Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение задач В8
Цели:
- Обучающие : повторить основные формулы и правила дифференцирования, геометрический смысл производной; сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия; проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме при подготовке к ЕГЭ.
- Развивающие : содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки.
- Воспитательные : содействовать стремлению к непрерывному совершенствованию своих знаний
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
Тип урока:
систематизация и обобщения.
Объем знаний:
два урока (90 мин.)
Ожидаемый результат:
обучающие используют полученные знания в практическом применении, развивая при этом коммуникативные, творческие и поисковые навыки, умение анализировать полученное задание.
Структура урока:
- Орг. Момент, актуализация знаний, необходимых для решения практических заданий из материалов ЕГЭ.
- Практическая часть (проверка знаний учащихся).
- Рефлексия, творческое домашнее задание
Ход консультации
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели урока, мотивация учебной деятельности (через создания проблемной теоретической базы знаний).
II. Актуализация субъективного опыта учащихся, их знаний.
Повторить правила и определения.
1) если в точке функция непрерывна и в ней производная меняет знак с плюса на минус, то - точка максимума;
2) если в точке функция непрерывна и в ней производная меняет знак с минуса на плюс, то - точка минимума.
- Критические точки – это внутренние точки области определения функции в которых производная не существует или равна нулю.
- Достаточный признак возрастания, убывания функции .
- Если f "(х)>0 для всех х из промежутка (а; в), то функция возрастает на промежутке (а; в).
- Если f "(х)<0 для всех х из промежутка (а; в), то функция убывает на промежутке (а; в).
- Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке [а;в] , если дан график производной функции:
Если производная на отрезке положительна,то а-наименьшее значение,в-наибольшее значение.
Если производная на отрезке отрицательна, то а-наибольшее, в- наименьшее значение.
Геометрический смысл производной состоит в следующем. Если к графику функции у = f(х) в точке с абсциссой x0 можно провести касательную, непараллельную оси у, то f "(x0) выражает угловой коэффициент касательной: κ = f "(x0). Поскольку κ = tgα, то верно равенство f "(x0) = tgα
Рассмотрим три случая:
- Касательная, проведенная к графику функции, образовала с осью ОХ острый угол, т.е. α < 90º. Производная положительная.
- Касательная образовала с осью ОХ тупой угол, т.е. α > 90º. Производная отрицательная.
- Касательная параллельна оси ОХ. Производная равна нулю.
Задание 1. На рисунке изображён график функции y = f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой -1. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0 = -1
Решение:а) Касательная, проведенная к графику функции, образовала с осью ОХ тупой угол. По формуле приведения найдем тангенс этого угла tg(180º - α) = - tgα. Значит f "(х) = - tgα. Из изученного ранее знаем, что тангенс равен отношению катета противолежащего к прилежащему.
Для этого строим прямоугольный треугольник так, чтобы вершины треугольника находились в вершинах клеток. Считаем клетки противолежащего катета и прилежащего. Делим противолежащий катет на прилежащий.(Слайд 44)
б) Касательная, проведенная к графику функции, образовала с осью ОХ острый угол.
f "(x)= tgα.Ответ будет положительным.(Слайд 30)
Задание 2. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-4; 13). Найдите промежутки убывания функции. В ответе укажите длину наибольшего из них.
Решение: f "(х) < 0 функция убывает. Находим длину,который имеет наибольший участок.(Слайд 34)
Практическая часть.
35 мин. Подготовленные слайды требуют теоретических знаний по теме урока. Цель составленных слайдов состоит в том, чтобы учащиеся смогли совершенствовать и практически применять знания.
С помощью слайдов проводится:
- фронтальный опрос (учитываются индивидуальные особенности учащихся);
- выясняется информационная формулировка главных понятий, свойств, определений;
- алгоритм решения заданий. Учащиеся должны дать ответы по слайдам.
