Почему митя уехал в деревню митина любовь.

Иван Алексеевич Бунин

«Митина любовь»

Катя — возлюбленная Мити («милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью»). Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живёт с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа.

В отличие от Мити, Катя не поглощена любовью всецело, не случайно Рильке заметил, что с ней Митя всё равно жить не смог бы — она слишком погружена в театральную, фальшивую среду. Её увлечению потакает директор школы, «самодовольный актёр с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправлявшийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. «Постом с К. начал заниматься директор», — указывает Бунин. Как и в рассказах «Чистый понедельник», «Пароход „Саратов“», важнейшие события в жизни героев соотносятся со временем Великого Поста. Именно в шестую неделю Великого Поста, последнюю перед Страстной, К. сдаёт экзамен директору. На экзамене она облачена во всё белое, словно невеста, что подчёркивает двусмысленность ситуации.

Весной же с Катей происходят важные изменения — она превращается в «молоденькую светскую даму, <…> всё куда-то спешащую». Свидания с Митей всё сокращаются, и последний всплеск чувств Кати совпадает с его отъездом в деревню. Вопреки уговору, Катя пишет Мите всего два письма, причём во втором признается, что изменила ему с директором: «Я дурная, я гадкая, испорченная <…> но я безумно люблю искусство! <…> я уезжаю — вы знаете, с кем…» Это письмо и становится последней каплей — Митя решается на самоубийство. Связь с Алёнкой лишь усиливает его отчаяние.

Митя (Митрий Палыч) — студент, главный герой повести. Находится в переходном возрасте, когда мужское начало переплетается с ещё не полностью отслоившимся детским. М. «худой, нескладный» (девки в деревне/прозвали его «борзым»), делающий все с мальчишеской Неловкостью. У него большой рот, чёрные жёсткие волосы, «он был из той породы людей с чёрными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…» (возлюбленная М., Катя, называет его глаза «византийскими»).

Повествование о жизни и смерти М. охватывает период чуть более полугода: начиная с декабря, когда он познакомился с Катей, и до середины лета (конца июня — начала июля), когда он кончает с собой. О прошлом М. мы узнаем из его собственных отрывочных воспоминаний, так или иначе связанных с главными темами повести — темой всеохватывающей любви и темой смерти.

Любовь захватила М. «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке», когда однажды в саду, рядом с молодой женщиной (вероятно, нянькой) «что-то горячей волной взыграло в нем», и затем в различных обличьях: соседка-гимназистка, «острые радости и горести внезапной влюблённости на гимназических балах». Год назад, когда М. заболел в деревне, — весна стала «его первой настоящей любовью». Погружённость в мартовскую природу «насыщенного влагой жнивья и чёрной пашни» и подобные проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали М. до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей и почти сразу же влюбился в неё.

Пора безумного захватывающего счастья длится до девятого марта («последнего счастливого дня»), когда Катя заговаривает о «цене» её ответной любви: «Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства», т. е. от театральной карьеры, которая должна начаться после окончания ею этой весной частной театральной школы. Вообще изображение театра в повести сопровождается интонацией декадентской фальши — Бунин резко подчёркивает своё неприятие модернистского искусства, отчасти в соответствии с воззрениями Л. Н. Толстого. На выпускном экзамене Катя читает стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» — возможно, с точки зрения Бунина, манифест декадентского искусства. М. воспринимает её чтение как «пошлую певучесть… и глупость в каждом звуке», а тему стихотворения определяет весьма жёстко: «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке».

Январь и февраль — пора непрерывного счастья, но на фоне начинающегося раздвоения в прежде цельном чувстве у «уже тогда нередко казалось, что как будто есть две Кати: одна та, которой <…> настойчиво желал, требовал Митя, а другая — подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой». М. живёт в студенческих номерах на Молчановке, Катя с матерью — на Кисловке. Они видятся друг у друга, их встречи протекают «в тяжком дурмане поцелуев», становятся все более и более пылкими. М. все более ревнует Катю: «проявления страсти, то самое, что было так блаженно и сладостно <…> в применении к ним, Мите и Кате, становилось несказанно мерзко и даже <…> противоестественно, когда Митя думал о Кате и о другом мужчине».

Зима сменяется весной, ревность все более подменяет любовь, но одновременно (и в этом иррациональность чувства по Бунину) страсть М. возрастает вместе с ревностью. «Ты любишь только моё тело, а не душу», — говорит ему Катя. Совершенно измученный двойственностью и неопределённой чувственностью их отношений, М. в конце апреля уезжает в деревенскую усадьбу — отдохнуть и разобраться в себе. Перед отъездом Катя «опять стала нежна и страстна», даже впервые заплакала, — и М. вновь почувствовал, как она близка ему. Они договариваются о том, что летом М. приедет в Крым, где Катя будет отдыхать вместе с матерью. В сцене сборов накануне отъезда вновь звучит мотив смерти — вторая тема повести. Единственный друг М., некто Протасов, утешая М., цитирует Козьму Пруткова: «Юнкер Шмидт! честное слово. Лето возвратится», но читатель помнит, что в стихотворении присутствует также мотив самоубийства: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Этот мотив возвращается ещё раз, когда в окне напротив Митиного номера некий студент поёт романс А. Рубинштейна на стихи Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». В поезде все вновь говорит о любви (запах Катиной перчатки, к которой М. припал в последнюю секунду расставания, мужики и рабочие в вагоне), а позже, уже по пути в деревню, М. вновь полон чистой привязанности, думает «обо всем том женском, к чему он приблизился за зиму с Катей». В сцене прощанья М. с Катей исключительно важна неприметная деталь — вспоминаемый несколько раз аромат Катиной перчатки. По законам мелодической композиции здесь переплетены противостоящие друг другу лейтмотивы: запах любви (кроме перчатки — Катина лента для волос) и — запах смерти (девять лет назад, когда умер отец, Митя «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «или мнился» «страшный, мерзкий, сладковатый запах»). В деревне М. вначале как будто бы освобождается от мучающих его подозрений, но почти сразу же в ткань повествования вплетается третья тема — любви, лишённой душевной составляющей. По мере угасания надежды на совместное будущее с Катей М. все более охватывает чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «подёнщицы с деревни», в разговоре с горничной Парашей, в саду, где деревенские девки Сонька и Глаша заигрывают с барчуком. Вообще тема деревни- почвы-земли-естественности («спасительное лоно матери-природы», по Г. Адамовичу) связана у Бунина с чувственностью и томлением, потому все деревенские герои повести так или иначе участвуют в совращении М.

Единственной зацепкой в борьбе с плотскими искушениями становится чувство к Кате. Мать М., Ольга Петровна, занята хозяйством, сестрёнка Аня и брат Костя ещё не приехали — М. живёт памятью о любви, пишет Кате пылкие письма, рассматривает её фотографию: ему отвечает прямой, открытый взгляд любимой. Ответные письма Кати редки и немногословны. Наступает лето, но Катя по-прежнему не пишет. Мучения М. усиливаются: чем более прекрасен мир, тем он кажется М. более ненужным, бессмысленным. Он вспоминает зиму, концерт, шёлковую Катину ленту, которую взял с собой в деревню — теперь даже о ней он думает с содроганием. Чтобы ускорить получение весточки, М. ездит за письмами сам, но все напрасно. Однажды М. решает: «если через неделю письма не будет, — застрелюсь!»

Именно в этот момент духовного упадка деревенский староста за небольшое вознаграждение предлагает М. поразвлечься. Поначалу у М. хватает силы отказаться: он повсюду видит Катю — в окружающей природе, снах, мечтаниях, — её нет лишь в реальности. Когда староста вновь намекает на «удовольствие», М. неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает М. Аленку — «бабёнку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах <…> всего второй год замужем». Ещё до рокового свидания М. находит в ней что-то общее с Катей: Аленка не велика, подвижна — «женское, смешанное с чем-то детским». В воскресенье М. идёт к обедне в церковь и встречает Аленку по пути в храм: она, «виляя задом», проходит, не обратив на него внимания. М. чувствует, «что видеть её в церкви нельзя», чувство греха ещё способно его удержать.

Следующим вечером староста везёт М. к леснику, свёкру Аленки, у которого она живёт. Пока староста и лесник пьянствуют, М. случайно сталкивается с Аленкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше. Ночью М. «увидал себя висящим над огромной, слабо освещённой пропастью». И в течение всего следующего дня все более отчётливо звучит мотив смерти (в ожидании свидания М. кажется, что в доме «страшно пусто»; в вечереющем небе светит Антарес, звезда из созвездия Скорпиона и т. д.). М. направляется к шалашу, вскоре появляется Аленка. М. отдаёт ей смятую пятирублёвку, его охватывает «страшная сила телесного желания, не переходящая в… душевное». Когда происходит наконец то, чего он так хотел, М. «поднялся совершенно поражённый разочарованием» — чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идёт дождь. М. в слезах бродит по саду, перечитывает вчерашнее письмо от Кати: «забудьте, забудьте все, что было!.. я уезжаю — вы знаете, с кем…» К вечеру гром гонит М. в дом. Он влезает к себе через окно, запирается изнутри и в полубессознательном состоянии видит в коридоре «молоденькую няньку», несущую «ребёнка с большим белым лицом» — так возвращаются воспоминания раннего детства. Нянька оказывается Катей, в комнате она прячет ребёнка в ящик комода. Входит господин в смокинге, — это директор, с которым Катя уехала в Крым («я безумно люблю искусство!» из вчерашнего письма)". М. наблюдает, как Катя отдаётся ему и в конце концов приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли. Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может. М. достаёт из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув <…> с наслаждением» стреляет в себя.

Р. М. Рильке проницательно указывает на основную причину трагедии: «молодой человек теряет <…> способность ожидать течения событий и выхода из невыносимого положения и перестаёт верить в то, что за этими страданиями <…> должно последовать что-то <…> иное, которое в силу своей инакости должно было бы представляться более выносимым и переносимым».

«Митина любовь» вызвала множество противоречивых оценок. Так, 3. Гиппиус поставила повесть в один ряд с гётевскими «Страданиями молодого Вертера», однако видит в чувствах героя лишь «гримасничающее Вожделение с белыми глазами». В то же время поэтесса М. В. Карамзина определила «таинство любви» в повести Бунина как «чудо благодатное». Р. М. Бицилли в статье «Заметки о Толстом. Бунин и Толстой» находит в «Митиной любви» толстовское влияние, а именно — перекличку с незаконченной повестью Л. Толстого «Дьявол».

Сам Бунин указывал, что воспользовался историей «падения» своего племянника. В. Н. Муромцева-Бунина называет фамилию прототипа: «…тронут юный роман Николая Алексеевича (Пушешникова, племянника Бунина. — Ред.), но внешность взята с <…> брата, Пети». В. С. Яновский в мемуарах «Поля Елисейские» подтверждает реальность прототипа: «В „Митиной любви“ герой кончает довольно банально самоубийством, тогда как на самом деле молодой человек из его повести постригся в монахи и вскоре стал выдающимся иереем». В. В. Набоков в письме к 3. Шаховской писал: «Бунин мне говорил, что, приступая к „Митиной любви“, он видел перед собой образ Мити Шаховского», т. е. брата 3. Шаховской Дмитрия Алексеевича, поэта, в двадцатые годы постригшегося в монахи под именем отца Иоанна.

Катя, была любимой девушкой Мити. Она из хорошей семьи. Учится в частной театральной школе, и ходит на художественные курсы. Живёт с мамой, без отца.

Она любит всей своей душой. А Митя не смог бы с ней жить, так как был далёк от театральной жизни. Ей во всём потакает директор школы, который каждый год ездит на отдых с новой, совращённой им ученицей. Бунин описывает время Великого Поста. В это же время, Катя, сдаёт экзамен директору, одевшись в белое платье, как невеста. Этот момент ярко подчёркивает двусмысленность ситуации.

С приходом весны, с Катей происходят дивные перемены. Она всё реже встречается с Митей. А перед отъёздом того в деревню испытывает последний всплеск любви. Катя написала ему всего два письма. В последнем, она призналась, что изменила ему с директором. От переизбытка чувств, Митя решается на самоубийство. Связавшись с Алёной, он ещё больше начинает отчаиваться.

Главный герой произведения - Митя, находится в том возрасте, когда совмещается мужское и юношеское начало. Он был красив, чёрными усами и такими же глазами. Больше похож на византийца. Митя любил ещё с самого детства. Ещё в детстве у него проснулось чувство к молодой и горячей няне. Потом была гимназистка. Даже в деревне, он влюбился в окружающую природу. И встретив Катю, почти сразу же почувствовал любовь к ней. Однако их безмерное счастье длилось недолго. Девятого марта, Катя, сказала ему, что никогда не бросит театр, даже ради него. Читая на выпускном экзамене стихи Блока "Девушка пела в церковном хоре" она поняла, что Мите не нравилось такое стихотворение. Он жёстко его воспринял.

В январе и феврале, была истинная пора их счастливой жизни. Но в это время, Мите казалось, что существует две Кати. Одна искренняя и нежная, а другая лживая. Митя и Катя живут отдельно. Но каждый день встречаются дома друг у друга. В эти моменты, их накрывала неразделимая любовь. Они страстно целовали друг друга. В то же время, Митя начинал сильно ревновать девушку, представляя её с другим мужчиной.

Весной, прежде чем уехать в деревню, Митя снова почувствовал нежность девушки, как и раньше. Она даже заплакала в первый раз. Отъезжая Митя договаривается с ней, что увидится летом в Крыму. Но в деревне Митя начинает понемногу сомневаться в том, что сможет жить вместе с Катей. Его всё больше начинает одолевать вожделение. Митя смотрит на деревенских девушек и чувствует что-то невообразимое. Единственное, что удерживает его от плотского искушения, это любовь к Кате. Митя часто пишет любовные письма, но Катя очень редко отвечает ему. Наступило лето, а Катя все не пишет. И вот однажды, Митя, в порыве своих чувств решается на самоубийство, если не получит письма от Кати в ближайшую неделю.

Решив отвлечься от пасмурных мыслей, Митя договаривается с деревенским старостой о развлечении с деревенской девушкой Алёнкой. За это он предложил небольшое вознаграждение. И вот оказавшись наедине с ней, он получает плотское удовлетворение, но чуда не случилось. Митя по-прежнему сильно влюблён в Катю.

И когда он читал её последнее письмо, в котором Катя пиала, что не сможет быть с ним, потому что изменила, Митя теряет голову и бежит в дом. По дороге ему кажутся разные образы. Здесь он видит няню, там видит директора или Катю. Забежав в комнату, он достал пистолет и с улыбкой застрелился.

Катя, невысокая, хорошенькая и совсем ещё юная - возлюбленная Мити. Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живёт с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. Митя, худой и нескладный брюнет с «византийскими» глазами, часто бывает у них, а Катя приходит к нему в студенческие номера.

Митя полностью поглощён своим чувством, в отличие от Кати, которая слишком погружена в театральную среду. Её увлечению потакает директор школы, «самодовольный актёр с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. Во время Великого Поста он начинает заниматься с девушкой индивидуально. В шестую неделю Поста, последнюю перед Страстной, Катя, одетая во всё белое, как невеста, сдаёт директору экзамен.

Митя уже давно чувствует, что отношение Кати к нему изменилось. Декабрь, когда они только встретились, кажется Мите лёгким и незабвенным. В январе и феврале Митину любовь уже отравляли ревность и недоверие. Теперь же на экзамене словно «подтвердилась вся правота» его мучений.

Весной с Катей происходят важные изменения - она превращается в «молоденькую светскую даму», постоянно спешащую к портным и за покупками. Её свидания с Митей всё сокращаются.

В конце апреля Митя решает «дать себе отдых и уехать в деревню», в небольшое поместье, которым управляет его мать. Катя тоже считает, что им надо временно расстаться и выяснить отношения - её утомляет его ревность, и отказываться от театральной карьеры ради Мити она не собирается. На это время приходится последний всплеск Катиных чувств. Она проводит с Митей много времени, как жена выбирает ему вещи, провожает на вокзал в день отъезда и обещает писать. Встретиться они планируют в Крыму, куда Катя с матерью должна уехать в начале июня.

Младшие брат и сестра Мити, гимназисты, ещё не приехали из Москвы, и первые дни в деревне проходят тихо. Митя заново привыкает к старому дому. Во всём - в окружающей природе, местных девушках, в сладком весеннем воздухе ему чудится Катя, её «тайное присутствие». Постепенно реальная Катя превращается в девушку, созданную его желанием.

Впервые Митя живёт в родном доме взрослым, «с первой настоящей любовью в душе». Любовь захватила Митю «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке». Он помнит себя в саду, рядом с молодой женщиной, вероятно, нянькой. Тогда «что-то горячей волной взыграло в нём», и появлялось затем то в обличии соседки-гимназистки, то в виде «внезапной влюблённости на гимназических балах».

Год назад, когда Митя заболел в деревне, весна стала «его первой настоящей любовью». Погружённость в мартовскую природу и проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали Митю до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей.

Митя бродит по небольшому имению и вспоминает смерть отца девять лет назад, Тогда он «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «страшный, мерзкий, сладковатый запах». Такое же наваждение Митя чувствует и теперь, только вместо страшной смерти его мир заполняет Катя и любовь к ней. Проходит время, Митя наблюдает за оживающей природой, которую украшает его любовь.

Митя постоянно шлёт Кате пылкие письма и наконец получает ответ со словами «мой любимый, мой единственный».

Проходит время, сад одевается свежей листвой, а письма от Кати всё нет. Митя знает, что Кате трудно собраться и сесть за письменный стол, но эти соображения вскоре перестают помогать. Почти всё время Митя проводит в библиотеке, читая в старых журналах стихи о любви.

Постепенно Митю охватывает ощущение, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал». В это время его начинает охватывать чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «подёнщицы с деревни», в разговоре с горничной, в саду, где деревенские девки заигрывают с барчуком. Даже вечно занятая хозяйством мать замечает мучения сына и советует ему пойти к соседям-помещикам, у которых «полон дом невест».

Мучения Мити всё усиливаются. Он перестаёт наблюдать за изменениями в природе и почти не спит по ночам. Ему становится стыдно гонять на почту очень занятого и уже немолодого старосту. Он начинает сам уезжать верхом «в то село, где была железно­дорожная станция и почта», каждый раз возвращаясь с одной только газетой.

Муки его достигают предела. Однажды, возвращаясь через соседнюю, давно пустующую усадьбу, Митя решает застрелиться, если через неделю не будет письма.

Именно в этот момент духовного упадка староста за небольшое вознаграждение предлагает Мите поразвлечься. Поначалу у Мити хватает силы отказаться. Вскоре он запрещает себе ездить на почту, оборвав эти поездки «отчаянным, крайним усилием воли» Сам Митя тоже перестаёт писать, униженно молить о любви или, хотя бы, о дружбе, и заставляет себя «не ждать ничего».

Староста вновь намекает на «удовольствие», и Митя неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает ему невестку лесника Алёнку - «бабёнку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах... всего второй год замужем».

На следующий день Алёнка приходит работать в сад поместья. Митя находит в невысокой и подвижной женщине что-то общее с Катей - «женское, смешанное с чем-то детским». Через день староста везёт Митю к леснику. Пока староста и лесник пьянствуют, Митя случайно сталкивается с Алёнкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше.

Весь следующий день он со страшным напряжением ждёт свидания. Во время обеда привозят письмо, извещающее о приезде младших детей. Вместо того чтобы обрадоваться брату и сестре, Митя пугается, что они помешают свиданию. Ночью Митя видит себя «висящим над огромной, слабо освещённой пропастью».

Вечером, проводив мать на станцию, Митя направляется к шалашу, где вскоре появляется Алёнка. Митя отдаёт ей смятую пятирублёвку.

Когда происходит то, чего он так давно хотел, Митя поднимается «совершенно поражённый разочарованием» - чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идёт дождь. Митя в слезах бродит по саду, перечитывает полученное вчера вечером письмо от Кати. Она просит забыть её, дурную, гадкую, испорченную. Она безумно любит искусство, поэтому уезжает «вы знаете, с кем...».

К вечеру гроза гонит Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, запирается изнутри и, охваченный жаром, впадает «в летаргическое оцепенение». В полубес­со­зна­тельном состоянии он видит «молоденькую няньку» из своего детства, несущую «ребёнка с большим белым лицом». Нянька вдруг оказывается Катей, она прячет ребёнка в ящик комода. Входит господин в смокинге, - это директор, с которым Катя уехала в Крым. Митя видит, как Катя отдаётся ему, и приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли.

Из зала слышаться голоса и смех - там ужинают младшие дети. Этот смех кажется Мите противо­есте­ственным «своей отчуждённостью от него, грубостью жизни, её равнодушием, беспощадностью к нему». Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может.

Душевная боль становится невыносимой. «Страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от неё», Митя достаёт из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув... с наслаждением» стреляет себе в рот.

Повесть Ивана Бунина «Митина любовь» получилась противоречивым повествованием о любви, которая настолько сильно захватывает главного героя, что доводит его до истерии и самоубийства. Эта история начинается как трогательное повествование о первых нежных чувствах, и заканчивается как драматическое полотно, где каждый герой повинен в собственных ошибках.

Главный герой Митя без памяти влюбляется в молодую актрису по имени Катя. Она обладает обаянием, но самое главное, имеет собственное мнение обо всем, что происходит вокруг. Девушка сильна духом и готова положить на алтарь искусства и собственную жизнь, и собственные чувства.

Любовь Мити облагораживает девушку, но молодой человек не знает границ, не умеет сдерживать свои порывы и поглощает Катю своей неумной ревностью. Постепенно между девушкой и директором театра возникают странные отношения, похожие на дружбу и влюбленность одновременно, а это невероятно ранит Митю. Катя поглощена карьерой, не замечает его мытарств и страданий, да и любовь для нее давно отходит на второй план.

Молодой человек все реже видится со своей возлюбленной, тоскует по ней и переживает из-за потерянных чувств. В письмах Кати все чаще сквозит холод и неуемное желание прекратить отношения. Однажды девушка присылает Мите письмо, в котором просит забыть о ней и сообщает о собственной связи с директором театра.

Последнее утешение в своей жизни, Митя находит в объятиях местной замужней дамы, не слишком порядочной и верной собственному супругу. Митя до последнего пытается сопротивляться зову плоти, в глубине души понимая, что эта связь не принесет облегчения его сердцу. Более того, Митя трогательно верит в то, что может причинить боль и этой, далеко непорядочной женщине, и подобная мысль задевает молодого человека. И все же, не в силах сдержать свои порывы, Митя решается на связь с Аленкой. Однако их кратковременная связь не приносит молодому человеку утешения, а скорее навевает мысли о разочаровании жизнью. Митя все больше понимает, что телесные отношения не идут ни в какое сравнение со страстью душевной, и это заставляет его совершить опрометчивый поступок по лишению себя жизни.

Последние страницы повести прожжены душевными страданиями главного героя. Он вновь и вновь возвращается к письму от Кати, где возлюбленная сообщает о разрыве их отношений и своей измене. Чувство стыда и злости на себя, на окружающих, заставляют Митю совершить самоубийство, не дав жизни шанс исправить юношеские ошибки. Печальный конец знаменует окончание юношеского взросления, с которым Митя так и не смог справиться.

Главные герои повести

Митя

Главный герой повести Бунина, влюбленный и страдающий молодой человек. Он нескладен, худощав и не слишком красив, однако его восхищение Катей, заставляет девушку обратить внимание на поклонника. Митя ни в чем не может найти утешение в своей жизни, кроме любви, и поэтому, лишаясь вожделенного чувства, он полностью теряет контроль над собой. Зачастую молодой человек не может сдержать собственные телесные порывы, терзаясь после душевно из-за совершенных ошибок. У молодого человека не складываются отношения с матерью, и это накладывает отпечаток на его всеохватывающую, практически сумасшедшую любовь к Кате.

Катя

Молодая актриса, привлекательная и амбициозная. Она знакомится с Митей в декабре, и примерно через полгода разрывает отношения с молодым человеком из-за страсти, возникшей к директору театра. Катя поглощена искусством, и считает, что может отдать ради хорошо сыгранной роли все свои эмоции и чувства. Девушка, в отличии от главного героя, не поглощена юношеской любовью всецело, и гораздо больше ее волнует собственная карьера и сцена.

Аленка

Жительница деревни, не слишком порядочная, но привлекательная. Видя, как Митя страдает из-за отношений с Катей, местные жители подсказывают ему найти утешения в объятиях Аленки. Замужем всего 2 года, небольшого роста, подвижная и соблазнительная. В Аленке главный герой видит некое утешение, но довольно быстро понимает, что испытывает к девушке исключительно физическое влечение. Это буквально толкает парня к самоубийству и самоуничижению.

Директор театра

Немолодой мужчина, неоднократно крутивший роман с молодыми актрисами. Он практически сразу замечает Катю и начинает оказывать ей знаки внимания. Он непривлекателен, но Катя находит директора очень талантливым мастером своего дела. Не в силах сопротивляться обаянию опытного мужчины, Катя довольно быстро оказывается в его объятиях.

Иван Бунин в свое повести решил исследовать обжигающее чувство первой любви и его влияние на дальнейшую человеческую жизнь. И если Катя легко прощается с прошлыми чувствами ради новых достижений и эмоций, то для Мити любовь становится смыслом всей жизни.

Также автор довольно наглядно противопоставляет чувства душевные и плотские удовольствия, которые никогда не смогут заменить духовное единение двух сердец. И если повесть начинается, как светлый рассказ о любви двух сердец, то заканчивается она в сгущающихся серых красках. Мрачный финал - прямая отсылка к настроению самого автора.

Главный герой - воплощение юношеских надежд и мечтаний, которым просто не суждено сбыться. И если остальные персонажи постепенно мирятся с разрушением детских иллюзий, то для Мити это смерти подобно. Он не способен принять собственное поражение в любви и предательство Кати, поэтому кончает жизнь самоубийством, не дав шанс новому чувству.

Горечь и самоосуждение
Главный герой испытывает не столько ненависть к Кате, предавшей его, сколько отвращение к себе самому, ведь это он не смог удержать искренне чувство, позволив первой любви так просто и легко ускользнуть.

На втором плане остается история непростых взаимоотношений двух поколений. И у Кати, и у Мити довольно натянутые отношения с матерями, которые не могут помочь собственным детям, поскольку слишком сильно поглощены личными проблемами.

Выводы по теме повести «Митина любовь»

В целом, творчества Ивана Бунина нельзя назвать оптимистичным, и в течение всей своей писательской карьеры, автор тяготился к бескомпромиссному реализму. Однако в повести «Митина любовь», писатель предпочел не сгущать краски сразу, уделив внимание светлым моментам в жизни своих героев. Это помогло читателю проникнуться симпатией к каждому персонажу, поняв мотивы их дальнейших поступков.

Какую мысль Бунин пытался донести до читателя столь трогательным и трагичным рассказом? Скорее всего, это была мысль о неотвратимости потери чувства первой любви. Вне зависимости от возраста человека, терять первую любовь очень сложно, и главный герой так и не смог справиться с этим тяжелым событием.

Однако автор оставляет некий луч надежды на то, что в будущем читатели будут более ревностно относится к обереганию своих чувств. И пусть конец повести драматичен и неотвратим, краткие полгода, пережитые вместе с Митей на страницах рассказа, заставляют поверить в то, что любовь существует. В сердцах таких романтиков это поэтичное чувство занимает слишком много места, и порой для понимания бытовых мелочей жизни, в их душе просто не остается места.

5 (100%) 1 vote


Катя - возлюбленная Мити («милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью»). Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живет с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа.

В отличие от Мити, Катя не поглощена любовью всецело, не случайно Рильке заметил, что с ней Митя всё равно жить не смог бы - она слишком погружена в театральную, фальшивую среду. Её увлечёнию потакает директор школы, «самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправлявшийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. «Постом с К. начал заниматься директор», - указывает Бунин. Как и в рассказах «Чистый понедельник», «Пароход „Саратов“», важнейшие события в жизни героев соотносятся со временем Великого Поста. Именно в шестую неделю Великого Поста, последнюю перед Страстной, К. сдает экзамен директору. На экзамене она облачена во всё белое, словно невеста, что подчеркивает двусмысленность ситуации.

Весной же с Катей происходят важные изменения - она превращается в «молоденькую светскую даму, […] всё куда-то спешащую». Свидания с Митей всё сокращаются, и последний всплеск чувств Кати совпадает с его отъездом в деревню. Вопреки уговору, Катя пишет Мите всего два письма, причём во втором признается, что изменила ему с директором: «Я дурная, я гадкая, испорченная […] но я безумно люблю искусство! […] я уезжаю - вы знаете, с кем…» Это письмо и становится последней каплей - Митя решается на самоубийство. Связь с Алёнкой лишь усиливает его отчаяние.

Митя (Митрий Палыч) - студент, главный герой повести. Находится в переходном возрасте, когда мужское начало переплетается с ещё не полностью отслоившимся детским. М. «худой, нескладный» (девки в деревне/прозвали его «борзым»), делающий все с мальчишеской Неловкостью. У него большой рот, черные жесткие волосы, -/«он был из той породы людей с черными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…» (возлюбленная М., Катя, называет его глаза «византийскими»).

Повествование о жизни и смерти М. охватывает период чуть более полугода: начиная с декабря, когда он познакомился с Катей, и до середины лета (конца июня - начала июля), когда он кончает с собой. О прошлом М. мы узнаем из его собственных отрывочных воспоминаний, так или иначе связанных с главными темами повести - темой всеохватывающей любви и темой смерти.

Любовь захватила М. «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке», когда однажды в саду, рядом с молодой женщиной (вероятно, нянькой) «что-то горячей волной взыграло в нем», и затем в различных обличьях: соседка-гимназистка, «острые радости и горести внезапной влюбленности на гимназических балах». Год назад, когда М. заболел в деревне, - весна стала «его первой настоящей любовью». Погруженность в мартовскую природу «насыщенного влагой жнивья и черной пашни» и подобные проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали М. до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей и почти сразу же влюбился в нее.

Пора безумного захватывающего счастья длится до девятого марта («последнего счастливого дня»), когда Катя заговаривает о «цене» её ответной любви: «Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства», т.е. от театральной карьеры, которая должна начаться после окончания ею этой весной частной театральной школы. Вообще изображение театра в повести сопровождается интонацией декадентской фальши - Бунин резко подчеркивает свое неприятие модернистского искусства, отчасти в соответствии с воззрениями Л. Н. Толстого. На выпускном экзамене Катя читает стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» - возможно, с точки зрения Бунина, манифест декадентского искусства. М. воспринимает её чтение как «пошлую певучесть… и глупость в каждом звуке», а тему стихотворения определяет весьма жестко: «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке».

Январь и февраль - пора непрерывного счастья, но на фоне начинающегося раздвоения в прежде цельном чувстве у «уже тогда нередко казалось, что как будто есть две Кати: одна та, которой […] настойчиво желал, требовал Митя, а другая - подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой». М. живет в студенческих номерах на Молчановке, Катя с матерью - на Кисловке. Они видятся друг у друга, их встречи протекают «в тяжком дурмане поцелуев», становятся все более и более пылкими. М. все более ревнует Катю: «проявления страсти, то самое, что было так блаженно и сладостно […] в применении к ним, Мите и Кате, становилось несказанно мерзко и даже […] противоестественно, когда Митя думал о Кате и о другом мужчине».

Зима сменяется весной, ревность все более подменяет любовь, но одновременно (и в этом иррациональность чувства по Бунину) страсть М. возрастает вместе с ревностью. «Ты любишь только мое тело, а не душу», - говорит ему Катя. Совершенно измученный двойственностью и неопределенной чувственностью их отношений, М. в конце апреля уезжает в деревенскую усадьбу - отдохнуть и разобраться в себе. Перед отъездом Катя «опять стала нежна и страстна», даже впервые заплакала, - и М. вновь почувствовал, как она близка ему. Они договариваются о том, что летом М. приедет в Крым, где Катя будет отдыхать вместе с матерью. В сцене сборов накануне отъезда вновь звучит мотив смерти - вторая тема повести. Единственный друг М., некто Протасов, утешая М., цитирует Козьму Пруткова: «Юнкер Шмидт! честное слово. Лето возвратится», но читатель помнит, что в стихотворении присутствует также мотив самоубийства: «Юнкер Шмит из пистолета хочет застрелиться!» Этот мотив возвращается ещё раз, когда в окне напротив Митиного номера некий студент поет романс А. Рубинштейна на стихи Г. Гейне: «Полюбив, мы умираем». В поезде все вновь говорит о любви (запах Катиной перчатки, к которой М. припал в последнюю секунду расставания, мужики и рабочие в вагоне), а позже, уже по пути в деревню, М. вновь полон чистой привязанности, думает «обо всем том женском, к чему он приблизился за зиму с Катей». В сцене прощанья М. с Катей исключительно важна неприметная деталь - вспоминаемый несколько раз аромат Катиной перчатки. По законам мелодической композиции здесь переплетены противостоящие друг другу лейтмотивы: запах любви (кроме перчатки - Катина лента для волос) и - запах смерти (девять лет назад, когда умер отец, Митя «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «или мнился» «страшный, мерзкий, сладковатый запах»). В деревне М. вначале как будто бы освобождается от мучающих его подозрений, но почти сразу же в ткань повествования вплетается третья тема - любви, лишенной душевной составляющей. По мере угасания надежды на совместное будущее с Катей М. все более охватывает чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «поденщицы с деревни», в разговоре с горничной Парашей, в саду, где деревенские девки Сонька и Глаша заигрывают с барчуком. Вообще тема деревни- почвы-земли-естественности («спасительное лоно матери-природы», по Г. Адамовичу) связана у Бунина с чувственностью и томлением, потому все деревенские герои повести так или иначе участвуют в совращении М.

Единственной зацепкой в борьбе с плотскими искушениями становится чувство к Кате. Мать М., Ольга Петровна, занята хо- зяйством, сестренка Аня и брат Костя ещё не приехали - М. живет памятью о любви, пишет Кате пылкие письма, рассматривает её фотографию: ему отвечает прямой, открытый взгляд любимой. Ответные письма Кати редки и немногословны. Наступает лето, но Катя по-прежнему не пишет. Мучения М. усиливаются: чем более прекрасен мир, тем он кажется М. более ненужным, бессмысленным. Он вспоминает зиму, концерт, шелковую Катину ленту, которую взял с собой в деревню - теперь даже о ней он думает с содроганием. Чтобы ускорить получение весточки, М. ездит за письмами сам, но все на- прасно. Однажды М. решает: «если через неделю письма не будет, - застрелюсь!»

Именно в этот момент духовного упадка деревенский староста за небольшое вознаграждение предлагает М. поразвлечься. Поначалу у М. хватает силы отказаться: он повсюду видит Катю - в окружающей природе, снах, мечтаниях, - её нет лишь в реальности. Когда староста вновь намекает на «удовольствие», М. неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает М. Аленку - «бабенку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах […] всего второй год замужем». Ещё до рокового свидания М. находит в ней что-то общее с Катей: Аленка не велика, подвижна - «женское, смешанное с чем-то детским». В воскресенье М. идет к обедне в церковь и встречает Аленку по пути в храм: она, «виляя задом», проходит, не обратив на него внимания. М. чувствует, «что видеть её в церкви нельзя», чувство греха ещё способно его удержать.

Следующим вечером староста везет М. к леснику, свекру Аленки, у которого она живет. Пока староста и лесник пьянствуют, М. случайно сталкивается с Аленкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше. Ночью М. «увидал себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью». И в течение всего следующего дня все более отчетливо звучит мотив смерти (в ожидании свидания М. кажется, что в доме «страшно пусто»; в вечереющем небе светит Антарес, звезда из созвездия Скорпиона и т.д.). М. направляется к шалашу, вскоре появляется Аленка. М. отдает ей смятую пяти- рублевку, его охватывает «страшная сила телесного желания, не переходящая в… душевное». Когда происходит наконец то, чего он так хотел, М. «поднялся совершенно пораженный разочарованием» - чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идет дождь. М. в слезах бродит по саду, перечитывает вчерашнее письмо от Кати: «забудьте, забудьте все, что было!.. я уезжаю - вы знаете, с кем…» К вечеру гром гонит М. в дом. Он влезает к себе через окно, запирается изнутри и в полубессознательном состоянии видит в коридоре «молоденькую няньку», несущую «ребенка с большим белым лицом» - так возвращаются воспоминания раннего детства.