Социальный инфантилизм в молодежной среде. Основные проявления инфантилизма

Абдрахимова Р.Г.

Ассистент, аспирант кафедры “Социологии труда и экономики предпринимательства” Института Экономики Финансов и Бизнеса Башкирского Государственного Университета.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «ИНФАНТИЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В условиях формирования современного Российского общества, важной задачей является воспитание поколения, способного отвечать на вызовы современности будущего, которые обуславливается развитием социальной незрелости общества, синдромом позднего взросления или затянувшегося детства. В представленной статье для решения указанной проблемы, нами предпринята попытка исследования исторического аспекта возникновения и развития термина “инфантильность”.

Ключевые слова: исторические аспекты, развитие общества, возникновение термина, инфантильность, воспитание поколения, государственная безопасность.

Abdrakhimova R.G.

Assistant, graduate student of department of “Sociology of work and economy of business” of Institute of Economy of Finance and Business of the Bashkir State University

HISTORICAL ASPECTS OF EMERGENCE OF THE TERM “INFANTILISM”

Abstract

In the conditions of formation of modern Russian society, an important task is education of the generation capable to answer calls of the present of the future which it is caused by development of social immaturity of society, a syndrome of a late growing or the prolonged childhood. In the submitted article for the solution of the specified problem, we have made an attempt of research of historical aspect of emergence and development of the term “infantilism”.

Keywords: historical aspects, development of society, emergence of the term, infantilism, education of generation, state security.

Инфантилизм – это термин, который в частном порядке характеризует черты развития современной молодёжи. В общем смысле – это направление в формировании и эволюции общества. Специалисты говорят об инфантилизме как об уходе от ответственности, а выделяют его суть, как отказ от самостоятельного выбора и поручение решения проблемы другому человеку. Модель поведения «вечный ребенок» как бы освобождает индивидуума от ответственности.

Человек как индивид, физиологически зрелый в физическом плане, зачастую неустойчив и не сформирован в социальном плане, поэтому не может отвечать на требования, которые социум ему предъявляет. В таком случае, принято говорить о позднем гражданском формировании личности, протекании социальной адаптации и о диссонансе интеллектуального развития.

В науке, социальный инфантилизм (social- от англ. общество, infantility- от англ. infantilism; от нем.- infantilismus) обособлен как междисциплинарная проблема. Базовый вклад в анализ проблематики социального инфантилизма внесён психологами и педагогами, работающими в сфере обществоведения. Некоторую заинтересованность, как к предмету изучения проявляют социологи. Последние считают, что в определённой социальной категории общества, инфантилизм не что иное, как социальная характеристика личности, которая связана с протеканием первичной и вторичной общественной адаптации. Всё многообразие социальных институтов влияет на индивида в различной степени. В дальнейшем, это выражается в различии социального, физиологического и культурного взросления подрастающего поколения. Отсутствие желания у человека вникать в новые социальные роли и быть готовым к ответственности, приводит к нарушениям в социальной реальности.

Немало трудов отечественных и иностранных ученых посвящено изучению проблематики инфантилизма. Научные труды, таких зарубежных психологов как Антона Г., Фрейда З. , Ласега Э., Штутте Г. осведомляют о систематизации признаков и причин возможного зарождения и прогресса инфантилизма. Такие отечественные психологи как Шакурин С.В., Выготский Л.С., Гурьева В.А., Лебединский В.В., в своих работах сделали акцент на исследовании проблем инфантилизма.

Однако в работах психологов не всегда удаётся найти ответы на главные вопросы. Главным образом, учёные описывают действие уже функционирующего инфантилизма и способы его предотвращения. Без должного внимания остаётся вопрос изучения зарождения инфантилизма. Существует вероятность наличия заложенной программы социальной модели поведения, предрасположенности ребёнка или молодого человека к проявлению в будущем тех или иных признаков инфантилизма.

От латинского Infantilis означает «детский». Термин инфантилизм касательно медицинских и психофизических явлений, употребляется как оценка неготовности к развитию, сохранении в физическом образе поведении и черт, свойственным предыдущим этапам формирования личности. В буквальном смысле «детскость» – это легкомысленное отношение к жизни в любой деятельности. В психологическом плане, «инфантилизм» – это феномен слабой волевой активности, связанный с воздержанием от ответственности в пределах выбранной деятельности. Незрелость применяют к категориям самосознания и саморазвития.

По мнению различных специалистов – психологов, инфантилизм – это: запечатление психофизических признаков детского поведения у взрослых людей; частичное отставание в развитии на фоне истерии; детское расстройство процесса атрофии; неосознанная форма психического ограждения личности; специфичность психофизического и социологического развития у подростков; развитость сексуальности на почве инфантилизма; задержка в экспансивном развитии, отставание в развитии и незрелость психики; расстройство психического развития; расстройство интеллектуальной деятельности; биологическое отставание во взрослении в прямой зависимости от развития организма; низкий уровень нравственного созревания человека; задержка психического развития; заложенная модель поведения.

Данный анализ также помог нам выявить и обобщить следующие признаки инфантилизма: запоздалое развитие субъекта; безвольность; недостаток способностей к самодисциплине; бездействие; пассивность; бесхарактерность; непостоянство; неоднозначность жизненных целей; неконтролируемость эмоций; нежелание заниматься любой активной деятельностью; отсутствие стремления к физическому труду; задержка формирования нравственных ценностей; тяга к развлечениям; неудовлетворительные рефлексивные способности; иждивенчество и безответственность; хаотичность поведения; отсутствие потребности достижения целей.

Существует медицинское понятие инфантилизма . Физиологический инфантилизм – это замедление развития индивида в личностном плане с присутствием в физическом обличье человека признаков предыдущих возрастных периодов, где изъяны физического развития являются следствием заболевания. Психический инфантилизм – это неподготовленность человека, выражаемая в торможении формирования личности, когда поведение индивида не сообразно его биологическому возрасту. Правовой инфантилизм – это отсутствие чувства ответственности с точки зрения права, недостаточные правовые возможности при желании получения положительного результата.

О социальном инфантилизме специалисты говорят как о «личностной незрелости человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью». Иначе говоря, социальный инфантилизм – это различие социальных, биологических и культурных аспектов взросления молодого человека в индустриально-развитых странах Запада, Америки и России. Такие различия свидетельствуют о нарушениях систематизации социализации и вмешательства молодёжи во взрослую жизнь.

Подобная неподготовленность человека к осуществлению осмысленных поступков проявляется в отсутствии желания принимать те или иные решения самостоятельно. Множество таких признаков исключает индивида из разновидностей общественных взаимодействий, предлагая ему амплуа субъекта для наблюдения. Среди прочих критериев социального инфантилизма необходимо обозначить: чувство уязвимости, необоснованные требования к окружающим, иждивенчество, демонстрация эгоцентризма, слабое выражение эмоциональности, самокритичность, слабая воля, низкие моральные ценности, идеализация реальности, отсутствие мотивации к физическому труду, гедонизм, отсутствие тяги к самореализации, отсутствие желания достичь успеха, отсутствие модели поведения в жизни.

Разберём еще несколько характеристик феномена социального инфантилизма, способных дополнить наше представление об этом явлении. Психолог Э. Фромм описывает главный признак социального инфантилизма как отсутствие желания индивида возлагать ответственность за собственную жизнь только на себя.

Другой специалист А. Маслоу считает социальный инфантилизм потерей смысла жизни. К общим чертам социального инфантилизма можно добавить также: слабая воля, истеричность, деградация, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, наличие удобной позиции направленной на быстрое достижение результата при незначительных финансовых и временных затратах. Также к этому списку можно отнести: отсутствие способностей для поиска способов решения проблем, отсутствие психологической и социальной защиты и нежелание приобрести защиту от негатива.

Олпорт Г., Эриксон Э, Хорни Г. – зарубежные учёные-психологи, трактующие инфантилизм как патологию, которая проявляется в полном или частичном понимании индивидуума различных сторон окружающей реальности, включаю социальную. В частности, по их версии, инфантилизм характеризуется отсутствием навыков к налаживанию жизненной модели поведения на долгосрочный период.

Социальный инфантилизм в общественных всевозможных смыслах проявляется самыми различными способами. Как минимум, необходимо выделить две степени социального инфантилизма. Первая степень отличается полным отсутствием желания брать на себя ответственность за собственную жизнь. Такая жизненная стратегия называется «иждивенческая». Вторая степень социального инфантилизма, замечена только в избранных сферах общественной жизни. Специалисты называют это явление «бытовой или политический инфантилизм». Назовём несколько признаков этого термина: отчуждённость субъекта от политической жизни социума, некоторая отстраненность личности от социальных групп, неграмотность в политической сфере, полное или частичное отсутствие интереса к политике.

Многие специалисты-социологи проводят аналогию между социальным инфантилизмом и конфортностью, как качеством индивида (конформизм). Стратегия конформизма – это модель поведения личности, которая заключается в модификации индивидом мнений и установок поведения, в соответствии с уже действующими установками в данном социуме или отдельной группе. Исключительный вариант конформизма гласит, что когда личность, не имеющай собственной точки зрения, в один момент подчиняется мнению общества, соглашается и примыкает к большинству.

«Конформный человек» – это человек податливый реальному или выдуманному давлению лидирующей группы общества, уступчивый и готовый к компромиссам. Конформность, как известно, имеет два способа своего проявления. Существует внутренняя и внешняя конформность. Внутренняя конформность – это объективный реальный пересмотр личностью своих взглядов и позиций. Внешняя (неискренняя) конформность – это внутреннее несогласие с поведением той или иной группы общества, с характерной чертой отсутствия сопоставления себя этой группе.

Как правило, социально зрелая личность, конморфизму не поддастся благодаря: внутреннему контролю (иначе именуемому интервальностью); готовностью сохранять здоровье (например, отказ от употребления алкогольных напитков и наркотических средств); психологической независимости (отсутствию рискованного поведения); социальной, гражданской и нравственной устойчивой позиции; здоровому отношению к реальности.

Антиподом инфантилизма является «зрелость», а синонимом «детскость». Детскость – наивное восприятие общественной реальности. К определению «социальная зрелость личности» существует немало подходов. Чаще всего, синонимом термина «зрелость» выступает понятие «взрослость», но, тем не менее, эти понятия не идентичные. Психологи анализируют зрелость по следующим признакам: интеллектуальность, морализм, трудолюбие, нравственность, духовность, эмоциональность, профессионализм. Немаловажны гражданская и политическая позиции. Социальная зрелая личность – это личность, прошедшая полную адаптацию к социальной реальности, к социальным нормам, ценностям и традициям общества.

В роли базовых составляющих социально зрелой личности также выступают: терпимость, ответственность, саморазвитие, позитивное мышление, эмпатия и не конфликтность, долгосрочные межличностные связи; умение адаптироваться в социальной среде. Среди прочих компонентов социальной зрелости выделим: социальную ответственность и активность, креативность, толерантность, эмпатию, само рефлексию, осознание себя значимым субъектом общества, способность принимать решения в рискованных и невыгодных условиях, способность отвечать за результат сделанных решений, способность формировать и сохранять долгосрочные отношения, способность к сопереживанию и прочие качества социально-зрелой личности.

Психолог И.С. Якиманская подошла к анализированию социальной зрелости личности через способности к умениям. К примеру: умение самостоятельно использовать приобретенные творческие навыки, умение принимать решения, умение прогнозировать и оценивать собственные действия; умение возлагать на себя ответственность за свое окружение, способности к коммуникации с другими личностями.

Тема феномена социальной зрелости также затронута в научных трудах отечественных психологов (Абульхановой-Славской К.А, Сатир В., Ананьева Б.Г., Покрасса М.Л., Асмолова А.Г., Божовича Л.И., Реана А.А., Леонтьева Д.А., Мудрика А.В., Фельдштейна Д.И., Франкла В.).

К признакам психологически зрелой личности относят: прошедший адаптационный период в общественной сфере, уважение к нормам и ценностям, податливость, наличие внутреннего чувства контроля, способность предусматривать последствия своих действий, умение брать ответственность за близких людей. Кроме этого, психологи выделяют следующие признаки зрелой личности: чувство юмора, наличие философской стратегии жизни, само принятие и самосознание, способность к отношениям, мудрость, податливость, общительность, позитивное мышление и отношение к миру, терпимость, снисходительность, самокритичность, духовность, ответственность, саморазвитие, толерантность, иждивенчество. Обосновать вышесказанное можно единым основным признаком социальной зрелости – просоциальным поведением, т.е. активной жизненной позицией.

Психолог Ананьев Б.Г. проводил изучение социальной зрелости на основе исследований об индивидах, личности, индивидуальности и субъектах деятельности. Учёный Реан А.А. зрелость с точки зрения интеллектуальности и эмоциональности. Обратим внимание ещё на несколько взглядов на термин «социальная зрелость». Каждый возрастной период соответствует своему уровню эволюции социальной зрелости (мнение психологов Дашкевич О.В, Арканцевой Т.А., Гудзовской А.А). Социальная зрелость наступает в зависимости от экономической независимости (мнение психологов Кона И.С., Кузьмина Е.С., Петровского А.В.). Наступление социальной зрелости начинается в юном возрасте, потому как в этом возрасте происходит заложение общественной сути индивида (мнение психолога Д.И. Фельдштейна).

Работы современных специалистов в области изучению феномена социального инфантилизма посвящены следующим темам:

  • прогресс в социальной зрелости личности в годы студенческой жизни;
  • трудности политической индифферентности как причины, формирующие социально-правовую позицию подрастающего поколения России в настоящее время;
  • преподавательские технологии решения проблем социального и профессионального инфантилизма у студентов средне-специальных учебных заведениях;
  • прогресс социальной зрелости у студентов вузов педагогической направленности;
  • трудности формирования психологической зрелости у подростков;
  • социальная зрелость как средство равновесия между человеком и обществом;
  • социальная зрелость полноценная личность, где все компоненты определенны системой и находятся в иерархической зависимости;
  • понимание трудностей инфантилизма у современной молодёжи с точки зрения философии;
  • различие жизненных убеждений личности в зависимости от их уровня социальной зрелости;
  • формирование социальной зрелости у будущих специалистов образовательной сферы;
  • вычисление индекса социальной зрелости.