IV. Индивидуальная работа. Решение задач по слайдам.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
«В8 в ЕГЭ по математике» - Точки минимума. Производная функции отрицательна. Найдите значение производной функции. Найдите абсциссу точки касания. Скорость. Значение производной функции. Производная. Время. График производной функции. Найти производную функции. Промежутки возрастания функции. Решение заданий В8 ЕГЭ по математике.
«B3 по математике» - Памятка ученику. Умения по КТ. Прототип задания. Содержание задания В3. Прототип задания B3. Прототип задания B3 . Уравнение. Основные свойства корней. Найдите корень уравнения. Логарифмы. Логарифмы с одинаковыми основаниями. Степень. Подготовка к ЕГЭ по математике. Задания для самостоятельного решения.
«Решение заданий В11» - Задания. Начала математического анализа. Найдите наибольшее значение функции на отрезке. Формулы. Найдите наибольшее значение функции. Умения по КТ. Задания для самостоятельного решения. Найдите наименьшее значение функции на отрезке. Найдите наименьшее значение функции. Проверка. Решение. Памятка ученику.
«В1 в ЕГЭ по математике» - Наименьшее количество. Булочка. Проездной билет. Американский автомобиль. Электрический чайник. Рекламная акция. День. Платежный терминал. Лекарство. Задания В1. Клиент. Теплоход. Общая тетрадь. Прибор учёта расхода горячей воды. Железнодорожный билет. Пенсионеры.
«Задания ЕГЭ по математике» - Задание В 13. Надо решить ещё пару примеров. Задание В 6. Найдите скорость мотоциклиста. Задание В 1. На сколько должен подняться уровень воды после дождя? Найдите площадь. После дождя уровень воды в колодце может повыситься. Задание В 5. Задание В 12. Самостоятельная работа. Подготовка к ЕГЭ. Задание В 3.
«В1 по математике» - Мармелад. Рекламная акция. Скидка в день распродажи. Ампул. Стиральная машина. Автобус. Налог на доходы. Флакон шампуня. Блокнот. Наименьшее число. Мобильный телефон. Билет на междугородный автобус. Таксист. Магазин. Проездной билет. Пачка сливочного масла. Роза. Задания В1 ЕГЭ по математике. Решение.
Всего в теме 33 презентации
Решение заданий В8по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2012 годаПрямая у = 4х + 11 параллельна касательной к графику функции у = х2+8х + 6. Найдите абсциссу точки касания.№1Решение:Если прямая параллельна касательной к графику функции в какой-то точке (назовем ее хо), то ее угловой коэффициент (в нашем случае k = 4 из уравнения у = 4х +11) равен значению производной функции в точке хо: k = f ′(xo) = 4Производная функции f′(x) = (х2+8х + 6)′= 2x +8. Значит, для нахождения искомой точки касания необходимо, чтобы 2хo+ 8 = 4, откуда хо = – 2. Ответ: – 2.Прямая у = 3х + 11является касательной к графику
Индивидуальные занятия по SKYPE по эффективной онлайн подготовке к ЕГЭ по математике.
Задания типа В8 — это задачи на приложение производных функций. Цели в заданиях:
- найти производную в определенной точке
- определить экстремумы функции, точки maximum и minimum
- промежутки возрастания и убывания
Рассмотрим несколько примеров. Задание в8 .1: на рисунке изображен график функции y=f (x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции y=f (x) в точке х0.
Немного теории. Если касательная возрастающая, то производная будет положительной, а если касательная убывающая, то производная отрицательная. Производная функции y’= tgА, где А -угол наклона касательной к оси Х
Решение : в нашем примере касательная -возрастающая, значит производная будет положительной. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС и найдем из него tg А= ВС/АВ, где ВС-катет-расстояние между характерными точками по оси у, АВ- катет- расстояние между точками по оси х. Характерные точки на графике выделены жирными точками и обозначены буквами А и С. Характерные точки должны быть явными и целыми. Из графика видно, что АВ= 5+3=8, а вс=3-1=2,
tgα= ВС/АВ=2/8=1/4=0,25 , отсюда производная у’=0,25
Ответ : 0,25
Задание В8 .2 На рисунке изображен график функции у=f(x), определенной на интервале (-9;4). Найдите сумму абсцисс точек экстремума функций f(x)
Решение : Для начала определимся, что такое точки экстремума? Это такие точки, в которых производная меняет свой знак на противоположный, проще говоря все »горки» и «впадины» . В нашем примере имеем 4 «горки» и 4 «впадины».Снесем все «ландшафтные» точки на ось Х и найдем значение абсцисс,теперь сложим все значение этих точек по оси Х
получим -8-7-5-3-2+0+1+3=-21
Ответ : -21
посмотреть видеоурок решения этого задания
Решение заданий В8 ЕГЭ по математике На рисунке изображен график функции у = f(x) , определенной на интервале (−5; 5). Найдите количество точек в которых производная f’(x) равна 0
- Ответ: 4
- Решение. Точки максимума соответствуют точкам смены знака производной с плюса на минус. На отрезке [−9;6] функция имеет две точки максимума x = − 4 и x = 4. Ответ: 2.
- Решение.
Производная функции отрицательна на тех интервалах, на которых функция убывает, т. е. на интервалах (0,5; 3), (6; 10) и (11; 12). В них содержатся целые точки 1, 2, 7, 8 и 9. Всего 5 точек. Ответ: 5.
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 4). Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
- Решение. Промежутки убывания функции f(x) соответствуют промежуткам, на которых производная функции отрицательна, то есть интервалу (−9; −6) длиной 3 и интервалу (−2; 3) длиной 5. Длина наибольшего из них равна 5. Ответ: 5.
- Решение. Точки максимума соответствуют точкам смены знака производной с положительного на отрицательный. На отрезке [−6; 9] функция имеет одну точку максимума x = 7. Ответ: 1.
- Решение. Промежутки возрастания функции f(x) соответствуют промежуткам, на которых производная функции положительна, то есть интервалам (−7; −5), (2; 5). Наибольший из них - интервал (2; 5), длина которого 3.
- Решение. Точки минимума соответствуют точкам смены знака производной с минуса на плюс. На отрезке [−3; 8] функция имеет одну точку минимума x = 4. Ответ: 1.
- Решение. Точки экстремума соответствуют точкам смены знака производной - изображенным на графике нулям производной. Производная обращается в нуль в точках −13, −11, −9, −7. На отрезке [−14; 2] функция имеет 4 точки экстремума. Ответ: 4.
- Решение. Заданная функция имеет максимумы в точках 1, 4, 9, 11 и минимумы в точках 2, 7, 10. Поэтому сумма точек экстремума равна 1 + 4 + 9 + 11 + 2 + 7 + 10 = 44. Ответ: 44.
- Решение. Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной, который в свою очередь равен тангенсу угла наклона данной касательной к оси абсцисс. Построим треугольник с вершинами в точках A (2; −2), B (2; 0), C (−6; 0). Угол наклона касательной к оси абсцисс будет равен углу, смежному с углом ACB
Для решения используем геометрический смысл производной: значение производной функции в точке равняется угловому коэффициенту касательной к графику этой функции, проведенной в этой точке. Угловой коэффициент касательной равен тангенсу угла между касательной и положительным направлением оси х (tg α). Угол α = β, как накрест лежащие углы при параллельных прямых y=0, y=1 и секущей-касательной. Для треугольника ABC
На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой xо. Найдите значение производной функции f(x) в точке xо.
- По свойствам касательной, формула касательной к функции f(x) в точке x 0 равна
- y=f ′ (x 0)⋅x+b, b=const
- По рисунку видно, что касательная к функции f(x) в точке x0 проходит через точки (-3;2), (5,4). Следовательно, можно составить систему уравнений
- Ответ: 4
f’(x0)=-3
Источники
- http://reshuege.ru/
- http://egemat.ru/prepare/B8.html
- http://bankege.ru/