Подходы и аспекты педагогической деятельности: применение на практике. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Конспект, раздел Право, Ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литерату­ры по всемизучаемым разделам Вильгельма Августа Лая (1862-1926), Представителя Экспериментальной П...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литерату­ры по всемизучаемым разделам

История образования и педагогической мысли таблицы схемы опорные конспекты учеб пособие для студ высш учеб заведений м изд во.. в пособии в сжатом и наглядном виде в соответствии с требованиями государствен ного образовательного стандарта изложен..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С последующими изменениями
Высшие учебные заведения: университеты (5 лет); институты (4-5 лет)

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА
по «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24.12.1958) Главной задачей советской школы является подготовк

Высшая школа (4-5 лет)
Заводы-втузы, цеха при вузах Главные задачи: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основах марк систско-ленинского учения, выполне

Вечерняя сменная
общеобразовательная средняя школа (3 года) Техникумыи др. сред­не-специальные учеб­ные заведения (3- 4 года) Профтехнические училища(1

Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, ре­лигии. Природа человека: многофакторный подход

Человек как биологический феномен.
Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к то­тальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее пси­хологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Человек как продукт среды.
Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др. Считали природу личности производной от природы общества и его

Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течени

Тоталитарное течение
Исходная идея - разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья. Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воз­действия.

1

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной подготовке будущих учителей. В данной работе автором проанализированы психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога. В статье выделяются и описываются следующие аспекты психологии педагогической деятельности: проблема проективных педагогических способностей; проблема учебного взаимодействия педагога с учащимися; формирование профессиональной мотивации; терпимость как профессионально значимое свойство личности; социально-когнитивные проблемы педагогической деятельности. В статье раскрывается проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности. Данное направление дополняется рассмотрением психологической структуры деятельности педагога, которая является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Проведен анализ деятельности педагога, с целью определения её психологического содержания.

управление

педагогическая задача

познавательные потребности

целеполагание

психологическая структура деятельности

психолого-педагогическая подготовка

1. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы.- Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С.61-65.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002. – С.133.

3. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980. – С.10.

4. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. - 83с.

5. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 160с.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981. – 70с.

В современных условиях профессиональный труд учителя значительно усложняется, так как изменяются цели, содержание, технологии. Согласно этому значительно повышаются требования к педагогу как к личности и профессионалу; предусматривается качественно иной уровень сформированной мотивационной сферы, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала и способности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

В работах, направленных на изучение психологии педагогической деятельности, рассмотрены структура и содержание психолого-педагогической подготовки студентов, динамика отдельных профессионально значимых свойств личности будущего педагога (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др.).

А.А. Реан рассмотрел следующие аспекты психологии педагогической деятельности: проблема проективных педагогических способностей; проблема учебного взаимодействия педагога с учащимися; формирование профессиональной мотивации; терпимость как профессионально значимое свойство личности; социально-когнитивные проблемы педагогической деятельности .

Исследована проблема субъективных свойств педагога, определяющих эффективность педагогической деятельности. С точки зрения В.А. Сластенина, важнейшим субъективным условием успешной педагогической деятельности является правильное представление студентов о её содержании и структуре, определяющих совокупность профессиональных качеств учителя. Наряду с этим он отмечал неполноту и фрагментарность соответствующих представлений будущих учителей .

Некоторые исследователи отмечают отсутствие ориентации учебного процесса педагогического вуза на освоение студентами психологической структуры педагогической деятельности, склонность пренебрегать теоретическим содержанием своей профессиональной подготовки .

В любой педагогической системе процесс обучения и воспитания протекает в условиях видоизменения педагогических целей. По мере развития общества возникают новые задачи в области обучения и воспитания, формируются учебные предметы и дисциплины, создаются новые формы и методы обучения. Поэтому модель педагогической деятельности должна отвечать современным требованиям и быть теоретически обоснованной. По мнению В.Д. Шадрикова, только благодаря учителям, строящим свою деятельность в школе на определенных теоретических принципах, мы можем добиться существенного прогресса в теории и практике обучения .

Н.В. Кузьмина считает, что психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. С её точки зрения, в психологическую структуру деятельности входят взаимосвязь, система и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В психологической структуре она выделяет конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Конструктивный компонент: 1) отбор содержания информации, которая должна стать достоянием учащихся; 2) проектирование деятельности учащихся, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторский компонент: 1) информация в процессе её сообщения слушателям; 2) подбор различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы; 3) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Гносеологический компонент включает в себя изучение содержания и способов воздействия на других людей; возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.

Коммуникативный компонент включает в себя установление правильных взаимоотношений с теми, на кого направлено воздействие; установление правильных взаимоотношений с теми, кто выступает в роли руководителя данной системы; соответствие деятельности государственным нормам и принципам .

Анализ деятельности педагога, с целью определения её психологического содержания, проведен с помощью построения теоретической модели, отражающей типичные цели, задачи и функции. Создание такой модели предполагает учёт психологических состояний субъекта и объекта, анализ педагогической ситуации, выделение её основных проблем, обоснование вариантов решения проблем, выбор оптимальных решений, организации и контроль исполнения решений, контроль за результатом деятельности, корректировку принятых решений на основе анализа результата.

Рассмотрение данной модели обусловлено содержанием профессиональной подготовки, развитием профессиональной направленности педагога, спецификой профессиональной адаптации в процессе становления субъекта педагогической деятельности.

С позиции системного подхода, педагогическая деятельность характеризуется следующими признаками: иерархичность, целенаправленность, взаимовлияние, преобразуемость, обратная связь элементов. Так, по мнению Н.В. Кузьминой, педагогическая система - это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Основной функцией педагогической деятельности является интеграция, при помощи многих средств, форм и методов организаторской деятельности (учёт, контроль, проверка исполнения, установление индивидуальной ответственности). Интеграция рассматривается нами как сочетание коммуникативного и гностического компонентов педагогической деятельности.

При анализе психолого-педагогической литературы, многими авторами понятие учебной деятельности рассматривается как система умственных и практических действий, осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач. Такой подход к определению деятельности не удовлетворяет принципу единства обучения, воспитания и развития (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), а так же не отражает наличие и взаимосвязь психологических характеристик принципиального значения, таких как активность, цель, потребности, мотивы и др.

Особое значение имеет предметность педагогической деятельности, поскольку в процессе учебной деятельности ученики производят разнообразные виды предметной деятельности - наблюдают, слушают объяснения учителя, усваивают знания и пр. Учебная деятельность - это коллективная деятельность объединенных индивидов, опосредованная педагогическим воздействием, предполагающая общение между учителем и учащимися, а также между самими учениками, наличие совместных усилий, направленных на реализацию цели деятельности. Это предполагает особый характер коммуникации и организации профессиональной педагогической деятельности.

Исходным пунктом педагогической деятельности является процесс целеполагания. На данном этапе учебной деятельности можно разграничить цель деятельности, определяемой общей целью образования и воспитания, воплощенной в учебных программах и цель учителя, являющейся отражением его потребностей.

Следующим аспектом деятельности является характеристика познавательных потребностей и мотивов, как внутренних условий включения учителя в активную педагогическую деятельность. Они являются и первопричиной и в то же время результатом этой деятельности.

Особого внимания заслуживают такие характеристики познавательных потребностей и мотивов, как их структура (исследования А.К. Марковой и др.) их динамика.

Ещё одним элементом системы педагогической деятельности является педагогическая задача. В задаче реализуется цель деятельности, определяется содержание усваиваемого материала, его объем, глубина, степень сложности, задаётся характер предстоящей умственной, практической деятельности условия её решения, способы действий (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др.).

Педагогические задачи становятся средством отдаленной цели обучения тогда, когда они представляют собой систему, каждая очередная задача которой направлена на формирование желаемых элементов обученности, качеств личности ученика. Содержание, характер, степень сложности задач определяют формы организации учебной работы по их решению, а процесс решения - развивающее и воспитывающее обучение, посредством формирования направленности личности ученика, его психических процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер.

Системообразующим элементом педагогической деятельности является управление. Управление учебной деятельностью - это целенаправленное и полное использование интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов учащихся, создание условий, обеспечивающих их деятельность на уровне потенциальных возможностей, включающее получение учителем и самими учащимися обратной информации, её переработку и соответствующее коррегирование процесса обучения .

