Психологическая готовность к школе включает в себя. Социальная готовность к школе

Степень подготовленности ребенка к походу в первый класс может рассматриваться сразу с нескольких сторон. Для объективной оценки необходимо учитывать разные сферы активности: физическую, социальную и психологическую. Для оценивающих людей, среди которых кроме родителей присутствуют еще психологи и педагоги, будут важны самые разные возможности и способности ребенка, а также его хорошее самочувствие. Итак, взрослые уделяют внимание работоспособности, способности к взаимодействию с окружающими людьми, умению придерживаться установленных правил, основательной подготовке в плане знаний, а также состоянию психической системы.

Ребенок должен быть готов к взаимодействию с коллективом

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе? Как понять, что дошкольник достиг ее? Психологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется по следующим параметрам:

  1. Личностная подготовленность – способность к самодисциплине и самоорганизации, самостоятельность, желание учиться; подразделяется на социальную подготовленность - способность налаживать отношения с ровесниками и взрослыми, способность к коммуникации, и мотивационную - присутствие мотивации к учебе.
  2. Эмоциональная подготовленность: положительное отношение к своей личности и к другим людям, способность адекватно воспринимать эмоциональные особенности каждого человека.
  3. Волевая подготовленность: умение проявить характер и усиленно трудиться, способность к соблюдению школьного режима.
  4. Интеллектуальная подготовленность: у ребенка должен быть хорошо развит интеллект, а также сформированы основные функции психики.
  5. Речевая подготовленность.

Готовность к школе характеризуется адекватным возрасту речевым развитием

Социальная готовность

Социально-психологическая или коммуникативная подготовленность к обучению включает в себя присутствие способностей и навыков, которые позволят ему строить и налаживать взаимоотношения внутри школьной среды. От того, насколько ребенок будет подготовлен в этом отношении, будет зависеть успешность его взаимодействия при коллективной работе. Для старшего дошкольника становится крайне важным разобраться во взаимоотношениях между людьми и понять нормы их регулирования. Мы видим, что социальная готовность ребенка к школе имеет огромное значение для будущего первоклассника.

Психологическая готовность к школе тесно связана с коммуникативной подготовленностью. Она важна с точки зрения сотрудничества со взрослыми и детьми в рамках школьных занятий. Для этого важно проверить, насколько у ребенка сформированы две основные формы общения:

  1. Общение со взрослыми, носящее внеситуативный и личностный характер. У ребенка должно быть сформировано умение слушать и воспринимать излагаемую информацию, осознавать важность дистанции учитель – ученик.
  2. Общение со сверстниками. Школьная деятельность является по сути коллективной, поэтому крайне важно подготовить ребенка к тактичному отношению, научить способности к совместному взаимодействию, суметь стать частью общественной жизни. Все эти азы закладываются путем включения ребенка-дошкольника в совместную работу с другими детьми, что в итоге создаст готовность к обучению в школе.

В садике ребенок учится находить общий язык с детским коллективом

Сделать психолого-педагогическое определение, готов ли старший дошкольник в социальном плане можно, проверив:

  • легкость включения ребенка в компанию детей, занятых какой-то игрой;
  • способность слушать мнение других людей и не перебивать;
  • умеет ли он ожидать своей очереди при необходимости;
  • имеет ли навык беседы с несколькими людьми одновременно, умеет ли активно участвовать в разговоре.

Мотивационная готовность

Учеба в школьных стенах будет успешной, если взрослые озаботятся о формировании у будущего школьника мотивации к познавательной деятельности. Мотивационная готовность к школе присутствует, если ребенок:

  • имеет желание ходить на уроки;
  • имеет стремление узнавать новое и интересное;
  • имеет желание приобрести новые знания.

Наличие соответствующих желаний и устремлений дает информацию о том, имеется ли мотивационная готовность детей к школе или нет.

Положительный ответ на все оценочные параметры позволяет дать заключение, что ребенок готов начать школьное обучение. Волевая и мотивационная составляющие подготовки к учебному процессу играют очень большое значение при выносе решения об уместности начала учебной деятельности.


Желание постоянно узнавать что-то новое - важный признак готовности к школе

Эмоционально-волевая готовность

Данный вид подготовленности считается достигнутым, когда подросший дошкольник в состоянии ставить цели, придерживаясь намеченного плана, искать способы решения для устранения помех в их достижении. Психологические процессы переходят в стадию произвольности.

Все эмоции и переживания носят осознанный интеллектуальный характер. Ребенок умеет ориентироваться и разбираться в своих чувствах, имеет возможности для их озвучивания. Все эмоции становятся контролируемыми и предсказуемыми. Школьник может спрогнозировать не только свои эмоции от поступков, но и эмоции и реакции других людей. Эмоциональная стойкость находится на высоком уровне. Готовность к школе в данном случае налицо.

Интеллектуальная готовность

Умение читать и писать – это еще не все (подробнее в статье: ). Наличие этих навыков еще не гарантирует легкость освоения школьной программы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – вот, что должно быть у дошкольника, чтобы справиться со всеми задачами.

Понять, имеется ли она у ребенка, можно по нескольким критериям: мышлению, вниманию и памяти:

Мышление . Ребенок еще до похода в первый класс должен иметь определенные знания об окружающем мире, среди которых информация о природе и ее явлениях, о людях и их взаимоотношениях. Ребенок должен:

  • Обладать важной информацией о себе (имя, фамилия, место жительства).

В целях безопасности ребенок обязательно должен знать свои личные данные и адрес
  • Иметь понятие и уметь различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, квадрат).
  • Различать все цвета.
  • Понимать значения слов: «больше», «узкий», «право – лево», «рядом», «снизу» и другие.
  • Иметь способность сравнивать предметы, находя в них схожести и различия, делать обобщения, анализ, уметь выявлять признаки вещей и явлений.

Память . Интеллектуальная готовность к школе будет неполной, если не рассмотреть развитие памяти. Обучение будет осуществляться намного проще, если у школьника будет хорошая память. Для проверки этого компонента подготовленности следует прочесть ему небольшой текст, а спустя пару недель попросить пересказать. Еще одним вариантом будет показ 10 картинок и просьба перечислить те, которые он сумел запомнить.

Внимание . Эффективное обучение будет тогда, когда у ребенка хорошо развито внимание, а значит, он сможет слушать учителя, не отвлекаясь. Проверить эту способность можно следующим образом: перечислить попарно несколько слов, а затем попросить назвать в каждой паре самое длинное слово. Переспросы со стороны малыша будут означать, что внимание было рассеянным и во время занятия он отвлекался на что-то другое.


Дети обязательно должны обладать навыком слушания учителя

Речевая готовность

Ряд специалистов уделяет большое внимание речевой готовности к учебе. Психолог из Украины Ю.З. Гильбух говорит о том, что речевая подготовленность дает о себе знать в те моменты, когда необходимо произвольное управление процессами познания или поведения. Речевая готовность ребенка к школе подразумевает тот факт, что речь крайне необходима для общения, а также в качестве предпосылки к письму. Специалист Н.И. Гуткина убеждена, что о развитии и формировании правильной речи у детей следует особенно заботиться в период среднего и старшего дошкольного возраста, ведь овладение письменной речью – огромный скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Речевая готовность к школе включает в себя ряд пунктов:

  • способность применять различные способы словообразования (использование уменьшительно-ласкательных форм, перестройка слова в нужную форму, понимание разницы между словами по звуку и смыслу, умение преобразовывать прилагательные в существительные);
  • владение грамматическими основами языка (умение строить развернутые фразы, способность перестроить и исправить ошибочное предложение, умение составлять рассказ по картинкам и опорным словам, способность сделать пересказ с сохранением содержания и смысла, умение составлять описательный рассказ);

Готовый к школе ребенок может рассказать о себе
  • широкий словарный запас;
  • развитость фонематических процессов: способность слышать и различать звуки языка;
  • развитость речи с точки зрения звуковой оболочки: умение правильно и четко произносить все звуки;
  • способность к анализу и синтезу звуков внутри речи, умение найти гласный звук в отдельном слове или назвать последний согласный звук в слове, способность провести анализ трезвучия, например, «иау», умение провести анализ обратного слога гласный-согласный, например, «ур».

Физическая готовность к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дети в здоровом состоянии более легко проходят процесс адаптации к изменившимся условиям жизни, которые всегда сопровождают первоклашек. Физическая готовность ребенка к школе будет выражаться именно в физическом развитии.

Что подразумевает под собой физиологическая подготовленность? Это нормы общего физического развития: вес, рост, объем грудной клетки, пропорциональность частей тела, состояние кожи, тонус мышц. Все данные должны соответствовать нормативным критериям мальчиков и девочек в возрастной категории 6-7 лет. Подробные значения можно найти в тематических таблицах. Важными являются также следующие физиологические составляющие: зрение, слух и моторика, особенно мелкая. Проверяется и нервная система: насколько возбудим или уравновешен ребенок. Составляется итоговая характеристика об общем состоянии здоровья.


Физиологическая готовность к школе определяется у педиатра

Специалисты проводят такое обследование, основываясь на имеющихся нормативных показателях. Такая оценка необходима для выноса заключения о том, способен ли ребенок перенести увеличенные нагрузки, среди которых интеллектуальная работа и физические нагрузки.

Функциональная готовность

Данный вид, носящий также название психомоторной подготовленности, подразумевает под собой уровень развития определенных мозговых структур и психоневрологических функций, дабы составить представление о зрелости организма к началу обучения. Функциональная подготовленность включает в себя следующие компоненты: развитый глазомер, способность ориентироваться в пространстве, умение подражать, а также возможность координировать сложные движения рук. Среди особенностей психомоторного развития следует назвать увеличение работоспособности, выносливости и функциональной зрелости. Перечислим основные из них:

  1. возрастная зрелость позволяет умело балансировать между процессами торможения и возбуждения, что способствует длительному сосредоточиванию на отдельной деятельности, а также формированию на произвольном уровне поведения и процессов познания;
  2. развитие мелкой моторики и улучшение зрительно-моторной координации, что способствует более быстрому овладению техникой письма;
  3. функциональная асимметрия мозга становится более совершенной в своем действии, что помогает активизации процесса становления речи, которая является средством логического и словесного мышления и познания.

Возрастная зрелость мозга позволяет переключаться между процессами торможения и возбуждения

Подготовленность малыша к новому этапу в его жизни можно определить по следующим показателям:

  • хороший слух;
  • отличное зрение;
  • способность сидеть небольшой временной промежуток спокойно;
  • развитие моторных навыков, смежных с координацией движений (игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по ступеням);
  • внешний вид (здоровый, бодрый, отдохнувший).

Тестирование дошкольника

Готовность ребенка к школьному обучению обязательно проверяется. Все будущие первоклассники проходят специальное тестирование, которое не имеет своей целью разделить учащихся на сильных и слабых. Родители не получат отказа в приеме ребенка, если он не пройдет собеседование. Такие педагогические принципы указаны в законодательстве РФ.

Подобные тесты нужны для педагогических целей, чтобы иметь понятие, каковы сильные и слабые стороны ученика, уровень его развития в интеллектуальном, психологическом, личностном и социальном плане. Проверить интеллектуальную подготовленность к средней школе можно по следующим задачам:

  • посчитать от 1 до 10;
  • решить простейшую задачу по арифметике;

Перед школой ребенок уже должен иметь элементарные познания в арифметике
  • просклонять существительные;
  • сочинить небольшой рассказ по картинке;
  • с помощью спичек выложить некоторые фигуры (см. также: );
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • сделать классификацию геометрических фигур;
  • нарисовать какой-либо предмет.

Психологические аспекты

Готов ли ребенок в психологическом плане? Психологическая оценка готовности ребенка к школе будет показателем общего развития и способности начать новую деятельность. Об уровне подготовленности поможет судить выполнение заданий для оценки уровня развития мелкой моторики, способности работать внимательно, не переключаясь на посторонние вещи, умение подражать образцу. Степень готовности ребенка к школе будет определяться путем тестирования, для чего могут применяться подобные задания:

  • нарисовать человека;
  • воспроизвести буквы или группу точек по образцу.

Схематическое рисование человека - навык, который нужно освоить до школы

Данный блок может также включать в себя ряд вопросов для определения, насколько хорошо ребенок умеет ориентироваться в действительности. Социальная подготовленность будет проверяться путем рисования картинки по зеркальному отражению, решением ситуационных задач, раскрашиванием фигур по заданным параметрам, не забывая уточнить, что потом его рисунок будет продолжен другими детьми.

Уровень личностной подготовленности выявляется путем диалога. Вопросы могут касаться жизни в школе, возможных ситуаций и проблем, а также путей их решения, желаемых соседях по парте, будущих друзьях. Также педагог может попросить малыша рассказать немного о себе, перечислив качества ему присущие или же дать малышу для выбора некий список.

Готовность к обучению в средней школе проверяется по различным составляющим. Благодаря такой детальной диагностике педагог получает максимально возможную информацию о степени развитости каждого ученика, что в итоге упрощает протекание учебного процесса. Нужно чтобы ребенок обязательно прошел подобные тесты.

Как быть, если ребенок не готов?

Сегодня очень часто педагоги получают жалобы от мам и пап о том, что их ребенок оказывается не готов к школе. Недостатки, имеющиеся у чада, на их взгляд, не позволяют ему пойти в первый класс. Дети отличаются плохой усидчивостью, рассеянностью и невнимательностью. Такая ситуация сейчас бывает почти у всех детей в возрасте 6-7 лет.


Может оказаться, что ребенок не готов к школе и сильно устает от занятий

Паниковать не стоит. В 6-7-летнем возрасте совершенно необязательно отдавать ребенка в школу. Можно немного подождать и отдать его с 8, тогда большинство проблем, волновавших мам и пап раньше, пройдут. Готовность старших дошкольников к обучению в школе можно оценить либо самостоятельно, либо прибегнув к помощи психологов и педагогов.

Родительские обязанности

Родители, в свою очередь, не должны попустительски относиться к занятиям с малышом. Предпочтительно обучить ребенка письму и чтению еще до школы. Выяснив, что у крохи имеются упущения в плане мышления или памяти, нужно взять для работы задачи и упражнения, коих сейчас продается немало. Наличие некоторых отклонений требует обращения к специалистам, поэтому не избегайте посещения логопеда или иного узкопрофильного эксперта.

Важно помнить, что современные дети чрезвычайно подвластны трем главным «врагам»: телевизору, компьютеру и еде. Огромная часть детей все свободное время проводят перед мониторами. Жесткий режим в этом плане просто необходим. Совет: ограничьте время просмотра телевизора или время для игр в компьютере до 1 часа в день.

Увлекайте ребенка интересными и полезными занятиями, чаще бывайте на свежем воздухе. Памятка для мам: вредные продукты под строгим запретом. Никакой химии и канцерогенов! Включайте в детский рацион больше натуральных и полезных продуктов.


Полезные продукты - залог хорошего самочувствия и успеваемости

Достигнув возраста 8 лет, ребенок все еще не имеет показателей готовности к школе? Пришло время конкретики, а именно тщательного разбирательства в причинах такого отклонения. Больше занимайтесь дома, проводите специальные упражнения. Видя, что ребенок с чем-то совсем не справляется, не давите на него. Такое негативное отношение лишь разочарует его окончательно в учебе.Loading...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Также перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе : аффектно –потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

Психологическая готовность

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Работать над привычкой у ребенка доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств.

Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование, многокомплектное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточность сформированности какого-либо одного компонента психологической готовности.

Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Будущемушкольникунеобходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика.

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей, и отношений между предметами, и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно - действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает своего рода к экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

Возможности новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики. Также к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Учёные и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

4) хорошее развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Говоря психологической готовности к школе, нужно обратить внимание на адаптацию

Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни

ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии социально-психологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения психического развития приводит к тем или иным нарушениям школьной адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельности, личностные – к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, особенности нейродинамики влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и взаимоотношение с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика к учебной дезадаптации) и социально - психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально - психологической дезадаптации к школе).

Список литературы

1. Венгер Л. А. « Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание». М.1970.

2. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. 1994.

3. Буря Р. С. « Готовим детей к школе». М.1987 г.

4. Кравцова Е. Е. « Психологические проблемы готовности к школьному обучению». М.1991 г.

5. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Синицына Ольга ФМФ 21 группа

Московский Государственный Областной Университет.

Введение

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучение по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам обследования могут создаваться спец. группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

Психологическая готовность к школьному обучению.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин)

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека (“хороший - плохой”, “чистый - грязный”, “быстрый - медленный” и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

“Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь”.

По этой методике были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети, как посещающие детский сад, так и обучающиеся в школе, относятся к школе положительно. И те и другие характеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). «Хочу в школу» - эта та фраза, которая должна прозвучать от дошкольника самостоятельно и тогда можно сказать, что психологически он готов. Так как такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Также готовность ребенка к школе можно определить по специальным методикам.

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н. И. Гуткиной “Домик”: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы. Задания А. Л. Венгера “Дорисуй мышкам хвосты” и “Нарисуй ручки для зонтиков”. И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв. Нельзя не упомянуть еще методику Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера “образец и правило”. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Процедура определения психологической готовности к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

1). Воспроизводить образец;

2). Работать по правилу;

3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”.

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики “Домик” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Различные виды готовности детей к школе.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера “Лабиринт”. Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми.

Нравственная готовность к школьному обучению.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе, с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Вывод: Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Главная задача этой работы – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача же взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Список литературы

1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

2. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.

3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.

7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

8. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина, Г.Витцлак, Й.Шванцара и другие предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.

Немецкий психолог Г.Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Эту точку зрения разделял А.В.Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.

Таким образом, психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е.Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе.

Психомоторную (функциональную);

Интеллектуальную;

Эмоционально-волевую;

Мотивационную;

Личностную;

Социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций - создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1. запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2. представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3. достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания.

4. определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия - умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

е) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

1. произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

3. новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами.

4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность - является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

2. мотивационная готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению - произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям. В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования - важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. вне ситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность - общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками - формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.