Почему сложно дать понятие жизнь. Что такое "жизнь"? Как вы понимаете термин

Тема: «Основные свойства жизни»

1.Оргмомент

2. Проверка знаний учащихся

1.Дать понятие термину «биология». (Наука о живом мире)

2.Какой ученый, в каком году предложил использовать термин биологии?

(Ж. Б. Ламарк в 1802)

3.Методы исследования в биологии?

4.Биологический диктант (вирусология, ботаника, антропология, энтомология, дендрология, цитология, этология, селекция, генетика, бионика)

5.Ученые.

3.Изучение нового материала

Сущность жизни и свойства живого.

1. Какие живые организмы вы знаете?

2. Чем живые организмы отличаются от неживых?

3. Какие свойства живого вам известны?

Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь.

На первый взгляд все кажется просто. Даже маленький ребенок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно.

Во второй половине XIX в. Ф. Энгельс, обобщив естественнонаучные знания своего времени, дал самое известное определение жизни: это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.

Последующие открытия в биологии показали, что данное определение не раскрывает всей сущности жизни.

Попытки современных ученых дать полное определение жизни также не увенчались успехом. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живых организмов.

1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов - углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры - основные компоненты живого) . Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.

2.Основной структурной единицей почти всех организмов является клетка.(в многоклеточных - ткани, органы, системы органов)

3.Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.

В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

4.Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды. Раздражимость

В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других - медленно (например, растения поворачивают листья к свету).

5.Живые организмы развиваются. Рост и развитие

Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.

Рост-увеличение размеров и массы организма

6.Все живое размножается. Самовоспроизведение.

Новые организмы - от бактерии до человека - возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.

7.Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Наследственность - способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале - хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.

8.Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания. Приспособленность

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие.

Закрепление.

Кроссворд

1.Почему очень сложно дать определение понятию «жизнь»?

2.В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?

3.Почему живые организмы называют «открытыми системами»?

4.Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

5.Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?

Краткое содержание вводного раздела

Биология - наука о жизни - одна из древнейших наук. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. По мере накопления знаний происходила дифференциация биологии на самостоятельные науки (ботаника, зоология, микробиология, генетика и др.). Все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками - физикой, химией, математикой и др. В результате интеграции возникли биофизика, биохимия, космическая биология и др.

В настоящее время биология - комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных дисциплин.

В биологии применяются различные методы исследования. К наиболее важным из них относят наблюдение, эксперимент, сравнение.

Биология изучает живые организмы. Живые организмы являются «открытыми системами», получающими энергию и питательные вещества из окружающей среды. Они реагируют на внешние воздействия, содержат всю информацию, необходимую им для развития и размножения, и приспособлены к определенной среде обитания.

4.Подведение итогов урока.

Домашнее задание п.2, в.1-3, сделать табличку «Живое-неживое»

1. Какие живые организмы вы знаете?

К живым организмам относят животных, растения, бактерии, грибы, вирусы.

2. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов.

3. Какие свойства живого вам известны?

6. Всё живое размножается.

Вопросы

1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?

Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.

2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов - углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул - белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров.

3. Каковы основные свойства живого?

1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.

4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

5. Живые организмы развиваются.

6. Всё живое размножается.

7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.

4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?

В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, у живых организмов самыми важными стали процессы биосинтеза и распада веществ. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Задания

1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.

Открытые биологические системы – это системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.

2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.

Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный (молекулы, из которых состоит клетка), клеточный (мышечная клетка), организменный (волк), популяционно-видовой (популяция волков в смешенном лесу), экосистемный (сосновый лес) и биосферный (биосфера).

Вопрос 1. Почему очень сложно дать опреде-ление понятия «жизнь»?

Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых ор-ганизмов характерен ряд признаков, от-сутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Напри-мер, рост характерен не только для жи-вых существ, но и для минералов.

Вопрос 2. В чем различие химической орга-низации живых организмов и объектов неживой природы?

В состав живого входят те же химиче-ские элементы, что составляют и тела не-живой природы. Однако их количествен-ное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространен-ности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий.

Основу живых систем составляют угле-род, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно обра-зование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические свя-зи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических моле-кул, подчас имеющих огромную моле-кулярную массу. Это белки, жиры, уг-леводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неор-ганическими составляющие живое веще-ство.

Вопрос 3. Почему живые организмы называ-ют «открытыми системами»?

Для поддержания упорядоченности биосистемы и экосистемы обмениваются с окружающей средой веществом и энер-гией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обмен-ных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов жи-вой системы.

Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

Обмен веществ — характерное свой-ство живых организмов, заключающееся в потреблении живой системой веществ из окружающей среды и выделении в нее различных продуктов жизнедеятельнос-ти. Но это явление встречается и в нежи-вой природе. При горении из воздуха поглощается кислород и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяют-ся разнообразные соединения.

Главное отличие обмена веществ в жи-вой природе — возможность осуществ-лять реакции синтеза высокомолекуляр-ных соединений и их распада.

Вопрос 5. Какова роль изменчивости и на-следственности в развитии жизни на нашей пла-нете?

Наследственность — свойство орга-низмов передавать признаки своего стро-ения, функционирования и развития по-томкам, из поколения в поколение. Из-менчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвя-заны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле. Изменения в генетиче-ском материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочета-ния определяют степень приспособленнос-ти особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком раз-нообразного материала для отбора наибо-лее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и раз-вития по наследству. Это ведет к возникно-вению новых видов организмов.

Вопрос 6. Что такое жизнь? Попытайтесь дать свое определение.

Жизнь — это активное поддержание и воспроизведение определенной структуры, ко-торая обязательно включает белки, нуклеино-вые кислоты и представляет собой открытую систему. Понятие открытой системы, в свою очередь, означает способность к обмену веще-ствами и энергией с окружающей средой. Важнейший признак живых систем — исполь-зование внешних источников энергии в виде пищи, солнечного света и др.

Вопрос 7. Перечислите основные свойства жи-вой материи.

Выделяют следующие основные свойства живой материи:

  • единство элементного химического со-става;
  • единство биохимического состава;
  • единство структурной организации;
  • дискретность и целостность;
  • обмен веществ и энергии;
  • способность к саморегуляции;
  • открытость;
  • размножение;
  • наследственность и изменчивость;
  • рост и развитие;
  • раздражимость и движение;
  • ритмичность.

Вопрос 8. Объясните, в чем, по вашему мне-нию, заключаются принципиальные различия обме-на веществами в неживой природе и у живых орга-низмов.

В отличие от неживой природы, живые ор-ганизмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых хи-мических соединений (АТФ). Кроме того, жи-вые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи фер-ментов (часто с затратой энергии). Так, напри-мер, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью ко-пировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером пре-образования простых веществ (отдельных нук-леотидов) в более сложные (нуклеиновые кис-лоты). Специальный комплекс ферментов спо-собен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской.

Вопрос 9. Каким образом связаны наследст-венность, изменчивость и репродукция в обеспече-нии жизни на Земле?

Способность живых организмов к репро-дукции (размножению) обеспечивает непре-рывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на ре-акциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойст-ва и особенности развития из поколения в по-коление. Изменчивость — это свойство, проти-воположное наследственности. Она определя-ется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный матери-ал для естественного отбора, который приво-дит к возникновению новых проявлений жиз-ни и новых биологических видов.

Вопрос 10. Дайте определение понятия «разви-тие». Какие формы развития вы знаете?

Развитие — это изменение строения и фи-зиологии организма с течением времени. При-нято выделять две основные формы разви-тия — онтогенез и филогенез.

Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопро-вождается ростом.

Филогенез (историческое развитие) — не-обратимо направленное развитие живой при-роды, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным услож-нением жизни.

Вопрос 11. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования? Материал с сайта

Раздражимость — это способность орга-низма реагировать на внешние воздействия и изменения собственной внутренней среды. От-ветную реакция организма на раздражения, осуществляемую при участии нервной систе-мы, называют рефлексом. Простейшие при-меры рефлексов: гидра втягивает щупальца в ответ на прикосновение или сильное движение воды; человек отдергивает руку, дотронув-шись до горячей поверхности; птенцы откры-вают клювы при появлении родителя на краю гнезда. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на опреде-ленные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы ре-ализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и мно-гие другие типы поведения.

Вопрос 12. В чем значение ритмичности процес-сов жизнедеятельности?

Биологические ритмы направлены на при-способление организмов к меняющимся усло-виям существования. В качестве основных можно выделить суточные и сезонные ритмы. К суточным относят циклические изменения сна и бодрствования, гормонального фона, интен-сивности работы внутренних органов. Примера-ми сезонных ритмических процессов служат зимняя спячка, миграции птиц и рыб, размно-жение (брачные игры, постройка гнезда, воспи-тание потомства), линька — смена шерсти или перьев, цветение, плодоношение и листопад у растений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что означает признак живых систем "открытая система
  • структура экосистемы кратко
  • выписать свойства живого и привести примеры
  • почему очень сложно дать определение понятия жизнь
  • значение процессов выделения у живых организмов

Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Жизнь в её проявлениях отличается большим многообразием. Поэтому точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Для живых и неживых систем также характерны обмен веществ и энергии и другие процессы.

Вопрос 2. В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий. Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.

Вопрос 3. Почему живые организмы называют «открытыми системами»?
Так как живые организмы для поддержания своей жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществом и энергией. Следовательно, живые системы - открытые системы. В результате обменных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов живой системы.

Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой – обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией, т.е. существование организма как открытой системы. Но это явление встречается и в неживой природе. При горении из воздуха поглощается кислород, и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяются разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в живой природе - возможность осуществлять реакции синтеза высокомолекулярных соединений (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада.

Вопрос 5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Наследственность - свойство организмов передавать признаки своего строения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Изменчивость - способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвязаны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле.
Наследственность и изменчивость обеспечивают: индивидуальное наследование и изменение отдельных признаков; воспроизведение в особях каждого поколения всего комплекса морфофункциональных характеристик организма конкретного вида; перераспределение у видов с половым размножением в процессе воспроизведения наследственных задатков, в результате чего потомок имеет сочетание признаков, отличие от их сочетания у родителей. Изменения в генетическом материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочетания определяют степень приспособленности особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком разнообразного материала для отбора наиболее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и развития по наследству. Это ведет к возникновению новых видов организмов.

>> Сущность жизни и свойства живого

3. Сущность жизни и свойства живого.

1. Какие живые организмы вы знаете?
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
3. Какие свойства живого вам известны?

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей