Отказ от ограничительных условий парижского мира. Подписан парижский мирный договор

Главной задачей внешней политики России 1856 - 1871 гг. была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости на Черном море. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черно морская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Черного моря. Но решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости приходилось не военным, а дипломатическим путем, используя противоречия европейских держав. Этим объясняется столь крупная роль дипломатии именно в эти годы.

Отношения России с другими государствами в 1856 - 1871 гг. определялись их позицией в вопросе пере смотра отдельных статей Парижского договора. Франция, учитывая австро-русское соперничество на Ближнем Востоке, надеялась на поддержку России в австро-французском конфликте из-за земель в Северной Италии. Россия, в свою очередь, рассчитывала за это получить по мощь Франции в решении восточного вопроса.

Еще на Парижском конгрессе наметилось сближение России и Франции, которое не прекращалось до 1863 г, Оба государства действовали согласованно на Парижской конференции 1858 г., обсуждавшей положение Дунайских княжеств. Принятое решение ускорило образование в 1859 г. единого Румынского государства, В марте 1859 г. между Россией и Францией было заключено тайное соглашение, по которому Россия обещала благожелательный нейтралитет в случае войны Франции с Австрией.

В результате австро-французской войны 1859 г. Франция, получив Ниццу и Савойю, подписала с Австрией мирный договор. После победы над Австрией Наполеон III потерял интерес к союзу с Россией. Он укрепил дружественные отношения с Англией.

Резко ухудшились русско-французские отношения по время польского восстания 1863 г., когда Франция и Англия потребовали от царя созвать общеевропейский конгресс для решения польского вопроса. Напротив, Пруссия, боявшаяся потерять польские земли, поддерживала политику русского самодержавия. Солидарность с царизмом в польском вопросе привела к восстановлению дружественных русско-прусских отношений, нарушенных в годы Крымской войны. Пруссия пыталась использовать улучшение отношений с Россией для решения главного для нее вопроса - воссоединения Гер мании. В начавшейся датско-прусской войне 1864 г. из-за Шлезвига и Голштинии, находившихся в подчинении у Дании, и в австро-прусской войне 1866 с. царизм придерживался позиции благожелательного нейтралита по отношению к Пруссии.

Поражения Дании и Австрии усилили военную мощь Пруссии и ее влияние в Европе, что представляло особую опасность для Франции как пограничного государства. Борьба за гегемонию в Западной Европе неизбежно вела эти государства к войне. В августе 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. В сентябре 1870 г. французская армия была разгромлена под Седаном, а Наполеон III сдался в плен. В марте 1871 г. власть в Париже перешла в руки рабочего класса. Спустя 72 дня Парижская Коммуна была задушена объединенными усилия ми европейской реакции.

В результате военных побед Пруссии над европейскими государствами в 60 - 70-х годах, захвата Эльзаса и Лотарингии была создана Германская империя, ставшая на долгие годы очагом войн в Европе.

Франко-прусская война создала для России новое, по словам В. И. Ленина, «необыкновенно выгодное международное положение...» Разбитая Франция теряла ведущее положение в Европе и на Ближнем Востоке; Австрия, потерпев поражение в австро-прусской войне, также не представляла большой опасности. Перспектива ликвидации ограничительных статей Парижского мира становилась вполне реальной.

Еще в ходе франко-прусской войны, 19 (31) октября 1870 г., русское правительство опубликовало в «Правительственном вестнике» циркулярную депешу А. М. Горчакова, в которой говорилось о нарушении европейскими державами Парижского договора и указывалось, что Россия в силу этого не считает себя более связанной статьями, которые ограничивают ее права на Черном море, и отказывается от их выполнения. Циркулярная депеша А. М. Горчакова вызвала противодействие западных держав. Английское правительство прибегло даже к военной угрозе. Но обстановка в Европе не позволяла довести дело до войны. У Англии не было союзников; Франция воевала с Пруссией; русские войска находились у границ Австрии; Италия была занята борьбой за воссоединение страны. Поэтому европейские правительства приняли предложение канцлера Пруссии Бисмарка о созыве конференции с приглашением стран, подписавших Парижский договор.

Конференция, созванная в Лондоне в январе 1871 г., закончила работу в марте, отменив статьи, запрещавшие России держать военный флот и строить военные укрепления на Черном море. Она подтвердила принцип закрытия Черноморских проливов для всех иностранных военных кораблей, включая русские.

Отмена нейтрализации Черного моря была дипломатической победой России, укрепившей ее позиции на ближнем Востоке и в Европе.

После франко-прусской войны и Лондонской конференции 1871 г. расстановка сил в Европе изменилась, наступил новый этап во внешней политике России, который характеризовался активизацией ее действий на Балканах и в Средней Азии. В связи с возрастанием роли милитаристской Германии и ослаблением позиций Франции царизм стремился лояльной политикой по отношению к Германии предотвратить возможность ее выступления против России, а также добиться ее нейтралитета в случае осложнений на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Русско-германское сближение в условиях существования объединенной Германии повлекло за собой укрепление австро-русских отношений. Австро-русско-германский союз был особенно нужен России в период острой борьбы на Балканах и назревавшего англо-русского конфликта в Средней Азии. В этих условиях Россия рассчитывала использовать Австрию и Германию для нейтрализации действий Англии.

В августе 1872 г. в Берлине состоялся съезд трех императоров, а в апреле 1873 г. с небывалой торжественностью в Петербурге был встречен император Германии Вильгельм I . 24 апреля (6 мая) 1873 г. между Россией и Германией была подписана военно-оборонительная конвенция, по которой оба государства в случае нападения третьей державы обязывались оказывать друг другу помощь 200-тысячной армией. К этой конвенции присоединилась и Австрия, но с менее конкретными обязательствами. Так в 1873 г. был создан «Союз трех императоров». Подписывая соглашение, все три государства рассматривали союз как барьер против революции и национально-освободительных движений. Но подписанное в 1873 г. соглашение не устранило русско-австрийских противоречий на Балканах; Россия не могла допустить вторичного разгрома Франции, к чему стремилась Германия. В результате активных действий России в пользу Франции в 1875 г. при дипломатической поддержке Англии Германия вынуждена была отказаться от нападения на Францию, что не могло не сказаться на ослаблении русско-прусского союза.

Во имя бога всемогущего. Их величества император всероссийский, император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и император оттоманский, побуждаясь желанием положить конец бедствиям войны и с тем вместе предупредить возобновление давших к оной повод недоразумений и затруднений, решились войти в соглашение с Е. В. императором австрийским касательно оснований для восстановления и утверждения мира с обеспечением целости и независимости империи оттоманской взаимным действительным ручательством. На сей конец их величества назначили своими уполномоченными (см. подписи):

Сии полномочные, по размене полномочий своих, найденных в надлежащем порядке, постановили нижеследующие статьи:

Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между Е. В. императором всероссийским с одной, и Е. В. императором французов, ее в. королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Е. В. королем сардинским и Е. И. В. султаном — с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами, земли, во время войны завоеванные и занятые их войсками, будут ими очищены. О порядке выступления войск, которое должно быть учинено в скорейшее по возможности время, постановлены будут особые условия.

СТАТЬЯ III

Е. в. император всероссийский обязуется возвратить Е. В. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить Е. В. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.

Их величества император всероссийский, император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан даруют полное прощение тем из их подданных, которые оказались виновными в каком-либо в продолжение военных действий соучастии с неприятелем. При сем постановляется именно, что сие общее прощение будет распространено и на тех подданных каждой из воевавших держав, которые во время войны оставались в службе другой из воевавших держав.

Военнопленные будут немедленно возвращены с той и другой стороны.

СТАТЬЯ VII

Е. В. император всероссийский, Е. В. император австрийский, Е. В. император французов, ее в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Е. В. король прусский и Е. В. король сардинский объявляют, что Блистательная Порта признается участвующею в выгодах общего права и союза держав европейских. Их величества обязуются, каждый со своей стороны, уважать независимость и целость империи оттоманской, обеспечивают совокупным своим ручательством точное соблюдение сего обязательства и вследствие того будут почитать всякое в нарушение оного действие вопросом, касающимся общих прав и пользы.

СТАТЬЯ VIII

Если между Блистательной Портой и одной или несколькими из других заключивших сей трактат держав возникнет какое-либо несогласие, могущее угрожать сохранению дружественных между ними сношений, то и Блистательная Порта, и каждая из сих держав, не прибегая к употреблению силы, имеют доставить другим договаривающимся сторонам возможность предупредить всякое дальнейшее столкновение чрез свое посредничество.

Е. И. В. султан, в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения его касательно христианского народонаселения его империи, и желая, дать новое доказательство своих в сем отношении чувств, решился сообщить договаривающимся державам означенный, изданный по собственному его побуждению, фирман. Договаривающиеся державы признают высокую важность сего сообщения, разумея при том, что оно ни в каком случае не даст сим державам права вмешиваться, совокупно или отдельно, в отношения Е. В. султана к его подданным и во внутреннее управление империи его.

Конвенция 13 июля 1841 года, коей постановлено соблюдение древнего правила Оттоманской империи относительно закрытия входа в Босфор и Дарданеллы, подвергнута новому с общего согласия рассмотрению. Заключенный высокими договаривающимися сторонами сообразный с вышеозначенным правилом акт прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб он составлял неотдельную оного часть.

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора.

СТАТЬЯ XII

Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать все желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Черного моря, согласно с правилами международного права.

СТАТЬЯ XIII

Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военноморских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему Е. В. император всероссийский и Е. И. В. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военноморского арсенала.

СТАТЬЯ XIV

Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений. Сия конвенция прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб она составляла неотдельную его часть. Она не может быть ни уничтожена, ни изменена без согласия держав, заключивших настоящий трактат.

Договаривающиеся стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные Актом Конгресса Венского для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим чрез оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством. Судоходство по Дунаю не будет подлежать никаким затруднениям и пошлинам, кроме тех, которые именно определяются нижеследующими статьями. Вследствие сего не будет взимаемо никакой платы собственно за самое судоходство по реке и никакой пошлины с товаров, составляющих груз судов. Правила полицейские и карантинные, нужные для безопасности государств прибрежных сей реке, должны быть составлены таким образом, чтобы оные сколь можно более благоприятствовали движению судов. Кроме сих правил, свободному судоходству не будет постановляемо никакого рода препятствий.

СТАТЬЯ XVI

Для приведения в действие постановлений предыдущей статьи учредится комиссия, в коей Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния и Турция будут иметь каждая своего депутата. Сей комиссии будет поручено предназначить и привести в исполнение работы, нужные для очистки дунайских гирл, начиная от Исакчи и прилегающих к оным частей моря, от песка и других, заграждающих оные препятствий, дабы сия часть реки и упомянутые части моря сделались вполне удобными для судоходства. Для покрытия расходов, нужных как для сих работ, так и на заведения, имеющие целью облегчить и обеспечить судоходство по дунайским гирлам, будут постановлены постоянные с судов, соразмерные с надобностью, пошлины, которые должны быть определены комиссией по большинству голосов и с непременным условием, что в сем отношении и во всех других соблюдаемо будет совершенное равенство относительно флагов всех наций.

СТАТЬЯ XVII

Будет также учреждена комиссия из членов со стороны Австрии, Баварии, Блистательной Порты и Виртемберга (по одному от каждой из сих держав); к ним будут присоединены и комиссары трех придунайских княжеств, назначенные с утверждения Порты. Сия комиссия, которая должна быть постоянной, имеет: 1) составить правила для речного судоходства и речной полиции; 2) устранить все какого либо рода препятствия, которые встречает еще применение постановлений Венского трактата к Дунаю; 3) предположить и привести в исполнение нужные по всему течению Дуная работы; 4) по упразднении общей предназначаемой статьею XVI Европейской комиссии, наблюдать за содержанием в надлежащем для судоходства состоянии дунайских гирл и частей моря, к ним прилегающих.

СТАТЬЯ XVIII

Общая Европейская комиссия должна исполнить все ей поручаемое, а комиссия прибрежная привести к окончанию все работы, означенные в предшедшей статье, под №№ 1 и 2, в течение двух лет. По получении о том известия, державы, заключившие сей трактат, постановят определение об упразднении общей Европейской комиссии, и с сего времени постоянной прибрежной комиссии передана будет власть, которою дотоле имеет быть облечена общая Европейская.

СТАТЬЯ XIX

Дабы обеспечить исполнение правил, кои с общего согласия будут постановлены на основании изложенных выше сего начал, каждая из договаривающихся держав будет иметь право содержать во всякое время по два легких морских судна у дунайских устьев.

Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4-й настоящего трактата, и для вящщего обеспечения свободы судоходства по Дунаю, Е. В. император всероссийский соглашается на проведение новой граничной черты в Бессарабии. Началом сей граничной черты постановляется пункт па берегу Черного моря в расстоянии на один километр к востоку от соленого озера Бурнаса; она примкнет перпендикулярно к Акерманской дороге, по коей будет следовать до Траянова вала, пойдет южнее Болграда и потом вверх по реке Ялпуху до высоты Сарацика и до Катамори на Пруте. От сего пункта вверх по реке прежняя между обеими империями граница остается без изменения. Новая граничная черта должна быть означена подробно нарочными комиссарами договаривающихся держав.

СТАТЬЯ XXI

Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к Княжеству Молдавскому под верховной властью Блистательной Порты. Живущие на сем пространстве земли будут пользоваться правами и преимуществами, присвоенными Княжествам, и в течение трех лет им дозволено будет переселяться в другие места и свободно распорядиться своей собственностью.

СТАТЬЯ XXII

Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их.

СТАТЬЯ XXIII

Блистательная Порта обязуется оставить в сих Княжествах независимое и национальное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. Действующие ныне в оных законы и уставы будут пересмотрены. Для полного соглашения касательно сего пересмотра, назначена будет особая комиссия, о составе коей высокие договаривающиеся державы имеют условиться, Сия комиссия должна без отлагательства собраться в Бухаресте; при оной будет находиться комиссар Блистательной Порты. Сия комиссия имеет исследовать настоящее положение Княжеств и предложить основания их будущего устройства.

СТАТЬЯ XXIV

Е. В. султан обещает немедленно созвать в каждой из двух областей нарочный для того диван, который должен быть составлен таким образом, чтобы он мог служить верным представителем польз всех сословий общества. Сим диванам будет поручено выразить желания народонаселения касательно окончательного устройства княжеств. Отношения комиссии к сим диванам определятся особой от конгресса инструкцией.

СТАТЬЯ XXV

Приняв мнение, которое будет представлено обоими диванами, в надлежащее соображение, комиссия немедленно сообщит в настоящее место заседания конференций результаты своего собственного труда.

Окончательное соглашение с верховной над Княжествами державой должно быть утверждено конвенцией, которая будет заключена высокими договаривающимися сторонами в Париже, и Хати-Шерифом, согласным с постановлениями конвенции, дано будет окончательное устройство сим областям при общем ручательстве всех подписавшихся держав.

СТАТЬЯ XXVI

В Княжествах будет национальная вооруженная сила, для охранения внутренней безопасности и обеспечения безопасности границ. Никакие препятствия не будут допускаемы в случае чрезвычайных мер обороны, которые, с согласия Блистательной Порты, могут быть приняты в Княжествах для отражения нашествия извне.

СТАТЬЯ XXVII

Если внутреннее спокойствие Княжеств подвергнется опасности или будет нарушено, то Блистательная Порта войдет в соглашение с прочими договаривающимися державами о мерах, нужных для сохранения или восстановления законного порядка. Без предварительного соглашения между сими державами не может быть никакого вооруженного вмешательства.

СТАТЬЯ XXVIII

Княжество сербское остается, как прежде, под верховной властью Блистательной Порты, согласно с императорскими Хати-Шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного при общем совокупном ручательстве договаривающихся держав. Вследствие сего, означенное Княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства.

СТАТЬЯ XXIX

Блистательная Порта сохраняет определенное прежними постановлениями право содержания гарнизона. Без предварительного соглашения между высокими договаривающимися державами не может быть допущено никакое вооруженное в Сербии вмешательство.

СТАТЬЯ ХХХ

Е. В. император всероссийский и Е. В. султан сохраняют в целости владения свои в Азии, в том составе, в коем они законно находились до разрыва. Во избежание всяких местных споров, линии границы будут поверены и, в случае надобности, исправлены, но таким образом, чтоб от сего не могло произойти никакого в поземельном владении ущерба ни для той, ни для другой стороны. На сей конец, немедленно по восстановлении дипломатических сношений между российским двором и Блистательной Портой, послана будет на место составленная из двух комиссаров российских, двух комиссаров оттоманских, одного комиссара французского и одного комиссара английского, комиссия. Она должна исполнить возлагаемое на нее дело в продолжение осьми месяцев, считая со дня размена ратификаций настоящего трактата.

СТАТЬЯ XXXI

Земли, занятые во время войны войсками их величеств императора австрийского, императора французов, королевы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и короля сардинского, на основании конвенций, подписанных в Константинополе 12 марта 1854 года между Францией, Великобританией и Блистательной Портой, 14 июня того же года между Блистательной Портой и Австрией, а 15 марта 1855 года между Сардинией и Блистательной Портой, будут очищены после размена ратификаций настоящего трактата, в скорейшее по возможности время. Для определения сроков и средств исполнения сего имеет последовать соглашение между Блистательной Портой и державами, коих войска занимали земли ее владений.

СТАТЬЯ XXXII

Доколе трактаты или конвенции, существовавшие до войны между воевавшими державами, не будут возобновлены или заменены новыми актами, взаимная торговля, как привозная, так и отвозная, должна производиться на основании постановлений, имевших силу и действие до войны, и с подданными сих держав во всех других отношениях поступаемо будет наравне с нациями, наиболее благоприятствуемыми.

СТАТЬЯ XXXIII

Конвенция, заключенная сего числа между Е. В. императором всероссийским с одной, и их величествами императором французов и королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, с другой стороны, относительно островов Аландских, прилагается и остается приложенною к настоящему трактату и будет иметь таковую же силу и действие, как еслиб оная составляла неотдельную часть его.

СТАТЬЯ XXXIV

Настоящий трактат будет ратификован и ратификации оного будут разменены в Париже, в течение четырех недель, а если можно, и прежде. Во уверение чего, и т. д.

В Париже, в 30-й день марта 1856 года.

ПОДПИСАЛИ:
Орлов [Россия]
Бруннов [Россия]
Буоль-Шауенштейн [Австрия]
Гюбнер [Австрия]
А. Валевский [Франция]
Буркенэ [Франция]
Кларендон [Великобритания]
Каули [Великобритания]
Мантейфель [Пруссия]
Гацфельдт [Пруссия]
К. Кавур [Сардиния]
Де Вилламарина [Сардиния]
Аали [Турция]
Мегемед-Джемиль [Турция]

Сборник договоров России с другими государствами. 1856−1917. М., 1952. С. 23−34.

Европейская интеграция является длительным процессом развития, который начался в начале 50-х годов.

Исторический путь к европейской интеграции подразделяется на три стадии. Первая стадия относится к созданию таможенного союза, вторая к образованию единого внутреннего рынка, третья связывается с созданием полного экономического и валютного союза.

Оккупация Западной Германии не могла продолжаться вечно. Поэтому западные союзники создали Международный орган управления в Ruhrв 1949 году, для того, чтобы держать под контролем производство и сбыть продукции угольной и стальной промышленности этого региона. Экономика Западной Германии начала восстанавливаться, и появились первые признаки того, что стране требуется большая независимость. Таким образом, перед союзниками встала дилемма. Или они, способствуют дальнейшему росту промышленной мощи Германии в целях создания щита от возможных атак с Востока, или необходимо предотвратить ситуацию когда мощная Германия вновь приведет к дестабилизации мира и стабильности в Европе. Выход был найден в плане Шумана.

Первым шагом в процессе интеграции Европы было создание общего рынка угля и стали, которое основывалось на плане Шумена от 9 мая 1950 года. План Шумена привел к подписанию Парижского договора 18 апреле 1951 года и к созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)(EuropeanCoalandSteelCommunityECSC). Договор ЕОУС, который вступил в силу 23 июня 1952 года, был подписан шестью государствами-учредителями: Бельгией, Францией, Германией, Италией и Люксембургом. Срок действия договора был установлен на 50 лет

Франция согласилась пожертвовать частью своего суверенитета в пользу наднационального органа, в замен на частичный контроль над германской тяжелей промышленностью. Конрад Аденауэр, канцлер Западной Германии, видел в это единственный шанс улучшения подчиненного положения страны и обретения ею равных прав с другими государствами после войны, и принял план. Таким образом, Франция впервые в истории вступила в альянс с Германией.

Договор Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) касается создания таможенного союза. Статья 4 Договора ЕОУС предполагает отмену таможенных пошлин на импорт и экспорт, отмену налогообложения равного результата, а также количественных ограничений в перемещении угля и стали в Сообществе.

Основной целью Парижского договора была ликвидация барьеров и создание предпосылок конкуренции в области угля и стали, хотя многие специальные статьи договора были далеки от духа экономической либерализации.

Кроме того, трижды в преамбуле было обозначено, что целью Парижского договора является поддержание мира, избежание кровавых конфликтов и повышения уровня жизни в странах участницах

Полномочия Верховной власти (High Authority) еоус

Договор ЕОУС предусматривал создание наднационального органа Верховной власти с широкими полномочиями, среди которых были право получения доходов от налогов, влияние на принятие решений по инвестициям, а также право установления минимальных цен и квотирования производства в период предстоящего или явно выраженного кризиса.

В договоре было очевидное несоответствие между желаемыми институциональными рамками и конкретными экономическими полномочиями,

которые имели институциональные органы. Это несоответствие было умышленным, поскольку интеграция в области угля и стали была средством для достижения более широких и долгосрочных политических целей.

Из-за того, что Верховный орган мог избежать демократического контроля, было решено создать Совет Министров, который был призван стать связующим звеном между всеми национальными правительствами и Верховым органом.

Кроме экономической интеграции в это же самое время были предприняты шаги по усилению политической интеграции, особенно в области совместной обороны (после Корейской воины 1950-53 гг). США предложила вновь вооружить Германию, что не очень понравилось европейцам.

Ренэ Плевен, премьер-министр Франции, предложил план создания EuropeanDefenseCommunity(EDC) в октябре 1950 года. План предусматривал создание межправительственного органа, состоящего и министров обороны стран участниц, включая Германию, призванного осуществлять общую оборонную политику. Договор был подписан в мае 1952 годы, однако Французский Парламент его не ратифицировал. (причиной было большое Французских войск в Индокитае (1946-1954), то есть европейская армия могла состоять в основном из немцев – что было не приемлемо)

На саммите в Париже в июне 1953 года была предпринята попытка создания EuropeanPoliticalCommunity(EPC). Окончательное соглашение было подписано в Баден-Бадене в августе 1953 года. Однако Французский Парламент опять его не ратифицировал (причиной было вооружение Германии и неучастие Великобритании)

Создание ЕОУС не привело к значительному прогрессу в социальной сфере западной Европы, попытки политической интеграции не увенчались успехом. Политическое сотрудничество осталось в рамках Совета Европы. Выйти из застоя позволила инициатива Великобритании. В 1954 году в Париже было подписано множество соглашений, включивших в себя следующие основные пункты:

    прекращение оккупации Германии.

    Вступление Италии и Западной Германии в WEU

    ограничение производства военной продукции в Германии

    сохранение военного присутствия западных союзников (Великобритании, Франции и США) в западной Германии.

Основная задача российской дипломатии во второй половине 50-х - 60-е годы XIX в.- отмена ограничительных условий Париж­ского мирного договора. Отсутствие военного флота и баз на Чер­ном море делали Россию уязвимой для нападения с юга, что факти­чески не позволяло ей занимать активную позицию в решении меж­дународных проблем.

Борьбу возглавил министр иностранных дел князь А. М. Горча­ков, крупный дипломат, обладавший широким политическим круго­зором. Им была сформулирована программа, суть которой - отказ от вмешательства в международные конфликты, энергичные поиски со­юзников и использование противоречий держав для решения главной внешнеполитической задачи. Его историческая фраза: «Россия не сердится, она сосредоточивается...» - образно выражала основные принципы внутренней и внешней политики России того времени.

Первоначально Россия, изменив своему традиционному курсу опоры на германские государства, пыталась ориентироваться на Францию. В 1859 г. был заключен русско-французский союз, кото­рый, однако, не привел к желаемому Россией результату.

В связи с этим началось ее новое сближение с Пруссией и Авст­рией. Россия стала поддерживать Пруссию в стремлении объединить все германские земли под своим главенством, а во франко-прусской войне 1870-1871 гг. заняла позицию нейтралитета.


Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 г. А. М. Горчаков разослал «циркулярную ноту», уведомляя великие державы и Тур­цию, что Россия не считает себя связанной обязательством не иметь военный флот на Черном море. Пруссия в благодарность за нейтра­литет поддержала ее. Англия и Австрия осудили одностороннее ре­шение русского правительства, а разгромленная Франция не имела возможности протестовать.

Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отме­ну нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье. Это позволило воссоздать оборонную линию южной границы государ­ства. Кроме того, расширилась внешняя торговля через проливы, бо­лее интенсивно развивался Новороссийский край - причерноморский регион страны. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Бал­канского полуострова в их освободительном движении.

Союз трех императоров. В 70-е годы XIX в. международная си­туация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко-прусской войны. В центре европей­ского континента сложилось новое государство, сильное в экономи­ческом и военном отношении,- Германская империя. С самого нача­ла своего существования она проводила агрессивную внешнюю по­литику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. Между Германией, с од­ной стороны, Францией и Великобританией, с другой, сложился ком­плекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро-Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не наде­ясь на Францию, потерявшую свой международный престиж, стала искать сближения с центрально-европейскими государствами. Герма­ния охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изоли­ровать Францию. В 1872 г. в Берлине состоялась встреча императо­ров и министров иностранных дел России, Германии и Австро-Венг­рии. На ней была достигнута договоренность об условиях и принципах будущего союза. В 1873 г. был подписан трехсторонний договор между Россией, Германией и Австро-Венгрией - Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногла­сия между собой путем политических консультаций, а при угрозе нападения какой-либо державы на одну из сторон Союза договари­ваться о совместных действиях.

Германия, окрыленная этим дипломатическим успехом, готови­лась повторно разгромить Францию. Германский канцлер князь О. Бисмарк, вошедший в историю как проводник германского мили­таризма, сознательно нагнетал напряженность в отношениях с Фран­цией. В 1875 г. вспыхнула так называемая «военная тревога», кото­рая могла вызвать новый европейский конфликт. Однако Россия, не­смотря на союз с Германией, выступила в защиту Франции. Ее

Русско-английский мир 1856 г.

Парижский трактат завершил Крымскую войну 1853-1856 гг. (в 1853 г. - русско-турецкую, с 1854 г. - России против Турции, Великобритании, Франции и Сардинии).

Комментарий:

Парижский мирный договор 1856, завершил Крымскую войну 1853—56. Подписан 18(30) марта на Парижском конгрессе представителями России, с одной стороны, Англии, Франции, Турции, Сардинии, а также участвовавших в переговорах Австрии и Пруссии — с другой. По П. м. д. Россия возвращала Турции Каре в обмен на Севастополь, Балаклаву и др. крымские города, захваченные союзниками. Чёрное м. объявлялось нейтральным, Россия и Турция лишались права иметь на Чёрном м. воен. флот и воен.-мор. арсеналы. Это было самое тяжёлое для России условие, ущемлявшее её гос. суверенитет. Провозглашалась свобода плавания по Дунаю под контролем междунар. комиссий. Россия передавала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Юж. Бессарабии. Все державы обязывались не вмешиваться во внутр. дела Турции и совместно гарантировали автономию Дунайских княжеств и Сербии при сохранении над ними верх, власти султана. Для окончат, определения положения и прав Дунайских княжеств было решено созвать спец. конференцию (Парижская конференция 1858), хотя рус. делегация настаивала на немедленном объединении Молдавии и Валахии, максимальном ослаблении тур. влияния на них. Покровительство над христианскими подданными в Турции, до войны осуществлявшееся Россией, передавалось европ. державам. К П. м. д. прилагались три конвенции. 1-я подтверждала в основном Лондонскую конвенцию 1841 о закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для воен. судов всех стран, кроме Турции; 2-я устанавливала число лёг- ких воен. судов России и Турции на Чёрном м. для сторожевой службы (6 паровых судов по 800 т и 4 судна по 200 т для той и другой стороны); 3-я обязывала Россию не сооружать на Аландских о-вах в Балтийском м. воен. укреплений. П. м. д. ослабил междунар. влияние России в Европе и в восточных делах, привёл к ещё большему обострению т. н. Восточного вопроса, способствовал дальнейшей экспансии зап. держав на Бл. Востоке и превращевию Турции в полуколонию. Победа России в русско-турецкой войне 1877—78, завершившейся Сан-Стефанским договором, вызвала замену П. м. д. новым трактатом, принятым на Берлинском конгрессе 1878.

П. М. Тарасов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 8-ми томах, т. 6

Публикация:

Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917. М., 1952, с. 23—24.