Поклонная гора обелиск. Парк победы и поклонная гора

Мы с мужем часто гуляем по Москве и не всегда хорошо знаем историю тех или иных зданий, происхождение названий улиц… А между тем, знать все это стоило бы, т.к. мы хоть и не родились в этом городе, но живем здесь достаточно давно и планируем жить здесь и дальше.

Москва - интересный город. Город со своей непростой и местами туманной историей. Зная те или иные факты из жизни города, начинаешь по-другому смотреть на его нынешний облик, понимая какие-то закономерности, лучше чувствуя его. Поэтому гулять по городу - это одно, а вот пользоваться услугами экскурсоводов - это нечто иное.

Так, мы уже довольно давно хотели взять экскурсию в знаменитый и загадочный Дом на набережной, что располагается по адресу Серафимовича, 2. Этот впечатляющий своими размерами дом на Берсеневской набережной манил нас уже давно, у меня лично были какие-то обрывочные знания о нем, подчеркнутые из отдельных биографий, легенд, слухов и т.д. И вот в начале августа многое в моем понимании встало на свои места.


Итак, Дом на набережной. Надо сказать, что такое название к дому прикрепилось после издания романа Юрия Трифонова, одного из жителей этого дома, с одноименным названием. Наверное, это одно из самых знаменитых произведений писателя, где он отразил жизнь обитателей этого правительственного дома, судьба которых в большинстве своем сложилась весьма трагично.

Предыстория создания подобного дома начинается с декрета Ленина от 20 января 1918 года, где он особым указом перенес столицу из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в Москву. Т.е. прежде торговый, живший довольно спокойной налаженной жизнью город неожиданно превратился в столицу молодого и бурно растущего Советского Союза.

Надо понимать, что Москва испокон веков была центром торговли всей страны, куда стекался капитал, существовали лавки, доходные дома. Город никогда не претендовал на имперские амбиции Санкт-Петербурга в архитектурном облике, оставаясь самобытным и независимым. До 1918 года Москва насчитывала «всего» 600.000 жителей. Конечно, это сложно представить в рамках современной Москвы, но тем не менее. И заканчивалась она примерно сегодняшним Третьим транспортным кольцом. Т.е., скажем, районы Кутузовской, Дорогомиловской, Таганки, Ленинского проспекта были в то время еще окраиной.

Так вот после декрета Ильича в Москву хлынул поток людей, часть из которых составляла так называемый «ближний круг», людей отличившихся во время революции 1917 года, высший партийный аппарат. И через некоторое время количество жителей столицы увеличилось вдвое. Москва не была рассчитана на такое количество: людей вынуждали «потесниться» (помните, роман «Собачье сердце» Булгакова, так как раз хорошо описан этот «квартирный вопрос»), многие бывшие дворянские имения, отели были отданы под жилье для «бывших революционеров». Но даже они не справлялись с задачей расселения всех нуждающихся и их семей. Поэтому назрел вопрос строительства такого номенклатурного дома, который позволил бы обеспечить комфортное и благоустроенное жилье для партийных чиновников, наркомов, старых большевиков и т.д. Для этого тогдашний глава правительства Алексей Рыков создал комиссию по решению данного вопроса, в которую входил архитектор Борис Михайлович Иофан.

Ему-то и было поручено взять на себя создание такого дома.

Хочу отступить немного от темы и рассказать о личности этого необычного архитектора. Борис Михайлович Иофан родился в Одессе, в семье евреев. Там же он окончил художественное училище и потом работал в Петербурге под руководством своего брата Дмитрия - считалось, что он в отличие от брата не попал в те самые 3% талантливой еврейской молодежи, что, правда, он потом и опроверг своим творчеством.

Затем он уехал учиться в Рим - постигать, так сказать, архитектурные азы итальянцев. Там же он знакомиться со своей будущей женой - дворянкой Ольгой Огаревой, которая, несмотря на высокое происхождение (княгиня по русской матери и герцогиня по отцу-итальянцу) питала сильный интерес к набиравшему тогда обороту коммунизму и даже состояла в итальянском Коминтерне. Ольга, как водится, и заразила Бориса своими революционными идеями. Там же в Риме Борис знакомиться с Алексеем Рыковым и производит на него благоприятное впечатление. Они начинают дружить, поэтому неудивительно, что спустя годы Рыков доверит столь важный проект Борису Иофану.

Итак, датой официального начала строительства принято считать 24 июня 1927 года. Перед Борисом Иофаном встала непростая задача: нужно было найти подходящее место в Москве, которое позволило бы решить поставленную задачу. На одну разработку проектной документации ушло что-то около 3 млн рублей! Место искали долго, пока не обратили внимание на винно-соляные склады, что располагались рядом со Всехсвятским кладбищем на Берсеневской набережной. Кстати, там когда-то женщины еще стирали белье, люди купались в Москве-реке. Так вот на месте этих винно-соляных складов и решено было строить огромный, в три гектара дом. Тут как раз всплывает первая легенда: из-за болотистой местности, дурной славы (на этом месте раньше совершались публичные казни) и близости к кладбищу здесь никогда ничего не строили. Ну, были склады, но они по сути никакой важной функции не несли. Но нам-то, большевикам, чего бояться?.. А место знатное пропадает!

Сказать-то он сказал, но где найти в Москве такое количество рабочей силы? И вот здесь возникает вторая легенда, что дом, мол, строили узники ГУЛАГа. Этот миф не имеет под собой никакой основы, так как сталинские репрессии начались значительно позже. А то, что рабочие были одеты в ватники да сапоги, какие по обыкновению носили лагерные, так это просто совпадение. На тот момент все строители носили такую одежду. Рабочие руки были найдены банально: на рынках. Как впрочем, и сейчас.

Итак, непростое и затратное строительство началось в 1927 и продолжалось до 1931 года.

Надо сказать, дом (а в нем насчитывалось 505 квартир на 12 этажей) был сконструирован по самом последнему слову техники: мало того, что на тот момент это был самый крупный жилой комплекс в Европе, так и оснащен он был наилучшим образом: в доме была горячая и холодная вода, в комнатах повсюду дубовый паркет, роспись на стенах, своя собственная мебель, которую делали по заказу Иофана в мастерских на первых этажах дома, своя собственная мусоросжигательная установка, установка для плавления льда, кухни были оборудованы собственным мусоропроводом, во дворах были установлены фонтаны, имелась прачечная, амбулатория, столовая, где могли бесплатно (по талонам) питаться все жители дома. И питание было тоже качественное и основательное.

Помимо всех этих благ цивилизации на территории имелся продуктовый и промтоварный магазин и кинотеатр «Ударник», который на тот период был самым современным в стране, т.к. там демонстрировалось звуковое кино. Был и детский сад, и ясли, но, правда, располагался он на крыше дома, так что дети с родителями поднимались туда на лифте. Кроме этого в доме был клуб (сначала имени Рыкова, а потом когда его убили, - имени Калинина - ныне это Театр эстрады). Мебель вся была унифицирована, на ней стояли бирки, т.е. жители заезжали сюда буквально только с личными вещами, а когда приходили потом друг к другу в гости, то чувствовали себя как дома: ведь все у всех внутри было одинаковым!

Таким образом, Борису Иофану удалось построить уникальный на то время дом в стиле позднего конструктивизма. А чтобы остальные жители Москвы не возроптали и не возмутились, мол, почему одним все, а нам ничего, правительство объяснило это так: «Эти люди добились таких условий благодаря служению молодой Советской республике, но на их месте всегда можете оказаться и вы, если будете также преданны партии». Люди наивно думали, что в будущем таких домов будет построено много. Впрочем, подобный проект планировался еще и на территории нынешней Болотной площади, но из огромных затрат на первый дом, строительство было заморожено, а потом и вовсе прекращено.

Еще один интересный момент: изначально дом планировали облицевать розовым мрамором, чтобы его цвет перекликался с красным цветом кремлевских стен. Но из-за нехватки денег внешние стены дома оставили серыми. Гид, правда, уточнила, что во внутреннем дворе стояла своя небольшая ТЭЦ (она и сейчас там стоит), и дым от нее зимой окрашивал внутренний фасад в серый цвет, лишь добавляя дому мрачности. Теперь дом, конечно, отреставрировали и попытались приблизить его нынешнюю внешнюю отделку к изначальной задумке Бориса Иофана, т.е. покрасить фасад в бледно-розовый цвет.

Итак, дом построен и в него начинают активно заселяться разные партийные чиновники, военные, летчики, артисты, герои Советского Союза. В разное время жильцами этого дома были, например, Демьян Бедный, маршал Жуков, сами Борис Иофан и Алексей Рыков, Косыгин, Куйбышев, Микоян, знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев, писатель Юлиан Семёнов, писатель, революционер Александр Серафимович (в честь которого и названа улица), сын Сталина - Василий, его дочь - Светлана Аллилуйева, знаменитая актриса Ольга Аросева с отцом и сестрой, Алексей Стаханов, Юрий Трифонов, Тухаческий, Никита Хрущев, Лева Федотов, написавший пророческий дневник, где он предвосхитил начало Второй мировой войны и ее исход, и многие другие знаменитые люди.

Беда лишь в том, что после начала сталинских репрессий, жители дома менялись очень быстро. По ночам приезжали черные воронки НКВД и порой хватали людей без разбору: был некий план по выявлению «врагов народа», и иногда нужного лица на месте не оказывалось. Тогда, пользуясь наличием свободным бланков на арест, энкэвэдэшники могли схватить любого человека (например, того же дворника, или иного человека, случайно забредшего на тот момент в гости к «подозреваемому»). Потом жены уже искали своих мужей на Лубянке…

Жен, кстати, тоже репрессировали: высылали в лагеря (один из них знаменитый АЛЖИР - это аббревитатура - в северном Казахстане). Там им год не разрешали переписываться с родными, получать посылки от них, т.е. иногда женщин отправляли в том, в чем их вызывали на допрос. Детей отправляли в спецприемники, меняли им имена, фамилии и распределяли в детские дома. Таким образом, из жителей дома после смерти Сталина нашёлся только 1 ребенок, да и то по чистой случайности. Все остальные - покалеченные судьбой и террором люди.

По словам гида, примерно у 70% всех жителей дома судьба сложилась трагично. Но были и счастливцы, тех, кого по счастливой случайности или провидению миновала такая судьба. Их потомки и теперь живут в этом доме, скажем, в самой большой квартире этого дома, состоящей их 7 комнат, которая ранее принадлежала Жукову, а потом композитору Борису Александрову, теперь живут его дети и внуки.

Теперь в доме есть краеведческий музей, которым руководит жена Юрия Трифонова - Ольга. Обязательно сходите туда: он маленький, но там работают очень интересные и самоотверженные люди, которые смогут много всего поведать и о жителях дома, об их непростых судьбах, и каких-то забавных моментах (да, были и такие). Я здесь пересказывать эти истории не буду, т.к. для этого мне понадобилось бы написать еще несколько таких постов. Но поверьте, знать это важно и нужно.

Кстати, самого Бориса Иофана сталинское кровавое колесо репрессий обошло стороной: он вполне неплохо дожил до 1976 года и построил еще много чего успешного, например, станцию метро Бауманская, санаторий Барвиху, проектировал здание Советов, советские павильоны в Париже и Нью-Йорке, за что получил множество наград. Но самым его знаменитым произведением был и остается, конечно, дом на Берсеневской набережной. Кстати, именно его проектное бюро должно было строить грандиозный Дворец Советов вместо взорванного храма Христа Спасителя на Волхонке...

Теперь любой желающий может пройти на территорию этого некогда закрытого и таинственного Дома.


А ниже несколько фото скорее для разбавления текста, т.к. увидеть и прочувствовать все это лучше самому.

01. Экскурсия наша началась возле Храма Христа Спасителя на Кропоткинской. На фото сквер возле храма и памятник императору-освободителю Александру II.

02. Типичный старый московский дворик неподалеку от Кремлевской набережной и Большого Каменного моста, где мы остановились на некоторое время, чтобы послушать рассказ гида. Кстати, она сказала, что именно в августе московские дворы приобретают самый притягательный "раскрас": еще не наступила осень, но летняя пестрость и жара потихоньку сходят на нет. Такой была Москва в детстве моего отца.

03. В усадьбе Алябьева, что находится по адресу Кремлевская набережная 1/9, какое-то время жил архитектор Борис Михайлович Иофан.

04.

05. Вид у нее со временем обветшал, а когда-то, наверное, там давали такие балы!..

06. Вот он - Дом на набережной. Выглядит слегка таинственным и монументальным в лучах полуденного солнца. Сейчас здесь находится в том числе Театр эстрады под управлением Геннадия Хазанова.

07. На доме внизу висят мемориальные доски с именами тех, кто когда-то жил в этом доме.

08.

09. Внутренний двор дома.

10. Технические здания. Гид сказала, что после переделки фасад дома несколько отличается от первоначального, а вот эти здания сохранились в своем первозданном виде.

11. Балконы дома были предметом особой гордости Бориса Иофана. На тот момент такое планирование было своего рода ноу-хау.

12. В краеведческом музее Дома. На стене висит портрет Бориса Иофана. Мне он напомнил Аркадия Райкина. Ну, что ж, корни-то говорят сами за себя;)

13. В музее есть небольшая экспозиция, в основном представленная предметами быта, переданными в дар музею. Есть совсем трогательные "персонажи", связанные с теми или иными жильцами. Об этом вам также подробнее расскажут в самом музее (я, к сожалению, некоторые фамилии успела подзабыть).

14. Этот письменный стол, кстати, "пришел" сюда из Кремля и ранее он принадлежал кому-то из пресс-службы Сталина.

15. На стене слева висит потрет Лёвы Федотова - очень интересной личности и одного из жильцов этого дома. Он нем и его трагически оборвавшейся судьбе также стоит почитать отдельно.

16. А это чучело пингвина, который несколько лет жил в семье одного из летчиков-челюскинцев, попав к нему совершенно случайно. История забавная, ее вам тоже с удовольствием подробнее расскажут в музее.

Огромное серое здание на берегу Москвы-реки давно привлекало мое внимание. Шла ли я по Большому Каменному мосту от Кремля, или гуляла по Острову, – эта постройка всегда бросалась в глаза и казалась какой-то мрачной и загадочной. Еще в детстве я слышала легенды, будто подвал этого дома связан с Кремлем подземным ходом под рекой, но внешне это было простое и ничем не примечательное серое здание по адресу: улица Серафимовича, дом 2. Представьте мое удивление, когда я узнала, что внутри, в квартирах, скрывается ручная роспись работы петербургских мастеров, а история Дома на набережной началась 90 лет назад. В те непростые для страны времена, когда столицей молодого государства стала , в город приехали сотни чиновников, которых надо было где-то поселить. А начала 20 века была малоэтажной, тихой и даже местами деревенской. Правительство нашло выход из положения и построило дом, ставший легендой. Об одном из самых известных и вместе с тем таинственных зданий столицы читайте в нашем обзоре.

История строительства Дома на набережной

Для кого строили дом

Как я уже написала выше, Дом на набережной или, как его называют официально, Дом правительства начали строить в связи с появлением в Москве огромного количества деятелей Советского правительства. Изначально приезжих селили в роскошных центральных отелях – «Национале» и «Метрополе», однако места всем все равно не хватало, к тому же обострился бытовой вопрос: в один гостиничный номер селили по две-три семьи, и это неизбежно порождало конфликты. А чиновники, по замыслу правительственной верхушки, должны были думать о будущем страны, а никак не о бытовых мелочах.

Вопрос надо было срочно решать, и в 1927 году была создана специальная комиссия. Главным архитектором проекта стал Борис Михайлович Иофан (ударение на последний слог). Он был наиболее известным архитектором, который работал в так называемом «сталинском» стиле. В этом кадре Борис Михайлович – крайний слева. В центре – его супруга Ольга Мещерская, она была старше мужа на 8 лет.

После учебы в Италии архитектор вернулся в Советский Союз и вскоре стал работать над правительственными заказами (например, спроектировал санаторий в Барвихе). Однако самым известным его проектом стал монументальный Дворец Советов. По замыслу Иофана, здание должно было стать девятой сталинской высоткой и самой высокой постройкой в мире – целых 420 метров.


Его планировали построить на месте Храма Христа Спасителя, и потому в 1931 году храм взорвали. Мастера успели соорудить гигантский фундамент (хотя было много сложностей из-за размыва грунта на илистом берегу реки), когда началась война. Вскоре металлические конструкции будущего Дворца Советов переплавили в противотанковые «ежи» для обороны Москвы, а после войны появились заботы поважнее и проект заморозили.

Начало строительства

Но вернемся к Дому на набережной. По проекту дом имел 25 подъездов, огромный внутренний двор, и располагался на Острове (официального названия у острова нет, иногда его называют Болотным, Балчугом, Кремлевским или просто Безымянным). Место было выбрано специально поближе к Кремлю и центральным государственным учреждениям, ведь чиновникам должно быть удобно ходить на работу и не тратить на дорогу много времени. С «материком» здание связывали два моста: Малый Каменный и Большой Каменный. Так выглядело здание во время строительства со стороны Пречистенской набережной.


Конечно, расположение Дома было выгодным, однако строительство было непростым: остров представлял собой заболоченную местность с мягкими грунтами и постоянными оползнями. Большую часть острова занимали винно-сахарные склады, а на части территории, отведенной под строительство, находилось древнее Всехсвятское кладбище. Однако в те годы такие вещи мало кого волновали. Строительство шло бодрыми темпами.


Изначально дом хотели выполнить в розовых тонах (чтобы он красиво сочетался с Кремлем за рекой), однако рядом на Острове день и ночь дымила котельная центральной трамвайной электростанции, поэтому чисто в практических целях дом сделали серым. Да и по настроению серый цвет ему был больше «к лицу» – Иофан спроектировал Дом в стиле позднего конструктивизма и здание получилось очень простым и даже несколько грубоватым. Конечно, постройка была уникальной для своего времени: в Москве тех лет редко можно было встретить дома выше 6 этажей, а в доме на ул. Серафимовича, 2, их было целых 12. В доме сделали канализацию, регулярное водоснабжение и центральное отопление. Звучит дико, но в те годы не у всех москвичей была такая роскошь. Очень контрастно выглядел дом со стороны Кадашевской набережной в сочетании с деревянным сарайчиком и дикими берегами Москвы-реки.


Кто жил в Доме на набережной

Наконец, четыре года спустя, в 1931 году, строительство Дома завершилось, и в нем появились первые счастливые жильцы. Помимо госслужащих и чиновников здесь жили выдающиеся деятели культуры (угодные правительству, разумеется). Кстати, само название «Дом на набережной» ввел в обиход писатель Юрий Трифонов (он проживал в 137 квартире), который в 1975 году написал повесть с одноименным названием. Юрий Валентинович так описывает известное здание: «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом».


Здесь проживал и Демьян Бедный. Поэта несколько раз переселяли из одной квартиры в другую: когда его творчество не нравилось Сталину, жилищные условия Демьяна ухудшали, а когда приходилось по душе, снова возвращали в квартиру попросторнее. Маршалы Георгий Константинович Жуков и Михаил Николаевич Тухачевский, член Политбюро Анастас Микоян, а еще дети Иосифа Сталина – Василий и Светлана – раньше в этом Доме простых людей не бывало. Сейчас, рассказывают, здесь живет Патриарх Кирилл.

Жизнь в Доме на набережной

Дом стал событием всероссийского масштаба. Аналогичной постройки не было нигде в стране, и даже в Европе Дом считался одним из крупнейших (он занимал площадь более 3 гектаров).

Интерьеры и обстановка

Помимо уже упомянутых благ в виде горячей воды и канализации, в Доме были уникальные интерьеры. Квартиры были самые разные: и однокомнатные, и семикомнатные. В маленьких квартирках с видом во двор или на ТЭЦ жили чиновники невысокого ранга, а в больших, просторных, с огромными открытым террасами и видом на кремлевские звезды расселялись маршалы и комиссары. Сейчас, после восстановления Храма Христа Спасителя, из некоторых квартир открываются такие закатные виды.


Балконы в некоторых квартирах были таких размеров, что зимой дети устраивали там горки и катались с них на санках, а летом рассекали на велосипедах.

Потолки квартир расписывали мастера-реставраторы из Эрмитажа, специально приглашенные в Москву. Полы были сделаны из натурального дубового паркета. В каждой квартире было все необходимое для комфортной жизни: изысканная мебель, фарфоровая посуда, постельное белье. Правда, выдавалось все под расписку: каждый предмет был пронумерован, и жильцы, заселяясь в Дом, подписывали опись. Также при заселении жильцам выдавали памятки, в которых было подробно указано, как пользоваться лифтами, сливным бачком унитаза, гладильной доской. Многие жители Дома на набережной были родом из глухой глубинки, и потому такие памятки были необходимы.

Кухни были крошечные: на первом этаже Дома располагалась столовая, в которой жильцы питались бесплатно по талонам, так что готовить не было никакой нужды. В каждую квартиру был проведен грузовой лифт, который вывозил мусор. Именно на этих «черных» лифтах приезжали по ночам сотрудники КГБ, чтобы арестовать очередного изменника родины. Но об этой странице жизни Дома я расскажу позже, а пока во дворах, украшенных фонтанами и газонами, слышится детский смех и гуляет теплый ветерок.


Кстати, двор Дома на набережной довольно уютный: летом здесь прохладно и тихо, а зимой можно укрыться от ветра с реки. Но все равно я чувствую тут какую-то тревогу и, наверное, жить бы здесь не согласилась, несмотря на потрясающее расположение.


В Доме было все: кинотеатр «Ударник» (на тот момент крупнейший кинозал в Москве), клуб (сейчас это театр Эстрады), парковка, тренажерный зал, парикмахерская, детский сад (на самой крыше!), магазины, почта, сберкасса, поликлиника, прачечная. Все было сделано для того, чтобы чиновники и их семьи не отвлекались на решение бытовых проблем, а думали о благе страны.


В каждом подъезде на первом этаже сидел комендант. Вообще под видом комендантов и консьержей работали осведомители. У них были ключи от всех квартир, а информацию о каждом шаге жильцов они сообщали куда следует. Комендант записывал всех посетителей Дома и провожал визитеров лично до нужной квартиры. Обратно надо было спускаться пешком. В 11 вечера вход в Дом для посетителей закрывали.

Загадки Дома на набережной

Рассказывают легенду про таинственный 11-подъезд. Выглядит и вправду странно: после 10-го подъезда следует сразу 12-й! А вместо 11-го лишь маленькая неприметная дверь. Официально она предназначалась для хозяйственных нужд рабочего персонала (только дворников здесь было 20 человек). Однако то, что Дом со всеми его обитателями круглосуточно прослушивался, ни для кого не было секретом. Вот и в 11-м подъезде, поговаривают, находилось бюро сотрудников НКВД, которые вели прослушку квартир. Даже нынешние жильцы отмечают, что слышимость в доме уникальная. Вероятно, это было сделано для того, чтобы облегчить работу спецслужб.


Жители радовались ровно до тех пор, пока не начался период Большого террора. В конце 30-х годов за одну ночь могли пропасть жители соседней квартиры, но никто не мог ничего сделать: люди боялись. Часто чекисты проникали в квартиры на тех самых грузовых лифтах, о которых я рассказывала выше. Возможно, приходили и по подземному ходу из Кремля. Рассказывают, что этот ход тянется от Дома до Храма Христа Спасителя, а потом разветвляется: одна линия идет в подвал Дома Пашкова, вторая – в Кремль. Когда я была в здешнем музее, то спросила об этом сотрудниц. Они ответили, что такого хода не существует, и это все выдумки. Так это или нет, каждый решает сам.

Стать врагом народа в те годы было очень просто. Людей арестовывали целыми семьями. Детей отдавали в специальные детские приемники, а жен арестованных ссылали в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане. Сейчас там построен памятный мемориал и работает музей.


Из 2000 жильцов дома более 700 подверглись репрессиям. До сих пор рассказывают, что около театра Эстрады можно встретить призрак девушки, которую замуровали заживо в обесточенной квартире: после ареста всей ее семьи она угрожала застрелить первого, кто к ней войдет. Много печальных человеческих историй хранят серые стены Дома на набережной. Но бывали и счастливые случаи, когда соседи, не боясь властей, спасали из опустевших квартир младенцев, или когда матери спустя долгие годы находили своих детей в детских домах и семьи воссоединялись. Много таких историй бережно хранят сотрудники музея «Дом на Набережной». Если вы хотите узнать больше о самом Доме и о жизни страны в 30-е годы, вам обязательно стоит его посетить.

Музей «Дом на Набережной»

Сейчас Дом на набережной – обычное жилое здание в центре Москвы. Он не пострадал во время вражеских бомбардировок военных лет, и сейчас имеет статус исторического памятника. Попасть в квартиры можно в качестве гостя, если вам посчастливилось иметь там знакомых. Второй вариант попасть внутрь дома – прикинуться покупателем. Сейчас здесь продаются десятки квартир (цены начинаются от 19 миллионов рублей), есть с теми самыми огромными балконами с видом на Кремль.

Однако самый простой и познавательный способ попасть в Дом на набережной – посетить музей, расположенный во внутреннем дворе дома. Его открыли в 1988 году благодаря усилиям старейшей жительницы дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян. Она самостоятельно начала собирать исторические материалы, связанные с легендарным домом. Спустя десятилетие музей получил статус государственного.


Он устроен на первом этаже в бывшей квартире дворника (раньше первые этажи занимали семьи обслуживающего персонала). В убранстве помещений использовали предметы обихода из квартир 30-х годов. Многие предметы принадлежали жильцам Дома. На стенах – портреты репрессированных.


Музей находится в подъезде №1, после входа во двор поверните вправо. График работы музея:

  • вторник, среда, пятница – с 10 до 18:30,
  • четверг – с 11 до 21,
  • суббота, воскресенье – с 11 до 18,
  • понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни,
  • каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

Полный билет в музей стоит 100 рублей, льготный – 50. Можно заказать экскурсию для группы. Длится она один академический час и стоит от 600 рублей (для группы 1-3 человек) до 2250 рублей (10-15 человек).

Как добраться до Дома на набережной

Как по мне, добраться до знаменитого дома проще всего пешком. Можно совершить приятную прогулку от станций метро Кропоткинская, Полянка, Боровицкая или Третьяковская. Ближе всего от Кропоткинской.

Примерно столько же – один километр – идти от Полянки. Если пойдете от Боровицкой, то полюбуетесь «открыточным» видом на дом.


Если идти лень, садитесь на троллейбус №1 или №33 (от метро Кропоткинская, выход в сторону Храма), или на троллейбусы №4 и №62 от метро Октябрьская. Выходите на остановке «Кинотеатр Ударник».

После посещения музея или прогулки по двору можете пойти по Берсеневской набережной в сторону Храма Христа Спасителя. По пути вы увидите маленький и очень красивый храм Николая Чудотворца в Берсенях, притаившийся в тени Дома. Внутри хранится икона Николая Второго с семьей.


Рядом, в монастырском киоске, продают вкусные булочки с фруктами и ягодами. Вот так интересно переплетается история нашей страны в современной Москве, где есть место всему: революции и религии, императору и партийным работникам.

По адресу Берсеневская набережная, 20 стоит дом, у которого много имён и ещё больше необычных легенд. С историей советского архитектурного сооружения читателей АиФ.ru знакомит старший научный сотрудник «Городского экскурсионного бюро Музея Москвы» Лариса Скрыпник.

«Дом на набережной»

На Берсеневской набережной над невысокой исторической застройкой Садовнического острова нависает серая громада «Дома Правительства». Этот комплекс был построен в начале 30-х годов прошлого века и теперь прочно ассоциируется со сталинскими репрессиями, обрушившимися на привилегированных жильцов Дома ЦИК и СНК. Не случайно москвичи между собой называли его ДОПР — Дом предварительного заключения. В этом доме провёл своё детство писатель Юрий Трифонов , сын видного революционера и государственного деятеля Валентина Трифонова . После выхода в свет романа «Дом на набережной» Дом ЦИК и СНК («Дом Правительства») обрёл ещё одно название.

Заказ правительства

11 марта 1918 года советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Количество чиновников в новой старой столице выросло вдвое. Свободного жилья достойного качества в голодной растерзанной Москве было недостаточно, поэтому высоких руководителей расселили в Кремле, а чиновников рангом помельче — в московских гостиницах и особняках, которые в одночасье превратились в Дома Советов. Но жилья всё равно не хватало — было принято решение построить специальный дом для сотрудников ЦИК и СНК.

Никаких конкурсов на проект здания не проводилось, поскольку архитектор был известен заранее — Борис Иофан.

Дорогостоящий проект

Иофан спроектировал не просто жилой дом, а уникальный автономный комплекс, включавший, помимо 505 квартир (по две на каждом этаже), клуб, кинотеатр, библиотеку, амбулаторию, детский сад и ясли, столовую, парикмахерскую, магазин, спортивный зал и механическую прачечную. Здесь были воплощены новаторские архитектурные и инженерные решения, впервые стали применяться унифицированные сборные строительные материалы, оригинальные безбалочные перекрытия в форме усечённых пирамид (ими Иофан особенно гордился), а театральный зал клуба имени А. Рыкова имел самое большое на тот момент купольное перекрытие в нашей стране — его диаметр составлял 32 м, а толщина — всего 9 см.

Строительство продолжалось четыре года вместо запланированных двух и обошлось в 24 млн рублей, что в 4 раза превысило предполагавшиеся расходы.

Строительство Дома на набережной. Фото: Public Domain

С видом на Кремль

В 1931 году началось заселение. На 1 ноября 1932 года в Доме проживали 2745 человек. Счастливые жильцы оказывались в меблированных квартирах, оборудованных всем необходимым: газовые плиты и сантехника, телефон, светильники (правда, всё это с инвентарными номерами). Квартиры были в основном трёх- и четырёхкомнатные, площадью 150-170 кв. м, но для особенно ответственных руководителей предусмотрели и пяти-семикомнатные: прихожая, гостиная, кабинет, столовая, спальни, комната для прислуги, кухня — одним словом, всё, что нужно для достойного отдыха высоких чиновников и их домочадцев. Кухни были очень маленькими — но ведь никто и не собирался здесь готовить. Можно было взять прекрасный обед в столовой, находившейся на первом этаже клуба, и просто разогреть его. Зато, зная любовь русских к чаепитиям, предусмотрели в кухнях небольшие круглые отверстия в стене для самоварной трубы.

Некоторые квартиры имели огромные балконы площадью больше 100 кв. м — на них зимой заливали каток, строили снежные горки, а один из жильцов держал там медвежонка, привезённого из командировки в Хабаровск.

Самые лучшие квартиры, с видом на Кремль, находились в 1 и 12 подъездах. Формально подъездов в доме 25, хотя по факту — 24. В подъезде № 11 нет квартир, только лестница, ведущая вникуда. Это одна из загадок «Дома на набережной».

Все корпуса Дома Правительства группировались вокруг трёх дворов. Одно время пройти из одного двора в другой можно было только по специальному пропуску. В центре каждого двора располагался фонтан — память об итальянском периоде творчества Иофана. После войны все фонтаны были забетонированы. Там же, во дворах, находились и снегоплавильные камеры. А вот мусорные контейнеры не были предусмотрены, чтобы не оскорблять обоняние жильцов запахами разлагающихся отходов. По дворам ходили уборщики с баками за спиной и собирали мусор, который потом уничтожали в мусоросжигательных камерах.

В Доме ЦИК и СНК в разное время проживали сын, дочь и родственники жены Сталина, Жуков, Хрущёв, Александров, Баграмян, Серафимович , в честь которого в 1933 году Всехсвятскую улицу переименовали в улицу Серафимовича.

Дом на Берсеневской набережной, 1996 г. Фото: РИА Новости

Дом приговорённых к расстрелу

И, тем не менее, этот дом называли Этапом ГУЛАГа и Домом приговорённых к расстрелу. Около 800 его жильцов были репрессированы. В некоторых квартирах по 5-6 раз менялись постояльцы. Порой квартиры целого подъезда стояли опечатанными: одни жильцы были расстреляны, другие — отправлены в тюрьмы и лагеря, в лучшем случае — просто выселены на окраины Москвы. В таком подъезде жил и Юрий Трифонов. В 1938 году его отца расстреляли, а мать сослали в лагерь в Казахстане. Оставшиеся члены семьи переехали в коммунальную квартиру в доме 21 на Большой Калужской улице.

В 1941 году дом опустел, все жильцы были переселены или эвакуированы. Многие ушли на фронт. В доме отключили отопление, газ, электричество. Жизнь вернулась сюда только в 1942 году, когда смертельная опасность для Москвы миновала.

После войны дом вновь зажил своей «жизнью с привилегиями»: спецснабжение, спецмедицина, спецобслуживание.

Память о прошлом

Всё изменила Перестройка: теперь квартиры можно было продавать и покупать, новые хозяева начали делать евроремонт и перепланировки, в помещениях Гастронома 21, бывшего когда-то и спецраспределителем, расположился современный супермаркет, а кинотеатр «Ударник» стал одной из площадок современного искусства.

Память о прошлом дома — в мемориальных досках, густо покрывающих его фасады, и в краеведческом музее «Дом на набережной», входящем в Музейное объединение «Музей Москвы». Этот мемориальный музей занимает бывшую квартиру начальника охраны первого подъезда.

Экскурсии

«Городское экскурсионное бюро Музея Москвы» приглашает на пешеходную экскурсию «Москва Юрия Трифонова» каждый четверг августа в 19:00. Вы узнаете об истории строительства «Дома на набережной» и его архитектурных особенностях, посетите кинотеатр «Ударник» и Музей «Дом на набережной», где удалось воспроизвести атмосферу 1930-х годов, услышите рассказ Ольги Трифоновой , вдовы писателя, об известных жильцах и их трагических судьбах.

Экскурсия приурочена к 90-летию писателя Юрия Трифонова, при партнёрстве Международного культурного фонда BREUS Foundation (Кинотеатр «Ударник»).

Стоимость экскурсии — 400 руб. Льготный билет — 250 руб. Сбор группы каждый четверг сентября в 19:00 на выходе из метро «Боровицкая», на улице.

Читатели АиФ.ru могут купить билеты на экскурсию по льготной стоимости..