Подготовка к тестированию.

1. Предложение сложносочиненное (Знаки препинания не расставлены.)

    Двести шагов и мы в безопасности.

    Хотелось домой где холодно и снег.

    Я верил что-то должно было произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше но и в воде.

2. Предложение сложносочиненное (Знаки препинания не расставлены.)

    Доказано что льды Северного полюса тают.

    Борясь с бесчеловечностью произведениями искусства художник погиб в последний год войны.

    На дворе палил зной в доме было прохладно.

    То слишком морозит то моросит дождь.

3. Предложение сложносочиненное

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Еще небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

4. Утверждение является неверным

    Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, между собой связаны сочинительной связью и могут быть соединены сочинительными союзами.

    Все односоставные предложения являются неполными.

    Управление - это тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.

    В роли подлежащего в предложении могут выступать цельные, неразложимые словосочетания.

5. Утверждение является неверным

    Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом выражает грамматические признаки.

    Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения - главных и второстепенных.

    Простое осложненное предложение может иметь в своем составе однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные конструкции или обращения.

    Главный член односоставного неопределенно-личного предложения выражается глаголом в форме единственного числа настоящего, будущего или прошедшего времени.

6. Тире на месте пропуска ставится в предложении

    Мода _ капризна, а потому она и женского рода.

    Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга _ в житейских невзгодах.

    Ни годы, ни разлука, ни превратности житейские _ не в силах заставить меня забыть те дни.

    Самая большая ошибка _ полагать, что ты никогда не ошибаешься.

7. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

    Утреннее солнце мягко пригрело землю _ и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней.

    Он пробежал по лестнице, отпер номер _ и при свечке торопливо и нервно разорвал телеграмму.

    В осенние сумерки _ на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя.

    В белой снежной пыли тонули завод _ и церковь, и крестьянские избы.

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - гулко отдавались в лесах.

    Утро было праздничное, жаркое, светлое, и радостно трезвонили над зелеными горами колокола

    На даче жили: жена архитектора, младший сын и прислуга.

    Он свернул толстую папиросу из черного крепкого табаку и молча и сосредоточенно курил.

9. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

    Слегка прищуренные глаза его весело блестели на смуглом лице.

    Подошел еще один гость статистик Бернгардт.

    Он надел чистую рубашку, умылся и причесал русые волосы подстриженные в скобку.

    Немного отодвинувшись от стола он держал стакан чаю в руках.

10. Выберите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Костер уже догорал () и последними угольками освещал лица охотников.

    и запятая не нужна.

    и запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.

    Сложное предложение, перед союзом и запятая нужна.

11. Правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые

Сад (1) все больше редея (2) спускался к реке (3) поросшей зеле­ным камышом (4) и густым ивняком.

12. Предложение с пунктуационной ошибкой

    Для достижения спортивных успехов необходим, как талант, так и упорство.

    Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества.

    Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался.

    Посаженные выпускниками деревья: клён, акации, берёзы - быстро разрослись.

13. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

    Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.

    Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках - запели птицы.

    Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели.

    Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом.

14. Грамматически правильное продолжение предложе­ния. Повернув к пристани,

    Открывается чудесный вид на реку.

    Остановитесь на крутом берегу реки и полюбуйтесь чудесным видом.

    Останется совсем недалеко до реки.

    У меня сильнее забилось сердце.


