Скачать статьи парамоновой ларисы о детском конструировании. Исследовательские проекты и гранты

Разрабатывая собственные подходы к решению проблемы обу­чения дошкольников в детском саду, А. П. Усова, несомненно, опиралась на продуктивные идеи Ф. Фребеля. Особое внимание в связи с этим она уделяла разработке системы знаний, введению обязательных занятий, использованию дидактических игр и раз­ных видов детской деятельности (лепка, конструирование, рисо­вание и др.). Вместе с тем А. П. Усова постоянно указывала на не­обходимость отхода от «диктантного» метода работы с детьми, на предоставление им возможностей самостоятельного поиска реше­ний, на признание права ребенка на ошибку и многое другое, что было связано с детскими проявлениями самостоятельности и твор­чества. Однако, к сожалению, эти идеи А. П. Усовой были исполь­зованы ее последователями значительно слабее других. В результате были разработаны единая (типовая) программа воспитания и обу­чения и серия методик четко регламентирующего характера. И толь­ко в настоящее время удалось создать многообразное по формам и содержанию образование дошкольников. (Оно тоже имеет свои недостатки, но их обсуждение в данном контексте не представля­ется возможным.)

В заключение заметим, что в начале 70-х годов на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (в двух его номерах) была опуб­ликована серьезная статья В. Розина с предисловием В. В. Давы­дова «Курс начальной геометрии Фридриха Фребеля». Он рас­сматривает «дары Фребеля» с точки зрения построения пропе­девтического курса геометрии и посвящает свою статью памяти А. П. Усовой в благодарность за то, что она первой обратила его внимание на труды Ф. Фребеля.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и важное для построения собственной практики. А к Фридриху Фребелю можно относиться с чувством большого ува­жения уже только за то, что он по сути сделал дошкольную педа­гогику наукой и, по словам Б. И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов, к одному из которых относилась система Монтессори.

Вопросы для повторения

    Какие идеи Ф.Фребеля продолжают определять современное дош­ кольное воспитание, а какие перестали работать? Какие разработки Фре­ беля было бы целесообразно возродить? Может ли существовать в наши дни детский сад, полностью копирующий методику Фребеля?

    Как следует обнаруживать законы развития по Фребелю? Каким дол­ жен быть воспитатель по Фребелю? В чем заключается утопизм идей Фре­ беля?

    Кто из российских педагогов перенес на родину концепцию Фребе­ ля и как это происходило?

ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори (1870-1952) родилась в Кьяравале (про-иинция Анкона, Италия), но довольно рано переехала с родите­лями в Рим. Будучи единственным ребенком, провела счастливое детство; изъявляла желание учиться, что было нетипично для де-ночек того времени. Она даже ходила в школу для мальчиков и сжималась настолько хорошо, что получила право учиться в уни­верситете. Сначала в соответствии со своим талантом собиралась получить математическое образование, но затем стала учиться ме­дицине, вопреки желанию отца и запрету для женщин становить­ся врачами. Ей пришлось завоевывать это право, с чем она справи­лась, поскольку чувствовала свое призвание - изучать человека. Став врачом, М. Монтессори поступила на работу в римскую уни­верситетскую клинику, в невропатологическое отделение для сла­боумных детей. Она добивалась успеха в лечении, не только осуще­ствляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя фи­зическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. Монтес­сори изучила психиатрические системы французских врачей Ита-ра и Сегена, преподавала антропологию, руководила школой для умственно отсталых и слушала курсы педагогики и психологии.

М. Монтессори разработала метод, первоначально названный сю «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. Монтессори искала возможность применить свой подход к воспитанию нормальных детей, и это ей удалось осуществить в 1907 г., когда строительный кооператив ра­бочих в Риме организовал детский сад для детей 3 - 7 лет, оста­вавшихся без присмотра. В последующие годы количество дошколь­ных учреждений под попечительством Монтессори увеличилось, один детский сад был открыт также в Милане. Работая с детьми пролетариев, в контакте с молодыми девушками, не получивши­ми специального образования (среди них особо выделилась А. Мак-керони), Монтессори делала свои «открытия», которые легли в основу методики дома ребенка. Обнаружив, что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предме­том, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, разви­ тием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее вос­ питание ребенка. Это позволило ей прийти к выводу, каким обра­зом следует оборудовать детский сад. Она считала, что не создавала свои теории динамики души и тела в результате осуществляемой работы, а лишь «обнаружила» их с помощью детей.

В Милане и Риме неухоженных, грязных, голодных детей соби­рали в дома ребенка - специально подготовленные помещения, иногда даже с прудом, где плавали золотые рыбки, садом и курят-

ником. Через некоторое время детишек было не узнать: настолько спокойными, заинтересованными, воспитанными, вежливыми они становились. Создавалась атмосфера веры в личность ребенка, куль­тивировался такой образ жизни, при котором важным было толь­ко все хорошее и доброе. Например, обсуждались не личные не­урядицы, а способы помочь маме, нельзя было бранить или даже поучать кого-то. Происходило знакомство с жизненной повседнев­ностью. Монтессори считала, что дети серьезно относятся к жиз­ни, и то, что они делают, называла работой. По ее мнению, гра­ница свободы ребенка проходит там, где начинаются интересы общества. Она испытывала к детям глубокое уважение и была од­ной из первых, кто начал бороться за права ребенка.

Интерес к домам ребенка был настолько велик, что уже с 1909 г. М. Монтессори вела курсы, в которых принимали участие пред­ставители из других стран, а также ездила с лекциями по всему миру. В том же году вышла ее первая книга «Метод научной педаго­гики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», а в 1916 г. - труд «Самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.

Наряду с успехами М. Монтессори познала и горечь неудач: фашистские режимы в Испании, Италии, Германии уничтожали псе, чего она достигала. Вторая мировая война задержала развитие этого педагогического метода. Монтессори тогда находилась в Ин­дии, где у нее было особенно много друзей и последователей. Ей были близки идеи Ганди: не убивать, не побеждать, а верить, со­зидать и служить миру. Она и ее сподвижник и сын Марио были интернированы союзниками, однако ей разрешалось преподавать и проводить исследования. После войны Монтессори вернулась в Европу и продолжила свою деятельность. Она умерла в Голлан­дии, где до сих пор больше всего ее сторонников и функциониру­ют самые лучшие образовательные учреждения по ее системе (дома ребенка и школы).

Отечественные педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Шуберт и Н. К. Ви­ноградов были знакомы с М. Монтессори лично и уважали многие ее педагогические находки. Вместе с тем они критиковали ее за игнорирование роли детской игры, отстутствие воспитания вооб­ражения, неоправданность раннего умственного воспитания, не­гармоничность детских занятий, излишнюю скованность, мушт­ру, недостаток морально-социального воспитания. Но вся эта кри­тика касалась лишь ранних этапов формирования метода; начиная с 30-х годов и до 90-х годов о совершенствовании и модернизации этих идей у нас знали очень мало.

М. Монтессори не была ученым-теоретиком; ее идеи не сложи­лись в стройную научную систему. Все структурные разработки ее идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и

последователями. Огромное значение имеет то, что концепция М. Монтессори не является застывшей. Она все время совершен­ствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни. Чтобы внести свой вклад в эту систе­му, нужно не просто проникнуться идеями ее основоположницы, но и быть знатоком какой-то определенной сферы человеческой деятельности. Тогда удается преобразовать свой опыт таким обра­зом, чтобы принципы его преподнесения вписались в общую мо­дель. Всего в мире более 5000 дошкольных учреждений, придержи­вающихся этого метода. Работа в качестве воспитателя в доме ре­бенка или учителя в школе предполагает наряду с приобретением общего педагогического образования получение также специаль­ной дополнительной подготовки, достаточно длительной.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что тре­бует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек - не угнетенный непод­вижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житей­скому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к шко­ле, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выпол­нять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удов­летворение от ставшей доступной деятельности; наказанием - относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребе­нок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ре­бенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу - нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Под мускульным, или моторным, воспитанием Монтессори по­нимала ряд упражнений, содействующих нормальному развитию физиологических движений, стимулирующих физическое разви­тие: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских актов: к оде­ванию, раздеванию, застегиванию платья, обуви и т.д. Упражне­ния могут выполняться как при помощи специальных приспособ­лений или аппаратов (заборчики, трамплин, качели, маятник, веревочка, лесенка, ступеньки с площадкой и веревочной лестни­цей), так и без них - в виде вольной гимнастики (игры, в особен-

ности на воздухе, и движения укрепляюще-образовательного ха­рактера: маршировка, уход за землей, растениями и животными, координация движений пальцев). При этом ставятся и выполня­ются задачи учиться сохранять равновесие в разных положениях, тренировать движения мышц, укреплять руки и ноги, развивать хватание. Самостоятельно одеваться и раздеваться дети готовятся, работая с приспособлением для соединения частей при помощи пуговиц, крючков, шнурков, пряжек. К образовательным гимнас­тическим упражнениям относятся также дыхательная гимнастика, гимнастика губ, зубов и языка. Монтессори была противницей парт, она заменила их разнообразными легкими столами и стульями, которые можно было двигать.

Заботясь о живых существах, ребенок лучше понимает и ценит заботу о самом себе, становится предусмотрительным, видит -по­следствия своей тщательности либо небрежности. Так происходит самовоспитание - дисциплина естественных последствий. Дети учатся терпеливо ждать, например, в процессе наблюдения за чудесами природы. Поэтому при доме ребенка должен быть сад с огородом, разбитым на грядки по числу детей - у каждого своя. Подобно тому как человечество сначала научилось выращивать урожай, а затем строить жилища и заниматься гончарным искусством, на следующей стадии своего развития дети учатся делать кирпичи, соединять их известкой, строить дома на фундаменте, украшать их майоликой.

Воспитывая такие чувства ребенка, как осязание (тактильное чув­ство), определение температуры (термическое чувство) и давления (барическое чувство), ориентация в пространстве (стереогностичес-кое чувство), обоняние, вкус, зрение (умение определять на глаз тол­щину, вышину, объем, цвет, форму), Монтессори стремилась к развитию духовных сил ребенка. Ее метод состоял в обострении раз­личительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Сенсорное восприятие ассоциировалось с исследованием, а затем с рас­ познаванием предмета, соответствующего названию, и вело к запо­минанию слова, соответствующего предмету. Упражнения в разли­чении звуков, например, проводились при помощи 13 колокольчи­ков, серии свистков, коробочек с разными веществами и т. п. Все это происходило при абсолютной тишине. Струнные инструменты, в особенности упрощенная арфа или лира, содействовали отчетли­вому восприятию звуков, пробуждали чувство ритма, способство­вали спокойным, координированным движениям вибрирующих в неподвижности мускулов. Игра на инструменте могла сопровождаться пением. Духовые инструменты (труба, свирель) вызывали ритми­ческие мускульные движения; отсюда самопроизвольно дети пере­ходили к гимнастике в виде простого, свободного танца.

Каждое живое существо развивается благодаря внутреннему са­модвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребен-

ку действовать самостоятельно. Биологическая цель воспитания име­ет в виду облегчение естественного психофизического развития личности, социальная - приспособление индивидуума к среде. Вос­ питание чувств делает людей наблюдательными и готовит их к практической жизни; оно ценно в смысле эстетической культуры. Умственное воспитание ставит цель обучения детей письму, чте­нию и счету начиная с 3 - 4 лет. Начинается оно с овладения так­тильно-звуковой ассоциацией, затем идет письмо, а потом чтение. Монтессори выделила сенситивные периоды для овладения опреде­ ленными способностями и считала, что первые три года жизни яв­ляются наиважнейшими для формирования творческой сути чело­века. В течение последующих трех лет в детском саду первоначаль­но приобретенное расширяется и закрепляется.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет. Почти все дети обучаются читать и писать до школы и оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему обучению. Дети рабо т?ют в ос­новном самостоятельно со специальным материалом; они не со­ревнуются друг с другом и не испытывают принуждения. Группы, "по полдня: с 9.00 до 12.30 и с 13.00 до 16.30. Вначале дети переодеваются и переобуваются, закусывают, а затем собираются в кружок, слушают рассказ или сказку, обсуждают какую-нибудь тему, поют и играют. Потом переходят к собственным занятиям по выбору, среди которых есть вещи, связанные с развитием речи, обучением математике и грамоте, цветам и формам, повседнев­ным жизненным обязанностям, культуре. Иногда несколько детей работают вместе, иногда работа с одним и тем же или аналогич­ным материалом продолжается несколько дней. Если работа вы­полнена, можно переходить к другим занятиям или наблюдать за остальными, но мешать нельзя. После работы нужно все вещи уб­рать на место. Младшим требуется помощь воспитательницы или старшего товарища по группе. В группах обязательно есть дежурные. В заключение все снова собираются, чтобы обсудить, как прошел день, а затем одеваются. Прогулка длится около получаса. Родите­ли принимают активное "участие в жизни детского сада, который является важным дополнением и продолжением семейного воспи­тания.

