

Чем же Нукус настолько плох? В первую очередь он уныл, уныл настолько, насколько в принципе может быть довольно крупный город. Да, у него истории конечно всего-ничего - аул известен с 1862 года, а городской статус получен в 1932 году, когда сюда перенесли центр Каракалпакской автономии из затопленного Амударьёй ... но я знаю много городов, которые ещё моложе, однако смотрятся как-то интереснее. Нукус же - какой-то безликий, бесформенный, без явных доминант и запоминающихся "фишек", так что проехав пол-города, не очень понимаешь, что изменилось. Я, конечно, понимаю, что многие тут так видят "почти каждый постсоветский город", но у меня-то не так, я неповторимое лицо разглядел в Сыктывкаре и Сургуте, и , и , а вот здесь - хоть тресни, ничего не вижу. Столь же скучны разве что и , но они как-то уютнее.

Где-то ближе к центру попадаются подобия махаллей, хотя скорее обычный частный сектор, в котором мне очень хотелось разглядеть признаки старого торгового аула:

Кое-где встречается эта характерная для Хорезма "псевдо-уездная" архитектура, она везде явно новая:

Но застройки старше малоэтажных сталинок я тут и не припомню... да, тут оцените белорусскую ухоженность - прилизанных мест в Нукусе в целом немало, хотя расположены они абсолютно бессистемно:

Однако в основном Нукус попросту очень неуютный, и его дома и кварталы напоминают не столько городскую ткань, сколько наспех застроенный пустырь, как где-нибудь на Крайнем Севере:

Вот типичный для Нукуса пустынный пыльный выжженный солнцем двор, который в отличие от многих других подобных дворов хоть немного скрашивает чистенькая новостройка:

Новостройки в Нукусе тоже есть, характерные для Узбекистана широкие и парадные улицы, застроенные "залпом":

Но большая часть города - это различные вариации пятиэтажек, иногда украшенных каким-то узором балконных решёток. Так же обратите внимание на торчащие из окон трубы - прежде я видел такое лишь в некоторых глухих посёлках Казахстана, и скорее всего это значит, что Нукус пережил развал сети ЖКХ и печки-буржуйки в квартирах, по мере стабилизации жизни заменённые газовыми котлами.

Среди всего этого понатыканы в основном современные (или осовремененные) общественные здания - всякие колледжи, спортзалы, пугающе пафосные органы управления республики:

На самой окраине - железнодорожный вокзал, ещё не реконструированный со сносом, как большинство вокзалов в крупных городах Узбекистана (). Железная дорога Чарджоу-Кунград пришла сюда в 1955 году, но здание явно лет на 10-20 моложе. И - опять же одно из самых унылых в стране:

А за путями, на самом краю Кызылкумов, стоит ещё и неожиданно красивый автовокзал, пожалуй в принципе один из лучших образцов жанра, что я видел.... вот только видел я его лишь совсем мельком с "коллективного такси" и так и не сумел заснять. Фото не моё, и сейчас он другого цвета. Скажем так - автовокзалы-сталинки мне видеть доводилось, но автовокзалы в национальном стиле - нет. Затрудняюсь даже предположить, когда он мог быть построен:

27а. отсюда .

Ну, ещё можно обойти кружок по центру Нукуса, который хотя и весьма условен, но выглядит чуть-чуть поживее, чем остальной город. Начнём на главной улице, связующей Центральный базар с выездом на "материковый" Узбекистан, и за отправную точку возьмём Дом с чёртиком - так я прозвал вот это позднесоветское здание со скульптурой на бетонной стене. Это, между прочим, не что-нибудь, а Каракалпакская Академия наук:

С другой стороны - пара доминант нукусского центра: высотка гостиницы "Ташкент" и Каракалпакский музыкальный театр имени конечно же Бердаха:

У гостиницы - очень приятные мозаики, такой прямо проблеск в нукусской серости:

Театр же был реконструирован совсем недавно, обзаведясь "лицом" на фасаде, а действует с 1930 года, основанный ещё в Турткуле, и в советское время почему-то был имени Станиславского. Советское здание 1960-х годов очень громоздкое, но украсили его что надо:

Ещё неподалёку есть Дом связи:

На одной из улиц близ него я свернул направо. Тут сделаю лирическое отступление о другом нукусском недостатке - тут, особенно по меркам сытного Узбекистана, совершенно безобразный общепит: я обошёл десяток кафе, но во всех был лишь стандартный набор пары-тройки блюд, утром неуютная пустота, вечером - наоборот, многолюдно и агрессивно. Попадалась, справедливости ради, и парочка очень приятных с виду кафе - но это были скорее какие-то кондитерские или кафе-мороженные, меня не интересовавшие. Кончилось тем, что у базара в забегаловке (причём не пустой, то есть по местным меркам она вполне годная) я взял куурдак... и не смог съесть ни кусочка, настолько отвратительно он был сделан. Так что ужин я себе покупал в продуктовом магазине с полупустыми к вечеру полками и отсутствием сдачи у продавщицы.

Меж тем, улица, куда я свернул, оказалась примечательна целой сталинкой (на кадре выше), а упиралась в Белый дом - парламент (Жокаргы-Кенес) и кабинет министров Республики Каракалпакстан, в основе вроде бы тоже сталинка . Увы, и тут типовая реновация по-тюркски, хокимияты-башни в областных центрах (как или ) строились куда интереснее. Памятник - Бердаху: расцвет каракалпаков пришёлся на те времена, когда грозные ханы и орды остались в глубоком прошлом, и их герой - не батыр, а поэт.

Практически напротив... Ничего себе, самая настоящая сталинка 1950-х годов, причём даже с декором, не охрущёбленная! Смотрится как барочный дворец в заполярном посёлке. Обратите внимание на отодранную табличку - улицы в Нукусе переименовывались ни один раз, и например та, на которой стояла моя гостиница, ныне значилась как Ата-Юли ("Отчий путь"? звучит!), а на визитке гостиницы имела ещё более звучное название "улица ПолуНиязова" (на самом деле Палуниязова, конечно, и шутить над фамилией не стоит - улица названа в честь погибшего бойца Великой Отечественной). Этот же домик изначально вмещал музей имени Савицкого, о котором расскажу чуть позже.

Дальше широкая площадь бульвара Дружбы Народов (сама эта улица, кстати, называется проспектом Дослык, т.е. Дружбы - и это название каракалпакское, по-узбекски было бы Дустлик). Белый дом с куполом на заднем плане - местный ЗАГС:

А у многоэтажек очень красивые мозаики на подъездах, на каждом разные:

На лавочке мамаша с маленьким ребёнкам углядела меня и сказала (не по-русски, конечно, но всё и так понятно): "Смотри, малыш, вон дядя-иностранец! Давай с ним поздароваемся! Хэллоу! Хэллооооу!" - вернувшись из Муйнака, я слышал этот звук раз наверное сотый за день и потому их разочаровал глухим молчанием.

Ну а отсюда рукой подать до единственной (обычно пишу - "единственной официальной", но тут просто единственной) достопримечательности Нукуса - Музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Огромный музейный комплекс - в процессе строительства, и пока открыто только здание слева с коричневым узором на фасаде. На самом деле сюда я сходил первым делом, только заселившись в гостиницу - ведь что попало "Эрмитажем в пустыне" не назовут!

Художник Игорь Савицкий родился в 1915 году в Киеве, но вырос уже в Москве, по состоянию здоровья избежал мобилизации на фронт и провёл войну вместе с художественным институтом имени Сурикова (где тогда учился) в эвкуации в Самарканде. Позже он возвращался в Среднюю Азию с арехологами, в том числе с крупнейшим исследователем Хорезма Сергеем Толстовым, но увлёкся здесь не столько археологией, сколько этнографией. В 1950 году он переехал в Нукус насовсем - по одной версии, попав в немилость каким-то кругам в столице за своё творчество и по сути оказавшись тут в ссылке, а по другой - вполне сознательно поближе к местам своих изысканий. Как бы то ни было, здесь Игорь Витальевич прижился, и хотя каждый каракалпак в самой далёкой юрте знал, что по пустыням бродит русский "старьёвщик" и интересуется старыми ожерельями или кошмами, едва ли не более активно Савицкий коллекционировал живопись. Советская Средняя Азия оказалась просто на удивление богата художниками, в основном русскими (в широком смысле, то есть включая немцев, евреев и всяческих депортантов), но немало достойных нашлось и среди узбеков с каракалпаками: видимо просто сочность и сюрреалистичность здешнего пейзажа хорошо пробуждают этот талант. Особенно Савицкого интересовал русский авангард, в русле которого творил и он сам, и его усилиями это нелюбимое советской властью искусство стекалось в Нукус не только из Средней Азии. Всему этому покровительствовал сам Шараф Рашидов, тогдашний руководить УзССР, и наконец в 1966 году в Нукусе открылся художественный музей неожиданного для Средней Азии масштаба.

Вообще, "Эрмитаж", даром что "в пустыне" - это конечно громко сказано, но - твёрдый уровень лучших краеведческих музеев в областных центрах России, может не Екатерибурга или Казани, но близко. Здесь роскошная коллекция каракалпакской этнографии (в том числе потрясающе красивые украшения и юрта в полный рост), множество древностей из городищ Хорезма (хивинские музеи рядом не стояли), целый зал копий разных шедевров искусства (скульптур, картин, архитектурных элементов) Европы и Азии, и конечно же целый этаж той самой живописи - где-то слышал, что это вторая по величине коллекция русского авангарда, и уж точно - лучшая коллекция картин в Средней Азии. Самая известная из них - "Бык" ташкентского художника Василия Лысенко:

39.

Но всё впечатление оказалось испорчено одной-единственной деталью: за фотосъёмку здесь просят 120 000 сумов, то есть порядка 1500 рублей - это в несколько раз (!) больше, чем в любом другом известном мне музее. Более того, тут вам не , фотоаппарат надо сдавать в камеру хранения. От таких правил у меня возникло острое желание оплатить фотосъёмку, сфоткать каждый экспонат с трёх разных ракурсов и выложить в интернете хотя бы в 5 разных местах... но переплата за гостиницу несколько охладила этот пыл.

40.

В изначальном варианте поста, написанном в 2015 году, фотографий из "Эрмитажа пустыне" вообще не было. Но дальше случилась удача - год спустя в Москве я попал на выставку Нукусского музея в московском Музее изящных искусств имени Пушкина. Привезли они туда, скажем прямо, немногое, но зато это можно было фотографировать абсолютно бесплатно!

41.

Главное богатство музея, как уже говорилось, картины, и здесь не буду даже пытаться показать их хоть сколько-нибудь полно. Скорее просто пара примеров: вверху Николай Карахан, "Прокладка водопровода в Бухаре", внизу - Алексей Моргунов, "Химкомбинат Кемерово":

42.

Слева направо: ленинградка Алиса Порет, "Девочка-чернявка"; Николай Карахан, "Две девушки у хауза", а вот к третьей подпись перефотографировать я досадным образом забыл.

43.

Помимо картин и этнографии (кадры №№8-9 и 11-12), не обошёл стороной Савицкий, даром что друг Толстова, и древности. Лица Хорезма начала нашей эры:

44.

Хорезм - не жизнелюбивая Согдиана, он всегда был суров и преисполнен фатализма:

44а.

Куда ж на возможной родине Зороастра без оссуариев? Скульптура - это тоже не идол, а оссуарий, олицетворяющий видать того человека, чьи кости, заботливо вынутые неприкасаемым из снесённой на башни молчания плоти, он вместил.

45.

Но самый красивый - вот этот, расписной. Хорезм не зря называют Среднеазиатским Египтом:

46.

Это уже не ассуарии, а кувшины. Глиняным около 1000 лет, бронзовому - порядка 2000:

47.

Но как много сокровищ "Эрмитажа в пустыне" не представлены были на эой выставке!
В Нукусе, побродив пару часов по залам, я направился в "общий" краеведческий музей, который оказался запрятан во двор школы по соседству. Там я надеялся всё-таки сфотографировать хоть что-нибудь из местных этнографии с археологией. Но попасть в музей оказалось не так-то просто - пока искали какого-нибудь завуча, который меня сопроводит через школьный коридор, какой-то сорванец разбил стекло в фойе, и всем стало резко не до меня. Наконец, после минут так двадцати ожидания я прошёл в краеведческий музей, но там оказалась всего пара тёмных комнат, а за съёмку запрашивали, если мне не изменяет память, порядка 400 рублей (в сумах, конечно), и аргументировали это убийственно железно: "А вы в музее Савицкого были? Там цены видели? А мы что, хуже что ли?!". В общем, увы, больше фотографий
Отсюда я вышел к базару - он на той же улице, где гостиница и театр. Впрочем, скажем прямо, это не базар, а рынок - то есть, без всякого колорита и восточного драйва:

Отсюда я поехал в Ходжейли с пересадкой через нечто под названием Старый город, никаких впрочем признаков старины (хотя бы 1930-х годов) в котором я не приметил. Вот так выглядит местная маршрутка - обратите внимание на табуреточку для бабушки. До 2007 года в Нукусе был свой троллейбус, причём пущенный в 1991 году, но ныне остались лишь такси да корейские маршрутки - типичная в общем ситуация в Средней Азии.

Пара видов из окна маршрутки. Нукус стоит на Амударье, её правом (при царе - "русском") берегу, но Амударья здесь предельно условная. Во-первых, она рассеяна на несколько небольших проток:

Во-вторых и основное её русло выглядит обмелевшим, так что в общем хорошо понятно, почему усыхает Аральское море. Великую реку добивает Нукусская ГЭС, построенная в 1950-х годах чуть выше города (ныне её дамба связует Нукус с городом-спутником Тахиаташ, где есть ещё и ГРЭС) - она не столько вырабатывает энергию, сколько регулирует поступление воды в оросительные каналы, важнейший из которых - Главный Туркменский канал, ведущий в Каспий "по мотивам" древнего Узбоя - так и не был построен. В целом, подумалось, Нукус даёт некоторое представление о том, как выглядели все эти Элиста или Саранск, Йошкар-Ола или Сыктывкар в советское время, искусственно слепленные на коленке (чаще, впрочем, из уездных городков) центры национальных автономий, лишь в постсоветское время обретшие какое-то лицо.

53.

. Виды сверху, ремёсла, детали.
. Дворцы Ичан-Калы.
. Вдоль стен Ичан-Калы.
. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
. Дишан-Кала, или Внешний город.
. Дворцы окраин.
Каракалпакия .
Нукус. Столица Каракалпакии.
Миздакхан. У мировых часов.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуации - см. по ссылкам ниже.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Суверенная Республика Каракалпакстан располагается в Туранской низменности, на северо-западе , имея собственную конституцию, герб, флаг, гимн, а также парламент и правительство. С юго-западной стороны с регионом соседствует пустыня Каракумы, а с северо-востока к нему примыкают просторы Кызылкума. Пустынные территории занимают около 80% площади всей области, обладая множеством археологических объектов, представляющих огромный интерес для любителей истории и древних артефактов.

Особенности

По своей административной структуре республика делится на 14 районов, 12 городов и 25 посёлков, при этом половина населения проживает в сельской местности, занимаясь животноводством и ведением домашнего хозяйства. Главными же отраслевыми направлениями в регионе являются хлопкоочистительная, текстильная и пищевая промышленность, а также производство строительных материалов и металлообработка. Серьёзнейшей проблемой Каракалпакстана является высыхание Аральского моря, на дне которого образовалась песчано-солончаковая пустыня Аралкум. Вместе с тем, экономическое положение области тоже далеко от оптимального и, несмотря на крупные залежи ценных природных компонентов, сосредоточенных на плато Устюрт, включая газ, золото и нефть, республика считается беднейшим регионом Узбекистана, в значительной степени уповающим на поддержку столичного . На данный момент, во всей Центральной Азии, Каракалпакстан лидирует по таким показателям как уровень смертности среди младенцев и количеству людей, рождённых с различными физическими отклонениями. Этнический состав местности формируется в основном из каракалпаков и узбеков, хотя есть и представители других народностей с постсоветского пространства.

Общая информация

Территория региона занимает площадь более 165 000 кв. км, при численности населения около 1,7 млн. человек. Пустынные земли области покрыты барханными песками. Местное время опережает московское на 2 часа. Часовой пояс UTC+5. На летнее время Каракалпакстан не переходит.

Краткий экскурс в историю

Кара-Калпакская автономная область образовалась в 1924 году, когда сначала вошла в состав Казахской ССР, а через несколько лет стала частью РСФСР. В 1932-м регион получил статус Каракалпакской автономной республики уже на территории Узбекистана. В 1990 году она даже была признана независимым государством, но спустя всего 2 года, вновь преобразовалась в узбекистанскую автономию, обладая независимостью, но при этом находясь под политическим и экономическим влиянием со стороны Узбекистана.

Климат

В Каракалпакстане царит резко-континентальный климат. Зимой, средняя температура воздуха составляет здесь около -7 градусов, а летом может зашкаливать за отметку +50. Общее количество осадков невелико, а лучшим временем для визита сюда считается весна и поздняя осень, когда солнечные лучи не столь активны и навязчивы.

Как добраться

Определяющую роль в транспортировке грузов и перемещениях по территории области исполняют автомобили, а протяженность дорог в данной местности достигает 4400 км. Главный международный аэропорт республики находится в Нукусе, который в состоянии принимать габаритные лайнеры. Ещё, есть 2 аэропорта в Муйнаке и в Турткуле, но они обслуживают только маленькие самолёты. Железная дорога, связывающая , Кунград, Бейнеу и Макат, проходит от Центральной Азии до и соседних стран, являясь главным международным транспортным звеном.

Транспорт

В городах основными средствами передвижения являются частные автомобили, такси и автобусы.

Основные города

В роли столицы и крупнейшего города республики выступает Нукус. Он находится на правом берегу реки Амударья, на расстоянии 800 км от . Сейчас, здесь сложилась непростая ситуация, вызванная экологическим бедствием с высыханием Аральского моря и приведшая к массовому загрязнению окружающей среды. Город является важным транспортным узлом, а также промышленным, культурным и образовательным центром Каракалпакстана. Здесь есть целый ряд музеев, высших учебных заведений, памятников истории и культурных учреждений. Среди других крупных городов региона выделяются Кунград, Ходжейли, Беруни, бывший административный центр Турткуль и Чимбай.

Достопримечательности и развлечения

Учитывая, что современный Каракалпакстан находится на землях когда-то существовавшего в этих местах древнего государства Хорезма, он хранит немало выдающихся старинных сооружений и артефактов, регулярно приковывающих внимание исследователей и путешественников. Среди наиболее известных археологических памятников прошлого, выделяются архитектурные комплексы Топрак-Кала, Миздахкан и Кызыл-Кала, крепости Джанбас-Кала и Большой Гульдурсун, мавзолей Мазлумхан Сулу, оборонительное укрепление Койкрылган-Кала и культовое сооружение начала нашей эры – Шылпык. В Нукусе, отдельного внимания достойны Музыкально-драматический театр имени Станиславского, Государственный музей искусств имени Савицкого и Краеведческий музей.

Кухня

В кулинарных заведениях городов республики представлена в основном национальная узбекская кухня, где в роли главного блюда выступает вкуснейший плов, приготавливаемый здесь, как нигде в Центральной Азии. Непременным атрибутом трапезы являются лаваш, мясо, овощи и фрукты.

Шопинг

На рынках и в магазинах населённых пунктов региона можно приобрести дешёвый, но неплохой по качеству текстиль, всяческие ремесленные изделия, сувениры, украшения и другие товары.

Каракалпакстан несёт в себе воплощение культуры и традиций края, который в данный момент, несмотря на всю свою туристическую привлекательность, не пользуется большой популярностью у любителей путешествий, что во многом связано с тяжёлой экологической и социальной ситуацией в республике, которая сегодня далека от оптимальной.

На чтение 7 мин.

Каракалпаки – нация, большая часть населения которой проживает в , входящей в состав Узбекистана. Столица государства – город .

Каракалпаки – потомки кочевых тюркоязычных народов, мусульмане. У них свой национальный язык, культура, традиции и обычаи.

История каракалпакских племен

История каракалпаков насчитывает несколько веков. Давние предки народа – сако-массагетские племена (ираноязычные кочевники), которые проживали на южном побережье Аральского моря во 2–7 веках до нашей эры.

В хрониках встречаются упоминания о «черных колпаках». Историки связывают термин с названием народа «каракалпаки».

К середине 16 века завершился процесс формирования народности из нескольких печенежских, кыпчакских (тюркоязычные племена половцев), ногайских и огузских племенных родов. В этом же столетии в междоусобной борьбе за престол, Ногайское ханство разделилось на три части: Большая, Малая и Алтыульская Орда. Каракалпаки вошли в состав Орды шести улусов.

В источниках, датированных концом 16 века, встречается упоминание о каракалпаках как о едином народе.

Постоянные набеги калмыков разделили Аральское поселение на две группы. Каракалпаки обосновались на свободных территориях между Сырдарьей и Амударьей и стали заниматься орошением и земледелием.

Во время раскопок в пересохших руслах реки Кувандарьи археологами были обнаружены полуоседлые сельские поселения с укрепленными стенами Чирик-Рабат, Баланды, а также погребальные курганы.

В первых годах 19 века каракалпакские племена попали в подчинение .

В 1873 году между Россией и было подписано соглашение, в результате которого Хивинское ханство стало вассалом царской России. Земли на правом берегу Амударьи, где основное население составляли каракалпаки, вошли в состав Российской империи.

Нация сформировалась в условиях советского строя. В 1924 году была образована Каракалпакская автономная область, в 1936 она вошла в состав Узбекской ССР.

Ханы

Каракалпакские ханы – потомки ханов Золотой Орды. Каждое племя возглавлял бий (старший, тюркский титул) – представитель богатого рода. Он распоряжался землей, пастбищами, оросительными каналами.

Находясь постоянно в зависимости от более сильных соседних ханств, правили каракалпаками казахские ханы. Наиболее заметный след в истории оставил Абулхайр-хан. Под его руководством было принято подданство царской России.

Где живут

Представители нации компактно проживают в Средней Азии.

Численность населения каракалпаков на всех территориях составляет менее 800 тысяч человек.

Больше всего их проживает в долинах рек , на территории Узбекистана в автономии Каракалпакстан. Встречаются поселения этого народа в Ферганской долине, Казахстане, Афганистане, Туркмении, Турции, а также на территории России (в Оренбургской, Волгоградской и Астраханской областях).

Внешность каракалпаков


Национальная одежда каракалпаков очень схожа с одеянием народов Средней Азии и Казахстана, нарядами узбеков Хорезмского ханства. Основа традиционной одежды – халат. Его шили из дорогой лощеной шелковой ткани, в подмышках оставляли прорези. Это были стеганые халаты на вате или верблюжьей шерсти. Обувь – кожаные сапоги на каблуке с острым слегка загнутым кверху носком.

Старшее поколение в одежде придерживается традиционных правил. Мужчины носят просторные рубахи из хлопка навыпуск и штаны, заправленные в сапоги. Зимой надевают тулуп из овчины, а головным убором круглый год служит меховая овчинная шапка черного цвета.

Женский наряд состоит из просторного платья в виде рубахи (койлек), штанов, накидки типа . Зимой сверху надевают шубы.

Каракалпакские женщины ходят с открытыми лицами. На голову поверх тюбетейки повязывают большой платок в форме чалмы. Женщины украшают себя серебряными браслетами, серьгами, перстнями, нагрудными подвесками и колье с символами-оберегами.

Современное молодое поколение даже в дальних аулах редко носит национальную одежду, но отдельные элементы присутствуют: тюбетейки, кушаки, сапоги.

Внешностью каракалпакский народ больше похож на казахов с сильно выраженными монголоидными чертами, есть что-то общее с бурятами и калмыками.

Язык и религия каракалпаков

Узбекский и каракалпакский языки имеют разные диалектические ветви. Узбекский язык сформировался путем слияния нескольких тюркских и иранских языков. Каракалпакский – под влиянием тюркских языков, входящих в кыпчакскую группу. Он близок к казахскому и ногайскому.

Литературный язык народа сформировался на основе северного диалекта.

Обучение во всех учебных заведениях ведется на каракалпакском языке. До двадцатых годов прошлого столетия у каракалпаков была арабская письменность. Но в конце века нация полностью перешла на латинский язык.

Речь (на слух) более жесткая, чем узбекская, напоминает казахский и калмыцкий говор.

Культура и традиции

Культура каракалпаков многолика и тесно соприкасается с культурой азиатских народов. Этнические элементы тюркских племен присутствуют в традициях, устоях и обрядах. В культуре и традициях каракалпаков из разных родов и племен есть некоторые отличия.

Культурное наследие народа прослеживается в фольклоре, прикладном творчестве. Здесь следуют семейно-бытовым обычаям и традициям. В фольклоре присутствуют сказки, легенды, обрядовые песни и танцы.

Народные всегда звучат на всех семейных праздниках, свадьбах. Самый распространенный национальный инструмент – бубен. Также он является важнейшим предметом народных обрядов.

Большое значение в приобщении к духовным и семейным ценностям имеют национальные праздники. Все тюркоязычные народы Средней Азии почитают Курбан-байрам (исламский праздник жертвоприношения) и Ураза-байрам (окончание поста в месяц Рамазан), другие духовные торжества.

Жилище


Жилищем степных азиатских народов традиционно служила юрта и глинобитные дома с хозяйственными постройками. Кочевники-скотоводы каракалпаки ставили переносное жилье рядом с водоемами.

Для постройки юрты основными строительными материалами служили жерди и шкуры животных. Особенности каракалпакской юрты: летом в ней прохладно, а зимой тепло. Постройку жилья начинали с двери и боковых стоек. В качестве украшения вешали камышовые циновки.

Жерди изготавливали из березы и ивы. Рейки из ивы сгибали, чтобы они приобрели форму полукруга, затем стягивали сыромятными кожаными ремнями. Так получались стены (кереге). Размер юрты определялся количеством крыльев кереге: самая большая имела 12 и могла вместить около 100 человек. Устройством жилья занимались и мужчины, и женщины.

Изготовление юрты – один из видов народного мастерства, которое передавалось от поколения к поколению. Традиционное народное жилище каракалпаков можно встретить и в наши дни: в городах, аулах, в поселениях в дельте Амударьи. До начала 20 века юрты были основным жилищем для полукочевого народа.


При раскопках древних поселений в пересохшем русле реки Жандарьи археологи обнаружили развалины жилых построек круговых юрт из глиняных мазанок. Полуоседлые степные народы селились вблизи караванных путей, а жилище строили из прессованной глины (пахсы). Прочный долговечный материал служил для постройки стен домов и оборонительных сооружений.

Еда

Каракалпакская кухня складывалась из многовековых традиций. Этот народ придерживается мусульманских правил в принятии пищи. Коран категорически запрещает употреблять свинину и мясо осла. Много ограничений в употреблении тех или иных продуктов связано с общепринятыми мусульманскими предписаниями. Дозволенные блюда объединены в категорию «халяль» (экологические чистые продукты, разрешенные по исламским нормам).

Кухня этого народа – самобытная национальная кухня, кулинарные традиции которой тесно переплелись с блюдами степных азиатских народов.

Традиционно, как все азиатские степные народы, каракалпаки любую пищу принимают сидя на полу, располагаясь вокруг скатерти. Приготовленные блюда едят без столовых приборов, руками, а жидкую пищу наливают в пиалы или миски.


Главные мясные блюда готовят из баранины, говядины, верблюжатины, конины. В кулинарии повсеместно используют рис, овощи, лапшу, фасоль, хлебное сорго.

Национальными блюдами каракалпакской кухни считаются: плов, шурпа (бульон из жирного мяса с овощами), манты (аналог пельменей), лагман (лапша с мясом и овощами), самса (пирожки с различными начинками), нарын (отварное мясо с луковым соусом) и другие очень калорийные мясные блюда.

Завершают трапезу кисломолочными продуктами: катыком, айраном, кумысом, зеленым или черным чаем с добавлением молока.

Известные люди каракалпаки

Каракалпаки очень гордятся своими знаменитыми соотечественниками, видными деятелями культуры, науки. Среди них:

  • народный писатель, лауреат Государственной и международных премий, Т.И. Каипбергенов. Более 100 произведений переведены на русский, узбекский, турецкий языки;
  • Герой Узбекистана – Юсупов Ибрагим. Поэт и драматург, который перевел на каракалпакский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Шевченко и других классиков;
  • Шамуратова Айсхан – народная артистка СССР, единственная каракалпакская актриса, удостоенная этого звания за выдающиеся заслуги в области культуры, исполнительница национальных песен;
  • народный поэт Каракалпакии Абаз Дабылов – автор эпических фольклорных произведений, воспевающих сказочных мифических героев. Эпос «Бахадыр» о легендарном полководце переведен на несколько языков;

Каракалпакстан занимает часть пустыни Кызылкум (общая площадь пустынь более 136 тыс. км 2 - свыше 80% территории республики) и плато Устюрт; здесь же находится обширная 100-километровая дельта единственной реки Каракалпакии - - и южная часть Аральского моря. В дельте Амударьи много протоков, озерков, тугайных и тростниковых зарослей, заболоченных территорий. Река капризная: во время половодья часто меняет направление, размывает берега, а весной во время ледяных заторов выходит из привычного русла, что приводит к наводнениям.
Арал окружен обширной плоской равниной, покрытой преимущественно грядовыми и барханными песками. Гор немного, и они невысоки: самым высоким является горный массив Султануиздаг, максимальная высота которого достигает 473 м.

Природа

Преобладает пустынная растительность (саксаул, полынь, эфемеры, джузгун, черкези), часто встречаются такыры (почва, ссохшаяся до состояния корки) и солончаки. Лишь в дельте Амударьи сформировалась тугайная растительность, представленная тополем, тамариском, тростником.
Фауна пустыни - это пресмыкающиеся (ящерицы, змеи), мелкие грызуны (суслики, песчанки, тушканчики), крупные млекопитающие (джейран, волк, лисица), птицы (саксаульная сойка, беркут, дрофа, жаворонки), паукообразные (скорпионы, фаланги). В тугаях природа богаче: много птиц (фазаны, утки, гуси, бакланы), млекопитающие (шакал, манул - камышовый кот, волк, лисица, заяц-толай, кабан). Ведется промысловый лов рыбы в Амударье и Аральском море (сазан, лещ, сом и камбала). На грани исчезновения и, вероятно, скоро вымрет редчайшая рыба - амударьинский большой лопатонос (малый уже вымер).

История

На землях нынешнего Каракалпакстана найдены следы проживания людей эпохи неолита. О древней истории каракалпаков мало известно: до XVI в. не существовало письменных источников, по которым можно было бы отследить судьбу этого народа.
Первое письменное упоминание о предках каракалпаков - надпись V в. до н. э. на надгробии персидского царя Дария I (550-485 гг. до н. э.), сообщавшая, что на территории Приаралья и низовьев Сырдарьи (территория современной Каракалпакии) жили «саки тиграхауда» (кочевые племена в остроконечных шапках).
Во II-VI вв. сюда мигрировали тюркские племена с Алтая и Восточного Туркестана, и вследствие ассимиляции кочевых тюрков и коренного сакского населения появились печенеги и огузы. Они носили шапки из черной овечьей шерсти, за что и были названы каракалпаками.
В 1714 г. каракалпаки основали в Приаралье и низовьях Сырдарьи Каракалпакское ханство, вскоре разгромленное калмыками. Потеряв ханство, каракалпаки разделились: часть ушла к Ташкенту и стала называться верхними каракалпаками, другие остались в низовье Сырдарьи и назывались нижними каракалпаками. Именно нижние каракалпаки обратились в 1731 г. к русскому императору с просьбой о подданстве - и в 1735 г. стали подданными Российской империи.
После революции 1917 г. Каракалпакия входила в состав Казахской АССР (1925-1930 гг.), затем подчинялась непосредственно РСФСР (1930-1932 гг.). В 1932 г. была создана Каракалпакская АССР (Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика), а в 1933 г. столица автономной республики была перенесена из города Турткуль в Нукус. В декабре 1936 г. Каракалпакская АССР вошла в состав Узбекской ССР. Декларация о суверенитете была принята 14 декабря 1990 г., а в 1992 г. была создана суверенная Республика Каракалпакстан.
Республика Каракалпакстан находится на востоке плато Устюрт, в западной части пустыни Кызылкум и дельте Амударьи. На севере расположено , еще в конце 1980-х гг. объявленное зоной экологического бедствия. Северо-запад - обширная плоская равнина, покрытая барханами. Древняя и богатая история края оставила более 300 археологических объектов на территории республики.
Когда-то регион жил за счет рыболовства и пашен, а теперь, из-за иссушения Арала, населению Каракалпакии приходится жить в условиях пустыни.

Экономика

Суверенная Республика Каракалпакия - самый западный регион Узбекистана, максимально удаленный от столицы - Ташкента.
Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании референдума и самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства. Кроме того, существует возможность наложить вето на любое решение правительства Узбекистана, касающееся Каракалпакии, в том числе в области экономики. Республика Каракалпакстан занимает 37% территории Узбекистана.
В прошлом экономика региона достаточно сильно зависела от рыболовства. Рыбу ловили в устье Амударьи и ее многочисленных рукавах, а также в Аральском море. Некогда перенаселенная дельта реки Амударьи была житницей всего Приаралья в течение тысячелетий. Климатические изменения в конце XX в. (летняя температура поднялась, а зимняя опустилась на 10°С), в сочетании с чрезмерным забором воды из реки, привели к опустыниванию территории. Свою роль сыграли и ветра, приносящие соль (которой на высохших участках Арала скопились миллионы тонн) на пашни и уничтожающие их. Снижение плодородия почв вынуждает применять все больше химических удобрений, смывы от которых стекают в реку.
Из-за проблемы Арала многие каракалпаки переселяются в другие области Республики Узбекистан, а также в Казахстан, куда мигрировало более 250 тыс.человек.
Другой бич Каракалпакии - периодические нашествия термитов, полностью выедающих деревянные постройки. Обычные средства борьбы с насекомыми на этих вредителей не действуют.
По мере ухудшения экономической ситуации в республике усиливаются сепаратистские настроения среди местного населения, которое требует провозглашения нового независимого государства - Республики Каракалпакстан.
В наши дни основу экономики Каракалпакии составляет хлопок (безморозный период до 214 дней достаточен для его выращивания), рис и бахчевые культуры. Также Каракалпакия продает электроэнергию ГЭС на Амударье, которая была построена в эпоху СССР. Помимо природных ресурсов Каракалпакия имеет стратегическое значение: на ее территории находится один из двух северных выходов Узбекистана по железным дорогам и автомагистралям.
В республике развиты традиционные ремесла: резьба по дереву с инкрустацией сукном и слоновой костью, тиснение по коже, ковроделие, ткачество, вышивка.
Главная достопримечательность страны - Миздахан, древний некрополь, основанный на месте святилищ огнепоклонников-зороастрийцев.


Общая информация

Местоположение : Средняя Азия.

Официальное название : Республика Каракалпакстан.

Административная принадлежность : суверенная республика в составе Республики Узбекистан.

Административное деление : 14 районов Амударьинский, Берунийский, Караузякский, Кегейлийский, Кунградский, Канлыкульский, Муйнакский, Нукусский, Тахтакупырский, Турткульский, Ходжейлийский, Чимбайский, Шуманайский, Элликкапинский).
Столица : город Нукус - 271,4 тыс. чел. (2010 г.).
Крупные города : Ходжейли - 104 589 чел. (2009 г.), Бируни - 50 700 чел. (2004 г.), Турткуль - 38 200 чел. 1991 г.).
Официальные языки : каракалпакский, узбекский.

Этнический состав : узбеки - 32,8%, казахи - 32,6%, каракалпаки - 32,1%, прочие (русские, украинцы, туркмены, корейцы, татары) - 2,5% (2007 г.).

Религии : ислам - 95%, прочие (православие, католицизм) - 5%.
Денежная единица : сум.

Крупнейшая река : Амударья.
Крупнейшее озеро : Аральское море.

Важнейший аэропорт : Нукус (международный).

Соседние страны и территории : юго-восток - Хорезмская область Республики Узбекистан, восток - Навоийская область Республики Узбекистан, северо-восток и север - Республика Казахстан, юго-запад и юг - Туркменистан.

Цифры

Площадь : 165,6 тыс. км 2 .

Население : 1 711 800 чел. (2013 г.).

Плотность населения : 10,3чел/км 2 .

Городское население : 52%.

Самая высокая точка : горный массив Султануиздаг (473 м).

Климат и погода

Резко континентальный.
Сухое жаркое лето, холодная бесснежная зима.
Средняя температура января : -4.9°С на юге, -7,6°С на севере.
Средняя температура июля : +28,2°С на юге, +26°С на севере.
Среднегодовое количество осадков : 110 мм.

: усадьба Орунбай-Кала, зороастрийский город и некрополь Миздахан (IV в. до н. э.), городище Кюзели Тыр и усадьба Дингильдже (VII-V вв. до н. э.), крепость Большой Гульдурсун (III-IVвв. до н. э. - XII-XIII вв.), крепость Джанбас-Кала
(IV в. до н. э. - I в.), городище Топрак-Кала (I-IV вв.), крепость Кызыл-Кала (I-II вв., XII - началоXIII в.), мавзолей Мазлумхан-Сулу (первая половина XIV в.), бывшее культовое сооружение Чильпык (II-IV вв., IX-XI вв.), городище Джанпык-Кала (IX-X) вв., XIII-XIV вв.), бывшее культовое сооружение Койкрылган-Кала (IV в. дон. э. - IV в.).
Город Нукус : Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого (собрание русского авангардизма), краеведческий музей, Музей Бердаха.

Любопытные факты

■ Первым письменным документом, в котором упоминаются именно каракалпаки, является жалованная грамота мавзолею Зияуддина в городе Сыгнаке, выданная в 1598 г. бухарским ханом Абдуллой. Грамота свидетельствует, что каракалпаки жили тогда на берегах Сырдарьи, в местности, прилегающей к Сыгнаку, и вместе с казахами причислялись к «аймакам» - полуоседлому населению.

■ Для традиционного ремесленного искусства Каракалпакии характерен строгий геометрический и растительный орнамент, основной мотив которого - «муйиз» (бараньи рога).
■ До распада СССР в Каракалпакии с 1940 г. существовала письменность с использованием модифицированной кириллицы, с 1993 по 2009 г. в Узбекистане прошел ряд реформ по замене кириллического письма латиницей, но до сих пор алфавит и письменность на основе кириллицы имеет широкое хождение.
■ Существует предание, что развалины Миздахана - это «всемирные часы»: из развалин мавзолея, построенного над «могилой Адама», каждый год выпадает по одному кирпичу, и, когда выпадет последний, наступит конец света. В руинах осталось около 3000 кирпичей.