Сам себе логопед: упражнения для развития речи у детей. Развитие речи ребенка: сам себе логопед

Первый звуки, которые начинает произносить малыш, очень радуют родителей. Но со временем может случиться так, что ребенок плохо выговаривает несколько букв, и со временем улучшения не наступает. В этом случае можно обратиться к логопеду, а можно заниматься самостоятельно дома с ребенком.

Итак, логопедические занятия можно разделить на 4 большие группы:

  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Лицевая гимнастика.
  • Игры, развивающие слух и подражание звукам.
  • Обучение новым словам, выучивание стихов.

Одним из главных условий таких занятий является заинтересованность ребенка. Ни в коем случае не стоит заставлять малыша выполнять какие-то упражнения. Важно, чтобы ребенку было интересно. Для этого большинство занятий важно проводить в игровой форме.

Полезные советы

  • Первое занятие может быть коротким - буквально 3-5 минут. Далее необходимо постепенно увеличивать время до 25 минут.
  • Занятия должны приносить ребенку удовольствие.
  • Лучше всего выполнять упражнения часто и понемногу - это способствует формированию навыка у малыша.
  • Будьте в хорошем настроении. Если у ребенка плохо что-то получается, не стоит его ругать или быть строгой - посмейтесь, пошутите, предложите выяснить, почему язык вдруг стал таким непослушным.

Мелкая моторика

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, ведь существует прямая связь между пальцами и центром речи. Поэтому давайте ребенку трогать больше предметов разных размеров и текстуры.

Лицевая гимнастика

Это упражнения, предназначенные для языка и губ, тренировка которых способствует развитию речи. Для этого необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои движения. Существует масса упражнений, которые уже зарекомендовали себя как действенные средства для развития детской речи. Найти их можно в свободном доступе или попросить помощи у логопеда.

Подражание звукам

Умение распознавать источники звуков - важный навык, который необходимо поддерживать. Для этого можно использовать разнообразные игры. Например, за ширмой поставить несколько предметов из разных материалов - дерева, стекла, металла и постукивать по ним, предлагая ребенку угадать - какой предмет издает этот звук.

Стихи и скороговорки

Запоминание и рассказывание стихов и скороговорок положительно влияет не только на речь, но и на память. Это способствует пополнению словарного запаса. Поэтому старайтесь учить с ребенком побольше разных стишков, скороговорок и прибауток.

Умение красиво говорить для современного общества важно! В общем, это фактически аксиома, которая ни в каких доказательствах не нуждается. А чтобы в речи было прекрасно не только содержание, но и форма, нужно четко и правильно произносить звуки и слова.

Это пригодится не только дикторам или педагогам, это существенно упростит жизнь ребенка в школе, а если вспомнить о тесной взаимосвязи органов речи и отделов мозга, продуцирующих различные мыслительные процессы в умных головах наших детей, необходимость усовершенствовать произношение становится прямо-таки одной из главнейших.

Нужно ли помогать

Над этим вопросом я сама размышляла довольно долго. Раньше всегда считала, что к логопеду ходят только детки, которые устойчиво сюсюкают, картавят и шепелявят и казалось, что их не так уж и много, для большинства же логопед не нужен. Как впрочем, и специальные занятия.

К моему величайшему сожалению, так к этому вопросу продолжают относиться и очень многие мамочки младших дошкольников. Мол, само все исправится, вот перед школой тогда и разберемся. И в итоге на бедного 6-летку взваливают сразу огромный и неподъемный груз всего, что нужно сделать перед школой.

Мне ситуацию с логопедией и ее важностью прояснила наш невропатолог. Очень приятная женщина и опытный специалист. После одной из бесед с нею я окончательно уверилась – помогать ребенку отработать произношение звуков нужно обязательно.

Если пустить все на самотек, запросто можно нажить проблемы с дальнейшим обучением чтению и письму.

Когда лучше всего начинать

Следующий вопрос, который, естественно волнует родителей – это вопрос времени. Тут стоит избегать крайностей. Оптимальный возраст для начала логопедических занятий – 3-4 года. В общем, в идеале тогда же стоит хотя бы раз сходить к логопеду.

Именно к этому времени речевой аппарат ребенка почти полностью развит, и кроме того, у малышей начинает формироваться фонематическое мышление, проще говоря, естественным образом возникает интерес к звукам, и этим непременно нужно пользоваться.

При этом помним, что некоторые логопедические дефекты могут сохраняться и до 5, реже 6 лет.

Важно обратить внимание

Логопедические занятия дома должны преследовать несколько целей:

Обогащаем словарный запас ребенка

Работаем собственно над чистотой произношения

Следим за плавностью и грамматической правильностью выстраиваемых маленьким учеником предложений.

Формы проведения занятий




Прежде всего, выделите в речи малыша звуки, в произнесении которых он иногда путается и совершает ошибки. Чаще всего это шипящие («ш», «ж», «щ»), свистящие (з’, с’, ц) и пресловутый звук «Р».

Для каждого из этих звуков подбираем специальные стихи-чистоговорки. Например, для звука «Ц», у нас было просто обожаемое сыном стихотворение про «Цынцы-брынцы»

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.

Подобные стихи легко найти на тематических интернет-сайтах. Важно произносить стихи выразительно, лучше пусть это будет 2-3 стихотворения для каждого звука, которые ребенок хорошо запомнит, чем бесконечный ряд разных присказок.

К заучиванию скороговорок детки созревают несколько позже. Выберите для начала недлинные и забавные. Часто в скороговорках используются специфические словечки, обязательно разберите их смысл, это поможет уменьшить количество ошибок в произношении, а заодно и словарный запас поможет увеличить.

На скорость начинаем соревноваться только после того, как малыш научится все правильно произносить медленно.

Совсем уж классикой делиться не буду. Но кое-какие интересные варианты приведу. Вот эту у меня сын очень обожал, как и все связанное с динозаврьей темой, а тут звуки-то какие шикарные отрабатываются – «Р»//»Л»:

Верзила динозавр дерзил не зря

Еще одна замечательная скороговорка на «р»:

Перепелка перепелят прятала от ребят

Когда проговариваете стихи и скороговорки важно менять темп произношения – чередуйте – говорите их с ребенком быстро и медленно, потом громко и совсем шепотом.

Отличным игровым заданием на отработку сложных звуков станет игра «Чей голосок?». Играть можно по очереди с ребенком. Вода загадывает какое-либо животное и подражает звукам, которые оно издает. Второй игрок соответственно угадывает.

Очень целесообразно жужжать как пчела, шипеть как змея, рычать как тигр. Можно усложнить задание и угадывать не только само животное, но и его размер. В этом случае тоже можно поиграть с голосом – маленький котенок будет «говорить» совсем по-другому, чем огромный котище.

Эту игру можно совместить и с занятием по развитию речи и еще раз повторить, как называются детеныши разных животных.

Еще одна очень полезная игра – «Передай игрушку». Лучше если в эту игру будет играть много малышей. Мы частенько играли с подругой и ее детьми – получалось очень неплохо, а иногда – смешно до ужаса.

Придумываем, какую игрушку последний в цепочке игрок (лучше взрослый) попросит у самого первого, и по цепочке шепотом передаем это задание. Если все умнички, слушают внимательно и говорят четко, есть довольно серьезный шанс «сохранить» слово.

А вот эта игра поможет ребенку научиться выделять отдельные звуки в речи другого человека и вообще в слове. Выбираем тот или иной звук, опять-таки лучше проблемный и подбираем стихи или отрывок текста, где он часто встречается. Как только ребенок слышит этот звук, нужно хлопать в ладоши.

Эту же игру можно модифицировать и для развития речи. Выбираем тему (фрукты, транспорт, животные Африки – абсолютная свобода фантазии), и просим ребенка хлопать, когда он слышит слово из этой темы. Эта разновидность сыну даже больше нравилась.

Для разнообразия можно поиграть в «Бдительного шофера»: просим малыша отвезти на своем грузовике (для девочек может и какой-то другой вариант быть) все предметы, в названии которых есть тот или иной звук. А перед погрузкой четко проговорить само слово. Предметы можно заменить карточками с картинками.

Дополнит подобные занятия специальная артикуляционная гимнастика. Она совсем простая – комплекс займет буквально 5 минут. Надуваем щечки, широко открываем рот и наоборт, плотно смыкаем, складываем губки в трубочку, вертим языком из стороны в сторону и по кругу.

Можно взять готовый комплекс, а можно придумать самому. Я делала в сказочной форме – рассказывала историю про Язычок, который живет в домике-ротике – просыпается, зарядку делает, убирается и т.д.

Еще малышам очень нравится дуть через соломинку в воду, передувать по столу бумажные шарики. Это тоже очень полезно для формирования органов речи и совершенно не воспринимается как «серьезное занятие».

И естественно, не забываем работать пальчиками. Развитая мелкая моторика – не гарантия, но очень важный залог хорошей правильной речи – поэтому лепим и собираем мозаики, рвем салфетки для декупажа и т.п.

Такие несложные занятия сможет провести каждый родитель, а польза для малыша от них колоссальная!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить - сначала слышим, потом воспроизводим.

В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук - один из самых сложных в произношении - причем не только для французов.

Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

Правильный старт

Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком - это последняя стадия закрепления.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения - в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР
Стишок-рычалка развивает звук [р]

Грозный и огромный тигр -
Мастер он звериных игр.
На траву вдруг резко прыг -
И издал свирепый рык.
Но я тигру пригрожу,
Громче тигра зарычу.
Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

Трактор трижды затрещал -
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

Приглашу я лучше Глашу,
чтобы вместе скушать кашу.
Наша каша будет краше
со стаканом простокваши.

Помощь школе

Длинные стихи - более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК

Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно.
Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА
Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

С медом коржик я сжую,
И про пчелку расскажу.
Пчелка в улее живет
И нам жалует свой мед.
Пчелку надо уважать
И никак не обижать.
Есть у пчелки тоже жало.
Обижать же пчелку жалко.
Потому я с ней дружу
И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА
Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

В школу шел мохнатый мишка.
У него под мышкой книжка.
Мишка шумным был мальчишкой,
Забиякой и врунишкой.

И грустила мама мишки,
Что шалит ее сынишка.
Но любил он маму слишком -
Обижать ее не вышло.

Стал хорошим и послушным,
Собирал свои игрушки.
И теперь поет кукушка,
Что он лучший на опушке.

ПОЧЕМУЧКА
Стишок развивает произношение звука [ч]

Почемучка, между прочим,
Почемучать любит очень.
Почемучает он маму,
Почемучает упрямо.
- Почему?! - вопит он звучно. -
Колет пальчики колючка?
Почему на небе тучка?
Почему у деда внучка?
Почему я Почемучка?!!!
Маме с папой будет взбучка -
Не отстанет Почемучка.

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

«Сам себе логопед»

С каждым годом в России отмечается все большее количество детей, имеющих речевые расстройства. Многие родители задаются вопросом как же предупредить у ребенка нарушения звукопроизношения или в целом речи, и что делать, если он уже плохо говорит? Ниже будут приведены некоторые данные, которые помогут ответить на эти вопросы, а также будут представлены рекомендации в помощь родителям.

Начнем сначала и поговорим о времени появления звуков при нормальном ходе речевого развития детей. Итак, гласные «а», «о», «э» и так называемые губно-губные согласные «б», «п», «м» появляются в норме у ребенка в возрасте 1-2 лет. Гласные «и», «ы», «у» и согласные «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х», «й» следует ожидать в 2-3 года. Свистящие звуки («с», «з», «ц») должны появиться к трем годам, шипящие звуки («ш», «ж», «щ», «ч») к четырем годам. Звуки «л» и «р» появляются, как правило, последними, поскольку они наиболее сложные для произношения, их следует ждать к пяти годам. Итак, следует вывод, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Каким же образом будет звучать неправильное произношение звуков? Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов.

  1. Полное отсутствие в речи того или иного звука: «ама» вместо «рама».
  2. Замена одного звука в речи другим: «лама» или «йама» вместо «рама».
  3. Искаженное произношение звука (например, картавое «р»).
  4. Смешение двух правильно произносимых звуков (ребенок говорит то «шапка», то «сапка», постоянно путая звуки «с» и «ш» в своей речи).

К причинам нарушения произношения звуков могут быть отнесены следующие: слабость мышц челюстно-лицевой мускулатуры, слабость губ и языка, укороченная подъязычная связка, неправильный прикус. Также к неблагоприятным факторам и следует отнести неправильную речь окружающих людей ребенка, отсутствие должного внимания и малочисленное общение матери с ребенком.

Каков же должен быть примерный объем слов в лексиконе вашего малыша. Следует заранее оговориться, что каждый ребенок проходит свой путь речевого развития. Часто бывает так, что ребенок сначала мало произносит слов, а затем наступает так называемый специалистами по детской речи «лексический взрыв» и ребенка уже не остановить. Итак, о словарном запасе как таковом можно говорить уже в год. Мы не будем сейчас останавливаться на более раннем речевом развитии, только отметим, что первый крик, этапы гуления и лепета играют немаловажную роль в развитии ребенка. В данном случае необходимую информацию вы сможете почерпнуть на консультации у педиатра, а также при чтении специальной литературы. Итак, в год в словаре малыша будет примерно 10-15 осознанно произносимых слов («мама», «папа», «баба», «дай», «би-би», «ав-ав» и т.п.). В два года в различных источниках информация варьирует от 50 слов минимально, до 300 слов, в этом возрасте и происходит употребленный нами ранее термин «лексический взрыв», после чего в речи детей рост слов приобретает стремительный характер. В три года уже 500-1000 слов, к четырехлетнему возрасту словарь возрастает до 1500-2000 слов. В пять лет 3000 слов. И, наконец, в шесть лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, его словарный запас варьирует от 4000 слов и более, а также дошкольник владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Готовимся к школе!

Теперь поговорим о том, что же следует предпринять, если все же речевое развитие ребенка отстает от нормы или у вас есть какие-то сомнения по поводу речи вашего малыша. Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Кто же тот специалист, который сможет вам помочь, и в чем будет заключаться его помощь? Вообще термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи». Поэтому тот специалист, который вам будет необходим - это логопед, или, по своей сути, учитель речи. Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Кабинет логопеда может быть закреплен при детской поликлинике, либо он находится в коррекционном дошкольном учреждении. Также такой специалист может работать при школе (как коррекционной, так и массовой), в детском доме, в лечебном санатории, речевом или психоневрологическом диспансерах.

В том случае, если особых причин для волнения нет, и вы хотите ускорить развитие речи вашего малыша, то вам стоит прибегнуть к нашим несложным советам. Очень просто, даже в быту, выполнять различные упражнения в игровой форме (вы с ребенком можете сами придумывать названия игр).

Итак, для развития дыхания предлагайте ребенку сдувать ватный шарик, карандаш, кусочек бумаги со стола (при этом голова ребенка должна находиться на уровне стола, не следует наклонять ее вниз). Устройте эстафету «Кто задует дальше».

С той же целью можно использовать и покупные игрушки, такие как свистки, дудочки, надувные шары и всеми малышами любимые мыльные пузыри. Проявите фантазию и сами сделайте поделки, например, картонную свечу с фитильком из тонкой полоски бумаги, вертушку, бабочку или рыбку на нитке и т.д.

С целью развития длины выдыхаемой струи воздуха, можно предлагать ребенку дуть в духовые музыкальные инструменты под счет, увеличивая постепенно количество секунд.

Для развития мышц челюсти не бойтесь давать ребенку жевать сухари и целые овощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую, втягивать щеки. Очень полезным в данном случае является облизывание тарелки с кашей, слизывание языком меда или варенья с губ.

Учеными доказано, что в коре головного мозга речевые центры находятся рядом с центрами, отвечающими за движения рук. Поэтому не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками, что будет способствовать в некоторой степени и развитию речи. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Одевает и раздевает кукол. Вы можете сами изготавливать различные изделия, которые помогут развить мелкую моторику вашего малыша, например, нашить на кусок ткани крючки, пуговицы.

Очень интересным и полезным занятием является рисование на различных крупах или на песке, выкладывание из фасоли, гороха, больших и маленьких пуговиц, камней и любого другого твердого материала различных фигур.

Большую роль в обогащении словарного запаса и связной речи детей играет книжная литература. Поэтому больше читайте ребенку, задавайте вопросы по прочитанному, обсуждайте вместе, что понравилось или не понравилось в сказке. Пусть малыш примет на себя роль взрослого и сам учится задавать вопросы по книге.

Если у вас мало времени и много домашних забот, то рассматривание окружающей природы во время возвращения домой по пути из детского сада, обсуждение погодных изменений, а также беседа о том, что сегодня ребенок нового узнал в детском саду, уже будут способствовать речевому развитию малыша, а также позволят ему установить более тесные и доверчивые отношения с родителями.

Как говорил знаменитый педагог А.С. Макаренко: «Дети – цветы нашей жизни». Поэтому, уважаемые родители, ваша величайшая роль состоит в том, чтобы способствовать развитию и, в конечном счете, «превращению маленьких бутончиков в прекрасные цветы».

Учитель-логопед,

магистр педагогических наук

Вдовина И.А.