Село всехсвятское и его постройки. Некрасовка: Cело Всехсвятское

Всехсвятское

(Поездка на родину 6-9 апреля 2007 г.)

Поездка на родину - это возвращение к своим истокам, это активизация памяти, это радость и грусть одновременно, это столкновение с феноменом времени, это углубление в самого себя. Я рдился и вырос в селе Всехсвятское, в 17 лет уехал в Ярославль учиться в Ярославском педагогическом институте им. Ушинского, из Ярославля в 22 года уехал в Ленинград учиться в аспирантуре Ботанического института им. В.Л. Комарова АН СССР. Затем была работа и жизнь в Калининграде, на Алтае, в Сыктывкаре, в Забайкалье, в Магадане, в Анадыре и, наконец, во Владивостоке. На родину я часто приезжал погосить пока живы были родители, затем приезжал в гости к брату. И вот мне уже 60 лет, умерли родители, выросли и возмужали дети, у меня 7 внуков, дети моего младшего брата тоже стали взрослыми и все трое собрались пожениться. На сей раз я ехал в Всехсвятское вместе с дочерью Ириной из С.-Петербурга поездом через Вологду. В Вологде нас встретил мой брат Виталий, мы ехали на юг через город Грязовец, железнодорожную станцию Бакланку и село Кукобой (кстати, родину Бабы-Яги). Еловые леса с березами и осинами по сторонам дороги радовали глаз и возвращали в прошлое. Село Всехсвятское, как всегда, появилось внезапно: Вот и снова на родине я, распласталась, лежит деревенька. Словно свечи торчат тополя и березы как русские веники.

В этом году весна аномально ранняя, снег весь стаял даже в лесу, на речках Шелекше и Ухтоме прошел ледоход и спала вода, речки вошли в берега. Раньше такое было только в середине мая.

Река Шелекша возле моста. Здесь весной мы обычно рыбачили. На удочку на червя клевали здоровенные язи. Однако вытащить их с моста было не просто. На такую рыбалку на мост одновременно выходило до 20 рыбаков. Ирина была зесь много лет назад, когда ей было 5-6 лет.

Здесь на берегу Шелекши я рыбачил так давно, сколько себя помню. Это урочище называется довольно странно - Товины Овины. Почему? Никто уже не помнит. Кто такой Товин? На высоком незаливаемом берегу реки когда-то стоял нагуменник или овин, принадлежавший моим деду и прадеду, а за ним на горе стояла ветряная мельница, принадлежавшая моему прадеду и прапрадеду. Сегодня на месте этой мельницы стоит склад колхоза "Смена". Колхоз от демократии совсем захирел, и колхозные строения давно заброшены, разваливаются.

Вид на село Всехсвятское со стороны реки Шелекши. Река отделяет село от Погоста. В июне хозяйки приносили на реку кадки из-под капусты, грибов и огурцов. Клали в них по камню, заливали водой и помещали в реку. Кадки отмокали, не рассыхались, потом их запаривали можжевельником, мыли и использовали осенью для новых солений. Но под кадками, пока они стояли в воде, жили большущие скользкие налимы. Мы, ребятишки, тихонько отодвигали кадку и начинали ловить налима, кто руками, кто вилкой. Помню, как раненый налим заполз в штанину и, трепыхаясь в ней, достиг живота. Пришлось в ужасе выскакивать на берег, снимать штаны и вытряхать из них налима. Вот смеху было! А случилось это возле противопложного берега.


Вид на Погост с того места, где я в 1955 году из штанов вытряхивал скользкого налима. Против двух берез на берегу реки тогда стоял большой одноэтажный бывший барский дом. В этом доме находилась Всехсвятская семилетняя школа, я в ней учился со второго по четвертый класс. Затем семилетнюю школу из Всехсвятского перевели в село Высоково, а в Всехсвятском осталась только начальная школа так, что с пятого по седьмой класс мне пришлось топать за 3 километра. Каждый день туда и обратно получалось 6 км.

Погост у современных жителей Всехсвятского ассоциирует с кладбищем, которое расположено вот за этими домами. Когда-то там стояла большая красивая церковь Всех Святых, отсюда и название села - Всехсвятское. В 50-е годы церковь была закрыта и постепенно ветшала, потом в 1957 г. ее взорвали. Зачем? Чтобы использовать кирпич для строительства скотных дворов. Кто приказал? Тогдашнее руководство. Я помню тот страшный взрыв, обломки кирпичей летели на расстояние 300 метров от центра взрыва.

Но Погост - это не место, где гостят покойники. Погостами называли места, куда приезжали древнерусские князья собирать дань со смердов, живущих в соседних деревнях. Когда-то все селение Всехсвятское называлось Погостом. А было это не менее 1000 лет назад до принятия Русью христианства.

Традиционно священниками в Всехсвятской церкви были люди с фамилией Донские. Скорее всего, первые попы пришли откуда-то с Дона. Когда это было?

Эту березу посадил я, когда мне было 7 лет. Принес из леса прутик с меня ростом и посадил возле соседского дома возле палисадника со стороны улицы. Дело в том, что в нашем палисаднике, расположенном в 15 метрах левее, были посажены черемуха, рябина, вишня, а у соседей никаких деревьев не росло. Принесенной мной из леса березке не нашлось места у нашего дома, выбрасывать ее мне было жалко, и я ее посадил возле дома соседей.

Того старого дома соседей нет. Этот кирпичный был построен позднее. Береза выжила, выросла, стала как русский веник. И вот мы с ней встретились. Мы ровесники, нам по 60 лет. Вот так в росте и старении проявляет себя в нашем мире время. Время - это движение от рождения к смерти. А вот есть ли время после смерти?

Когда-то в этом доме жил дед Саша Заболкин, великолепный столяр. Я удивлялся, что из досок и поленьев можно сделать настоящие стол, комод, шкаф, кровать. Дед Заболкин говорил, что все люди делятся только на две партии: первая - это те, которые могут из говна орешки делать, и вторая - те, кто из орешек может делать только говно. Прожив большую часть жизни я убедился, что он был абсолютно прав.

Он - дед Заболкин - научил меня ценить старые инструменты. Как-то раз на чердаке нашего дома я нашел старый ржавый топор без топорища. Мой отец насадил его на топорище и наточил, очистил от ржавчины. Как то раз, возвращаясь из леса, где этим топором я заготавливал дрова, встретил деда Заболкина. Он, увидев мой старый некрасивый топор, предложил поменять его на любой из его топоров, который мне приглянется. Привел меня в свою столярную мастерскую и предложил выбрать. У меня глаза разгорелись от его топоров. Без ржавчины, насаженные на великолепные топорища, его топоры вызвали у меня чувство восторга. Я выбрал один, как мне казалось, самый лучший. Дед Саша посмотрел, засмеялся и сказал: "Согласен, только ты сначала у отца своего разрешения спроси". Когда я рассказал отцу о предложении деда Заболкина поменяться топорами, отец мне запретил: "Ты что, наш топор в 10 раз лучше, такой стали сегодня не умеют делать, а если и умеют, то используют ее не на топоры".

Не все новое лучше, чем старое, даже если оно ярче блестит.


Вот то, что осталось от того дома, в котором я родился и прожил первые 9 лет своей жизни. Этот дом построил мой дед Дмитрий Иосифович Галанин, когда возвратился в родное село из революционного Петрограда в 1918 году. Там он с детства работал на заводе кузнецом. В Питер его отправили в 10-ти летнем возрасте после смерти его отца. Моего деда воспитывал брат его отца.

За 10 лет дед отстроил дом, хозяйственные постройки, наладил хозяйство, но в 1929 году НЭП в СССР закончился, и в селе началась коллективизация. Сестру деда и всю ее семью как кулаков сослали в Сибирь строить Магнитогорск. А у них было пятеро детей.

Удар для моего деда был слишком большой. Он умер в 1930 году на 54-м году жизни. В том же году родился его младший сын Николай, мой родной дядя по матери.

Да, действительно, время - это движение от рождения к смерти, от создания к разрушению. Только эстафета жизни способна победить время.


А это дом, который построил мой отец Воронин Владимир Кузьмич в 1959-64 гг. Я участвовал в его строительстве. Затем дом капитально отремонтировал и пристроил к нему вторую половину (ту, что сзади) мой младший брат Виталий Воронин. Сейчас в этом доме живет брат с семьей.

Очень нелегко шло строительство. Денег у нас не было, все делали сами. В колхозе тогда можно было заработать 15-20 рублей в месяц, этого хватало только на еду и плохонькую одежду.

Сегодня брат - частный предприниматель. Не имея никакого начального капитала в 1993 году, он начал делать срубы домов и бань на продажу. Сегодня из этого его предприятия, практически из ничего, возникло 20 рабочих мест. В среднем его рабочие получают по 8 -10 тыс. рублей в месяц в то время, как в колхозе "Смена" средний заработок работника составляет только 800 рублей в месяц.

Яблони перед домом сажал еще я в 1964 г., а вот дуб и лиственницу посадил отец. Желуди и семена лиственницы в 1973 г. я привез ему из Калининграда.

Всехсвятский сельский клуб. Перед ним памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Это здание построили в начале 60-х. В нем располагается библиотека, зал со сценой, комната для артистов. Да, такие тоже имеются. Самодеятельность еще не совсем умерла в Всехсвятском. И здесь по-прежнему славят труд, а не капитал. Именно этим и будет жива Россия.


Старый поповский дом на Погосте. Сейчас в этом доме живет семья Донских. Да, дальних потомков тех Донских, которые принесли когда-то христианство во Всехсвятское.

В 50-е годы этот дом Донским не принадлежал, в нем располагались начальные классы Всехсвятской семилетней школы. Я учился в этом доме в 1-м и 2-м классах.

В начале 60-х дом стал заваливаться, и сельский совет продал его Вениамину Донскому, который купил развалившийся родовой дом и отремонтировал его.

В семье Вени Донского 10 детей, из них 1 парень. Веня уже умер и похоронен на кладбище, возле бывшей церкви на самом приоритетном месте, где всегда хоронили священнослужителей. Сам Веня никогда священником не был, он родился, вырос и состарился в эпоху атеистов.

А вот его родной дядя Сергей Донской был священником и в эпоху атеистов, но служил не во Всехсвятской, а в других церквах Ярославской области, частенько наведываясь на родину.

Вид на Всехсвятское кладбище и часть Погоста (справа). Во времена моего детства и юности здесь справа от кладбища ежегодно жгли костер на Масленицу. Тогда я как-то не обращал на это особого внимания. Но потом задумался, а почему именно на этом месте, на Погосте рядом с кладбищем? Масленица - языческий праздник, и к христианству не имеет отношения. Значит, это место было культовым и до христианства. Христиане-миссионеры ловко пристраивались к святым местам, к местам традиционных захоронений. Они в старые культовые церемонии вносили новые названия, новые церемонии, но святые намоленные места оставались те же самые. Ну а раз так, то на этом месте кроме христианских элементов материальной культуры должно что-то сохраниться и с дохристианских времен. Чтобы проверить эту гипотезу, мы с Ириной и отправились на погост.

Вид на соседнюю деревню Коровино от древнего Всехсвятского капища и жертвенного камня. Шоссе, что видно впереди, - это дорога, по которой направо можно уехать в село Кукобой, города Грязовец и Вологду, а налево - в село Семеновское, города Пошехонье и Рыбинск, а также в Данилов и Ярославль.

Это хозяйство моего брата называется плотбище. Сюда вывозится заготовленный лес хлыстами. Здесь он разделывается, очищается от коры, сортируется. Часть идет на постройку срубов, часть отправляется на пилораму для изготовления бруса и досок, часть продается на завод для изготовления фанеры, а оставшееся после такой сортировки идет на дрова. В.В. Воронин создал свое ИЧП с нуля, не имея уставного капитала, не взяв ни рубля кредита.

И продолжаем публикацией об интереснейшем районе у м.Сокол на месте бывшего села Всехсвятского, а также о районе Песчаных улиц.

В этом районе, практически полностью построенном на кладбищах еще долго сохранялся дух деревни, и здесь же после войны появились одни из первых народных «сталинок», еще несших парадную эстетику 1930-40-х, но уже предназначавшихся для широких масс населения.

Но обо всем по порядку: остатки старого села и кладбищ, массовые «сталинки», новая архитектура и старый город —>

Наша прогулка будет ограничена лишь небольшим кварталом, вокруг Новопесчаной улицы и м.Сокол, но квартал настолько насыщен историей, что про него можно не просто написать статью, но и целую книгу. Мы же пройдемся по верхам, да простят нас патриоты района, коих немало.

