Не цепляйтесь за неблагодарных людей. Другие высказывания о неблагодарных людях

Жизненный парадокс заключается в том, что неблагодарность как черта характера довольно распространена. Но от людей, обладающих этим качеством, отворачивается удача, невезение становится их спутником, а в душе нет гармонии и покоя. Почему так происходит?

Что такое неблагодарность?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём с благодарности. Это часть культуры, выработанной человечеством. Она проявляется в общении и взаимоотношениях людей. Её суть в том, чтобы ценить добро, сделанное по отношению к кому-либо, и выражать признательность благодетелю.

Но часто приходится сталкиваться с отсутствием благодарности. При этом облагодетельствованный никак не выражает свою признательность: ни словом, ни делом. Неблагодарные люди воспринимают потраченные на них средства, эмоции или время как нечто само собой разумеющееся.

Более того, в обиходе используется понятие "чёрная неблагодарность", когда благодетель не только не получает в ответ на добрый поступок слов признательности, но и ощущает на себе явную неприязнь со стороны человека, которому была оказана услуга. Такое отношение к людям у многих становится качеством личности, осуждаемым всеми народами мира.

Пример неблагодарности

Лучше всего проиллюстрирует рассматриваемое понятие пример. Один из жителей села решил поддержать соседа, у которого было много детей. Их бледный вид свидетельствовал о том, что те явно недоедали. Имея в хозяйстве корову, крестьянин стал выделять ребятам по две бутылки молока в день. И вскоре это вошло в привычку.

Но к осени корова стала хуже доиться, и пришлось сократить количество молока. Дети стали получать только по бутылке. А затем наступили времена, когда молока не стало вовсе, и владельцу коровы пришлось извиниться перед соседом за то, что не может больше помогать его семье.

Но тот был настолько обижен отказом в помощи, что даже перестал здороваться. Вместо того, чтобы сказать: "Благодарю тебя за бесплатную помощь в течение столь длительного времени", - сосед воспылал ненавистью к благодетелю.

Неблагодарность как тяжкий грех

Христианская религия воспринимает данное качество как порок. Неблагодарность описывается в евангельских притчах. Все знают, как Иисус вылечил десять человек от проказы. И лишь один из них поблагодарил его за чудесное спасение. Известна и притча о змее, которую странник спрятал за пазуху, чтобы согреть от холода. Та, оказавшись в тепле, ужалила своего спасителя.

В Древнем Риме неблагодарность считалась преступлением. На раба, выпущенного на свободу, вновь надевали кандалы, если он плохо отзывался о своём хозяине. А Данте, итальянский мыслитель XIII века, известный написанием "Божественной комедии", поместил неблагодарных в один из кругов ада.

Считается, что обсуждаемое качество идёт рука об руку с главными грехами, описанными в Библии, - гордыней, завистью и ненавистью. обладают высоким самомнением. Они совершенно искренне считают, что окружающие им должны. Более того, если им предлагают меньше ожидаемого, они воспринимают это как унижение: "Как вы можете положить мне в тарелку кусочек торта без розочки?". Они завидуют тем, кому достались лучшие куски, раздражаются при воспоминании о событиях, где, по их мнению, их унизили и оскорбили.

Известные люди, осуждающие неблагодарность

Известные мыслители, писатели и поэты считали неблагодарность абсолютно неприемлемым качеством человека. Так, Шекспир говорил, что нет ничего чудовищнее неблагодарности. А Гёте признал это родом слабости, подчеркивая, что выдающимся личностям данное качество не может быть присуще априори.

Пифагор отказывал неблагодарным в благородстве. А Стивен Кинг сравнил ребёнка, обладающего описываемым качеством, с ядовитой змеёй.

Другие высказывания о неблагодарных людях

Конечно, сказанное выше абсолютно верно, но, впрочем, как и та мысль, что благодеяние делается не ради благодарности. Например, Д. Мукерджи полагает, что если о добром деле рассказывается всем и каждому, то такого человека нельзя назвать добрым.

А Сенека утверждал, что о благодеянии должен рассказывать получивший услугу, а не оказавший её.

В свою очередь, В. О. Ключевский, российский историк, писал, что глупостью является требование благодарности. Д. Карнеги подчеркивал, что благодетель должен получать внутреннюю радость от самоотдачи, а не ждать слов признательности. А. Декурсель добавлял к этому, что подобное ожидание - это торговля благодеяниями.

В истории существует много попыток объяснить истоки неблагодарности. Так, по мнению Ф. Ницше, сознание себя обязанным становится тягостным для людей с грубой душой. А Тацит предположил, что благодеяния могут быть приятны только тогда, когда одариваемый способен за них отплатить. Если же они непомерны, то к дарителю возникает ненависть.

К сожалению, неблагодарные люди, по статистике, встречаются довольно часто. Евангельская притча не случайно говорит о том, что способен на признательность за услугу лишь каждый десятый. Но давайте остановимся чуть подробнее на ситуациях, когда люди в принципе не испытывают благодарности.

Удовлетворение собственных потребностей

Человек может до конца не осознавать, но его всегда раздражает чувство превосходства со стороны партнёра по общению. Подспудно оно может вызвать даже немотивированную агрессию. Превосходство может выражаться абсолютно по-разному: от словесного оскорбления до усмешки и снисходительной интонации. Навязываемые советы без запроса - это тоже заявка на первенство: "уж я-то знаю, как..."

Человек, совершающий благодеяние по собственной воле, а не выполняющий просьбу другого человека, должен осознавать, что удовлетворяет собственные потребности и вряд ли может рассчитывать на положительную реакцию в ответ. Рассмотрим данный феномен на примере Опры Уинфри. Самая высокооплачиваемая телеведущая в 2007 году подарила всем зрителям своего шоу по автомобилю. И что получила в ответ? Огромное количество судебных исков. Возмущённые зрители были недовольны тем, что с них потребовали налоги.

Если человек делает что-либо без запроса, на самом деле он хочет быть кому-то полезным, нужным, но в соответствии с личным пониманием достижения цели. Удовлетворяет он не чужие, а собственные потребности. В этом случае и появляются неблагодарные люди. Психология в контексте проблемы предлагает рассматривать лишь те ситуации, где благодетель совершает доброе дело в ответ на просьбу конкретного человека.

Истоки неблагодарности

Исследователи человеческой души полагают, что неблагодарные люди становятся таковыми от рождения. Это чувство связано со щедростью, жадностью, умением любить и испытывать удовольствие.

Существуют две наиболее распространённых точки зрения происхождения осуждаемого качества личности. Автором первой является известный психоаналитик Мелани Кляйн, ушедшая из жизни в 1960-м. Знаменитая британка полагала, что чувство благодарности является врождённым и проявляется уже в первые недели жизни. Если, получая грудное молоко, младенец испытывает признательность, силы добра окажутся самыми главными в нём. Если же он только требует и при этом не проявляет к матери благодарности, в нём закладывается программа ненависти и злобы.

Другой учёный, Гарри Гантрип, покинувший этот мир в 1975-м, дал иной ответ на вопрос, почему люди неблагодарные. По его мнению, это зависит от способности матери любить своего ребёнка: вовремя погладить, успокоить, сняв тревогу. Реагируя на голод малыша, такая женщина не будет заставлять его долго плакать и просить молока. Если у ребёнка формируется фрустрированная потребность кушать (при частом несвоевременном утолении потребности), то это свидетельствует о проявлении в дальнейшем жадности. Гантрипом описано явление интериоризации - формирования собственной "хорошести" при наличии "хорошей" матери и "плохости", если та воспринимается "плохой".

В дальнейшей жизни, воспринимая себя негативно, при встрече со щедрым человеком, наш малыш начинает чувствовать себя ещё более плохим. Благодарность для него ассоциируется с чувствами вины и стыда, и он просто блокирует их.

Неблагодарные - какие они?

Ницше описано явление, получившее название ресентимент (в переводе - "озлобление"). Речь идёт о чувстве ненависти к благодетелю. Это враждебность раба по отношению к отпустившему его хозяину. Из-за собственной неполноценности, слабости и зависти облагодетельствованный отрицает систему ценностей совершающего доброе дело.

Например, бедный, получивший материальную поддержку от обеспеченного человека, начинает распускать слухи о неправедных источниках дохода дарителя, его корысти, в том числе приписывая тому желание за его счёт получить отпущение грехов и т. д. Причём, чем больше сделано хорошего, тем сильнее удары, которые он способен нанести. Народная мудрость по этому поводу хорошо просматривается в поговорке, которую можно просто начать, ибо её окончание знает каждый: "Не делай добра..."

Слово "неблагодарный" часто характеризует людей печальных. Они недовольны жизнью, хуже себя чувствуют, чаще болеют и живут гораздо меньше остальных. Получается, что сама жизнь возвращает им негатив бумерангом.

Как общаться с неблагодарным человеком?

Психологи советуют исключать из своего общения подобных людей. Признавая, что они реально существуют, мы должны понимать, что в их лице обретаем в окружении особ завистливых, враждебно настроенных и часто довольно подлых.

Если общения избежать невозможно, следует понять, что стоит за данным поступком: нежелание быть в долгу, которая не была ими востребована, или чувство несостоятельности. предпочитающие помогать другим, но не желающие при этом сами оказываться у кого-то в долгу. И отношения следует выстраивать в зависимости от причины. Не стоит оказывать услуг без запроса и делать что-либо в расчёте на благодарность.

Добро необходимо делать просто так. Если же чего-то ждать в ответ, то обязательно придётся испытать разочарование. Человек, совершающий добрые поступки, должен поступать так, словно бросает в реку монету, которую невозможно получить обратно.

Как развивать в себе качество благодарности?

Очень важно быть благодарными самим, ибо это качество делает нас счастливыми. Учёными был проведён эксперимент: трём группам испытуемых предложили в течение определённого времени записывать события своей жизни. Первые фиксировали хорошие и плохие поступки. Вторые - только проблемные, а третьи - приятные события, за которые благодарили своих благодетелей. Оказалось, что слова "благодарю тебя" способны творить чудеса. У испытуемых из третьей группы улучшилось физическое и психологическое состояние, внимание стало направлено исключительно на хорошее.

Только благодарность, прочувствованная сердцем и подкреплённая действием, положительно влияет на личность и укрепляет его отношения с окружающими. В качестве поступка можно сделать подарок, предложить ответную услугу или деньги. Главное условие, чтобы благодарность была искренней.

Вместо заключения

Двум группам старшеклассников дали задание - написать сочинение о главном своём достижении в жизни. Первым сообщили, что лучшие работы будут зачитаны для всех. Вторым же предложили выполнить работу анонимно. В сочинениях, зачитанных в аудитории, много слов благодарности было сказано в адрес педагогов, родителей, тренеров. Во второй группе ребята описали, как долго и трудно шли к своей первой в жизни победе, самоотверженно преодолевая препятствия. А как бы написали вы?

Не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Как часто нам приходится слышать о человеческой неблагодарности . И не только слышать, мы и сами чуть не на каждом шагу сталкиваемся с неблагодарными людьми. «Я стараюсь для них, столько сил трачу времени, во всем себе отказываю, а они даже спасибо не скажут (воспринимают это как должное, платят мне черной неблагодарностью)»

Да, оказывается, неблагодарность бывает белая и черная. Сами догадываетесь, наверное, какую люди окрестили «черной». Ту, которая глубоко нас ранит, надолго остается в душе и памяти и часто разрушает наши отношения. Особенно тяжела неблагодарность самых родных и близких людей. Вы все наверняка помните античную притчу, иносказательно раскрывающую суть человеческой неблагодарности»: «Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его».

Все мы можем привести немало примеров такой неблагодарности.

Дети неблагодарны по отношению к родителям. Всю жизнь мама и папа из кожи вон лезли, чтобы вырастить, воспитать, обеспечить, оградить свое чадо от трудностей, сделать его счастливым. А когда помощь понадобилась им самим (в старости, например, или болезни) дети почему-то забывают обо всех родительских жертвах. И не спешат отплатить родителям той же монетой.

Супруги неблагодарны по отношению друг к другу. Так жена, которая заботиться о муже и детях, крутиться как белка в колесе, обстирывает, кормит, ухаживает за всеми, часто не получает в ответ даже простого слова «спасибо» после обеда. К ней привыкают, как к домработнице, машине по выполнению домашних дел. То же самое, возможно, чувствует и муж, воспринимаемый банкоматом, функция которого выдавать наличность.

Начальники неблагодарны подчиненным. Часто руководители не ценят своих работников, обременяя их множеством обязанностей и торопясь платить за труд. Случается и особое рвение со стороны работника. Который готов забыть о себе и днем, и ночью вкалывать как папа Карло. Конечно, он ждет за свои труды достойного вознаграждения. Но получает порой даже меньше того, на что рассчитывал.

Окружающие в большинстве своем неблагодарны. Наверняка, вам приходилось сталкиваться с бытовой неблагодарностью даже незнакомых людей, которым искренне помог, а в ответ получил шиш на блюде. В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок. Поистине «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

Как относиться к человеческой неблагодарности?

Во-первых, признать тот факт, что она существует. Люди неблагодарные существа, стоит это признать! Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его.

Во-вторых, нужно попробовать понять, почему люди так часто оказываются неблагодарными. Им не хочется быть у нас в долгу, наша услуга была им не нужна, то, что мы сделали для них, показало им, насколько они сами слабы и несостоятельны. Многие предпочитают быть благодетелями, чем испытывать к кому-то благодарность.

В-третьих, не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Делайте добро так, как будто вы бросаете монеты в реку, чтобы у вас не возникало соблазна вытащить их обратно или пожалеть о совершенном.

Власенко Ирина

Каждый человек хоть раз, а чаще много, сталкивался в своей жизни с проявлениями неблагодарности. Неблагодарность других бывает темой задушевных откровений между друзьями, родственниками или попутчиками в поезде…
-Мы жалуемся на неблагодарность детей—которым точно знаем, дали очень много и много ради них и для них сделали.
-На неблагодарность родителей, которые не ценят хорошие поступки и поведение нас, детей по отношению к ним.
-На неблагодарность сестер, братьев, коллег по работе, --которые, получив от нас что-то хорошее, потом за спиной говорят про нас гадости или делают нам какую-нибудь пакость, вред.
-На неблагодарность сотрудников\подчиненных, которые всегда будут считать тебя или последней сволочью или как минимум недостаточно хорошим (и будут это между собой обсуждать снова и снова, вместо того, чтобы работать. Независимо от того, как много хорошего ты для них сделал—ты будешь недостаточно хорош.)
-На неблагодарность начальства, которое не ценит наши старания и достижения.
-На неблагодарность клиентов, которые найдут чем быть недовольными—как бы ты для них не старался в своей области.
-На неблагодарность друзей, которым мы дали в долг—а они не отдают тебе в договоренные сроки и обвиняют тебя в корыстности, жадности, эгоизме и бесчувсвенности.
-На неблагодарность любимых, с которыми у нас близкие отношения: чем больше мы для них хорошего делаем,
чем более мы любящие, заботливые и принимающие—тем более эгоистично и требовательно они себя ведут, обесценивают то, что для них сделали. Вместо благодарности мы получаем недовольство, критику, требования, Или даже сталкиваемся с разрушительной мстительностью по отношению к нам--за то, что не были идеальными с ними (в соответствии с их желаниями-представлениями об идеале).
От неблагодарности нам бывает очень больно, особенно когда это первый такой опыт в жизни или отношения близкие, где реально было много хорошего…
Многие, столкнувшись не раз по жизни с этим явлением, решают для себя: «Не делай добра—не получишь зла.» И просто перестают что-либо хорошее для других делать. Или делать, отмеривая и тщательно торгуясь: « Я тебе, ты мне. Ни на грамм больше не дам. Даже нематериальных вещей: внимания, любви, тепла.»
Вроде бы решение найдено. Но чего-то начинает в жизни не хватать.
Нам, людям, важно давать и получать, в том числе те самые нематериальные вещи: внимание, интерес к нам, любовь, тепло, заботу, бескорыстную любовь и помощь. Они-- непременные составляющие здоровых отношений и счастливой жизни.
Никому ничего просто так не давать--верный способ стать в итоге несчастным.

Решив никому просто так ничего не давать, мы все больше обедняем свою собственную жизнь, так как в ответ перестают давать нам. В перспективе—стать ожесточенным бирюком-одиночкой, обиженным на весь мир.

Но можно пойти по-другому пути и попробовать разобраться с темой благодарности\неблагодарности.

Самые большие страдания причиняют нам люди. Делаешь им добро. Обделяешь себя. Жертвуешь собственным комфортом. А они отвечают неблагодарностью. Да, так бывает. А с некоторыми людьми бывает ещё и так, что на их жизненном пути постоянно появляются такие – неблагодарные люди. Это действительно больно – каждый раз сталкиваться с неблагодарностью со стороны тех людей, для которых столько сделал.

«Полюби себя», «начни думать о себе» - говорят некоторые личностные тренеры и психологи. Не работает. Внутренняя потребность делать людям добро требует выхода. А затем следует болезненный удар. Неблагодарность.

Из этой статьи вы узнаете:

Кто они – эти люди, которые стремятся творить добро? Почему у них возникает эта потребность? Почему те, в адрес которых проявляется доброта, отвечают неблагодарностью?

Неблагодарность – кто от неё страдает?

Есть две категории людей, которые наиболее подвержены страданиям от неблагодарности. Это зрительники и анальники. Зрительникам природой задано быть жертвенными. В некоторых состояниях они могут быть сердобольными. От чувства жалости, сострадания могут сделать всё для человека – выручить в тяжелой ситуации, отдать последнее, поручиться за него.

Недобросовестные люди этим с удовольствием пользуются. Они просто эксплуатируют зрительную сердобольность, играя на их чувствительности к чужим страданиям.

Конечно, такой жизненный сценарий негативен. Хотя сострадание – это природное свойство зрительных людей , не всегда оно проявляется адекватно современному ландшафту. И жертвенность, при которой другие люди начинают ею пользоваться, как раз и есть пример неадекватного проявления зрительных свойств. Чтобы исправить жизненный сценарий с негативного на позитивный, необходимо осознать свои свойства и правильно их реализовать.

Обучению этим навыкам занимается системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но есть и другая категория людей, страдающих от неблагодарности окружающих. И этой категории мы уделим особое внимание. Это люди с анальным вектором.

У этих людей особенная психика. Они испытывают психологический комфорт только в том случае, если всё, что они делают для других людей и другие люди делают для них, находится в равновесии. Если человек для них что-то сделал, они обязательно будут стремиться это компенсировать ответным действием. И наоборот. Если они сделали что-то для человека, они будут ждать ответного действия. Даже не осознавая этого. В качестве компенсации они ждут благодарности. Это для них действительно важно. Не получая этого, они испытывают внутренний дискомфорт – очень тяжелое психологическое состояние.

Казалось бы, что сложного? Просто отблагодарить человека. Но стоит понимать, что каждый человек, желающий творить добро, делает это через себя – с позиции своих систем ценностей.

А они у каждого свои. Так, для людей с анальным вектором ценностью является семья, опыт, знания, дружба. И всё, что они воспринимают как «добро», касается их систем ценностей и имеет большое значение для них. Для других людей это может не иметь совершенно никакой ценности. Так, человек с анальным вектором, высоко ценя знания, опыт, обучение, пытается другим людям это дать. В роли же других могут выступать те люди, которые совершенно не ценят это. И попытки передать знания, навыки, умения воспринимают как навязывание. Это им не нужно и не важно. Поэтому они и не чувствуют благодарности, соответственно – не могут её проявить.

В результате получается, что один человек воспринимает своё действие как добро для другого и бессознательно ждёт благодарности. Другой не ощущает никакой пользы от этого и ему даже в голову не приходит, что за это стоит поблагодарить первого. Первый не получает компенсации, второй получает то, что ему не надо. Никто в этой ситуации не выигрывает.

Но когда человек с анальным вектором нормально развит и реализован, он способен чувствовать, чего ждут от него другие люди, и, творя добро, он действительно творит добро – т.е. даёт людям то, что им действительно важно и нужно. Они, в свою очередь, испытывают чувство благодарности и отвечают ею.

Ситуация же, когда человек не чувствует потребностей других людей и неадекватно проявляет своё стремление сделать что-то хорошее для другого человека, возникает тогда, когда анальный вектор не особо реализован .

Тогда человек испытывает потребность в получении похвалы, благодарности от других людей. И, в стремлении насытить эту свою нехватку, он старается сделать что-то хорошее для других людей. Он не осознаёт истинных причин этих устремлений, воспринимая это как альтруистические проявления. Но истинные причины его поступков заключаются вовсе не в желании сделать приятное другим людям, а в желании получить от них похвалу и благодарность.

Это всегда негативно. Во-первых, потому что человек, находясь в таком состоянии, не ощущает, что важно и нужно другим людям, и то, что сам воспринимает как благодетель, другими так не воспринимается, поэтому он и не получает заслуженной (как он сам считает) благодарности.

Изменить направление своей судьбы можно. Можно научиться ощущать потребности людей, и в стремлении творить добро действительно делать то, что другими людьми будет восприниматься как добро. Можно научиться реализовывать свои свойства на отдачу, и тогда мы не будем ограничены внутренним объёмом, сможем получать столько наслаждения, сколько нам будет достаточно, чтобы почувствовать удовлетворение от жизни. Этому всему нас учит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Сегодня она доступна каждому.

Статья написана с использованием материалов