Проблемы современного российского образования кратко. Образование

1

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного профессионального образования и возможные пути их решения на примере государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России). Затронуты вопросы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения, их мотивации при поступлении и обучении в вузе. Освещены вопросы повышения квалификации специалистов – интернатура и дополнительное профессиональное образование. Рассмотрены проблемы кадрового и материально-технического обеспечения вуза, в том числе отсутствие системы подготовки молодых специалистов как преподавателей. В статье представлены различные формы обучения в ПГФА. Особое внимание уделено связям теории и практики на примере организации обучения на профильных промышленных предприятиях.

электронный ресурс

информационные технологии

дистанционное обучение

проблемы современного образования

1. Анфимова А. Ю. Актуальные проблемы современного профессионального образования // Всеросс. науч. конф. с междунар. уч. «Модернизация системы отечественного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4858.

2. Арасланова А. А. Регионализация высшего образования в контексте повышения доступности образования и обеспечения равных возможностей // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 3. – С. 46-57.

3. Гуляева А. Л. Соответствие качества обучения требованиям работодателей и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/2_100866.doc.htm.

4. Долгова Е. Г. Россия Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9._EISN_2007/Philosophia/21271.doc.htm.

5. Кылосова И. А. К вопросу создания электронных образовательных ресурсов / И. А. Кылосова, М. В. Чиркова, Е. А. Хволис, С. В. Пучнина // Вестник ПГФА. – Пермь, 2015. – №16. – С. 193-141.

6. Кылосова И. А. К вопросу организации очно-заочной формы обучения в ПГФА / И. А. Кылосова, Е. С. Лиманский, Е. А. Хволис, М. В. Чиркова // Мат. ХI Всеросс. науч.-практ. конф. «Мировая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее». – Ростов-на-Дону, 2015. – С 48-52.

7. Мальчик А. Г. Адаптация выпускников учреждения среднего профессионального образования к условиям рынка труда / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков, Т. С. Панина. – Томск: Изд-во СТТ, 2006. – 144 с.

8. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд-во Академия, 2008. – 176 с.

9. Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugid.ru/forma-obucheniya.

10. Хволис Е.А., Кылосова И.А., Чиркова М.В., Пучнина С.В., Чернопазова И.И. Использование мультимедийных и интернет технологий в подготовке высококвалифицированных фармацевтических кадров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.?id=19072.

Анализ развития профессионального образования показывает, что до 1990-х гг. прошлого века существовала жесткая система профессионального образования, отвечающая социально-экономическому развитию общества и его экономике . Такая система практически исключала инициативу и творческий подход у студентов и преподавателей в плане изменения содержания образовательных программ, а также в организационных формах обучения.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решением которых являются глубокие преобразования самой системы . По нашему мнению, преобразования должны обязательно коснуться как совершенствования существующей образовательной системы, так и формирования новых подходов и условий ее развития на основе прогнозов в соответствии с современным развитием экономики и социальной политики государства.

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования в России и возможные пути их решения на примере организации учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА МЗ РФ).

Огромной проблемой, на наш взгляд, является низкий уровень выпускников школ, что влечет определенные трудности при обучении в вузах. Студентам часто очень сложно бывает на 1, 2 курсах, т.к. система обучения в вузе принципиально отличается от таковой в средних учебных заведениях. В процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе обычно выделяются следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями . При этом академическая задолженность накапливается как «снежный ком» и нужно приложить определенные усилия для решения этой проблемы. Одним из путей решения, на наш взгляд, является возвращение к старой (советской) модели образования - возрождению техникумов, которые давали базовое образование. Переход учащихся из школы в вуз стал бы более легким, а вузовская программа опиралась бы на ранее полученные знания и предполагала бы более углублённое изучение предметов.

Кроме вузовской системы образования в СССР была очень сильная система повышения квалификации специалистов. Перевод вузов на бакалавриат превратил их, по сути, в колледжи, что исказило саму сущность требований ко многим специалистам. Переход высшего образования на бакалавриат (на среднее техническое образование) должен базироваться на колледжах, т.к. степень бакалавра получают специалисты средней квалификации. Основу профессиональной среды должны составлять именно технические специалисты, а степень магистра (специалиста с высшим образованием) должен получать ограниченный контингент, в основном выпускники высших учебных заведений .

Выпускники школ стремятся любой ценой поступить в вуз, но по своему интеллектуальному и возрастному уровню иногда просто не готовы к тому, чтобы называться специалистами по окончании учебного заведения. Учебные программы рассчитаны на взрослых, грамотных граждан, отдающих себе отчёт в том, зачем они получают высшее образование, и что ожидают от выбранной профессии, чего хотят достичь в дальнейшем в жизни. К сожалению, большинство студентов не только не понимают - зачем они пришли в вуз, но и не осознают в целом своей будущей роли в обществе. Около 10 % студентов - в основном это молодые люди, уже работающие или работавшие на каких-либо предприятиях - понимают, что и зачем они делают в вузе . Остальные надеются, что диплом поможет найти высокооплачиваемую работу или просто хотят получить «корочку», которая, в их понимании или понимании родителей, поднимет социальный статус молодежи. Довольно часто в такой ситуации прибегают к платному образованию. С одной стороны, в платном образовании нет ничего плохого, так как это дает возможность получить образование многим желающим лицам (даже если они сами не хотят, а родители хотят), с другой стороны не все студенты имеют возможность заплатить за образование (хотя желание учиться огромное).

Другой немаловажной проблемой является халатность преподавателей, которая обязательно влечет за собой такое же отношение к учебе у студентов, что в итоге сказывается на уровне и качестве образования. Можно контролировать так называемые «знания» с помощью тестов, контрольных и курсовых, которые благополучно скачиваются из Интернета, можно пытаться искусственно повысить качественный показатель экзаменов, заставив вызубрить наизусть теоретические определения, но если человек не понимает сути явления, не имеет практических навыков работы, специалистом его вряд ли можно назвать. К сожалению, можно констатировать, что сейчас преподавателями работают люди не по призванию, а по необходимости, зачастую относящиеся к процессу преподавания как к повинности. Студенты, какие бы они ни были, чувствуют отношение преподавателей к ним самим и к предмету, что также негативно сказывается на получении знаний. С развитием новых информационных технологий преподавателю постоянно приходится совершенствоваться и изучать новые технологии и методологии обучения. Однако не все преподаватели стремятся к этому, из-за чего страдает образовательный процесс.

Следующей проблемой является недостаточное привлечение выпускников учебных заведений в науку и преподавание. Выпускники вузов не стремятся остаться в стенах высших учебных заведений. Низкие стипендии не являются стимулом к поступлению в аспирантуру, не говоря уже о низком уровне оплаты труда профессорско-преподавательского состава, по крайней мере, ассистентов и старших преподавателей. Нет системы подготовки молодых преподавателей, все постигается методом проб и ошибок. Отсутствие элементарных навыков преподавания у молодых сотрудников, отсутствие какой-либо системы подготовки перед «выходом» на занятия (курсы по педагогике, риторике, психологии и т.д.) лежат в основе определенных психологических трудностей при работе с аудиторией, что также не способствует повышению качества образования. Возможным решением этой проблемы является организация педагогической практики аспирантов.

Следует отметить недостаточное финансирование учебных заведений, что препятствует их нормальному функционированию. Старая материально-техническая база не позволяет совершенствовать учебный процесс, иногда возникают трудности даже в проведении занятий на должном уровне. Следствием является консервативность образования - не только технологии, но и сам образовательный процесс часто отстает от современности. Преподавание дисциплин не адаптируют к современным условиям жизни, но частично компенсируют за счет первичной специализации и дальнейшего повышения квалификации и курсов переподготовки. Недостаточно развито дистанционное образование, зачастую у вуза нет технической возможности осуществлять этот вид образовательного процесса. Хотя дистанционное обучение позволяет решить проблемы внедрения новых информационных технологий в учебный процесс и осуществить личностно-ориентированный подход к обучению студентов.

Выпускники вузов оказываются мало востребованными, даже при наличии диплома с отличием, потому что работодатель заинтересован принять на работу опытного специалиста. Большое количество студентов находят подработку во время учебы по будущей специальности, но работа в дневное и особенно в ночное время обязательно сказывается на качестве усвоения знаний. Молодым людям бывает просто тяжело физически работать и учиться одновременно. Решением данной проблемы может явиться заочная форма, когда отрыв от основной работы происходит во время сессии, или очно-заочная форма обучения, являющаяся новым и, несомненно, актуальным направлением развития вузов России . Такой вид обучения представляет собой форму подготовки специалистов без отрыва от основной трудовой деятельности. Учебный процесс, по сути, не отличается от очной формы. Студенты также посещают лекции, семинары, мастер-классы, пишут курсовые и контрольные работы, сдают зачеты и экзамены, проходят производственную практику. Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но меньше, чем очная. Аудиторная работа проводится в виде регулярных лекций и занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессий. Предполагается, что, регулярно посещая занятия и лекции, студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Это благоприятно сказывается на качестве образования. Как и в заочной форме обучения, большая часть учебного материала рассчитана на самостоятельное освоение учащимися. Таким образом, студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать в работе. Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развитию специалиста.

Также одной из основных проблем является недостаточное количество программ дополнительного профессионального образования. Практика показывает, что этот сегмент на сегодняшний момент развит слабо. Человек не должен стоять на месте, он должен постоянно развиваться, любому специалисту необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации, повышая не только свой профессиональный, но и интеллектуальный уровень. В современном мире, где идет постоянное обновление производства, технологий, подходов и т.д., просто необходимо получать новые знания и навыки. Все это говорит об огромной востребованности дополнительного профессионального образования. Важно при этом понимать, что нужен новый подход к образованию, в том числе дополнительному профессиональному, совершенно другое качество разработки образовательных программ, а также нужны современно мыслящие преподаватели, которые должны уметь работать с взрослыми людьми, что еще раз подчеркивает востребованность и актуальность вечернего образования.

Сейчас в России наблюдается тенденция слияния вузов, но, по нашему мнению, она не является гарантией качественного образования. Преподаватели не должны страдать из-за нерадивости студентов. Государственная аккредитация также не даёт ощутимых улучшений. Судить о качестве образования могут только работодатели, нельзя судить о качестве полученных знаний по контрольным, тестам или экзаменам . Поэтому весьма актуальным является привлечение к образовательному процессу руководителей предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной или учебной практики, а на весь период обучения. Особо следует отметить необходимость мониторинга будущего спроса на кадры. Набор и программы специальностей пересматриваются редко и медленно, они иногда просто не успевают за меняющейся потребностью предприятий, что вызывает необходимость активного развития связей вузов с работодателями.

Приоритетной задачей государственной программы «Стратегия 2020» по развитию химико-фармацевтической промышленности является подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами. В ПГФА обучение студентов проходит по очной, заочной и очно-заочной формам. Для укрепления связей с работодателями в ПГФА лекции и занятия по курсам промышленной технологии и биотехнологии проводят преподаватели, имеющие практический опыт работы на фармацевтических предприятиях. Одним из этапов обучения является учебная практика студентов, носящая ознакомительный характер. Практика организована на базе фармацевтических предприятий г. Перми: филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России г. Пермь, Пермское НПО «Биомед», ЗАО «Медисорб», НПК «Апифитогрупп» и компании «Тенториум-Пермь». В соответствии с программой подготовки специалистов на кафедре проходит обучение провизоров-интернов трех специальностей: «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление и экономика фармации». Для фармацевтов и провизоров предусмотрены курсы повышения квалификации и переподготовки. Практически весь учебный процесс интернатуры и дополнительного профессионального образования проводится на базе Пермского НПО «Биомед», что позволяет максимально приблизиться к реальным условиям современного производства и стандартизации препаратов, в ходе которых закрепляются полученные теоретические знания, навыки и умения.

Обучение провизоров-интернов и слушателей факультета дополнительно образования также осуществляется по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий. В последние годы приоритет отдается дистанционному обучению. Дистанционный способ подачи информации нацелен на оптимизацию учебного процесса и дополняет сложившуюся традиционную методологию преподавания фармацевтических дисциплин. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий накладывает определенные требования к современной организации образовательного процесса . Обеспеченность информационными ресурсами является одним из важнейших условий качественного обучения студентов. Применение информационных компьютерных технологий позволяет сформулировать новые умения и навыки у студентов и слушателей, что повышает качество подготовки современных специалистов в области образования за счет подготовки грамотных пользователей компьютерными технологиями, способствует формированию у будущих выпускников современного научного мировоззрения. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры академии.

Для проведения учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии ПГФА для студентов факультета заочного обучения разработан электронный учебник по дисциплине промышленная технология лекарств, который включает вопросы производства и оценки качества готовых лекарственных форм, а также общие технологические вопросы. Кроме того, разработан и зарегистрирован в ОФЭРНиО электронный ресурс «Курс лекций по промышленной технологии лекарств». При разработке комплекта учебно-методических материалов использовалась методология проектирования сайтов. Выполнение контрольных работ по дисциплине предполагает использование дистанционных образовательных ресурсов .

Любая форма обучения включает, кроме самостоятельной, аудиторную работу, в которой немаловажное значение имеет яркость, наглядность и образность подачи материала. До 80 % информации об окружающем мире человек получает через зрение. На кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии лекции для студентов факультета очного и заочного обучения, интернов и слушателей ФДПО читаются с использованием мультимедийных установок. Ряд лекций и занятий сопровождается видеофрагментами по определенной тематике. Видеосопровождение дисциплины способствует развитию предметно-образного мышления, позволяет показать в записи производственные процессы, повысить информационную емкость лекции, сократить сроки освоения новых знаний, сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным . За счет применения технических средств и оформления визуального материала мультимедийная форма позволяет усвоить больший объем информации по сравнению с традиционными методиками преподавания из-за вовлечения как зрительной, так и слуховой составляющих. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий позволяет подготовить выпускников не только как высококвалифицированных специалистов, но и как разносторонне развитую личность.

Таким образом, в ПГФА реализуется новый подход к профессиональному образованию. Созданы условия развития и становления личности профессионала в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями. При подготовке современных, мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов учитываются потребности работодателей в профессиональных кадрах. Можно с уверенностью сказать, что в ПГФА внедрен принцип развития свободы в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.

Библиографическая ссылка

Кылосова И.А., Орлова Е.В., Хволис Е.А., Чиркова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://?id=24161 (дата обращения: 08.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы - школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты - всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников - «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно - в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов --- так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий - это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

В связи с проблемами в сфере образования некоторые российские студенты стремятся получить образование за рубежом. Фото: nikolayhg/pixabay.com/CC0 0.1

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Елена Сергеевна Чугаева
Эссе «Актуальные проблемы современного образования»

Эссе

«Актуальные проблемы современного образования »

В настоящее время в мире изменились не только условия жизни, социальное пространство существования и функционирования человека, система его отношений, изменился он сам.

Проблем в современном образовании можно перечислить очень много.

Немаловажную роль играет – семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Родителю зачастую некогда заниматься своим ребенком из-за занятости на работе, и он растет сам по себе. Из-за этого большинство современных родителей не успевают не только сотрудничать с ДОУ, но и элементарно общаться с ребенком. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста.

Также есть семьи, где родители с упорством обучают детей письму и чтению в сверхраннем возрасте, отдают их во всевозможные кружки, ссылаясь на недостаточность образования их детей в ДОУ . Это приводит ко многим проблемам в развитии детей , так как все процессы, нужные ребенку для навыков и обучения письму и чтению формируются на протяжении всего периода дошкольного детства. Родителям в таком случае нужно понимать закономерности возрастных и индивидуальных особенностей познавательного развития детей. Ведь именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Есть случаи, когда дети годами «стоят в очереди» на поступление в детские сады и так не успевают попасть в сад до поступления в школу, тогда судьба его дошкольного образования ложится полностью на плечи родителей.

Дети – это наше будущее и будущее страны. Мы все хотим, чтобы дети и молодежь становились гордостью для своих родных и близких, движущей силой для развития города, нашей страны. Только диалог, общение и взаимосвязь всех социальных институтов влияет на правильное развитие детей.

Публикации по теме:

27 октября 2015 года в городе Ростове-на-Дону состоялась областная научно-практическая конференция для педагогов-психологов образовательных.

Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы Уважаемые коллеги! В апреле 2015 года приняла участие во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в.

Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.

Дошкольное воспитание в современных условиях. Актуальные проблемы ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Исследование данной темы вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время.

Методы активизации семьи в условиях современного дошкольного образования Методы активизации семьи в условиях современных требований дошкольного образования. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.