Начнем сразу от метро, еще в конце 1930-х район у уже открытого м.Сокол выглядел совершенной деревней:

Это при том, что, конечно, большинство селян из Всехсвятского уже давно не жили деревенским укладом. Еще до революции сюда стал ходить трамвай, в 1930-х пустили первую линию троллейбуса и зеленую ветку метро, поэтому добраться «до города» стало совсем просто. Ныне название Всехсвятское ушло в небытие, а напоминанием о селе остался только сельский храм Всех Святых, заложенный здесь еще в 1683 г. (нынешнее здание датируется 1733-36 гг.).

Некогда стоявший практически в чистом поле ныне храм со всех сторон будто тисками зажат дорогами и высокой «сталинской» застройкой, за которой его не видно совсем. Интересно, что в советское время храм лишь ненадолго прекращал работу. Сначала в нем разместилась община церковных «обновленцев», сотрудничавших с новой властью и поэтому продержавшихся в храме аж до 1939 г. Однако уже во время войны советские вновь повернулись лицом к церкви, и в 1946 г. к Пасхе храм снова заработал. В 1970-х у этого храма был самый многочисленный приход в Москве.

Здесь же к храму примыкает троллейбусный круг и конечные остановки множества «маршруток».

С разрастанием района транспортный узел сформировался здесь еще до войны. Вот, например, 1934 г. и первый московский троллейбус, приехавший в село Всехсвятское:

Что интересно, жизнь здесь кипела уже до революции, сказывалась близость Петровского парка (ныне у м.Динамо) со множеством дорогих загородных ресторанов, где можно было без ущерба для репутации напиваться и кутить по полной. Среди придорожных харчевен и кабаков Всехсвятского выделялся ресторан «Гурзуф»:

Этот ресторан располагался примерно в районе нынешнего дома №71 по Ленинградскому проспекту и известен был тем, что сюда приезжали догуливать те, кому не хватило погулять до 3 часов ночи в Петровском парке. Тут же гуляли до самого утра. Больше всего разнузданные кутежи возмущали, конечно, приход церкви, которая находилась всего в 38 саженях (81 м) от ресторана. Правда, борьба духовенства с рестораном осложнялась тем, что владелец ресторана обладал какими-то связями в высоких кругах, да и сами поздние посетители «Гурзуфа» часто были людьми непростыми. В конечном итоге, противоборство дошло до самого верха, и сам губернатор Московской губернии В.Ф.Джунковский отдал распоряжение об ограничении работы ресторана «Гурзуф» до 2 часов ночи, чем фактически и вынудил заведение закрыться.

Рядом с храмом высится дом №75 по Ленинградскому проспекту, прозванный в народе «генеральским домом», что вполне подтверждается даже в отделке здания, строившегося изначально для высокопоставленных военных:

Огромный начали строить еще до войны, а заканчивали уже в 1950-х, поэтому хорошо заметны и послевоенная нехватка средств, и радикальная смена политики в архитектуре.

Если одна часть дома и со двора имеет дорогую отделку, то послевоенный корпус этой отделки уже лишили, ограничившись лишь небольшими декоративными элементами

В 1960-х в «генеральском» доме одновременно проживали 39 Героев Советского Союза, маршал Катуков, адмирал Чабаненко, маршал Малиновский, генералы Толубко, Жадов,Шумилов. Здесь были квартиры космонавта Егорова, хоккейного тренера Анатолия Тарасова, а также великого футболиста, хоккеиста, а также тренера по этим видам спорта — Всеволода Боброва.

Здесь же у выхода из метро можно видеть раннесоветскую и одновременно последнюю московскую каланчу, с которой в наше время только в окна пятого-шестого этажей соседних домов смотреть можно.

В 2004 году пожарную часть хотели перепрофилировать в торговый центр, но решение было отменено в связи с тем, что каланча стоит в охранной зоне объекта культурного наследия — Храма Всех Святых.

Так и стоит в полузаброшенном виде. Сразу за каланчой высится еще один массивный сталинский дом, по аналогии с «генеральским» прозванный «адмиральским».

«Адмиральским» местные жители, правда, его прозвали не из-за жильцов, а больше за декор в арке. Проедем:

За рыбкой с якорем в арке идет благородный лев:

А мы двинемся дальше, сквозь этот дом, сразу за троллейбусным кругом у метро стоит прекрасное здание — Центральная поликлиника-больница Гражданского воздушного флота, ныне медицинский центр ОАО «Аэрофлот», принятое в 2008 г. на государственную охрану как памятник архитектуры

Здание начали проектировать еще в 1934 г. для педагогического техникума, но в 1937-38 гг. проект изменили и придали ему современный вид.

Отдельным украшением фасада здесь служит скульптура пионеров-авиамоделистов, в тему здания.

Рядом со зданием вдоль Новопесчаной улицы расположился обширный и прекрасный парк, который по иронии московской топографии не имеет собственного официального названия. Местные называют его «Парк у кинотеатра Ленинград», «Ленинградский парк», «Мемориальный парк», даже встречается название «Песчаный парк». По документам официальное название «Парк мемориальный по ул.Новопесчаной, вл.12», но так, конечно, место никто не называет. В последнее время в прессе его чаще всего называют «Мемориально-парковый комплекс героев Первой Мировой войны».

В последние пару десятилетий в парке появились часовни и небольшие памятники, а в 1915 г., когда здесь было отведено место для кладбища погибших в Первой Мировой войне, все выглядело так:

В память о ликвидированном в 1930-е кладбище в парке установлен ряд памятных знаков и крестов


Безымянный памятный крест


Памятный знак на месте снесенной часовни


Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины», на котором мирно уживаются Георгиевский крест, двуглавый орел и орден Красной звезды.


Единственное сохранившееся надгробие братского кладбища. До сих пор непонятно, каким образом памятник не снесли вместе с остальными надгробиями. Предполагают, что он сохранился только благодаря тому, что отец Сергея Шлихтера, Александр Шлихтер был большим человеком в партии и недопустил уничтожения могилы сына.

Некогда центр жизни в районе, кинотеатр «Ленинград» ныне закрыт на реконструкцию

Рядом работают лишь аттракционы, и украшает площадку парковая скульптура сталинских времен:

А некогда было так:

Двинемся по Новопесчаной улице:

Застройка начала Новопесчаной улицы конца 1940-х удивительна своим переходным характером. Представьте себе, закончилась война, люди видели как живет «опустошенная войной» Европа, и не всегда это сравнение было в пользу собственной страны. Да и жить в коммуналках большинству населения уже было невмоготу, надо было срочно решать жилищный вопрос, максимально быстро. Огромные добротные сталинские дома для номенклатуры, конечно, и в наше время в цене, но они были слишком дороги и трудозатратны, что, конечном итоге, в конце 1950-х привело к появлению максимально простых, но быстрых в сооружении «хрущевок». Социальная проблема была решена на десятилетия вперед. А здесь, на Новопесчаной, еще до появления панельных дешевых и быстро возводимых домов уже пытались как-то сделать дома для народа, максимально упрощая помпезные сталинские проекты, но полностью от «архитектурных излишеств» не отказываясь.

Подъезд одного из домов совершенно сталинский, только в уменьшенном виде, но обязательно с парадным и черным ходом во двор, хоть и упрощенными, но узорчатыми полами, рельефными стенами:

В наше время, парадные выходы на улицу, конечно, заколотили и все ходят исключительно через вход со двора

В наше время венки упрощенных «сталинок» украсили согласно современным веяниям, что на советской архитектуре смотрится совершенно парадоксально. Вот, например, Успенский собор Кремля:

Хоть, опять же, дома должны были быть массовыми, им не делали дорогой отделки, оставляя голый кирпич, но совсем без украшательств архитекторы делать тогда еще не научились:

Сейчас над этим уютным «народным сталинским» районом нависает громадина Триумф-Паласа, у которой хоть и есть отделка, да только почему-то смотрится менее выигрышно.

Еще после войны, когда дома только построили, они совершенно соседствовали с «барачной» застройкой. По воспоминаниям старожилов жители бараков даже держали скотину и охотно продавали «новоселам» яйца, молоко и другие деревенские продукты, что, впрочем, не мешало стандартным конфликтам «старых» и «пришлых», городской и деревенской психологии.

Ул. Луиджи Лонго. Было в 1957 г.:

Стало в наше время:

Крупный угловой дом по Новопесчаной. Угол не могли не оформить в лучших традициях сталинской архитектуры, но при явной экономии средств (по сравнению с теми же домами у м.Сокол), а крылья уже типовые:

Еще один дом по индивидуальному проекту можно видеть в Чапаевском переулке.

Было после войны:

Опять же весь доминантой района стал Триумф-Палас.

Дом с изящной отделкой и воздушными балконами

Здесь проживал еще один выдающийся спортсмен — Лев Яшин

На этом мы и заканчиваем нашу короткую прогулку.

Спасибо компании Skoda за предоставленный автомобиль Skoda Fabia RS, обзор которого еще будет в блоге редактора .

Небольшое здание в Чапаевском переулке было построено в начале XX века для гимназии села Всехсвятского.

22 августа 1909 года одна из московских газет написала:
"С 1 сентября во Всехсвятском открывается гимназия для совместного обучения мальчиков и девочек. Местные крестьяне отказались принимать участие в этом предприятии, считая для себя желательным открытие не гимназии, а профессионального училища, тем не менее, просветительное дело осуществилось по частной инициативе местной интеллигенции. Гимназия открывается пока в объеме двух приготовительных классов и одного первого. Поступило уже более 100 прошений. Плата за учение назначена в размере 50 р. в год. С будущего строительного сезона предполагается приступить к постройке собственного здания, для чего местные жители будут просить удельное ведомство отвести участок земли в Серебряном Бору, рядом с убежищем для увечных воинов."

Первое время гимназия арендовала помещение бывшего ресторана "Гурзуф", располагавшегося в районе пересечения Песчаной улицы и Ленинградского проспекта. Благодаря усилиям и пожертвованиям местных жителей, для гимназии было выстроено прекрасное здание из бетонных пустотелых камней. Рассчитано оно было примерно на 300 учащихся, в нём был устроен обширный рекреационный зал, а также особые комнаты для учителей и вспомогательных учебных пособий. 11 декабря 1911 года состоялось торжественное освящение здания епископом Можайским Василием. По этой гимназии получил название Гимназический переулок, в котором она находилась (теперь это Чапаевский переулок).

После революции, когда село Всехсвятское вошло в состав Москвы, школа продолжила работу. В справочнике "Вся Москва" за 1927 год она значится как школа-семилетка № 67 с 12 группами и 532 учащимися. В 1930 году для школы было построено новое здание, а в старом здании гимназии разместили начальные классы. Новая школа получила название "1-я Ударная" а в 1936 году стала школой № 144.

В 1944 году в здании 144-й школы разместилась первая школа ВВС. В бывшей гимназии, по всей видимости, продолжали учиться дети, пока в 1950 году для школы № 144 не построили новое здание на Новопесчаной улице.

В 1955 году школа ВВС была закрыта, а вместо неё открылась 3-я немецкая общеобразовательная школа (ныне школа № 1249). В здании гимназии разместились начальные классы.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов была начата реконструкция здания бывшей гимназии, но у школы не хватало средств, чтобы завершить работы. Закончить реконструкцию помогла коммерческая организация, но взамен она забрала себе половину здания. В другой половине разместились начальные классы школы. Здание серьёзно изменилось, появился второй этаж. Но, если сравнивать современные и старые фотографии, видно, что многие черты бывшей гимназии ещё сохранились.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Храм Всех Святых в селе Всехсвятском

С ним связано много легенд и преданий. Но и много подлинных историй. Сегодня, например, трудно представить, но иконостас именно этой церкви был публично и показательно сожжён в 1939 году, а в 1945 году прихожане добились открытия отсыревшего и умирающего храма. И возродили его.

История храма Всех Святых в селе Всехсвятском началась, когда село носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь около 1398 года был основан мужской монастырь с соборным храмом, а отшельники жили в окрестном лесу в хижинах. Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата великого князя московского Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну.

Одни историки согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь Всех Святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского собора Святых Отцов, отчего и произошло название села. На VII Вселенском соборе, проходившем в Никее, голос иконоборцев был заглушён волей большинства. То есть тот собор утвердил иконопочитание.

Был здесь монастырь или не был, но храм, правда уже приходской, упоминается в XVI веке. В 1608 году село занимал Лжедмитрий II. По преданию, перед бегством он зарыл в селе все свои сокровища.

Храм Всех Святых во Всехсвятском

В конце XVII века село вместе с храмом перешло главе приказа Большой казны, боярину Ивану Михайловичу Милославскому. Иван Михайлович был одним из участников стрелецкого бунта 1682 года и после бунта был лишён управления приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и благоустраивал своё владение. Известно, что в 1683 году по указу Ивана Михайловича церковь была перестроена в камне. И именно по церкви село Святые Отцы было названо Всехсвятским. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года.

Единственная дочь Ивана Михайловича Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены. После смерти Федосьи Ивановны Пётр I именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Ещё в 1699 году в Москву прибыл сам грузинский царь Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Приход грузин в Москву было не началом, а, скорее, результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи. Так в селе Всехсвятское образовалась колония грузин, а само село попало на страницы истории многовековых взаимоотношений России и Грузии. Позднее началась новая волна грузинских августейших иммигрантов. В Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне.

Царевич Александр Арчилович, у которого во Всехсвятском не раз гостил Пётр I, попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней.

Главный престол освящён в честь Всех Святых, а два придела – в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Новопостроенная церковь стала центром грузинской колонии в Москве. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского. Здесь стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольные праздники во Всехсвятском происходили большие народные гулянья. В 1812 году и храм, и село разорили войска Наполеона, но стараниями царевича Георгия всё было восстановлено и храм благолепно украшен.

Храм Всех Святых стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Александрович Багратион, отец знаменитого генерала Петра Ивановича Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.

После прокладки шоссе в 30–е годы XIX века во Всехсвятском начались массовые народные гулянья. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдалённом Всехсвятском – простые москвичи. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей Русско-турецкой войны.

Незадолго до революции, когда шла Первая мировая война, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестёр милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях.

После революции священное Братское кладбище постигла трагическая судьба. Поздней осенью 1917 года там появились новые могилы, в которых по благословению патриарха Тихона похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в Москве. Уже в середине 1920–х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено при строительстве метро. Хотя есть легенда, что одна могила с памятником долго сохранялась, потому что отец убитого воина лег на надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним».

Помимо уничтожения кладбища, революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения. Вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича, а в 1933 году – в Сокол и одноимённый первый кооперативный посёлок. Название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок.

В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме по обыкновению устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен. В нём появились святыни: чтимый Казанский образ Богоматери и икона Всех Святых.

В 1992 году храм получил статус патриаршего подворья и вскоре прилегающая к нему территория стала настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, Гражданской, Великой Отечественной войнах, георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Здесь впервые в России в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Храм Всех Святых помнит всех, кто отдал жизнь за Отечество.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.2 Кулишки в Москве и московская церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная Дмитрием Донским в память о павших воинах Куликовской битвы (Славянская площадь, станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.12.2. КУЛИШКИ В МОСКВЕ И ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ НА СЛАВЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ (СТАНЦИЯ МЕТРО «КИТАЙ-ГОРОД») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Монреаль – город всех святых Самый крупный город Канады – Монреаль – является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма – Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец,

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что Куликово поле находилось в Москве.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Всех Святых, что на Кулишках Суета и шум Славянской площади, кажется, совершенно не касаются этого удивительного храма. В храме и даже у его стен царит особая атмосфера. Церковь Всех Святых на Кулишках – первый на Руси храм-памятник боевой славе русского воинства.

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Московские Кулишки - Куликово поле Церковь Всех Святых на Кулишках (станция метро «Китай-город») Начнём с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги «Долина смерти» [Трагедия 2-й ударной армии] автора Иванова Изольда

И. И. Калабин И муки всех святых… Бывая изредка в Санкт-Петербурге, я всякий раз захожу в Эрмитаж и долго-долго стою перед картиной Боттичелли «Святой Доминик». На ней изображен обессиленный Доминик, истощенный старик.Для меня, далекого от искусства человека, эта картина

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве, посвященная павшим в Куликовской битве воинам Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИ ЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

1 ноября ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ: ПРИКАСАЯСЬ К МИРУ УМЕРШИХ… Этот день в Португалии является нерабочим. Называется он Де Тодуш Ош Сантуш и посвящается всем известным и неизвестным святым и мученикам, у которых нет отдельных праздников в церковных календарях.История праздника

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 31. О том, что этот храм должен быть построен лучше всех других церквей Ойкумены по великолепию стен, колонн и мрамора Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и обо всем необходимом иметь такое попечение, чтобы не только сам храм был великолепнее всех

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена