Не является этапом формирования навыка чтения. Этапы становления навыка чтения

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

контрольная работа

1.2 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Мы не имеет права учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может.

Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.

Выразительное чтение младших школьников

Инклюзивное образование в Российской Федерации

История развития детей с особыми образовательными потребностями условно разделяется на 3 этапа: 1. Начало ХХ века - середина 60-х годов - "медицинская модель" > сегрегация 2. Середина 60-х - середина 80-х годов - "модель нормализации" > интеграция 3...

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения...

Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем...

Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

Одной из предпосылок возникновения музейной педагогики была идея создания естественнонаучных коллекций в университетах эпохи Возрождения, другой предпосылкой стали научные изыскания Я.А. Коменского...

Особенности развивающего обучения на уроках труда

В становлении системы развивающего обучения достаточно четко выделяются три этапа. Первый из них, охватывающий конец 50-х-60-е гг....

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи...

Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Чтение - это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим...

Роль домашнего чтения в обучении иностранному языку

Ещё совсем недавно чтению придавалось мало значения в системе преподавания иностранного языка. И если раньше считалось...

Формирование иноязычных грамматических навыков в средней школе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших элементов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Разберем понятие "грамматика"...

Формирование навыков письма у первоклассников

Вопрос о том, как научить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический - методика и тактика учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и орудий письма; психофизический...

Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника

Известный американский исследователь способностей Х. Гарднер считает, что кривая развития творческих способностей детей и подростков имеет U-образную форму со снижением в начальной школе. Данное обстоятельство объясняется, по его мнению, тем...

Введение

1.1 Понятие чтения

1.4 Работа над сознательностью чтения

2. Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников

2.1 Историко-критический образ методики чтения

2.2 Подходы к выбору метода обучения чтению

3. Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.


1. Понятие навыка чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

1.1 Понятие чтения

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем".

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как "процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели". Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.

Процесс чтения - это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

Восприятие данных слов. Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

зависимость от жизненного опыта;

связь с практической деятельностью ребенка;

ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;

преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно - действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.

Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее”. Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Об этом же писал С.П. Редозубов: и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники” чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения".

1.2 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Мы не имеет права учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может.

Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.

1.3 Работа над правильностью и беглостью чтения

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке". В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

Системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников. самоконтроль школьник тестовый орфографический Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка Опытно-экспериментальная работа по проверке теоретически выделенных методов и...

Полученный результат. Деятельности детей с задержкой психического развития свойственна необдуманность, импульсивность в действиях, слабая ориентировка в задании. 2.4 Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано...

Виды работ в основной период обучения грамоте.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода :

Изучение всех букв;

Усвоение сочетаний букв;

Практическое усвоение правил графики;

Выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

Развитие интереса к чтению, к литературе;

Развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени учащиеся овладевают приёмами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. В букварный период используется много сюжетных картинок, по которым первоклассники учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам они анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.

На первой ступени букварного периода дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.

При обучении чтению по передвижной азбуке и при составлении слов из разрезной азбуки применяются приёмы синтеза, причём преобладает приём слогоизменения: на, но, ну, ни, ны . Этот приём помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. С той же целью применяется сопоставление слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Чтение по букварю на первой ступени охватывает небольшое число слов, которые дети легко запоминают. Они узнают эти слова по их месту на странице, которая читается несколько раз. Переходя к собственно чтению, дети допускают ошибки угадывания. Для того чтобы избежать "чтения по памяти", рекомендуется читать по букварю, передвижной азбуке, наборному полотну, с доски, а также тексты, помещённые в "Дидактическом материале к урокам обучения грамоте". Это вырабатывает у детей умение читать самостоятельно.

Немалые трудности вызывает чтение столбиков слов в букваре. Для того чтобы приучить детей следить за чтением столбиков слов, нужно первое время выносить эти слова на классную доску и показывать, как их читать. Следует научить детей следить за чтением с помощью указки или закладки, замечать ошибки, допускаемые товарищами.

Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приёмы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных.

Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно перечитывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

Важной задачей второй ступени является усвоение ь как буквы, не обозначающей отдельного звука, но указывающей на мягкость предшествующего согласного на конце или в середине слова: пень, пеньки .

Основные трудности, связанные с обучением чтению на второй ступени, состоят в том, что дети ещё отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания сто , сло , сни и т.п. Добиться чтения таких слогов связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, поможет дополнительная помета в виде дужки: дру , про , три и т.д.

На этой ступени дети учатся писать слияние, не отрывая ручки от бумаги. Уроки письма включают разнообразные виды работы.

На третьей ступени дети знакомятся с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь . Чтение слогов типа не , нё , ню , ня сначала затрудняет первоклассников, т.к. они привыкли употреблять мягкие согласные только перед гласным и. На этой ступени изучается написание ча, ща, чу,щу, жи, ши, цы, ци .

В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. На этой ступени значительно возрастает объём чтения. Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы).

В это время больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся читают дополнительно художественные тексты.

На четвёртой ступени (иногда выделяют её как послебукварный период) дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.

К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьёзны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Следует вводить такие приёмы работы, которые широко применяются на уроках чтения: выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.

2. Этапы формирования навыка чтения

В качестве основной единицы чтения выступает слог. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:

Слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь ;

Слог-слияние (СГ): о-са ;

Слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул,куст ;

Закрытые слоги (ГС): он и т.д.

Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориентиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

При обучении чтению необходимо усвоение детьми позиционного принципа чтения , определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая и последующая. В более общей форме слоговой принцип русской графики можно охарактеризовать поэтому как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе и к пробелу.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты. Окуни. Маяк . Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами:

Если после согласной буквы идёт пробел, то произносится соответствующий твёрдый согласный звук;

Если после согласной буквы следует буква ь , то произносится соответствующий мягкий согласный звук;

Если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твёрдым или мягким (и, е, ё, ю, я – показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу;

Если после согласной буквы идёт согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозначенных ими, в одном произносительном комплексе.

Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;

3) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твёрдо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

5) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко;

6) мягкий и твёрдый знаки перед гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й ].

При всём многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния. После ознакомления с новой буквой проводится обучение чтению СГ на всём диапозоне изученных к этому времени гласных букв.

На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слогозвуковом анализе и синтезе.

Учащихся, овладевших до школы приёмами чтения по буквам, необходимо обучить слоговому чтению.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется "поле чтения" ребёнка.

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного проверяется с помощью вопросов. Этой же цели служат беседы – как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение, которое приучает к правильным интонациям, к выразительности, способствует сознательности чтения.

3. Виды работ в основной период обучения грамоте

1) Работа со слогом. Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает c члене­нием слова для переноса, а также не всегда совпадает и c морфологическим членением слова. B методике русского языка сложились две позиции по выбору предпочтительного способа слогоде­ления. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к ме­тодической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой трaдиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела бази­руется на теории мускульного напряжения.

Сторонники первой позиции считают, что традиционное деле­ние слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: шай-ка, мос-тик, гвоз-дик, бас-­ня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой пози­ции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произ­ношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», пре­рывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...­-ка, кyк...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Б е т е н ь к о в а Н.М., Ф o н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - C. 7).

Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), a не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, a лишь по смысловой аналогии (например, слова река, речушка, реченька, речной связаны по смыслу, так как они все «про реку», и потому корни в них пи­шутся одинаково» (Б о р и с е н к о И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998. - C. 10-11).

Если взять, к примеру, слово речка, то, согласно одной позиции, слоги в нем будут такие: ре-чка ; по второй по­зиции: реч-ка . Последнее слогоделение предпочтительнее: во-­первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, кото­рая всегда значима, несет в себе смысловое значение, a слог не име­ет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упро­щаетcя чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как соглас­ный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ).

B методике обучения грамоте существует давняя традиция - од­но из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознава­ние слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечи­вает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами.

Проблема звукослияний всегда давала o себе знать в обуче­нии грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. K ее решению ведут разные пути, и методикой накоп­лено немалое число эффективных способов формирования y де­тей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остает­ся пристальное внимание к слоговому сочетанию типа C+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный откры­тый слог, или с л и я н и е).

2) Знакомство c ударением. Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения – выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение выполняет роль важного средства звуковой органи­зации слов и речи в целом.

В методике начального обучения имеется много разных спо­собов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложе­ние произнести слово так, чтобы один из слогов звучал c боль­шей силой в сравнении c другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каж­дый из слогов слова c возвращением после всякого такого пере­несения к произнесению слова c правильным ударением. На­пример, ученикам демонстрируется картинка с изображением лисицы . Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово лисица. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит ска­зать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и за­писывает на доске слово c обозначением ударного слога: лиси¢ца. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово c некоторой «рас­тяжкой»: лииисица. Затем тут же ставится вопрос: так ли при­вычно и правильно произносится это слово? После отрицатель­ного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление o неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слoги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, c возвращением к произнесению слова c верным ударением.

3) Изучение звуков. Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что полезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С.П. Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.

1. Выделение слов из речевого потока: речь - предложение - слово.

2. Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

3. Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке, одним из приемов.

4. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава – Сла-ва – С-л-а-в-а 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла -, слияния ла, ва.

5. Артикулирование звука, анализ его образования.

6. Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова.

2. Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбуки.

3. Чтение слов по подобию: сыр – сор, сом – сам и т. п.

4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал – мало, мел – смел и т.п.

5. Добавление звука в середине слова: плот – пилот.

6. Перестановка звуков:пила – липа .

7. Перестановка слогов: сосна – насос.

8. Отбрасывание звука или слога: сухари – сухарь, машина – маши.

9. Добавление слога: наша – Наташа.

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей, которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивными способами чтения.

Порядок аналитического рассмотрения детьми каждого из зву­ков родного языка определяется, во-первых, тем, в какой после­довательности расположены буквы и стоящие за ними звуки в том или ином учебнике типа букваря или азбуки, во-вторых, тем, как построен урок обучения грамоте, какова его структура и набор приемов, привлеченных для него.

Наиболее распространенным в школьной практике стартовым моментом в уроке и в изучении очередного звука стало избрание такого исходного слова, в составе которого находится звук, под­лежащий изучению.

Во всех почти букварях (азбуках) для изучения гласных звуков подбираются в качестве исходных такие слова, в которых гласный звук , подлежащий изучению, находится в сильнойпозиции , a по­следняя, напомним, для гласных звуков – это когда гласный звук стоит под ударением .

Сильной позицией для согласных звуков окажутся следующие:

1) для согласных, различающихся по глухости-звонкости: пе­ред любыми гласными: ж ар - ш ар, г ол - к ол; перед сонорными: з лой - с лой, г розa - к раса; перед [в], [в"], [j]: д верь –Т верь, б ьет - п ьет;

2) для согласных, различающихся по твердости-мягкости: для всех парных в конце слова: дв ор - дв ерь, потоп - топ ь, трон - трон ь; перед гласными, кроме [э]: в ол - в ёл, с ор - с ер, л ук - л юк, но мэр, сэр; переднеязычные различаются по твердости-мягкости перед заднеязычными и твердыми губными: тон ко - кон ьки; согласные [л] и [л"] различаются перед любыми согласными: вол нение - вол ьность. Остaльные позиции являются слабыми по твердости-мягкости.

Повторим, что перед гласными, кроме [э], согласные различа­ются как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной позицией .

Согласные могут ассимилироваться как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Если в конце слова находятся два со­гласных звука, оба они оглушаются: поезд [по¢ист ], гвоздь [гвост" ].

4) Знакомство с буквами. В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:

– печатание буквы и называние ее;

– обведение буквы по контуру и называние ее;

– штриховка буквы большого размера и называние ее;

– лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;

– раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Узнаванию помогут следующие упражнения:

– нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

– закрашивание требуемой буквы в тексте;

– называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке; при этом дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н – нм – нмл – нмлк и т.д.;

– узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

– узнавание букв, напечатанных частично;

– узнавание букв, поставленных неправильно: боком, «вниз головой» и т.д.

4.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте

K концу основного периода школьники должны научиться:

1) свободно и правильно произносить все звуки как вне сло­ва, так и в слове в сильных и слабых позициях;

2) определять звуковой состав слов, последовательность зву­ков в слове; разделять слово на слоги; указывать ударный слог;

3) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также запи­сывать слова, если в них нет существенных расхождений звуково­го и буквенного состава;

4) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;

5) знать все буквы; соотносить их со звуками (уметь читать в разных позициях);

7) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов; делать паузы и логические ударения в простейших случаях; пеpeдавать простейшие интонации;

8) понимать прочитанное – как отдельные слова, так и пред­ложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному; переска­зывать прочитанное; выполнять логические операции сравнения, группировки, обобщения и некоторые другие;

Литература :

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С. 49-69.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 49-63.

3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 47-60.

ЛЕКЦИИ № 12-13.

МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Методы обучения письму.

Навык чтения – это система умений одновременно читать бегло, сознательно и выразительно. НЧ – это автоматизированное умение, предполагающее осознание идеи воспроизводимого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать до чтения, во время чтения и после чтения.

В методике выделяют 3 этапа формирования навыка чтения:

1 этап – Аналитический этап (слоговой)

Задачи:

· Научит соотносить звуки и буквы

2 этап – Синтетический этап. Единицей чтения является целое слово. На данном этапе одновременно синтезируется три компонента: восприятие, произнесение и осмысление. Главным признаком перехода на данный этап является наличие интонации при чтении. Важно, чтобы ребенок при чтении не просто осмысливал отдельные единицы чтения, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Этот этап соответствует 2 году обучения.

Навык чтения формируется постепенно на основе разнообразных практических упражнений в рамках начальной школы. Путь от аналитического до автоматического чтения может быть пройден в том случае, если учитель обеспечит определенный режим работы в классе:

1. Каждодневные упражнения в чтении

2. Отбор текстов с учетом психофизиологических особенностей детей

3. Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

Характеристика качеств навыка чтения:

Ø Правильность – чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.



Типы ошибок: - искажение звуко-буквенного состава слова (замена букв в слове, их перестановка, пропуск букв, слогов, слов и вставка произвольных элементов)

Наличие повторов при чтении

Нарушение норм литературного произношения (неправильная постановка ударения, орфографическое чтение, интонационные ошибки)

Причины ошибок: * неразвитость артикуляционного аппарата; * нехватка дыхания при чтении; * незнание орфографических норм; * незнание лексического значения слова; * чтение по догадке; * несовершенство зрительного восприятия.

Для формирования правильности чтения следует систематически работать по исправлению ошибок и дефектов, обогащать словарный запас детей, развитие фонематического слуха, развивать артикуляционный аппарат.

Ø Беглость – чтение с определенной скоростью, при которой достигается правильность и сознательность.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Нормы беглости указаны в программе лит.чтения по годам обучения. Беглость чтения зависит от: 1 . поля чтения (отрезок текста, который захватывается чтецом за один прием); 2 . От индивидуальных особенностей детей; 3 . От уровня развития смысловой догадки; 4 . От многократного чтения; 5 . От артикуляции; 6 . От системы упражнений, необходимой для отработки чтения.

Развитию беглости чтения способствуют, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

Ø Сознательность – проявляется в умении читателя ясно и глубоко понять содержание текста.

Для того, чтобы учащиеся прочитали текст сознательно проводится следующая работа:

1. подготовительная работа к восприятию текста.

2. анализ со стороны содержания и художественных средств текста

3. работа по выработке собственного отношения к читаемому.

О сознательности чтения учитель может судить по выразительному чтению и по ответам на вопросы.

Ø Выразительность – передача средствами голоса тех мыслей и чувств, которые вложил автор в свое произведение. Это умение показать свое понимание содержания текста, его оценку.

Средства выразительности чтения: *логическое ударение; *высота голоса; *темп чтения; *пауза; *тембр – эмоциональная окраска голоса; *тон; *темпоритм; *мимика; *сила голоса.

Ступени подготовки к выразительному чтению:

1. понимание фактического содержания текста и правильное техническое чтение

2. осмысление идейно-образной и эмоциональной стороны произведения

3. словесное рисование, т.е. образное представление текста

4. определение задачи чтения: что необходимо сообщить слушателям, чтобы они увидели и почувствовали вместе с читающим картины, отношения, поступки и мысли данного текста.

5. разметка текста; определение того, какими средствами лучше передать мысли и чувства, как дать почувствовать слушателям горе и радость, в каком месте выражение основной мысли и как это выделить голосом, где должны быть паузы, где ускорить либо замедлить темп чтения.

6. тренировочное чтение вслух.

Первоначальное литературное образование. Изучение литературного произведения как искусства слова: введение элементов литературного анализа текста; практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Художественное произведение – представляет сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой.

Процесс работы над произведением представляет собой следующую последовательность:

3 этапа работы над художественным произведением:

1. первичный анализ, синтез. Задача: ознакомление с конкретным содержанием произведения, его сюжетом на основе целостного восприятия текста и выяснения эмоционального воздействия произведения;

2. Анализ произведения. Задача и содержания работы: установления причинно-следственной связи в развязке сюжета, выяснения мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступил герой? Как это его характеризует?); Раскрытие композиции произведения : завязка, развитие действий, момент наивысшего напряжения, развязка; анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания.

3. Вторичный синтез. Задачи: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выявления идеи произведения, оценка художественной ценности произведения искусства (Что узнали нового? Чему учит произведение?)

Этапы работы над произведением соотноситься со структурой урока литературного чтения следующим образом: первичный анализ, синтез включает: подготовительную работу, первичное восприятие произведения, проверку качества эмоционального восприятия.

- вторичный анализ, синтез обобщенная работа и перечитывание с заданием; выполнение творческих заданий.

Основные структурные элементы урока чтения :

1 этап урока . Подготовительная работа (1-3 мин). Основная задача – подготовить учащихся к восприятию произведения. Задачи: расширить представления учащихся о явлениях, сообщенных в произведении; познакомить с биографией писателя; познакомить с незнакомыми словами.

2 этап . Первичное восприятие произведения, может быть проведено дома как д/з. Основная задача – ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Приемы : прогнозирование и комментирование (д.б. кратким) по ходу текста. Первичное чтение должно заканчиваться выдержанной паузой.

3 этап . Проверка качества первичного восприятия. Основной метод – беседа с целью выявления впечатлений детей от восприятия текста, а так же заинтересовать детей в последующем анализе, и тем самым создать условие для активной работы на уроке (какой момент вам запомнился?) Нет вопросов требующих рассуждений.

4 этап. Анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Начинается с повторного чтения произведения про себя или цепочкой. Цель - выявления конкретного содержания, композиции, анализ изобразительных средств, мотивов поведения действующих лиц, идейной направленности произведения.

Введение элементов литературного анализа текста.

1. Анализ исторических условий при которых происходят события в данном произведении, или которые способствование созданию данного произведения (возможен на этапе подготовительной работы).

2. Писатель, его взгляды, позиция в обществе. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявляется стиль писателя на отдельных этапах его литературной деятельности (частично может быть при подготовительной работе).

3. Анализ развития действия (сюжета произведения) в основе работа над сюжетом произведения, его элементами, эпизодами. Разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.

4 Анализ художественных образов (действующие лица, пейзаж, интерьер)

5. Тема и основная идея произведения. Основная задача анализа произведения – это понимание основной мысли автора, ради которой он создал произведение, выявление идеи - стержень анализа. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа: композиция, работа над образом, художественными средствами. Идея – основная мысль, вывод, к которому подводит автор всем развитием сюжета.

6. Стилистический (языковой анализ произведения) Сложность стилистического анализа в том, что слова в контексте художественных образов отличаются многозначностью, поэтому должны толковаться не слова, а образы, созданные из этих слов. (Какую картину зимы рисует поэт, какие слова нас в этом убеждают, почему автор употребляет это слово, выражение)

7. Жанр произведения. Анализ жанровых особенностей, своеобразие.

8. Проблемный анализ - анализ по проблемам, поднятым в произведении, в ситуациях. Характерные черты: наличие противоречия, увлекательность, способность охватить широкий круг материала.

Теоретические основы восприятия литературного произведения и последовательность работы над текстом на уроках чтения. Структура урока чтения одного рассказа, основные задачи. Приемы и виды работы на каждом этапе урока.

Полноценное восприятие и понимание текста – это сложное явление, включающее 5 компонентов:

1. понимание конкретного содержания текста

2. понимание системы образных средств

3. осмысление подтекста

5. выражение личного отношения к прочитанному

При организации работы над произведением учителю следует учитывать: * особенность восприятия; * жанровую специфику; * совокупность образовательно-воспитательных задач.

Ступени восприятия произведения Этап работы над текстом
1.Первичное восприятие: * внеконтекстное предметное восприятие * образное внеконтекстное восприятие * целостное восприятие текста 2.Обдумывающее восприятие 3.Полноценное восприятие Первичный синтез Подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие текста в произведении, проверка первичного восприятия текста Повторное чтение Анализ произведения. Выделяется 2 ступени анализа: 1)Понимание фактического содержания; 2)Понимание главной мысли, чувств и оценка их поступков. Вторичный синтез. Выявление и формулировка идей произведения.

Этапы урока чтения:

Первичный синтез и его задачи.

(1) Ознакомление учащихся с конкретным содержанием, с его сюжетной линией.

(2) Выяснение эмоционального воздействия произведения на учащихся.

В научной литературе как отечественной, так и зарубежной, изучению чтения уделено большое внимание.

Вопросы, касающиеся данного навыка, обсуждались в работах психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.), нейропсихологов (А.К. Венедиктова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.), психофизиологов (А.П. Бизюк, Н.И. Жинкин), педагогов (А.К. Аксенова, Н.Н. Светловская и др.), логопедов (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев), философов (В.Г. Афанасьев).

Поэтому целесообразно навык чтения рассматривать с учетом междисциплинарного подхода.

Интерес исследователей к данной проблеме обусловлен огромной ролью чтения в образовании, воспитании и развитии человека.

Известно, что формирование представленного навыка осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Наличие недостатков чтения в любом периоде его становления негативно отражается на изучении ребенком всех школьных предметов.

В связи с этим, мы считаем необходимым остановиться на теоретическом анализе вопроса – особенности усвоения навыка чтения в онтогенезе.

Чтение – это явление комплексное. В своем исследовании мы понимаем под ним сложный психофизиологический процесс, в акте которого принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

В основе этого процесса, по мнению Б.Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» .

С психолингвистической позиции данный навык представляет собой, с одной стороны, процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – опосредованное отражение действительности (В.П. Глухов, А.Н. Соколов и др.).

Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.

Письменная речь формируется на базе устной и представляет собой более высокий этап речевого развития.

Выделяют четыре важнейших качества навыка чтения :

  1. правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого),
  2. беглость (скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного),
  3. сознательность (понимание замысла автора и осмысление своего собственного отношения к прочитанному),
  4. выразительность (способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему). Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В научных исследованиях отмечается, что освоение чтения – очень сложный процесс (Д.Н. Богоявленский, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Д.Б. Эльконин). Для овладения им необходимо:

  1. тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях – фонемах);
  2. уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге;
  3. научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»;
  4. нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука;
  5. все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;
  6. слово должно быть понято, т.е. получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-либо знакомого ребенку предмета, действия, признака .

Следовательно, освоение грамоты – трудная работа для семилетнего школьника, она основана на точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением.

Как упрочившийся способ действия, чтение в процессе своего формирования проходит ряд качественных этапов, каждый из которых тесно связан с предыдущим и последующим.

Т. Г. Егоров выделил следующие ступени («стадии») формирования деятельности чтения :

  1. овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. становление синтетических приемов чтения;
  4. синтетическое чтение.

Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, своими задачами и трудностями.

I. На ступени овладения звукобуквенными обозначениями, ребенок остается в течение всего добукварного и букварного периода. Дети анализируют речевой поток, делят слова на слоги и звуки. Ребенок сначала выделяет звук, соотносит его с графическим изображением (буквой), а затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

Важно также отметить, что буква будет правильно и успешно усвоена лишь в следующих случаях:

  • когда ребенок дифференцирует звуки речи;
  • когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме.

Для ребенка, который только начинает читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких (чаще всего похожих друг на друга) элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

Для того, чтобы отличить какую-либо букву, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, что возможно только при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.

Усвоив букву, он читает слоги и слова с ней. Однако читающий зрительно воспринимает сразу не целое слово или слог, а лишь отдельную букву, т. е. зрительное восприятие побуквенно. Темп чтения, соответственно, очень медленный, а осознание слова осуществляется лишь после того, как оно произнесено вслух.

Кроме того, наблюдаются особенности и при чтении предложений – каждое слово на данном этапе читается изолированно, смысловая догадка почти не используется, поэтому их понимание чаще всего затруднено.

II. Следующая ступень – слогового чтения , на которой обычно не встречается трудностей в узнавании букв и слиянии звуков в слоги. Единицей чтения является слог, темп чтения еще довольно медленный, однако уже имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Также характерным для данной «стадии» является стремление повторить прочитанное слово, благодаря чему ребенок пытается узнать его (путем соотнесения с определенным известным ему словом устной речи). Что касается процесса понимания текста, то он отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого. Таким образом, на данной ступени еще остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.

III. Третья ступень – становление целостных приемов восприятия, которое является переходным этапом от аналитических к синтетическим приемам чтения. На данной ступени знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре – по слогам. На этапе становления целостных приемов восприятия значительную роль играет смысловая догадка, более зрелым становится синтез слов в пред-ложении, темп чтения возрастает.

IV. Последняя «стадия», выделяемая Т.Г. Егоровым – ступень синтетического чтения , характеризующаяся целостным чтением. Техническая сторона теперь уже не затрудняет чтеца, а главной задачей становится осмысливание читаемого. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом рассказа, темп чтения достаточно быстрый.

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности.

На последних ступенях формирования навыка все еще имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи .

Рассмотрим иную интерпретацию формирования навыка чтения. Многие педагоги выделяют в его становлении три этапа –

  1. аналитический,
  2. синтетический и
  3. автоматизированный (А.К. Аксенова, С.Т. Безруких и др.) .

Аналитический этап характеризуется тем, что все компоненты процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют отдельных усилий по произведению конкретных операций, зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Понимание смысла прочитанного слова значительно отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его. Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение, ребенок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге.

Следующий этап – синтетический , предполагающий синтез всех компонентов чтения. Переходит к данному периоду ученик тогда, «когда у него объединяются отдельные действия, например, когда ребенок уже не столь напряженно фиксирует свое внимание на определении того, какая эта буква» . Единицей чтения становится слово, а время прочтения предложения заметно сокращается и приближается к моменту произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы. Помимо этого, продолжает развиваться и процесс прогнозирования – основываясь на прочитанном слове, он становится более успешным, хотя возможность ошибок не исключается.

Последний этап – автоматизации , который описывается как этап, где техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом, а единицей чтения является синтагма. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, а вероятностное прогнозирование, которое теперь осуществляется на уровне синтагмы, оказывается почти безошибочным. Читательская деятельность детей на этапе автоматизации направлена уже на осознание содержания читаемого и его формы, кроме того, характерно стремление ребенка читать про себя.

