Основные способы образования слов в русском языке. Приставочно-суффиксальный способ

Префикс - одна из значимых частей слова. Она стоит перед корнем и может менять основное лексическое значение, или дополнять его.

Способ, при котором новое слово образуется с ее помощью, называется приставочным способом словообразования. Его отличие от суффиксального и приставочно-суффиксального состоит в том, что, изменяя основу таким образом, вы не меняете часть речи, к которой оно принадлежит. Максимум, что может приставка - это изменить категорию слова внутри части речи.

Некоторые префиксы тесно связаны с предлогами и имеют то же значение, что и эти части речи. К таким приставкам относятся из-/ис-, под-, над-, со-/с-, до-, от-, за- и многие другие.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с . Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с - перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Образование слов с помощью приставок

Приставочный способ словообразования имеет свои особенности для каждой части речи. Их мы обсудим отдельно

Существительное

С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

пол - подпол

порядок - беспорядок

внук - правнук

заголовок - подзаголовок

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

мобилизация - демобилизация

революция - контрреволюция

Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто - от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина - подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати - съзьдати - созидать - создать - со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание ).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных - их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

пример

привет

природа

прибор

причуда

Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее - от глаголов после усечения суффикса:

мера - мерить - примерять - пример

Как видим, пример , несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку .

Еще сложнее с привет . В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

тропики - субтропики

субъект и объект

Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Глагол

Глагол - довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид - категория, которой обладает конкретный глагол.

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать . Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть - кольнуть ). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия -ть )

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

стоять - отстоять

знать - познать

сердиться - рассердиться

бить - прибить

бежать - прибежать

плыть - отплыть

грызть - загрызть

плескать - выплескать

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать - с делать (отличия практически нет)

решать - раз решать (отличие налицо)

жечь - от жечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить - вос ходить

страдать - со страдать

носить - воз носить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать - де приватизировать

квалифицировать - ди сквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить - из водить - произ водить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение - некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить .
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах наи выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з , если глухая - ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор .
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере- . Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление .
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: при вести, при знать, при служник, при брежный .
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни- , с ударением - не- . В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. ни когда, не когда .
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение - контр-адмирал .

Некоторые интересные случаи

Иногда возникают затруднения с морфемным разбором слов, когда в слове хочется выделить приставку, а на самом деле ее нет. Или ее не было никогда, или она существует только этимологически. Для проверки лучше всего обратиться к словарю, но ряд случаев приведем здесь.

премьера - нет ее, корень восходит к латинскому порядковому числительному «первый»;

президент - слово заимствовано целиком, в русском языке не распадается на продуктивные морфемы;

присный - выделяется этимологически, корень в современном русском непродуктивен, нынешняя корневая основа - присн-;

здание - приставки никогда не было, корень зд- (однокоренные: созидать, зодчий );

выгода - стала частью корня;

искажать - тоже самое;

обмануть - так же;

прейскурант - германский корень Preis.

Наиболее часто такие слова начинаются на пре- и при-, и это понятно: латинская приставка prae- имеет то же происхождение (как и наша пре-), и процессы, которые с ней происходили в иностранных языках, аналогичны таковым в русском.

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Основные способы образования слов в русском языке

При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются:

1. имена существительные:

к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;

2. имена прилагательные:

к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;

3. местоимения:

к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;

4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

5. наречия:

к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

Чаще всего суффиксальным способом образуются:

1. имена существительные

Помощь + суффикс -ник- получается помощник

Камень + суффикс -щик- получается каменщик

Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

Учить + суффикс -тель- получается учитель

Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

Строить + суффикс -ени- получается строение

Стол + суффикс -ик- получается столик

2. имена прилагательные

Забота + суффикс -лив- получается заботливый

Весна + суффикс -н- получается весенний

Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

Серый + суффикс -еньк- получается серенький

3. наречия, оканчивающиеся на О:

К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно

К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник

К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный

К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться

К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому

Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .

Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .

Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .

Проанализируем два предложения:

1. В город приехало новое лицо .

2. Я люблю все новое .

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

За́мок - замо́к

Другая распространённая причина появления омографов это факультативность написания буквы ё. Например, если опустить точки над буквой ё, то следующие слова станут омографами:

Всё - все

чёрта - черта́

Омографами могут быть как совершено разные слова, так и однокоренные слова:

Жа́ркое - жарко́е

А также словоформы одного слова. Например,

пчёлы - пчелы́

зи́мы - зимы́

Паро́нимы (от др.-греч. παρα- - приставка со значением смежности, ὄνομα - «имя») - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат - адресан т. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями .

Сино́нимы (от др.-греч. σύν – вместе + ὄνομα – имя) - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница , смелый - храбрый , идти - шагать.

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.

Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования - динамичность. Ведущая часть речи - глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.

Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод - общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко - и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.

Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис - это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы - это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод - итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.

Виды изобразительно-выразительных средств
1. ТРОПЫ (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение: Твоих задумчивых но- чей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: Анчар, как грозный часовой, стоит один - во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Синекдоха - один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения: И слышно было до рас- света, как ликовал француз (имеется в виду вся французская ар- мия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение - троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности: медицина - змея, обвивающая чашу, хи- трость - лиса и т. д.
Перифраз - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления: царь зверей - лев.
Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).

Стилистические фигуры
(основаны на особом синтаксическом построении речи)
Риторическое обращение - придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п.: О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов)
Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность вы-сказывания: И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора - повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием: Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые
(А. Апухтин).

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление: И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий: живой труп, мертвые души и т. д.
Градация - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабле- ния эмоционально-смысловой значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена (А. С. Пушкин).
Именительный темы (именительный представления) - слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рас- суждения): Письма. Кто их любит писать?
Парцелляция - намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл: Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
(предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин) (предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия - нарушение общепринятой грамматической после- довательности речи: Белеет парус одинокой в тумане моря голубом.
(М. Ю. Лермонтов) (по правилам русского языка: Одинокий па- рус белеет в голубом тумане моря.)

В русском языке есть пять стилей речи:
1) разговорный;
2) художественный;
3) публицистический;
4) официально-деловой;
5) научный.

  1. Аффиксация (морфологический способ):
  • приставочный способ;
  • суффиксальный способ;
  • приставочно-суффиксальный способ.
  • Бессуффиксный способ.
  • Словосложение.
  • Аббревиация.
  • Морфолого-синтаксический способ
  • Лексико-семантический способ
  • Лексико-синтаксический способ
  • Типы образования слов:

    • через соединительную гласную (о, е) :
      • корень+корень = паровоз;
      • корень+корень +суффикс = земледелие;
      • корень+слово = лесозаготовка.
    • без соединительной гласной :
      • соединение усечённых слов или усечённых корней - колхоз;
      • усечённый корень + слово с «вынутой» серединой: эс(кадренный) мин(онос)ец = эсминец, нар(одный) ком(иссари)ат = наркомат;
      • сочетание усечённого корня + слово: танцевальный пол = танцпол, партийный + билет = партбилет.
    • аббревиатура : СНГ, НАТО.
    • сокращение (усечение конца): зонтик=зонт; доктор=док; преподаватель=препод.
    • конверсия - переход из одной части речи в другую без изменения слова. В русском языке явление представлено преимущественно субстантивацией прилагательных.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.



























    Подбородок Пододеяльник Приморский Собеседник Созвездие Подоконик Подберезовик Безбилетный Совремэнный Подорожник Сверяйте лексическое значпение! Сверяйте лексическое значпение! Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, без приставки не употребляются!










    3. Выделить только предыдущую ступень словообразователльной цепочки. В исследуемом слове должна быть выделена только та морфема (морфемы), которые участвуют в словообразовании. Например: Пароходный = пароход + н Близорукость = близорукий + ость Приходящий = приходить + ящ Завязанный = завязать + ан + н




    Укажите способ образования слова ИЗЫСКАННОСТЬ Им. п. – изысканность Сущ., образованное от прилагателльного (обозначает качество). Это качество «изысканного» чего- либо Сравниваем слова «изысканный» и «изысканность». Прибавился суффикс –ость-. Суффиксальный способ.


    Укажите способ образования слова ДОЗНАТЬСЯ Глагол, образовался от «знать» Без приставки ДО- употребляется, но приобретает другое значпение «дружить, быть знакимым». Без суффикса –ся не употребляется, значит приставка присоединилась вместе с суффиксом. Приставочно-суффиксальный способ.


    Определите способ словообразования Прислониться Обновлпение Дрожь Медлэнно Подружиться Работоспособность Ужинать Безнравствэнный Бездушный Рассказ 1. Суффиксальный 2. Бессуффиксный 3. Приставочный 4. Приставочно- суффиксальный


    Определите способ словообразования Присмотреться Конькобежец Вбежав Добропорядочность Пешеход Недостаточно По-немецки Приволье Плащ-палатка громкоговорителль 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией


    Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: регулировщица рокот ежегодник отголосок раскланяться изредка отягчить сотрудник трогателльный протрубить обтесать прикоснуться 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией


    Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Приставочно- суффиксальный 4. Сложпение 5. Сложпение с суффиксацией прикосновпение расступиться ступенчатый постройка замарашка лепет морщина озарпение опека промысел проржаветь пририсовать соблазн


    Проверка: Приставочный Раскланяться Протрубить Обтесать Прикоснуться Проржаветь Пририсовать Суффиксальный Регулировщица Ежегодник Трогателльный Прикосновпение Ступенчатый Постройка Замарашка Морщина Озарпение Приставочно- Суффиксальный Отголосок Изредка Отягчить Сотрудник Расступиться Бессуффиксный Лепет Опека Промысел Рокот Соблазн




    Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. 21) Мало кто знает о человеке, который равен подвигом своим Христу, который ходил «по воде, аки посуху». Ответ: посуху Наречие Образовано от прил. сухой с приставкой по- и суффиксом –у.


    Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (21) После этого они снова ищут работы: то ли сухой травы принести, то ли за водой сходить… Ответ: снова Наречие Образовано от прил. новый с приставкой с- и суффиксом –а.


    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… Ответ: бессмыслэнная Прилагателльное Образовано от сущ. смысл с приставкой бес- и суффиксом –энн. (без приставки не существует)


    Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (26) Исцарапали весь замок. (27) Этажерка с книгами, поверхность стола, постелль – все носило на себе свежие следы обыска. (28) Белье было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каким оставила его Машенька, уходя из дому. Ответ: обыск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. обыскивать.


    Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (3) У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4) Его нигде не было. (5) Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой. Ответ: поиск Существителльное со значпением действия. Образовано от глаг. поискать.


    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутрэнне распрямитесь. Ответ: распрямите Глагол в повелителльном наклонении. Образовано от прил. прямой с приставкой рас- и суффиксом –и. (без приставки не существует)






    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26) Сейчас, конечно, не художествэнная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидпение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А совремэнным дикторам нравится американская интонация. 1








    Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собствэнного духа, для укрепления собствэнной веры в добро, правду, красоту. 5




    Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такий спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. 7


    Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7) Слышишь, видишь, читаешь такие – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8) Это – самая распространённая, самая злокачествэнная болезнь нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийствэнным названием. 8


    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (3) На освещэнном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. 9


    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмыслэнная гибель… 10



    Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображпение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарствэнные травы, вместо того чтобы вышивать, видят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. 1




    Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (17) Из глубины истории идет и увлечпение алхимией, долгое время остававшейся попечителльницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечествэнников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксакивым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. 3


    Из предложений выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3) Я видел Плещеево - озеро около Переславля- Залесского. (4) И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) и озеро Синевир в Карпатах. (6) Пюхяярве может своей красотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жать расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером. 4


    Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (5) Но не такив удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных раздроблэнных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! 5


    Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такий, как все. 6






    Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Нелепость такиго «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. 9





    На вопрос Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна заданный автором Пользователь удален лучший ответ это если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна

    Ответ от Sailor [гуру]

    < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
    < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
    < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
    < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .

    < мимоходом.
    Зайди на сайт может еще что-то нароешь.


    Ответ от Ѐадич [гуру]
    Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
    При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
    При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
    Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).


    Ответ от хороший человек [гуру]
    если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК


    Ответ от Пользователь удален [гуру]
    например,
    приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"


    Ответ от Виталий ляпейко [активный]
    Там должен добавиться суффикс и прист.


    Ответ от Пчелка [активный]
    никак


    Ответ от Їунаев Алексей [новичек]
    Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
    При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
    Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
    Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
    От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
    Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
    Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.