Правильная формулировка проблемы. Методы сбора данных

ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.

Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].

ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.

Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.

Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.

В качестве примера научных проблем приведем некоторые из

"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.

1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?

2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?

3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?

4.Как идет развитие художественного конструирования в России?

5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?

6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?

Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.

2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

Высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

Показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

Толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Что такое постановка проблемы?

Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:

"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).

При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".

По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"

Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.

Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.

Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.

4.Перелетные птицы нашего города и т.д.

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

1.Эколого - социальный паспорт города.

2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Анализ качества питьевой воды в городе.

4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1.Архитектура нашего города.

2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России и других странах.

2.Экономическая терминология в современном немецком языке.

3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-

Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.

4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

5.Что такое язык?

6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Как я воспринимаю поэзию.

2.Мои стихотворения: ...

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".

2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.

3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.

4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Как добиваются успеха люди в современной России.

3.Темы разговоров у современных старшеклассников.

4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.

ФИЛОСОФИЯ

1.Современная власть в России и нравственность.

2.Почему математику считают царицей наук?

3.Что такое общество в России?

4.Какова практическая важность знаний об обществе?

5.Истинность моральных суждений.

6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ

1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.

2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.

"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.

На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.

Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

2. Приведем примеры формулировки цели исследования.

Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".

В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".

Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".

Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:

"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".

Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".

Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.

Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности Готин Сергей Валерьевич

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.

Так какой же должна быть формулировка проблемы?

1. Проблема должна быть существующей – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.

В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака , который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,

«чтоб все охраняла». В результате лодка перевернулась, а коллеги, неделю вылавливавшие из реки вещи, объясняли незадачливому организатору проекта: «Послушай, чудак, ты, кто угодно, но не рыбак. Ведь для хорошего для рыбака удочка только нужна и река!»

2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.

Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.

– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.

Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.

Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».

Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»

3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).

4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».

Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».

5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.

6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.

Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».

Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:

В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?

Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?

В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?

Какие организации уже занимались этой проблемой?

Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.

Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.

Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.

Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.

Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).

Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.

Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.

В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:

Дети не могут играть во дворе дома.

Родителям приходится далеко ходить с детьми.

Дети уходят далеко от дома.

Детей тяжело контролировать.

Во дворе негде играть.

Во дворе запарковано много машин.

Во дворе ездит много машин.

Детям опасно играть во дворе.

Грязный воздух.

Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.

Нет зеленых насаждений.

Детская площадка быстро пришла в негодность.

Играть на площадке опасно.

Двор грязный.

Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.

Подростки собираются в подъездах.

Подростки мусорят в подъездах.

Двор загрязнен собаками.

Двор загрязнен алкоголиками.

В подъездах темно.

Подростки бьют лампочки.

Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.

В темный подъезд страшно заходить.

Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.

А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:

Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон

Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему Мы считаем, что применение бережливого подхода может дать превосходные результаты. Вместо того чтобы оценивать работу по затратам на исправление одной и той же постоянно возникающей ошибки, сторонники бережливого

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ II) автора Городников Сергей

Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему Наших патриотов мучил и мучает вопрос объединения с Украиной, - причём главный аргумент этому объединению видится им в общих восточнославянских и исторических корнях. Очевидно, ничего кроме братания народов такой подход

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Иногда для того, чтобы найти новый способ решения проблемы, нужно посмотреть на нее с новой и в чем-то, может быть, непривычной точки зрения. Например, несмотря на то, что любой предприниматель начинает бизнес в первую очередь для того, чтобы

Из книги Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего автора Скотт Сьюзан

Сформулируйте проблему Всякий раз, когда у кого-нибудь из членов команды возникает вопрос, на который он хотел бы получить отклик, подготовка презентации вопроса до встречи помогает предотвратить непоследовательное или неполное объяснение проблемы. Кроме того, группа

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Делать то, что правильно, потому что это правильно Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

Как сформулировать задачу? Задача формулируется исходя из шести компонентов:1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;3. Итог действия: ожидаемый результат;4. Сроки выполнения;5. Информация

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Включаемся в работу и изучаем проблему Включайся в работуПо-настоящему рабочая атмосфера возникает, когда люди начинают обсуждать цель встречи. Нужно погрузиться в новую информацию, перетасовать идеи. На деле никто не увидит систематики в рабочем материале до тех пор,

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

Решите проблему, а не создавайте новую Работа продавца состоит в том, чтобы решать проблемы. Но когда вы не можете заключить сделку после того, как продемонстрировали все достоинства вашего товара, то тем самым только создаете новую проблему. В таких случаях рекомендую

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Шаг 1. признайте и примите проблему Признайте существование проблемы и примите это как факт. Сформулируйте ее как можно точнее и комплексно, как она того требует. Определите вызвавшие ее причины и отделите их от человека, который причастен к проблеме. Проясните скрытые

Из книги Креативный подход в командной работе автора Нуайе Дидье

Решаем проблему в три приема

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

9.1. Три взгляда на проблему Любую проблему можно рассмотреть в трех плоскостях: объективной, отношенческой и экономической.Проблема объективна всякий раз, когда трудноразрешимая задача встает перед субъектом, словно стена, готовая обрушиться на него, и он не может

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии? Какова была для вас ценность этой сессии? Что вы извлекли для себя из нашей

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Обрисуй проблему ЦЕЛЬ ИГРЫКаждый день мы расставляем по приоритетам проблем, с которыми приходится сталкиваться. Неопределенные или неправильно понимаемые проблемы с трудом проходят внутренние фильтры, определяющие, что важно, а что не очень. И как следствие, остаются

Из книги Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос автора Джино Франческа

Смотрите на проблему шире Другими словами, в любой ситуации пытайтесь воспринимать общую картину и осознавать роль других людей в ней. Чтобы взглянуть на проблему шире, перестаньте фокусироваться на одной части и, принимая решение, учитывайте всю доступную информацию,

В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Формулировка проблемы

Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк".

Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Проблемы в публицистических текстах

Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.

Что будет, если неправильно выразить проблему текста?

В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.

Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.

Что делать, если найдено несколько проблем?

Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Книжные аргументы к сочинению

Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.

Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.

Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Научный текст

Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней "воды" и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае - не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

Это можно сделать двумя способами:

сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже, то есть проблема чего или кого: стоит проблема нравственного выбора, поднимается проблема отцов и детей и т. д.;

в форме вопросительного предложения: Какова роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор; Чем грозит человечеству потребительское отношение к природе? Этой сложной проблеме посвящён текст (статья).

По каким критериям и как оценивается эта часть сочинения?

Какие фактические ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Неверно сформулирована проблема текста.

Формулировка проблемы подменена пересказом фрагмента текста.

Сформулирована другая проблема, отсутствующая в тексте.

Проблема (вопрос, над которым размышляет автор) подменена позицией автора (ответом на данный вопрос).

Какие речевые ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Нарушение норм управления: проблема о влиянии природы на человека (правильно: проблема влияния природы на человека); проблема того, что природа влияет на человека (правильно: вопрос о том, как природа влияет на человека).

Анализируем публицистический текст

Поскольку основной функцией публицистического стиля речи является воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой формации, авторы публицистических произведений стараются максимально образно и ярко, но при этом чётко и внятно выразить своё мнение. Именно поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, нвызывает значительных затруднений: свою точку зрения авторы выражают открыто в одном или нескольких предложениях текста.

Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста.

Внимательно читаем текст.

(1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. (6)Ведь мы не дошкольники. (7)Как вообще можно учиться, не умея читать?..»

(8)Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения - основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. (9)Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания - об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10)Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11)Ведь работами зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро , правильно артикулируя все слова (техника чтения) , и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение) , - это не одно и то же.

(12)Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете , есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.

(По О. Мальской, И. Можаровскому *)

* О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский - преподаватели факультета психологии МГУ.

Шаг 1. Начнём с определения позиции авторов. Что они хотели нам сказать? Ищем ключевые слова и словосочетания. Получается, что точка зрения авторов выражена в нескольких предложениях: 8, 9, 11 и 12. Иными словами, авторы призывают нас совершенствовать навыки осмысленного чтения, то есть читать не механически, лишь артикулируя слова, а вдумываться в смысл прочитанного, глубоко анализировать содержание текста, потому что именно такой способ чтения позволит нам качественно усваивать разнообразные знания.

Шаг 2. Определяем, на какой вопрос или вопросы авторы дали ответ в предложениях 8, 9, 11 и 12.

Зачем нужно учиться осмысленному чтению? Чтобы качественно усваивать разнообразные знания. Подобный вопрос также можно задать к этому тексту.

Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Потому что овладение этими навыками - основа учения, которая позволит успешно обучаться, качественно усваивая знания из различных областей науки. Такой вопрос тоже имеет право на существование.

В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Техника чтения - это умение быстро и правильно произносить письменный или печатный текст, осмысленное чтение - это умение анализировать содержание текста в процессе чтения. И этот вопрос можно задать к тексту.

Шаг 3. Формулируем проблемы.

1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему.

2) Текст О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского посвящён проблемам чтения. Авторы ставят перед читателями вопрос: «Зачем нужно учиться осмысленному чтению?»

3) В отрывке из статьи О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского говорится о разновидностях способов чтения. Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Именно с этой стороны рассматривают авторы данную проблему.

4) В предложенном мне для анализа тексте рассматриваются вопросы, касающиеся основных способов чтения. В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Так, на мой взгляд, О.Е. Мальская и И.Л. Можаровский формулируют ключевую проблему текста.

Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.

Вы должны сформулировать, а затем прокомментировать одну из проблем текста. В анализируемом нами тексте она, по сути, одна и есть, просто мы дали несколько её возможных формулировок. Если же проблем действительно несколько, вы должны выбрать одну. Какую выбрать? Вариант первый: ту, к которой вам проще подобрать аргументы. Правда, здесь есть опасность: эта проблема может оказаться второстепенной, и вы уйдёте от основной проблематики текста. Вариант второй: ту, которой автор уделяет наибольшее внимание, главной. Следовательно, оптимальный вариант - выбрать одну из самых главных проблем текста, но именно ту, аргументы к которой в вашей памяти лежат на поверхности. Помните: нельзя подгонять формулировку проблемы и комментарий к ней под имеющиеся у вас в голове аргументы! Так вы совершите непоправимую ошибку, которая будет стоить нескольких (причём многих!) снятых за содержание сочинения баллов.


Похожая информация.


Правильная формулировка проблемы

Люди решают только те задачи, которые они для себя определили. Если они неправильно определили проблему, они тем не менее могут ее решать, используя великолепные нестандартные подходы, но всегда будут удивлены, почему найденное решение не работает должным образом. Центр креативности и инноваций компании DuPont не раз помогал различным подразделениям и отделам решать задачи необычными и неожиданными способами. Но вспоминая опыт всех креативных сессий, которые мы проводили, могу с уверенностью сказать: ни разу ни одна проблема, выносимая каким-либо отделом компании на креативную сессию, не была первоначально сформулирована правильно.

Правильное формулирование проблемы может потребовать нескольких часов интенсивной групповой работы, во время которой участники, используя дивергентное мышление, предлагают различные варианты правильного определения проблемы и затем согласованно выбирают вариант для постановки задачи. Из всех этапов решения проблемы этот – самый важный, так как именно он задает определенное направление для дальнейших креативных усилий.

Итак, формулировка проблемы – это критически важный этап. Основные рекомендации здесь следующие:

Всегда начинайте формулировку проблемы так: «Как мы могли бы …»

Никогда в формулировке не предлагайте возможное решение (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы повысить безопасность труда за счет дополнительного обучения персонала?»)

Формулируйте только одну проблему (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы улучшить качество и снизить издержки при производстве нашего продукта?»)

Каким образом члены группы могут быть уверены, что правильно определили проблему? Хороший способ – представить идеальное будущее состояние, затем вернуться назад и определить, какая проблема должна быть решена, чтобы это идеальное состояние было достигнуто. Этот подход проиллюстрирован на Рис. 3–1. Каждый участник группы, используя самоклеящиеся листочки, должен завершить как минимум десятью разными способами фразу: «Было бы хорошо, если …». Далее участники группируют все листочки в соответствии с тематикой и составляют для каждой темы подходящую формулировку. Главные темы выделенных групп должны быть учтены в окончательной формулировке проблемы.

Предположим, участники выделили тему «Коммуникации». Формулировка проблемы в соответствии с этой темой может звучать так: «Как мы могли бы улучшить коммуникации между подразделениями компании?» Затем участники обращаются к другим темам и по каждой из них готовят согласованную формулировку. Теперь время расставить приоритеты.

Чтобы показать, насколько данный метод может быть эффективным, рассмотрим реальную ситуацию, которая произошла в исследовательском институте Midwestern. Первоначально проблема звучала следующим образом: «Как нам убедить наших клиентов участвовать в разработке наших программ для того, чтобы они представляли собой бо?льшую потребительскую ценность?» Однако очень скоро члены креативной группы поняли, что формулировка проблемы неверна, так как заключает в себе элементы решения поставленной проблемы. Когда участники группы применили алгоритм, который мы только что рассмотрели, то увидели, что истинная проблема – в повышении ценности услуг их организации. После этого они сформулировали две тематические проблемы, каждая из которых могла бы рассматриваться отдельно для поиска решений: «Как мы могли бы увеличить выгоду для наших потребителей от использования наших сервисов?» и «Как мы могли бы сократить свои издержки по обеспечению таких выгод?» Участники группы осознали, что если бы они стали работать с первоначальной проблемой, стараясь поощрить своих клиентов активнее участвовать в разработке своих программ, то проблема повышения ценности услуг вообще не была бы затронута.

Рис. 3–1. Сформулируйте проблемы правильно

Из книги Первый миллион долларов самый тяжелый автора Ватутин Сергей

Правильная мотивация сотрудников И тут встает вопрос о мотивации персонала. В нашем случае он действительно ключевой. Как замотивировать людей, чтобы они работали без регулярных пинков? Как сделать так, чтобы они активно продавали?Шеф на собрании:– Кто первый выполнит

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

Правильная продажа имеет большое значение Продажа, и в особенности продажа, совершенная надлежащим образом, – это ключевой элемент не только в бизнесе, но и существенная часть жизни в целом. Генри Форд сказал: «Ничего не произойдет, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст».

Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

Как правильная система показателей влияет на работу персонала Хорошая система показателей не только направляет усилия по перестройке процессов в нужное русло, но еще и влияет на поведение сотрудников. Именно такой вывод сделало руководство компании D.W. Morgan, которая

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Формулировка миссии корпорации Второй этап процесса планирования начинается с формулировки миссии корпорации. Значимость этой формулировки подчеркивается в плановых разработках корпорации. При ее отсутствии управляющие маркетингом, равно как и оперативные

Из книги Организуй себя автора Каунт Джон

9. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ Какие бы другие технологии вы ни выбрали, вряд ли вам удастся избежать встречи с Интернетом. Его появление привело к революции в коммуникационных системах, к решению проблемы доступа к информации, а его роль как средства

Из книги Карьера - суперигра. Нетривиальные советы на каждый день автора Берг Вольфгарт

9 Правильная интрига, или как остаться наверху Большинство начальников на предприятиях, как правило, мужчины. А как же участь особ женского пола, конечно, кроме тех, кто занят домашним хозяйством? Но ведь и заведующая зубным отделением руководит своими медсестрами, у

Из книги Общая теория занятости, процента и денег автора Кейнс Джон Мейнард

ГЛАВА 18. Новая формулировка общей теории занятости IМы достигли теперь той стадии, когда можно собрать воедино нити нашей аргументации. Для начала может оказаться полезным выяснить, какие элементы в экономической системе мы обычно принимаем как данные, какие являются

Из книги Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж автора Шиффман Стефан

2. Правильная стратегия удержания клиентов Во время интервью меня иногда просят сформулировать в одном предложении суть той или иной сферы продаж, но обычно ее невозможно передать несколькими словами.Например, журналист говорит: «У нас осталось 30 секунд, прежде чем мы

автора Детмер Уильям

Формулировка конфликта Конфликт методов обеспечения, обозначаемый знаком молнии, читаем так:? «С одной стороны, нужно (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1), а с другой – (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Формулировка исходных предположений Ошибочные исходные предположения о логических связях являются источником конфликтов, выявляемых при помощи ДРК. Наша задача – перечислить все основные предположения и выявить среди них неверные, которые ответственны за возникшее

Из книги Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач автора Расиел Итан

Правильная подготовка мозгового штурма Многим кажется, что мозговой штурм должен быть спонтанным, но на самом деле он дает эффект только тогда, когда ему предшествует достаточно напряженная предварительная работа.Главная особенность мозгового штурма – он не может

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

4.3. Формулировка проблемного поля SWOT-анализ показывает ключевые для внимания управленческого персонала зоны, которые влияют на успешную работу компании. В частности, видно, что основные угрозы исходят от действий конкурентов настолько, насколько компания нова на рынке

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

7.3.1. Правильная интерпретация коэффициентов Комплементарность (взаимодополняемость). Коэффициенты измеряют минимальный (PR) и максимальный (OR) уровень ожидаемой конкуренции относительно определенного количества лотов и участников. Фактический уровень конкуренции

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

30. Правильная реакция способствует выживаемости Всё, что может улучшить ваше понимание окружающего мира, ускорить вашу реакцию и сбалансировать внутреннюю систему (так, чтобы вы устранили все чрезмерные или недостаточные ответные реакции), всё это обеспечит

Из книги Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента автора Крейнер Стюарт

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

1. Неправильная формулировка проблемы Возможно, вы уже задумывались над тем, почему проблемы часто остаются нерешенными или найденные решения не дают ожидаемых результатов, хотя вы прикладываете лучшие свои усилия. Во многих случаях это происходит из-за того, что была