Оскар Нимейер: «Маэстро Архитектуры. Оскар Нимейер: биография и его работы

Столетний юбилей самого известного латиноамериканского зодчего, автора книг (последнее прижизненное издание - «Моя архитектура - 1937-2004») и множества статей по архитектуре, в начале третьего тысячелетия, в 2007-м, отмечался всем миром. Мастер принимал поздравления за рабочим столом. «Легенда современности», «живая легенда», «классик XX века», «последний великий архитектор XX века», «поэт архитектуры». Так называют кавалера папского рыцарского ордена Святого Григория Великого, французского ордена Почетного легиона, австрийского почетного знака «За науку и искусство», ордена Сантьяго (Португалия), ордена Дружбы (Россия, к 100-летнему юбилею), ордена Дружбы народов (СССР), командора Ордена искусств и литературы (Франция), ордена инфанта дона Энрики, лауреата Ленинской премии мира - Оскара Нимейе-ра, лауреата профессиональной Притцкеровской премии (1988). Почти полсотни наград и титулов… Мир от Ганы и Венесуэлы до Парижа и Берлина словно коллекционирует постройки Нимейера. Самая большая их коллекция в родном для архитектора Рио-де-Жанейро. А всего - более 600.

Оскар Нимейер или, точнее, Ошкаер Рибейру ди Алмейда ди Нимейер (бразильцы произносят на немецкий лад - Нимайер) Соареш Филью, пояснял любопытным, что в его имени объединились арабские, португальские и немецкие имена (родители португальцы, фамилия матери - Рибейру, отца - Суареш; отец из благодарности присоединил к своей фамилию дяди-немца, в семье которого он воспитывался); что, как и большинство бразильцев, он - караока, метис, чем всегда гордился.

Шедевром назовут его собственный дом на наклонной местности с видом на океан в Каноа, под Рио, - поистине образец органической архитектуры. Даже его нереализованные проекты, такие как музей современного искусства в Каракасе (1955), в виде перевернутой пирамиды на вершине скалы, с узнаваемым пандусом, привлекали внимание знатоков.

Но подлинным «подарком судьбы» можно считать еще одно предложение Кубичека, которое он сделал архитектору после своего избрания президентом республики: возвести на пустынном месте целый город, новую столицу, название которой образовали, лишь добавив две буквы к названию страны - Бразилиа (по-португальски Бразилия произносится как Бразил).

По замыслу же здесь должна была измениться жизнь. Та самая, что в Бразилии, с одной стороны, - яркая, с карнавальной самбой, футболом, небоскребами и роскошными пляжами, а с другой - с не менее знаменитыми фавелами, то есть нищими кварталами, и «генералами песчаных карьеров». (К слову сказать, с 1984 года всемирно известный карнавал в Рио проходит на самба-дроме, устроенном по проекту Нимейера.)

Три столетия колониальные, имперские, а затем и республиканские правительства Бразилии и их оппозициоеры мечтали о переносе столицы из перенаселенного Рио-де-Жанейро. В XVII и XVIII веках город на побережье Атлантики, сосредоточивший запасы португальского зотота и других богатств, был лакомой приманкой для захватчиков со стороны океана, а значит, постоянно существовала угроза независимости самой страны. Но и в XX веке огромной стране с бескрайними просторами требовался перенос столицы в глубинные районы, ибо баланс экономики был нарушен в пользу побережья, из-за чего оставались неосвоенными огромные пространстве. Для внука чешских эмигрантов с цыганскими корнями Жуселину Кубичека ди Оливейра Бразилиа стала предвыборным президентским лозунгом.

Кубичек обещая своему народу рывок в развитии страны благодаря постройке новой столицы. Он не только предложил Нимейеру возглавить ее проектирование (это случилось в 1956 году), но и отстоял его кандидатуру у политической полиции, которая была категорически против такого назначения (многих раздражали коммунистические убеждения архитектора о неприемлемости эксплуатации, о равном для всех праве на счастье).

