Однажды когда бабушка стояла на коленях. Однажды за вечерним чаем

продолжение занятия № 20

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал - предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.

Прочитайте теорию.

ТЕОРИЯ

1.Обстоятельство - второстепенный член предложения, который

  • обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.
  • выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.

2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.

3. Различайте!

Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженное одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагменты из повести А.М.Горького «Детство».

Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.

Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.

Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ООБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.М.Горького «Детство».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»

Алёша Пешков - центральный герой повести.

Василий Васильевич Каширин - дед Алёши Пешкова, владелец красильной мастерской

Акулина Ивановна - бабушка Алёши Пешкова.

Варвара - мать Алёши Пешкова.

Дядья Михаил и Яков, тётка Наталья

Двоюродные братья Алёши: Саша дяди Якова и Саша дяди Михаила

Григорий Иванович - мастер в красильном заведении деда Каширина.

Иван Цыганок - подкидыш, работник в мастерской деда Каширина.

Хорошее Дело - постоялец.

Постоялец - жилец, квартирант. Квартировать - занимать жильё в чужом доме, квартире.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а НАСТРОИВ , ГОВОРИЛ всегда одни и те же слова:
- Ну-с, я начну-с!
ВСТРЯХНУВ кудрями , он СГИБАЛСЯ над гитарой, сгибал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане…
Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда- то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, ВОЛНУЯ сердце , ВЫМАНИВАЛА непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все СИДЕЛИ неподвижно, ПРИТАЯСЬ в задумчивом молчании .

ОХОРАШИВАЯСЬ , ОДЁРГИВАЯ жёлтую рубаху , Цыганок осторожно, точно по гвоздям ШАГАЯ , ВЫХОДИЛ на середину кухни; его смуглые щёки краснели и, сконфуженно УЛЫБАЯСЬ , он ПРОСИЛ:
- Только почаще, Яков Васильич!
Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, РЕЯЛ коршуном, РАЗМАХНУВ руки, точно крылья , незаметно ПЕРЕДВИГАЯ ноги; ГИКНУВ , ПРИСЕДАЛ на пол и МЕТАЛСЯ золотым стрижом, ОСВЕЩАЯ всё вокруг блеском шёлка , а шёлк, СОДРОГАЯСЬ и СТРУЯСЬ , словно ГОРЕЛ и ПЛАВИЛСЯ.
Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она ИДЁТ тихонько, ЗАДУМАВШИСЬ, ПОКАЧИВАЯСЬ , ПОГЛЯДЫВАЯ вокруг из-под руки , всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. ОСТАНОВИЛАСЬ, вдруг ИСПУГАВШИСЬ чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. ОТКАЧНУЛАСЬ в сторону, УСТУПАЯ кому-то дорогу, ОТВОДЯ рукой кого-то; ОПУСТИВ голову , ЗАМЕРЛА, ПРИСЛУШИВАЯСЬ, УЛЫБАЯСЬ всё веселее , - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Всё было странно и волновало. Я не знал другой жизни, но смутно помнил, что отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу СМЕЯЛИСЬ вечерами, СИДЯ у окна, пели громко; на улице собирались люди, глядя на них. Лица людей, поднятые вверх, смешно напоминали мне грязные тарелки после обеда. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. Часто кричали друг на друга, грозили чем-то один другому, тайно шептались в углах. Дети были тихи, незаметны; они прибиты к земле, как пыль дождём. Я чувствовал себя чужим в доме, и вся эта жизнь ВОЗБУЖДАЛА меня десятками уколов, НАСТРАИВАЯ подозрительно, ЗАСТАВЛЯЯ присматриваться ко всему с напряжённым вниманием.

Моя дружба с Иваном всё росла; бабушка от восхода солнца до поздней ночи была занята работой по дому, и я почти весь день вертелся около Цыганка. Он всё так же подставлял под розги руку свою, когда дедушка сёк меня, а на другой день, ПОКАЗЫВАЯ опухшие пальцы , ЖАЛОВАЛСЯ мне:
- Нет, это всё без толку! Тебе - не легче, а мне - гляди-ка вот! Больше я не стану, ну тебя!
И в следующий раз снова принимал ненужную боль.
- Ты ведь не хотел?
- Не хотел, да вот сунул... Так уж как-то, незаметно...

Он (Григорий Иванович) поднялся на ноги, высокий, измождённый, похожий на образ святого, поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:
- Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! Как, бывало, с Максимом Савватеевым хаживала. Утешь!
- Что ты, свет, что ты, сударь Григорий Иваныч? - ПОСМЕИВАЯСЬ и ПОЁЖИВАЯСЬ , ГОВОРИЛА бабушка. - Куда уж мне плясать? Людей смешить только...
Но все стали просить её, и вдруг она молодо встала, оправила юбку, ВЫПРЯМИЛАСЬ, ВСКИНУВ тяжёлую голову , и ПОШЛА по кухне, ВСКРИКИВАЯ :
- А смейтесь, ино, на здоровье! Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, ПОДСКОЧИВ , ПОШЁЛ вприсядку кругом бабушки, а она ПЛЫЛА по полу бесшумно, как по воздуху, РАЗВОДЯ руками , ПОДНЯВ брови , ГЛЯДЯ куда-то вдаль тёмными глазами .

Григорий Иванович, ВЕДЯ меня за руку в мастерскую , ГОВОРИЛ:
- Может, сегодня дедушка не посечёт тебя, - ласково глядит он...
В мастерской, УСАДИВ меня на груду приготовленной в краску шерсти и заботливо ОКУТАВ ею до плеч , он, ПОНЮХИВАЯ восходивший над котлами пар , задумчиво ГОВОРИЛ:
- Я, милый, тридцать семь лет дедушку знаю, в начале дела видел и в конце гляжу. Мы с ним раньше дружки-приятели были, вместе это дело начали, придумали. Он умный, дедушка! Вот он хозяином поставил себя, а я не сумел… Сиротское житьё трудное. Отец твой, Максим Савватеевич, козырь был, он всё понимал, - за то дедушка и не любил его, не признавал.
Было приятно слушать добрые слова…

Я лежу на широкой кровати, вчетверо окутан тяжёлым одеялом, и слушаю, как бабушка МОЛИТСЯ богу, СТОЯ на коленях, ПРИЖАВ одну руку к груди , другою неторопливо и нечасто КРЕСТЯСЬ . На дворе стреляет мороз; зеленоватый лунный свет СМОТРИТ сквозь узорные - во льду - стёкла окна, хорошо ОСВЕТИВ доброе носатое лицо и ЗАЖИГАЯ тёмные глаза фосфорическим огнём . Шёлковая головка, ПРИКРЫВ волосы бабушки , БЛЕСТИТ, точно кованая, тёмное платье шевелится, СТРУИТСЯ с плеч, расстилаясь по полу .
КОНЧИВ молитву , бабушка молча РАЗДЕНЕТСЯ, аккуратно сложит одежду на сундук в углу и подойдёт к постели, а я притворяюсь, что крепко уснул.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее:
- Расскажи про бога!
Она ГОВОРИЛА о нём особенно: очень тихо, странно РАСТЯГИВАЯ слова, ПРИКРЫВ глаза и непременно СИДЯ ; приподнимется, сядет, накинет на простоволосую голову платок и заведет надолго, пока не заснешь…
ГОВОРЯ о боге, рае, ангелах , она СТАНОВИЛАСЬ МАЛЕНЬКОЙ и КРОТКОЙ, лицо её молодело, влажные глаза струили особенно теплый свет. Я брал в руки тяжёлые атласные косы, обертывал ими шею себе и, НЕ ДВИГАЯСЬ , чутко СЛУШАЛ бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы.

Однажды, когда она СТОЯЛА на коленях, сердечно БЕСЕДУЯ с богом , дед, РАСПАХНУВ дверь в комнату , сиплым голосом СКАЗАЛ:
- Ну, мать, посетил нас господь,- горим!
- Да что ты! - КРИКНУЛА бабушка, ВСКИНУВШИСЬ с пола , и оба, тяжко ТОПАЯ , БРОСИЛИСЬ в темноту большой парадной комнаты.
- Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл:
- И-и-ы...

Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. …огонь всё разрастался… НАКИНУВ на голову тяжёлый полушубок , СУНУВ ноги в чьи-то сапоги , я ВЫВОЛОКСЯ в сени, на крыльцо, и обомлел, ослеплённый яркой игрою огня, оглушённый криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: НАКИНУВ на голову пустой мешок , ОБЕРНУВШИСЬ попоной , она БЕЖАЛА прямо в огонь и СУНУЛАСЬ в него, ВСКРИКИВАЯ :
- Купорос, дураки! Взорвет купорос...
- Григорий, держи ее! - выл дедушка. - Ой, пропала...
Но бабушка уже ВЫНЫРНУЛА, вся ДЫМЯСЬ, МОТАЯ головой , СОГНУВШИСЬ, НЕСЯ на вытянутых руках ведёрную бутыль купоросного масла .
- Отец, лошадь выведи! - ХРИПЯ, КАШЛЯЯ, КРИЧАЛА она. - Снимите с плеч-то,- горю, али не видно!..

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнем, который словно ловил её, чёрную, она МЕТАЛАСЬ по двору, всюду ПОСПЕВАЯ, всем РАСПОРЯЖАЯСЬ, всё ВИДЯ .
На двор ВЫБЕЖАЛ Шарап, ВСКИДЫВАЯСЬ на дыбы, ПОДБРАСЫВАЯ деда ; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, упёрлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и ОТПРЫГНУЛ, КРИКНУВ :
- Мать, держи!
Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, ПОТЯНУЛСЯ к ней, КОСЯСЬ на пламя .
- А ты не бойся! - басом СКАЗАЛА бабушка, ПОХЛОПЫВАЯ его по шее и ВЗЯВ повод. - Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок...
Мышонок, втрое больший её, покорно шёл за нею к воротам и ФЫРКАЛ, ПОГЛЯДЫВАЯ красное её лицо .

Григорий сорвал с плеч её тлевшую попону и, ПЕРЕЛАМЫВАЯСЬ пополам , СТАЛ МЕТАТЬ лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках, дед БЕЖАЛ около бабушки, БРОСАЯ в неё снегом ; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, КЛАНЯЯСЬ вбежавшим людям , ГОВОРИЛА:
- Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займётся! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь.

СПРЯТАВ голову под подушку , я СМОТРЕЛ одним глазом на дверь; хотелось выскочить из перины и бежать. Было жарко, ДУШИЛ густой тяжёлый запах, НАПОМИНАЯ , как умирал Цыганок и по полу растекались ручьи крови; в голове или сердце росла какая-то опухоль; всё, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало...
Дверь очень медленно открылась, в комнату вползла бабушка, притворила дверь плечом, прислонилась к ней спиною и, ПРОТЯНУВ руки к синему огоньку неугасимой лампады , тихо, по-детски жалобно, СКАЗАЛА:
- Рученьки мои, рученьки больно...

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

продолжение следует...

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Евгения Николаевича Ширяева «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами».

Художественный стиль отличается от научного, официального и публицистического богатством средств выражения. Если в научных трудах и газетных статьях присутствуют лишь сухие факты, то художественная литература даёт неограниченный простор для фантазии. Художественные романы, рассказы, повести изобилуют такими художественными средствами, как метафора, сравнение, описание, гипербола, олицетворение и многими другими.

Яркий пример использования художественных средств показан в следующих предложениях: "В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями".

В тексте описывается героизм бабушки, которая бесстрашно и с завидным самообладанием раздаёт указания: " — Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, — наше все дотла сгорит и ваше займётся! Рубите крышу, сено — в сад! Батюшки-соседи, беритесь дружней, — Бог вам на помощь". Автор показывает простой говор, свойственный этой женщине, эти фразы характеризуют её как человека мужественного и не теряющего самообладание.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Нельзя было не послушать ее в этот час».

В тексте описывается пожар, случившийся во двое посреди ночи и всполошивший всех обитателей дома и соседей. Слуги и даже дед, хозяин дома, беспорядочно метались в растерянности, пока огонь пожирал все на своём пути. И лишь бабушка сумела сохранить хладнокровие, действовать разумно и раздавать указания, чтобы спасти хозяйство и всю семью. Даже забежавшим соседям она советует, как спасти амбары и сено.

Маленький внук, от лица которого ведётся повествование, подробно описывает события этой страшной ночи: "Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя".

Мальчик замечает, как бабушка бесстрашно вбежала в горящую мастерскую и вынесла взрывоопасный купорос. Она даже сумела успокоить испуганного, взвившегося коня. Называет его ласково "мышонок". Бабушка приняла на себя всю тяжесть и ответственность: " — Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! — строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: — И-и-ы". Поэтому и сразу понял внук: "Нельзя было не послушать её в этот час".

15.3. Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ?

И в художественных произведениях, и в реальной жизни были и есть многочисленные примеры подвигов, которые совершали как мужчины, так и женщины. Подвиг - это самоотверженный поступок, который совершается во имя спасения Родины, семьи, незнакомых людей, даже ценой собственной жизни. На такой поступок способен только Человек с большой буквы, благородный и готовый помочь. Человек-герой бежит на помощь тем, кто попал в тяжелое положение, и он в последнюю очередь думает о себе.

В тексте таким Человеком является бабушка, она единственная, рискуя своей жизнью, ворвалась в объятую огнём постройку, чтобы спасти остальных, спасти амбары и сено, не только свои, но и соседские. Она не поддаётся панике, а успокаивает остальных. Даже бегущего в страхе коня она сумела утихомирить: "— А ты не бойся! — басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. — Али я тебя оставлю с страхе этом? Ох ты, мышонок..."

Про таких женщин говорят: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт".

На таких людях-героях держится мир, они дают шанс на выживание, когда кажется, что уже все, конец. Подвиг не зависит от возраста. Я помню случай, когда пятнадцатилетний мальчик спас из загоревшегося дома семерых соседских детей, в то время как остальные поддались панике и потеряли надежду.

Задание ОГЭ № 10
ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Конечно,(1) это мне только казалось. Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. Должно быть,(2) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(3) что теперь занимало все мои мысли. Итак,(4) я скрыл свою тайну от всех.

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я изучил ночные полёты,(1) когда сразу за стартом начинается тьма и всё время,(2) пока набираешь высоту,(3) кажется,(4) ощупью идёшь по тёмному коридору. Внизу,(5) на аэродроме,(6) ярко светятся огни.

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И тут я понял,(1) что если освободить мальчика от честного слова,(2) снять его с караула может только военный,(3) так надо,(4) значит,(5) идти искать военного.

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В свободные часы я уходил в сарай колоть дрова,(1) желая побыть наедине с самим собою. Жизнь,(2) помню,(3) казалась мне всё более скучной,(4) жёсткой,(5) установленной навсегда в тех формах и отношениях,(6) как я видел её изо дня в день.

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Алёшка,(1) ты погляди,(2) – указывает дед,(3) – никак,(4) у чужой калитки родня появилась.
– Наверно,(5) – отвечает Алёша и идёт дальше.

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Полечи,(1) яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц,(2) можно сказать,(3) спаситель мой: я ему жизнью обязан,(4) благодарность оказывать должен,(5) а ты говоришь – бросить!

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Однажды после ледостава облетела село весть,(1) будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные,(2) людей не боятся,(3) птицы эти,(4) должно быть,(5) домашние. Вечером,(6) когда я катался с ребятами на санках,(7) с другой стороны реки послышались тревожные крики.

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Завтра! А если сегодня огонь захватит лес,(1) который подходит к самой воде?
– Их,(2) наверно,(3) спасатели снимут. А может,(4) огонь ещё остановится,(5) – нерешительно сказал Алик.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Бим,(1) во-первых,(2) поздоровался: повилял хвостом,(3) но с грустинкой,(4) склонив голову сначала на одну сторону,(5) потом на другую. Это,(6) кроме того,(7) означало и вопрос: «А ты – что за человек?»

11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
На этот раз они были первые,(1) никто до них ягоду тут не трогал и не мял,(2) а наросло её на диво,(3) в редкий год,(4) по словам дяди Митяя,(5) удаётся такой урожай. Теперь Саня знал,(6) что это такое – кусты ломятся от ягоды.

12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И в себе он,(1) оказывается,(2) многого не знал и не подозревал: этого,(3) например,(4) нечеловечески сильного и огромного чувства,(5) пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира,(6) всю его необъяснимую красоту и страсть,(7) всю полноту.

13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Я выбежал на тропу,(1) собака страшно изогнулась,(2) взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес,(3) поджав хвост. Осанка у неё,(4) вне всякого сомнения,(5) была не собачья,(6) и,(7) когда я свистнул,(8) она дико бросилась в кусты.

14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Действительно,(1) в протоке показалась рыбачья лодка,(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл,(3) стоя на ногах,(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе,(5) я заметил,(6) к удивлению,(7) плывшего перед лодкой лебедя.

15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Задание ОГЭ № 10
ОБРАЩЕНИЕ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
– Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.
Ответ:_________________________________

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
Ответ:___________________________________

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!
Ответ:__________________________________

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.
Ответ:__________________________________

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
– Вот тебе и на! – удивился дед. – И у ничьей скамейки хозяин объявился. Знал бы я этого мастера,(1) в пояс бы ему поклонился и руку пожал. Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
– А ты не знаешь этого мастера,(2) внучек?

Ответы к заданию 10

Вводные слова
Обращения

Действительно сильным можно назвать лишь того, кто обладает душевной стойкостью и твердой волей. Физически крепкий человек не всегда наделен внутренней силой и способностью к разумным действиям в экстремальных условиях.

В тексте Максима Горького самым сильным человеком оказалась бабушка. В момент пожара пожилая женщина не растерялась и действовала хладнокровно. Она не стала причитать или вступать в бессмысленные споры о причинах возгорания. Мудрая женщина думала о другом: находящаяся в мастерской бутыль с купоросом может взорваться в любую минуту… Хозяйка накинула попону и бросилась в огонь за взрывоопасным веществом, а после поместила тяжеленную ношу в снег.

Бабушка не стала перекладывать опасную работу на других, хотя рядом были муж, сын и работники.

Она осознанно рисковала своей жизнью ради спасения других людей. Лишь по-настоящему сильный человек способен на самоотверженный поступок, который сродни подвигу.

Из литературы, истории и обычной жизни мы знаем немало достойных примеров, когда волевые люди брали на себя ответственность за происходящее, не боялись принятия отчаянных решений. В одной из прочитанных мною книг речь шла о длительной вражде между соседними племенами. Эта война унесла немало жизней и, наконец, вожди договорились о прекращении противостояния. Во время заключения мира люди устроили настоящий праздник: они радовались и кричали. Сын одного из вождей внезапно побледнел и еле забрался на своего коня.

Лишь дома родители увидели, что мальчик ранен: какой-то негодяй, воспользовавшись суматохой, нанес ему удар кинжалом. Но раненый понимал: если об этом станет известно, то война вспыхнет вновь, поэтому мужественно терпел боль.

Можно сделать вывод, что сильный человек – понятие многогранное. Он не обязательно крепок с виду, главные его качества - во внутренней силе, в умении принимать решения в сложных ситуациях стойко переносить удары судьбы, не показывая слабость окружающим.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема истинных ценностей по тексту Ю. Бондарева «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше»