От чего умер иван грозный? Как умер иван грозный. Загадочная смерть Ивана Грозного

Иоанн IV Грозный является одной из самых неоднозначных и пугающих фигур в истории Русского государства. Дата рождения и смерти Ивана Грозного - 1533 и 1584 годы. Он был сыном великого русского князя Василия III, который умер в год рождения Иоанна. Первые 15 лет жизни будущего грозного царя проходили в атмосфере интриг и борьбы знатных родов, входящих в состав правящего боярского правительства. Возможно, именно это поспособствовало развитию жестокого и подозрительного характера.

Самые значительные факты правления Иоанна IV

  • 16 января 1547 года Иван IV получил царский титул и начал самостоятельно управлять государством. Через два года была создана новая партия, «Избранная рада», вместе с которой государь начал проведение реформ и создание централизованного государства.
  • Также были организованы Земские соборы, первый из которых прошёл в 1550 году.
  • В 1551 году был проведен Стоглавый церковный собор и произошла церковная реформа: царь запретил приобретать новые земельные владения церквям и монастырям и приказал вернуть ранее переданные им земли.
  • В 1553 году с подачи Иоанна IV на Руси появляется печатное дело.
  • Было создано для укрепления власти и царской безопасности
  • Внешняя политика ознаменовалась полным разгромом татарского ига в Поволжье.
  • Самым знаменитым «деянием» Ивана Грозного стала опричнина 1565-1572 годов, в сущности, представлявшая собой правительственный беспредел. По приказу царя, у людей силой отбирали земли, которые после были закрытыми для народа и служили нуждам царя. Опричники - царская свита - устраивали массовый террор и казни.

Когда умер Иван Грозный?

Существует множество версий, догадок и легенд о смерти царя. Согласно официальной версии, причина смерти Ивана Грозного - старость и болезнь. Что же на самом деле произошло в день, ставший датой смерти Ивана Грозного - 18 марта 1584 года?

Нельзя сказать, чтобы в год смерти Ивана Грозного для нее не было было никаких предпосылок. Считается, что Иван Грозный страдал сифилисом, что неудивительно при его вольном образе жизни. Это заболевание характеризуется периодами обострений и различными осложнениями. Уже 1584 года зафиксировано ухудшение здоровья царя, возможно, связанное как раз с обострением - он не принял латвийского посла из-за недуга. По свидетельствам историков, Иоанн распух и покрылся чирьями. Болезнь прогрессировала, и 16 марта государь даже впадал в беспамятство. Но 17 марта ему стало легче.

Кратко о смерти Ивана Грозного

Не все знают, что грозный царь был шахматистом. Существует картина, написанная художником Петром Цепалиным, которая хранится в Москве, в Музее шахмат. На ней изображен Иоанн VI в момент смерти - за игрой в шахматы.

Дата смерти Ивана Грозного - 18 марта 1584 года. Последний день Ивана Грозного описывается в «Записках о России» авторства Джерома Горсея. С утра государь составил завещание - то есть он готовился к смерти. Иоанн был достаточно суеверным и верил волхвам, предсказавшим день его кончины. Приблизительно в 3 часа после полудня царь пошёл в баню, напевая по своему обычаю. Там он провёл приблизительно четыре часа и вышел около 7 часов вечера, свежий и нормально себя чувствующий. Его усадили на ложе, и Грозный, намереваясь заняться игрой в шахматы, позвал своего фаворита - Родиона Биркина, принадлежавшего к дворянскому сословию.

Присутствовали и другие фавориты - Богдан Бельский и Борис Годунов, а также слуги и другие лица. Внезапно царь почувствовал резкую слабость и повалился на постель. Пока окружающие в панике суетились, посылали за разными снадобьями и врачами, Иоанн VI скончался.

Версия удушения

В оригинале вышеупомянутой книги, написанной на английском, используются слова «he was strangled», что можно перевести как «испустил дух» или «перестал дышать», а можно - «был задушен». Вероятно, благодаря этому источнику распространена версия о смерти царя в результате удушения. По вполне понятным причинам опровергнуть или подтвердить это невозможно. Учитывая вечные интриги при монарших дворах, в убийстве не было бы ничего фантастического.

В пользу этой версии говорит и то, что в последние мгновения жизни Ивана Грозного с ним были только Борис Годунов и Богдан Бельский. В те времена убийства скрывали далеко не всегда, но, тем не менее, если смерть царя - действительно дело его фаворитов, никаких причин раскрывать себя у них не было. Как говорил крупный специалист по средневековой истории России Александр Зимин: «Они могли сказать правду, а могли утаить одну из страшных тайн дворцовой жизни».

Кому была выгодна смерть Иоанна IV?

По мнению некоторых историков, вероятность участия в смерти Ивана Грозного Бельского и Годунова высока потому, что он хотел добиться развода сына Фёдора с сестрой Бориса, Ириной Годуновой. Это могло послужить причиной негативных последствий для царских фаворитов. Но с другой стороны, этот мотив мог быть лишь у Годунова. Бельскому, напротив, не было смысла убивать Грозного, ведь от царя зависели его благополучие и успехи. Впрочем, по словам всё того же историка Зимина, «чего не бывало при дворе Ивана Грозного!»

Другого мнения был исследователь Вадим Корецкий. Его точка зрения заключается в том, что был заключен заговор с целью убийства царя между Годуновым, Бельским и лейб-медиком Иоганном Эйлофом. Врача, по версии историка, подкупил Богдан Бельский. Годунову могли не нравиться планы Иоанна IV жениться на родственнице королевы Англии, так как междинастический брак подвергал риску русский трон - в результате такой женитьбы члены английской королевской семьи могли получить права наследования российской короны. А это привело бы к тому, что сын царя Фёдор мог потерять права на царствование, что было бы невыгодно для семьи Годуновых, ведь, как уже было сказано, женой Федора Иоанновича была Ирина Годунова.

Бельский же мог с трепетом ожидать плодов ярости грозного царя, ведь он был главой царских лекарей, а после того, как колдуны предсказали скорую смерть Иоанна, побоялся рассказать ему об этом. От царя было непросто что-то скрыть, и когда он услышал о страшном предсказании, хотел казнить и предсказавших, и Бельского. Над Богданом нависла угроза смерти, и ему больше нечего было терять. Если принять эту версию, то насильственная смерть Ивана Грозного представляется вполне логичной.

Она могла бы выглядеть следующим образом: выйдя из бани, Иоанн занялся игрой в шахматы, восседая на постели. При этом присутствовали Бельский, Годунов и другие лица из окружения царя. Богдан подал царю отравленный напиток под видом прописанного врачом лекарства. Выпив его, царь через непродолжительное время потерял сознание. В суете царские приближенные побежали за помощью, врачами и духовником царя, а Годунов и Бельский, оставшись наедине с Иоанном IV, задушили его.

Версия отравления

Другая популярная гипотеза о причине смерти царя Ивана Грозного - отравление. По словам автора уже упомянутой книги «Записки из России», английского посла, русский государь как-то раз взял в руки бирюзу со словами: «Видишь, как она изменяет цвет, как бледнеет? Это значит, что меня отравили. Это предвещает мне смерть».

Кроме подозрений царя и того, что отравление в Средние века было очень распространенным способом убийства, в пользу этой версии говорят и другие факты. В 1963 году при ремонте Архангельского собора Кремля, где похоронены Иоанн IV и его сын Иван, произошло вскрытие их гробниц. Останки монарших особ изучили и обнаружили огромное содержание токсичных веществ - мышьяка в 1,8 раза больше нормы, а ртути - в 32 раза.

Разумеется, это открытие дало пищу для новых догадок. С одной стороны, препаратами ртути лечился сифилис, который, возможно, был у государя. Это могло бы стать обоснованием такого количества ядов в останках. Но, во-первых, лечение не объясняет наличия в них мышьяка, а во-вторых, на костях не найдены признаки венерических заболеваний, потому большой вопрос, болел ли Иоанн IV сифилисом в действительности.

Кстати, ученые не обнаружили и явных признаков удушения - хрящи горла остались целыми; однако это не может служить полным опровержением гипотезы, так как задушить царя могли и подушкой.

По легенде, смерть Ивана Грозного сопровождалась пострижением его в монахи. Существуют разные версии по этому поводу. Некоторые считают, что он был пострижен незадолго до смерти, другие, что уже мертвым. Но все, придерживающиеся мнения о постриге царя, сходятся в том, что это произошло в год смерти Ивана Грозного.

Конец династии Рюриковичей

После смерти Ивана Грозного официальным правителем стал его сын Фёдор. В 1591 году умер его младший брат Дмитрий. По некоторым версиям, это была насильственная смерть по приказу Бориса Годунова. В 1598 году скончался и царь Так как детей у него не было, династия Рюриковичей прервалась.

Правление Бориса Годунова

Новым государем Земский собор избрал Бориса Годунова, который правил 7 лет, до 1605 года. Нельзя назвать его совсем плохим правителем: внешняя политика в его царствование была весьма удачной. Продолжалось освоение Сибири и юга, русские войска укрепились на Кавказе. Небольшая война со Швецией закончилась Тявзинским миром в 1595 году, по условиям которого Россия вернула себе отданные в Ливонской войне города. Благоприятным правление Годунова было и для Русской Православной Церкви, так как в учредили патриаршество, избрав первым в России патриархом Иова.

Несмотря на эти успехи, в целом страна была не в лучшем положении. Борис Федорович дал дворянам льготы в ущерб крестьянам, тем самым сделав шаг к становлению крепостного права. В результате крестьянская жизнь стала гораздо менее благополучной и свободной. Вдобавок к этому, случилось несколько неурожайных, голодных лет подряд, и недовольство крестьян становилось все сильнее. Государь раздавал хлеб из своих хранилищ, пытаясь как-то исправить ситуацию, но это не возымело должного действия. В 1603-1604 году под предводительством Хлопка Косолапа случилось восстание в Москве. Правительству удалось погасить его, и организатор был казнён.

Однако в скором времени Годунову пришлось решать новые проблемы. Начались разговоры, что сын Ивана Грозного, остался жив, а убитым оказался его двойник. В действительности эти слухи распускали сторонники самозванца Лжедмитрия, которым был беглый монах Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он был сторонником Польши и пользовался поддержкой её войск, дав обещание польскому государю сделать Россию католической страной и поделить с Польшей часть русских земель. Люди, разумеется, не знающие об этом, и недовольные политикой Годунова, шли за самозваным царевичем.

Правление Лжедмитриев

Удачей для Лжедмитрия стала неожиданная кончина Годунова в 1605 году, после которой самозванец вошел в Москву и объявил себя новым царём. Два года он был правителем. К счастью для России, свои обещания Польше он не выполнил, но зато женился на польке, Марии Мнишек, и повысил налоги. Конечно, это обратило народ против нового государя.

Под руководством Василия Шуйского (который, как и Иоанн Грозный, принадлежал к старинному роду Рюриковичей) в 1606 году началось восстание, и Лжедмитрий I был убит. Предводитель же восстания стал государем вместо него. Василий Шуйский постарался обезопасить трон он новых притязаний, пообещав боярам не касаться их владений, а также показав народу останки настоящего Дмитрия Иоанновича, чтобы люди больше не верили самозванцам.

Однако это не помогло, и в 1606 году снова произошло восстание недовольных крестьян под предводительством Болотникова. Он был ставленником организатора движения против Шуйского, нового самозванца - Лжедмитрия II.

Захватив несколько городов, Болотников со своим войском подошли к Москве. Но тут случилось неожиданное для предводителя - часть восставших из дворянских родов предала его. Войско было разгромлено и началось отступление. После длительной осады города Тулы Болотников был убит и остатки повстанцев потерпели окончательное поражение.

Лжедмитрий II в это время шёл в Тулу на помощь, вместе с отрядом поляков, но после известия о разгроме восстания направился к Москве. К нему присоединялись новые люди, настроенные против Шуйского. Но Москву они взять не сумели и расположились в селе Тушино под Москвой, произошло это в 1608 году. За это Лжедмитрий II и получил общеизвестное прозвище Тушинский вор. В августе в этот противостоящий правительству лагерь прибыли поляки вместе с женой покойного Лжедмитрия I, Мариной Мнишек, которая была тайно обвенчана с Лжедмитрием II.

В 1609 году поляки начали активное вооруженное наступление на Россию, Лжедмитрий II стал им не нужен, и ему пришлось бежать в Калугу. Летом 1610 года он попытался вновь подойти к Москве, но попытка окончилась неудачей, и последовало повторное бегство в Калугу, где Лжедмитрия II убили.

Народное ополчение

Василий Шуйский обращался к шведам за поддержкой в войне с Польшей и самозванцем. Однако шведы были не меньше поляков заинтересованы в русских землях, поэтому вскоре союз был расторгнут. Шуйский остался без поддержки перед лицом внешних и внутренних врагов. В 1610 году бояре, тайно поддерживающие поляков, свергли государя. Было образовано правительство, состоящее из бояр, так называемая Семибоярщина.

Вскоре бояре окончательно предали Россию и возвели на престол Владислава, польского королевича. Но народ не потерпел чужеземца на русском троне, и в 1611 году образовалось первое народное ополчение под предводительством Ляпунова. Оно потерпело поражение, но в 1612 году Мининым и Пожарским было создано новое ополчение, которое выступило к Москве. Вместе с оставшимися в живых участниками первого ополчения повстанцы освободили столицу от иностранных захватчиков. Так закончилась польская интервенция.

Конец Смутного времени

В 1613 году, наконец, закончилась начавшаяся после смерти Ивана Грозного Смута. Земский собор избрал нового царя. Было множество претендентов на российский престол - сын Лжедмитрия II Иван, шведский некоторые бояре. В итоге новым русским государем выбрали представителя боярского рода, сына патриарха Филарета - Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

В 1533 году умирает Василий 3, передав трон своему старшему сыну Ивану. Ивану Васильевичу на тот момент было 3 года. До совершеннолетия он не мог править самостоятельно, поэтому первые годы его правления характеризуются властью матери (Елены Глинской) и бояр.

Регентство Елены Глинской (1533-1538)

Елене Глинской в 1533 году было 25 лет. Для управления страной Василий 3 оставил боярский совет, но фактическая власть оказалась в руках Елены Глинской, которая безжалостно вела борьбу со всеми, кто мог претендовать на власть. Ее фаворит, князь Овчина-Оболенский провел расправу над некоторыми боярами совета, и остальные уже не противились воли Глинской.

Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен.

Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным. Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу:

  • Копейка (на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название).
  • Деньга – равнялась 0,5 копейки.
  • Полушка – равнялась 0,25 копейки.

В 1538 году Елене Глинская умирает. Предположить. Что это была естественная смерть – наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.


Боярское правление (1538-1547)

В возрасте 8 лет князь Иван Васильевич остался сиротой. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».

На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране.

Воспитание Ивана Грозного

На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:

  • Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
  • Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
  • Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.

Самостоятельное правление

Венчание на царство

16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси .

Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову). Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля.

Первый шок самодержца

Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.

В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова. Народное негодование было направлено на Глинских, которых обвинили в колдовстве и разжигании пожара. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы.

Вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой.

Иван 4 Васильевич

В очередной раз случилось противоречие – царь был уверен в безграничности свой власти, но увидел силу природы, вызвавшую пожар, силу людей, поднявших восстание.

Система управления государством

Систему управления Россией при правлении Ивана Грозного нужно делить на 2 этапа:

  • Период после реформ Избранной Рады.
  • Период опричнины.

После реформ систему управления можно графически изобразить следующим образом.

В период Опричнины система была другой.

Был создан уникальный прецедент, когда одновременно в государстве было 2 системы управления. При этом Иван 4 сохранял за собой титул царя в каждой из этих ветвей управления страной.

Внутренняя политика

Правление Ивана Грозного в плане внутреннего управления страной делится на этап реформ Избранной Рады и опричнины. Причем эти системы управления страной кардинально отличались друг от друга. Вся работа Рады сводилась к тому, что власть должна находиться у царя, но в ее реализации он должен опираться на бояр. Опричнина сосредотачивала всю власть в руках царя и его системы управления, а бояр отодвигала на второй план.

Во времена Ивана Грозного случились большие изменения в России. Были реформированы следующие направления:

  • Упорядочение закона. Принят Судебник 1550 года.
  • Местное управление. Была окончательно отменена система кормлений, когда бояре на местах набивали карманы, а не решали проблемы региона. В результате местное дворянство получило больше власти в свои руки, а Москва – более успешную систему сбора налогов.
  • Центральное управление. Реализована система «Приказов», которые упорядочили власть. Всего было создано более 10 приказов, которые охватили все сферы деятельности внутренней политики государства.
  • Армия. Была создана регулярная армия, основу которой составили стрельцы, пушкари и казаки.

Стремление укрепить свою власть, а также неудачи в Ливонской войне, привели к тому, что Иван Грозный создает Опричнину (1565-1572). Мы можете дополнительно ознакомиться с этой темой на нашем сайте, но для общего понимания важно отметить, что по ее итогам государства фактически разорилось. Началось увеличение налогов и освоение Сибири, как шаги, способные привлечь дополнительные деньги в казну.

Внешняя политика

К началу самостоятельного правления Ивана 4 Россия значительно утратила свой политический статус, поскольку 11 лет правления бояр, когда заботились не о стране, а о собственном кошельке, сказывалось. На таблице ниже указаны основные направления внешней политики Ивана Грозного и ключевые задачи по каждому направлению.

Восточное направление

Здесь были достигнуты максимальные успехи, хотя начиналось все не лучшим образом. В 1547 и 1549 годах были организованы военные походы на Казань. Оба этих похода закончилось неудачно. Но в 1552 году городу удалось взять. В 1556 году присоединено Астраханское ханство, а в 1581 году начат поход Ермака в Сибирь.

Южное направление

Были предприняты походы на Крым, но они были неудачными. Крупнейший поход пришелся на 1559 год. Доказательство того, что походы оказались неудачными, - в 1771 и в 1572 года Крымское ханство осуществляет набеги на юные территории России.

Западное направление

Для решения проблем на западных границах России в 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну. До определенного времени казалось, что они может окончиться успехом, но первые локальные неудачи в войне сломали русского царя. Обвиняя в поражениях всех вокруг он начал Опричнину, которая фактически разорила страну и сделала ее небоеспособной. В результате войны:

  • В 1582 году подписан мир с Польшей. Россия потеряла Ливонию и Полоцк.
  • В 1583 году подписан мир со Швецией. Россия потеряла города: Нарва, Ям, Ивангород и Копорье.

Результаты правления Ивана 4

Результаты правления Ивана Грозного можно охарактеризовать противоречивыми. С одной стороны есть бесспорные признаки величия – Россия расширилась до огромных размеров, получив выход в Балтийское и каспийское моря. С другой стороны экономически страна находилась в удручающем положении, и это несмотря на присоединение новых территорий.

Карта

Карта России к концу 16 века


Сравнение Ивана 4 и Петра 1

Российская история удивительна – Иван Грозный рисуется тираном, узурпатором и просто больным человеком, а Петр 1 – великим реформатором, основателем «современной России». На самом деле эти два правителя очень похожи друг на друга.

Воспитание . Иван Грозный рано лишился родителей, и его воспитание пошло на самотек – занимался чем хотел. Петр 1 – учиться не любил, но любил изучать армию. Ребенка не трогали – занимался чем хотел.

Бояре . Оба правите росли в период жесткой боярской грызни за престол, когда лилось множество крови. Отсюда ненависть обоих к знати, и отсюда же приближение к себе людей без рода!

Привычки . Сегодня пытаются очернить Ивана 4, говоря, что он был чуть ли не алкоголиком, но правда в том, что это в полной мере подходит и Петру. Напомню, что именно Петр создал «всешутейший и всепьянейший собор».

Убийство сына . Ивана обвиняют в убийстве сына (хотя уже доказано, что никакого убийства не было, и его сын был отравлен), но Петр 1 также вынес смертный приговор своему сыну. Более того он его пытал и от пыток Алексей умер в темнице.

Расширение территорий . Во время правления обоих Россия значительно расширилась территориально.

Экономика . Оба правителя довели страну до полного упадка, когда экономика была в ужаснейшем состоянии. Кстати, оба же правителя обожали налоги и активно их использовали для наполнения бюджета.

Зверства . С Иваном Грозным все понятно – тиран и душегуб – так его называет официальная история, обвиняя царя в зверствах относительно простых граждан. Но и Петр 1 был аналогичного склада – он бил людей палками, лично пытал и убивал стрельцов за бунт. Достаточно только сказать, что за правление Петра население России сократилось более чем на 20%. И это с учетом захвата новых территорий.

Сходств между этими двумя людьми огромное количество. Поэтому если вы восхваляете одного и демонизируете другого – возможно есть смысл пересмотреть свои взгляды на историю.

Иван Грозный – безусловно, одна из самых заметных фигур в российской истории. Личность его окружена множеством мифов, которые тесно переплелись с реальными фактами. Смерть этого правителя не стала исключением…

Конец Ивана Васильевича

Царя Иоанна Васильевича (Ивана IV) не зря прозвали Грозным. Историк Р.Г. Скрынников сообщает, что с 1533 по 1584 годы его правления было отправлено на казнь около 4 тысяч человек. Многих пытали… Но точно так же поступали и другие европейские правители, причем количество жертв куда более впечатляет…

10 марта 1584 года Иван Грозный отказался принять посла из Литвы «в связи с недугом». Тело государя сильно распухло, покрылось чирьями, от него исходил дурной запах…

16 марта состояние царя ухудшилось настолько, что он впал в беспамятство. Однако 17 марта горячая ванна принесла государю облегчение. 18 марта с утра он снова отправился в баню и после водных процедур почувствовал себя настолько хорошо, что сел играть в шахматы с окольничим Богданом Бельским. За игрой он внезапно почувствовал себя плохо, упал навзничь – и умер.

Завещание и монашество

Позднее вспомнили, что дату 18 марта называли царю карельские волхвы, которых он призвал для предсказаний. Разгневанный государь обещал их сжечь, если пророчество не сбудется. Но не успел…

Интересно, что Иван IV, по-видимому, предчувствовал скорую кончину, так как заранее составил завещание. Преемником он назвал сына Федора, которого многие считали слабоумным, и назначил помогать ему совет из бояр. Младшему сыну Дмитрию отходил Углич.

Ряд источников также утверждает, что перед смертью Иван Грозный раскаялся в своих грехах и жестокости, допущенной по отношению к людям. В день кончины он даже будто бы принял монашеский постриг и получил новое духовное имя - Иона. Факт пострига в монашество подтверждается: царь был похоронен в полном монашеском облачении.

«Отравители» и «душители»

Сразу же после похорон, состоявшихся на третий день в Архангельском соборе, пошли слухи о том, что смерть царя, возможно, была насильственной. Даже летопись XVII столетия утверждает, что Ивана Грозного отравили «ближние люди». Назывались имена бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского. Вот свидетельство гетмана Жолкевского по поводу Годунова: «Он лишил жизни царя Ивана, подкупив врача, который лечил Ивана, ибо дело было таково, что если бы он его не предупредил (не опередил), то и сам был бы казнен с многими другими знатными вельможами». Есть сведения о том, что в последней редакции завещания Годунов был исключен из будущего состава опекунского совета при Федоре… А по словам голландского дипломата Исаака Массы, яд в лекарство для царя положил Бельский, родственник Годунова. Историк В.И. Корецкий и вовсе считает, что царя для верности после приема им яда еще и задушили…

Факты против легенд

Версия об отравлении Ивана IV жила вплоть до 1963 года, когда вскрыли царскую усыпальницу и провели экспертизу останков. И что же? Содержание мышьяка в них вполне соответствовало норме. Зато наблюдалось повышенное содержание ртути, которую добавляли во многие лекарственные препараты, в том числе и от сифилиса, которым предположительно страдал Иван Грозный. Безосновательной оказалась и гипотеза об удушении царя: горловой хрящ был в целости.

Впрочем, много лет спустя главный археолог музея-заповедника «Московский Кремль» Татьяна Панова и ее коллега Елена Александрова, также занимавшаяся исследованием останков, заявили, что на самом деле допустимая норма мышьяка там была превышена более чем вдвое. И что, скорее всего, некто регулярно «потчевал» Грозного «коктейлем» из мышьяка и ртути, который в конце концов и привел к преждевременной смерти.

Известный советский антрополог М.М. Герасимов обнаружил, что в последние годы жизни у царя стали развиваться остеофиты – соляные наросты на поверхности костей, так, что ему было сложно передвигаться. По словам Герасимова, таких отложений он не встречал даже у глубоких стариков. Кстати, есть свидетельства о том, что в 50 с небольшим лет Иван Грозный выглядел уже дряхлым старцем… По-видимому, полагал ученый, сочетание таких факторов, как нездоровый образ жизни, постоянные нервные стрессы (военные походы и прочие политические встряски), а также вынужденная неподвижность и привели к раннему износу организма. А история с отравлением так и осталась на уровне гипотезы.

28 марта была годовщина смерти царя Ивана Васильевича, получившего прозвище «Грозный» за зверства, совершенные в отношении собственного народа.

С тех пор прошло, ни много ни мало, 500 лет. В те времена, когда непобедимый британский флот потерпел поражение от Испании, а первые пехотные испанские полки положили конец эпохе тяжелой кавалерии в битве при Павии. Именно тогда, в XVI веке, на другом конце Европы первый русский царь Иван Васильевич заработал себе прозвище «Грозный». И для того были все основания. По словам различных историков, он казнил тысячи своих подданных, подверг жесточайшим пыткам многих своих приближенных, подозревая, что они хотят его свергнуть. Типичная маниакальная одержимость.

Более того, считается, что этот жуткий персонаж (который, как ни странно, покончил с коррупцией в России и засильем бояр) любил истязать женщин, а за свою жизнь лишил девственности более 1 тысячи 500 девушек.

К счастью для Европы, смерть (которая не щадит никого) забрала Ивана Грозного 28 марта 1584 года. По крайней мере, его тело, поскольку предания о его жестоких деяниях пережили века. Он запросто мог приказать бросить живого человека в кипящее масло или сварить его в кипятке.

В последующие века его имя вызывало ненависть. Подтверждением тому является то обстоятельство, что, отдавая распоряжение о строительстве памятника истории России, царь Александр II особо отметил, чтобы в нем не присутствовал Иван Грозный. Почему же он подверг его подобному историческому остракизму?

Потому что считал, что, хотя Иван IV и образовал Российскую империю, присоединив к ней многие земли, он не заслуживал памяти из-за множества жестокостей, совершенных против собственного народа.

Но все же нашелся политический лидер, который превозносил этого изверга, как будто какого-нибудь героя. Это был Иосиф Сталин, поклонявшийся венценосному тирану и в 1944 — 1945 годах распорядившийся снять художественный фильм, возвеличивающий Ивана Грозного.

Жестокое детство

Иван Васильевич родился в холодных степях России около 1530 года. Сын Василия III и Елены Глинской, он принадлежал к древнему дворянскому роду. Уже в возрасте трех лет он испытал тяготы жизни, лишившись отца. Для управления страной был назначен Опекунский совет, хотя царский трон заняла его мать, выполняя функции регента ввиду несовершеннолетия сына.

Судьба нанесла Ивану Васильевичу второй удар, когда он уже был Великим князем Московским. В 1538 году в молодом возрасте скончалась его мать. Иван заподозрил, что она была отравлена боярами.

Независимо от того, что в действительности произошло с Еленой Глинской, можно с уверенностью утверждать, что эта смерть лишила страну авторитетного лидера и усилила междоусобную борьбу между боярами. Так считает специалист по истории России Пол Бушкович (Paul Bushkovitch) в своей книге «История России»: «Крупные боярские кланы — Глинские, Шуйские, Бельские и Оболенские — боролись за влияние при дворе и без тени сомнения отправляли в ссылку проигравших. Смерть матери Ивана еще более обострила дворцовые интриги».

Контекст

Почему Ивана IV прозвали Грозным

Le Figaro 04.02.2017

«Третий Рим» Ивана Грозного

Polonia Christiana 18.01.2017

Иван Грозный возвращается

Aftenposten 22.11.2016

В России снова любят Ивана Грозного

Politico 02.11.2016

Кремль чтит безумного убийцу Ивана Грозного

wPolityce 24.10.2016
Едва оправившись после смерти родителей, Иван стал объектом гонений со стороны той самой знати, которая должна была защищать его и научить, как правильно управлять своими подданными. Как утверждает Мигель Анхель Линарес (Miguel Ángel Linares) в своей книге «Плохие люди» ("Mala gente"), бояре рассматривали Ивана как помеху на пути к власти и поэтому подвергали его разного рода унижениям.

Большинство экспертов с этим согласны, хотя и расходятся во мнениях относительно того, в чем заключались эти унижения. Авторы наиболее распространенных гипотез утверждают, что его унижали, били безо всякой причины и не давали есть. Именно это утверждается в исторической документальной ленте «Иван Грозный» (2014 год), снятой при содействии российских и немецких экспертов, в частности, криминалиста бременской полиции Акселя Петерманна (Axel Petermann), судебного психиатра Хейди Кастнер (Heidi Kastner) и историка Морен Перри (Maureen Perri).

«Все детство он боялся за свою жизнь. Он не мог быть уверен, что его не бросят в колодец на верную смерть. Он чувствовал свою беспомощность и не мог никуда скрыться от этой ситуации. Он целиком зависел от милости своих мучителей и прекрасно это понимал», указывает Кастнер. Такого же мнения придерживается и Линарес, считающий, что Иван «бояре презирали Ивана», который «с трудом выжил в холодных залах Кремля».

В свою очередь, другие эксперты добавляют, что Иван значительный период своего детства Иван в буквальном смысле слова просидел под замком. Этот взгляд разделяет, в частности, Педро Гаргантилья (Pedro Gargantilla) в своей книге «Болезни, изменившие историю» ("Enfermedades que cambiaron la historia"): «Его детство было не легким. Он осиротел в малом возрасте, а бояре держали его взаперти в одной из кремлевских башен, где он испытывал голод и жестокие издевательства».

Похоже, перенесенные страдания стали первопричиной будущей неуравновешенности Ивана. Это доказывает тот факт, что будущий тиран сбрасывал собак и кошек с башни, в которой находился в заточении. И делал он этот «лишь ради того, чтобы посмотреть, как они разбивались о землю», — пишет Гаргантилья. «Издевательства над животными в столь раннем возрасте являются явным признаком расстройства психики», — заявил газете ABC криминалист Виторио Мартин Умбрия (Vitorio Martín Humbría).

Независимо от причины, очевидно, что на формирование характера Ивана Васильевича оказали влияние побои, унижения и издевательства. Возможно, именно поэтому, когда ему исполнилось всего 13 лет (14 лет, согласно другим источникам), он решил показать, кому принадлежит власть в той первобытной России. «В возрасте 13 лет он впервые показал сво1й сильный характер, отдав приказ о казни предводителя бояр князя Андрея Шуйского», — пишет Линарес. В тот день молодой правитель заложил основы того, что потом стало для него чуть ли не традицией: бросать своих врагов на растерзание своре разъяренных псов. «Собаки, которых он использовал, повиновались ему. Они были как бы продолжением его руки, вторым ‘я", показывая всем, кто хозяин в доме», пишет Кастнер в своем исследовании.

В ранней юности у Ивана случались острые приступы гнева, во время которых у него даже шла пена изо рта, а сам наследник престола иногда бился головой или вырывал пряди волос из своей головы. «После того, как приступ вспыльчивости проходил, он долгие часы проводил в тишине, уставившись в одну точку», — пишет Гаргантилья в своем труде.

Последняя связь с действительностью

Несмотря на скрытую психическую неуравновешенность, в 1547 год стал для Ивана периодом наибольшего душевного покоя. Это стало возможным благодаря его первой жене Анастасии Романовой. Согласно преданию, он выбрал ее из 1.500 претенденток. Брак укрепил его положение во власти и позволил стать настоящим царем. Именно Иван Васильевич первым этот титул. «Его венчал на царство митрополит Московский Макарий в 1547 году в Успенском Соборе. Макарий венчал Ивана IV уже не как Великого князя, а как царя», — добавляет Бушкович.

Анастасия открыла ему, что такое настоящая любовь, благодаря ее поддержке Иван IV сумел отменить прежние законы и покончил с коррупцией среди бояр. «В эти годы Иван IV предпринял коренное реформирование Российского государства, создав «Избранную Раду», некое подобие Госсовета, состоявшую главным образом из главы Русской православной церкви митрополита Макария, его духовника Сильвестра и советника Алексея Адашева. Он создал первое регулярное войско, состоявшее из стрельцов, которое завоевало Казань (1552) и Астрахань (1556), расширив таким образом границы России до суровых сибирских земель в 1583 году», — указывает Линарес.

Первая жена Ивана IV (дочери боярина Романа Захарьина-Кошкина, родоначальника династии Романовых) родила ему шестерых детей, из которых выжили лишь двое.

В те годы Иван Васильевич был счастлив, но, как уже повелось у него с малых лет, радость эта длилась недолго. Если быть более точными, до 1560 года, когда Анастасия скончалась. Хотя впоследствии царь снова женился, его душевное здоровье оказалось надломленным из-за смерти Анастасии. Это было наихудшее, что могло произойти с ним и с Россией. Гнев окончательно овладел им, и в итоге Иван IV превратился в авторитарного, жестокого и фанатичного правителя. Утратив последнюю связь с действительностью, он приобрел те черты, из-за которых его назвали «Грозным».

Начало кошмара

После смерти Анастасии Ивану IV везде стали мерещиться направленные против него заговоры. Он стал думать, что все за его спиной пытались свергнуть его с трона. В силу этого помешательства он стал преследовать всех, кого считал предателями. Можно было числиться одним из его ближайших сподвижников, но один неверный шаг мог вызвать гнев царя. «Злоба поселилась в нем, и царь распоряжался предавать жесточайшим пыткам своих возможных или предполагаемых врагов», — пишет известный автор Хорхе Блашке (Jorge Blaschke) в своей не менее известной книге «Тайная история Сатаны: Люцифер, скрытое лицо Бога» («La historia secreta de Satán: Lucifer, la cara oculta de Dios»).

Среди его любимых наказаний были обычные, которые от этого не переставали быть варварскими: его врагам ломали кости, избивали кнутам до тех пор, пока со спины не слезала вся кожа, или просто опаливали огнем. Но были и более изощренные зверства, которым подвергали предполагаемых предателей. «Иван IV распорядился сделать огромные сковородки, на которых живьем поджаривал своих жертв. Он также приказывал поочередно опускать их в кипяток и холодную воду до тех, пока с них не слезала кожа, и они погибали. Рассказывают, что он порезал на куски многих пленников», — пишет Петерманн.

Он обычно расправлялся с женами тех, кого подозревал в предательстве и вывешивал их обнаженные тела напротив тех домов, где они жили. Пострадавшие не могли ничего поделать, даже пожаловаться. Им оставалось лишь смириться со случившимся. Причины, по которым он совершал эти бесчинства, сейчас обсуждаются, хотя Петерманн считает (и это отражено в документально фильме, снятом в 2014 году), что это мог быть самый обычный садизм: «Тут могут быть две причины. Либо агрессивное помешательство, вызванное злобой и ненавистью по отношению к людям. С другой стороны, возможно, он получал от этого сексуальное удовольствие, поскольку казни и пытки протекали очень медленно».

Кастнер придерживается именно этой гипотезы: «Незащищенность других людей подтверждает сама форма власти изверга. Ему доставляет наслаждение уже даже не боль жертв, а реакция на боль, которую он им причиняет. Для него главное услышать ‘я боюсь вас, я страдаю, и только вы можете меня спасти‘».

Однако, пытки его предполагаемых врагов были не единственным способом дать волю гневу и обеспечить преемственность власти. Иван Грозный крайне жестоко подавлял любое восстание против собственной власти. Подрывные действия, как правило, являлись плодом его воображения. Наглядным примером может послужить расправа над новгородцами в 1570 году за якобы имевший место мятеж. Иван Грозный отправился туда во главе отряда из 15 тысяч человек. «Он сравнял город с землей и убил, по разным оценкам, от двадцати пяти до шестидесяти тысяч человек. Десятки детей были брошены в холодные воды протекавшей рядом реки только ради того, чтобы посмотреть на это страшное представление. Его необузданная жестокость не знала прецедентов в мире», — пишет Гаргантилья в своем труде.

Этот автор также указывает в своей книге, что в последние годы жизни Иван Грозный дал волю своим самым извращенным сексуальным фантазиям, «лишив девственности более полутора тысяч девушек и убив младенцев, родившихся в результате этих связей».

Восхищение Сталина

18 марта 1584 года Иван Грозный умер в возрасте 52 лет при странных обстоятельствах. После этого его имя тщательно обходили молчанием в России. По крайней мере, до тех пор, пока к власти не пришел И.В. Сталин, которого очень привлекала личность этого царя, при помощи жестокости и зверств создавшего огромную империю. Теперь во главе этой империи стоял Сталин.

Так считает целый ряд экспертов, в частности, Альваро Лосано Кутанда (Álvaro Lozano Cutanda). В своей книге «Сталин, красный тиран» («Stalin, el tirano rojo») он пишет, что советский лидер всегда находил время, чтобы ознакомиться с деяниями Ивана IV. Книги, повествовавшие о жизни Грозного царя, были одними из любимых в его библиотеке, насчитывавшей более 40 тысяч томов.

При этом Сталин неоднократно заявлял, что Иван Грозный был неоправданно «мягок». «Одной из ошибок Ивана Грозного была недооценка одной из пяти крупнейших боярских семей. Если бы ликвидировал эти пять семей, то не было бы Смутного времени. Но Иван Грозный мог кого-то казнить, а затем упустить много времени в раскаянии и молитвах. В этом смысле Бог был для него помехой. Ему нужно было действовать еще с большей решительностью», — указал советский лидер.

Несмотря на это, Сталин очень восхищался Иваном Грозным. Это стало очевидно, когда он дал задание советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну снять фильм о том, как первый царь боролся против тысяч заговорщиков ради укрепления России.

Художественный фильм был снят в 1944 — 1945 годах, чтобы обелить образ царя и покончить с тем, что вождь СССР считал очернительством его имени. Поэтому картина умалчивает о жестокостях Ивана Грозного, делая упор на его наиболее революционных начинаниях. «Сталин походил на Ивана Грозного. Суровый правитель, который не боялся предпринимать решительные меры против своих врагов, если считал, что это отвечает государственным интересам», говорит Перри в документальном фильме.

В итоге картина была удостоена Сталинской премии. И все же ей не удалось покончить с образом жестокого тирана, который неизменно возникал у людей при упоминании Ивана IV. Несмотря на то, что Иван Грозный был в высшей степени умен и образован по целому ряду вопросов, он все же предпочел творить бесчинства, оказавшись во власти темных сторон своей души.

Попытка возвеличить образ Ивана Грозного была сведена на нет Н.С. Хрущевым во времена холодной войны. Как утверждает Мигель Карлос Ибаньес Фос (Miguel Carlos Ibáñez Fos) в своей работе «Иван Грозный в российской и советской историографии» («Iván el Terrible en la historiografía rusa y soviética»), преемник Сталина сказал во время одной из встреч в Кремле: «Сталин был безумным тираном, как и Иван Грозный, с той лишь разницей, что царь убивал своих врагов, в то время как Сталин отправлял на казнь своих соратников».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Споры вокруг личности Ивана Васильевича IV Грозного ведутся вот уже четыре с лишним столетия и не утихают до сих пор. Для одних он - кровавый тиран, одержимый манией преследования, убийца тысяч своих подданных, для других - праведный царь, каравший изменников, державший на себе Русь, вполне достойный канонизации. Когда сталкиваешься с такими полярными точками зрения, возникает соблазн найти нечто среднее, но это - ловушка: среднего арифметического в таких случаях не бывает.

Без гнева и пристрастия

Существует несколько историографических традиций. Первая - дворянская, либеральная, представленная именами Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова и др., - однозначно рисует Грозного тираном-параноиком, загубившим во вторую половину царствования все блестящие результаты его первой половины. Вторая, возникшая в сталинскую эпоху и представленная именами С.В. Бахрушина, И.И. Смирнова, Р.Ю. Виппера, отчасти И.Я. Фроянова, видит в Иоанне Грозном сильного государя, расширившего пределы России, покорившего Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, даровавшего России земское самоуправление и т.д. и выкорчевывавшего боярскую измену.

Однако такие видные ученые, как Д.Н. Альшиц, В.В. Шапошник, Б.Н. Флоря, не спешат с приговором относительно деятельности Грозного, но стремятся к объективному, многомерному и всестороннему рассмотрению его деятельности.

Для того, чтобы «без гнева и пристрастия» явить подлинный облик грозного царя, на наш взгляд, надлежит исходить из следующих принципов:

1. следование источникам и отбор наиболее беспристрастных; подчеркнем: абсолютно беспристрастные источники найти для такого времени очень трудно, подчас невозможно;

2. нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку;

3. в историософской перспективе для оценки героя мы обязаны считаться с реальными фактами, реальными следствиями его деятельности, а не с групповыми и тем более «партийными» взглядами тех или иных историков.

Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском» , который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, - плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000.

Не лучше обстоит дело и с русскими источниками. Официальное летописание прекращается с 1568 года. Неофициальные летописи вроде «Псковского летописца» также не составляют полной и объективной картины. Хуже всего с документальной базой: царский архив Грозного был утрачен частично в результате событий Смутного времени, частично в результате пожара 1626 года. Один из главных документальных источников - Синодик опальных, составленный, вероятно, по донесениям опричников, является реконструктом, сделанным на основании разных рукописей ΧVII века .

«Тогда натерпелись мы лишений»

Тем не менее, в общих чертах картину царствования Грозного составить все же возможно. Какова она?

Во-первых, не будем забывать, что Иван Васильевич Грозный был сиротой. Его отец, Василий III Иванович, умер, когда Ивану было три года. Отметим, что сама эта кончина была весьма странной, если не сказать более: пустячный нарыв, несмотря на лечение лучшего врача, переходит в обширный сепсис, при этом лекарь всерьез не борется за жизнь пациента, а торжественно объявляет, что болезнь смертельна. Такой видный российский историк, как И.Я. Фроянов, считает, что смерть Василия ΙΙΙ могла быть связана или с отравлением, или со злонамеренно неправильным лечением . Мать Иоанна Грозного, Елену Глинскую, согласно общему мнению, опоили ядом бояре.

Малолетний Иван во всей силе познал горечь сиротства. У него на глазах бояре Шуйские узурпировали власть и расхищали казну. «И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили», - писал позднее Грозный Курбскому . За наружным уважением к царскому сану очевидными были презрение и кичливая спесь бояр-временщиков: «Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет - ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ».

В активе воспоминаний Грозного были и убийства его верных слуг Бельских, и расхищение родительской казны, и мятеж удельного князя Андрея Старицкого в 1537 году, и кровавое Московское восстание 1547 года, невозможное без подстрекательства бояр, когда погиб ближайший родственник царя - его дядя Юрий Глинский.

А одновременно с этим Ивану Грозному внушались высокие понятия о его царской власти, о том, что, сообразно словам диакона Агапита, царь по природе, конечно, человек, но властию подобен Христу, Сыну Божию. Высоту его призвания подчеркивало и венчание на царство, свершенное в 1547 году. Однако формальное самодержавие царя ограничивалось на каждом шагу - и традициями, и вмешательством Церкви, и многочисленными советниками типа священника Сильвестра и Алексея Адашева. Сам Грозный горестно резюмирует эти ограничения в Первом послании к Курбскому: «…и так вместо духовных стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами… Потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, - все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими» .

За фасадом успехов

Возможно, в словах Грозного было и сильное преувеличение, однако, действительно, так называемая «Избранная Рада» - Адашев, Сильвестр, Курлятев и другие - реально правила страной.

Историки считают 50-е годы ΧVI века - время «Избранной Рады» - самым блестящим периодом правления Грозного. Действительно, в это время присоединяется Казанское ханство, Астраханское ханство; проходит Стоглавый Собор; вводится земское самоуправление; принимается новая редакция Судебника; удачно - взятием Нарвы - начинается Ливонская война.

Тем не менее, было бы недолжным преувеличением считать эти победы исключительным достижением кружка Сильвестра и Адашева. В целом ряде событий мы видим руку молодого царя. Именно его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году, когда многие воеводы были склонны снять осаду и вернуться домой. Грозному принадлежало решающее слово в принятии плана штурма Казани в октябре 1552 года, он же деятельно участвовал в определении мест, где были установлены русские орудия, сыгравшие решающую роль во взятии города. Такое деяние, как Стоглавый Собор, на целое столетие определивший жизнь Русской Церкви, было немыслимо без активного участия царя, который и созвал Собор, и ставил вопросы пред отцами Собора, и умело, но ненавязчиво вел его ход. Влияние государя Ивана Васильевича ощущалось и в новой редакции Судебника, и в земской реформе, которая оформила и развила и городское, и сельское самоуправление. Наконец, война с Ливонией является исключительно инициативой царя, вызвавшей его трения даже с ближайшим окружением. Как показывают новейшие исследования (А.И. Филюшкин и др.) , война за Ливонию связана не столько со стремлением «открыть окно в Европу» - для этого достаточно было бы основать порт в устье Невы, что и сделал впоследствии Петр, - сколько с необходимостью увеличить земельный фонд для служилого дворянства, а равно раз и навсегда покончить с опасностью для северо-западных рубежей Руси.

Однако Грозный видел, что за всеми этими успехами скрываются так и не исправленные беззакония, неправосудие, рознь, неподчинение царю, а временами - измена и прямой саботаж боярства. Митрополит и его приближенные ходатайствовали за явных изменников, бежавших в Литву. Особенно болезненным был для Иоанна Грозного 1552 год, когда он заболел и его ближайшие приближенные отказались целовать крест в верности законному наследнику - малолетнему царевичу Дмитрию, а были готовы поддержать двоюродного брата царя - князя Владимира Андреевича, сына мятежника Андрея Старицкого. На следующий год при весьма странных обстоятельствах Дмитрий погиб: во время паломнического плавания почему-то под мамкой проломились сходни и почему-то царевич утонул. В 1560 году в расцвете лет неожиданно скончалась царица Анастасия - самый близкий царю Иоанну Васильевичу человек. В ее смерти Грозный прямо обвиняет бояр, преследовавших ее при жизни лютой ненавистью и в конце концов, по его словам, отравивших ее .

Первая половина 1560-х годов ознаменовалась целым рядом отъездов в Литву и побегов: особенно болезненным было предательство Андрея Курбского, Юрьевского воеводы, который не только выдал литовцам все секреты и планы русского военного руководства, но и лично предводительствовал отрядом против своих же соотечественников и единоверцев. Грозный справедливо сравнивает Курбского с Иудой-предателем и с Иродом: «Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев?» . В этой обстановке, как считал Грозный, необходимо решительно действовать. Но как?

В поисках образца правления

Вынужденный досуг царя Ивана Васильевича в отрочестве и юности способствовал глубокому знакомству с обширным кругом книг и прежде всего со Священным Писанием. Острый и наблюдательный ум царя подсказывал ему, что все прежние политические образцы для нынешней Руси не годятся: Византийская, или, лучше сказать, Восточно-Римская империя, и другие православные государства пали в силу того, что ее цари и правители, по мнению Грозного, слишком сильно зависели от вельмож и Церкви, государство разорялось, частные лица богатели, воинская сила слабела, и дело кончилось турецким нашествием и погибелью. «Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?» - пишет он Курбскому. О русском удельном порядке и говорить нечего: он привел к междоусобице и кошмару татарщины: «Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое» .

«И в том ли благочестие, чтобы… злодеев не держать в узде и отдаться на разграбление иноплеменникам?»

Что до польских и литовских порядков, которые были вожделенны для части русского боярства в силу вольности польских магнатов, то Иван Грозный прозорливо видел гнилость и бесперспективность этого строя: «Поэтому ты и нашел себе такого государя, который - как и следует по твоему злобесному собачьему желанию - ничем сам не управляет, но хуже последнего раба - от всех получает приказания, а сам никем не повелевает. Но ты не найдешь себе там утешения, ибо там каждый о себе заботится. Кто оградит тебя от насилий или защитит от обидчиков, если даже сиротам и вдовицам не внемлет суд. Что вы, желающие для христианства бед, творите!» Грозный как в воду глядел: в Литве Курбского ограбили, и он так и не нашел управы на своих оскорбителей.

В поисках иных образцов Грозный обращается к Востоку. Весьма популярным на Руси было сочинение Ивана Пересветова «Сказание о Магмет-салтане» , где в образе Магмет-салтана выведен идеальный правитель, жесткий, временами жестокий, но мудрый и правосудный. Иван Пересветов провозгласил: «Правда выше веры». В его словах - тоска по правосудию и правде многих русских людей, например знаменитого путешественника Афанасия Никитина, написавшего: «А русскую землю Господь сохранит, ибо нет земли подобной ей, а правды в ней мало» .

Но так ли это, неужели правда выше веры? У святителя Николая (Велимировича) есть проницательные слова: «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости. На развалинах справедливости люди пытаются выстроить равенство. Когда и это не удается, погибает все». Искони и русское общество, и русское государство утверждались на идеалах любви и братолюбия. Вот как обращается к своим боярам перед смертью победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской: «Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы - что отцы мне были, средних лет мужи - словно братья, молодые же - как дети. Знаете привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал Божией помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне Бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: “Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас головы свои сложить”. Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их. Пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами» .

Новый Моисей?

Грозный, формально чтя своего предка - «достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами», по сути дела отказывается от его духовного и государственного наследия и ищет иных образцов. Один из них - грозный пророк Моисей, который ради спасения народа не усомнился перебить 3 тысячи израильтян, поклонившихся золотому тельцу: «Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя - Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога». Не исключено, что когда Грозный шел в новгородский поход, где истребил около 2000 новгородцев (число, сравнимое с численностью евреев, убитых Моисеем) и уничтожил товары новгородских купцов, роптавших на него из-за упадка торговли, то уподоблял себя Моисею, который не только убивал идолопоклонников, но и стер в прах золотого тельца, смешал его с водою и дал пить его неверным израильтянам (см.: Исх. 32: 20).

Еще одна параллель между Моисеем и Иваном Грозным: во время казни 1570 года в Москве он лично пронзает копьем одного из приговоренных. Тем самым он как бы уподобляется ревнителю Финеесу, который остановил языческое развращение израильтян, прилепившихся было к языческому богу Ваалу и вызвавших гнев Божий на Израиль: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину (мадианитянку. - д. В.В. ) в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. (Чис. 25: 7-8).

Однако в приведенных выше словах царя значимо и другое: отказ от симфонии государства и Церкви, выражавшейся в праве патриарха или митрополита давать советы царю и печаловаться за опальных, отрицание всякой роли Церкви в государственной жизни и церковного законодательства для государственного: «Или скажешь мне, что там (то есть в Византии. - д. В.В. ) повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах многих людей; одно дело - отшельничество, иное - монашество, иное - священническая власть, иное - царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же, хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям - если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это самая совершенная заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

«Даже у отрекшихся от мира встретишь тяжелые наказания. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

Иными словами, Грозный, в отличие от византийских императоров, не считал себя ответственным перед Церковью, тем более перед подданными, но только перед Богом. С другой стороны, ответственность перед Богом за врученный ему народ он воспринимал со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда. Вот с какими упреками он обращается к Курбскому: «Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?» При этом Курбский погубил не только свою душу, но и души предков. Вот и царь несет ответственность не только за настоящее и будущее русского народа и своей семьи, но и за прошлое и уподобляется Моисею, который, как мать, носил Израиль на своих руках. Тем более что Россия - Московское царство - является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем, «станом святых и градом возлюбленных», со всех сторон окруженным еретиками, язычниками и врагами - предтечами антихриста. Это - святой воинский стан, подобный ветхозаветному, внутри которого нельзя допустить никакой скверны и никакой измены.

Все это достойно уважения, однако гиперответственность и эсхатологическое перенапряжение сыграли, на наш взгляд, с царем Иваном Васильевичем злую шутку. Деятельность его можно было бы определить двумя цитатами из русских классиков. Первая: «Одно правительство желает сопротивляться, но машет в темноте дубиной и бьет по своим» (Ф.М. Достоевский. Бесы). И вторая: «Каялись и грешили и под видом антихристов укокошили неантихристов» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Второй том). Результаты репрессий и опричнины оказались существенно отличными от поставленных целей.