Президент (как и Коста, он был лишь на пять лет старше своего друга) дал Нимейеру полную свободу в разработке генерального плана, но тот настоял на проведении открытого международного конкурса, на котором оказались представлены 26 тщательно исполненных проекта. Однако был принят эскиз, снабженный рукописными комментариями, его друга и учителя Луиса Косты - Оскар Нимейер умел дружить. (К слову сказать, подсчитано, что к 1965 году по просьбам друзей он бесплатно сделал 53 архитектурных проекта.) А еще он был легок характером и весел. Инициативный, резкий, чувственный. Интеллектуал. Повеса. Трудоголик - когда по достижении столетнего возраста из-за разных недомоганий его заботливо укладывали в госпиталь, он протестовал: «Мне нужно работать, мне нужны друзья». Играл на укулеле - маленькой гавайской гитаре - и был любимцем в любой компании, что так пригодилось в мучительный и героический период строительства новой столицы. И главное, помимо великого творческого дара он обладал незаурядными административными способностями.

Прежде всего бросается в глаза символичность, образность чертежа. Будущий город на плане, названном Piloto, одновременно похож и на крест, и на самолет, и на лук со стрелой, и на птицу в полете. Сам Коста говорил о бабочке.

На основе «рисунка» Косты проектировщики под руководством Нимейера разработали смягчающий недостатки эскизного решения окончательный вариант. Основные здания для Бразилиа Оскар Нимейер проектировал уже сам.

Министр обороны выпытывал тогда у архитектора, каким будет здание его подведомственного министерства: в современном стиле или в классическом. Нимейер задал ему встречный вопрос: “А вы, генерал, какое оружие предпочитаете - классическое или современное?” В языке современной архитектуры Нимейер видел инструмент корректировки существующей реальности…

В интервью Нане Геташвили Нимейер так вспоминал о начале строительства: «Я посмотрел на все это еще раз, на несправедливость и нищету, и сказал: “Можем начинать работу”». Через полтора года лихорадочной подготовки строительство на пустынном плато, куда не вела ни одна дорога, началось.

Архитекторы под руководством Нимейера, почувствовав необходимость быть рядом со своим рождающимся неимоверно ударными темпами детищем, решили на месте продумывать новые проекты и обеспечивать непрерывный и быстрый ритм работы, что достигается лишь при четком и строгом режиме». Августовским утром 1958 года 15 человек прибыли в Бразилиа - пока еще безмолвную и заброшенную землю, «бескрайний и пустынный сертан» (сертанами называют внутренние засушливые районы Бразилии). Та жизнь, на которую они обрекли себя, напоминает жизнь в сталинских зшкавэдэшных шарашках, с главным отличием - «все были друзьями, всех влекла романтика».

Впрочем, для всего мира вторая половина 1950-х была временем надежд. Западные историки культуры обозначили его словом «чиз». «Помню наши неприхотливые жилища - кровать, стол, стулья да ящики - и вместе с тем энтузиазм, который заставлял нас забыть обо всем и думать только о работе, о рождении города», - рассказывал Нимейер. И за несколько месяцев до окончания срока президентских полномочий Кубичека, строители вручили ему ключи от города, а он поднял над новой столицей флаг страны. Это произошло 11 апреля 1960 года, когда празднуется День независимости Бразилии, а также день открытия новой земли португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом. Двадцать первого апреля полуденное солнце находится точно между двумя башнями-близнецами, освещая главную ось столицы, вплоть до мемориала Жуселину Кубичека.

Первые строительные материалы на эту красную, словно источающую жар, землю доставлялись на самоселах. Деревья - из Амазонии и Африки. Из Канады в огромном количестве шли рулоны травы. Их раскатывали и получались зеленые лужайки. Через некоторое время они высыхали. Срочно привозили новые.

Первым этапом строительства было создание искусственного водохранилища Парануа (по реке, перегороженной плотиной), и оно вышло огромным - 80 километров в длину, 5 - в ширину. По замыслу территория вокруг озера должна была стать общегородской зоной слыха и центром водного спорта. Вода присутствует в том или ином виде, практически в каждом объекте Ни-мейера. Он считал, что «эта субстанция во что угодно способна вдохнуть жизнь»…

Политики и бюрократы не спешили перебираться в новую столицу. Тогда президент Кубичек удвоил им заработную плату. И сегодня становится все больше сваей, предпочитающих жить в этой странной метрополии, «внутри» произведения современного искусства. Юрий Гагарин, после того как впервые побывал в Бразилиа, говорил об этом этом таинственном городе: “С другой планеты, которая - не Земля”.

Город, задуманный и построенный по единому плану, воплощает мечту об идеальном технополисе. В нем разработаны автономные системы движения для пешеходов, автомобилей и общественного транспорта, нет перекрестков, и даже сейчас, когда машин и населения стало намного больше, здесь нет заторов. И центра столицы в европейском понимании тоже нет. Ее рассекают пять широких дорог. Разделенные пространством в 200 метров, они расходятся в разные стороны. Кое-где Нимейер увел дороги под землю, «чтобы машины не мешали людям передвигаться». (В идеале он желал, чтобы машины ездили на высоте двух метров над площадями, которые не будут традиционно ограничены со всех сторон постройками, чтобы человек, оказавшись на его площади, видел вокруг только бесконечность…)

Знаменитая площадь Трех властей, ставшая благодаря архитектуре Нимейера мировой достопримечательностью, занимает «носовую часть» виртуального самолета. Две четкие оси Бразилиа разделены функциями. «Корпус» (ось восток - запад) - отдан правительственным зданиям. Крылья (север - юг) - жилым кварталам, каждый из которых имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В каждом микрорайоне - спортивный комплекс. Внутри зеленых жилых кварталов автомобильного движения почти нет, везде покой и чистый воздух. Жилые улицы соединяются в «суперквадрас» (кварталы) с улицами, предназначенными для торговли и мест отдыха. Здесь много парков - в Бразилиа больше зелени на человека, чем в других городах страны. И даже самые простые дома для госслужащих (не выше шести этажей) поставлены так, что из окон домов не видно соседних.

Типовые министерские здания Бразилиа находятся в “туловище” самолета. Проектировщики учли розу ветров и расположили здесь искусственные водоемы таким образом, чтобы потоки воздуха, распространяюсь по эспланаде шириной 300 м, приносили в город влажную прохладу - дома, поднятые на столбы, беспрепятственно пропускают их. Были даже тщательно подобраны растения для озеленения жилых кварталов: предпочтение отдавалось широколиственным.

В 1966 году, по проекту, разработанному совместно с Луисом Костой, Нимейер начал работу над возведением в столице здания Национального театра (театр носит имя прославленного бразильского скрипача Клаудиу Сантору). Форма усеченной пирамиды сделала впоследствии его одним из самых притягательных туристических объектов города. Три зрительных зала (на 60. 407 и 1407 человек) рассчитаны на разные масштабы представлений и концертов.

Разумеется, строительство в Бразилиа продолжалось и в дальнейшем, несмотря на периодическое прекращение финансирования. В 1960-1970-е годы, когда архитектора не было в стране, по его проектам здесь возводились здания самого различного предназначения. В хвосте «самолета», неподалеку от телевизионной башни, после гибели Жи Кей (так в Бразилии называли Жуселину Кубичека) Нимейер возвел ему памятник, силуэт которого издали напоминает серп и молот. В годы военной диктатуры в Бразилии было много попыток убрать памятник. Однако упрямец Нимейер отказался что-либо менять. Рядом с ним к 1981 году мастер выстроил намеренно вровень с зеленым пологим холмом мемориал, подчеркивая его величие и масштаб лишь протяженностью (длиной 200 метров). Таким образом, архитектор постарался отразить главную, как он считал черту характера Жуселину - скромность. К залам мемориала ведет подземный переход. Здесь находится музей, научно-исторический центр, изучающий истоплю Бразилии и деятельность президента Кубичека.

В 2000 году власти уверили Нимейера, что выделят средства на строительство культурного комплекса в новой столице. Мэтр ответил, что ждал возможности завершить реализацию проекта центра 40 лет. Последними нимейеровскими постройками в Бразилиа стали Национальная библиотека, решенная в простых и благородных пропорциях параллелепипеда, и Национальный музей (обе - в 2006 году, на основе ранних проектов 1950-х годов) с купольным пространством.

Сам архитектор говорил: «Что меня больше всего радует, так это то, что иногда при создании важного проекта, такого, как, например, Музей Бразилиа, мы можем предложить любую вещь, которая не только не была запланирована, но в которой даже не было необходимости. Так, например, при проектировании Музея я создал некую веранду, которая выходит наружу с одной стороны здания и входит в него с другой. Ее могло и не быть, но все те, кто туда попадает, обожают гулять по ней…»

Таким образом, в архитектурном облике Бразилиа Нимейер объединил купольные и пирамидальные формы, стреловидные колонны, чаши, - контрастирующими с параллелепипедами. Гармония же рождалась не только модульным сопряжением искусственных форм, но и природным окружением, которое было создано по замыслу зодчих.

“Моими друзьями всегда были бедные”, - говорил Нимейер. Для них он строил в Бразилиа новые, светлые дома. Но так вышло, что как только правительство переехало в идеальный город, на его окраинах уже лепились фавелы - остатки города вольного, бараков которые соорудили для себя 60 000 рабочих. По планам Нимейера, сразу же после открытия новой столицы бараки должны были снести, но за административной рутиной о них позабыли (да и рабочие не желали разъезжаться). Теперь в городах-спутниках обитают два миллиона жителей, а в предусмотренном архитекторами городе - вчетверо меньше (многие квартиры пустуют из-за столичной дороговизны). И хотя ЮНЕСКО объявила Бразилиа достоянием человечества, к энтузиазму Нимейера постепенно примешивалось разочарование, наполнив уже безнадежной горечью сердце старого мастера под конец жизни. Но в далеком 1963 голу он с гордостью принял Ленинскую премию мира и сделался почетным членом Американского института архитектуры (США). И просто шефом архитектурного колледжа Университета в Бразилиа.

В апреле 1964 года в Бразилии произошел военный переворот. Офис коммуниста Нимейера был разгромлен, редакция журнала, одним из руководителей которого он был, - также.

В 1965 году вместе с 200 профессорами он ушел из университета в знак протеста против тех реформ, которым подверглась страна. В Лувре открылась выставка его работ, и он уехал во Францию. А в следующем году оказался в вынужденном изгнании. Однако на рабочем тонусе ностальгия не сказалась: в его парижский офис поступали заказы из Ганы, Алжира (зданием Университета науки и техники имени Хуари Бумедьена он также гордился до последних своих дней), Португалии (казино в столице Мадейры - Фуншале), Италии, Израиля (здесь он спроектировал университетский городок в Хайфе). Во Франции по его проекту возведено здание штаб-квартиры компартии в Париже (окончание строительства - 1980 год).

В Грассе - жилой комплекс. А в Гавре уже в 1982 году появилось его удивительное здание Культурного центра, сразу же получившее наименование «Вулкан» и, действительно, по форме напоминающее жерло вулкана. В 1970-е годы он увлекся разработкой мебели, сотрудничая вместе с дочерью Анной Марией с фирмами Mobilier International и Tendo Brasileira. В Бразилию Нимейер вернулся в 1985 году, когда диктатура сменилась политическим режимом, ориентированным на демократическое переустройство. И с 1992 по 1996 год возглавлял Бразильскую коммунистическую партию (и это, отметим, - в то время, когда после распада СССР коммунизм как социально-политическая доктрина фактически был обречен). А спустя несколько лет опубликовал свой роман «А теперь?» о старом коммунисте, не теряющем своих идеалов. Сам же он стал коммунистом еще в 1945 году.

Нимейер скончался за десять дней до своего 105-летия в 2012 году. В последние десятилетия прошлого века и в начале нового он продолжал поражать разнообразием замыслов даже тех, кто всегда с нетерпением ждал от него новых форм. Музей в Куритибе, культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо Бранко» в Жоао-Песоа (2008), Аудитория в парке «Ибирапуэра», Музей в Нитеройе, в Авилесе (Испания) - Международный культурный центр принца Астурийского (открыт в 2011 году, после смерти зодчего получил его имя), Аудиториум Оскара Нимейера в Равелло (2010, Италия) и другие проекты выглядят воплощением выдумок фантастов и воспринимаются живым устремлением искусства архитектуры в будущее. А потому уже в сегодняшних словарях определяются как «футуристические».

Сам же он, строя для будущего, превыше архитектуры ценил настоящее: береговую линию океана, видимую из окон его дома, друзей и родных и вообще - всю эту жизнь, которую все же нужно менять к лучшему.

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.

4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.


Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века - за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру - здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором. Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду - Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", - писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). B uro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980



Музей современного искусства в Нитерое, 1996


Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002



Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002

Текст: Гаяна Демурина

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века — за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре.

Оскар Нимейер с женой и дочерью. 1930-е

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру — здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором.


Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду — Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965


"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", — писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). Buro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею...»


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха... бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980

«...прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»



Музей современного искусства в Нитерое, 1996

Музей современного искусства в Нитерое.

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»


Oscar Niemeyer Foundation в Нитерое

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012. Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни.



Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

Оскар Нимейер (порт. Oscar de Niemeyer; 15.12.1907 — 05.12.2012) - выдающийся бразильский архитектор XX столетия, основатель современной латиноамериканской школы зодчества, новатор в области железобетонной архитектуры. Член коммунистической партии , член Президиума Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1963 г).

ХХ век богат на глобальные события, произошедшие в идеологии, политике и экономике, науке и технике, культуре и медицине. В это непростое время в мире появилось множество гениев искусства, подаривших человечеству шедевры, по сегодняшний день покоряющие нас своим величием. Одним из таких гениальных творцов стал величайший архитектор, бразилец Оскар Нимейер. Признанный художник пространства возводил только величественные общественные сооружения. Безграничность полета его мысли и «интернациональное» строение души позволяли мастеру создавать монументальные сооружения, сформировавшие современный портрет нашей планеты.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Оскар Рибейру Алмейда Нимейер Суарес Фильюродился 15 декабря 1907 г. в . В зажиточной семье португало-немецкого происхождения было шестеро детей. Мальчик воспитывался в доме бабушки и дедушки, родителей матери.

Дед мальчика служил министром по делам Верховного суда Бразилии. Через всю жизнь Оскар пронес воспоминания об авторитарной, но доброй бабушке, создавшей в доме теплую атмосферу дружбы, окружавшей детей любовью и заботой. Молодой человек учился в элитном колледже, где впервые всерьез заинтересовался архитектурой.

Мать умерла, когда будущий зодчий был совсем юным, а отец дожил до глубокой старости, он любил приходить в мастерскую сына и часами наблюдать за его работой.

В 1930 г. юноша поступил в Национальную школу изящных искусств, на архитектурный факультет. В то время директором школы был назначен Лусиу Коста, общественный деятель и молодой архитектор. Он предпринимал попытки приблизить учебный курс к современным требованиям жизни, открыть дорогу новым художественным направлениям, направляя внимание студентов к достижениям национального зодчества. Из-за противостояния реакционной профессуры, прогрессивный директор, не проработав и года, вынужден был уйти с руководящего поста, несмотря на протест поддерживающих его студентов, объявивших забастовку. Оскар на всю жизнь сохранил дружеские отношения с Л. Коста.

В 21 год (1928 г.) молодой человек женился, в 1934 г. окончил Школу изящных искусств, а в 1936 г. вошел в группу бразильских архитекторов, начав выполнять самостоятельные проекты.

Начало карьеры

Первым осуществленным проектом начинающего архитектора стали детские ясли в родном городе (1937 г). Композицию окруженного зеленью здания он выстроил на сочетании 2-х объемов: вытянутого 2-этажного с садом на плоской крыше, и 4-этажного, кубического, поднятого на столбах.

В конце 1930-х гг. в Бразилии стала формироваться национальная школа современной архитектуры, первым воплощенным в жизнь планом которой было столичное здание Министерства Образования и Здравоохранения (порт. Palаcio de Gushtavu Capanema; 1937-1943 гг). Первоначально проектом руководил Л.Коста, но с 1939 г. его возглавил Оскар Нимейер.

Для своего времени замысел был очень смелым, здание впоследствии оказало большое влияние на латиноамериканскую архитектуру. При отделке дворца использовались исключительно местные материалы. Внутренний бетонный каркас здания позволил соорудить широкие фасады из стекла, а на окнах была установлена современная солнцезащита в виде жалюзи. В 1939 г. тандем Коста – Нимейер осуществил постройку бразильского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в котором ярко проявились черты свободы, свежести и национального колорита. В образе павильона гармонично сочетаются респектабельность и эксцентричность.

Востребованность архитектора стремительно росла, в 1940 г. он познакомился с , бывшем тогда мэром бразильского города (порт. Belo Horizonte). Период 1940-1943 гг. ознаменовался проектированием ряда правительственных зданий, в которых отмечается переплетение истинно бразильских элементов с четкими и строгими классическими, что создает неподражаемую игру прямых и изогнутых линий.

Важнейшие работы мастера

Важнейшей работой О.Нимейера начала 1940-х годов, явившейся подлинной жемчужиной архитектуры современной Бразилии, стал спортивно-развлекательный комплекс в пригороде Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte). Начинавший в то время свою политическую карьеру, энергичный Жуселину Кубичек задумал превратить эту пустынную местность в современную элитную зону отдыха и обратился к входившему в моду зодчему. С того момента началась совместная деятельность заказчика и архитектора, у которого с середины 1940-х гг. от заказов уже не было отбоя.

В этот период времени по его проектам были построены здания:

Автор привнес в архитектуру того периода поэтические лейтмотивы, органично соединяя архитектуру со скульптурой. Он стремится вписывать здания в окружающий природный ландшафт, активно использует свои инженерно-технические способности, изучает преимущества использования новых материалов, став одним из первооткрывателей художественных возможностей монолитного железобетона.

В 1945 г. Оскар Нимейер вступил в Коммунистическую партию. В 1947 г. архитектор занимался разработкой проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Преуспевающий архитектор строил дома и для собственной семьи. В 1949 г. в Мендисе, недалеко от Рио, он построил небольшую одноэтажную дачу. Создавая дом в Каноа (порт. Canoa — пригород Рио-де-Жанейро), зодчий продемонстрировал собственные эстетические творческие принципы, воплотил и максимально полно выразил свое эстетическое «кредо» (1954 г). Руководствуясь своим вкусом, а также стремясь удовлетворить бытовые и эстетические потребности членов семьи, мастер создал сооружение, сразу же привлекшее внимание архитектурного мира. Дом, построенный на склоне холма, частично “врезан” в него: в подземных помещениях расположены ванные. В «Casa das Canoas» теперь открыт музей.

Знаменитый дом в Каноа

С конца 1940-х гг., в условиях быстрого экономического развития государства Нимейера начинают привлекать темы, глобальные по размерам и роли в градостроительстве. Он мечтал о грандиозной задаче, где его профессионализм мог бы принести пользу своему народу.

Плодотворный период 50-х годов ХХ столетия

В 50-х гг. прошлого века бразильский мастер архитектуры решительно отошел от стереотипов, он проектировал сооружения — своеобразные скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры невиданной цивилизации, всегда отчетливо вырисовывающиеся на фоне тропического неба. Он придумал свой неповторимый стиль, в котором формы традиционной индейской хижины уживаются с величественными аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола, напоминающие тарелки НЛО, будто заглядывают в космическую эру. Колонны мастера, как бы едва касающиеся земли, кажутся невесомыми; его мощные железобетонные здания визуально лишены массивности, они выглядят удивительно пластичными и легкими, а гармонично вплетенные в экстерьер зеленый ландшафт и вода словно их оживляют

К таким постройкам 1950-х годов (помимо «идеального города мечты») относятся: поселок в Сан-Жозе-дус-Кампус (порт. São Josе dos Campos); больница «Южная Америка» (1952 – 1959 гг.) в Рио-де-Жанейро; «Башня Нимейера» (1954 г.) и жилой комплекс им. Кубичека (1951-1962 гг.) в Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte); здание кондитерской фабрики и бизнес-центр «Montreal» (1950 г.); жилые дома «Eiffel» (1955 г.) и выставочный комплекс (1951 – 1954 гг.) в (порт. São Paulo).

С 1957 г. по инициативе Ж. Кубичека, ставшего в 1956 г. президентом Бразилии, Оскар Нимейер начал активно работать над застройкой города (порт. Brasília). Архитектор увлеченно трудился над обликом новой столицы страны, проявляя себя по-новому, используя в творчестве экспрессионизм.

Работа в Бразилиа (с июня 1958 г.), в том числе непосредственно на строительной площадке, связанная с преодолением многочисленных трудностей, была настоящим человеческим, творческим и патриотическим подвигом мастера и принесла замечательные плоды, ставшие украшением мировой архитектуры.

По схеме генерального плана, очертания города напоминают взлетающую птицу. Жесткое функциональное зонирование совмещено с прогрессивным решением транспортной проблемы (дорожные развязки, подземные и наземные пешеходные переходы), классицистическая парадность — со строгостью и четкой симметрией осевой застройки. Жилая зона протянута вдоль автомагистрали, изогнутой в строгом соответствии с природным рельефом, а перпендикулярно к ней, по гребню полуострова к водохранилищу спускается грандиозная пологая лестница площадей, по обеим сторонам которой выстроились правительственные и важные общественные здания. Своеобразная выразительность города была достигнута за счет контраста необычных форм зданий делового центра и жилых комплексов, выполненных в строгих геометрических формах.

Многие архитектурные проекты той эпохи явились отражением мечты о внеземной реальности. Одним из таких зданий стал Дворец заседаний Национального Конгресса Бразилии (1960 г). Здание построено в виде параллелепипеда, на котором располагаются 2 полусферы, между которыми возвышаются 2 параллельных 100-метровых небоскреба. Под одной «чашей», повернутой вниз, расположены помещения
Сената, под второй, повернутой вверх — помещения Палаты депутатов.

За проектирование католического Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии, созданного зодчим в эти
годы, в 1988 г. Оскар Нимейер был удостоен Притцкеровской премии (англ. Pritzker Architecture Prize — награда, ежегодно присуждаемая за достижения в области архитектуры). Здание Собора состоит из 16 колонн, которые символизируют руки, воздетые к небу. Просветы между колоннами закрыты витражами. Благодаря своеобразной архитектуре, все внутреннее пространство всегда заполнено светом.

По проектам зодчего в Бразилиа были построены: Президентский дворец «Алворада» (порт. Palаcio da Alvorada — «Дворец рассвета»; 1958 г.); «Palace Hotel» (1958 г.); «Планальту» (порт. Palаcio do Planalto — «Дворец плоскогорья» ; 1960 г.) - рабочая резиденция президента страны; Дворец Верховного суда (1960 г.); Национальный конгресс и корпус министерств (1960 г.); гостиница «Nacional» (1962 г.)

Оскар Нимейер: Годы иммиграции

Со второй половины 1960-х годов талант южноамериканского архитектора стали признавать в мировых культурных и профессиональных кругах. Из-за своей приверженности к идеологии коммунистов, во времена военной диктатуры Нимейер эмигрировал во Францию (1964 – 1985 гг.), время от времени посещая родину, курируя строительство Бразилиа. В Европе он углубленно изучает культурное наследие античности и переходит на следующую творческую ступень, для которой характерны оригинальность идей и неординарность форм. Здания мастера приобретают все более строгие технические оттенки.

В этот период он построил ряд зданий во Франции, Италии, Ливане, Гане, Алжире. Архитектор бесплатно разработал проект бразильского аэропорта (1965 г). Главной целью проектировщика было создать «…ворота новой столицы, которые бы так гармонировали с ее архитектурой, чтобы каждый приезжающий сюда ощущал, что его ждет новый и современный город». Архитектурной общественностью проект был единодушно одобрен, но военные власти не могли доверить строительство столичного воздушного порта прогрессивному общественному деятелю с коммунистическими убеждениями.

В Рио-де-Жанейро мастер построил здание издательства «Manchete» (1967 г.); дворец Правосудия (1970 г.); отель «Nacional» (1971 г.); Министерство Обороны и резиденцию вице-президента Бразилии (1974 г.); станцию метро «Sаenz Peña» (1979 г). Кафедральный Собор Бразилиа - одно из центральных зданий бразильской столицы, было спроектировано в 1958 г. и закончено в 1970 г. Большая часть Собора расположена под землей, наземная часть представляет собой “воронку” с 16-ю изогнутыми бетонными колоннами. Крыша собора оформлена витражами. Утверждая, что в творчестве бразильского зодчего органично сочетаются модернизм и бразильское барокко, критики обычно приводят в пример столичный Кафедральный Собор.

В сентябре 1981 г. знаменитый архитектор осуществил свою мечту: в зеленой зоне открыл мемориальный ансамбль, посвященный инициатору строительства Бразилиа, Ж.Кубичеку. Главным элементом комплекса стал плоский параллелепипед со скошенными гранями, в котором разместились мемориальная библиотека и аудитория.

Мемориальный ансамбль Ж.Кубичеку

Объектам, созданным гениальным архитектором, присущи выразительность, теплота и пластичность. Проекты мастера всегда тщательно разработаны, до мельчайших деталей, конструктивно и функционально. Он постоянно стремится к усовершенствованию архитектурной формы - к контрасту объемов, к динамичности фактуры поверхностей, к включению произведений смежных искусств в канву архитектурной композиции.

В 1985 г., когда эпоха военной диктатуры в Бразилии завершилась, Оскар Нимейер вернулся на родину, возглавив Бразильскую коммунистическую партию (1992 — 1996 гг).

Возвращение на родину, последние годы творчества

В 1989 г. в штате Сан-Паулу был открыт музей — Мемориал Латинской Америки (порт. Memorial da Amеrica Latina), спроектированный выдающимся зодчим.

С 1990 гг. мастер занимается шлифовкой своего творческого почерка, состоящего в сочетании общественного характера зданий с яркой индивидуальностью. В основном архитектор проектирует культурные и мемориальные сооружения.

В 1996 г., в возрасте 89 лет в городе (порт. Niterói) бразильский архитектор завершил пятилетний труд над зданием Музея современного искусства (порт. Museu de Arte Contemporаnea de Niterоi; MAC). Вид здания, выполненного в стиле «модернизм», напоминает космический корабль. Свой замысел мастер объяснил так: «Летающая тарелка, пролетавшая когда-то над городом, так была восхищена красотой этих мест, что приземлилась и решила навсегда здесь остаться, положив начало Музею».

Здание еще одного музея, одного их самых необычных в мире, было построено по проекту знаменитого архитектора еще в 1978 г. в городе (порт. Curitiba), на юге Бразилии. Но только в 2002 г. здесь решено было открыть Музей Современного искусства, архитектуры и дизайна. Однако, жители Бразилии называют оригинальное по конструкции здание «Museu do Olho» - «Музей Глаза» , так как одно из зданий грандиозного комплекса напоминает собой гигантский блестящий глаз, смотреть на который можно бесконечно. Если глядеть на «Глаз» спереди, кажется, будто люди, движущиеся по белому мосту — это капли воды, медленно текущие вверх и вниз.

Этот шедевр из зеркального стекла и белоснежного бетона, состоящий из 3-этажного купола диаметром 50 м., в 2003 г. переименовали в честь великого, 96-летнего автора проекта (порт. «Museu Oscar Niemeyer»). Сегодня этот Музей заслуженно считается символом Куритибы.

Музей Глаза (г.Куритиба)

В 2000-е годы по проектам Оскара Нимейера были построены: аудитория «Ibirapuera» в Сан-Паулу (2002 г.); Национальный музей в Брильа и культурный центр «Оскар Нимейер» в (порт. Goiânia) — 2006 г.; здание «Cabo Branco» в (порт. João Pessoa) — 2008 г. В 2011 г. в городе Авилес (исп. Avilеs, España) открылся Международный Культурный центр, названный в честь автора проекта (исп. Centro Cultural Internacional Oscar Niemeyer).

За огромный вклад в развитие Российско-Бразильских отношений, в канун 100-летнего юбилея выдающегося архитектора В.Путин подписал Указ о его награждении Орденом Дружбы.

5 декабря 2012 г., не дожив всего 10 дней до своего 105-летия, в родном Рио-де-Жанейро величайший Мастер архитектуры всех времен и народов скончался.

Мастер архитектуры всех времен и народов

  • В своих воспоминаниях бразильский архитектор писал, что он должен был именоваться Оскар Рибейру (фамилия матери) Соарес (фамилия отца). Однако, отец, который жил и воспитывался в доме дяди, его фамилию Нимейер в знак уважения присоединил к своей родовой.
  • В 1970-е гг. увлекся проектированием мебели: его диваны с пружинящими «ножками» и кожаные кресла, чаще всего выполненные в соавторстве с дочерью Аной-Марией, художником-декоратором, часто выставлялись как в Бразилии, так и за рубежом.
  • Одно из главных творений зодчего, «идеальный город» Бразилиа, который появился в 1960 г. в результате смелого инженерного и социального эксперимента, благодаря таланту и одержимости трех выдающихся людей, а также трудолюбию и стойкости 60 тыс. их соотечественников, спустя всего 27 лет с момента своего рождения был провозглашен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества, встав в один ряд с такими легендами, как Рим, Афины, Санкт-Петербург и Самарканд.

Некоторые высказывания великого зодчего