Скороговорка и что она обозначает. Что такое скороговорка? Скороговорки для детей для дикции

Значение слова СКОРОГОВОРКА в Словаре литературоведческих терминов

СКОРОГОВОРКА

Малый жанр устного народного творчества: краткий текст, фраза, построенная на аллитерации таким образом, чтобы произнести ее вслух было максимально трудно, особенно при многократном быстром повторении: "Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать"; "Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит" .

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СКОРОГОВОРКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СКОРОГОВОРКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Быстрая речь. Неразборчивая с. Говорить скороговоркой. 2. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая …
  • СКОРОГОВОРКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    скорогово"рка, скорогово"рки, скорогово"рки, скорогово"рок, скорогово"рке, скорогово"ркам, скорогово"рку, скорогово"рки, скорогово"ркой, скорогово"ркою, скорогово"рками, скорогово"рке, …
  • СКОРОГОВОРКА
    прибаутка, речь, …
  • СКОРОГОВОРКА
    ж. 1) а) Быстрая, торопливая речь. б) Быстрый темп речи. 2) Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, которую …
  • СКОРОГОВОРКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    скороговорка, -и, р. мн. …
  • СКОРОГОВОРКА в Орфографическом словаре:
    скорогов`орка, -и, р. мн. …
  • СКОРОГОВОРКА в Словаре русского языка Ожегова:
    быстрая речь Неразборчивая с. Говорить скороговоркой. скороговорка специально придуманная фраза с трудопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная …
  • СКОРОГОВОРКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    скороговорки, ж. 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая …
  • СКОРОГОВОРКА в Толковом словаре Ефремовой:
    скороговорка ж. 1) а) Быстрая, торопливая речь. б) Быстрый темп речи. 2) Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, …
  • СКОРОГОВОРКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СКОРОГОВОРКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Быстрая, торопливая речь. отт. Быстрый темп речи. 2. Искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, которую ради …
  • ТАТЕМ У ТАТЯ ПЕРЕКРАДЕНЫ УТЯТА (СКОРОГОВОРКА). в Пословицах русского народа Даля.
  • МАРКУС КОУЛ (ВАВИЛОН-5) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-01-05 Time: 18:04:07 = Маркус Коул = = "I Am the Very Model of a Modern Major General" = …
  • ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни (9.5.1740, Таранто, -5.6.1816, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Дебютировал в Болонье оперой "Болтун" (1764). …
  • НИКИФОРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Николай Матвеевич, 1796—1880) — известный актер, окончил курс в Моск. театральном училище, сначала пел в опере, потом был переведен в …
  • НИКИФОРОВ, НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1796?1880) ? известный актер, окончил курс в Московском театральном училище, сначала пел в опере, потом был переведен в московскую драматическую …
  • ПРИБАУТКА в словаре Синонимов русского языка:
    побасенка, поговорка, погудка, прибасенка, присказка, присловье, …
  • СКОРОГОВОРОЧКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг. Ласк. к сущ.: …
  • ШИРИНА в Словаре Даля:
    ширь жен. редко широта, мера поперек, поперечное протяженье. Пространство измеряется в длину, в ширину и в глубину или в вышину; …
  • ЧИСТОГОВОРКА в Словаре Даля:
    частоговорка, скороговорка. Чистоголовый парнишка. Чистоголовики, пск. лапти, которые плетутся в шесть концов. Нас чистодором обобрали, дочиста. У нас жнут чистожином, …
  • ЧЕТВЕРТАК в Словаре Даля:
    четвертачок, серебряная монета в четверть рубля, 25 коп., полуполтинник. Четвертак радужной, сотенной, 25 рублей. | Лошадь или бык по четвертому …
  • ЧЕТВЕРИК в Словаре Даля:
    четверг, четвертый и пр. см. четыре. Четверик, четверичок, мера сыпучего, по осьми на четверть; пудовка, маленка, мера, мерка. Четверик …

В настоящее время довольно часто на уроках в начальной школе учителя используют скороговорки. В некоторых учебных программах для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Несомненно, опытный педагог может доступно объяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, разъяснить различия и сходства с иными жанрами народного творчества. Но в учебной программе не учтён такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторических сведений по этой теме немного.

Произведения данного жанра представляют собой особенные увлекательные явления, которые можно встретить как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее далеко не все могут доступно объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие вспомнят, как захватывала магия слов в текстах типа следующего: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!». В данном случае представлена одна из вариаций данной скороговорки, которых можно встретить огромное количество.

Происхождение скороговорок

Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

Первое собрание скороговорок

В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной тематике. Заслуга В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал первые попытки систематизации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза. Интересно заметить, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, скорее, для взрослого по своему смысловому значению. Среди отмеченных сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.

Определение скороговорки по В. Далю

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу. К примеру, в скороговорке «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как следует, то есть неудачно и невпопад.

Разнообразие скороговорок

Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества

При изучении скороговорок как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. Например, в ходе анализа были выявлены общие признаки между скороговорками и пословицами. Также схожие черты были отмечены и с поговорками. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Издания оригинальных скороговорок

После того как В. Даль опубликовал свои труды, на протяжении довольно длительного времени никто не брался за подобную работу. И только в начале двадцатого века в некоторых изданиях постепенно начали появляться необычные произведения данного жанра народного творчества. К примеру, отдельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы крупнейшего знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некоторое время, в 1964 году, более тридцати текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми значимыми фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Отдельно хотелось бы выделить среди прочих авторов Г. Науменко, который издал сборник большого формата по фольклору. В нем были собраны исключительно русские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких авторов, как И. Фридрих, М. Новицкая и другие.

Авторские скороговорки

В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление - появились авторские русские скороговорки. Но стоит отметить, что изначально среди таковых было выявлено лишь одно произведение данного жанра Д. Хармса под названием «Иван Топорышкин». Среди многочисленных публикаций в детских книгах и журналах Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Однако благодаря труду В. Лунина под названием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени считались достоянием народа. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.

Значение скороговорок для развития речи

Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.

Методика занятий по разучиванию скороговорок

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с использованием текстов этого жанра. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.

Способы работы с детскими скороговорками

Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.

Все учили скороговорки, но что такое скороговорка, знают немногие. Скороговорка - это синтаксически короткая правильная фраза, сказанная на любом языке со специально усложнённой артикуляцией. В скороговорках содержатся близкие по звучанию, но разные фонемы (к примеру, ш и c) и трудные для произношения сочетания звуков. Часто скороговорки содержат рифмы и аллитерации. Логопеды придерживаются иного названия этого вида речевого искусства – чистоговорка.

Для чего нужны скороговорки

Скороговорки используются для тренировки произношения и дикции. Скороговорки идеальны при дифференциации и тренировке автоматического произношения. Для большего развития речевого аппарата рекомендуют произносить скороговорки с изменением темпа речи и громкости, то есть тихо, громко или шепотом, медленно или быстро. Но главная задача при чтении скороговорок - делать это внятно и чисто, с глубокой, полноценной артикуляцией, независимо от громкости и скорости речи. Политикам, актерам, и другим публичным личностям хорошо знаком данный вид литературного творчества и чудо, которое происходит с их артикуляцией, дикцией и манерой речи после нескольких трудных занятий с хорошим логопедом.

Скороговорки бывают сложные и простые, в прозе и в стихах, без сюжета и с сюжетом, абсурдные и логичные, с повторениями и без них. Скороговорки могут быть рассчитанные на взрослое и на детское восприятие. Немного жанров литературы могут представить такое огромное многообразие, как жанр скороговорок. Скороговорки легко можно выучить, поэтому дети запоминают их без труда.

Примеры скороговорок:

  • Краля Клара кралась к Ларе.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение. Одни скороговорки дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены во второй половине 20-ого века.

Прислать скороговорку

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж
Чрезвычайно чётко.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Пётр Петру пёк пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

На возу лоза, у воза коза.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

У Кондрата куртка коротковата.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Баран буян залез в бурьян.

У ежа и ёлки иголки колки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Проворонила ворона воронёнка.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сух сук нёс барсук.

Прислать скороговорку

Скороговорка является жанром устного народного творчества. Скороговоркой называют специально подобранную фразу с трудно выговариваемым подбором звуков, прибаутку или быстро произносимую шуточную поговорку. Еще в глубокую старину появились на Руси скороговорки. Они помогали детям в шутливой увлекательной форме постигать родную речь. В настоящее время логопеды специально составляют скороговорки для детей, содержащие трудно произносимую последовательность слов и букв. Быстрое произношение вслух таких скороговорок позволяет устранить большинство дефектов речи.

Актуальны скороговорки и для взрослых. Особой популярностью пользуются скороговорки у дикторов, ораторов, артистов, руководителей и певцов, поскольку по долгу службы им необходимо четкое произношение. Скороговорки помогают тренировать дикцию. Их чтение вырабатывает правильную артикуляцию и избавляет от оговорок.

Попробуйте прочитать скороговорку вслух, при этом отчетливо проговаривая каждый звук, затем начните постепенно увеличивать темп. Следует учесть, что в первую очередь обращать внимание стоит на четкое произношение, и лишь только потом на темп произношения. Если даже в привычном темпе у вас не получается правильно и без ошибок прочитать скороговорку, попробуйте осознать ее смысл и постройте в голове ясный видеоряд. Затем начинайте медленно читать скороговорку. Повторяйте ее до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. После постепенно наращивайте темп. Желаем вам удачи в постижении скороговорной науки!

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.
Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй - косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец - пиpoжочек.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека - в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

Вoт так Еpмак - пoсeял мак,

Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!

Пoжал мак, смoлoтил мак,

Продал мак - вот так Еpмак!

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

Пoлосатые паласы

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлоскала, полоскала –

Пoлосатой речка стала.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Специально для malutka.net – Елена Кичак