Управление деятельностью включает следующие функции: планирование, организация, контроль. Обозначенные функции управления учебной деятельностью характеризуются, во-первых, принятием решений, во-вторых, обменом информацией (коммуникацией).

Управление педагогической деятельностью состоит из этапов диагностики возможностей учащихся, определения цели учебных действий, определения содержания, характера, степени сложности учебных задач, способов действий.

Рассматривая структуру профессиональной деятельности учителей физической культуры необходимо подчеркнуть в её реализации сочетания спортивной и педагогической деятельности. Такое своеобразное наложение предполагает особые формы реализации педагогических задач, конструктивного и организационного компонентов профессиональной деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность отмечается высокой социальной значимостью, характеризующейся воспроизводством ценностей общества в сознании последующих поколений.

Целью педагогической деятельности учителя физической культуры является формирование у учащихся установок на поддержание здорового образа жизни, что включает в себя знания, умения и навыки в области физической культуры и спорта. Очевидна базовая гуманистическая направленность деятельности, реализующая в сохранении здоровья человека.

Некоторые особенности педагогической деятельности учителей физической культуры рассмотрены с позиции тренерской деятельности. Формируется направление, занимающееся исследованием акмеологического развития тренеров, изучается гуманистическая направленность учителя физической культуры, которая обусловлена актуальностью проблемы сохранения здоровья. Между тем, в современных исследованиях не представлено работ, рассматривающих особенности профессиональной деятельности и профессионально важные качества учителей физической культуры.

Гносеологический компонент предполагает освоение профессионально значимых знаний, умений и навыков, формирование информационной модели деятельности. Основной функцией учебной деятельности является познавательная, которая направлена на удовлетворение потребностей ученика в знаниях об окружающем мире, в ходе которой он реализует жизненные, специфические мотивы и потребности.

Следующей функцией учебной деятельности является преобразующая, которая проявляется в переосмыслении ранее усвоенных знаний, умений и навыков, формировании на этой основе новых выводов и обобщений и последующее применение их в решении нестандартных творческих теоретических и практических задач.

Поскольку в процессе учебной деятельности задействованы все стороны личности ученика - потребности, мотивы, интересы, способности, познавательные процессы, волевые свойства и эмоциональные отношения к изучаемому материалу, на фоне различных психических состояний, невозможно обойти воспитательную (формирующую) функцию учебной деятельности. Организаторский компонент интегрирует функционирование всех компонентов.

Ведущими компонентами учебной деятельности являются следующие: содержание учебного материала, методы, формы, средства и способы организации. В условиях реальной учебной деятельности ученика они слиты воедино и представляют собой её содержательную и процессуальную стороны, а по отношению к учителю и - методическую, организационную.

Для конструктивного компонента деятельности характерно планирование содержания будущей деятельности, структурирование материала. Коммуникативный компонент деятельности характеризуется умением объяснить и показать учебный материал, регулировать взаимодействие учащихся в течение занятия.

В системе педагогического взаимодействия традиционно выделяются три категории взаимоотношений: ученик, учитель, учебная информация, соответственно, система психолого-педагогического взаимодействия обусловлена спецификой взаимоотношений выделенных категорий. Основным результатом психоло-педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Таким образом, важным условием успешного освоения педагогической деятельности является формирование правильного представления студентов о ее содержании и структуре.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.

Канбекова Р.В. д.п.н., профессор, факультет педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Мухаметзянова Н.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15616 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Многие люди выбирают педагогическую деятельность в качестве будущей профессии и посвящают ее аспектам всю свою сознательную жизнь. Однако мало быть просто педагогом, важно быть грамотным педагогом.

Аспекты педагогической деятельности — это перечень условий и задач, на которые каждый преподаватель должен знать четкие ответы и неустанно им следовать. Это, как Библия для верующего человека, позволяющая встать на праведный путь. Но все же стоит вернуться к педагогической деятельности и достоверно выяснить все ее цели, методы и задачи.

Основная цель классическая — обучение детей, предоставление новых знаний в сжатой и доступной пониманию форме. Профессиональный педагог — это не тот, кто знает, а тот, кто может научить и передать свои колоссальные знания другому человеку. А вот этому еще поучиться необходимо. Но в любом случае все возможно, если своевременно найти контакт с детьми, заинтересовать их и стать в коллективе тем неформальным лидером, который будет направлять толпу.

Кто-то скажет, что это нереально, но для человека с высшим педагогическим образованием в плане детей нет ничего невозможного. Самое важно — выбрать наиболее оптимальную форму передачи информации, например, это может быть личная беседа, внеклассные уроки и мероприятия, коллективное творчество, семинары, конференции и даже театрализованные представления. То есть требуется заинтересовать учеников и показать всю полезность знаний, и только после этого они начнут к ним сознательно стремиться. На самом деле в этом нет ничего сложного, особенно для педагога, поскольку его чутье подскажет, какую именно тропинку выбрать по направлению к детской сознательности и ответственности.

После того как выбрана манера общения с учениками, требуется обратить внимание на стиль подачи информации, от которого также зависит школьная успеваемость и осознанность изучаемого предмета. Вот здесь есть несколько маленьких секретов, которые помогут даже на подсознательном уровне отложить в голове школьника как можно больше полезной информации по теме.

Во-первых, читать новую тему следует небольшими отрывками, абзацами, и в каждом выделять главную мысль. Желательно, чтобы эта мысль была записана в школьные тетради и максимально отражала суть изучаемой темы. Во-вторых, после прочтения такого отрывка следует поднять одного из учеников и совместно разобрать его содержание. Возможно, учитель говорит сложными словами и фразами, но на примере одноклассника можно разложить все по полочкам более доступным и понятным языком. В-третьих, каждый раз подбирать новый метод подачи информации, чтобы учащимся было интересно, в противном случае желание получать новые ценные знания и вовсе будет оттеснено на задний план.

Во время преподавания учитель должен внимательно наблюдать за целевой аудиторией, чтобы понимать ее настроение, заинтересованность и поведение. Здесь вовсе не требуется быть чутким психологом, чтобы понять, как настроены дети: если им скучно и явно неинтересно, самое время сменить стиль подачи информации. Такие неожиданные перемены становятся прекрасной встряской для мозга, а ученик начинает произвольно вслушиваться в преподносимый материал. Это великое умение заинтересовать аудиторию, а освоить его может далеко не каждый педагог пусть и с колоссальным опытом работы с детьми.

Очень важен и авторитет преподавателя. Нет, детей вовсе не требуется запугивать, но важно уметь отстоять свою лидерскую позицию, в противном случае внимания от класса не добьешься. Методы достижения такого результата самые разнообразные, но ясно одно — ученики должны уважать и слушаться. Например, преподаватель должен обладать грамотной речью и правильно формулировать свои мысли, поскольку одна неверная фраза, и хохот класса обеспечен. о дальнейшем авторитете и вовсе говорить уже не приходится.

А вообще, любой педагог — это прирожденный оратор, который должен чувствовать аудиторию, ее настроение и отношение к выступающему. Учащихся нельзя запугивать, поскольку учиться они будут только из чувства страха, зато за спиной придумают злому учителю много смешных прозвищ. Также не исключаются мелкие пакости, например, кнопка на стуле или вся спина в мелу. Так что криком явно не привлечь внимание классного коллектива, зато воспользоваться детским любопытством обязательно стоит. Если удерживать интригу, то с каждым новым уроком успеваемость в классе будет только улучшаться и радовать.

Есть мнение, что не любой человек может быть хорошим педагогом, и это правда. Выбирать данный род деятельности необходимо тогда, когда имеются очевидные способности в умении обучить детей. Иногда происходит так, что учитель сам знает, но научить не способен. А вообще, это дело наживное, тем более, что сегодня имеется достаточное количество справочной литературы, которая позволяет оттачивать мастерство преподавания и доводить его своими же усилиями до совершенства. Главное — иметь благие намерения и поверить, что вы — преподаватель от Бога.

Аспекты педагогической деятельности озвучены во многих тренингах, которые обязательно рекомендуется прослушать. Педагогические учебники также помогут освоить эту непростую науку.