Поурочные разработки по географии 10. Оценка качества выполнения

Задание 15.

На это задание следует обратить особое внимание. За его выполнение нужно получить 2 балла.

Традиционно задание 15 может быть представлено несколькими вариантами:

    Объяснить причины частых землетрясений, активной вулканической деятельности, цунами в определенных районах планеты.

    Объяснить причину оползней или селей.

    Объяснить причину высокой заболоченности территорий.

    Объяснить особенности режима выпадения осадков.

    Причины образования многолетней мерзлоты.

    Объяснить возможные экологические последствия деятельности человека: загрязнение почв, водоемов, образование оврагов, загрязнение воздуха.

Рассмотрим каждый из вариантов.

Для решения задания требуется привести обоснование. Ответ записывается на отдельном бланке. Формулировка должна быть четкой и ясной: раскрывать причинно-следственные связи.

Вариант1. Объяснить причины частых землетрясений, активной вулканической деятельности, цунами в определенных районах планеты.

Чтобы решить задание, в котором необходимо раскрыть причины землетрясений, вулканизма, угрозы цунами, выполните следующие действия:

1. Определите, о каком регионе идет речь. В данном случае о западном побережье Южной Америки.

2. Найдите данный регион на физической карте мира (атлас 7 класса).


3. Найдите этот же регион на карте строения земной коры (атлас 7 класса).

4. Определите по карте, в пределах каких литосферных плит расположен регион.
В задании требуется формулировка о том, что территория находится в зоне контакта литосферных плит.

5. В зоне контакта литосферных плит всегда формируется сеймически активная зона, т.е. область складчастости, для которой и будут характерны землетрясения, вулканизм, угрозы цунами. Определите по карте строения земной коры, какая складчатость формируется в зоне контакта указанных вами литосферных плит. Поскольку речь идет о современном горообразовании, то следует указывать действующую Кайнозойскую складчатость (смотри условные знаки).

1. Территория (вместо слова территория нужно указать конкретный регион, в данном примере Чили) расположена в зоне контакта литосферных плит.

2. Здесь формируется область Кайнозойской складчатости.

Вариант 2. Объяснить причину оползней или селей.

Решаем задание.

Оползни - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают вследствие подмыва склона, переувлажнения (особенно при наличии чередования водоупорных и водоносных пород, сейсмических толчков и др.

Оползни возникают тогда, когда природными процессами или людьми нарушается устойчивость склона. Силы связанности грунтов или горных пород оказываются в какой-то момент меньше, чем сила тяжести, вся масса приходит в движение и может произойти катастрофа.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

1. Оползень происходит в результате увеличения веса водопроницаемых горных пород и образовании водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя.

2. В результате проливных дождей верхние слои водопроницаемых пород стали тяжелыми, под ними на водоупорном слое образовался водоносный слой, следовательно, образовалась поверхность скольжения, по которой по действием силы тяжести верхние слои сползли вниз.

Сходным может быть вопрос об образовании селей. Ответ формулируется аналогично причинам оползней.

Сели - это бурные потоки с грязью и каменными глыбами. Основным компонентом этой смеси является вода, именно она определяет движение всей массы. Непосредственными причинами зарождения селей являются сильные ливни, промыв перемычек водоемов, интенсивное таяние снега и льда, землетрясения и извержения вулканов, вырубка лесов, взрывы горных пород при прокладке дорог, неправильная организация отвалов. Сели несут либо мелкие частицы твердого материала, либо грубые обломки. В соответствии с этим различают потоки каменные, грязе-каменные и грязевые.

Вариант 3. Объяснить причину высокой заболоченности территорий.


Для решения такого задания требуется знать, что главная причина заболоченности - преувлажнение. А избыточное увлажнение земель, в свою очередь, происходит под воз­действием комплекса зональных факторов, главными из них являются климат, геологическое строение, рельеф и гидрогеологические условия местности.

Климат: в зоне избыточного увлажнения, где осадки превышают суммарное испарение, размещено более 70% всех переувлаж­ненных земель.

Геологическое строение оказывает огромное влияние на водный режим территории. Наиболее забо­лочены крупные прогибы земной коры, сложенные мощной толщей осадочных по­род, в которые стекают поверхностные и подземные воды с прилегающих возвышенностей. Эти воды являют­ся дополнительным к атмосферным осадкам источником избыточного увлажнения. К таким крупным понижениям относятся Белорусское и Украинское Полесье, Мещер­ская, Барабинская, Колхидская и другие низменности. Заболачиванию земель способствует опускание поверхно­сти равнин под влиянием тектонических движений.

Рельеф: наименее заболочены повышенные элементы рельефа (водоразделы, крутые склоны), с которых выпадающие атмосферные осадки стекают в виде поверхностного стока вниз по склонам, переувлажняя земли. Наиболее заболочены бессточные, слабопроточные понижения и безуклонные плоские равнины, на которых застаиваются поверхностные воды, особенно при недостаточной естественной дренированности территории.

Естественная дренированность. Она характеризуется густотой речной сети (протяженность рек, ручьев и ов­рагов на единицу площади), глубиной речной сети, укло­нами поверхности земли, водопроницаемостью почв и пород. Заболоченность территории тем меньше, чем боль­ше густота речной сети, чем глубже врезаны русла рек и ручьев, чем более проницаемы почвы.

Литологические условия. Характер строения почв и подстилающих их пород, которые определяют литологи­ческие условия, также влияют на формирование избы­точной влаги. Оказывают влияние не только поверхност­ные слои (почва, подпочва), но и более глубокие отложе­ния, которые воздействуют на скорость впитывания выпавших осадков в почву и условия формирования грунтовых вод. Водопроницаемость пород является глав­ным показателем. Хорошо проницаемые грунты (пески, супеси) редко бывают избыточно увлажненными, так как выпадающие атмосферные осадки быстро в них впиты­ваются и не переувлажняют почву. Зато на тяжелых почвах (глины, суглинки), в районах многолетних мерзлых грунтов вода может застаиваться.

Гидрогеологические условия. Отличительной особен­ностью переувлажненных земель является, как правило, неглубокое залегание уровней грунтовых вод. Грунтовая вода образуется за счет поглощенных атмосферных осадков.

По материалам сайта: http://goo.gl/hpgs3i

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом (требуется указать одну причину, связанную с климатом, и одну - с рельефом):

Причина, связанная с климатом: избыточное увлажнение в результате превышения количества осадков над суммарным испарением.

Причина, связанная с рельефом: Полистово-Ловатская болотная система находится в Приильменской низменности, следовательно, территория характеризуется пониженным (затруднен сток) плоским рельефом, в результате чего вода застаивается.

Вариант 4. Объяснить особенности режима выпадения осадков

Аналогичный вопрос может быть связан с пустыней Атакама в Южной Америке. Обе пустыни, Намиб и Атакама, расположены вдоль западных побережий материков (Африка и Южная Америка соответственно), обе в пределах тропических широт.

Необходимо помнить, что на образование осадков влияют:

интенсивное испарение,

восходящие потоки воздуха.

В данном случае оба фактора отсутствуют, т.к. вдоль западного побережья Африки и Южной Америки проходят холодные океанические течения, следовательно, интенсивность испарения низкая; тропические широты характеризуются антициклональной погодой, следовательно, преобладают нисходящие потоки воздуха, препятствующие образования облаков.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

Вдоль побережья материка проходит холодное течение (определите название по карте), которое препятствует интенсивному испарению, следовательно формированию влажных воздушных масс.

Пустыня расположена в тропических широтах, которые характеризуются антициклональной погодой, следовательно, преобладают нисходящие потоки воздуха, препятствующие образования облаков.

Вариант 5. Причины образования многолетней мерзлоты


Многолетняя мерзлота - горные породы верхней части земной коры, находящиеся постоянно в мерзлом состоянии и оттаивающие летом только с поверхности
Многолетняя мерзлота распространена в районах, где средние годовые температуры отрицательные, а атмосферных осадков очень мало. В таких условиях почвы и горные породы верхних слоев земной коры практически постоянно находятся в мерзлом состоянии.
Основной причиной формирования мерзлоты являются очень низкие температурызимнее время) при длительной малоснежной зиме и кратковременном лете, когда лед не успевает растаять и накапливается в почве.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

Норильск расположен в субарктическом климатическом поясе.

Для природных условий характерны очень низкие температуры (в зимнее время) при длительной малоснежной зиме и кратковременном лете, когда лед не успевает растаять и накапливается в почве.

Вариант 6. Объяснить возможные экологические последствия деятельности человека: загрязнение почв, водоемов, образование оврагов, загрязнение воздуха

Вариант 6.1.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

Рассматриваем все предлагаемые условия:

В почву могут попасть продукты добычи: возможно загрязнение медью, никелем, что также снизит плодородие почвы.

Использование больших объемов води изменит режим увлажнения территории. в т.ч. почв.

Вариант 6.2.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

Вопрос аналогичен предыдущему, но рассматриваются последствия не относительно почв, а относительно водных ресурсов (рек). Рассматриваем все предлагаемые условия:

Добыча медно-никелевых руд будет вестись подземным способом (строительство шахт, рудников), следовательно, будет нарушена целостность почвенного покрова, разрушена структура почвенных горизонтов.

Оборудования хранилищ для отвалов пустой породы предполагает изъятие из использования ценных сельскохозяйственных земель.

В почву, а затем в грунтовые воды, могут попасть продукты добычи: возможно загрязнение рек медью, никелем, что вызовет гибель рыбы.

Использование больших объемов води изменит режим увлажнения территории, возможно обмеление рек.

Вариант 6.3.


Овраги - это форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных (отсутствие растительности) ложбин, образованных временными волотоками.

Процессу развития оврагов способствуют: вырубка насаждений по склонам и в бассейне оврагов, распахивание и добыча на крутых склонах глины и песка, отсутствие регулирования поверхностного стока, особенно при наличии заброшенных рвов, и т. п.

Безусловное влияние на образование оврагов оказывают климатические условия, в частности холодные, продолжительные зимы с глубоким промерзанием грунта и с накоплением снежного покрова большой толщины. Все это влечет образование трещин в грунтах и их разрушение. При таянии снега интенсивный и обильный сток воды в эти трещины вызывает образование рытвин. В засушливых районах интенсивное усыхание и растрескивание почв также может вызвать образование трещин в грунте.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

В задании речь идет о Ставропольской возвышенности. Рассматриваем все предлагаемые условия:

Ставропольская возвышенность холмистая, с перепадами высот, расположена в степной зоне, следовательно, склоны холмов распаханы.

Отсутствие растительности и сельскохозяйственная деятельность человека (распашка территории) привели к эрозии почвы и образованию оврагов.

Вариант 6.4.

Рассматриваем факторы, влияющие на циркуляцию воздушных масс:

интенсивность ветра;

характер циркуляции воздушных масс (циклональная или антициклональная безветренная погода);

источники загрязнений воздуха.

Внимание! Формулировка ответа в подобных заданиях выглядит следующим образом:

Минусинск расположен в центре Минусинской котловины - понижении в рельефе. Воздух, загрязненный выбросами ТЭЦ и котельными, застаивается.

Зимой над Минусинском действует Сибирский антициклон, следовательно, устанавливается безветренная погода.

Количество выбросов в атмосферу зимой увеличивается, потому что основные источники загрязнения - ТЭЦ и отопительные котельные.

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвеги я, Финлянди я, Эстония , Латви я, Литва , Польш а, Белоруссия , Украин а, Грузия , Азербайджан , Казахстан , КНР (Китай), Монголией , КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осети я,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам. Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

- Выше всего над горизонтом

В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

Выберите документ из архива для просмотра:

12.5 КБ Thumbs.db

63.85 КБ в 1 ответы с 1.jpg

117.1 КБ в1 ответы с 2.jpg

123.96 КБ в1 ответы с 3.jpg

152.96 КБ в1 ответы с 4.jpg

48.12 КБ 1.jpg

147.21 КБ 2.jpg

132.99 КБ 3.jpg

138.26 КБ 4.jpg

49.6 КБ 1.jpg

149.22 КБ 2.jpg

135.61 КБ 3.jpg

121.65 КБ 4.jpg

48.28 КБ 1.jpg

115.15 КБ 2.jpg

129.47 КБ 3.jpg

112.07 КБ 4.jpg

15.5 КБ Thumbs.db

58.98 КБ ответы в 2 стр 1.jpg

120.03 КБ ответы в 2 стр 2.jpg

129.28 КБ ответы в 2 стр 3.jpg

121.22 КБ ответы в 2 стр 4.jpg

12 КБ Thumbs.db

154.42 КБ ответы в 3 стр 4.jpg

57.48 КБ ответы в 3 стр 1.jpg

123.61 КБ ответы в 3 стр 2.jpg

131.99 КБ ответы в 3 стр3.jpg

51.46 КБ 1.jpg

119.23 КБ 2.jpg

129.37 КБ 3.jpg

119.64 КБ 4.jpg

47.92 КБ 1.jpg

122.24 КБ 2.jpg

140.26 КБ 3.jpg

115.34 КБ 4.jpg

48.52 КБ 1.jpg

124.2 КБ 2.jpg

112 КБ 3.jpg

149.52 КБ 4.jpg

50.39 КБ 1.jpg

127.93 КБ 2.jpg

150.73 КБ 3.jpg

110.83 КБ 4.jpg

52.53 КБ 1.jpg

132.88 КБ 2.jpg

128.34 КБ 3.jpg

153.85 КБ 4.jpg

48.52 КБ 1.jpg

128.89 КБ 2.jpg

115.99 КБ 3.jpg

160.41 КБ 4.jpg

Вариант 1.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ вариант 10 гео.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ вариант 11 гео.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ вариант 12 гео.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ 3 вариант.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ 4 вариант.docx

Библиотека
материалов

Выбранный для просмотра документ 5 вариант.docx

Библиотека
материалов

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).

Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 5

1. Индийский океан омывает западное побережье

1) Австралии

2) Евразии

3) Южной Америки

4) Северной Америки

Ответ:__________________

2. Морская граница между Россией и США проходит посередине пролива между островом Крузенштерна, принадлежащим США, и российским островом

1) Врангеля

2) Кунашир

3) Ратманова

4) Сахалин

Ответ:___________________

3. В каком из перечисленных регионов многолетняя мерзлота имеет наибольшее распространение?

1) Магаданская область

2) Оренбургская область

3) Приморский край

4) Республика Карелия

Ответ:___________________

4. Землетрясения - стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в горной местности. Для какой из перечисленных территорий характерно это природное явление?

1) Вологодская область

2) Республика Дагестан

3) Ненецкий АО

4) Смоленская область

Ответ:_______________________

5. Западная Сибирь является главным в России регионом по

1) добыче нефти

2) производству зерна

3) выплавке алюминия

4) производству бумаги

Ответ:______________________

6. Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?

1) карелы

2) чукчи

3) марийцы

4) чуваши

Ответ:___________________________

Задания 7, 8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы.

Компоненты изменения общей численности населения РФ в 2009 – 2012 гг. (тыс.чел)

7. В каком из указанных годов превышение смертности над рождаемостью было наименьшим?

    2009 г.

    2010 г.

    2011 г.

    2012 г.

Ответ:______________

8. Определите миграционный прирост населения в РФ (в тыс. человек) в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: _____________тыс. человек.

9. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

    1. Республика Коми

      Вологодская область

      Камчатский край

      Краснодарский край

Ответ:_____________________

Задания 10, 11 выполняются с помощью приведенной ниже карты погоды.

10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Омск

2) Якутск

3) Дудинка

4) Салехард

Ответ:________________

11. Карта погоды составлена на 13 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

1) Красноярск

2) Иркутск

3) Омск

4) Братск

Ответ:________________

12. Примером нерационального природопользования является

          1. использование природного газа вместо угля на ТЭС

            захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

            комплексное использование добываемого сырья

            рекультивация земель в районах добычи угля

Ответ:__________________

13. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о миграциях населения?

            1. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. примерно 13 % жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

              Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители.

              В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

              В январе-сентябре 2011г. число выбывших за пределы Республики Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, сменили свое прежнее место жительства на Республику Башкортостан 21,5 тыс.человек.

Ответ:___________________

Задание 14 выполняется с использованием текста, приведенного ниже.

Более тысячи человек были эвакуированы в Эквадоре из-за повышенной активности вулкана Тунгурауа. Как отмечает информационное агентство, вулкан, расположенный в горной цепи Анд, выбрасывал пепел на высоту до 2,5 километров. Вулкан Тунгурауа высотой более 5 тысяч метров активен с 1999 года. В августе 2006 года в результате его извержения были разрушены около 5 тысяч домов, а значительная площадь пахотных земель оказалась покрыта пеплом.

14. Чем объясняется наличие действующих вулканов на территории Эквадора?

Ответ запишите

15. Используя данные таблицы, определите долю лиц моложе трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иваново в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.

Распределение населения г. Иваново по возрастным группам в 2012 г.

(тыс. человек)

моложе трудоспособного

57,4

из них детей в возрасте 1-6 лет

23,7

в трудоспособном*

247,5

старше трудоспособного

103,9

Ответ:___________________%.

16. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

              1. Пермь

                Норильск

                Владивосток

Ответ:

17. Определите, какой вулкан имеет географические координаты 1° ю.ш. 78° з.д.

Ответ: _________________

Задания 18-21 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

Масштаб 1:10000

В 1 см 100м

Горизонтали проведены через 5 метров

18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до барака. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:______________ м.

19. Определите по карте, в каком направлении от башни находится барак.

Ответ:________________

20. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

21. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Ответ:________________________

Задания 22, 23 выполняются с использованием приведенного ниже текста .

Тайшетский алюминиевый завод - предприятие, строящееся в городе Тайшете. Входит в состав крупнейшей в мире алюминиевой компании «РУСАЛ». После завершения строительства станет третьим по величине алюминиевым заводом в России после Братского и Красноярского, оставив позади Саяногорский завод.

22. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы подробнее изучить месторасположение г. Тайшета?

1) Европейский Север

2) Урал

3) Восточная Сибирь

4) Западная Сибирь

Ответ:_________________________

23. Какая особенность хозяйства региона, в котором находится г. Тайшет, способствовала принятию решения о размещении в этом городе алюминиевого завода?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

24. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.

                  1. песок

                    кварцит

                    известняк

Ответ:

25. Туристические фирмы разных стран мира разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганами и странами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться великолепными видами не только белоснежных Альп, но и прекрасных альпийских лугов!

Б) Приезжайте к нам – в страну вечного праздника жизни, где правит яркое «восточное» солнце и теплое южное море! Ознакомьтесь с историей античного города Карфагена!