Социология. Под ред

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА, ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ

ДИСЦИПЛИНА: СОЦИОЛОГИЯ
СОСТАВИТЕЛИ: кандидат социологических наук, доцент Нагайбаева З.А.

Алматы, 2012 г.

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол №____ от «____»______2012_г.

Утверждены зав.каф., к.филос.н., доц. ________________ Бисембаевой З.У

1.Тема № 1 . Социология в структуре социально-гуманитарных наук.
2.Цель. Сформировать знания студентов о социологической науке.

^ 3.Задачи обучения: знать и свободно использовать основные понятия и категории социологической науки; определить специфику социологического подхода к анализу общества

^ 4.Форма проведения: консультация

5.Задания по теме: составить конспект по нижеперечисленным вопросам и глоссарий основных терминов по теме.

1.Предмет социологического знания.

2. Социология как научное знание.

3.фундаментальные вопросы социологии.

4.Основные понятия и категории социологии.

5.Структура и функции социологии.

^ 6.Раздаточный материал.

7. Литература




  1. Социология. /Под ред. Эфендиева Л.Г., М.2000.


  2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.

  3. Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.

  4. Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
^

На основе самостоятельно изученного материала выполните следующие задания: по теме:

« Социология в сте социально-гуманитарных наук».

1. Объясните взаимосвязь социологии с:

^ Взаимосвязь философией – это…

Взаимосвязь с политологией – это…

Взаимосвязь с психологией – это…

Взаимосвязь с историей – это…

Взаимосвязь с демографией – это…

Взаимосвязь с педагогикой – это…

Взаимосвязь с экономикой – это…

2. Какое место занимает социология в системе научного знания?

3. В чем сходство социологии с гуманитарными дисциплинами?

4. В чем отличие социологии от других общественных наук?

5. Что означает интегративная наука социологии?
1.Тема № 2 . Основные направления в истории социологии.

2.Цель. Сформировать знания студентов о развитии социологической науки.

^ 3.Задачи обучения: раскрыть основные этапы развития социологической науки; уметь использовать концепции и теории социологической науки при анализе общественных реалий.

^ 4.Форма проведения: пресс-конференция

5.Задания по теме: Подготовка рефератов по следующим темам:

1.Основные направления европейской социологии Х1Х века.

2.Парадигмы современной западной социологии.

3.Социологическая мысль в России и Казахстане: особенности становления и развития.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература


  1. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.

  3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

  4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008.

  5. Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.

  6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Назовите основные положения социологической теории О.Конта?

2. В чем заключается сущность органической теории общества Г.Спенсера?

3. Как решаются в социологии О.Конта и Г.Спенсера проблемы равновесия,

гармонии и стабильности в обществе, а также проблемы распада общества?

4. Раскройте суть теории Э.Дюркгейма, его учение о методе в социологии,

социальных фактах, коллективном сознании.

5. Чем отличаются подходы М.Вебера и Э.Дюркгейма к предмету социологии?

6. В чем сущность «понимающей социологии»?

7. В чем заключается психологический подход в социологии?

8. Назовите принципы неопозитивизма и его основных представителей.

9. Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений

людей в развитии общества как социальной системы.

10. Раскройте основные положения учения Ч.Валиханова.

11. И.Алтынсарин о главных направлениях развития казахского общества.

12. Абай о социальной структуре казахского общества.

13. В чем состоит, по Дарендорфу, позитивная роль социального конфликта?

14. В чем сущность функционального анализа Р.Мертона?

15. Объясните взгляды З.Фрейда на общество.

16. Раскройте теорию символического интеракционизма Дж.Мида и Ч.Кули.

^ 1.Тема № 3. Общество как социальная система.

2.Цель. Сформировать знания студентов о системном подходе к изучению общества

3.Задачи обучения: владеть методами анализа общества как социальной системы; знать основные подходы к систематизации общества

4.Форма проведения: консультация

^ 5.Задания по теме: Конспектирование и аннотирование вопросов:

1.Теория социальной системы Т.Парсонса.

2.Структурно-функциональный анализ Р.Мертона.

3.Постфункционализм Н.Лумана.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература

1. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.

3. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.

5. Социология. Под ред Эфендиева Л.Г. М., 2000.

6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. М., 2007.

^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Как в социологии определяют общество?

2. Назовите условия, при которых социальное объединение можно назвать

обществом.

3. Каковы основные пути развития общества?

4. Что означает системный подход в изучении общества?

5. Что такое революция?

6. Что такое реформа?

7. Раскройте ступени развития общества.

8. Дайте характеристику типам общественного развития.

9. Назовите законы развития общества.
^ 1.Тема № 4. Социальные институты и процессы.

2.Цель. Сформировать знания студентов о социальных институтах и социальных процессах.

3.Задачи обучения: определить содержание понятий «социальный институт» и «социальный процесс»; о пределить характерные признаки основных социальных институтов и их структурные элементы; охарактеризовать функции и дисфункции социальных институтов; выявить виды социальных процессов.

^ 4.Форма проведения: семинар

5.Задания по теме: Подготовка рефератов по темам:

1.Понятие социального института. Истоки и условия институционализации.

2.Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие.

3.Понятие социального процесса.

4.Социальные процессы в жизнедеятельности общества.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература

1. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. – М., 1999. – C. 362 – 481.

2. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., 2004. – С. 183 – 219, 217 – 351.

3.Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 214-261
^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Дайте понятие социального института.

2. Раскройте функции социальных институтов.

3. Какие функции называются явными, а какие латентными?

4. Что представляет собой процесс институализации?

5. Что такое социальный процесс?

6. Назовите виды социального процесса.
^ 1.Тема № 5. Социальная структура и социальная стратификация.

2.Цель. Изучить теории социальной структуры и социальной стратификации.

3.Задачи обучения: выявить наиболее дискуссионные и актуальные проблемы социальной стратификации; определить содержание ключевых понятий; развить навыки применения теорий стратификации к анализу проблем современного казахстанского общества;.

^ 4.Форма проведения: семинар

5.Задания по теме: подготовка докладов по темам:

1.Понятие социальной структуры общества.

2.Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера.

3.Понятие социальной стратификации общества.

4.Типология теории социальной стратификации.

5.Теория среднего класса.

6.Особенности стратификационных процессов в РК. Новые классы и страты.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература


  1. Аитов Н.А. Равенство неравных людей. Алматы. Санат. 1998.

  2. Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в РК. Алматы, 1997.

  3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. – М., 1999. – C. 196 – 232, 266 – 287.

  4. 2. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., 2004. – С. 121 – 182.

  5. 3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.,

  6. 2005. – С. 270 – 305, 378 – 395.

  7. 4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. – СПб.,

  8. 2000. – 1054 с.

  9. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 537-566.

  10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Гл.7-11

^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Что такое социальная структура общества?

2. В чем заключается марксистский подход к социальной структуре?

3. Дайте определение класса.

4. Что такое страта? Каковы ее критерии?

5. Сравните социальную структуру постиндустриального и современного общества.

6. Дайте определение социальной мобильности.

7. Дайте характеристику типам социальной мобильности.
^ 1.Тема № 6. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.

2.Цель. Рассмотреть особенности социологического подхода к личности.

^ 3.Задачи обучения: выявить специфику взаимосвязи личности и общества; показать процесс становления личности в системе социальных связей и отношений; рассмотреть особенности ее статусов и ролей, а также возможности самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества; проанализировать причины отклоняющегося поведения в соотношении с кризисом ценностных оснований общества.

^ 4.Форма проведения: консультация

5.Задания по теме: Составить конспекты по следующим вопросам:

1.Понятие личности.

2.Социализация личности. Институты социализации личности.

3.Теории развития личности.

4.Основные формы девиантного поведения.

5.Социальный контроль.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература


  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.

  2. Гидденс Э. Социология. С. 54-118

  3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

  4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  5. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

  6. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.

  7. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15

  8. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.

  9. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.

  10. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.

^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

2. Каковы основные социологические теории личности?

3. В чем суть процесса социализации?

4. Что такое социальный тип личности? Раскройте типологию личности.

5. Что понимается под девиантным поведением?

6. В чем отличие положительной и отрицательной девиации?

7. Какие четыре типа преступников выделил Ч.Ломброзо?

8. Типы личности по В.Шелдону.

9. Какие типы девиантов выделил Р.Мертон?

10. Расскажите и теории стигмации Г.Беккера.

11 Расскажите о видах девиантного поведения
^ 1.Тема № 7. Социология образования.

2.Цель. Изучить особенности социологического подхода к проблемам образования.

3.Задачи обучения: рассмотреть специфику социологического подхода к исследованию образования; изучить различные концепции образования.

^ 4.Форма проведения: семинар.

5.Задания по теме:

1.Образование как социальный институт.

2.Интернационализация образования.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература


  1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы: Казак университет!, 2002.

  2. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/ отв. Редактор академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

  3. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей; Юрайт, 2000.

  5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация социологии в Казахстане. КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы. 2007.
^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Раскройте функции, структуру и задачи образования.

2. Дайте характеристику видов образования.

3. Проведите сравнительный анализ систем образования различных стран мира.
^ 1.Тема № 8. Экономическая социология

2.Цель. Иучение экономической социологии как специальной социологической теории.

3.Задачи обучения: определить основные области социологического исследования экономики; рассмотреть содержания фундаментальных понятий экономической социологии – экономическое поведение, экономическое действие, экономическое сознание и мышление, экономическая культура.

^ 4.Форма проведения: семинар.

5.Задания по теме: Подготовить рефераты и доклады по темам:

1. Социальный механизм развития экономики.

2. Основные проблемы и направления экономической социологии.

^ 6.Раздаточный материал

7.Литература


    1. Э.Гидденс. Социология. М. 1999.

    2. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.

    3. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997.

    4. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002.
^ 8.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Раскройте содержание фундаментальных понятий экономической социологии – экономическое поведение, экономическое действие, экономическое сознание и мышление, экономическая культура.

2. Дайте определение понятия среднего класса, состав среднего класса, его роль в обществе.

2. Раскройте ценностные ориентации среднего класса.

3. Определите источники пополнения и каналы мобильности среднего класса в Казахстане.

4. Раскройте содержание понятий «бедность», «неравенство».
1.Тема № 9. Социология семьи.

2.Цель. Выявить специфику социологического исследования семьи.

3.Задачи обучения: изучить семью с позиций социологичсекой науки: как социальный институт и как социальную группу; различать формы брака и типы семьи; выявить основные этапы эволюции семьи.

^ 4.Форма проведения: семинар.

Социология: учебник / В. Н. Лавриненко, О. А. Останина, Л. М. Путилова [и др.|; науч. ред. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2011. - 480 с.
Предлагаемое четвертое издание известного учебника «Социология» подготовлено с учетом апробации трех предыдущих изданий (1-е, 2-е, 3-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2000, 2004). Основная цель учебники - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.
Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие ступени современного анализа социальных явлений.
Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех интересующихся проблемами жизни и развития общества.

Раздел I СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Глава 1. Структура социологического знания
1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания
1.2. Уровни социологического знания

Глава 2. Основные функции социологии

Раздел II ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX в
3.1. Основоположник социологии Огюст Конт
3.2. Органическая теория общества Герберта Спенсера
3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма
3.4. Понимающая социология Макса Вебера

Глава 4. Социологическая теория марксизма
4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса
4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества
4.3. Общество - целостный социальный организм
4.4. Сферы общественной жизни
4.5. Общественно-экономические формации, или Исторические типы общества
4.6. Марксистская социология и современность

Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX в
5.1. Социологические взгляды русских революционных демократов
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина
5.3. Социология революционного народничества - субъективный метод в социологии
5.4. Психологическое направление в русской социологии
5.5. Легальный марксизм и эволюция капитализма
5.6. Плюралистическая социология М. М. Ковалевского
5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина

Глава 6. Современная западная социология
6.1. Классификация социологических направлений
6.2. Социологический неопозитивизм
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса
6.4. Теория социальных конфликтов
6.5. Технологический детерминизм
6.6. Символический интеракционизм
6.7. Феноменологическая социология
6.8. Теория социального обмена

Раздел III СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Глава 7. Теория социальной структуры общества
7.1. Социальная структура общества и ее элементы
7.2. Социальные отношения и типы социальных структур
7.3. Социальные группы
7.4. Социальная мобильность
7.5. Проблема гражданского общества
7.6. Проблемы и тенденции развития социальной структуры современного общества

Глава 8. Этническая социология
8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
8.2. Национально-этнические отношения
8.3. Национальный вопрос в современных условиях

Глава 9. Политическая социология
9.1. Политика и политическая деятельность
9.2. Политические отношения и политические интересы
9.3. Политические процессы и политические институты
9.4. Политическая система общества
9.5. Политическое сознание

Глава 10. Социология культуры
10.1. Понятие культуры.Основные подходы
10.2. Сущность культуры
10.3. Закономерности развития культуры
10.4. Типология культуры
10.5. Функции культуры

Глава 11. Общество и социальные институты
11.1. Понятие социального института
11.2. Система социальных институтов
11.3. Функции и роль социальных институтов
11.4. Социальные организации

Глава 12. Социология семьи и брака
12.1. Семья как социальный институт и малая социальная группа
12.1. Основные формы семьи и брака
12.3. Социальные функции семьи и брака
12.4. Перспективы развития современной семьи

Глава 13. Социология личности

13.1. Соотношение понятий «человек» и «личность»
13.2. Основные факторы формирования личности, ее социализации
13.3. Проблема социальной зрелости личности
13.4. Основные проявления духовного содержания личности
13.5. Личность как субъект деятельности и общественных отношений
13.6. Социальные и социально-психологические типы личности
13.7. Личность и общество

Глава 14. Общественное мнение как явление духовной жизни общества
14.1. К истории понятия «общественное мнение»
14.2. Сущность и признаки общественного мнения
14.3. Субъект и объект общественного мнения
14.4. Факты формирования и проявления общественного мнения
14.5. Психолого-социологические особенности общественного мнения

Глава 15. Свободное время как социальная ценность и объект социологического познания
15.1. Проблема свободного времени в социальной науке
15.2. Свободное время в жизни общества
15.3. Основные проблемы в использовании свободного времени

Глава 16. Социология рынка
16.1. Рынок как социологическое понятие
16.2. Социальные аспекты развития рынка
16.3. Специфика потребительского риска на российском рынке

Глава 17. Социология конфликта
17.1. Конфликт и различные подходы к его изучению
17.2. Функции и классификация социальных конфликтов
17.3. Механизм социального конфликта
17.4. Управление конфликтом
17.5. Социальные конфликты в современной России
17.6. Революции и реформы как формы проявления социальных конфликтов

Глава 18. Социальные изменения
18.1. Понятие социальных изменений
18.2. Социальные изменения и проблема социального прогресса
18.3. Концепции социальных изменений
18.4. Факторы социальных изменений: проблемы и перспективы России

Глава 19. Мировая система и процессы глобализации. Место России в современном мире
19.1. Основные тенденции современного мирового развития
19.2. Сущность процессов глобализации
19.3. Императивы устойчивого развития
19.4. Место России в современном мире

Раздел IV
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 20. Методология социологических исследований
20.1. Понятие методологии. Специфика
социологической методологии
20.2. Структура социологической методологии
20.3. Основные методологические парадигмы социологии

Глава 21. Методика социологических исследований
21.1. Определение методики: ее процедуры, операции, технические средства
21.2. Инструменты методики
21.3. Основные характеристики методики

Глава 22. Прикладная социология
22.1. Определение прикладной социологии: методы и функции
22.2. Типология прикладных социологических исследований
22.3. Методы прикладных исследований
Важнейшие социологические понятия и термины

Предисловие I. Социологическое знание Глава 1 Структура социологического знания 1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 1.2. Уровни социологического знания Глава 2. Основные функции социологии II. Общесоциологические теории Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 3.4. Понимающая социология М. Вебера Глава 4. Социологическая теория марксизма 4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 4.3. Общество - целостный социальный организм 4.4. Сферы общественной жизни 4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 4.6. Марксистская социология и современность Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 5.1. Социологические взгляды революционных демократов 5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 5.3. Субъективный метод в социологии 5.4. Психологическое направление в русской социологии 5.5. Легальный марксизм 5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина Глава 6. Современная западная социология 6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 6.2. Неопозитивизм 6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 6.4. Социология конфликта 6.5. Феноменологическая социология 6.6. Символический интеракциониэм 6.7. Теория действия III. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества 7.1. Социальная структура общества и ее элементы 7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 7.3. Социальные группы 7.4. Социальная мобильность 7.5. Проблема гражданского общества 7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества Глава 8. Этническая социология 8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 8.2. Национально-этнические отношения 8.3. Национальный вопрос в современных условиях Глава 9. Политическая социология 9.1. Политики и политическая деятельность 9.2. Политические отношения и политические интересы 9.3. Политические процессы и политические институты 9.4. Политическая система общества 9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры 10.1. Культура и ее функции 10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 10.3. Массовая культура и субкультура 10.4. Проблемы культуры в современной России Глава 11. Социальные институты и организации 11.1. Социальные институты 11.2. Социальные организации Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 12.1. Труд и его составляющие 12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив Глава 13. Социология семьи 13.1. Брак и семья - социальные институты 13.2. Важнейшие функции семьи 13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений Глава 14. Социология личности 14.1. Концепции личностей 14.2. Социализация личности 14.3. Социальная типология личности 14.4. Личность и общество в переходный период Глава 15. Социология города и деревни 15.1. Социология расселения 15.2. Специфика функционирования города 15.3. Проблемы развития деревни 15.4. Система расселения Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 16.1. Феномен общественного мнения. 16.2. Функции общественного мнения Глава 17. Социология свободного времени 17.1. Структура н классификация свободного времени 17.2. Свободное время в жизни общества 17.3. Факторы, влияющие на свободное время Глава 18. Социология конфликта 18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению 18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 18.3. Механизм социального конфликта 18.4. Управление конфликтом 18.5. Социальные конфликты в современной России IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 19.1. Социологическое исследование и его виды 19.2. Программа социологического исследования 19.3. Применение выборочного метода 19.4. Рабочий план социологического исследования Глава 20. Методы социологических исследований 20.1. Анкетный опрос 20.2. Интервью 20.3. Наблюдение. Эксперимент 20.4. Анализ документов Глава 21 Анализ эмпирических данных Литература Важнейшие социологические понятия и термины

[Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01050-2. читать

Философия / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 622 с.: ISBN 5-238-00763-9 читать

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

: Учебник для студентов вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-01225-4 читать

978-5-238-01225-4

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. - ISBN 978-5-238-01225-4. читать

Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной.

Лавриненко Владимир Николаевич

Психология и этика делового общения / Лавриненко В.Н., - 5-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.: ISBN 978-5-238-01050-2 читать

978-5-238-01050-2

Цель изучения учебной дисциплины «Психология и этика делового общения» — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения. Пятое издание учебника существенно доработано и актуализировано. Значительно расширился круг исследуемых проблем. Включена новая глава «Манипулятивные приемы общения». Новые тесты позволяют осуществить самооценку деловых качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного общения партнеров. Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании психологической и нравственной культуры делового общения (предыдущие издания — ЮНИТИ, 1995, 1997, 2000, 2003).

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Лавриненко Владимир Николаевич

Социология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 448 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01147-9. читать

Новое издание известного учебника «Социология» подготовлено с учетом апробации двух предыдущих изданий (1-е, 2-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2000). Основная цель учебника — помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений. Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 735 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников».) - ISBN 978-5-238-01378-7. читать

В четвертом издании учебника «Философия», как и в предыдущих (1-е изд., 2-е изд., 3-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2001, 2004) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показываются роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия. В вопросах и ответах [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, В. В. Юдин; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 5-238-00589-Х. читать

Избранная авторами форма изложения материала (вопрос-ответ) позволила более конкретно, четко и доступно для читателя раскрыть основные проблемы философии как науки и учебной дисциплины. Наглядно и интересно раскрываются ее предмет, функции, мировоззренческое и методологическое значения для развития других наук, а также история развития философской мысли и ее основные современные направления. Специальные разделы книги посвящены проблемам социальной философии и философскому учению о человеке (философской антропологии). Для студентов и аспирантов вузов и научных учреждений, а также широкого круга читателей.

Лавриненко Владимир Николаевич

Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-00978-0. читать

Предлагаемое третье издание учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1999; 2-е — ЮНИТИ, 2002) дополнено и доработано с учетом требований современного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и реалий современной политической жизни. Рассматривается широкий круг вопросов политологии, ее общетеоретических и методологических проблем, основных категорий, функций, методов исследования политических явлений. Большое внимание уделено истории развития политической мысли, знание которой позволяет глубже осмыслить сегодняшние политические явления, а также актуальным проблемам современной политологии. Учебник дополнен словарем важнейших политических терминов и понятий. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами политической жизни общества и политической теории.

Лавриненко Владимир Николаевич

Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 5-238-00763-9. читать

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко- философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Это второе, дополненное издание известного учебника "Социология" (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.
Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений.
Для студентов ВУЗов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Социология -наука об обществе.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин "социология", образованный из латинского слова socletas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Оглавление
Предисловие 5
I. Социологическое знание 13
Глава 1 Структура социологического знания 14
1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 14
1.2. Уровни социологического знания 18
Глава 2. Основные функции социологии 24
II. Общесоциологические теории 29
Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 30
3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 30
3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 36
3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 40
3.4. Понимающая социология М. Вебера 43
Глава 4. Социологическая теория марксизма 50
4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 51
4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 34
4.3. Общество - целостный социальный организм 57
4.4. Сферы общественной жизни 59
4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 62
4.6. Марксистская социология и современность 65
Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 70
5.1. Социологические взгляды революционных демократов 70
5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 81
5.3. Субъективный метод в социологии 86
5.4. Психологическое направление в русской социологии 92
5.5. Легальный марксизм 96
5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 103
5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина 108
Глава 6. Современная западная социология 115
6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 115
6.2. Неопозитивизм 117
6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 119
6.4. Социология конфликта 122
6.5. Феноменологическая социология 124
6.6. Символический интеракционизм 125
6.7. Теория действия 127
III. Специальные социологические теории 131
Глава 7. Теория социальной структуры общества 132
7.1. Социальная структура общества и ее элементы 132
7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 134
7.3. Социальные группы 139
7.4. Социальная мобильность 142
7.5. Проблема гражданского общества 143
7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества 145
Глава 8. Этническая социология 149
8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 149
8.2. Национально-этнические отношения 155
8.3. Национальный вопрос в современных условиях 162
Глава 9. Политическая социология 168
9.1. Политики и политическая деятельность 168
9.2. Политические отношения и политические интересы 170
9.3. Политические процессы и политические институты 176
9.4. Политическая система общества 179
9.5. Политическое сознание 184
Глава 10. Социология культуры 190
10.1. Культура и ее функции 190
10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 193
10.3. Массовая культура и субкультура 196
10.4. Проблемы культуры в современной России 200
Глава 11. Социальные институты и организации 202
11.1. Социальные институты 202
11.2. Социальные организации 212
Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 220
12.1. Труд и его составляющие 220
12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив 226
Глава 13. Социология семьи 240
13.1. Брак и семья - социальные институты 240
13.2. Важнейшие функции семьи 243
13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений 248
Глава 14. Социология личности 254
14.1. Концепции личностей 255
14.2. Социализация личности 259
14.3. Социальная типология личности 261
14.4. Личность и общество в переходный период 264
Глава 15. Социология города и деревни 267
15.1. Социология расселения 267
15.2. Специфика функционирования города 270
15.3. Проблемы развития деревни 274
15.4. Система расселения 282
Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 286
16.1. Феномен общественного мнения. 286
16.2. Функции общественного мнения 295
Глава 17. Социология свободного времени 300
17.1. Структура н классификация свободного времени 300
17.2. Свободное время в жизни общества 305
17.3. Факторы, влияющие на свободное время 310
Глава 18. Социология конфликта 315
18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению. 315
18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 322
18.3. Механизм социального конфликта 326
18.4. Управление конфликтом 329
18.5. Социальные конфликты в современной России 331
IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований 339
Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 340

19.1. Социологическое исследование и его виды 340
19.2. Программа социологического исследования 345
19.3. Применение выборочного метода 349
19.4. Рабочий план социологического исследования 352
Глава 20. Методы социологических исследований 355
20.1. Анкетный опрос 355
20.2. Интервью 359
20.3. Наблюдение. Эксперимент З66
20.4. Анализ документов 369
Глава 21 Анализ эмпирических данных 376
Литература 384
Важнейшие социологические понятия и термины 388.