Основными методами исследования личности являются. Методы (методики) для исследования личности

Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно. Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах. Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях.

Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), которое составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов. Являются определенные требования, которых следует придерживаться при проведении анкетирования: во-первых, вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными; во-вторых, для начала необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты; в-третьих, наличие гарантии анонимности; в-четвертых, надежность и достоверность информации, которое можно получить в результате опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов. Преимуществом метода анкетирования перед беседой есть возможность собрать большое количество материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава. А недостатком этого метода есть то, что на объективность полученной информации существенным образом влияет, с одной стороны, наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах, из другого, -- способность респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.

Тест (от англ. lest -- проба, экзамен, испытание) является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений. Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер. Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:

  • 1) mecmы интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);
  • 2)тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);
  • 3) личностные тесты (с целью изучения) характеристик личности, ее психологических качеств);
  • 4) проективные тесты (названные тесты используют в случае, если исследованию поддаются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы. Тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять окончательное решение);
  • 5) тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей). Относительно формы, то за этим признаком тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.

Ценность теста в значительной мере зависит от правильности его использования и соблюдении условий психологического тестирования. Правильно примененный тест разрешает собрать за короткий срок большое количество информации, довольно ценный материал для качественного психологического анализа. Все это повышает производительность исследовательской работы.

Метод эксперимента является основным в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним в психологии понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит. Он большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют эксперимент.

Различают две разновидности психологического эксперимента: естественный (он базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях: создаются специальные экспериментальные условия, которые не поднимают обычного хода событий); лабораторный (предусматривает проведение исследования в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала). Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п. Недостатком лабораторного эксперимента есть то, что для исследуемых создаются искусственные условия, которые существенным образом влияют на проявление их психики. Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод исторический и одновременно генетический, ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации выступает сам человек и события среды, которая его окружает.

Личность человека изучается с помощью следующих методов:

1) эксперимент,

3) проективные методы,

4) анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии,

5) наблюдение,

6) беседа.

Эксперимент или научно поставленный опыт используется для проверки гипотезы о причинно-следственных связях между объектами или явлениями. Эксперименту предшествует этап планирования, когда выбираются переменные, реакции на которые послужат доказательством или опровержением выбранной гипотезы.

Эксперимент широко используется не только для изучения личности, но и во всех областях научного знания для исследования самых разных явлений, а также в следственной практике.

Тест – это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

В психологии широко применяются тесты-опросники, которые представляют собой список вопросов/утверждений, позволяющие оценить степень выраженности у человека того или иного свойства личности.

Примеры опросников

· MMPI – миннесотский многофакторный личностный опросник – методика позволяет выявлять черты и типы характера, определять стиль поведения и общения, диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения, оценивать профессиональную пригодность, изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности. MMPI был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. в США и с тех пор широко используется в сфере здравоохранения, в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в сфере здравоохранения, в бизнесе, в силовых структурах. Опросник включает 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк. Завершается обследование построением «профиля личности».

· 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Тест был разработан группой ученых под руководством Рэймонда Кеттела в 40-50 гг. XX века в США. Тест позволяет оценить такие личностные качества как общительность, эмоциональная стабильность, гибкость мышления, независимость, податливость, беспечность, озабоченность, беспринципность, смелость, застенчивость, чувственность, твердость, мечтательность, практичность, утонченность, радикализм, консерватизм, сила воли, внутренняя напряженность, самооценка, самоконтроль и др. Методика широко распространена и используется во многих учреждениях, в том числе для подбора персонала.

В психологии существует огромное количество других опросников, разработанных учеными из разных стран. В настоящее время многие опроники имеют компьютерную версию, а не подсчитываются вручную.

Проективные методы – группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию: например, интерпретировать содержание сюжета картинки (методика ТАТ – тематический апперцептивный тест), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методике Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха). Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

Анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии. Метод основывается на сборе данных о личности человека, как получаемой от третьих лиц, так и на основе анализа материальных носителей информации об обследуемом.

Этот метод подразумевает изучение:

· условий жизни и развития человека, образа жизни;

· особенности взаимоотношений с другими людьми;

· медицинских документов (справки, медицинские карты и др.);

· прочих документов, характеризующих личность человека (документы об образовании, грамоты, договора, трудовые книжки, характеристики, послужные списки, почерк и др.);

· видео- и фотоматериалов.

В следственной практике для изучения личности в рамках этого метода могут также привлекаться:

· вещественные доказательства;

· протоколы допросов и следственных действий;

· заключения судебных экспертиз.

Следующие два метода исследования личности – наблюдение и беседа – используются в юридической практике, как следователями, так и адвокатами, прокурорами и другими представителями правозащитных органов, поэтому рассмотрим их подробнее.

Наблюдение как метод исследования личности характеризуется:

· невмешательством в ход развития событий и процессы наблюдаемого явления;

· опосредованностью теоретическими гипотезами, которые в результате наблюдения подтверждаются или опровергаются;

· наличием цели, плана, предмета наблюдения;

· фиксацией результатов наблюдения (письменная запись в бланке наблюдения, видео и аудиозапись). Это делается с тем, чтобы любой другой человек мог оценить соответствие результатов наблюдения сделанным выводам.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики. Например, оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна.

Предметом наблюдения обычно являются (в случае наблюдения за людьми):

a) различные действия, движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары, объятия, поцелуи и пр.; совместные действия;

b) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность (эмоциональная выразительность), особенности лексического, грамматического и фонетического строя речи;

c) мимика и пантомимика, интонация;

d) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.;

e) сочетание перечисленных признаков.

Правила наблюдателя:

1) чтобы сделать вывод о типичном поведении человека необходимо проводить многократные систематические наблюдения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях; это позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

2) не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно причин наблюдаемого поведения;

3) сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте часто изменяет психологический смысл наблюдаемого. Например, агрессивность и негативизм подростка на допросе объясняется не его причастностью к преступлению, а спецификой протекания возрастного кризиса.

Еще одна особенность наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого:

a) «примелькаться», то есть часто присутствовать в окружающей среде, будучи углубленным в свое дело, и как бы не обращать внимание на наблюдаемого;

b) «схитрить», т.е. объяснить присутствие наблюдателя какой-либо посторонней, фиктивной целью;

c) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию;

d) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света – стеклом Гезелла;

e) использовать фото- и киносъемку скрытой камерой.

Три последние способа не всегда доступны, а два последних, кроме того, не вполне этичны, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Если присутствие наблюдателя неизбежно, (а чаще всего так и бывает), необходимо соблюдать этику поведения: быть тактичным, вежливым, ненавязчивым, доброжелательным.

Другая особенность наблюдения заключается в том, что мнение наблюдателя всегда субъективно. Чтобы сделать наблюдение более объективным, обычно увеличивают число наблюдателей, или используют регистрирующую аппаратуру (видеозапись и пр.)

Цели наблюдения

Обычно целью наблюдения является: 1) знакомство с предметом наблюдения и выдвижение гипотез; 2) проверка гипотез.

Для достижения первой цели наблюдается всё, чем проявит себя объект, без отбора каких-то отдельных его проявлений. Такое наблюдение называется «поисковым».

Наблюдение с целью проверки гипотезы строится иначе. Здесь цель конкретна и строго определена. Под давлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется «выбирающим».

Таким образом, цель определяет содержание наблюдения - что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к расчленению наблюдаемого на единицы.

Лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к крупным открытиям. Например, врачом психоневрологом Фере в 1888 г. было сделано открытие психогальванического рефлекса. Он обратил внимание на беспокойство женщины, имевшей слишком сухую кожу и ощущавшей, особенно в холодную сухую погоду, искры с кожи и волос. В сотрудничестве со знаменитым врачом Д"Арсонвалем он измерил статический заряд кожи, а потом обнаружил, что при действии некоторых раздражителей (голубое стекло перед глазами, запах эфира, достаточно сильные эмоции) этот заряд исчезает.

План (схема) наблюдения

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения и форму описания наблюдаемого.

Единица наблюдения - это отдельный наблюдаемый поведенческий акт, который а) соответствует цели наблюдения и б) отражает теоретические положения, с позиций которых изучается объект.

Форма описания отражает профессиональный язык и принятую терминологию в той или иной областях знаний.

Общие требования к записи наблюдений.

1. Основное требование – запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами.

2. Запись должна включать описание всей ситуации, в которой происходит наблюдаемое событие.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

Беседа как метод исследования личности представлен в следующих вариантах.

1. Стандартизированная беседа - имеет четкий план, запланированные вопросы и варианты ответов; отступление от плана беседы, переформулирование вопросов и ответов не допускается. Инициатива принадлежит исследователю.

2. Частично стандартизированная беседа - задан план беседы, заранее подготовлены вопросы, но допускаются свободные ответы и переформулирование вопросов в ходе беседы.

3. Свободная беседа - план беседы определяется в общих чертах, как тема обсуждения, ход беседы и задаваемые вопросы заранее не планируются. Оба собеседника могут проявлять инициативу в ходе беседы.

Полностью и частично стандартизированная беседа имеет как плюсы, так и минусы. Достоинства: 1) экономия времени, 2) возможность сравнения ответов разных людей, 3) может быть проведена малоопытным исследователем. Недостатки: является не вполне естественной процедурой, имеющей оттенок экзаменационного опроса.

Как правило, к полностью и частично стандартизированным беседам прибегают в том случае, если с собеседником уже установлено сотрудничество, а исследуемая проблема несложна.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню подготовки специалиста.

Этапы беседы

1. Вводная часть беседы предназначена заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству. Во вводной части испытуемому сообщается о примерной продолжительности беседы, степени ее анонимности и, если это представляется возможным, то о целях беседы и дальнейшем использовании результатов.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Набор используемых выражений и речевых оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

2. Начальная часть беседы характеризуется наличием общих открытых вопросов по теме беседы, провоцирующих собеседника излагать свои мысли и переживания. Такая тактика позволяет специалисту накопить определенную фактическую событийную информацию.

3. Основная часть беседы. Затем следует подробное прямое обсуждение основной темы беседы. От общих открытых вопросов специалист переходит к более конкретным. Это позволяет подробно исследовать содержание обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от специалиста, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

4. Завершающая фаза - это окончание беседы . Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

I. Использовать «Вы-подход». Этот подход подразумевает интерес к личности собеседника, постановку себя на место собеседника. В словесном плане он реализуется в виде отказа от формулировок от первого лица. Например, вместо «Я бы хотел...» - «Не хотите ли Вы...»; «Мне представляется...» - «Ваша проблема, похоже, заключается в том...», или: «Вероятно, тебе интереснее говорить о...». То же относится к констатации и передаче фактов. Например, вместо: «Хоть Вам и не известно» - «Как Вы знаете...»; «Вероятно, ты не слышал...» - «Ты, наверное, уже об этом слышал...». Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила.

II. Поощрить собеседника к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов». Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие: «Да?»; «Продолжайте, продолжайте, это интересно»; «Понимаю»; «Можно ли поподробнее». Важно, чтобы подобные ответы возникали естественно, высказывались свободно и непринужденно. Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т.е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они снимают напряжение у говорящего, возникающую из боязни быть непонятым, получить отказ, т.к. молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.

III. Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. (Другими словами, как спросишь – так и ответят). Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов , используемых в беседе.

1.По широте предстоящего ответа выделяются вопросы:

А. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?»; «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?». Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Использование такого типа вопросов осуществляется только со строго определенной целью - расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.

Б. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему». Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов.

В. Выясняющие вопросы - являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Для выяснения содержания ответа собеседника используется прием перефразирования , когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Это делается для проверки точности понимания слов говорящего. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас»; «Как я понимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...», «Правильно ли я понял, что Вы…». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

2. По смыслу предстоящего ответа выделяют вопросы:

А. «Да-нет» вопросы, т.е. закрытые .

Б. Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Например, «Это была женщина или мужчина?»

В. Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» - «Гриппом».

Г. Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы.

3. По функциональной роли вопроса выделяют:

А. Подспудные вопросы - это вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу. Подспудный вопрос рождает целую последовательность конкретных вопросов.

Б. Прямые вопросы - это средство реализации подспудного вопроса - Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы...»; «Что Вы думаете о..?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?» Они также могут быть сформулированы в безличной или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что...», «А как с Вашей точки зрения?».

В. Фильтрующие вопросы - выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Это делается для изобличения ложных ответов.

IV. Неприемлемые в беседе вопросы и высказывания:

a) наводящие вопросы, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

b) вопросы, первая часть которых содержит оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

c) вопросы, носящие произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной);

d) вопросы, слишком широко сформулированные относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»;

e) некоторые реплики могут быть восприняты собеседником как принуждение к беседе. Это высказывания следующего типа: «Это почему же?»; «Приведите мне хоть одну на то причину…»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не может быть, чтобы так уж плохо...». Они скорее приведут к прекращению разговора, чем к его продолжению;

V. Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать болезненную для собеседника область, то можно смягчить это общими фразами, преуменьшающими неблагоприятное впечатление: «Всем иногда приходится переживать неприятности, разочарования»; «Родители не всегда правильно понимают своих детей» и т.п. Иногда такие фразы облегчают испытуемому сообщение о важных для него событиях, ситуациях, оценках. Следует, однако, не злоупотреблять комментариями и высказывать их как можно реже, осторожнее и всегда продуманно.

Заключение

В психологии личностью называют совокупность социально значимых качеств индивида, которые проявляются в общественных связях и отношениях. Изучать личность можно с помощью следующих методов: эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности и биографии человека, проективные методы.

Юрист в своей профессиональной деятельности может исследовать личность клиента с помощью методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и биографии (ни тестирование, ни психологический эксперимент, ни проективные методы юрист не использует). Умение психологически грамотно «наблюдать» и «беседовать» со своим клиентом может значительно повысить эффективность профессиональной деятельности юриста и является составляющей его профессиональной компетентности.

Список литературы и источников

1. Аверин В.А. Психология личности. М., 2001. 192 с.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Выща школа, 1978.

3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.

5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина, 1970. С. 160-171.

7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Метод беседы в исследовании личности [электронный ресурс] http://www.psychology-online.net/articles/doc-1010.html

9. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В.. Метод наблюдения в психологии [электронный ресурс] http://www.psychology-online.net/articles/doc-1211.html

Вопросы

1. Какими характеристиками должен обладать индивид, чтобы можно было назвать его личностью?

2. Каждый ли человек является личностью? Каждый ли человек является индивидом? Аргументируйте ответ.

3. Какие психологические методы используются для исследования личности человека?

4. Какие психологические методы исследования личности используются для решения правовых вопросов?

5. Какими психологическими методами может пользоваться юрист в ситуации, когда необходимо изучить психологические особенности личности своего клиента?

6. В каких ситуациях юристу необходимо знание личностных особенностей своего клиента?

В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:

1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).

2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.

3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.

4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).

5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.

6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.

7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу "детектор лжи", в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

Качество судебно-психологической экспертизы, ее научный уровень во многом зависят от методов исследования. В судебно-психологической экспертизе могут найти применение все основные методы психологии: лабораторный и естественный эксперимент, беседа, наблюдение, изучение продуктов психической деятельности и др. Использование экспертом-психологом разнообразных методических приемов позволяет ему достаточно полно выявить основные особенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого, что создает основу для выводов по тем конкретным вопросам, которые поставлены перед экспертом. Каждая судебно-психологическая экспертиза - это монографическое исследование конкретной личности, психологических механизмов поведения человека в строго определенных условиях. Поэтому выбор экспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общими задачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов и сформулированными в постановлении или определении о проведении судебно-психологической экспертизы. Если, например, исследуется вопрос о наличии или отсутствии у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта, эксперту в первую очередь необходимо обратиться к изучению материалов уголовного дела, сбору и анализу биографических сведений о подэкспертном, провести с ним беседу. В случаях определения состояния психического развития несовершеннолетних обвиняемых, кроме уже названных методов, важное место в исследовании должны занять методы лабораторных экспериментов.

Специфической особенностью судебно-психологической экспертизы, отчасти сближающей ее в (методологическом отношении с судебно-психиатрической экспертизой, является то,., что «и один из используемых в исследовании методов не ведет прямо к ответу на поставленный перед экспертом вопрос. Подобно тому как эксперт-психиатр, обследовав больного и оценив тяжесть заболевания, логическим путем, оперируя имеющимися данными, может сделать вывод о способности подэкспертного сознавать значение своих действий и руководить ими, эксперт-психолог, проанализировав и обобщив полученные при исследовании результаты, имеет возможность, высказывать суждения по конкретным вопросам. Исключением могут быть, пожалуй, только некоторые экспертные исследования, направленные на установление принципиальной возможности свидетелей и потерпевших воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Таким образом, специфика судебно-психологической экспертизы заставляет с особой серьезностью и требовательностью относиться к подбору методов для каждого экспертного исследования. В психологии сложилось условное деление методов на «личностные», применяемые для исследования устойчивых и ситуативно обусловленных мотивов поведения, черт характера, эмоционально-волевых свойств испытуемых, и «интеллектуальные», выявляющие индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Однако большинство психологических методов таково, что при умелом использовании они, кроме основной информации, могут дать ценный дополнительный материал; результаты экспериментального исследования познавательной деятельности всегда содержат некоторые сведения и о характере испытуемого, его эмоционально-волевых и других личностных особенностях, равно как исследование «личностными» методиками способно обогатить представление об интеллектуальной деятельности человека. Кажущаяся простота некоторых психологических методов не должна вводить в заблуждение относительно легкости интерпретации полученных результатов. По-настоящему правильно они могут быть поняты и истолкованы только при соотнесении с известными профессиональному психологу теоретическими и экспериментальными общепсихологическими положениями. Применение любого психологического метода имеет смысл, если эксперт владеет им профессионально. В настоящей главе мы ограничиваемся задачей указать только на некоторые методы психологического исследования, которые могут быть использованы при проведении судебно-психологической экспертизы.

Первым этапом экспертного психологического исследования всегда должно быть изучение материалов уголовного дела. Знакомство с фабулой и обстоятельствами дела как бы вводит эксперта в атмосферу событий, которые ему предстоит исследовать, формирует представление о людях, выступающих в качестве подэкспертных. Практически нет и не может быть уголовного дела, в материалах которого полностью отсутствовала бы информация, представляющая интерес для психолога. Многие материалы дела могут и должны быть подвергнуты психологическому анализу. «Применение специальных знаний для решения возникших по делу вопросов (в конечном счете в этом заключается сущность всякой экспертизы),--пишет 3.М. Соколовский,- представляет собой не что иное, как истолкование под углом зрения специальных знаний определенных фактов». Психологическое изучение материалов дела необходимо для уяснения задач экспертного исследования, его границ и в некоторых случаях для уточнения вопросов следователя или суда. Все это имеет большое значение для составления плана и выбора методов дальнейшего исследования.

Основное внимание эксперта-психолога в процессе изучения материалов дела должно быть направлено на:

· данные, характеризующие психологические особенности личности подэкспертного;

· данные о поведении подэкспертного (в особенности, если экспертизе подвергается обвиняемый или потерпевший) в ситуации, составляющей фабулу дела;

· данные об отношении подэкспертного к исследуемым событиям;

· данные о динамике изменений показаний подэкспертного.

Изучение материалов дела помогает увидеть в собранных следователем или судом сведениях «белые пятна», не заполнив которые эксперт не в состоянии в полной мере попользовать свои специальные познания. Через следователя или судью эксперт имеет возможность получить недостающую ему информацию. Материалы уголовного дела составляют фундамент для ретроспективного психологического анализа фактов, имеющих непосредственное отношение к основным целям экспертизы. Сущность его заключается в оценке выраженных в юридических или житейских понятиях фактов с позиций научной психологии. Например, зафиксированные в протоколах допросов свидетельские показания о поведении обвиняемого в момент совершения преступления могут быть с психологической точки зрения истолкованы как указание на то, что он находился в состоянии физиологического аффекта.

Беседа с подэкспертным

Применение данного метода можно считать продуктивным почти во всех случаях проведения судебно-психологической экспертизы; В ходе беседы испытуемому задается ряд заранее подготовленных вопросов, содержание которых определяется целями исследования. Форма вопросов должна быть доступна исследуемому лицу, она выбирается с учетом его возраста, образования, жизненного опыта. Желательно, чтобы в беседе затрагивались обстоятельства, о которых испытуемый ранее давал показания на следствии или в суде. Содержащиеся в материалах дела протоколы показаний составляются, как правило, следователем и отражают почти неизбежное редакторское вмешательство, «приглаживание» высказываний допрашиваемого, в результате которого в протоколах допросов не находят места некоторые важные в психологическом отношении моменты. Поэтому эксперту-психологу следует стремиться к дословной записи ответов испытуемого с фиксацией пауз и главных особенностей его поведения во время беседы. Обсуждение в беседе с испытуемым сведений, ранее сообщенных им следователю или суду, не имеет целью проверку правильности его прежних показаний. Иногда необъективность в изложении фактов, стремление к их приукрашиванию могут служить индикатором психологических особенностей испытуемого. Беседа дает ценный материал, позволяющий судить и об интеллектуальных возможностях испытуемого, его способности логически мыслить, последовательно излагать свои соображения.

Знание свойств личности необходимо для прогнозирования индивидуального и группового поведения, правильной расстановки кадров. Поэтому руководителям в системах управления необходимо определять эти свойства в условиях производственной деятельности путем наблюдений, анализа деятельности, а также получать необходимые данные с помощью практического психолога. Наиболее популярными в психологии являются следующие методы Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика: СПб. Издательство "Питер", 2001, с. 159..

1. Наблюдение - это изучение личности в условиях естественной и привычной для него деятельности: игровой, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению фактов, на основе которых руководитель может сделать заключение о профессиональной пригодности сотрудников, успешности усвоения ими профессиональных знаний и навыков, способностей к решению конкретных производственных задач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания, восприятия и мышления, о типологических свойствах темперамента, чертах характера и т.п. Накопленный в результате наблюдения опыт позволяет отделить закономерные факты от случайных.

2. Беседа - осуществляется в условиях индивидуального или группового обучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, руководитель должен заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и руководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы поступают в письменной форме. Анкетирование может расширить объем получаемой информации за счет ответов более широкого круга людей, реже проводится беглый личный опрос-интервью.

3. Анализ результатов деятельности - это изучение результатов учебной и производственной деятельности сотрудников: отчетов, рефератов, рационализаторских и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений. Все это является богатейшим материалом определения мотиваций характера, способностей к теоретической и практической профессиональной деятельности сотрудников. Указанные три метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако некоторые методы требуют специальных психологических знаний. Они могут быть применены либо самим руководителем, либо могут дать ему необходимую информацию с помощью практических психологов.

4. Экспертный метод применяется в виде лабораторного или естественного экспериментов. Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораторных условиях с применением различной аппаратуры: кино - и кадропроекторов, ЭВМ, энцефалографов и др. Лабораторным экспериментом можно определить объем оперативной памяти, свойства внимания, восприятия объектов, тип нервной системы и др., применяя методы математической статистики для обработки полученных данных. Естественный эксперимент совмещает в себе достоинства наблюдения и эксперимента. Он осуществляется в условиях конкретной привычной для людей деятельности - учебной или производственной. Часто этот метод применяется для апробации новых методов обучения, новых учебных пособий, новой техники. Приемы формирования проблемных ситуаций, анализа происшествий, проведения деловых игр, опознания в следственной практике можно рассматривать как разновидности естественного эксперимента. В этих условиях сотрудники могут наиболее полно раскрыть свои интеллектуальные способности в решении профессиональных задач.

5. Тестирование - это специально разработанные задачи (пробы) для определения различных свойств индивида. Тесты допускают использование математической статистики, поэтому дают более точные данные, чем наблюдения и беседы, приближаясь в этом плане к эксперименту. Для решения задач исследования могут использоваться три основных вида тестов: - личностные, применяемые для определения индивидуальных свойств человека: темперамент, характер, способности (например, тесты Г. Айзенка, К. Леонгарда, Д. Кеттела и др.); - интеллектуальные, применяемые для определения уровня умственного развития и его соответствия возрасту человека (например, тесты Вине, Векслера, Штур и др.); - профессиональные, применяемые для профессионального отбора людей, изучения их мотивации и пригодности к определенным видам деятельности (например, профессиональный опросник Липпмана, тест ДДО Климова и др.). Однако следует помнить, что возможности тестов не безграничны, так как позволяют делать выводы о свойствах личности только в определенных пределах. Тесты дают нам данные о состоянии и возможностях человека только в данный период его жизни и профессиональной деятельности. Тесты, тем не менее, не дают основания судить о подлинных причинах наблюдаемых состояний и уровне развития индивида. Тесты не позволяют также с большой степенью определенности прогнозировать направление развития личности в последующий период его жизни. Важен также адекватный подбор тестов, который должен осуществляться только специалистами. Случайно подобранные одиночные тесты или случайное сочетание тестов не могут дать достоверной информации о свойствах личности.

6. Метод социометрии, разработанный Дж. Морено, применяется для оценки межличностных связей в группе и одновременно для определения статуса каждого из членов группы. Этот метод важен для определения пригодности человека к руководству и лидерству, к выполнению конкретной роли в структуре коллектива. Следует отметить, что оптимальным условием определения свойств личности является комплексный подход, обеспечиваемый адекватно подобранной системой методов, позволяющих всесторонне оценить личность во всех ее проявлениях. Для каждого руководителя в системах управления необходимо получить комплекс психологических знаний о свойствах личности. Знание психологических особенностей личности и умение учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Известный экономист В.И. Терещенко отмечал, что "при оценке деловых качеств управляющих предприятиями на первое место ставится знание рынка, на второе - умение организовать научно-исследовательскую работу и определить стратегическую линию поведения фирмы на последующие годы, на третье - знание человеческих отношений и умение их организовывать и использовать, умение ладить с людьми. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников - это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления" Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. - СПб, издательство "Союз", 1999. С. 238..

Методы исследования личности.


1. Психологические методы исследования личности

2. Социологические методы исследования личности

3. Общественная мисль как социологический метод исследования.


1.Психологические методы исследования личности.

Изучение личности не может развиваться, если не будет пополняться новыми и новыми фактами.

Методы изучения личности. Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно. Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах. Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях. Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета. Различается наблюдение как научный метод (при таких обстоятельствах наблюдения всегда целенаправленные, спланированные и систематизированные; оно становится методом психологического изучения людей тогда, если от описания переходит к объяснению психологической природы явлений) и жизненное наблюдение. Таким образом сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.

Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований: во-первых, любое исследование, которое стремится к объективности, состоит в определении круга исследуемых фактов, а также дальнейшего их наблюдения; во-вторых, отбор способа наблюдение; в-третьих, складывание плана и программы исследования; в-четвертых, направленность наблюдения на важные явления, обособление важного от несущественного, главного от второстепенного; в-пятых, объективная и точная регистрация фактов, формулирование из них определенных выводов; в-шестых, наблюдение требует ведения журнала;наблюдений и регистраций событий, стенографических записей, протоколов и т.п., в которых фиксируются не только факты, которые характеризуют действия, поступки, поведение, а и условия, в которых они происходили; в-седьмых, наблюдение следует проводить в естественных условиях и не вмешиваться в ход событий; в-восьмых, проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует выполнить повторные аналогичные наблюдения (на том же объекте и в одних и тех же условиях); в-девятых, наблюдение необходимо при возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.

При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности:

1) может возникнуть опасность получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;

2) наблюдение не всегда дает возможность отделять случайные факты от закономерных;

3) толкование полученных данных могут иметь субъективный характер, то есть на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.п.;

4) исследователь находится в пассивном состоянии, то есть не может изменить ход психического явления и вынужден ждать, пока появятся те или другие процессы, не имея возможности повтора;

5) наблюдение требует значительных затрат времени; 6) этот метод не дает возможности количественно проанализировать собранный материал. Относительно преимущества метода наблюдение сравнительно с другими, то она состоит в том, что психика проявляется в естественных условиях, то есть наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на «желательную», «одобряемое» поведение.

Различают такие виды психологических наблюдений:

включенное наблюдение (оно предусматривает, что исследователь сам на определенное время становится членом группы - объекта исследования и есть равноправным ее членом);

невключенное наблюдение (это наблюдения «со стороны»: наблюдатель не является участником группы - объектом наблюдения). В зависимости от позиций наблюдателя относительно объектов наблюдения выделяют открытое (при таком наблюдении исследуемые знают, что они являются объектом наблюдения) и скрытое (при таких условиях исследуемые не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью) наблюдение.

За фактором регулярности наблюдения разделяют на систематическое (при таком наблюдении исследователь посещает исследуемый объект на протяжении определенного времени) и эпизодическое. Наблюдение может также быть сплошным, если фиксируются все проявления психологической деятельности на протяжении определенного времени и выборочным, если регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается

Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), которое составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов. Являются определенные требования, которых следует придерживаться при проведении анкетирования: во-первых, вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными; во-вторых, для начала необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты; в-третьих, наличие гарантии анонимности; в-четвертых, надежность и достоверность информации, которое можно получить в результате опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов (к их формулированию выдвигаются высокие требования - они должны быть четкими, короткими, постановка в начале анкеты простых вопросов, которые постепенно усложняются, вопросы составляют с учетом личностно-психологических особенностей респондента: уровня образования, возраста, пола, наклонностей и преимуществ и т.п.).

Преимущественно каждая анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру и может состоять из таких коммуникативных компонентов: первый - эпиграф к анкете их обращение к респонденту (это делается с целью создания положительного эмоционального расположения духа респондента, содействию активизации его умственной деятельности в нужном направлении, положительного влияния на формирование мотивации к участию в опрашивании, подчеркивание роли общественной мысли); второй - сообщение о цели исследования, условия анонимности опрашивания, направление использования полученных результатов и их значение, правила заполнения анкеты и объяснение; третий - основная часть анкеты, которое содержит вопрос о фактах, поведении, продукте деятельности, мотивы, оценки и мысли респондентов; четвертый - вопрос о социально-демографических характеристиках респондентов (это своеобразная визитная карточка респондента, его схематический автопортрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).

Преимуществом метода анкетирования перед беседой есть возможность собрать большое количество материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава. А недостатком этого метода есть то, что на объективность полученной информации существенным образом влияет, с одной стороны, наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах, из другого, - способность респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.

Тест (от англ. lest - проба, экзамен, испытание) является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер. Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:

1) mecmы интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);

2)тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);