На основании изученного материала, считаем должным продолжить дальнейшее исследование данной темы. Изучение феномена инфантилизма нуждается в комплексном анализе. К изучению инфантилизма следует подойти как к фактору, противодействующему изменениям в современном обществе и как к процессу созданию и контроля над инновационным ресурсом личности с выявлением индикаторов и дерминат инфантилизма. В исследовании феномена инфантилизма могут помочь создание педагогической модели инфантилизма, мониторинг социальной среды, который формируется на основе предпосылок социального инфантилизма, а также анализ форм изображения и продвижения социального инфантилизма в долгосрочной перспективе.

Становится очевидной необходимость создавать конкретные рекомендации, которые помогли бы в исследовании социального инфантилизма и в формировании стратегий сопротивления различным его формам.

Литература

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. – С. 21.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Под ред. А.А. Бодалева М., Воронеж, 1996. – С. 43.
  3. Антон Г. О расстройствах развития у детей. Перевод под редакцией д‑ра М.Б. Шапиро. Москва, 1913. – С. 17.
  4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 32.
  5. Божович Л.И.Эгапы формирования личности в. онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. -1979. №4. – С. 34
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М .: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 106.
  7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – С. 68.
  8. Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. М., 1992. – С. 190.
  9. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений Текст. / Е.С. Кузьмин // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. Вып. 8. – С. 23-30.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985. – С. 91.
  11. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – С. 176.
  12. Маслоу А.Г. Самоактуализация / пер. с англ. / под общ. ред. A.M. Татлыбаевой. Спб: Ихтик, 1999. – С. 82..
  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 90.
  14. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 1998. – С. 71.
  15. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. N 4. – С. 44.
  16. Покрасс М.Л. Освоение одиночества: О чем молчат любимым // М.Л. Покрасс. Самара: Бахрах, 2005. – С. 91.
  17. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – М.; СПб., 2004. – С. 25.
  18. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – С. 12.
  19. Фельдштейн Д.И, Характер развития деятельности ребенка в онтогенезе и разработка психологических основ воспитания // Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И,Фельдштейна. М., 1982. – С. 3-18.
  20. Франкл В.Психотерапия на практике. Перевод Н. Паньков, В. Певчев. Серия: Мастерская психологии и психотерапии – М.: Ювента. 199. – С. 137.
  21. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 65–134.
  22. Фромм Э. Человеческая ситуация / Фромм Э. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – С. 110.
  23. Хорни Г. Новые пути в психоанализе / Собрание сочинений // Пер. с англ. ВЗт.Т.2.-М.: Смысл, 1997. – С. 92.
  24. Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста.// в кн. “Клиническая психиатрия” под ред. Груле Г., Юнга Р., Майер-Гросса В., Мюллера М. (пер. с нем.).- М.: М. 1967.- С.76.
  25. Эриксон Э. Г. Проблема эго-идентичности // Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173-200; № 2. – С. 155.
  26. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1989. – С. 42.

References

  1. Abul’hanova K.A. Sootnoshenie individual’nosti i lichnosti v svete sub#ektnogo podhoda // Mir psihologii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2011. № 1. – S. 21.
  2. Anan’ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija // Pod red. A.A. Bodaleva M., Voronezh, 1996. – S. 43.
  3. Anton G. O rasstrojstvah razvitija u detej. Perevod pod redakciej d ra M.B. Shapiro. Moskva, 1913. – S. 17.
  4. Asmolov A.G. Prakticheskaja psihologija i proektirovanie variativnogo obrazovanija v Rossii: ot paradigmy konflikta k paradigme tolerantnosti // Voprosy psihologii, 2003, № 4. – S. 32.
  5. Bozhovich L.I.Jegapy formirovanija lichnosti v . ontogeneze / L.I.Bozhovich // Voprosy psihologii. -1979. №4. – S. 34
  6. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija / Pod red. V. V. Davydova. – M.: Pedagogika-Press, 1996. – S. 106.
  7. Gur’eva V.A. Psihogennye rasstrojstva u detej i podrostkov. M.: KRON-PRESS, 1996. – S. 68.
  8. Kon I.S. Psihologija samostojatel’nosti / I.S.Kon // Pedagogika zdorov’ja. M., 1992. – S. 190.
  9. Kuz’min E.S. Social’no-psihologicheskie osobennosti lichnosti v svete teorii otnoshenij Tekst. / E.S. Kuz’min // Jeksperimental’naja i prikladnaja psihologija (Psihologija lichnosti i malyh grupp). – L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1977. Vyp. 8. – S. 23-30.
  10. Lebedinskij V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej. M.: Izd-vo MGU, 1985. – S. 91.
  11. Leont’ev D.A. Samorealizacija i sushhnostnye sily cheloveka //Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii / Pod red. D.A. Leont’eva, V.G. Shhur. M.: Smysl, 1997. – S. 176.
  12. Maslou A.G. Samoaktualizacija / per. s angl. / pod obshh. red. A.M. Tatlybaevoj. Spb: Ihtik, 1999. – S. 82..
  13. Mudrik A.V. Vvedenie v social’nuju pedagogiku. Uchebnoe posobie dlja studentov. M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1997. – S. 90.
  14. Olport G. Lichnost’ v psihologii. – SPb.: Piter, 1998. – S. 71.
  15. Petrovskij A.V. Vozmozhnosti i puti postroenija obshhepsihologicheskoj teorii lichnosti // Voprosy psihologii. 1987. N 4. – S. 44.
  16. Pokrass M.L. Osvoenie odinochestva: O chem molchat ljubimym // M.L. Pokrass. Samara: Bahrah, 2005. – S. 91.
  17. Rean A. A. Psihologija lichnosti: Socializacija, povedenie, obshhenie. – M.; SPb., 2004. – S. 25.
  18. Satir V. Semejnaja terapija. Prakticheskoe rukovodstvo. – M.: Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, 2009. – S. 12.
  19. Fel’dshtejn D.I, Harakter razvitija dejatel’nosti rebenka v ontogeneze i razrabotka psihologicheskih osnov vospitanija // Problemy psihologii sovremennogo podrostka / Pod red. D.I,Fel’dshtejna. M., 1982. – S. 3-18.
  20. Frankl V. Psihoterapija na praktike. Perevod N. Pan’kov, V. Pevchev. Serija: Masterskaja psihologii i psihoterapii – M.: Juventa. 199. – S. 137.
  21. Frejd Z. Nedovol’stvo kul’turoj // Frejd 3. Psihoanaliz. Religija. Kul’tura / Sost. i vstup. st. A. M. Rutkevicha. M.: Renessans, 1991. S. 65–134.
  22. Fromm Je. Chelovecheskaja situacija / Fromm Je. – Moskva: Direkt-Media, 2008. – S. 110.
  23. Horni G. Novye puti v psihoanalize / Sobranie sochinenij // Per. s angl. VZt.T.2.-M.: Smysl, 1997. – S. 92.
  24. Shtutte G. Psihiatrija detskogo i junosheskogo vozrasta.// v kn. “Klinicheskaja psihiatrija” pod red. Grule G., Junga R., Majer-Grossa V., Mjullera M. (per. s nem.).- M.: M. 1967.- S.76.
  25. Jerikson Je. G. Problema jego-identichnosti // Referativnyj zhurnal, serija: «Sociologija», 1991, № 1, s. 173-200; № 2. – S. 155.
  26. Jakimanskaja I.S. Razvitie obraznogo myshlenija v processe obuchenija // Vozrastnye i individual’nye osobennosti obraznogo myshlenija uchashhihsja / Pod red. I.S.Jakimanskoj. M.: Pedagogika, 1989. – S. 42.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.
infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ [Уроки Благополучия] Как научить подростка самостоятельности. Важно знать!!

    ✪ Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Воспитание детей. Мамина школа

    ✪ Реальный и иллюзорный прогресс женщины. Руслан Нарушевич

    Субтитры

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

К ак быть, если человек с которым вы делите свою жизнь, страдает инфантильностью? Он по-прежнему привлекает вас, у вас общие цели в жизни, но он совершенно не в состоянии позаботиться даже о себе. Что делать? Излечимо ли это?

Инфантильность , или акцентированность взрослого человека на состоянии ребёнка - достаточно распространённая сегодня ситуация. Мы имеем целое поколение молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, чьи родители выросли в послевоенное время и слишком ревностно оберегали спокойствие собственных чад. Подумайте сами. Люди, родившиеся с 45 по 55 годы, были просто лишены нормального детства. Страна была в руинах после войны, люди жили в хибарах, у многих не было отцов. Дети были лишены всего: опеки, заботы, образования, одежды, нормальных жизненных условий. Какими выросли эти дети? Жёсткими, волевыми, крепкими, способными пройти любое испытание.

Естественно, лишившись заботы в детстве, эти люди были особенно обеспокоены тем, чтобы их дети получили то, что недополучили они. Причём в некоторых случаях, это происходит по принципу: лучше дать с избытком, чем недодать. В результате, мы имеем целое поколение изнеженных молодых людей, которым в детстве и юности уделяли излишнее внимание, центрировали их запросы, оберегали от домашней работы, физического труда, любых трудностей. Позиция ребёнка в результате в их сознании стала наиболее акцентуированной. Им внушили, что ребенком быть выгодно, что их любят, несмотря ни на что, о них позаботятся. Что делать что-либо и предпринимать какие-либо собственные усилия необязательно. Всё и так сделают за них в любом случае.

Но дети выросли. У них уже собственные семьи. Как быть? Когда пора заводить уже собственных детей (и у многих они уже есть), заботиться о родителях, а человек ещё сам, по сути, находится в состоянии ребёнка. Что может быть хуже парня, который не умеет забить гвозд, и не понимает, как обеспечить себя и свою семью? Что может быть хуже девушки, которая воспринимает каждое предложение помыть посуду как личное оскорбление и ждёт, пока грязное бельё покроется плесенью, чтобы заняться стиркой? Какими воспитают они собственных детей и найдут ли вообще силы заняться их воспитанием?

В более приемлемом положении, как это ни странно, оказались те представители этого поколения, кто пережил развод родителей. Им уделялось меньшее внимание, на них были возложены хоть-какие то обязанности. Плюс, осознание того, что жизнь сложнее, чем кажется, и бывают проблемы, которые решить не так-то просто, пришло к ним в самом раннем возрасте. Эти дети в коллективе всегда особняком, они всегда выделяются, их немного. Но именно трудное детство (если оно, конечно, их не сломало) и сделало их более приспособленными и самостоятельными, чем остальных, коммуникабельных и беззаботных, но совершенно оторванных от жизни и её трудностей.

Как распознать, что ваш партнёр страдает инфантилизмом? Есть типичные признаки.

Очень часто он выглядит как ребёнок, в буквальном смысле. У него бывает детское выражение лица. Часто ему дают гораздо меньше лет, чем ему есть. Он любит говорить как ребёнок, шепелявить или искажать слова. В его лексиконе множество детских слов и выражений, усвоенных в детстве. Он любит уменьшительно-ласкательные прозвища. Любит сам их говорить и любит, когда его ими называют. Естественно, с вами наедине. От всех других свою инфантильность он скрывает и тщательно притворяется, что соответствует стандартам поведения.

В быту он совершенно не приспособлен. Представления о чистоте и порядке находятся у него на уровне, в какой комнате лежат те или иные вещи. А уж где они лежат, на полке или на полу, несущественно. Чисто в доме - это когда следы грязи ещё не видны и она не катается комками. Разумеется, он любит чистоту, но промежутки времени, между которыми он начнёт ею заниматься, могут быть очень длинными. Уборка под его руководством может проходить до раз в полгода. То же самое касается любых домашних дел. Стирка, глажка, любая бытовая обязанность - не для него. Лучшая работа - отложенная на попозже! Вот его девиз.

Разумеется, совсем ничем не заниматься инфантильный не может. Он находит отдушину в хобби. Каком-нибудь занятии, которое считает полезным и приятным для себя. Мужчины часто могут просиживать вечера за компьютерными играми, в интернете, выпивать. Женщины могут шить или вязать, заниматься бесконечной готовкой (если любят поесть). И те и другие могут уходить в запойное чтение, убивая время. Конечно, это нормальные занятия. Но когда ими занимаются сутки напролёт, игнорируя насущные дела и обязанности - это уже признак патологии.

Когда ребёнок вырастает из взрослой опеки, он часто может не заботиться о своём внешнем виде. Ходить в не совсем чистой одежде, хотя он безусловно любит хорошо выглядеть. Но следить за собой? Это же работа! Обязанность. Где на неё найти сил?!

Сексуальность инфантильного, конечно, проявляется, но никогда не станет доминирующей в его поведении. Он же ещё ребенок. Иногда он стесняется её, даже если ему уже под 30. Поэтому столкнуться с открытым проявлением сексуальности, общаясь с инфантильным, можно только, если он в вас о-очень заинтересован! Конечно, в семье это может стать проблемой. Когда вы хотите секса, а ваш муж или жена в основном предпочитает сводить интимную близость к нежным объятиям и лежать так часами, наслаждаясь уютом, как это делают маленькие дети.

Первый совет тем, кто в описании инфантильного пратнёра узнал себя. Тяжело, и от этого никуда не деться.

Но, как говорят психоаналитики, осознать проблему - наполовину её решить. Что вам можно посоветовать дальше?

Поймите, что мир - неисследованное поле для применения ваших возможностей. Что у вас полно сил. Начните верить в себя и применять в жизни свою веру.

Рискуйте, совершайте хоть и неправильные, но свои выборы. Решайтесь на смелые поступки. Экспериментируйте. Поймите, что ваша замкнутость на внутреннем, изолированном мире, ваше нежелание ежедневно сталкиваться с этим миром лицом к лицу - на самом деле проявление глубинного страха, который заложили в вас ваши родители. Они не говорили вам прямо: «Жизнь опасна - лучше всего сидеть тихо и ничего не делать». Но всеми своими действиями, своим поведением, своими чувствами они передали вам этот страх. Страх за вас, который стал и вашим страхом. Теперь всё, что вы делаете - это живёте в страхе.

Но жизнь в страхе - это имитация жизни. На самом деле, вы не живёте, вы имитируете жизнь. Вы не проявляете свои желания, не даёте им выражения, делаете то, что предписано, но ваша внутренняя сущность молчит. Вы заставили её замолчать. Это состояние можно поломать, скинуть, если позволить себе начать дышать полной грудью, избавиться от страхов. Постепенно, конечно. Делайте то, что давно мечтали делать, смотрите на мир широко, видьте там собственные надежды. Видьте, как они сбываются там. Доверьтесь миру и доверьтесь себе.

В вас таятся громадные силы. Верьте в это. Никто, кроме вас, не в состоянии ограничить вас и сказать, что вы можете, а что - нет. Испытайте свои силы. Так со временем вы обретёте свою внутреннюю силу и станете взрослым. И это не означает потерять открытый ум и способность радоваться жизни, вовсе нет. Просто вы станете опорой самому себе и будете знать: что бы ни случилось, самый лучший ваш помощник - вы сами. Независимость, сила и уверенность в себе - это то, что больше всего привлекает нас в других. Представьте теперь, как изменится ваша жизнь, если вы сами станете носителем этих качеств?

Другая сторона вопроса: если не вы, но ваш ближайший человек - ваш партнёр, супруг является инфантильным. Что делать в этом случае? Вы отлично проводите время, вам весело и хорошо друг с другом, но как дело доходит до бытовых вопросов, каждый раз назревает конфликт, и в трудных ситуациях вы знаете, что на вашего партнёра вы не сможете положиться.

Разумеется, это угнетает. А если это продолжается из года в год? Что делать? Неужели расходиться только из-за немытой посуды и неубранного дома. Ведь когда посуда вымыта, дом убран, еда приготовлена, проблемы улажены (хоть и в основном вашими усилиями) - у вас снова гармония. Жизнь продолжается. Но с другой стороны, нельзя же всю жизнь тащить весь быт совместного проживания на себе. Это хорошо, если нет детей, а если они появятся? Тогда вам придётся ухаживать и за ними, и за своим инфантильным супругом.

В таком случае ситуация точно может начать принимать угрожающие размеры. Ведь человеческая психика имеет свои ограничения. Мы - эмоциональные существа. Вечно сдерживать рациональностью свои негативные эмоции невозможно. Когда-нибудь плотина прорвётся, и всё, что лелеется, может рухнуть. Как этого избежать? Что можно сделать, чтобы этого не случилось?

Ну, во-первых (и это чистая правда), критиковать бесполезно. Инфантильного, живущего в детском мышлении человека этим вы только дальше забьёте в свои комплексы. Он ещё больше утвердится в том, что жизнь сложна и опасна, и ещё дальше отодвинет собственные потребности проявить себя. Так что критикой и упрёками (пускай и справедливыми) вы ничего не добьётесь. Можно выпустить пар, но как это решит проблему? Ведь это не только его проблема, это теперь ваша общая проблема, раз вы сложились в союз. С другой стороны, молча принимать его поведение тоже нельзя. Вы лишь отодвигаете срок разрешения ситуации.

Уход тоже не решит проблему. Вы будете чувствовать себя виноватыми, что бросили такого неподготовленного к жизни партнёра, и очень быстро захотите вернуть его. Чувство вины перед другим станет сильнее желания избавиться от проблемности личного существования.

Что можно порекомендовать в таком случае? Можно, конечно, попробовать давать советы, высказывать пожелания, мягко подводить человека к осознанию того, что существует проблема. Но, как показывает практика, сломать устойчивые психические стереотипы таким мягким, даже длительным способом, практически невозможно. Наставления будут отлетать от него как горох, поскольку он будет отсеивать всё, что не стыкуется с его мировосприятием. Он будет кивать головой, может быть, даже на секунду задумается, но уже через минуту он забудет, о чём вы говорили. Его подсознание послушно уберёт из оперативной памяти всё, что мешает и тревожит. Оставаться вне тревог - главная его цель.

Одно из стержневых проявлений личности: тенденция наступать или сдаваться. Как правило, в каждом человеке преобладает что-нибудь одно. Инфантильный человек хочет наступать, он даже станет предпринимать шаги, чтобы начать сражаться, но глубоко внутри он всё-равно убежден, что проиграет. И это губит его мотивы делать что-либо, он снова регрессирует к старому, проверенному способу поведения. Ничего не делать и не принимать решений - лучший способ сохранить равновесие. Пускай это равновесие неустойчиво и хрупко и в любой момент готово рассыпаться - ничего, соберем его снова.

Инфантильный человек не знает другого способа решения жизненных трудностей. Ему невыносима сама мысль, что для жизни нужно всегда прилагать усилия. Осознание этого травмирует его. Ведь ему внушили, что у него нет собственных сил, что ему не на что опереться.

Ваш партнёр - в душе ребёнок? Вот и отнеситесь к нему как ребёнку. Перестаньте взваливать на него слишком много психологически. Успокойтесь и наберитесь терпения. Раз в вашем союзе вы - взрослый, так проявите понимание и мудрость.

В первую очередь, перестаньте критиковать его за очередные проступки. Будьте мягче. Это очень важно, поверьте! Ваше отношение откроет его для ваших намерений. Подобрев и перестав видеть в вас агрессора, он научится слушать вас внимательнее и прислушиваться. Поняв, что его ни к чему не принуждают и не заставляют, он захочет рано или поздно сделать то же самое, что и вы. Покажите своим примером, что вам это приятно.

Да, это звучит по-детски. Но мы и обсуждаем сейчас проблему акцентированности на детском поведении взрослого человека. Станьте ему примером взрослого, уверенного в себе человека. Перестаньте раздражаться, покажите, что ваша жизнь вас полностью устраивает и вы полностью довольны собой. Он заинтересуется, как вам это удаётся. А следующий шаг будет восхищение вами и желание подражать. А начав подражать, он будет делать это во всём. И вы сами не заметите, как все те обязанности, которые ещё недавно лежали целиком на ваших плечах, теперь отняты у вас и с радостью выполняются вашим партнёром. Вовремя и со всей ответственностью. Согласитесь, достойный приз за усилия.

Всё, что вам нужно для этого, всего лишь измениться самому. Станьте уверенным, внушите себе, что ничто вас не остановит. Проявите эту уверенность вовне и никогда её не лишайтесь. Так вы станете примером, достойным для подражания. А личный пример, как известно ещё со времен пещерной педагогики - лучший способ воспитания.

И последние рекомендации. Делая своё дело, внушая уверенность в себе, испытывая уверенность сам, идите до конца. Иногда партнёр будет провоцировать вас вернуться к старому поведению. Ведь часто вы поддавались на его игры и разделяли с ним его поведение. Оставляли на ночь не вымытую посуду, хотя вам это совсем не свойственно, не обращали внимания на грязь в доме и на ворох грязного белья, откладывали на потом насущные дела и вместе с ним предавались уходу от жизни мира и забывали о проблемах.

Разделяя с вами собственное мировосприятие, он получает для себя разрешение продолжать жить по-прежнему. Он будет стараться как бы засасывать вас в свой внутренний мир, вы это почувствуете. Эту регрессию. Помните, вы для него не просто партнёр, вы и его энергетический опекун - замена родительского контроля. Разделяя с вами свой мир и видя ваше одобрение, он утверждается в правильности своего поведения. Этого делать больше нельзя!

Конечно, вам так было хорошо!.. Быть счастливым инфантильный умеет! В нём ребёнок сохранился нетронутым, со всем его детским оптимизмом и очарованием. Но, уходя от проблем, мы не устраняем их, а просто откладываем. Глубоко внутри инфантильный осознаёт это, и потому его вечным спутником бывает чувство вины, которое он подавляет. Нельзя быть счастливым, забывая о проблемах. Истинное счастье можно получить, решая проблемы и делая этот мир хоть немного светлее и чище.

Так что, как бы вам ни хотелось, но не принимайте больше его игру. Вы нацелились на то, чтобы стать объектом для подражания, так делайте всё для этого, не давая слабину. Не регрессируйте вместе с ним в детство. В то же время не забывайте быть счастливым. Это главное. Не увидев счастья в ваших глазах, ваш инфантильный партнёр не поверит вам. Счастье и комфорт - это главное, что его привлекает в жизни. Уберите счастье из уравнения, и ваши усилия будут напрасными.

Видите, какова ваша скромная цель? Стать счастливым самому! Несмотря ни на что. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся остальные. Делайте это, а раздражение оставьте слабым.

Подключите старый добрый приём визуализации. Представляйте своего партнёра таким, каким бы вы хотели увидеть его. Видеть, как он моет посуду. Как он убирает, без вашего понукания. Как у вас в доме чисто. Представьте, насколько у вас гармоничные отношения. Это отлично работает. Приём мысленного представления! Вживайтесь в эти образы и это здорово поможет вам преодолеть вашу маленькую проблему.

Кстати, говоря о визуализации, которая является метафизическим понятием, следует отметить следующий момент. Согласно многим учениям о человеческой природе, мы отзеркаливаем наши собственные внутренние проблемы на окружение. Что это значит? Что недостатки, которые вы видите в других людях, на самом деле, скрытая проекция ваших собственных внутренних проблем такого же типа. И стоит поразмыслить, а нет ли того, что вам так яро не нравится в вашем партнере, в вас самих? Хорошо подумайте. Ведь человек может просто реализовать то, что вы подавляете в себе. В его поведении это очевидно, а в вашем не проявлено, но в скрытом виде всё равно существует.

Просто так ничего не случается. Случайностей не бывает вообще. Если вы встретились именно с этим человеком и чувствуете притяжение к нему, это зачем-то надо. В большинстве случаев это происходит для обоюдного развития. Может, не партнёра надо менять, а вам самим стоит провести генеральную уборку собственного сознания? Подумайте над этим.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.