Упражнение 23 Части речи в русском языке На какой во-прос отвечают (если есть)? Что обозначают? Примеры Самостоятельные: имя что? кто? предмет собака, существительное дерево имя какой? признак предмета красивый, прилагательное каков? белый глагол что делать? действие, состоя рисовать. что сделать? ние сыграть имя сколько? число, порядок сто, числительное какой? при счете восьмой местоимение падежные указывает на они. вопросы; предмет, его при ты, чей? знак и количество, не называя их наш, его наречие как? указывает на при быстро, каким образом? знак действия или высоко, в какой степени? признак другого далеко куда? где? признака почему? Служебные: предлог выражают отно-шение сущ., числ. и некоторых ме-стоимений к другим словам в речи в, над, благодаря, на, с, под союз связывают между собой однородные члены предложения или части сложного пред лож а, но, и, чтоб, зато
частица служат для обра-зования наклонения, для выражения различных оттенков значения в предложении бы, даже, вот, авось междометие выражают раз-личные чувства, не называя их, побуждения к действию увы! ах!
ура! мяу-мяу! ха-ха-ха! Особые формы глагола: причастие какой? показывает признак и выражает действие одно-временно думающий, висевший деепричастие что делая? что сделав? имеет признаки глагола и наречия гуляя, написав
Упражнение 24
Имя существительное: вопрос, жизни.
Имя прилагательное: социологического, широкая.
Имя числительное: пятидесяти, пяти.
Местоимение: вы, то.
Глагол: ответили, называются.
Наречие: правильно, нетрудно.
Особые формы глагола: опрошенных, говорящих.
Союз: и, что.
Предлог: за, от.
Частица: не, же.
Ответили - глагол.
Общее грамматическое значение: действие, состояние.
Н. ф. - ответить.
Невозвр., сов. в., перех.
Изъяв, накп., пр. вр., мн. ч., 3 л.
В предложении является сказуемым.
Широкая - имя прилагательное.
Общее грамматическое значение: признак предмета.
Н. ф. - широкий.
Полная ф., ед. ч., ж. р., И. п.
Качеств.
В предложении является определением. И - союз.
Служит для связи слов в предложении.
Сочинительный.
Простой.
Упражнение 25 Лицо 1 спряжение 2 спряжение Число 1-е -у(-ю) -у(-ю) единств. 2-е -ешь -ишь единств. 3-е -ет -ит единств. 1-е -ем -им множ. 2-е -ете -ите множ. 3-е -ут(-ют) -ат(-ят) множ.
Упражнение 26
По-разному пада|ет| (1 спр.) с неба снег. Вскин|ешь[ (1 crip.) голову, и кажися (1 спр.), что с облаков сыпл[ют]ся (1 спр.) хлопья. А быва[ёт] (1 спр.) снег, которому лицо не подстав|Йшь| (2 спр.): твердые белые шарики больно секут лоб.
Упражнение 27
Утро в степи
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка.
вводи, сл.
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве
деепр. об.
солнце, еще толпятся, б лед нея_нтад_с. кщадой. минутой, сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осы-
0панным тонкой золотой пылью. В густой, буйной траве там и сям
деепр. об. _
дрожат, переливаясь и^спыхи§.ад_р^но^етными о бриллианты крупной росы. <...> В утренней прохладе разлит горький здоро-
прин. об.
вый запах полыни, смешанный с нежным. ПОХОЖИМ НА.МИНДШг, apfc
одп. чл. (х)н. 4.1.
матом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солн-цу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обры-
прич. об. деепр. об.
вами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая._об.ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
прич. об.
Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонок. чл.
,ки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
вводи, сл.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубоки-
одн. чл.
ми, ровными и могучими вздохами.
1>лед1?е&, jafo, осыпанным, переЬи&Іясь, вспыхивая, раЗли?[ L
Упражнение 28
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облач-ка. (Отделяющие знаки.)
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея с каждой минутой, сизые предрассветные тучи. Только кое-где в глубоких и узких балках, .между крутыми обрывами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные, синеватые тени. (Выделяющие знаки.)
Упражнение 29
Выплыва...т -¦ что делать? -* выплывать -> на -ать -*¦ 1 спр. -* выплывеjsnjj.
Каж...тся -* что делать? -> казаться -> на -ать -* 1 спр. ->каэ$гп}ря.
Блещ...т что делать? -* блистать на -ать -> 1 спр, -> бле-
"Q
Неж...тся -> что делать? -> нежиться -> на -ить -*¦ 2 спр. -> неэ^т^ря.
Тян...тся что делать?"-» тянуться -> на -уть -> 1 спр. -* тя-
Трепещ.,.т -> что делать? -> трепетать -> на -ать -* 1 спр. -> mpeneu^nj
Дыш..т -> что делать? -* дыишть -*¦ на -ать (искл.) -> 2 спр. ->dbiuJjunjj. /
(прил.), бесейй§ (прил.), бп^нй|ом| (прил.), оЕый&^ым
(прич.), (прил.), сЙеш&»)ьій (прич.), нёугомонЙые (прил.).
Не видные глазу - есть зависимое слово. Неугомонные - без не не употребляется.
Нужно употребить частицу ни.
С наречиями: кое-где, когда-нибудь. С местоимениями: кто-то, кое-кто.
Упражнение 30
Правописание гласных в корнях слов Проверяемые безударные гласные весеннее, запах, степной, синеватые Непроверяемые безударные гласные минутой, бриллианты, миндалк, полійни С чередованием в корнях: -лаг-//-лож- ґ-
предложение, слагаемое, переложить, слагать -раст-//-рос- расти, подрасти, растение,
-Ґ"ч
переросший, заросли -стел-//-стил- а застелить - застилать, расстелить - расстилать -бер-//-бир- а и др. забегу - забирать, разберу - разбивать О-Ё после шипящих йюпот\ 5кёлуЭь, fu6po&, йбв*, крыжбвник, чёрйый
Упражнение 31
Печорин. Этот человек не равнодушно (равный), не апатически (апатия) несет свое страдание (страдный): бешено гоняется (гонится) он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет (повинность) он себя в своих (свой) заблуждениях. В нем неумолчно раздаются (разг дастся) внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение (двигаться) своего (свой) сердца, рассматривает каждую мысль свою (свой).
Несет не апатически, бешено гоняется, неумолчно раздаются (Примыкание.)
Несет страдание, раздаются вопросы, рассматривает мысль (Управ-ление.)
Упражнение 32 На стыке морфем В корне В суффиксе бёЗзабоЪшй, грамматика, искусственен рассмотреть, ї*осси5, воззвание, территория, расГска5, жужжать, оттолкнуть, баллада, электронный, искусство экранный
Упражнение 33
Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е (ё), ю, я в следующих случаях:
а) между приставкой на согласную и корнем, начинающимся с букв е (ё), ю, я: подъезд, съезд.
б) в иноязычных словах после иноязычных приставок: адъютант, инъекция.
А) Льется, вьюга, деревья. Воробьи, волчьи, вьется.
Б) Молодежь, бежишь, вскачь, лишь. Отрежь, не плачь, настежь. В) Конь, топь, возьми, серьги. Деньги, гвоздь, моль.
Упражнение 34
Отделить, надстроить, перепрыгнуть, подбить, сбавить. (Единообразное написание приставок.)
Бездарный, испортить, развалиться, воззрение, восстание. (Приставки, оканчивающиеся на з-/с-.)
3) Приделать, приоткрыть, прилечь, преломление, преобразовать, преступник. (Приставки пре-/при-.)
Упражнение 35
Если падает ударение на приставку, то пишется не, в остальных случаях ни: некого, никого, никому, некому, некто, никто; некуда, никуда, негде, нигде, никак, никогда, некогда.
Если между не и местоимением или наречием есть еще какое- либо слово: ни для кого, не для кого, не с кем, ни с кем, ни разу, не раз.
Упражнение 36
Вязаная шапчонка, бсенФйй сумрак, деревЗініїая кровать, йстиії-
ный патриот, (о!)ый гражданин, бешеное сопротивление, искусная

карикатура, искусственное орошение, агитационныи призыв, полот-
А „ няныи костюм.
Хорошо сделанная вещь, неосвоенная территория, река скована льдом, приобрет^ньГая привилегия, взращённЬе поколение, распространенная идеология, организовав кампания по сбору книг, уве- рйІЇЇЬій в завтрашнем дне, удосто^нк наград.
Экскурсия прошла организовало, чувствовать себя сковало, звезды таинствённЬ мерцали, бешёнЬ мчались машины.
Упражнение 37
А) Вследствие поражения, вроде перегородки, договориться насчет встречи, бежать навстречу непогоде, не прийти ввиду болезни.
Б) Включить в следствие новые показания, согласуются в роде и числе, положить на счет в банке, прийти на встречу с одноклассниками, иметь в виду, полагаться только на удачу, встать в конец очереди у магазина, сосредоточиться в миг опасности.
В) Передвигаться вслепую, идти навстречу, играть наудачу, вконец заврался, вмиг решить задачу, сделать по-новому.
Г) Вроде (частица) простудился, он всматривался в слепую (прил.) женщину, ввиду того что (союз), пойти по новому (прил.) пути развития.
Упражнение 38
„ _ оди. ад.
Не день, не месяц, а целый год пробыли мы вдали от. родины.
уточн. одн. чл.
Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с интересам. чл.
ными людьми, ни мягкии климат.
обет, мести од и. обет.
Хотелось домой, где холодно и снег, где не растут тропические
неск. грамм, осн. пояси.
фрукты, но где все свое и тебя никогда не покидает уверенность: что
_ одн. опред. прич. об.
бы ни случилось, вокруг надежные, истинные друзья, готовые всегда прийти на помощь.
Упражнение 39
мест. мест. ч. глаг. ч. сущ. сущ. ч. сущ. пр.
1. Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с инте-
прил. сущ. ч. прил. сущ.
ресными людьми, ни мягкий климат.
(Простое, повеств., невосклиц., двусост., распр., полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом.) =0: ни (-), ни (-), ни (-)].
Вдали от (предлог) родины, растут (-раст-//-рос-\ истиййые (на стыке корня и суффикса), ничто (местоим.), не утешало (не с глаголом), никогда (наречие), не покидает (не с глаголом), что бы (ме-стоим. с частицей).
Целый год, с интересными людьми, мягкий климат, тропиче- v ские фрукты, надежные друзья. (Согласование.)
Хотелось домой, никогда не покидает, прийти всегда. (Примыкание.)
Ничто не утешало, нас не утешало, не покидает тебя. (Управление.)
Упражнение 40
Как ныне сбирается вещий Олег
у тонн.
Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
пр. сущ. мест. пр. прил. сущ-
С дружиной сшей, В цареградской броне,
сущ. пр. cyuf. гл. пр. прил. cyuf.
Князь по.оолю едет на верном коне.
(«Песнь о вещем Олеге». А.С. Пушкин)
Данные группы слов не являются словосочетаниями, так как в их составе имеется подлежащее и сказуемое, то есть они являются предложениями.
Отмстить, сбирается, дружина.
Упражнение 41
Моим стихам, написанным так рано. Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана. Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти. В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
(М Цветаева)
X X X
Написанным стихам, написанным так рано, сорвавшимся стихам,
xx x
ворвавшимся стихам, ворвавшимся в святилище, нечитанным сти-
х
хам, разбросанным в пыли по магазинам.
Ворвавшимся - причастие.
Признак предмета по действию.
Н. ф. - ворвавшийся. Образовано от глагола - ворваться.
Действ., возвр., сов. вид, прош. вр.
Мн. ч., Д. п.
Стихам (каким?) ворвавшимся.
Фимиам - благовонное вещество для курения, а также дым, поднимающийся при таком курении. Святилище - то же, что и храм.

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : Стилистика сложносочиненного предложения.

Цель урока : привести в систему, обобщить и проверить полученные знания о сложносочиненном предложении, о стилистическом использовании данных конструкций.

Ход урока

    Орг. момент

    Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Несколько шагов и мы в безопасности.

    Хотелось домой где холодно и снег.

    Я верил что что-либо произойдет.

    То слишком морозит то мороси дождь.

    Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.

    У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

    Море и тишина исцелили мою душу.

    Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Обобщение сведений о стилистическом использовании сложносочиненных предложений, союзах при них.

    Фронтальный опрос по вопросам:

    Какие предложения называются сложносочиненными?

    В чем состоит отличие сложносочиненного предложения от простого?

    Когда целесообразно простые предложения разных типов объединить в сложносочиненные? Что это дает?

    На какие группы делятся сочинительные союзы?

    Какие смысловые отношения они выражают?

    Перечислите союзы-синонимы. Когда возможно употребление одного союза вместо другого?

    Каковы возможные ошибки в использовании сложносочиненных предложений? (Многосоюзие; употребление одного союза вместо другого4 соединение предложений с глаголами различных видов).

    Тренировочные упражнения

    Наблюдение над текстом и стилистический анализ предложений.

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску:

(Повторяющиеся союзы и – и, ни – ни подчеркивают однородность соединяемых предложений; союзы характерны для литературно обработанной речи, обычно употребляются в стихах. Союз ни – ни используется в отрицательных предложениях).

    Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

2) Упражнение на вставку союзов; стилистический анализ.

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

(ни – ни, а). (и, да) (то-то).

-

(А.Пушкин)

(Простые предложения. Употребленные Пушкиным, Ярко подчеркивают динамику происходящего, передают взволнованность рассказчика, пережившего трагические события. Полученные в результате лингвистического эксперимента сложносочиненные предложения делают повествование плавным, неторопливым, спокойным; благодаря наличию сочинительных союзов необходимое по смыслу настроение тревоги, настороженности, напряженности не передается).

    Итог урока

    Самостоятельная работа

    Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Раздаточный материал к уроку «Стилистика сложносочиненного предложения»

1 . Синтаксическая разминка

А) Определить, какое предложение сложносочиненное:

1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять обернулся.

    Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.

    Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил все вокруг.

Б) (знаки препинания не расставлены)

1) Несколько шагов и мы в безопасности.

2) Хотелось домой где холодно и снег.

3) Я верил что что-либо произойдет.

4) То слишком морозит то мороси дождь.

В) Какое из предложений соответствует схеме , и (Знаки препинания не расставлены).

2) У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

3) Море и тишина исцелили мою душу.

4) Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Тренировочные упражнения

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску :

1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

- Сопоставить описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых.

Проследить, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?

1. Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский).

2. Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконниках, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей. (К.Паустовский)

3. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (А. Пушкин)

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

1. Давно уже не слышно было…звона колокольчика, стука колес по кремнистой дороге, бедный старик еще стоял на одном месте в глубокой задумчивости (ни – ни, а). Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, … слышен в тишине ночной лишь лай собак… коней ржанье (и, да) . 3. … длинный сук ее за шею зацепит вдруг, … из ушей златые серьги вырвет силой, … в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, … выронит она платок (то-то).

- Определить стиль текста. Заменить простые предложения сложносочиненными, объяснить стилистическое использование тех и других конструкций.

Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы… Казаки стояли верхами, солдаты под ружьями. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на пароходные лафеты. Все жители находились тут же. Ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. (А.Пушкин)

Самостоятельная работа

1. Тест (пунктуация в простом предложении)

1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

За кустами жасмина и сирени хорошо ухаживали и они разрослись и радуют взоры посетителей.

Теперь конец сентября и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи.

2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Один лунный луч просочившийся сквозь годами не вытиравшееся окно скупо освещал угол.

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:

Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.

Мальчик шел задумавшись и несмотря под ноги.

    Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Этот крик журавлей и их величавый переход по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам совершенное творение природы.

Этот немой язык интереснейшее изделие.

Отмыть добела чёрного кота невозможно.

    Списать текст, восстановить в нём союзы, поставить знаки препинания и пропущенные буквы

Вечерело. От речки тянуло сыростью… запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка___ кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя мошкара…. Вот среди тишины из(за) розовых облаков сначал.. послышалось стра..ое жужжание … потом сверкнула серебр..ая точка. Она всё увеличивалась … вот уже у неё обозначились две пары крыльев.

Могучий самолёт легко снизился….быстро….плавно пронесся…. Над тёмным лесом … над пустым разъездом …над речкой.

1 вариант

1. Твердые согласные, не имеющие мягкой пары:

2. Укажите правильный вариант написания гласных в корне слова:

Оп..лчение, упл..тнить, см..гчение, возр..ждение, препод..ватель

А) а, а,я, а,о

В) а, а,а, а,а

С) а, о,я, о,а

D) о, а,я, а,а,

Е) о, о,я, о,а

3. Укажите слово без окончания

А) дружок

В) пешеход

С) невежливо

D) рассказ

Е) лентяй

4. Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов?

А) приставка

В) суффикс

С) корень

D) окончание

Е) основа

на урок.., для операци.., в гостиниц.., к станци.., на собрани...

А) е, и, е, и, и,

В) е, и, е, е, и

С) и, е, и,и, и

D) е, и, е, е, е

Е) е, е, и, е, и

6. Выберите строку с приставкой БЕЗ:

А) бе…граничный, бе…конечный

В) бе…крайний, бе…цельный

С) бе…толковый, бе…умный

D) бе…заветный, бе…временный

Е) бе…срочный, бе…грамотный

7. Пропущенная буква И:

А) пр… сказка, пр…волье, Пр…морье

В) пр…дание, пр…вращение, пр…восходство

С) пр…парат, пр…зидиум, пр…рекания

D) пр…терпеть, пр…образования, пр…дел

Е) пр…успевание, пр…сечь, пр…одолеть

8. Указать слова, образованные суффиксальным способом:

А) сапожок, зубной, землянка

В) вбежать, красавец, глупыш

С) дипломник, циркач, предыстория

D) вредитель, баловень, ультразвук

Е) конюх, испытатель, ежевечерний

9. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание:

10. Укажите прилагательное, не имеющее краткой формы:

А) ранний

В) великий

С) дорогой

D) аккуратный

Е) бледный

11. Укажите прилагательное с одной Н в суффиксе:

А) клюквен…ый

В) искусствен…ый

С) ветрен…ый

D) соломен…ый

Е) государствен…ый

12. Пишется через дефис прилагательное:

А) (горно) спасательный

В) (иссиня) черный

С) (высоко) оплачиваемый

D) (конкурентно) способный

Е) (засухо) устойчивый

А) кто - то из гостей

В) каждый из присутствующих

С) какого-то незнакомца

D) что-нибудь интересное

Е) нечто важное

16. Слово с проверяемой безударной гласной в корне:

А) увядание

В) сирень

С) кавалерия

D) бандероль

Е) пескарь

17. Примыкание в словосочетании:

А) каждый человек

В) работающий прибор

С) уходить рано

D) проанализировал ситуацию

Е) возразить сыну

доказывать

Существительное:

В) за что?

С) про что?

19. Укажите наречие, которое оканчивается но О:

А) докрасн…

В) сначал…

С) искос…

D) досыт…

Е) досрочн….

20. Укажите сочинительный союз:

21. Какое предложение сложносочиненное? (знака не расставлены)

А) Небо очистилось выглянуло солнце.

В) Все птицы притихли но шелестели листья деревьев.

С) Установите к какому виду насекомых относится шмель.

D) Сердито завывал ветер и стучал в окно.

Е) Хотелось домой где холодно и снег.

22. Союз, связывающий части сложного предложения: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода. Является?

А) подчинительным

В) соединительным

С) разделительным

D) противительным

Е) разъединительным

23. Определите вид предложения? Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и ложились на мокрую траву

А) простое

В) сложносочиненное

С) сложноподчиненное

D) бессоюзное

Е) вопросительное

24. Определите вид предложения? Солнце встало высоко, и было светло и

жарко, как днем.

А) сложноподчиненное предложение

В) сложносочиненное предложение

С) простое предложение с обособленными членами

D) сложное предложение с сочинением и подчинением

Е) простое предложение с однородными членами

25.Укажите, чем осложнено предложение? Подняв от газеты не очень довольное, как показалось Кравчуку, лицо, человек сквозь стекла очков строго посмотрел на него.

А) однородными членами и сравнительным оборотом

В) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

С) вводными словами и причастным оборотом

D) деепричастным и сравнительным оборотом

Е) сравнительным оборотом

26. Какое из следующих утверждений верно?

В) сложноподчиненные предложения присоединяются при помощи

подчинительных союзов

интонации

D) Сложносочиненные предложения относятся к бессоюзным сложным

предложениям

Е) сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным

предложениям

27. Данное предложение продолжите так, чтобы получилось сложносочиненное предложение. Сильно пахло мхом……..

А) и тянуло еще черникой и клюквой

В) и талой снежной водой

С) сладкий это был запах

D) едва выбившимся из под снега

Е) потому что было сыро

28. Вместо каких цифр нужно поставить запятые?

Но вдруг (1) откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик (2)

напоминающий крик (3) неуснувшей птицы (4) или раздается неопределен-

29. Выделите количество простых частей в предложении?

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего

выздоровления как праздника.

30. Укажите количество запятых в предложении. Снег летит с сосен рассыпается мелкой пылью и весь лес густо дымит и вот-вот кажется запылает холодным пожаром.

Тесты по русскому языку 9 класс

2 вариант

1. Звонкие, не имеющие парных глухих, согласные

2. Укажите правильный вариант написания гласных в корнях слов:

сост…влять, перест….новка, объед…нить, увл…кательный, раск…лить.

А) о, о,и, и,а

В) а, а,и, е,а

С) а, о,е, е,о

D) о, о,е, е,а

Е) а, а,и, и,о

3. Гласная О после шипящих в окончании слова:

А) береж…т

С) фарш…м

D) с саранч…й

Е) товарищ…м

4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает

значение рода, числа, падежа, лица.

А) основа

В) суффикс

С) окончание

Е) приставка

5. Укажите правильный вариант написания окончаний существительных:

в отрасл…, в галере…, на станци…, в санатори…, на трамва…

А) и, и, и, е, е,

В) е, е, и, и, е,

С) и, е, и, и, и

D) и, е, и, и, е

Е) и, и, е, и, и

6. Укажите вариант, объясняющий правильное написание

приставок в словах: прекрасный, превышать, превосходить, преувеличение

А) присоединение

В) высшая степень качества или действия

С) приближение

D) нахождение вблизи чего-либо

Е) значение неполного действия

7.Выберите строку с приставкой БЕС:

А) бе…платный, бе…срочный

В) бе…крайний, бе…граничный

С) бе…цельный, бе…заветный

D) бе…толковый, бе…временный

Е) бе…временный, бе…заботный

8. Укажите слова, образованные приставочным способом:

А) разбить, нерадостный, предгрозовой

В) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

С) навсегда, подземный, пылесос

Е) ускакать, израсходовать, вызывающе

9. Раздел науки о языке, в котором изучается предложение.

А) орфография

В) морфология

С) фонетика

D) пунктуация

Е) синтаксис

10. Правильный вариант написания имен прилагательных : в летн…ю ночь, в осенн…ю пору, могуч…м здоровьем, ярчайш…й звездой, свеж…й рыбой.

А) и, и, и, е, е

В) ю, ю, е, е, е

С) ю, ю, и, е, е

D) ю, ю, е, и, е

Е) и, ю, и, е, е

А) имя существительное

В) глагол

С) наречие

D) предлог

Е) числительное

12. Укажите прилагательные с двумя Н:

А) сви…..ая котлета

В) пчели….ый мед

С) гости….ый двор

D) серебря….ый перстень

Е) оловя….ый слодатик

13. Укажите деепричастный оборот:

А) напоминавший дважды

В) про свои права

С) напоминала про права

D) напоминая про права

Е) напоминающая дважды

14. Пишется слитно наречие:

А) (на)перегонки

В) (со)зла

С) без)толку

D) (с)налета

Е) (на)совесть

15. Главное слово в словосочетании выражено причастием:

А) разбросанные вещи

В) очень непонятно

С) прочитавший роман

D) восходящее солнце

Е) сверкая на снегу

16. Согласование в словосочетании:

А) блестящая идея

В) идти полем

С) немного испугаться

D) громко разговаривать

Е) недалеко от дома

17. Укажите наречие, которое оканчивается на О

А) досух…

В) искос…

С)сначал…

Д) издавн…

18. Правильный вариант вопроса для построения словосочетания

смеяться +существительное?

А) с какого?

В) над кем?

Е) про что?

19. Найдите вариант, в котором есть частица НЕ:

А) (не)кто

В) (не)уклюже

С) (не)легкий, но интересный

D) далеко (не)легкий

Е) (не)вредно

20. Укажите союз, который не относится к противительным:

А) однако

В) не только…. но и

С) зато (=но)

21. Какое предложение сложносочиненное (знаки не расставлены)?

А) На дворе палил зной в доме было прохладно.

В) Хотелось домой где холодно и снег.

С) Сердито завывал ветер и стучал в окно.

D) То слишком морозит то моросит дождь.

Е) Небо очистилось выглянуло солнце

22. Сложносочиненное предложение с разделительным союзом:

А) Целую ночь придется спускаться к долинам, и только на заре удастся

уснуть мертвым сном.

В) Буду чувствовать одно: сладость тепла после холода.

С) Спотыкаюсь, бреду как во сне, однако до утра далеко.

D) Туман и буря встречали меня на высоте, а жуткое одиночество

охватывало на перевалах.

Е) День обрадует меня людьми солнцем, или опять надолго обманет

23. Укажите значение сложносочиненного предложения:

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

А) события противопоставлены друг другу

В) одновременность событий

С) чередование событий

D) последовательность событий

Е) причинно-следственное

24. Найдите предложение с однородными членами (знаки не расставлены)?

А) Еду еду в чистом поле.

В) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.

С) Топор звучал все глуше и глуше.

D) Небольшая лампа под желтым абажуром стояла у изголовья кровати.

Е) Было тихое летнее утро.

25. В предложении: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.

Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:

А) подчинительного союза

В) союзного слова

С) сочинительного союза

D) интонации

Е) интонации и союза

26. Определите вид предложения:

Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога

похожа на бесконечный тоннель.

А) простое

В) сложносочиненное

С) сложноподчиненное

D) бессоюзное

Е) побудительное

27. Определите количество знаков препинания в предложении.

Не может быть хорошего прозаика если человек не знает на память лучших

наших поэтов если он не слышит как звучит слово как чередуются в нем

28. Какое из указанных утверждений неверно:

А) сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные

В) сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным

предложениям

С) простые предложения могут соединяться в сложные при помощи

интонации, союзов и союзных слов

D) сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными

Е) части сложносочиненного предложения соединяются сочинительными

29. Укажите количество групп сочинительных союзов?

30. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

В ней (1) вдруг (2) появилось что-то сильное, властное, гордое (3) и

лицо её озарялось какою-то внезапною мыслью (4) уносившею её (5)

казалось (6) далеко от этой мелкой жизни в какую-то другую жизнь.