Существенна роль внутреннего устройства и оформления простран­ ства детского сада. Дети должны иметь возможность двигаться, перемещаться, заниматься разнообразной содержательной деятель­ностью. То, что находится вокруг, должно заставлять их находить себе занятие, хотеть действовать, пробовать, узнавать. Комнаты должны быть большими и светлыми, чтобы дети чувствовали себя радостно, оптимистично. Помещение оборудовано таким образом, чтобы в разных его частях можно было бы одновременно зани­маться разными делами. Ребенок сам выбирает, что он будет де-

лать, причем, если захочет, в одиночку. Обязательно должно быть место для отдыха, куда дети уходят по своему желанию - когда

отят и на сколько захотят. Все материалы располагаются на полках и доступны всем детям.

Монтессори придавала большое значение упражнениям в прак­тической жизни. Она признавала, что дети нуждаются в опреде­ленном распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость - произ­ водное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самосто­ ятельность - это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определенном ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально. Естественная потребность в упражнении собственных рук приводит к постепенному совер­шенствованию деятельности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития орга­нов чувств выпускаются и сегодня. Работа с ними не заменяет не­посредственно приобретаемых ребенком в жизни впечатлений, свя­занных с его окружением. Материал изготавливается обычно из бумаги, картона, металла или дерева по определенным правилам и служит усвоению понятий «высокий, низкий, плоский, глубо­кий, тонкий, толстый, маленький, большой». Предлагаются так­же таблицы цветов и разнообразные геометрические формы. Мон­тессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Осязание тренирует­ся и при ощупывании поверхностей (гладких, ровных, шерша­вых); слух - при распознавании шумов, издаваемых коробочками, наполненными разными веществами (типа песка, гороха, гвоз­дей); обоняние - изучением шкатулок или баночек с ароматами. Придуманы также всевозможные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, например перенос предметов разного размера и формы из одной емкости в другую при помощи ложечки, пинцета, палочек, щипцов и т. п. Дети выкладывают, режут, клеят, плетут и т. п. В ходе этих упражнений развиваются внимание и сознательность, интерес к подлинным, непреходя­щим ценностям жизни, стремление работать.

Дети участвуют в повседневной деятельности взрослых: накры­вают на стол, убирают то, что просыпали или пролили, чистят ботинки, моют и вытирают стаканы, подметают пол, поливают растения, разбирают и сортируют различные материалы. Детям предоставляется возможность поработать с разными видами засте­жек, звонков, замков, выкладывать последовательности. Дошколь­ники обязательно должны убирать за собой, приводить помеще-

ние в порядок, соблюдать личную гигиену, быть вежливыми и предупредительными (здороваться и прощаться, уступать место, поднимать упавшую вещь). Ряд занятий направлен на контроль за собственными перемещениями: дети учатся соблюдать равновесие, координировать движения, чтобы приучиться отвечать за себя. Известно и упражнение на тишину, когда все дети закрывают глаза и молчат. Воспитатель вмешивается в действия детей, только если они его об этом просят.

Огромным достоинством методики является непрерывность обу­ чения между дошкольным и школьным возрастом, единство требова­ ний к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори. По име­ющимся данным, именно этот тип дошкольных учреждений пре­доставляет оптимальные условия для отношений преемственности между детским садом и школой. Все же дети, оказавшиеся не в школе Монтессори, испытывают большие трудности в обычной школе: они привыкли заниматься так, как им удобно, чаще всего на полу, они привыкли сосредоточиваться на выполнении полу­ченного задания, а не ждать, что ответят или решат другие.

В начальной школе знакомство с миром предметов, морали, духа продолжается на новом уровне, связанном с более широким и глу­боким жизненным опытом ребенка. Педагог показывает детям как типичные, так и неожиданные аспекты явлений, заставляя их за­ думаться над верностью чисто поверхностных суждений. В то же вре­мя он ставит перед собой задачу объяснения терминов, стоящих за словами, в вариативных контекстах и ситуациях. Дети рассуждают сами по поводу переживаемого и осознаваемого опыта. Педагог отводит специальное время на свободное и самостоятельное приоб­ ретение впечатлений и переживаний. Угрозой здоровью ребенка ста­новятся в обычной школе сколиоз, близорукость, отвлекаемость, усталость, скука, перенапряжение. Но если дать ребенку разви­ваться психически в своем темпе, организуя путем внешних по­буждений экспериментирование с окружением, то он приобрета­ет внутреннюю свободу.

Любознательность - жажда познания, испытываемая ребенком. Удовлетворить ее может специально организованное окружение. В шко­ле Монтессори ребенок постигает сложение и вычитание, умно­жение и деление, дроби и геометрические формы на основе рабо­ты с конструкторами, разрезными моделями, структурными схе­мами. Обсуждение происходящего осуществляется в очень простой форме, доступной пониманию каждого. Терпение и выдержка при решении задач обусловлены внутренней потребностью в достиже­нии результата. Но важны при этом не конкретные умения, а раз­витие разума в целом. Монтессори и ее сотрудники эксперимен­тально показали, что при упорядоченной работе период спокой­ного созерцания и примитивных действий предшествует уже зна­комой и повторяющейся работе, за которой следуют усталость и

беспокойство. После паузы ребенок способен к напряженной, но­вой, трудной, насыщенной содержанием деятельности, затем он спокойно обдумывает проделанную работу. Слабые дети не готовы к такому порядку деятельности и часто не справляются с общим темпом урока, а у сильных он становится базой внутренней дис­циплины и свободной интеллектуальной работы. Разные виды де­ятельности имеют разную интеллектуальную нагрузку для ребен­ка, и постепенно он сам приучается работать в определенном ре­жиме и занимать себя, чередуя разглядывание картинок с матема­тикой, чтение с лепкой и т. п.

Монтессори придавала большое значение наблюдению над пове­ дением ребенка. Она считала, что нужно отмечать, когда ребенок начинает продолжительное время сосредоточиваться на работе, какие ее виды он выбирает, сколько времени занят, сколько раз повторяет одно и то же, каковы индивидуальные особенности выполнения работы, в какой последовательности разные виды работы занимают его в течение дня, когда ребенок проявляет ини­циативу и поглощен работой, сколько дней подряд это может про­исходить, хочет ли прогрессировать в деятельности, отвлекается ли и на что, продолжает ли начатое. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклон­ ностей, сотрудничества со сверстниками. Послушание проверяется по тому, как ребенок реагирует на сделанное ему приглашение или предложение, призыв или приказ, как осознает возможность участия в делах других, насколько добровольно и радостно делает работу и ведет себя.

Монтессори ратовала за изменение детской одежды с точки зрения ее гигиеничности и простоты, свободы движений, легкос­ти надевания и снимания. Аналогичным образом следует проду­мать питание, школьные помещения, окружение. Элегантность и гигиена соблюдаются за счет вполне примитивных приемов, но способствуют формированию полезных привычек. От них, а также от подготовки учителя зависит, как будут развиваться внимание, воля, интеллект, воображение и нравственность ребенка.

Заметим, что с точки зрения теории деятельности (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев и др.) по данной схеме развивается преж­де всего ее операциональная сторона, связанная с многократным повторением упражнений взамен интересной и целенаправленной деятельности - конструирования, аппликации и т. п. Отсутствие. общения между детьми при выполнении практических, длитель­ных по времени заданий может отрицательно сказываться на раз­витии речи детей и самого общения. Наблюдения за детьми пока­зывают их малую подвижность и некоторую заторможенность, медлительность в реакциях. Но нельзя отрицать, что покой и сво­бода делают дошкольников и школьников счастливыми, образо-

ванными, умственно развитыми и довольными; на семейное вос­питание остается еще много времени.

Директор Московского научного центра "Дошкольное детство" с 1992 г.; родилась 17 сентября 1939 г. в Московской области; окончилаМосковский государственный заочный педагогический институт в 1964 г., кандидат педагогических наук; 1957-1968 - воспитатель, методист детского сада; 1968-1992 - научный сотрудник, заведующая лабораторией, заместитель директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук; была председателем редакционного совета редакции литературы по дошкольному воспитанию издательства "Просвещение" (1985-1987); академик РАЕН (1996); академик Академии творческой педагогики; президент Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию, работающей под эгидой ЮНЕСКО.


Смотреть значение Парамонова, Лариса Алексеевна в других словарях

Биценко Анастасия Алексеевна — (урождённая Камеритая) (29 октября 1875, село Александровка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, – 16 июня 1938). Из крестьян. Окончила гимназию. Училась на медицинских........
Политический словарь

Богданова Вера Алексеевна — (ок. 1898 - ?). Член ПЛСР с 1917. Из мещан. В конце 1921 жила в Псковской губернии и работала делопроизводителем в губсовнархозе. Местными чекистами характеризовалась как «активный»........
Политический словарь

Боронина Екатерина Алексеевна — (1907 - 1955). Анархист. В середине 1920-х гг. студентка Российского института истории искусств (Ленинград). В 1923-24 член подпольного студенческого анархического кружка Ю. Я. Криницкого.........
Политический словарь

Лучинская Екатерина Алексеевна — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жила в Рязанской губ., работала учительницей. Местными чекистами характеризовалась как "неактивный"........
Политический словарь

Сысоева (урожденная Бызова) Ирина Алексеевна — (1889, г. Гатчина (27.11.1937, Ярославль). Б/п. Дочь служащего. До 1912 г. жила вблизи границы, в местечке Тауроген Ковенской губернии. В 1910-11 гг. помогала нелегальной переправке........
Политический словарь

Лариса — город в Греции, административный центр нома. 113 тыс.жителей (1991). Промышленность: пищевая, бумажная, текстильная,стройматериалов. Ежегодно сельскохозяйственные ярмарки.

Софья Алексеевна (1657-1704) — русская царевна, правительница Русскогогосударства в 1682-1689 при двух царях - ее малолетних братьях Иване V иПетре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына. Свергнута........
Большой энциклопедический словарь

Лариса — (Lárisa), город на В. Греции, на берегах р. Пиньос. В VI в. до н.э. один из центров эгейской культуры. С XV в. под турецким господством (назывался Енишегир). С 1881 г. в составе Греции.........
Географическая энциклопедия

Лариса — город, адм. ц. нома, Греция. Название Larisa на языке пеласгов, до-греч. населения, - "укрепленный город, крепость".
Географический словарь

Авилова Лидия Алексеевна (урожденная Страхова) — Авилова (урожденная Страхова, Лидия Алексеевна), писательница, родилась в 1865 году. Рассказы ее печатались в "Живописном Обозрении", "Севере", "Новом Слове", "Русском Богатстве",........
Исторический словарь

Андреева Александра Алексеевна — Андреева, Александра Алексеевна, писательница. Поместила ряд обстоятельных статей о западноевропейской литературе в "Северном Вестнике" 1890-х годов, "Вестнике Европы" и других журналах.
Исторический словарь

Анна Алексеевна — - см. в статье Анна (имя супруг великих князей и царей) .
Исторический словарь

Астракова Татьяна Алексеевна — Астракова, Татьяна Алексеевна, писательница (1814 - 1892). Родилась в Москве, где долго вращалась в кружке Герцена, Огарева, Кетчера, Грановского, Щепкина, Корша. Часть........
Исторический словарь

Биценко Анастасия Алексеевна — (1875-?). С 1902 г. - член партии эсеров. Вела организационную и пропагандистскую работу, была членом Московского комитета партии эсеров. В ноябре 1905 г. убила генерала Сахарова,........
Исторический словарь

Буткевич Анна Алексеевна — Буткевич, Анна Алексеевна, урожденная Некрасова - сестра поэта, переводчица (умерла в 1882 г.). В 1879 г. издала сочинения Некрасова, приложив много сил к тому, чтобы оно было........
Исторический словарь

Варвара Алексеевна — . - Так сказания нелетописного характера называют первую жену великого князя киевского Святополка II Изяславича (1050 - 1113) и считают ее дочерью византийского императора........
Исторический словарь

Волкова Анна Алексеевна — Волкова Анна Алексеевна - писательница (1781 - 1834). Печатать свои произведения начала в "Новых ежемесячных сочинениях" 1794 г. Была членом "Беседы любителей русского слова",........
Исторический словарь

Долгорукова Екатерина Алексеевна — Долгорукова (Екатерина Алексеевна, 1712 - 1745) - княжна, дочь князя Алексея Григорьевича. Воспитывалась вместе с братом своим Иваном в Варшаве, в доме деда своего Григория........
Исторический словарь

Евдокия Алексеевна — - имя двух дочерей царя Алексея Михайловича от первого брака. Старшая из них (1650 - 1712) в 1698 г. уличена была если не в участии, то в сочувствии замыслам Софии, почему и подверглась........
Исторический словарь

Екатерина 1 Алексеевна (марта Скавронская) — (1684-1727), императрица с 1725, вторая жена Петра I, мать императрицы Елизаветы Петровны. Возведена на престол гвардией во главе с А. Д. Меншиковым, который стал фактическим........
Исторический словарь

Екатерина I Алексеевна — - императрица всероссийская (28 января 1725 г. - 6 мая 1727 г.). Родилась 5 апреля 1684 г. в Лифляндии, в крестьянской семье Скавронских, литовского или латышского происхождения,........
Исторический словарь

Екатерина I Алексеевна Романова — Урожденная Марта Скавронская. Род. 5 апр. 1684 г. Объявлена царицею 6 марта 1717 г., обьявлена империатрицею 23 дек. 1721 г.. коронована 7 мая 1724 г. Вступила на престол 28 янв. 1725 г.........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна — - императрица Всероссийская в 1762 - 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна Великая — (1729 - 1796) - императрица (1762 - 1796). Родилась в померанском городе Штеттине в семье небогатого принца Ангальт - Цербстского Христиана - Августа. Семья жила очень стесненно.........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна Романова — Урожденная Софья-Августа-Фредерика, принцесса Ангельт-Цербская. Род. 21 апреля 1729 г. Повенчана с наследником престола вел. кн. Петром Федоровичем 21 авг. 1745 г. Провозглашена........
Исторический словарь

Екатерина Алексеевна — - дочь царя Алексея Михайловича от первого брака (1658 - 1718). Она одна, держась в стороне от политических событий своего времени, не испытала на себе гнева Петра I . Была восприемницей........
Исторический словарь

Елизавета Алексеевна (луиза-мария-августа) — Елизавета Алексеевна (Луиза-Мария-Августа) - русская императрица, дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига. Родилась 13 января 1779 г. В октябре 1792 г. прибыли в Петербург........
Исторический словарь

Каралли (коралли) Вера Алексеевна — (27.7.1889 - 16.1 1.1972, Баден, Австрия) танцовщица. Дочь провинциального актера и антрепренера Алексея Михайловича КараллиТорцова. Училась на балетном отделении Московского........
Исторический словарь

Киреева Ольга Алексеевна — Киреева (Ольга Алексеевна) - см. Новикова О.А. .
Исторический словарь

Лариса — - культура Греции. Неолит.
Исторический словарь

Данное пособие адресовано педагогам, работающим в образовательных учреждениях: детских садах разных видов, школах, центрах образования, домах творчества, группах кратковременного пребывания и др. Материал книги относится к третьему (среднему) звену базисного содержания дошкольного образования и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми, построенную с учетом их возрастных особенностей. Основу этой системы составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка и их реализация с применением деятельностного подхода и интегративных принципов. Содержание базисного образования представлено по ведущим направлениям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны между собой и позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школе вне зависимости от ее специфики. Данное пособие - третий блок общеразвивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. Это пособие является, с одной стороны, продолжением работы с детьми 4-го года жизни, а с другой - основой, органично обеспечивающей переход к освоению следующего блока системы, отражающего работу с детьми 6-го года жизни. Как и вся система, это пособие, являясь ее частью, может быть использовано педагогами, работающими как по программе «Истоки», так и по другим вариативным примерным образовательным программам, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155. Пособие адресовано воспитателям детских садов (средняя группа), методистам, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми пятого года жизни. Оно представляет собой, прежде всего, систему интегрированных занятий, построенную с учетом возрастных особенностей детей. У детей пятого года жизни продолжается интенсивный рост и развитие всех физиологических систем и функций организма. Существенно увеличиваются росто-весовые показатели, жизненная емкость легких, общая выносливость. Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным для развития у детей ловкости и гибкости, что позволяет им овладевать прыжками, ходьбой и бегом. Именно в этом возрасте у детей появляется «полётность» в беге, растет дальность броска при метании. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо ориентируются в пространстве, что позволяет им самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения (в колонну, круг, шеренгу и т. д.); они начинают интересоваться ходьбой на лыжах, с интересом съезжают с гор на санках, ледянках и др. На занятиях, связанных с двигательной деятельностью, используются более сложные физические упражнения и подвижные игры, что значительно обогащает двигательный опыт детей и способствует формированию у них новых умений и навыков. Реализация предлагаемого системного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей будет способствовать сохранению самоценности дошкольного детства и формированию таких основных физиологических и психических функций, которые обеспечат успешность перехода детей на дальнейшую ступень развития.

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

(Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)

Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования.

Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет.

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 - 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 - 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.

Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования . - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара­моновой . - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с

Данное издание программы «Истоки» при­ведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и до­школьного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разно­стороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможнос­тям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогаще­ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого ис­пользования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и дина­микой. Каждый психологический возраст включает в себя:

Качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрос­лым (социальная ситуация развития);

Определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;

Основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психоло­гический возраст по своей продолжительности не равен другому.

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты :

- эпоха раннего детства , состоящая из двух периодов - младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

- период дошкольного детства , состоящий из двух фаз - младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перс­пективу развития каждого ребенка.

При этом задачи психолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание - по четырем психологическим возрастам , что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей , осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.

В основе Программы лежит деятельностный подход . Деятельность развива­ется от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

Программа включает следующие направления:

- «Социально-личностное развитие»

- «Познавательно-речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Физическое развитие»

Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых.

В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные обла­сти «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности по каждому возрасту детей.

РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА

В направлении«Физическое развитие» входит:

Ребенка от 2 до 12 мес.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности:

От рождения до 2 месяцев - пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого.

От 10 до 12 месяцев - действует с предметами в соответствии с их назна­чением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, выни­мает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых.

Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из по­ложения на корточках. Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры. Ходит, держась за движущуюся опору (каталку).

Образовательная область «Физическая культура », которая включает:

- Образовательные задачи :

содействовать своевременному овладению движениями на основе поло­жительного

эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;

развивать сенсомоторную активность;

формировать действия с предметами.

До 2,5-3 месяцев - вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном по­ложении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызы­вать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать ус­ловия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами

От 9-10 до 12 месяцев - совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; под­ниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предмета­ми, инициировать эмоциональ­ную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера.

В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сна­чала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходя­щих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма.

К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражне­ния из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с исполь­зованием мелких предметов.

Образовательная область «Здоровье»

- Образовательные задачи:

обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;

организовывать физиологически целесообразный режим дня.

Режим

Культурно-гигиенические навыки .

В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его фи­зически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрос­лыми.

РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В направлении«Физическое развитие» входит:

- Характеристика возрастных возможностей ребенка

В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и раз­витие всех органов и физиологических систем.

Высокая потребность в движениях у детей 6-7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мо­тивированными и управляемыми.

Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных уме­ний и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.

Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способ­ности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возмож­ностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются.

У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных дви­жений, частоту повторяющихся.

Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые воз­можности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к дос­таточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д.

- Образовательная область «Физическая культура»

- Образовательные задачи

Шестой год жизни :

формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;

содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;

целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);

воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимо­помощь, трудолюбие);

учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);

учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.

Седьмой год жизни :

совершенствовать технику выполнения движений;

формировать умения осознанно использовать приобретенные двигатель­ные навыки в различных условиях;

продолжать целенаправленно развивать физические качества;

способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе орга­низации разных форм двигательной активности; - поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физи­ческих упражнений.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье)

Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «По­жарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.)

Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,

Ритмические (танцевальные) движения

Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одно­му, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении - на углах).

Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем).

Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах

Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.

Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного воз­раста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообраз­ные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого заня­тия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.

Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного ха­рактера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня.

- Образовательная область «Здоровье»

- Образовательные задачи

Шестой год жизни :

развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с приня­тыми нормами и правилами;

формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удоволь­ствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);

содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил лич­ной гигиены.

Седьмой год жизни :

учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в об­щении со взрослыми и сверстниками;

формировать адаптивное поведение в коллективе;

совершенствовать гигиенические навыки и знания;

содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.

В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укрепле­нии здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.

Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочув­ствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.

Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся вы­полнение рационального режима дня .

Гигиенические условия

Закаливание.

Культурно-гигиенические навыки.

Психическое здоровье.

- Образовательная область «Безопасность»

-Образовательные задачи

Шестой год жизни :

знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение раз­ными движениями и т.д.);

учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми пред­метами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;

знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;

формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);

продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.

Седьмой год жизни :

формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (жела­ние заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);

учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях - при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми:

развивать представления о существенных признаках благополучного со­стояния природы и правилах его сохранении

содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.

Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утом­лению и переутомлению.

Одно из основных условий безопасности дошкольников - развитие само­стоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необхо­димых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.

Дети 5-7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни.