Социальная адекватность личности. Социальные нормы и отклонения от них

Развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность. «Нормальное психологическое состояние человека – отмечает И.Р.Сушков, - это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но и в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся внутренними требованиями».

Понятие социальной адекватности используется в юриспруденции, в психиатрии, при решении ряда практических проблем. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что «психологические и социально – психологические свойства и способности, характеризующие личность в этом отношении, не стали еще предметом специального психологического изучения». По мнению авторов социальная адекватность «обеспечивается выработкой и человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой «высших» (по терминологии Л.С.Выготского) психологических функций и формировании качественно новых способностей и свойств личности» (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова, 1979).

Т

Социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

аким образом,социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная идентичность личности . Впервые психологическое понятие «идентичность», как уже упоминалось, появилось в работах Э.Эриксона. Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона – приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом.

Р

Социальная идентичность - это результат самоидентификации человека с различными социальными категорями (группами): большими социальными категориями (раса, национальность, класс, пол и т.д.) и малыми (референтные группы и группы реального членства)

оль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную. Личностная идентичность – это самоопределение различных личностных особенностей:

физических, нравственных, интеллектуальных.

Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям. Социальная идентичность предполагает внутреннюю идентификацию человека с теми группами, членом которых он является.

Идентификация – это процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому – либо типу, а так же процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. Идентификация позволяет человеку рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Вслед за М.Р.Битяновой, мы определяем социальную идентичность как результат самоидентификации человека с различными социальными категорями (группами): большими социальными категориями (раса, национальность, класс, пол и т.д.) и малыми (референтные группы и группы реального членства) . Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность является важным регулятором самосознания и социального поведения.

В социальной психологии наибольшее распространение получила теория социальной идентичности, разрабатываемой Г.Тэджфелом, Дж.Тернером и др. Важнейшие положения этой теории могут быть изложены следующим образом:

    Социальная идентичность складывается из тех аспектов «Я», которые являются следствием восприятия индивида себя как члена определенных социальных категорий (групп).

    Социальные категории и членство в них связаны с положительной или отрицательной оценкой общества. В связи с этим социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, во многих европейских странах до недавнего времени принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому.

    Оценка собственной группы человеком зависит от взаимоотношений с некоторыми другими группами черезе социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. В зависимости от результатов сравнения определяется положительное или отрицательное отличие своей группы от чужой и своя группа приобретает высокий или низкий престиж (В.С.Агеев).

Таким образом, важнейшим фактором в формировании социальной идентичности является ситуация сравнения человека себя самого с другими людьми (на межличностном или межгрупповом уровне). От результата этого сравнения зависит поведение человека в той ли иной социальной ситуации.


Другой критерий деления социальных норм (который традиционно используется в литературе) - «степень их формализации» . По этому критерию выделяются официальные и неофициальные нормы. Официальные нормы (в отличие от неофициальных) оформлены в виде правовых предписаний, а их соблюдение контролируется государством или другой официальной инстанцией. Соблюдение же неофициальной нормы обеспечивается лишь авторитетом общественного мнения. К неформльным нормам относятся, например, следующие правила: «уступай место старикам», «с почтением относись к родителям», «не шуми, если это мешает окружающим» и т.д.

Официальными или неофициальными могут быть как первичные, так и вторичные нормы. Официальные первичные нормы образуют основу права в обществе и очерчивают круг обязанностей правоохранительной системы по поддержанию необходимого социального порядка.

Условные официальные нормы нацелены законодателем, с одной стороны, на закрепление существующей государственной идеологии и государством установленного порядка и соответственно на сохранение и укрепление существующего способа производства и системы общественных отношений, а с другой - на облагораживание нравов, моральных устоев граждан. Однако, как верно отмечает К. Шуман, всегда остается вопрос, являются ли надежды законодателей на исправление нравов населения путем применения правовых средств обоснованными и тем более успешными. Чаще всего при этом происходит неоправданная экспансия права, выражающаяся в принятии им на себя не свойственных ему функций, с которыми оно не в состоянии справиться. Так, например, правовая система берет на себя чаще всего следующие функции: заботу о здоровье людей через запреты потребления алкоголя, наркотиков и т.д.; заботу о «нравственной чистоте» через преследование лесбиянства, мужеложества, нудизма и т.д.; заботу о перевоспитании преступников. Тем самым право вольно или невольно пытается исполнять функции медицины, морали и педагогики, что заведомо обречено на неудачу, о чем свидетельствует весь опыт уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Кроме того, чрезмерное расширение «поля» официальных норм и попытка тотального правового регламентирования всех сторон жизни социума могут «задушить творческие порывы общества», социальная система может «закостенеть» и потерять способность к дальнейшему развитию.

Деление норм на официальные и неофициальные создает теоретические предпосылки для осмысления нормотворчества и его последствий для социальных систем по таким показателям, как:

Степень жесткости санкций, применяемых к нарушителям социальных норм;

Характеристики субъектов исполнения санкций;

Степень тотальности контроля, на которую претендует нормопорождающий орган (например, государство, руководство какой-либо фирмы или учреждения).

Последний и очень важный критерий выделения видов социальных норм - «социальная адекватность нормы» .

Человеческий поступок (а также поведение и деятельность) по своим последствиям находится в одном из следующих отношений к общественному благу: негативном, позитивном или же нейтральном. Это отношение существует в двух формах: само по себе (объективно) и в наших оценках (субъективно). Субъективные оценки отражают тот факт, что «цивилизации необходимы не все виды возможной социальной активности индивидов, а лишь те из них, что позволяют ей пребывать в динамично-равновесном состоянии, сохранять жизнеспособность и успешно развиваться». Оценки чаще всего даются видам поведения и деятельности, имеющим наибольшую значимость в настоящее время в данном обществе. Это не означает, однако, что все оценки вербализуются. Часть оценок не находит вербального оформления, оставляя тем самым достаточно широкий выбор возможных вариантов действий, которые являются своего рода резервом для апробирования разного рода социальной активности. (Не следует упускать из вида, что отображение значимости поступка происходит не только в сознании законодателя, но и в сознании отдельных граждан, которые затем сравнивают свои оценки с оценками, зафиксированными в официальных нормах, и принимают или не принимают их. Неприятие выражается в нормонарушаемости, неодобрении, сокрытии фактов нарушения норм и т.д. К этому вопросу мы вернемся позже.). Отображение значимости поступка в сознании законодателя вызывает формирование новой официальной социальной нормы или изменение уже существующей. (По этой же схеме формируются и неофициальные социальные нормы). Но указанное отображение, как и всякий познавательный акт, может быть как адекватным, так и неадекватным. В случае адекватного отображения возникают социально-адекватные нормы, а в случае неадекватного - социально-неадекватные нормы. Что касается нейтральных поступков, то они обычно не закрепляются в нормативных предписаниях, поэтому мы не будем их рассматривать. Иначе говоря, социальная адекватность нормы - это обоснованность нормативного предписания с точки зрения общественного блага. Но что считать общественным благом? Этот вопрос достаточно часто обсуждается в рамках нормативистской парадигмы, где точки зрения делятся по принадлежности к консеквенциализму или нон-консеквенциализму.

Консеквенциалисты считают, что о благе или неправомерности того или иного поступка или практики можно судить исключительно исходя из всего комплекса последствий, вытекающих из этого поступка или практики. Однако сторонники этой точки зрения расходятся в понимании блага. Часть из них - классические утилитаристы полагают практику благой или дурной в зависимости от того, насколько данная практика упрочивает или разрушает «максимальное счастье наибольшей массы людей», а современные представители предлагают в качестве критериев блага - «суверенитет (гарантированную свободу граждан в условиях правового государства)». Нонконсеквенциалисты считают, что поступки могут быть благими или дурными в силу их естественного характера, независимо от порождаемых ими последствий. Благо здесь понимается как соблюдение законодательства, выработанного в ходе исторического развития общества. Можно ли предложить общее определение блага, которое устраивало бы сторонников разных точек зрения? Думается, что таким определением может стать понимание блага как самосохранение системы (общества), ее прогрессивное развитие за счет самовоспроизводства (аутопойесис или «автопоэтика социальных систем») и поддержание определенного уровня адаптивной гибкости, позволяющего оперативно реагировать на изменения внешней среды. При этом интегративным критерием прогрессивного развития должен стать показатель продолжительности жизни членов общества, что возможно только при создании условий для полноценного существования индивидов (как в физическом, так и в психологическом плане). Данное определение блага не включает представления о способах политического правления (т.е. является идеологически нейтральным), а потому в нем в определенной мере снимается субъективный момент и появляется возможность примирения сторонников разных политических учений. В то же время в нем сохраняется ориентация на справедливое устройство общества, нормативно-правовое регулирование которого опирается на социально-адекватные нормы. Кроме того, оно дает возможность выработать некоторый критерий (или критерии), с которым в последующем можно будет соотносить социальные нормы в целях оценки их социальной значимости.

Адекватность или неадекватность предписанной законодателем нормы обнаруживается в социальном взаимодействии (на практике), когда люди в процессе жизнедеятельности сами постигают полезность или вредность той или иной нормы, которая базируется на таких определенных исторически развивающихся феноменах, как культурно обусловленные и востребованные образцы поведения. Эти образцы воспроизводятся людьми в индивидуальной и кооперативной деятельности в конкретной ситуации. Именно в практическом взаимодействии нормы наполняются смыслом и «могут удерживать относительную ценность», которая в дальнейшем может быть отображена в предписаниях. Продолжительность проверки адекватности нормы может быть самой разной: от нескольких дней (например, нормы поведения ребенка в семье, устанавливаемые родителями) до нескольких десятилетий (или даже столетий). Так, например, запрет в России частной собственности и законодательное установление социальных норм в соответствии с идеологией коммунизма и «коллективизма» показали свою значимость для блага общества лишь через 70 лет, а социальная неадекватность введения «сухого закона» в разных странах проявилась уже через несколько месяцев после его установления. При этом надо учитывать, что ни у кого не возникает сомнений в адекватности первичных (атрибутивных) норм, сомневаться здесь можно лишь в определении меры наказания за их нарушение. Другое дело - условные нормы. Никто не может предварительно со стопроцентной уверенностью определить социальную адекватность или неадекватность принимаемых условных норм. Это можно сделать лишь post factum, после их проверки на практике, когда люди на деле убедятся в их общественной целесообразности, правильности или ошибочности с точки зрения выживания и процветания общества.

Некоторые условные нормы на протяжении всей истории человечества не поддаются оценке на социальную адекватность. Таковыми являются, например, запрет проституции или ее дозволение в различных странах. Это явление существовало в обществе всегда, однако и сейчас непонятно, что является социально адекватным - ее дозволение или запрет. Очевидно, что в определенные периоды развития общества, например, расцвет проституции, с одной стороны, является социальным индикатором общественного неблагополучия, а с другой - проституция выполняет позитивную функцию: возможность заработка в трудной экономической ситуации, предоставление психологической и сексуальной разрядки для потребителей сексуальных услуг, снятие напряжения в семейных отношениях и т.д. По-видимому, как показывает мировой опыт, социально-адекватной нормой здесь будет разумная регламентация деятельности представительниц древнейшей профессии .

Говоря об истинности или ложности оценок некоторых видов поступков и деятельности (некоторых сексуальных действий, совершаемых совершеннолетними людьми по обоюдному согласию; азартных игр; проституции и т.д.), Дж. Ф. Шелли справедливо замечает: «Мы можем только гадать, какое из двух определений перечисленных действий является “истинным” - их законность или незаконность. На практике мы должны рассматривать ныне принятые определения как “истинные”, поскольку именно они используются судом, действующим по нормам статусного и общего права».

Вообще следует подчеркнуть, что определение социальной адекватности той или иной нормы иногда сопряжено с большими трудностями. Дело в том, что адекватность нормы обнаруживается только при сравнении последствий ее введения в разных обществах или при разных общественно-политических режимах в одном и том же обществе с учетом многих конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств. Скажем, тот же запрет проституции (в капиталистических странах с демократическим устройством) с использованием жестких мер наказания воспринимался бы как социально неадекватная норма именно на том основании, что разрушал бы целостность культуры, сложившейся под влиянием определенных ценностей: право на свободную деятельность, невмешательство государства в личную жизнь каждого гражданина и т.д.

Вот другие примеры: по мусульманской норме, находясь около покойника, нужно надеть головной убор, а по христианскому обычаю, напротив, нужно снять его; католическая норма дозволяет сидеть во время богослужения, а православная запрещает это делать. Все аналогичные нормы, казалось бы, не имеют прямого отношения к общественному благу (не вредны и не полезны). Поэтому их иногда называют «условностями». Вместе с тем следует отметить, что ничто не раздражает людей больше, чем нарушение этих «условностей». Они могут стать причиной скрытого или явного конфликта, породить отчуждение людей и даже вызвать открытое насилие в отношении тех, кто пренебрег «условностями». Почему это происходит? Здесь следует говорить не только о том, что пренебрежение к условностям делает человека чужим для тех, кто эти условности соблюдает, но и о том, что наши оценки значимости поступков формируют реальность, порождая определенные социальные обстоятельства для совершения дальнейших поступков.

Наибольшее значение для жизни социума имеет формирование официальных норм, прямо определяющих характер социальных взаимодействий или выступающих в качестве фона, на котором эти взаимодействия развиваются. Право здесь выступает как «один из ведущих нормативно-регулятивных механизмов, обеспечивающих гомеостатическое состояние цивилизованной системы». «Под гомеостазисом обычно понимается свойство элементов поддерживать динамично-равновесные отношения с системой посредством многообразных и активных функциональных связей». Правовые нормы должны закрывать путь деструктивному духу вседозволенности и открывать широкие возможности для конвенционально-моральных инициатив. Если законодатель формирует социально неадекватные нормы, то это обусловливает рост социальной несправедливости, дезорганизации социума, дезинтеграции граждан и, как следствие, - повышение уровня преступности. Возникновение и правовое закрепление социально-неадекватных норм имеют ряд причин.

Во-первых, эти нормы являются плодом искаженного (религиозного, политизированного, субъективистского, мифологизированного) отображения обыденным сознанием и/или законодателями социальных закономерностей, потребностей и интересов общества, его самосохранения и развития.

Во-вторых, право отображает существующие социальные отношения и, преломляя их в своих предписаниях, старается сохранить их более или менее стабильное существование. Здесь право выступает в качестве «средства закрепления места и функций людей в системе общественного разделения труда... и обеспечивает в процессе воспроизводства общественного организма относительную неизменность социальной структуры». Стало быть, право здесь выступает как средство закрепления сущего , которое всегда в чем-то превратно.

Будучи лишь орудием воспроизводства форм сущего (существующей действительности), право в этом своем качестве в некоторых отношениях превращается в тормоз, преграду на пути развития общества. Но поскольку развитие остановить невозможно, оно (это развитие) вынуждено идти по пути правонарушений. Общество здесь на более или менее длительное время будет ввергнуто в состояние аномии, когда существующие предписания права перестают действовать. При этом наблюдается всплеск «преступности» (именно в кавычках). Разумеется, в глазах официальной правовой статистики эта преступность является совершенно реальной и настоящей (без кавычек). Как бы то ни было, общество переходит на другой качественный уровень развития, и право, чтобы избавиться от возникшей социальной аномии, вынуждено пересмотреть свои предписания, хотя бы post factum привести их в соответствие с новыми формами сущего . Теперь исправленное право на время обеспечит социальное благозаконие, и, как следствие этого, снизится уровень преступности и вообще уровень правонарушений. Но только на время, ведь право не перестало быть орудием защиты и воспроизводства сущего. Поэтому все должно повториться снова.

В-третьих, право не может достигнуть своей полной социальной адекватности по той простой причине, что процесс познания потребностей общества неизбежно сопряжен с ошибками гносеологического характера, например, такими, как абсолютизация, предвзятость оценок значимости явлений (установки) и т.д. К тому же процесс познания бесконечен ввиду постоянной изменчивости общественных потребностей и интересов, за которыми праву просто невозможно угнаться.

Выделение норм по критерию социальной адекватности предоставляет теоретический фундамент для анализа теории и практики права, деятельности правоохранительных органов и уголовно-правовой политики государства. Речь идет о следующем.

1. Существование официальных социально-неадекватных норм порождает такое явление, как позитивные отклонения. Эти нарушения социальных норм не просто не вредны для общества, они имеют для него положительное значение, поскольку способствуют (хотя бы в потенции) переосмыслению и изменению вредных для общества норм. Именно поэтому некоторые исследователи вполне резонно делят отклоняющееся поведение на позитивное и негативное (по своим следствиям для общества).

2. Консерватизм права как подсистемы общественных отношений обусловлен не только тем, что оно является бюрократическим орудием поддержания сущего (существующей власти, политических и идеологических установок властной элиты и т.д.), но и тем, что оно отождествляет свои предписания с нормами истинного долженствования, имеющими всеобщий характер, а потому не требующими изменений. Для поддержания этого мифа разработаны соответствующие лозунги, выдаваемые за принципы деятельности: «неукоснительное следование закону», «установление и соблюдение правопорядка» и т.д. Эти «принципы» зачастую попирают здравый смысл, особенно когда применяются в деятельности по наказанию нарушителей социально-неадекватных норм вместо того, чтобы заняться пересмотром этих вредных, а иногда и просто опасных правовых норм. В этом смысле наиболее подходящим, по-видимому, является прецедентное право, дающее возможность учитывать хотя бы в какой-то степени особые случаи и изменившиеся социальные условия.

3. Поскольку «борьба» с нарушениями социально-неадекватных норм не имеет смысла, то не стоит тратить на нее силы и средства, необходимые для работы с более опасными социальными явлениями, т.е. с нарушениями социально-адекватных норм.

Все виды выделенных в ходе анализа социальных норм можно представить в виде классификационной схемы (схема 1).


Схема 2. Классификация социальных норм


Итак, данная классификация социальных норм, во-первых, позволяет выйти за рамки правовой точки зрения на их сущность и охватить в единой теоретической концепции всю совокупность действующих в обществе норм - как официальных (правовых), так и неофициальных. Во-вторых, появляются основания для аргументированного деления девиаций на позитивные и негативные, для осознания того обстоятельства, что не всякое отклонение от норм (аномалия) выступает как социальная патология, наносящая вред существованию и развитию общества. А это, в свою очередь, дает критическое видение существующих правовых систем, позволяя осмыслить имеющиеся в них дефекты и удалить из них социально-неадекватные (несправедливые, вредные для общества) нормативные запреты и ограничения на пути позитивных отклонений и в то же время акцентировать внимание на мерах минимизации зла, порождаемого негативными отклонениями. Наконец, предложенная классификация позволяет (при желании) повысить степень рациональности процессов законодательного нормотворчества.

см. в ст. Социальная адаптация.

  • - соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об А. о., имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект...
  • - Этимология. Происходит от лат. adaequatus - приравненный, равный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Основана на инвариантности основных свойств субъективного образа...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - Адекватность ощущения и восприятия - инвариантность основных свойств субъективного образа - , его соответствие конвенциональному описанию объекту...

    Психологический словарь

  • - - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности...
  • - - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или...

    Педагогический терминологический словарь

  • - англ. autonomy, social; нем. Autonomie, soziale. Возможность самостоятельного выбора и осуществления экон., полит, или культ, деятельности индивидом, группой или организацией...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. adequacy; нем. Adaquatheit. Соответствие, совпадение к.-л. параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей...

    Энциклопедия социологии

  • - уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.См. также: Информация  ...

    Финансовый словарь

  • - информированный выбор, воплощающий принципы рациональности...

    Большой экономический словарь

  • - 1. Соответствие выбора языковых знаков на языке перевода тому изменению исходного текста, которое избирается в качестве основного ориентира процесса перевода. 2...
  • - 1. Воссоздание единства формы и содержания оригинала средствами другого языка. 2. Тождественная информация, переданная равноценными средствами...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - АДЕКВА́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия...

    Толковый словарь Ожегова

  • - адеква́тность ж. отвлеч...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - АДЕКВАТНОСТЬ и, ж. adéquat,-e adj. Соответственность, тождественность. За буквенность и adéquat"ность по смыслу своего перевода ручаюсь. 27. 12. 1877. Фет - Н. В. Гербелю. - Лекс. САН 1932: адэква/тность; МАС 1957: адеква/тность...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - соответствие, соответственность, достаточность, пригодность, тожественность, тожество, равнозначность, равноценность, созвучность, соразмерность, идентичность, нормальность, сообразность...

    Словарь синонимов

"Адекватность социальная" в книгах

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

15.1.6. Адекватность модели

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

15.1.6. Адекватность модели Выводы разделов 15.1.1-15.1.5 дают представление о модели, поведение которой находится в соответствии с имеющимися сведениями о фактической системе. Уверенность в надежности модели основывается прежде всего на нашем знании отдельных частей системы.

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания

Из книги Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур автора Корнеев Михаил Яковлевич

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания Китайская система мировидения развивалась совершенно иным по сравнению с индийским путем, в ней доминировали отличные от индийских представления, так что китайская мысль не выработала понятий, сколько-нибудь подходящих

Адекватность (Adéquation)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Адекватность (Ad?quation) Полное или предположительно полное соответствие между двумя сущностями, в частности соответствие между идеей и ее предметом. Это соответствие во многом остается загадкой, поскольку речь идет о двух различных сущностях, не поддающихся абсолютно

Адекватность социальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

75. Адекватность трендовой модели

Из книги Ответы на экзаменационные билеты по эконометрике автора Яковлева Ангелина Витальевна

75. Адекватность трендовой модели Трендовая модель считается адекватной описываемому процессу, если значения случайной остаточной компоненты?t являются случайными центрированными некоррелированными нормально распределёнными величинами. Проверка адекватности модели

Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная Рада

Статья 35. Адекватность капитала Банки, а также владельцы существенного участия обязаны поддерживать норматив соотношения между размером регулятивного капитала и суммой с учетом риска активов –адекватности капитала. От банков требуется поддерживать их регулятивный

Адекватность белкового питания

Из книги Питание мышц автора Буланов Юрий Борисович

Адекватность белкового питания История возникновения и совершенствования продуктов спортивного питания - это история попыток обеспечить организм адекватным количеством бета. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с этой аксиомой. О жировом обеспечении речь не идет, жирами

Внутренняя адекватность

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Внутренняя адекватность И последнее: никогда не бойтесь казаться неадекватным в глазах других людей. Внешняя адекватность не важна, главное, чтобы у вас была адекватность внутренняя.У меня есть хороший знакомый – профессиональный военный-контрактник, из тех, про кого

Адекватность

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Адекватность Женщина совершенно закономерно хочет убедиться, не болен ли на голову этот мужчина? Нормальный ли он? Можно ли вообще иметь с ним дело?– Сколько у тебя было девушек?Скрытый смысл: «Тебе вообще дают?». Правильный ответ: «Много, но я никогда и никому об этом не

ГЛАВА 2. Адекватность перевода

автора Бикман Джон

ГЛАВА 2. Адекватность перевода ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? АДЕКВАТНАЯ ПЕРЕДАЧА СМЫСЛА ОРИГИНАЛА Экзегеза текста Адекватность исторических ссылок Адекватность дидактических ссылок Противоречия между исторической и дидактической адекватностью Как избежать

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА?

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? В предыдущей главе рассматривались два подхода к переводу. Независимо от того, какому переводу отдается предпочтение - идиоматическому или буквальному, все переводчики едины во мнении, что в переводе должен сохраняться смысл

Адекватность исторических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок Переводить адекватно - значит передавать средствами ЦЯ ту же самую дидактическую информацию, которая содержится в оригинале. Священное Писание - это не просто историческая запись прошедших событий; одна из главных его целей -

Глава 7. Количественная адекватность питания

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Глава 7. Количественная адекватность питания Организм человека для обеспечения своих физиологических процессов нуждается в постоянном притоке энергии, которую он черпает из пищевых продуктов. В этой связи необходимо вспомнить, что универсальным носителем свободной

Адекватность это чуткое ощущение необходимости и целесообразности того или иного действия, умение владеть обратной связью с миром и действовать в соответствии с Божественной Волей.

Игорь Моргунов

Адекватность

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что Адекватность - это одно из базовых Человеческих качеств, являющихся необходимыми для правильного, гармоничного взаимодействия человека с миром и окружающими людьми, а значит и для усиления человеком в Мире, Реальности Гармонии, Любви и Порядка.

Целью реферата является помощь в понимании сути состояния Адекватности и выработка рекомендаций для осознавания, наработки и усиления в человеке данного состояния.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Дать максимально развёрнутое определение Адекватности.
. Рассмотреть проявления Адекватности в различных сферах бытия человека.
. Рассмотреть ассоциации, ассоциативные материалы, такие как, притчи, способствующие пониманию Адекватности.
. Определить методы и рекомендации для наработки Адекватности.

Данный реферат представляет собой выборку и систематизацию существующей уже информации, раскрывающей тему Адекватности. В первую очередь, использовались такие информационные источники, как собранные в письменном виде осознавания учеников II курса Программы психофизического совершенствования, литература ЦПФС «Единение». Также реферат включает размышления и осознавания автора.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ

«Адекватность - деятельность в соответствии
с Божественными Законами Бытия»

Кодекс Воина Духа, Воительницы Души

Как видно из вышесказанного определения, чтобы в полной мере понимать, что такое Адекватность, необходимо знать и понимать Божественные Законы Бытия, и, соответственно, чтобы действовать адекватно, необходимо быть проводниками этих Законов. А поскольку, все Законы содержатся в Силе Божественной Любви, то для достижения Адекватности необходимо стать чистым проводником этой Силы!

Конечно, сразу сделать это будет трудновато. По крайней мере, было бы, не очень адекватно полагать это сделать за пару медитаций. Как же понять, что такое Адекватность, используя доступные определения?

Адекватность - это такт и этика в человеческих взаимоотношениях.

Адекватность - это состояние, позволяющее чутко и трезво вникать в Суть явлений и процессов, происходящих вокруг и взаимодействовать с миром не нарушая его Гармонии, соблюдая законы Бытия. Чтобы стать адекватным - необходимо культивировать всепроникающую чуткость.

Умение разумно и тактично втекать в жизнь, не нарушая общей гармонии мира.

Умение правильно оценить ситуацию и принять единственно правильное решение, когда точно знаешь что надо делать и говорить, действовать, не нарушая гармонию окружающего мира, проявляя чуткость и соответствие этике.

Адекватность - тонкое ощущение окружающего Мира, Реальности, всех сил Мира, Реальности и действие в соответствии с этим ощущением. Человек, действующий адекватно, гармонично вписывается в пространство и время любой ситуации и тем самым получает возможность гармонично её решать.

Контролируемое, осознанное поведение в каждой ситуации. Адекватность - это путь перехода к более совершенному состоянию.

Адекватность - видение проявлений Гармонии в окружающем мире, осознание себя частью этой Гармонии и умение усиливать её своими словами и действиями, уменьшая дисгармонию.

Адекватность - это соответствие человека, любому моменту его жизни. Чувствование, что ждёт от человека его высшее, Человеческое, и проявление этого в действиях, эмоциях, мыслях, состояниях, так чтобы усиливать жизнь.

Адекватность - гибкая, чуткая и быстрая реакция на окружающую обстановку соответственно возможностям и исходя из целесообразности. Своё внимание погружать в дело, которое делаешь. То есть на работе заниматься - работой, в тренировочном зале - тренировкой и т.д. Делать то, для чего оказался в данном месте, в данное время. При этом гибко и чутко реагировать на всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Адекватность - это способ реально оценить свои возможности и способности и в соответствии с ними действовать. Адекватное общение - приятие, желание понять, что хочет человек, оно реализуется на основе человечности.

Адекватность - это способность выслушать и искренне понять людей, решая совместно с ними ситуацию по-новому и поступая искренне. Способность бесстрастно и непредвзято посмотреть на происходящее глазами своей Сути и выбрать наилучший способ действий, ведущий к цели и усиливающий гармонию.

Быть адекватным - быть самим собой, быть естественным во всех проявлениях, принимать ситуацию как есть, принимать её позитивно, понимая, что любая ситуация приходит для того чтобы действуя в ней созидательно, человек стал сильнее.

Действовать адекватно - значит так, чтобы глядя на тебя не хотелось покрутить пальцем у виска. Сделать так, чтобы хотелось к тебе присоединиться, т.е. адекватно.
Состояние созвучия окружающему пространству, людям, месту. Адекватное поведение происходит из ясного полного ощущения происходящей ситуации и людей в ней участвующих.

Адекватное поведение человека - поведение без чудачеств и странностей. При этом осознаётся ответственность за дела, которые делаешь. Адекватность - состояние вменяемости и полного присутствия в ситуации.

Адекватность позволяет правильно выбирать инструмент воздействия на ситуацию. Понять и увидеть её со стороны и своё место, предназначение в этой ситуации.

Адекватное действие - действие, разрешение ситуации, основанное на чуткости к окружающему миру, понимание норм поведения принятых в обществе.
Не лезь напролом, а вежливо уступи дорогу, обойди препятствие.

Связь с окружающим миром. Проявляется в чуткости, понимании, безупречности. Это понимание и чувствование себя, как человеческого существа.

Соответствие моменту, времени и месту. Способность находиться здесь и сейчас.

Адекватность - это чуткое ощущение необходимости и целесообразности того или иного действия, умение владеть обратной связью с миром и действовать усиливая гармонию. Способность жить здесь и сейчас, соответствовать текущему моменту, выбирать оптимальный способ действия. Подобно иммунной системе человека - когда она здорова - реакция организма адекватна. И наоборот.

Адекватность - соразмерность действия событиям и ситуациям, гармоничная реакция.
Способность оценить обстановку и выбрать наиболее гармоничный путь поведения, действий, поступков.

Понимание, что внешнее отражает внутреннее. Позитивное отношение к окружающему миру, обратная связь, внутреннее приятие всего, что существует в мире, при одновременном понимании необходимости и возможности его улучшения и гармонизации.

Позитивный взгляд и трезвое поведение соразмерно обстоятельствам.

Состояние резонанса с окружающим миром, соразмерность, соответствие цели и средств, состояние сопровождается равномерным течением позитивных ощущений в теле, без зажимов.

Адекватный человек реально оценивает свои возможности на данный момент времени, может отвечать за свои поступки, выполняет обещания.

Проявлением адекватности является любое действие или недействие, если оно влечёт за собой усиление гармонии в пространстве, если оно созвучно принципам человеческой этики.

Действовать адекватно, значит делать то, что соответствует высшим человеческим идеалам, собственной человеческой Сути.

Адекватность. А как это по-русски звучит? Способность принимать всё, что случается, приходит в жизнь, как послание Судьбы, то есть, для своей пользы.

Адекватность - соответствие чему-либо. Человек приходит в мир с определённым предназначением и должен жить в соответствии с ним. Это предназначение связано с соблюдением Этики по отношению к окружающим людям. Значит, Адекватность - соответствие действий человека законам человеческой Этики.

Желательно отлеживать моменты, которые уводят нас в эгоистические качества, в том числе в обиду и др. Гибко и чутко реагировать на всё, что происходит с нами и вокруг нас.

Что значит принять адекватное решение? Адекватное решение можно принять только тогда, когда слышишь собственное Сердце. Адекватное решение всегда соответствует Справедливости. Адекватное решение насыщает тело радостью, что сопровождается комфортом. Неправильное решение приводит к неудобствам в физическом теле. Физическое тело заставляет человека принимать правильные решения. Если этого не происходит, оно чувствует дискомфорт и болеет. Но после принятия правильного решения, его необходимо довести до логического завершения и физически реализовать правильными действиями, иначе результат также может быть отличный от позитивного.

2. ОПИСАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ

2.1 Проявления Адекватности к физическому телу.

Для тела - адекватность - это ощущение необходимости выбора из множества способов и рецептов того, в чём есть действительная необходимость.

Адекватность к телу - умение слушать его, вовремя проделывать определённые процедуры: чистки, пробежки, упражнения, не доводить его до состояния болезни.

Адекватность к своему телу, это понимание его потребностей и его возможностей в конкретное время. Давать ему то, что ему необходимо, не изнурять его, но и не потакать своей лени, безответственности и другим проявлениям эгоизма. Развивать своё тело. Проще говоря, любить его.

Физическое тело человека верой и правдой служит ему. Человек должен заботиться о нём: одевать, укрывать, кормить, тренировать мозг и мышцы, питать его позитивными эмоциями, взаимодействовать с Природой. Но человеку свойственно забываться: перегружать себя работой или проявлять негативные качества: страх, гнев, раздражение, неаккуратность и др. И тело напоминает человеку заболеванием.

Адекватность по отношению к физическому телу должна проявляться соблюдением меры, в чутком и бережном отношении к телу.

2.2. Проявления Адекватности к родственникам, людям.

Адекватность во взаимоотношениях с родителями проявляется в уважении и лёгкости, в юморе; в умении не взваливать на себя их проблемы, а помочь им почувствовать твой интерес к наведению порядка в их жизни.

Адекватность к родственникам проявляется в честных и искренних отношениях, в отсутствии раздражения, недовольства, навязывания. Например, при их заинтересованности, можно объяснить, чем хорош Здоровый образ жизни, или показать несколько решений одного вопроса, не навязывая, но используя каждый момент, когда появляется открытость на знания.

К родственникам относиться чутко, с любовью, но не перекладывая на себя их обязанности, в том числе обязанность заниматься своим здоровьем и брать за это на себя ответственность.

Адекватность к детям (и внукам) проявляется в умении дать им проявить лучшие стремления и качества при одновременном чутком и строгом отношении к ним, в непотакании их эгоистическим проявлениям. В умении доступно объяснить, как правильно поступить в той или иной ситуации, в способности показать в первую очередь своим примером. В понимании того, что дети своим поведением проявляют в первую очередь подсознание родителей и являются своеобразным индикатором. А значит, увидев те или иные негативные проявления в ребёнке, нужно уметь отследить и скорректировать их с начала в самом себе.

Адекватность к детям проявляется в понимании того, что у них свой жизненный путь, и они должны набирать самостоятельный опыт. В чутком отношении и понимании - где им нужен совет, а где не нужен. Нужно дать им возможность самостоятельно найти свой путь.

В отношении людей Адекватность проявляется как чуткость в понимании, чего хочет Сущность человека, и чего хочет его эгоизм. И на основе этого понимания необходимо так выстроить взаимоотношения, чтобы помочь проявиться Сущности в человеке, не отпугнув при этом эгоистическую составляющую. Даже более того, несколько усыпив эгоизм, чтоб он не мешал проявляться человеческому.

Разговаривать с человеком на языке, приближённом к его понятиям.

2.3. Проявления Адекватности в быту, к вещам.

В отношении дома, вещей, Адекватность проявляется в точном понимании, что и для чего нужно, в способности не удерживать насильственно около себя вещи. Дом должен быть таким, чтобы каждый его уголок, участок был полон позитива. Чтобы энергии свободно циркулировали. Чтобы пространство дома вместе с вещами, населяющими его, пропускало поток жизни.

Адекватность в быту - это соразмеренность и своевременность, т.е. умение рассчитывать свои силы и расставлять приоритеты, ощущать время.

2.4. Проявления Адекватности в социальных делах.

Адекватность на социуме проявляется не взваливанием на свои плечи всех дел, а в умении планировать последовательно, выстраивать приоритеты, и, затем, качественно и вовремя выполнять намеченные дела. Необходимо ощущать требуемую скорость выполнения каждого дела.

Адекватность к делам проявляется в умении отойти от стереотипов, посмотреть на заученный до автоматизма процесс с других сторон, сохраняя чувство гармонии и радости.

В делах, на работе - ответственность, внимательность, понимание, уважение, благодарность, строгость, юмор помогают быть адекватным. Следовать человеческой этике - значит быть адекватным. Если по жизни складывается экстремальная ситуация - значит необходимо действовать адекватно: жёстко или нет - по ситуации.

Необходимо действовать, руководствуясь любовью к делу и ответственностью за него. Также помогает поступать адекватно интуиция, какое-то внутреннее движение, нацеленность решать ситуации созидательно, креативно. Тогда действуешь уверенно и решительно.

Адекватность - это «нахождение в теме». Движение в нужном направлении, с нужной скоростью. Выполнение задач, просто понимая значимость дела. Человеческие реакции везде и повсюду.

Также необходимо помнить, что существуют мужские и женские виды работы.

2.5. Проявления Адекватности к Природе.

Адекватность к природе проявляется в стремлении не нарушать присущую ей гармонию, а своим трепетным отношением, своим восхищением, благодарностью усиливать её жизнь. Не навредить ей ничем, т.к. она даёт нам всё. Природе необходимо, чтобы кто-то мог оценить её красоту, совершенство, гармонию, чтобы кто-то сказал: «Как прекрасен этот Мир». А на это способен только человек. Не надо скупиться на умиление и восхищение Природой, позитивные эмоции питают её.

Адекватность к природе проявляется в благодарности за возможность жить, видеть и ощущать красоту этого Мира. В уважении и любви по отношению к своей Земле, в заботе о ней, о её чистоте. В благодарности за заботу Земли о человеке, мы обязаны ей многим.

Помогать природе - хотя бы убирать мусор для начала, и не нарушать её гармонии, т.е. соединять реки каналами, вырубать леса и т.д.

Адекватность к животным основывается на понимании их функции на Земле.

2.5. Ассоциации с Адекватностью.

Бабочка, севшая на руку человека, восхищающегося Природой….
- Адекватность - подобна иммунной системе человека - когда она здорова - реакция организма адекватна. И наоборот.
- Адекватность ассоциируется с бутоном цветка, который закрывается в темноте и раскрывается при свете солнца.

2.6. Притчи народов мира.

«С другими, как с собой».

Один мудрец сказал Насреддину:

— Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других. Сердце твоё должно желать для других того же, чего оно желает себе.

Ходжа ответил:

— Одна птица лакомилась ядовитыми ягодами, не причинявшими ей никакого вреда. Однажды она собрала немного этих ягод и угостила ими свою подружку лошадь…

«Притча об апельсине (Хинг Ши)».

Однажды двое учеников, Янг Ли и Чжао Цзэн, подошли к Хинг Ши с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы.

Янг Ли сказал:

— Учитель, я думаю, что лучше было бы отвечать на вопрос собеседника без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа.

На это Чжао Цзэн возразил:

— Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — сразу дать верный ответ.

На это Хинг Ши взял в руки сочный апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику:

— Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую.

Затем Хинг Ши обратился ко второму ученику, который выслушав слова учителя, обращённые к Янг Ли, улыбался, предвкушая свою победу в споре.

— Ты, Чжао Цзэн, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения.

— Так как нам следует поступать? — в один голос спросили ученики.

— Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Хинг Ши, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.

Систематически в течение 2-4 недель, по вечерам, писать слово Адекватность на листе бумаги по 20-30 раз, в спокойной обстановке, тщательно прописывая буквы каллиграфическим почерком, стремясь ощутить состояние, вникнуть в его суть и пропитаться им. При необходимости цикл повторить. Втягивать Адекватность в себя и провести её во все текущие ситуации.

По утрам, проснувшись, призвать состояние Адекватности и мысленно посвятить день усилению Адекватности в себе.

В течение дня, при необходимости - проводить подстройку на Адекватность.

Заранее анализировать ситуации, размышлять, как наиболее адекватно в них поступать, планировать свою деятельность в соответствии с этим. При необходимости - проводить корректировку.

Чтобы понять, что такое Адекватность - необходимо изучить свою неадекватность и увидеть где конкретно в жизни собственная неадекватность проявляется и проявлялась. Пересмотреть ситуации, понять и ощутить как правильно, адекватно в них необходимо поступать, закрепить адекватными действиями в аналогичных ситуациях.

При втекании в ситуации, вспомнить, ощутить состояние Адекватности, слиться с ним и позволить ему свободно проявится, закрепить в действиях.

Ежедневно вести график набора Адекватности. Для замера достигнутого уровня Адекватности, необходимо расслабить руки, расставить их на определённое расстояние друг от друга, и, взяв это расстояние за 100%, настроившись на состояние Адекватности, позволить медленно двигаться правой руке к левой до момента остановки. Оставшееся расстояние между руками и будет величиной достигнутого уровня Адекватности по отношению к первоначальному расстоянию.

Вести дневник, в котором отмечать позитивные изменения, сопровождающие все мероприятия по наработке Адекватности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Усиление в себе Адекватности имеет важнейшее значение. Наработка Адекватности может открыть пути и обеспечить возможность реализации человеком своих главных жизненных задач. Иными словами, человек может полностью реализоваться в жизни, раскрыть свой потенциал, идя путём правильных, адекватных действий.

Развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих её социальную адекватность. ʼʼНормальное психологическое состояние человека – отмечает И.Р.Сушков, - это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но и в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся внутренними требованиямиʼʼ.

Понятие социальной адекватности используется в юриспруденции, в психиатрии, при решении ряда практических проблем. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что ʼʼпсихологические и социально – психологические свойства и способности, характеризующие личность в данном отношении, не стали ещё предметом специального психологического исследованияʼʼ. По мнению авторов социальная адекватность ʼʼобеспечивается выработкой и человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой ʼʼвысшихʼʼ (по терминологии Л.С.Выготского) психологических функций и формировании качественно новых способностей и свойств личностиʼʼ (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова, 1979).

Таким образом, социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная идентичность личности . Впервые психологическое понятие ʼʼидентичностьʼʼ, как уже упоминалось, появилось в работах Э.Эриксона.Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона – приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом.

Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную. Личностная идентичность – это самоопределение различных личностных особенностей˸