Пл ссср. Подводные лодки ссср

Что бы собрать все подлодки, нужно очень много времени, но хотя бы часть из них...

Советская подводная лодка «Л-55».

Церемония передачи английских подводных лодок СССР. «Unbroken» и «Unison» («В-2» и «В-3») Розайт, 30 мая 1944 г. На кораблях флаг Св. Георга.

Советская подводная лодка В-1

Советская подводная лодка Щ-201 «Сазан»

Подводная лодка «С-7»

Торжественное построение английских и советских экипажей подводных лодок «Sunfish» и «Ursula»

Подводная лодка «В-3».

Советская подводная лодка «К-52» (XIV серия)

Подводная лодка «Металлист», начало 1931 г.

Щ-311 - серия V-бис-2, Балтийский флот.

Подводная лодка типа "Щука" в дни Великой Отечественной войны.

Подводная лодка типа "Ленинец".

На снимке: "К-21" у пирса в родной гавани.

Краснознаменная подводная лодка "К-21" под командованием Героя Советского Созба Николая Лунина возвращается на базу.

"К-21" выходит в боевой поход.

Советская субмарина М174

Советская подводная лодка Щ-319 выходит в море


Советская подводная лодка Щ-115 на параде в Петропавловск-Камчатском

В России до Первой Мировой войны подводные лодки использовали только для береговой обороны. Никто не предполагал, что невзрачные субмарины в будущем смогут изменять ход морских сражений. Адмиралы царского флота не воспринимали «подводные корабли» в качестве серьезных помощников в сражениях. Подлодки считались всего лишь «своеобразными минными банками». Подводная угроза вражеских подлодок явно недооценивалась. В октябре 1914 года немецкая субмарина потопила броненосный крейсер «Паллада» вместе с экипажем. Строительство подводных лодок в России пришлось ускорить.

За годы Первой Мировой войны российский флот стал насчитывать более 50 субмарин. Конечно, они были далеко не совершенны: дальность подводного плавания достигала чуть больше ста миль, а скорость развивалась до 10 узлов.

К осени 1914 года Балтийский флот имел 11 подлодок - 8 боевых и 3 учебные. Однако по-настоящему боеспособной была только «Акула», построенная в 1909 году. Именно ей суждено было провести первую торпедную атаку.

За годы Первой Мировой русские подводные лодки захватили или потопили почти 200 вражеских судов. Задача, которая ставилась перед русскими субмаринами, была следующей - всячески препятствовать перевозу стратегических грузов в Турцию, нарушив сообщение врагов.

Больше всего побед одержала подлодка «Тюлень», которая только за два года войны уничтожила или потопила более 30 вражеских шхун и 8 пароходов.

В 1915 году на воды Черного моря был спущен первый в мировой истории подводный минный заградитель «Краб», спроектированный русским ученым Михаилом Налетовым. Подводный корабль провел множество минных постановок, которые окончились весьма удачно.

Большой вклад в развитие боевых подлодок внес знаменитый корабельный инженер Бубнов Иван Григорьевич. По его проекту в 1915 был выдан заказ на строительство шести подводных лодок типа «Барс» для Черноморского флота – «Гагара», «Утка», «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник» и «Орлан». Правда две подлодки так и не были достроены, «Орлан» же вообще не успела принять участие в Первой Мировой. Сначала субмарина была захвачена немцами, а позже попала в руки англо-французского командования и была затоплена вблизи Севастополя.

Подводные лодки сыграли важную роль в Первой Мировой войне. Возможно, если бы советское руководство учло этот опыт и уделило должное внимание их развитию, то это помогло бы избежать многих поражений и ошибок в годы Второй Мировой войны.

вооружение...

Английская подводная лодка «Симум»


Английская подводная лодка «Торн»


"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

Вскоре после рождественских каникул 1959 года адмирал Ральф у входа в свой кабинет вывесил следующее объявление: «Я командующий Атлантическим флотом США обещаю ящик виски «Jack Daniels» первому командиру субмарины представивший доказательство того, что вражеская подводная лодка была измотана преследованием и была вынуждена всплыть на поверхность ».

Это не было шуткой. Адмирал как на ипподроме сделал ставку на чудо американской военной мысли - атомную подводную лодку . Современная субмарина производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода. Советские подводники могли лишь мечтать о таком корабле. При длительном плавании их экипажи задыхались, были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

Победителем стал экипаж подводной лодки «USS Grenadier » бортовой номер «SS-525 » около 9 часов преследовавший , и заставив всплыть на поверхность возле берегов Исландии. Командир подводной лодки США капитан-лейтенант Дэвис получил из рук адмирала обещанный ящик виски. Они не догадывались, что очень скоро Советский Союз преподнесет им свой подарок.

В 1945 году США открыто демонстрировало всему миру разрушительную мощь своего нового оружия, и теперь она должна иметь надежное средство его доставки. По воздуху, так как это было с Японией, сопряжено с большим риском, значит единственно разумным способом доставки ядерного груза должна стать субмарина , но такая, которая сможет скрытно ни разу не всплывая, нанести решающий удар для этого идеально подходила атомная подводная лодка . Создание такой субмарины было сложнейшей задачей в то время, даже для США. Меньше чем через год на верфи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут был заложен первый атомоход «USS Nautilus » бортовой номер «SSN-571 ». Проект реализовывался в обстановке такой предельной секретности, что агентурные сведения о нем попали на стол Сталину лишь два года спустя. Советский Союз опять оказался в роли догоняющего. В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952 Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

Отечественные конструкторы, как это не раз происходило, были вынуждены идти своим путем, так складывались обстоятельства непростые для Советского Союза в целом и для советской военной науки в частности. В СССР работу оборонного значения всегда возглавляли люди неизвестные широкой общественности, о которых не писали в газетах. Создание проекта подводной лодки поручено конструктору В. Н. Перегудову. Технический проект был утвержден.


Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», шифр «Кит»:

Длина - 107,4 м;
Ширина - 7,9 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 3050 тонн;
- атомная, мощность 35000 л.с.;
Скорость надводная - 15 узлов;
Скорость подводная - 30 узлов;
Глубина погружения - 300 м;
Автономность плавания - 60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм: носовых - 8, кормовых - 2;

Замысел боевого использования подводного корабля был таков: лодка вооруженная гигантской торпедой выводится на буксирах из пункта базирования в точку погружения, откуда продолжает плавание под водой в заданный район. С получением приказа атомная подводная лодка производит выстрел торпедой, атакуя военно-морские базы противника. Во время всего автономного плавания всплытие атомохода не планируется, средства защиты и противодействия не предусмотрены. После выполнения задачи она становится практически беззащитной. Интересный факт, первая атомная подводная лодка проектировалась и строилась без участия военных. Единственная торпеда с термоядерным зарядом субмарины имела калибр 1550 мм и длину 23 м. Подводникам сразу стало ясно, что произойдет с подлодкой при пуске этой супер-торпеды. В момент пуска вся водная масса выстрелится вместе с торпедой, после чего еще большая масса воды попадет вовнутрь корпуса и неминуемо создаст аварийный дифферент. Чтобы выровнять ее экипажу придется продувать главные системы балласта и на поверхность будет выпущен воздушный пузырь, позволяющий тут же обнаружить атомную подводную лодку , что означает ее немедленное уничтожение. Кроме этого специалисты главного штаба ВМФ установили, что не только в США, а во всем мире военных баз, которые можно уничтожить такой торпедой всего две. К тому же они не имели никакого стратегического значения.

Проект торпеды-гиганта похоронили. Макеты аппаратуры изготовленные в натуральную величину уничтожили. Изменение проекта атомной подводной лодки занял целый год. Цех №3 стал закрытым производством. Его работники не имели права говорить даже родным, где они работают.

В начале 50-х в сотни километрах от Москвы силами ГУЛАГа была построена первая атомная электростанция, назначением которой было не производство электрической энергии для народного хозяйства - это был прототип ядерной установки для атомной подводной лодки . Теми же заключенными в сосновом бору был построен учебный центр с двумя стендами. В течение полугода по всем флотам Советского Союза набирали экипаж будущей атомной субмарины, моряков сверхсрочников и офицеров. Учитывалось не только здоровье и военная выучка, но и девственно чистая биография. Слово атом вербовщики произносить не имели права. Но каким-то образом шепотком распространился слух куда и на что их приглашали. Попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию - все обращались друг к другу только по имени отчеству. В остальном - строгие военные порядки. Личный состав был расписан как на корабле. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. Даже на лекциях преподаватели называли его кристаллизатором или аппаратом. Курсанты отрабатывали множество действий по утечке выброса радиоактивного газа и аэрозолей. Наиболее значительные неполадки устраняли заключенные, но на долю курсантов тоже доставалось. Что такое радиация никто толком не знал. Помимо альфа-, бета- и гамма излучений в воздухе находились вредные газы, активировалась даже бытовая пыль, об этом ни кто задумывался. Основным лекарством считались традиционные 150 грамм спирта. Моряки были убеждены, что они так снимали подхваченную за день радиацию. Все хотели идти в плавание и боялись быть списанными еще до спуска подводной лодки на воду.

Не согласованность ведомств всегда мешало любому проекту в СССР. Так по экипажу первой атомной подводной лодки и по всему подводному флоту в целом, совершаются два удара. Министр обороны СССР маршал Жуков, который при всем уважении к его сухопутным заслугам во флоте понимал мало, издал приказ вдвое урезающий заработную плату сверхсрочникам. Практически подготовленные специалисты начали подавать рапорты на увольнение. Из шести набранных экипаж первой атомной подводной лодки остался один, который любит свое дело больше чем благосостояние. Следующим ударом маршал Жуков отменил второй экипаж атомной подводной лодки . С появлением подводного флота был установлен порядок - два экипажа. После многомесячного похода первый уходил в отпуск, а на боевое дежурство заступал второй. Задачи командиров субмарин на порядок усложнились. Им надо было что-то придумывать, чтобы найти время для отдыха экипажа, не отменяя боевые дежурства.

спуск первой атомной подводной лодки СССР

А на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3 », заложенная 24 сентября 1954 года, уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая - картины летнего луга с березками. Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.

По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины . На подлодке «USS Nautilus » были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок , добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3 » была совершенно иная архитектура.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки народ суеверный, и если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был обтянут слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит » уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, который порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде.

Интересный факт - когда американцы раскрыли архивы времен «холодной войны» было обнаружено, что спустя совсем небольшое время после спуска на воду первой атомной подводной лодки «К-3» капитан 1 ранга ВМС США Беринс провел свою субмарину в устье канала ведущего к порту Мурманск. Он приблизился к советскому порту настолько близко, что смог наблюдать за ходовыми испытаниями советской, но дизельной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами. О советской атомной субмарине американцы тогда так и не узнали.

атомные подводные лодки проекта 627 получили натовскую классификацию «November»

Атомная подводная лодка «К-3 » получилась отличной по всем параметрам. В сравнении с американской субмариной она и выглядела внушительнее. После прохождения всех положенных испытаний атомной подводной лодке «К-3 » проекта 627 было присвоено название «Ленинский Комсомол » и 4 июля 1958 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола » повторил подвиг американцев, которые в 1958 году на первой атомной подводной лодке США «USS Nautilus » совершили поход к Северному полюсу, а затем на других атомных субмаринах неоднократно его повторяли.

Никита Сергеевич Хрущев лично вручал подводникам награды за арктический поход. Капитан атомной подводной лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Весь без исключения экипаж получил ордена. Их имена стали известными всей стране.

После подвига во льдах атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол » стала современной «Авророй» и предметом посещения многочисленных делегаций. Пропагандистская показуха почти полностью заменила собой боевую службу. Капитана подводного корабля отправили учиться в академию Генерального штаба, опытных офицеров разобрали по штабам и министерствам, а моряки вместо обслуживания сложной боевой техники принимали участие во всевозможных съездах и конференциях. Вскоре за это пришлось расплатиться сполна.

По данным советской разведки стало известно, что в нейтральных водах Средиземного моря тайно совершает патрулирование американская . Руководство ВМФ СССР поспешно начало обсуждать, кого туда направить и выяснилось, что свободных поблизости нет. Вспомнили про атомную подводную лодку «К-3 ». Субмарину в спешном порядке укомплектовали сборным экипажем. Назначили нового командира. На третьи сутки похода на подводной лодке были обесточены кормовые горизонтальные рули, и отказала система регенерации воздуха. Температура в отсеках поднялась до 40 градусов. В одной из боевых частей начался пожар, и огонь стремительно распространился по отсекам. Несмотря на упорные спасательные действия погибло 39 подводников. По результатам расследования проведенного командованием ВМФ действия экипажа были признаны правильными. И экипаж был представлен к государственным наградам.

Но вскоре на подлодку «Ленинский Комсомол » прибыла комиссия из Москвы, и кто-то из штабистов нашел в торпедном отсеке зажигалку. Было выдвинуто предположение, что один из моряков забрался туда покурить, что и стало причиной катастрофы атомной подводной лодки . Наградные листы были разорваны в клочья, вместо них объявили взыскания.

подводная лодка «Ленинский Комсомол» в губе Пала, 2004 год

Соперничество сверхдержав в подводных флотах было напряженным. Борьба шла по мощности, габаритам и надежности. Появились несущие мощные ядерные ракеты, для которых нет пределов дальности полета. Подводя итог противостоянию можно сказать, что в чем-то военно-морские силы США превосходили советский военно-морской флот, но в чем-то и уступали.

Итак, советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР. В производстве атомных подводных лодок с баллистическими ракетам на борту было задействовано около 2000 предприятий бывшего Советского Союза. За годы «холодной войны» СССР и США бросили в топку гонки вооружений по 10 триллионов долларов. Такое расточительство не могла выдержать ни одна страна.

первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» в иллюстрациях


«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не исчезло. За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол » было построено 338 атомных подводных лодок , 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ «Ленинский Комсомол » продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами. После списания «К-3 » подлодку планируют переоборудовать в корабль-музей, соответствующий проект уже разработан в КБ «Малахит », но по непонятным причинам корабль остается бездейственным, постепенно приходя в негодность.

Советские и российские подводные лодки послевоенного периода

В период с 1949 по 1957 год в Советском Союзе методом секционной сборки было построено 236 дизель-электрических подводных лодок проекта 613 (тип «Whiskey»), образцом для которых послужила немецкая подводная лодка XXI серии. Некоторые из этих лодок были оснащены размещавшимися на верхней части корпуса водолазными аппаратами для боевых пловцов.

Дата спуска на воду: 1949 г. (головная лодка проекта). Экипаж: — 50 чел. Водоизмещение: надводное — 1050 т, подводное — 1350 т. Размерения: 76 м х 6,5 м х 5 м. Вооружение: четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 8000/2700 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 13000 морских миль (24100 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 18 узлов, при подводном ходе — 14 узлов.

Подводные лодки типа «Foxtrot» — наиболее удачные советские дизель-электрические субмарины послевоенной постройки. С 1958 по 1984 г. было построено 62 подводных лодки данного типа. Такие лодки регулярно входили в состав соединений советского флота, дежуривших в Индийском океане и в Средиземном море. Начиная с 1968 года, лодки типа «Foxtrot» в больших количествах поставлялись на экспорт.

Дата спуска на воду: 1959 г. (первая лодка). Экипаж: 80 чел. Водоизмещение: надводное — 1950 т, подводное — 2540 т. Размерения: 91,5 м х 8 м х 6,1 м. Вооружение: десять 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: трехвальная, дизель-электрическая мощностью 5700/5400 л. с + электродвигатель экономического хода (140 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 30000 морских миль (55600 км) на 8 узлах. Скорость: при надводном ходе — 17 узлов, при подводном ходе — 16,5 узлов.

Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б (тип «Tango») строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин проекта 641 (тип «Foxtrot»). За это время на судостроительных верфях в Горьком было изготовлено 18 таких кораблей нескольких, незначительно отличавшихся друг от друга модификаций.

Дата спуска на воду: 1971 г. (головной образец). Экипаж: 78 чел. Водоизмещение: надводное — 2750 т, подводное — 3546 т. Размерения: 90,2 м х 9,6 м х 7 м. Вооружение: шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов (24 торпеды). Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 5250/5400 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 12000 морских миль (22200 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 20 узлов, при подводном ходе — 16 узлов.

Основной тип дизельных подводных лодок современного российского ВМФ. Подводная лодка проекта 877 (тип «Kilo») была спущена на воду в Комсомольске- на-Амуре в начале 1980 года. С 1982 года подводные лодки этого типа стали строиться на Горьковской судоверфи, а с 1985 года для поставок на экспорт — на Судомеханическом заводе в Ленинграде. В 1998 году в составе Военно-Морского Флота России находилось пятнадцать подводных лодок типа «Kilo». Кроме того, лодки этого типа строятся для поставки на экспорт.

Дата спуска на воду: начало 1980 г. (головной образец). Экипаж: 53 чел. Водоизмещение: надводное — 2325 т, подводное — 3076 т. Размерения: 72,6 м х 9,9 м х 6,6 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, ЗРК «Игла». Силовая установка: одновальная, дизель-электрическая, мощностью 4000/5500 л. с. + ЭД экономического хода (1500 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 6000 морских миль (11112 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 18 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки проекта 627 (627А) (тип «November») строились в Северодвинске с 1958 по 1963 год. Основным предназначением этих лодок являлось проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе атаки соединений авианосцев и линейных кораблей.

Дата спуска на воду: 1958 г. Экипаж: 110 чел. Водоизмещение: надводное — 3100 т, подводное — 4800 т. Размерения: 109,7 м х 9,1 м х 6,7 м. Вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: двухвальная, ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 30 узлов.

Атомная подлодка с титановым корпусом. Вступила в строй в декабре 1971 года. Это был первый корабль типа «Лира» (проект 705), на западе получившего обозначение «Alfa». В период с 1972 по 1982 г. было построено еще пять таких лодок. Атомный реактор и турбинная установка позволяли лодке развивать феноменальную подводную скорость в 42 узла.

Дата спуска на воду: 1970 г. Экипаж: 31 человек (только офицеры). Водоизмещение: надводное — 2310 т, подводное — 3980 т. Размерения: 79,5 м х 9,5 м х 6,9 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, 18 обычные или ядерных торпед, либо 36 мин. Силовая установка: ядерный реактор с жидкометаллической системой охлаждения, две паровые турбины, вспомогательный дизель. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 50 суток). Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 43 узла.

Подводные лодки проекта 670М (тип «Charlie II»), строившиеся в Горьком между 1972-м и 1980-м годами, являются усовершенствованными кораблями предыдущего проекта 670 («Charlie I»). Длина корпуса увеличилась на 9 метров из-за дополнительного отсека, расположенного перед стабилизатором. В нем размещены устройства радиоэлектронного наведения, обеспечивающие стрельбу противолодочными ракетами SS-N -15 и SS-N -16. Помимо этого, шесть лодок типа «Charlie II» вооружены противокорабельными ракетами SS-N -9 («Малахит»), имеющими скорость полета 0,9 Маха, дальность 60 миль и оснащенных либо ядерными (250 килотонн), либо обычными боеголовками. Все субмарины этого типа находятся в составе Северного флота.

Дата спуска на воду: 1973 г. Экипаж: 98 чел. Водоизмещение: надводное — 4372 т, подводное — 5500 т. Размерения: 104,9 м х 9,6 м х 7,8 м. Вооружение: восемь пусковых установок комплекса «Малахит», четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата (12 и 4 торпеды). Силовая установка: одновальная, атомный реактор и паровая турбина, мощность 18800 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

В 1983 году в Советском Союзе на верфях в Горьком и Северодвинске были заложены две атомные подводные лодки, классифицированные НАТО как тип «Sierra I» (русское название — «Барракуда»). Эти лодки были спущены на воду в июле 1986 года, а закончены постройкой в 1987 году. Одна из них — «Тула», в конце 90-х годов входила в состав Северного флота, другая однотипная с ней подводная лодка была выведена из боевого состава флота в 1997 году. Вслед за этими лодками в СССР были построены две субмарины типа «Sierra II». Первая из них, лодка «Псков», поначалу называвшаяся «Зубатка», была спущена на воду в июне 1988 года, а вторую — «Нижний Новгород», называвшуюся ранее «Окунь», — спустили на воду в июле 1992 года. Глубина погружения лодок типа «Sierra II» составляет 750 м. Характерной конструктивной особенностью подводных лодок этого типа является большой зазор между легким и прочным корпусами, позволивший снизить внешний шум лодки и повысить ее живучесть.

Дата спуска на воду: июнь 1983 г. («Карп», типа «Sierra I»). Экипаж: 61 чел. Водоизмещение: надводное — 6300 т, подводное — 9100 т. Размерения: 107 м х 12,5 м х 8,8 м. Вооружение: четыре 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата. Силовая установка: одновальная, ядерный реактор и паровая турбина мощностью 43000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 19 узлов, при подводном ходе — 35 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Во времена «холодной войны» три или четыре подводные лодки проекта 667 (667А) (тип «Yankee») постоянно находились возле западного побережья США, при этом постоянно осуществлялась смена подлодок в районе патрулирования. В случае войны этот передовой отряд должен был атаковать ракетами базы противовоздушной обороны США, авианосцы и атомные подводные ракетоносцы в портах, а также узлы системы управления американскими войсками. После этого беспрепятственно мог быть осуществлен удар межконтинентальными баллистическими ракетами.

Дата спуска на воду: 1967 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 7766 т, подводное — 9300 т. Размерения: 129,8 м х 11,7 м х 8,7 м. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, два 406-мм торпедных аппарата, 16 ракет РСМ-25 . Силовая установка: двухвальная, эшелонированная — два ядерных реактора, две турбины мощностью 52000 л. с., два электродвигателя для малошумного хода. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 70 суток). Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узлов.

В начале 70-х годов Советский Союз развернул строительство атомных подводных лодок проекта 667Б (тип «Delta I») («Мурена»), представляющих собой усовершенствованный вариант лодок проекта 667А (тип «Yankee»). Лодки были вооружены двенадцатью двухступенчатыми баллистическими ракетами SS-N -8, превосходящими радиусом действия американские ракеты «Посейдон». Первая лодка типа «Delta I» была заложена в Северодвинске в 1969 году, спущена на воду в 1971 году. В последующие годы было построено еще шестнадцать подобных лодок.

Дата спуска на воду: 1972 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 8900 т, подводное: — 13700 т. Размерения: 139 м х 11,6 м х 8,4 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29 (SS-N -8), четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 52000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узла.

В период с 1976 по 1982 год в Советском Союзе велось строительство атомных подводных лодок проекта 667 БДР (тип «Delta III») («Кальмар»). Вооружение лодок составили шестнадцать баллистических ракет SS-N -18. В 1984 году в Северодвинске была построена первая атомная подводная лодка проекта 667БДРМ (тип «Delta IV») («Дельфин»). В последующие годы были построены еще семь лодок этого типа, среди которых «Карелия» и «Новомосковск». Лодки входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов.

667БДР. Дата спуска на воду: 1976 г. Экипаж: 130 чел. Водоизмещение: надводное — 10550 т, подводное — 16000 т. Размерения: 155 м х 11,72 м х 8,7 м. Вооружение: шестнадцать ракет

Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла. 667БДРМ. Экипаж: 140 чел. Водоизмещение: надводное — 11740 т, подводное — 18000 т. Размерения: 167 м х 12,2 м х 8,8 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

Российские атомные подводные лодки проекта 941 (тип «Typhoon») вооружены трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами SS-N -20 «Старджон». Каждая такая ракета снабжена десятью ядерными боеголовками мощностью по 200 килотонн. Дальность полета ракеты — 8300 км, то есть 4500 миль. Рабочая глубина погружения субмарины проекта 941 составляет 300 м, при всплытии лодка может пробивать лед толщиной до 3 м. В период с 1980 по 1989 год было построено шесть подводных лодок этого типа.

Дата спуска на воду: 23 сентября 1980 г. Экипаж: 175 чел. Водоизмещение: надводное — 28500 т, подводное — 49800 т. Размерения: 172,85 м х 23,3 м х 11,5 м. Вооружение: 20 ПУ МБР РСМ-52 , четыре 533-мм торпедных аппарата, 8 ЗУР «Игла». Силовая установка: двухвальная, водо-водяной ядерный реактор и паровые турбины мощностью 100000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 13 узлов, при подводном ходе — 27 узлов.

http://www.geraldika.org/03_2006_21.htm