Основные стадии волевого поведения. Волевые качества личности

Воля. Общая характеристика

Любая деятельность человека сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля – это сквозной психический процесс, та сторона психической жизни человека, которая получает свое выражение в сознательной направленности действий.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться.

В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия направлены на достижение поставленной цели. Именно осознанность действий характеризует волевое поведение.

Функции воли :

1) активизирующая (стимулирующая);

2) тормозящая.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе сознательной регуляции активности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевые действия различаются по своей сложности.

Простое волевое действие – побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

В основе сложных волевых действий лежит тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) осуществление принятого решения.

На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов . В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.



Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности , о которой пойдет речь в разделе “Личность”.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов.

Первый этап--возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все?за? и?против?, взвесив различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).

Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медицинского работника

Продолжительность каждого из перечисленных этапов различная и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того, чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, то есть способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Инициатива. Она особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств, следует отметить самостоятельность в решении, поступках, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”.

Волевые действия бывают простые и сложные . К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения;

7. преодоление внешних препятствий, трудностей, всевозможных помех, до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно- психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество . Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные:

– ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись, либо

– ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности. На личном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость выдержка и др. Их рассматривают как первичные или базовые качества личности. Такие качества и определяют поведение человека.

Волевое поведение в его развитой форме отличается тем, что всегда опирается на сознательно поставленную цель и не отклоняется от нее под влиянием случайно возникших обстоятельств. Волевого человека характеризует то, что он почти всегда достигает желаемого результата и отказывается от однажды намеченной цели лишь в том случае, если уже сделал все от него зависящее для того, чтобы ее достичь. У людей с развитой волей обычно высокая работоспособность и у них быстрее, чем у безвольных людей, вырабатываются общие и специальные способности, умения и навыки.



Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:

– преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные (речь);

– обретение человеком контроля над своим поведением (движение тела);

– выработка волевых качеств личности.

Нарушение воли.

Нарушения воли – бывают различными, особенно часто они выражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга /лобных долей/.

1. Гипобулия – понижение волевой активности, вялость, отсутствие интереса к общению.

2. Гипербулия – чрезмерная активность больного человека, кажущееся повышение деятельности.

3. Абулия – болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.

4. Ступор – состояние полной или частичной обездвиженности.

5. Парабулия – извращение волевой активности.

К патологии можно также отнести:

Негативизм – немотивированное стремление действовать на перекор другим.

Клептомания – навязчивое стремление к воровству ненужных, не имеющих ценности вещей.

Пиромания – навязчивое стремление к поджогам.

Мутизм – желание молчать, не отвечать на вопросы.

Пациенты с гипобулией и абулией нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их необходимо активировать при выполнении самых элементарных действий (соблюдение гигиенических навыков, прием лекарств, сдача анализов и т.д. При выраженных психических нарушениях – внимательное и заботливое отношение медперсонала.

Осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и , которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция . В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.

Существует специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения “Я хочу исполнить свой долг”.

Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные для поведения человека, которые направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Они являются по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу. Волевые действия могут включать в себя отдельные звенья и движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свою актуальность, т.е. первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени. Так, мореплаватели, решившие отправится в кругосветное путешествие, начинают свою подготовку задолго до путешествия. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности возникнут потом, когда они начнут свое путешествие.

Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия , которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно поступить в определенный вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями . Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни. Доказательством этого могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.

По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.

Исполнительные этапы волевого действия

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру.

В строении волевых действий выделяют несколько этапов:

  • возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • обсуждение и борьба мотивов
  • принятие решения и окончательный выбор цели
  • исполнение и достижение результатов.

Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, служащему организации необходимо подготовить какой-либо пакет документов. Его интересует его работа, он намерен получить высокую заработную плату, и хочет, чтобы руководитель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую зарплату и престижный — имеют общую направленность, так что борьба между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно выполнить работу. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения сложного материала и для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так при большом интересе к своей работе человек равнодушен к тому, какую он получит зарплату. Или, например, возникает сильный мотив вообще вне трудовой деятельности, допустим, посмотреть интересный фильм. Человек начинает взвешивать все “за” и “против”, рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора. Этот этап в структуре волевого действия получил название обсуждение и борьба мотивов . Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор.

Принятие волевого решения в значительной мере опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. Этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л. С. Выготский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А. Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации. Он приводил очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить прыжок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это. Л. И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий. В. А. Иванников подчеркивал, что через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения и таким образом, достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все останавливал свой выбор на нем. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит. В. И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом должествования (“я должен”), который формируется у личности как особое личностное качество.

Чтобы волевые усилия оказывали положительное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют высокая активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их влияние на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

Сила воли

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются параметры, которые могу характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Волевое усилие

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие . В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность

Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность . Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.

Инициативность

Пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность , самостоятельность. Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут предпринять что-либо сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка

На этапе побуждения волевого действия надо отметить такое качество воли, как выдержка . Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного поведения в эмоционально напряженной обстановке. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли.

Решительность

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность наблюдается в отсутствии колебаний и может казаться, что такой человек легко и свободно выбирает.

Энергичность

Еще одной важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.

Намерение

Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении . Так, например, курящий человек может принять решение (намерение) отказаться от этой пагубной привычки со следующего года. Но только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.

Самоконтроль

Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка . В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется. Например, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты и вследствие этого потеряет веру в свои силы и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

Локус контроля

Американским психологом Д. Роттером введено понятие “локус контроля ” (от лат. locus — “место” и фр. controle — “проверка”). Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Когда люди приписывают причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (случаю, судьбе), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля . Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля , обычно, принимают ответственность за свои поступки на себя.

Поступок

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, наоборот, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо.

Негативизм

Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управлять так же легко, как и конформистами. Для этого достаточно только ставить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что в действительности надо сделать.

Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому себе.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих. Например, некоторые молодые люди, выбирая будущую профессию, выбирают вуз, отдавая дань в пользу модной, престижной профессии, а не следуют своим стремлениям.

Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других сложных видов деятельности. В ней проявляется одна из самых существенных способностей человека — овладение собственным поведением, выбор своего пути.

Формирование волевых качеств

Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.

Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания.

Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии аффекта, транса, других измененных состояниях сознания.

В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Итак, отличие непроизвольных действий , т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.

Произвольные действия , напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:

1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;

2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.

3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;

4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.

Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явлений, психологи при этом не противопоставляют их познавательным и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс может быть одновременно и познавательным, и до определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание).

Исходными побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них. В отличие от потребности мотив является психическим побудителем к осуществлению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной переработкой стимула (нужды, потребности). Если преобладают однозначные мотивы, они усиливают возможность достижения цели. Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намеченной цели, тормозит активность человека (в некоторых ситуациях это является проявлением безволия).

Таким образом, воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли не всегда препятствует получению положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности. Например, у человека одновременно возникает побуждение к двум видам деятельности, но если он возьмется за оба дела одновременно, то это будет в ущерб как одному, так и другому. Происходит борьба мотивов. Тот мотив, который человек оценивает как более значимый в настоящий момент, порождает побудительную функцию воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется и в случаях, когда побуждения человека не соответствуют его представлениям о должной модели поведения. Например, если человек очень голоден, у него может возникнуть побуждение украсть буханку хлеба в булочной. Но для большинства людей такое поведение внутренне неприемлемо, и оно будет заторможено волевым усилием.

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для студентов пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.

Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:

1) решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;

2) самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;

3) смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;

4) настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);

5) исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;

6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;

7) дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Каждое из волевых качеств имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и т. п.

Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.

Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:

1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспрекословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли у него не сформировалась;

2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.

Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность.

Отличительными чертами волевого действия можно назвать осознанность и самостоятельность в принятии решения. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, это есть действие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е. для него всегда существует объективное основание. Во-вторых, волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения. В-третьих, в процессе волевого действия устраняется этот дефицит, что приводит к возможности достижения намеченной цели.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели. Надо отметить, что сложное волевое действие не во всех случаях вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, когда цель субъективна и возникает спонтанно. Если же она обусловлена внешними факторами и ее достижение необходимо для субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав определенный образ будущего результата действия. Возникновение борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке одновременно хочется и приготовить что-то особое на ужин, и посмотреть любимый сериал).

В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.

Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.

1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.

В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)

2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)

3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бессонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00, иначе возникнут проблемы с получением зачета.)

Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.

Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени.

Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.

Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели.

В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о нарушениях воли. Выделяют три вида подобных нарушений.

1. Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, невозможность принимать решения и исполнять их при полном осознании необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так называемое полевое поведение. Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой-либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.

2. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях головного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и делают невозможным осуществление волевого акта.

3. Гипербулия – это, напротив, чрезмерная волевая активность больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза, несколько менее выражена при гипертимии, может также иногда возникать при некоторых соматических заболеваниях.

Не следует путать нарушения воли, вызванные тяжелыми расстройствами психики и встречающиеся сравнительно редко, с обычным слабоволием – результатом описанных выше условий воспитания. В последнем случае возможны коррекция слабоволия, воспитание воли на фоне изменения социальной ситуации развития личности и при способности человека к саморефлексии, критичному мышлению.

Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет важнейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха. Одним из основных отличий человека от представителей животного мира является, помимо абстрактного мышления и интеллекта, наличие волевой сферы, без которой любые способности оставались бы бесполезными и неактуализированными.