Главным же признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение. Помимо этого, учащиеся полностью овладевают на этапе автоматизации навыком беглого чтения.

Своеобразная точка зрения принадлежит Маrshet а1. (1981) и Frith (1985). Они предложили следующую модель развития навыка чтения (преимущественно его начального периода), в которой выделяются три стадии:

  1. логографическое чтение,
  2. альфабетическое чтение и
  3. орфографическое чтение.

Представленность стадии логографического чтения зависит от возраста начала обучения и методики. Ребенок запоминает слова в виде целостного образа, а затем соотносит полученный образ с предметом или картинкой. На данной стадии он впервые начинает понимать, что ряды значков (буквы), что-то означают, а их цепочки, разделенные пробелами, называются словами.

На этапе альфабетического чтения дети декодируют графическое слово побуквенно. Основным содержанием данного этапа является усвоение звукобуквенной символики и умение дифференцированно соотносить смыслоразличительные признаки знаков письменного языка, не всегда прямо и однозначно со-ответствующие дифференциальным признакам устного языка.

Этап орфографического чтения характеризуется переходом от побуквенного декодирования к опознанию группы букв. Эта последняя стадия играет большую роль в овладении чтением, так как именно здесь ребенок преодолевает наиболее важный рубеж на пути к освоению чтения как способа извлечения смысла из графического сообщения.

По мнению А.Н. Корнева, навык чтения формируется на основе уровневого принципа. Он состоит из серии отдельных операций:

  • опознание буквы и ее связи с фонемой,
  • слияние нескольких букв в слог,
  • слияние нескольких слогов в слово,
  • интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

На начальном этапе обучения каждая из данных операций осуществляется под сознательным контролем и требует отдельного умственного усилия. В дальнейшем они автоматизируются, протекают подсознательно, и, в конце концов, под контролем сознания остается только осмысление фразы.

На каждом этапе развития навыка существует операция из вышеперечисленных, которая настолько отработана, что протекает автоматизировано. Она и представляет тот уровень, на котором операции декодирования достигли окончательной зрелости, автоматизировались и не требуют больше сознательного контроля. Количество знаков, которое обрабатывается на данном уровне, рассматривается как «оперативная единица чтения», достигшая автоматизации (буква, слог) .

Для правильного овладения навыком чтения важны когнитивные (память, внимание, мышление, воображение) и речевые предпосылки.

Кроме того, необходима целостная деятельность мозга человека: высоко координированная аналитическая деятельность височных, затылочных и нижне-лобных отделов обоих полушарий с дифференцированным участием речевых центров левого полушария, а также межцентральные взаимодействия, которые относятся к функциональной системе, ответственной за процесс опознания вербальных стимулов (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова).

По мнению Р.И. Лалаевой, для успешного овладения данным навыком необходима сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти .

Что касается составляющих, необходимых для овладения смысловым компонентом чтения, то Т.Ю. Губарева относит к ним следующие:

  1. достаточный уровень интеллектуального развития;
  2. способность к логическому суждению;
  3. адекватное психическое состояние, развитие высших психических функций согласно возрастным особенностям.

Важно помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии, в частности, в овладении чтением.

Чтение по слогам — это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте.

И только к 9-10 годам механизмы произвольной регуляции деятельности и организации внимания оказываются сформированными, и тогда навык чтения автоматизируется.

Итак, этапы формирования данного навыка ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, а продолжаются они примерно три-четыре года .

Таким образом, чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию.

Анализ литературы показал, что однозначной точки зрения на процесс его формирования не существует. Различные авторы предлагают разные интерпретации освоения навыка.

Важно отметить, что недостатки чтения могут возникать на любом этапе его становления, поэтому главной задачей педагогов является раннее выявление недостатков чтения у детей и своевременное начало коррекционного воздействия, что возможно лишь благодаря знанию онтогенеза усвоения навыка.