Применение икт на уроках технологии. Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Технология» Для чего необходимо икт на уроках технологии

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя, который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них "ИКТ - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации".

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!"

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

источник учебной информации;

наглядное пособие;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    графический редактор;

Видеоредактор;

Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;

Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;

Развивает активность и самостоятельность учащихся;

Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т. п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Т ехнология».

Проблема:

Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие было мною обозначено, как приоритетная проблема , требующая своего решения.

Обоснование ее актуальности:

Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд в разделе «Кулинария» и т.д. Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе. И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету «Технология» определены новые цели и задачи.

Главной целью предмета «Технология» является:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

Приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

Развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

Создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

Способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

Задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

Цель работы:

раскрыть и эффективно обосновать дидактические возможности интерактивных технологий в процессе преподавания предмета.

Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Поставленные задачи я решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике)

Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель - человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам

    Работа с ресурсами Интернет

    Использование готовых обучающих программ.

Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3 D (свет хом 3д). Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке планировки кухни, при разработке планировки комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

Большую работу провожу на уроках в программе Power Point . Практически ни одна новая тема не обходится без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой. Например, в разделе «Кулинария» выполняя практическое домашнее задание, они создают проект по технологии приготовления блюда, составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы» учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта. Работая в этой программе, у учащихся развиваются способности к творческой и самостоятельной работе, прививается эстетический вкус.

Хочу остановить ваше внимание на интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска - мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, прямо с доски я управляю любым приложением на компьютере - открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне возможность управлять процессом демонстрации.

Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

Работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

Сравнивать результаты учащихся;

Проверять, редактировать ответы учащихся;

Использовать одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

Рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

Возбуждает живой интерес к предмету познания;

Расширяет общий кругозор детей;

Возрастает уровень использования наглядности на уроке;

Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

Являются источником информации;

Рационализируют формы преподнесения учебной информации;

Конкретизируют понятия, явления, события;

Организуют и направляют восприятие;

Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

Делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств недоступен;

Активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

Иллюстрируют связь теории с практикой;

Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье. Исходя из этого, для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка, сочетает развитие логического и образного мышления.

Результативность использования ИКТ на уроках Технологии:

Положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

Интернет-ресурсы:

⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ http://smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.

Использования ИКТ на уроках технологии.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках

2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ MicrosoftOffice.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют MicrosoftPowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи

Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа: «Определение свойств разных видов и сортов чая»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.] Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 7 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on- line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного дерева и веками человека, что делает легенду о возникновении чайного дерева еще более занимательной. При изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде.

Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара» (приложение 3, приложение 4).

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

3. Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

Для более глубокого восприятия учебного материала;

В проектной деятельности;

В презентационной деятельности;

При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в MicrosoftPublisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

4. Обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ

Использование учебника по технологии под редакцией О.А.Кожиной предполагает изучение темы «Информационные технологии», что на более низком уровне дублирует курс «Информатики и информационных технологий». В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

беспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

5. Развитие коммуникативных способностей

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Пакет MicrosoftOffice, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-8-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, AdobePhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: «Современные ИКТ на уроках технологии».

Дорогу учителя люди выбирают сами. Выбирают, твердо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливей. С педагогическим талантом рождаются не все. Ни одна работа в мире не требует такой самоотдачи, как учительская. И нас это не пугает. Сказано: «Иди без устали вперед, ибо это путь к совершенству». Поэтому я убеждена, что для достижения хороших результатов в педагогической деятельности необходимо иметь глубокие и разносторонние знания по своему предмету, превышающие требования школьной программы.

Моя методическая тема - «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии».

Развитие творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появились как бы сами собой. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня обществу нужен человек, умеющий мыслить творчески и действовать самостоятельно, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности, рынка труда в целом. Техническая революция привела к тому, что к специалисту стали предъявлять новые функциональные требования: от него теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умение проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти качества должны формироваться с детства и постоянно развиваться все время, как обучение, так и трудовая деятельность.

Поэтому задача развития творческих способностей – это одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В соответствии с государственной программой информатизации образования, школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации на районном, городском и областном уровнях были организованы курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д.

Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качecтвенно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения дидактической системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).

Все это позволяет эффективно решить проблему мотивации учащихся, так как уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.

Трудно представить современный урок без современных методов обучения. В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный процесс информационные технологии в обучение. Как в самом начале освоения этого процесса, так и сейчас я стараюсь оптимально и ограниченно вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Я, как учитель, ввожу учащихся в круг изучаемых проблем, направляю их деятельность, делаю обобщающие выводы, оказываю индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.

Современный ученик не может обучаться несовременными средствами, и если учитель не хочет отстать в своем развитии от него, надо постараться и освоить информационно-коммуникационные технологии. Предмет технология очень интересный и полезный предмет школьной программы, один из немногих, отвечающих требованиям стандартов второго поколения. «Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования…», деятельностным подходом к обучению. Однако, интерес к технологии, как к предмету и со стороны администрации, и со стороны детей, да и учителей, к сожалению, падает. В свете последних требований того же стандарта, часы технологии сокращаются и поэтому необходимо всеми возможными способами восстанавливать утраченные позиции.

Исходя из этого, считаю необходимым использовать ИКТ не во вред практическому труду, а во благо. Для этого использую в своей работе, уже не первый год, презентации, они не должны заменять практическую работу с инструментами на уроке, но могут использоваться, как дидактический материал, в том числе и как проверочный, контрольный или, даже, как домашнее задание.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

В нашей школе многие ученики умеют сами создавать мультимедиа презентации. К защите своего проекта многие девочки вместе с печатной дизайн-папкой готовят презентацию. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт:видят пример, образец к которому надо стремиться.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Они позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов:

Обучение в паре и группе;

Проблемное и частично-поисковое обучение;

Творческие мастерские.

В некоторых классах была достигнута высокая творческая активность выполнения проектов, проявляющаяся в стремлении познавать своими руками что-нибудь необычное, оригинальное, используя при этом новые для себя технологии. Девочки стали более инициативными. Все это сказалось на их результатах: девочки стремятся вносить что-то свое, используя не только имеющиеся знания и умения, но и приобретая новые в процессе работы.

За период работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, конференциях в рамках школы, района, республики. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей.

Так, одна из моих учениц, Сагирова Лейсан, на хорошем уровне выполняла работы по ковротакчеству. Выполняемые ею изделия имеют не только практическую, но и эстетическую значимость. Благодаря такому подходу, Лейсан заняла 2-е место на республиканско олимпиаде по технологии в 2007 году, представив свою проектную работу «Башня Сююмбике. Фадеева Лилия в 2008 году представила презентацию своего творческого проекта «Ангел-Хранитель» в электронном варианте на республиканской олимпиаде. Закирова Алсу в ноябре 2009 года приняла участие в республиканском конкурсе по технологии «Созидательный труд школьников», который состоялся в Елабужском Государственном Педагогическом Университете. Подготовленная ею презентация была отмечена поощрительным призом и свидетельством.

Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии.

Компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют мне разнообразить материал на всех этапах урока, повысить мотивацию учащихся, их заинтересованность, способствовать более прочному усвоению знаний, формировать личностные свойства и качества, определяющие художественное развитие учащихся, вооружить их знаниями, связанными с пониманием искусства, и умением выражать свои взгляды, а так же решать проблему индивидуализации обучения.