Наука о происхождении и эволюции. Наука о происхождении человека

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией . Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Антропогенез – процесс исторического развития человека. Это отрасль науки о человеке - антропологии, изучающая эволюцию человека.

С древних времен человека интересовал вопрос о его происхождении.

1. Библия отвечает на этот вопрос так: «И сказал бог: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему». Основной материал, из которого был вылеплен человек была глина. Из белой глины – белый человек, из красной – красный и коричневый.

2. В древности многие народы верили, что их прародителем были животные, например американские индейцы из племени герокозов считали им болотную черепаху, индейцы Калифорнии – кайотов (степных волков), некоторые племена Восточной Африки – гиену.

3. В античные времена возникла мысль о сходстве человека и обезьяны. Ганнон – мореплаватель из Карфагена считал, что гориллы западноафриканского побережья – люди, покрытые шерстью.

4. Первый, кто объединил в один отряд приматов, человека и обезьяну, отметив у них много общих признаков, был К. Линней (XVIII в.). К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве.

5. Ж.- Б. Ламарк (XIX в.) сделал предположение о родстве человека и орангутанга. Он считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Он писал, что «когда-то наиболее развитое «четверорукое» перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах, спустя несколько поколений новая привычка укрепилась, существа стали двурукими. Вследствие этого изменилась и функция челюстей. Они стали служить для пережевывания пищи. Произошли изменения в строении лица, из-за роста потребностей новая порода совершенствовала свои способности, а когда общество стало многочисленным, возникли речь и сознание. Эти идеи оказали огромное влияние на развитие научной мысли Ч. Дарвина .

6. Еще в начале своей деятельности, в 1837 – 1838 годах, Дарвин отмечал в своей записной книжке: «если дать простор нашим предположениям, то животные – наши братья по болезни, смерти, страданию, голоду, и наши рабы в самой тяжелой работе, товарищи в наших удовольствиях; все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка – нас всех можно слить вместе». Дарвин посвятил вопросу о происхождении человека две работы «Происхождение человека и половой отбор», и «О выражении эмоций у человека и животных». Ч. Дарвин собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, и пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа возник в результате чрезмерно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособленность к условиям окружающей среды . Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от более низших форм доказывается 1) сходством в строении тела и его функциях у человека и животных; 2) сходством некоторых признаков зародыша человека и его развития с животными; 3) наличие рудиментарных органов у человека, волосяной покров, копчик, грудные железы у мужчин, соединительная перепонка во внутреннем углу глаза).

Ч. Дарвин отмечал, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Ч. Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Сравнивая умственные способности человека и животных, Ч. Дарвин собрал большое количество фактов, доказывающих, что человека и животных сближают не только некоторые инстинкты, но и зачатки чувствований, любопытство, внимание, память, воображение, подражание. Он высказал предположение, что нашими предками были обезьяны, которые однако не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человечества Ч. Дарвин считал Африку. Его поддержал Э. Геккель. Он воссоздал родословную млекопитающих. В ней есть генеалогическая линия, идущая от полуобезьян к обезьянам и далее к человеку. Геккель заявил о существовании в родословной человека – обезьяночеловека – питекантропа. Однако:

Ч. Дарвин превысил роль биологических факторов в процессе эволюции человека и недооценил влияние социального фактора на его развитие.

В теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного.

Не смог осветить влияние общественного производства на естественный отбор человека. Он не затронул роли труда в процессе антропогенеза.

Не смог показать, что на смену биологическим законам с возникновением человека пришли социальные закономерности.

7. Ф. Энгельс отчетливо сформулировал положение о том, что человека из животного мира выделило производство, именно труд коренным образом изменил природу человекоподобных, создал человека разумного. Роль естественного отбора в ходе формирования человека постепенно уменьшилась, главную роль стал играть фактор социальный. Подробно эти вопросы Энгельс рассмотрел в работе: «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела:

1). Начальным этапом процесса выделения человека из животного мира Энгельс считает усвоение какой-то необычно развитой породой человекообразных обезьян прямой походки (прямохождение). Этим сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

2). При прямой походке освободилась рука и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного времени началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям.

3). Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях. Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда. При этом имеются в виду больше функциональные, чем анатомические изменения органа.

4). Под влиянием развития рук и их деятельности произошли изменения в организме человека. Недоразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась, органы рта научились производить членораздельный звук, что привело к появлению звука и развитию речи.

5). Под влиянием труда и языка совершенствуется мозг.

6). Труд расширил кругозор людей, сплачивал их в более тесные коллективы, стало рождаться человеческое общество, резко отличающееся от стада обезьян, в первую очередь трудом и общением.

7). Огромное значение в эволюции человека имели использование огня, приручение животных, постоянное потребление мяса. Употребление этого более питательного продукта по сравнению с растительной пищей способствовало необычному сокращению процессов пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненно важные функции. Мозг получил больше необходимых для своего развития питательных веществ.

8). Важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области проживания человека. Он приспособился жить в разных природных и климатических условиях.

9). С течением времени человек научился изменять природу в своих интересах. Находки ископаемых форм людей, орудий труда и предметов быта подтверждают и допускают выводы Ф. Энгельса.

Схема эволюции человека

Согласно палеонтологическим данным, от примитивной группы древних насекомоядных млекопитающих около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии приматов.Приматы относятся к наиболее высоко организованным млекопитающим и обладают рядом антропоидных черт: значительно развит головной мозг, глазницы направлены вверх, конечности хватательного типа, на всех пальцах развиты ногти, одна пара сосков и др. От приматов в палеогене кайнозойской эры отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян – парапитеков – небольшие животные, ведущие древесный образ жизни, питающиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. 17-18 млн. лет тому назад парапитеки дали начало гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви (8 млн. лет назад) древесных обезьян – дриопитекам. У последних за более чем 10 млн. лет обитания в тропических лесах сформировались передние конечности, приспособленные к лазанию по деревьям и добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

В связи с похолоданием климата и вытеснением тропических и субтропических лесов к югу в конце палеогена сформировались обширные открытые пространства с растительностью саванного типа. Популяции дриопитеков расселились по разным местообитаниям: предковые формы современных человекообразных обезьян – в дождевые тропические леса, где они передвигались, главным образом, цепляясь руками за ветки и раскачиваясь. От них образовались два вида: горилла и шимпанзе. Другие были вынуждены приспосабливаться к жизни на открытых пространствах, они были вынуждены встать на нижние конечности, видимо, чтобы лучше обозревать местность. Прямохождение закрепилось под давлением естественного отбора и сыграло огромную роль в эволюции антропоидов, так как оно освободило передние конечности, что позволило им использовать их для добывания пищи, ухода за детенышами и выполнения различных других функций хватательного типа. Освободившиеся от функции передвижения верхние конечности, наряду с развитым головным мозгом, органами чувств и стадным образом жизни явились необходимыми адаптациями к развитию в последующем трудовой деятельности. Таким образом, в палеогене линия людей (семейство гоминиды – прямоходящие приматы) отделилась от линии, ведущей к современным человекообразным обезьянам (рис. 59).

Рис. 59. Генеалогическое древо человека.

1 - плезиадацис, 2 - дриопитек африканский, 3 - рамапитек, 4 - австралопитек,

5 - австралопитек войсен, 6-7 - Homo erectus, 8 - неандерталец, 9 - Homo sapiens,

10 - современный человек.

Приматы

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов. Они разделяются на два подотряда - подотряд полуобезьян, низших приматов и подотряд высших приматов. К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): тупайя, банканский долгопят, лепилемур и др. (длина около 10 см, масса 40 - 60 г). Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они - низшие обезьяны: игрунки, тамарины, капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек). Высшие, человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство. В отличие от всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно называть рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз - рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны, например, живут парами). Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая у приматов способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество. В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян, такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 г. в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец-павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему тампоном кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков (29 - 36) и ребер (12 - 24), хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше (объем всего 100 - 150 см 3), и механизм передвижения более древний. У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки, у многих нет седалищных мозолей. Самые крупные антропоиды - гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг, мозг 400-600 см 3). Шимпанзе (рост до 150 см, масса до 80 кг, обычно же 45 - 60 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.

В.В. Сущевич,

кандидат медицинских наук

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА -
ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ОНА БИБЛЕЙСКИМ ПОВЕСТВОВАНИЯМ?

П отрясающие открытия последних десятилетий в области археологии произвели полнейший переворот во взглядах на происхождение и эволюцию человека. Перечислим только некоторые из них. Начиная с 1914 года, когда появились первые научные публикации о происхождении человека, и до нашего времени, детально изучена история первых людей на родине Человечества древнем Востоке: В Месопотамии и Палестине, где по археологическим раскопкам каменный век и век металла существовали одновременно. Одновременно жили и неандертальцы, и кроманьонцы (предки современного типа людей). Открыт надежный способ определения древности любого предмета - при помощи радиоактивного углерода С-14. При помощи этого ценнейшего материалистического метода произошла полнейшая ломка хронологии и выяснилось, что давность человеческих костей не превышает восьми тысяч лет, а не полумиллиона лет существования палеолита (т.е. человека.), как твердит современная наука. Перед этим фактом археологический мир остановился в полнейшем недоумении.

Палеолитический человек

У чение о палеолите, т.е. о древнем каменном веке, впервые получило научную форму в трудах французского ученого археолога второй половины XIX века Мортилье, который дал классификацию палеолита, сохранившуюся до наших дней. История развития каменных орудий стала тем руководящим материалом, на основании которого и была создана классификация периодов палеолита. Следом за ним геолог Пенк, также француз, внес определение палеолитического периода баснословной цифрой в полмиллиона лет, и с его легкой руки это было подхвачено популярной литературой и постепенно стало, если не общепризнанным, то, во всяком случае, общеизвестным положением, фигурирующим в школьных учебниках и в таблицах любого археологического музея. Базисом для умозаключений Пенка послужили результаты измерения и расчетов таяния альпийских ледников, что по аналогии, было перенесено на вюрмский ледник и с помощью простой арифметики, появилась цифра сто тысяч лет. Эта гигантская, абсолютно не обоснованная цифра, механически была перенесена и на остальные пять периодов палеолита, что в общей сложности и составило пятьсот тысяч лет. Вот и все. Больше абсолютно никаких иных данных. Не считаясь с имеющимися фактами, т.е. волюнтаристски, исковеркана история происхождения человека. Так появилась необоснованная ничем теория, которая, с течением времени, многократно тиражировалась и стала выдаваться за истину в учении о человеке. Против всей этой совершенно произвольной теории есть много весьма сильных и убедительных доказательств, которые проливают свет и помогают отделить зерна истины от плевел.

Каменные орудия - базис классификации периодов палеолита

П ри археологических раскопках «культурных слоев» (каменные орудия, кости, следы костров), которые находили в пещере археологи, было установлено, что каждый новый «культурный слой» всегда принадлежал другому периоду палеолита, т.е. каждое новое поселение в пещере - это всегда уже культура следующего периода. Следовательно, похоронив умершего члена семьи здесь же в пещере, семья покидала ее, и пока жива была память об этом, новая семья не поселялась в ней. Исходя из археологических данных следует, что каждый период палеолита может охватывать промежуток времени в несколько поколений, т.е. в несколько сотен лет. А если говорить о десятках тысяч лет для каждого периода палеолита, как это твердят теоретики, последователи Пенка, то пришлось бы допустить совершенно невероятное предположение, что погребение в пещерах совершалось только один раз в каждые 50-80 тысяч лет. Что есть эта цифра? - Продолжительность жизни неандертальцев и кроманьонцев? Свойство их памяти? Или абсурд?

П о материалам археологических раскопок, чрезвычайно интересно сравнение позднего палеолита с ранним. Культура позднего палеолита делает резкий скачек от каменных орудий труда в виде речной гальки и каменного топора до наконечников - стрел, лука, всевозможных изделий из кости, появления наскальных рисунков на стенах пещер выполненных природной краской - сепией и, самое главное, появляются общинные селения вместо одиночных поселений раннего палеолита. Целые серии искусственных пещер в одном месте, с проходами между ними, найдены у села Каракуба в южном Донбассе. Такой скачек в проявлении формы жизни и интеллекта первобытных людей объясняется тем, что в Европу пришли кроманьонцы - люди, резко отличающиеся от неандертальцев и антропологически во всем подобные современным европейцам. Кто же они - кроманьонцы? Как появились и откуда пришли в Европу?

Е диничные случаи появления кроманьонцев в Европе могли иметь место и в раннем палеолите, ведь "дороги" были открыты, вот почему в 1947 году в пещере Фонтешевад во Франции были найдены части черепа кроманьонца, т.е. современного типа человека в ашельском слое ("культурный" слой неандертальцев). Этим заканчивается история палеолитического человека. Наступает период, который профессор Мортилье назвал: "перерыв".

В Библии этот период характеризуется как потоп. Везде лежит мощный слой пустых пород, обычно глина и суглинки, без признаков какой бы то ни было органической жизни. Выше, этого пустого слоя, лежит совершенно новый культурный слой. В нем нет останков неандертальцев, исчезла вся прежняя фауна - мамонты, гигантские олени, все виды пещерных зверей. В Европу приходит африканская фауна и самое главное - совершенно новые, высоко культурные племена людей в прекрасных шерстяных одеждах, вытканных на ткацких станках, с музыкальными инструментами, посудой, которая разукрашена орнаментом. Это не охотники, а скотоводы, пригнавшие с собой домашний скот, впервые появляющийся в Европе. Они строят мосты, лодки. Одна из таких лодок, построенная с совершенным знанием форм обтекаемости, была найдена на дне Женевского озера в Швейцарии. Радиоактивный анализ, проведенный в научной лаборатории в Мадриде, синхронизировал органику древних останков свайных построек на Женевском озере и дерева Ноева ковчега, найденного 6 июля 1955 года Фернандом Наваррой подо льдом вершины Арарат, и дал им определение около 5 тысяч лет.

А если учесть, что радиоуглеродный метод анализа на весь период эволюции человека отводит не более восьми тысяч лет, то видно в какие сжатые сроки происходит эволюционный скачек. Объяснить этот факт, кажущийся невероятным, с точки зрения догм современной материалистической науки крайне затруднительно. Всмотримся более пристально в библейские повествования по поводу данного события.

Библейская теория происхождения человека

С огласно Библии, богословской точки зрения, это объясняется тем, что в Европу пришли потомки Сифа (кроманьонцы), в дополнение к потомкам Каина (неандертальцам). Потомки Каина - это люди потерявшие красоту первозданного Адама. У Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Каин из-за зависти убил своего брата Авеля, за что Богом был проклят он и весь род его. "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле." (Бытие,4, 11-12.).

И это точно сбылось, что подтверждается археологическими исследованиями. Неандертальцы (потомки Каина) вскоре перестают возделывать землю и становятся охотниками, скитальцами на земле, которые избороздили всю центральную и северную части евразийского континента. Скитаясь по земле, добывая пропитание себе охотой примитивными способами, без должного оружия, они одичали, в них развилась звериная сила.

Колыбель Человечества. Прикосновение через тысячелетия

А рхеологические раскопки свидетельствуют, что первые человеческие культуры Месопотамии и Палестины, изначально занимались земледелием, скотоводством и обработкой металла, строили города, храмы с росписью стен и имели другие признаки высокой культуры. Это является коренным отличием первобытной жизни Месопотамии и Палестины, где не знали того разделения, которое существовало на территории Европы, где культура, рано отделившейся (изгнанной) ветви неандертальцев, развивалась самостоятельно и последовательно переходила из одного палеолитического периода в другой. В колыбели человечества было все одновременно - и палеолитического типа острые кремниевые орудия и шлифовальные орудия (как во время неолита в Европе) и металлические предметы. Таким образом, все периоды существуют одновременно, и находятся в одном "культурном слое".

И нтереснейшее и в высшей степени важное событие произошло в 1929 году, когда два французских археолога - Ф. А. Шеффер и Ж. Шене обнаружили в Сирии так называемый "укропный холм". «Было извлечено множество клинописных табличек с текстами, написанными частично на шумерском и вавилонском, частично на хеттском и египетском языках. Их можно было читать. Но часть текста была написана на незнакомом языке при помощи алфавитной системы из 30 клинописных знаков. Из тех табличек, которые были прочтены, выяснилось название города, погребенного под холмом - Угарит. Вскоре выяснилось, что незнакомый язык клинописных табличек из Угарита оказался древним языком ханаанской группы, близким к древнееврейскому языку середины 2 тысячелетия до н.э. - времени Авраама и Моисея…» (книга Эриха Церена "Библейские холмы" (Москва, 1989 год)).

«. .. Вклад Угарита в историю религии был таким значительным именно потому, что в течение последнего тысячелетия до н. э. угаритские документы не искажались и не извращались поправками многочисленных поколений. Ибо Угарит погиб со всеми клинописными табличками внезапно. Это произошло во времена Моисея, а может быть немного раньше или позже, во всяком случае - приблизительно в то время, когда, по сообщению Библии, дети Израиля кончили свои пляски вокруг "золотого тельца", а Моисей получил новые десять заповедей на горе Синай...". "Тексты из "Укропного холма" содержат, в первую очередь, религиозные сюжеты: это мифы - сказания передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях, заклинания и молитвы.»

Д анная археологическая находка (одна из многих) является подтверждением истинности событий изложенных в Библии. Парадокс нашего мышления - мы соглашаемся с археологическими фактами и с текстами Библии, где идет речь о древних городах, их названиях, месте нахождения, но совершенно не верим в события, описанные там же и связанные с происхождением человека. А ведь именно тексты Библии явились тем первоисточником, благодаря изучению которых, и были найдены археологами самые древние города человечества. Ссылки на Библию мы находим в трудах знаменитых исследователей Леонарда Вулли, Флидерса Петри, Ормузда Рассама, Генри Лэйярда, Джоржа Смита, Фернанда Наварры.

Х ронология древних культур Среднего Востока показывает: «Самые древние, известные археологии, культуры - не древнее 5 тысяч лет до Рождества Христова. Самая ранняя культура в Палестине - натуфийская. Самая ранняя культура Месопотамии (Шумеры)- протообеидская, тасийская культура в Египте немного более поздняя и занесена из Месопотамии. Все же остальные, что были открыты раньше в других местах, в том числе и в Европе, имеют древнейшие корни с Востока и их фантастическая древность является бездоказательной» (книга археолога Гордона Чайльда «У истоков европейской цивилизации», Москва,1952 г.). Позже это было подтверждено радиоуглеродным методом исследования.

«Э ти данные, полнейший переворот в египтологии и проливают свет на предысторию человечества в его колыбели - Месопотамии и Палестине - даты совпадают с библейской хронологией и не имеют большей древности, чем 5 тысяч лет до Рождества Христова. Причем пресловутые, якобы многотысячелетней давности египетские первые династии датируются позже 2850 года до Рождества Христова». (С. Ляшевский, "Библия и наука". Москва, 1996 г.).

Первая родословная

О ткрыв Ветхий Завет (Бытие) мы увидим первую родословную человечества с указанием количества прожитых лет нашими праотцами, что позволяет просчитать многие конкретные даты и события. Так Адам был сотворен около 5508 года до Рождества Христова. (Для упрощения сопоставления наиболее значимых дат далее годы рождения будут приведены от года сотворения Адама - 1-ый год). Ламех, отец Ноя, был рожден в 872 году и умер в 1651 году. Ной, продолжатель рода человеческого, был рожден в 1056 году. Потоп, согласно этим данным, был в 1656 году. Из приведенных цифр видно, что отец Ноя Ламех, а также и его дед Мафусал (687 - 1654 г.) жили одновременно с Адамом и он (Адам) мог рассказывать им непосредственно все что сам знал о сотворении Мира, Рае, грехопадении, «древе жизни» и другие Богооткровенные знания. А Ламех и Мафусал все это могли передать Ною. А по археологическим данным, за 3 тысячи лет до Рождества Христова (или около 2500 года от сотворения Адама), появилась древнейшая шумерийская клинопись, т.е. при внуках и правнуках Ноя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все перечисленные события были известны шумерийцам и были записаны, хотя и с некоторыми искажениями и примесями зарождающегося язычества, и дошли до нас в вавилонских клинописных табличках того времени, ярчайшая из которых - «Эпос о Гильгамише». Следовательно, «Эпос о Гильгамише» не является легендой, а это реально существовавшие события, которые передавались из поколения в поколение, и записанные с возникновением письменности. «При этом Смит установил, что из названных в Библии израильских и иудейских царей четыре являются современниками ассирийского царя Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.). Это было одно из первых сенсационных сведений, извлеченных из ассирийских табличек и подтверждавших достоверность библейских данных об израильских царях». (Э. Церен, "Библейские холмы", с.89.).

В се найденные клинописные таблички, как Шумеры, так и Вавилона, всегда разделяют историю человечества на два периода «до потопа» и «после потопа». Самый первый город в мире, который знает археология - Эриду (Иериду). Вот что написано на археологической карте Месопотамии, изданной Ученым Национальным географическим обществом США в 1954 году: «Эриду. Первая столица Нижней Месопотамии, существовала около 4000 лет (5000) до Рождества Христова. Храм, откопанный здесь, является самой старой религиозной постройкой, известной человечеству. Шумерийские надписи 3000 лет до Рождества Христова, являют собой образцы самой древней письменности известных человечеству».

Х рам, признанный древнейшим в Месопотамии, (был обнаружен в 1948 году), в шумерийских клинописных табличках назван «первой до потопа резиденцией царей». Этот клинописный источник также перечисляет десять допотопных царей-патриархов. В Библии мы находим перечисление десяти праотцов от Адама до Ноя (Бытие, гл.5.).Это совпадение является еще одним подтверждением реальности существовавших событий изложенных в Библии и шумерийских клинописных табличках и полученных при археологических раскопках.

Рай

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке» (Бытие,2,8.). Это место впадения рек Тигра и Ефрата в Персидский залив, у некоторых западных археологов (С. Ляшевский), называется «рай». Всмотревшись внимательно в результаты их же исследований можно сказать, что «земной рай», который «насадил Господь Бог», является местом обитания Адама и Евы после их изгнания из Рая небесного.

С овременные природные и климатические условия, данной местности, абсолютно не похожи на те, которые были при Адаме. Прежде всего, сейчас там совсем другие географические условия. На древних картах, залив глубоко вдавался на территорию нынешней Месопотамии, а примерно около 2 тысяч лет до Рождества Христова, воды океана стали медленно отступать, и залив приобрел нынешние очертания. Над территорией бывшего «земного рая», осталось озеро Хаммер, окрашенное в молочно-белый цвет от находящегося по берегам слоя белой глины и других осадочных известковых пород. Суховеев и жары, превративших эту местность почти в пустыню, в те далекие времена не было, а наоборот, климатические условия были благоприятные. Это связано с тем, что на севере Европы в то время лежал огромный ледник, границей которого служили земли северной Германии, Польши и Беларуси. Это создавало ровный и влажный климат. В долинах Тигра и Ефрата была пышная растительность и плодородные земли. Но в последствии большая часть данной территории подверглась затоплению водами наступавшего залива, которое произошло в результате опускания аравийской геологической платформы. На этой же территории находятся и древнейшие города - Эриду, Ур, Обеид, Чатал-Гюйюк. "При раскопках в 1929 году было обнаружено три культурных слоя поселений, покрытых 11 футами ила, осевшего из воды или отложенного великим наводнением, подобным тому, которое описано в книге Бытия (потоп). Ниже этого слоя (делювия) потопа лежат культурные слои доисторического Ура". По данным археолога Леонарда Вулли "общая толщина трех культурных слоев равна полутора метрам, в которых были обнаружены изящные изделия из глины, кости, рога и меди (следовательно, неандертальцы знали медь), а также полированные каменные орудия". Т.е. признаки развитой цивилизации, а не людей каменного века. А если добавить к этому что стены города Обеид были сложены из кирпичей, сделанных из глины, а при раскопках города Эрех (ровесника Ура и Эриду) была найдена цилиндрическая печать, то охарактеризовать эту цивилизацию, с точки зрения догматов современной науки о человеке, просто невозможно. Это является еще одним доказательством заблуждения современных ученых в подходе к трактовке теории происхождения и развития Человечества.

Потоп

"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время", (Бытие, 6,5.). "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле", (Бытие, 6,12.). Бог отвергает допотопное человечество и избирает праведного Ноя и трех его сынов (Сима, Хама и Иафета) с их женами для продолжения рода человеческого. Господь поручает ему построить ковчег (150 м длины, 25 м ширины и 15 высоты, с тремя этажами) для спасения его семьи и некоторых животных и птиц. Скорее всего, имеются ввиду домашние животные, которые должны были облегчить начало новой жизни на земле.

П отоп был всечеловеческий, а не общепланетный, но и не местный. В то время, на основании археологических данных, были обитаемы - Средний Восток, Северная Африка, Европа и частично прилежащая территория Азии, эти земли, в результате опускания Евро-Азиатской плиты и были затоплены водами океана Тетис (Атлантического). Необходимо согласиться с произошедшим геологическим чудом - быстрым опусканием геологической плиты, и, как результатом этого, устремлением воды Гольфстрима на континент и к лежащему на севере леднику. «До сих пор считается, что было 4 ледниковых периода и 3 межледниковых, тогда как в действительности был один ледник, который имел четыре фазы таяния, которые и считали ошибочно межледниковыми периодами. Последний (вюрмский) ледник, растаял в течение одного года, что и явилось причиной всемирного, а точнее всечеловеческого потопа» (С. Ляшевский. "Библия и наука". Москва, 1996 г.). Осадки мути, (делювия) покрывают как снег выше указанные территории. Европейские горы были дном океана. Вершины Кавказа, Карпат, Альп также покрыты делювием. В то время не были обитаемы Америка, Австралия Океания и большая часть Центральной и Южной Африки и Азия, на этих территориях нет делювия, т.е. эти земли не подвергались "всемирному" потопу. Это геологическое чудо нельзя объяснить теориями падения огромных комет или извержением вулканов.

Т ак были уничтожены потомки Каина (первого человека убийцы на земле) и потомки Сифа, которые развратились ко времени Ноя, поэтому и подверглись той же участи. "Более 150 дней длился потоп. Ковчег Ноя пристал к горам Араратским" (Бытие, 8,4).Отсюда, с территории границ нынешней Армении и Турции, началось расселение нового человечества. Символично то, что допотопные города Ур, Обеид, Эриду возрождаются после потопа. Поверх полуметрового допотопного культурного слоя лежит 2-4 метровый "пустой" слой потопа (осадочные породы), после которого опять начинаются культурные слои, но уже кроманьонцев, потомков Сима, семитов, сумерийцев, (шумерийцев). Возвращение в допотопные города, на свою родину, в «отчий дом», логично даже с нашей точки зрения, тем более оправдано со стороны сыновей Ноя.

Праотцы современного Человечества

"С ыновья Ноя были: Сим, Хам и Иафет.... и от них населилась вся земля", (Бытие, гл.9.). "Да распространит Бог Иафета...", (Бытие 9, 27.). Говоря о потомках Иафета, Библия не указывает их земли, а говорит вообще о внуках Иафета: "От них (внуков) населились острова народов в землях их", (Бытие, 10,5.). Получается, что иафетиты ушли во все стороны земли. Бог дал им "особый уклад". Иафетиты разделились на три ветви: арийцы (белые индусы), веды (иранцы с самостоятельной группой армян) и европейцы. Симу и его потомству - надлежит наследовать отеческий дом, род его должен остаться на месте в Шумере, на великой реке Ефрат, нынешняя территория Ирака. Потомство Хама расселилось по Африке и в земли названные его именем - Ханаанские (нынешняя территория Израиля).

"Д ать научное доказательство творения мира Творцом в такой форме, чтобы неверующий человек стал верующим, невозможно, так как, если и мертвые воскреснут, по слову Спасителя, то и им не поверят. Но человеку, ищущему правды, просящему у Бога премудрости и разума, Бог откроет премудрое, которое утаил Бог от мудрецов мира сего" (протоиерей Стефан (Ляшевский)).

Считается, что первые люди жили в Африке. На это указывают найденные окаменелости и результаты генетических исследований. Однако ученые из Китая придерживаются другой точки зрения. Они пересмотрели теорию эволюции, создав свою версию. разбирается, заслуживает ли их исследование серьезного внимания или это очередной пример маргинальной науки.

Гомо везде

Существуют две основные гипотезы происхождения современного человека. Первая - мультирегиональная - была предложена в 1984 году. По ней непосредственный предок человека - архантроп, или Homo erectus, - пришел из Африки и расселился по всей Евразии во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные его популяции дали начало всем современным расам сапиенсов: европеоидам, негроидам, монголоидам и австралоидам. Кроме того, сторонники мультирегиональной гипотезы считают, что неандертальцы, эректусы, денисовцы относятся к одному виду - люди (Homo) - и представляют собой просто его отдельные формы. А сам общий предок людей жил примерно 2,3-2,8 миллиона лет назад.

Главный аргумент в пользу этой гипотезы - окаменелости сапиенсов, архантропов (тех же эректусов) и других древних людей. Найденные по всей Евразии останки, по мнению сторонников этой теории, свидетельствуют о региональной преемственности определенных человеческих черт. Иными словами, современный человек возникал несколько раз.

Но имеется существенная проблема - мультирегионализм противоречит научным представлениям об эволюции. Да, в эволюционной теории есть понятие параллелизма, когда у разных видов животных независимо друг от друга возникают общие черты. Например, обтекаемая форма тела и плавники у акул и дельфинов. Это делает животных похожими, но никак не близкими родственниками. Или глаза: у кальмаров, млекопитающих и насекомых они настолько анатомически разные, что нельзя даже предполагать существование какого-то общего «предкового» органа. Однако с людьми все иначе.

Мультирегиональную гипотезу безжалостно опровергают генетические данные. Еще в 1987 году анализ митохондриальной ДНК (она наследуется только от матерей) человека показал, что мы все - потомки одной женщины, жившей около 200 тысяч лет назад, так называемой Митохондриальной Евы (не имеет ничего общего со своей тезкой из Библии). Естественно, она жила среди других людей, но только ее митохондриальная ДНК была унаследована всеми живущими сейчас Homo sapiens, в том числе азиатами, австралийцами и африканцами.

Это открытие несовместимо с мультирегионализмом. У людей был один предок, а не несколько, разбросанных по планете. Да и 200 тысяч лет - гораздо меньше, чем два миллиона лет. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда возникли сапиенсы: Митохондриальная Ева сама была сапиенсом, как и ее родители. Однако новые сведения говорят в пользу второй основной гипотезы происхождения человека - африканской.

Все были неграми

Эта гипотеза предполагает, что первые люди анатомически современного типа появились в Африке. Отсюда пошли разные ветви сапиенсов, в том числе пигмеи и бушмены. По мнению Александра Козинцева, научного сотрудника Музея антропологии и этнографии , именно на этом континенте могла реализоваться своеобразная мини-версия мультирегионализма. По-видимому, тут образовалось множество различных африканских групп, и некоторых из них дали начало сапиенсам. Причем представители разных ветвей контактировали, что привело в конечном итоге к формированию современного человека как единого вида.

Мультирегионализм в своей более глобальной версии не способен обеспечить генетическое единство всех Homo sapiens. Иначе сторонникам этой архаичной гипотезы пришлось бы предположить, что популяции древних людей на различных континентах как-то взаимодействовали между собой. Но свидетельств таких межконтинентальных контактов в плейстоцене нет.

Сапиенсы вышли из Африки примерно 70-50 тысяч лет назад. Расселяясь по Евразии, они вытесняли неандертальцев и денисовских людей, изредка скрещиваясь с ними. Если бы современный человек произошел от неандертальцев, как предполагают мультирегионалисты, то их митохондриальная ДНК мало отличалась от нашей. Однако, как показала расшифровка генома Homo neanderthalensis, между нами и ними глубокая генетическая пропасть.

Война с дарвинизмом

Тем не менее попытки реабилитировать эту гипотезу продолжаются. Так, генетик Ши Хуан (Shi Huang) из Центрального южного университета в Китае и ярый противник дарвинизма решил нанести удар по генетическим доказательствам. Препринт статьи он опубликовал в репозитории bioRxiv.

Китайский ученый подверг критике метод молекулярных часов, применяемый для оценки генетического расстояния между различными видами. Суть в следующем. Со сменой поколений в ДНК у определенного вида с постоянной скоростью накапливаются нейтральные мутации, которые никак не влияют на его выживаемость (это имеет значение, поскольку вредные мутации отбраковываются, а полезные происходят достаточно редко). У родственных видов также накапливаются мутации с той же самой скоростью. Поэтому виды одного рода более менее одинаково отличаются друг от друга, а у видов различных родов отличий больше.

Таким образом, молекулярные часы - не только инструмент выявления родственных связей между видами. По ним можно примерно определить, когда один вид отделился от другого. «Примерно» - ключевое слово.

Дело в том, что при всей своей полезности молекулярные часы имеют ряд недостатков. Главный из них - темпы мутаций не всегда постоянны. На это влияют определенные факторы, способные замедлять или ускорять мутации. Например, могут возникать новые повторные последовательности ДНК, представляющие собой «горячие точки» случайных изменений. В результате виды, близкие в эволюционном плане, по молекулярным часам оказываются более далекими, чем виды не столь родственные. Так, мультирегионалисты любят указывать на то, что между мтДНК различных шимпанзе больше отличий, чем между мтДНК людей и неандертальцев. То есть генетическая пропасть, разделяющая нас и H.neanderthalensis, якобы перестает что-то значить.

Ши Хуан идет дальше и пытается доказать, что не работает общепринятый механизм эволюции. Чтобы объяснить, почему отказывают молекулярные часы, он предлагает спорную и чисто умозрительную теорию, названную им гипотезой максимального генетического разнообразия. По Ши Хуану мутации в генах выступают движущей силой лишь микроэволюции, то есть возникновения небольших изменений на внутривидовом уровне. При макроэволюции, когда образуются новые группы организмов, усложняются эпигенетические программы. Чем они сложнее, тем больше мутаций могут их нарушить, поэтому генетическое разнообразие должно снижаться. В итоге в сложных организмах якобы есть ограничение на количество нейтральных мутаций. Это, по мнению Хуана, позволяет объяснить, почему сапиенсы и неандертальцы отличаются в меньшей степени, чем разновидности шимпанзе.

С ног на голову

Хуан применил свою сомнительную теорию для пересмотра эволюции человека. Так, африканцы оказались ближе друг к другу, чем к остальным группам человеческого населения. Этот вывод противоречит африканской гипотезе, ведь если люди изначально жили в Африке, то их отдельным линиям ничто не мешало накопить большое количество мутаций. Кроме того, китайский ученый установил примерное время разделения основных евразийских человеческих популяций - около двух миллионов лет назад. Очень нескромная дата по сравнению с возрастом Митохондриальной Евы, но вполне вписывающаяся в мультирегионализм.

Хуан также предположил, что были две миграции из Африки: эректуса с предком неандертальцев и денисовских людей. И пришел к выводу, что современные африканцы ближе к последним, чем неафриканцы. Митохондриальную Еву он переместил из Африки в Восточную Азию.

Интересно, что эти выводы основаны на исключении из генетического анализа нейтральных мутаций, которые якобы из-за эпигенетических программ искажают истинную картину. Хуан создал новую версию молекулярных часов - «медленную», в которой учитываются изменения только в консервативных и с трудом меняющихся последовательностях ДНК. Неоправданно выбросив целый кусок данных, он буквально перевернул все с ног на голову.

Вот только китайский исследователь не учел другие возможные объяснения замедления молекулярных часов. Так, эволюционисты ссылаются на эффект времени генерации. Человек живет дольше обезьян, поэтому мутации в людях накапливаются медленнее.

Нельзя сравнивать темп мутаций у людей и у шимпанзе. Молекулярные часы следует применять на локальном уровне, то есть для оценки времени возникновения близкородственных видов. В рамках эволюции людей разница между неандертальцами и сапиенсами имеет значение. В более широких масштабах возможны грубые ошибки. Это лишний раз напоминает о том, как важно знать границы применимости научных инструментов.

Что касается Ши Хуана, то его статьи, в том числе та, где он впервые предлагает свою гипотезу, не прошли рецензирование экспертов. Хотя сторонники мультирегионализма поддерживают его, китайскому генетику приходится ограничиваться репозиториями препринтов, где он может беспрепятственно выкладывать свои черновики, не опасаясь серьезной критики со стороны экспертов в области антропогенеза.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КСЕ
Современная наука о происхождении и эволюции человека

Введение
Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов.
Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал, что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения, как учит церковь. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин.
Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемые находки и использование самых разнообразных методов исследования позволили значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек.
Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций.
Актуальность темы обусловлена тем, что она вызывает большой интерес на любом этапе развития человечества. Вопрос о происхождении человека остается открытым по сей день.

Трудовая теория антропогенеза
Ф.Энгельс - о роли труда в превращении древних обезьян в человека: «Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей. Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой».
Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству» 1 .
Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию» 2 .
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в становлении человека.Труд, по его словам, - «… первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека.
На протяжении многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
Предпосылки антропогенеза
Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились 3 .
Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда – рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука не только орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были орудия охоты и рыболовства. Наряду с растительной, стала шире использоваться более калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник.
Наряду с прямохождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека.
Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь – те факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнению трудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.
Переход к прямохождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки очеловечивания, на основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление.
Предшественники человека
В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов). Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 куб. см) они не превосходили современных человекообразных обезьян 4 .
Раскопки последних 30 лет в Восточной Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше 5 млн. лет назад, а следовательно, для эволюции предков человека путем отбора было достаточно времени. Более поздние из австралопитеков явились, видимо, непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» Homo habilis. По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
Этапы становления человека
В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

    Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
    Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).
    Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – « обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ).
Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует хорошо развитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Движущие силы антропогенеза
В эволюции человека – антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения).
Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора.
Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.).
Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда 5 .
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
Человеческие расы
На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд, общественный образ жизни и характер труда. В настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность всех людей к одному виду указывают единство строения их черепа, мозга, стопы, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.
Человечество делят на три большие расы: австрало-негроидную (экваториальную), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую).
Различия между расами заключаются в морфологических особенностях: в цвете кожи, волос, глаз, форме носа, губ и т. п. Такие различия появились когда-то у людей в популяциях, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма против ярких лучей солнца; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух. Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны.
Наука о расах - расоведение - изучает происхождение рас, родственные отношения между ними, характерные признаки и условия среды, к которой исторически приурочена та или иная раса. Некоторые ученые проповедуют реакционное учение - расизм. Сущность его состоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни - высшие, другие низшие.
К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому как они действуют во всей живой природе.
Социал-дарвинисты считают, что современное общество предоставляет все возможности для естественного отбора биологически более ценных людей.
У всех людей генетические тексты очень похожи. Два любых человека, кроме однояйцевых близнецов, различаются всего лишь одной буквой-нуклеотидом из 300. А вот от наших ближайших родственников в мире животных – человекообразных обезьян – мы отличаемся уже одним нуклеотидом из 30. Чем дальше родство, тем больше различий в генетических текстах. Исследование сходства ДНК позволяет выяснить родственные отношения между людьми – от установления отцовства, часто применяемого в криминологической экспертизе, до установления происхождения целых этнических групп 6 .
При этом иногда генетики делают, казалось бы, удивительные открытия, которые оказываются уже давно известными людям из сказаний и легенд. Например, древнее предание гласит, что все монголы произошли от трех матерей. Изучение ДНК, наследующейся только по материнской линии, показало, что большая часть населения Монголии по генетическим характеристикам очень четко разделяется на три группы.
Генетическое исследование людей европейской расы показало, что люди с белым цветом кожи произошли от группы числом около 20 человек, при этом число мужчин в два раза превышало число женщин.
В октябре 1997 г. в Колд Спринг Харбор (США) прошла конференция по эволюции человека. Постоянные упоминания теории африканского происхождения человека и исследований африканских и неафриканских популяций вызвали тревожное замечание одной из участниц об этичности такого деления человечества, связанное со щепетильностью общественного мнения в США относительно расовых вопросов.
На это остроумно отреагировал швейцарский генетик д-р Андре Лангани: вместо запланированного доклада по геногеографии он прочел лекцию о том, что, судя по генетическим данным, все мы являемся африканцами, просто есть азиатские африканцы, европейские африканцы и африканские африканцы.
Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.
Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.
Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов 7 .
Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.
Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.
Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.
Интересна, по своей необычности, концепция Поршнева, альтернативная дарвинизму. Поршнев определяющим в эволюции фактором считает изменение способа питания древних. Их постепенный переход от питания “с чужого стола” объедками и падалью к преодолению внутреннего запрета “не убий!” и канибализму. Поршнев выделяет три ветви: хищников, манипуляторов и жертв. Их развитие он экстраполирует на представителей современного, неоднородного человеческого общества. Потомками хищников он считает сильных мира сего – богатейший класс, потомками манипуляторов – политиков, чиновничий класс, а жертвы – понятное дело бедные люди. Слабость его теории, на мой взгляд, в том, что он считает судьбу каждого человека предопределенной, его учение отрицает свободу выбора, его теория не может объяснить переходы людей между этими тремя классами, которые имеют место в реальной жизни.
Биологическая эволюция человека сегодня
Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов – общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей.
Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий.
Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.
Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п.
Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов.
В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения.
Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества 8 .
И так мы видели естественное происхождение человека. Видели что ранее, много тысяч лет назад, человек был частью природы равной прочим. Но в процессе эволюции шаг за шагом человек отделился от нее. Начав с выхода из леса и палки в руках человек дошел уже до атомных бомб, но до сих пор не остановился. Сейчас человек способен переработать и использовать в своих целях фактически все что угодно. Человек мнит себя великим, царем природы, указывая при этом на творения своих рук.. Человек создавал все более совершенные орудия сначала труда, потом охоты, а потом убийства других и себе подобных.
Впервые мы поняли , что человечество способно разрушить само себя , анализируя последствия возможного ядерного конфликта . Исчезла угроза , и все вздохнули с облегчением . Между тем , энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии , вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год . Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества , нарушаются огромные участки девственной поверхности суши , исчезают виды растений и животных , нарастает радиоактивный фон .
А теперь человек одумался и решил хотя бы сохранить то что осталось. Охранять что бы то ни было от самого себя, Говорят что основной принцип природы - рациональность и правильность. Это действительно так. И именно это то самое единственное чего так не хватает Homo sapiens, животному по имени Человек. Очень сложно говорить о каких-либо перспективах если человек не приобретет эту необходимую деталь. Пока еще не слишком поздно.
Самосознание и разум превратили человека в некую аномалию. Человек - единственное существо, которое может скучать, быть недовольным, или чувствовать себя изгнанным. Человек - единственное создание для которого собственное существование может составлять проблему, которую нужно решить и которой невозможно избежать. Тот факт что предстоит смерть для человека неотменим, это между прочим, показывает что примитивный, но весьма необходимый инстинкт самосохранения сменился осознанием и несколько притупился. Именно в связи с этим среди людей не редко встречается суицид (среди животных это явление встречается крайне редко)
Неуспокоенность является тем условием, которое пробуждает человека раскрывать свои силы. Одна из самых поразительных особенностей человека является демонстрируемая им огромная глубина страстей и влечений. Которые в прочем, являются как бы «эволюционировавшей формой» инстинктов.
Даже при полном удовлетворении голода, жажды, сексуальных влечений человек может остаться неудовлетворенным. В противоположность животным у человека этим проблемы не решаются.
Человеку свойственны религиозные потребности, которые невозможно объяснить. И ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении весьма различны по содержанию и форме(от тотемизма до буддизма и прочих религиозно-философских общин). Не всегда предметом поклонения является религия, не редко это бывает предмет изначально не предназначенный для этого (деньги, власть, картины, фильмы) По своей сути все люди- «идеалисты» и стремятся к чему-нибудь кроме физического удовлетворения.