Содержание и форма в педагогике. Формы организации педагогического процесса
Форма организации обучения - это способ организации обучения. Педагогическая форма - это устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов (В.С.Безрукова).
Признаки, характеризующие форму организации обучения:
Состав учащихся (постоянный, временный, одновозрастной, разновозрастной);
Место и время проведения занятий;
Характер деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая работа, теоретическая или практическая работа;
Способ руководства: непосредственное руководство (преподаватель - организатор на уроке), опосредованное руководство (домашняя работа).
Каждая форма организации обучения включает в себя различные формы организации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это может быть:
индивидуальная работа; групповая работа; фронтальная работа; коллективная работа.
В дидактике выделяют 3 системы обучения.
1.Система индивидуального обучения.
2.Система классно-урочная.
3.Лекционносеминарская система.
А вообще существует около 20 форм организации обучения. Форма - это способ существования содержания образования.
Выбор формы организации обучения определяется:
Целью обучения;
Уровнем подготовленности учащихся;
Составом преподавателей;
Материальными условиями.
Классно-урочная форма обучения Классно-урочная форма обучения на данный момент остаётся традиционной.
Урок - это законченная в содержательном, организационном и временном отношении часть учебного процесса.
Преимущества классно-урочной формы обучения:
Даёт возможность обучать большое количество детей;
Экономически выгодна;
Обеспечивает систематичность, доступность и наглядность обучения.
Недостатки классно-урочной формы обучения:
На уроке идёт ориентация на среднего ученика;
На уроке затруднён индивидуальный подход, затруднён учёт типов высшей нервной деятельности, интересов, способностей;
Ограничены возможности для организации самостоятельной работы учащихся;
Привязанность к определённому месту;
Ограниченность во времени (компенсация - использование лекций);
Стандартное построение урока от 1-го до 11-го классов в группах (компенсации - применение разнообразных форм).
Специфические признаки урока - те признаки, которые отличают его от других форм организации обучения.
1.Занятия проводятся с постоянным однородным по возрасту составом учащихся.
2.Занятия ведутся по твёрдому расписанию со всей группой, определённый строгий регламент.
3.На уроке остаётся коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
4.Руководство осуществляет преподаватель с учётом особенностей каждого учащегося и его учебными возможностями.
Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Классификация уроков Признаки классификации:
Метод обучения;
Образовательная цель.
Типы уроков по первому признаку:
Урок-лекция;
Урок-беседа;
Киноурок;
Урок самостоятельной работы учащихся.
Типы уроков по второму признаку:
Вводный урок;
Урок изучения нового материала;
Урок обобщения материала;
Урок усвоения новых знаний;
Урок формирования навыков и умений;
Проблемный урок.
Особенности уроков теоретического и производственного обучения
Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации.
Теоретическое обучение рабочих есть одновременно:
Продолжение школьного общего образования;
Научное обеспечение профессиональной практической деятельности;
Основа для последующего получения среднего профессионального образования, высшего, научного.
Функции теоретической подготовки: обслуживание их практической деятельности по специальности.
Профессиограмма;
Квалификационная характеристика;
Виды трудовой деятельности в условиях производства.
Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических действий - профессиональных навыков и умений.
Профессиональные навыки - это отдельные операции и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.
Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.
Основные тенденции развития системы профессионального образования
В наше время определяющими тенденциями развития профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация и плюрализация образования и др.
Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.
1.Непрерывность образования
Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом и вызвала огромный теоретический и практический резонанс.
В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учёбы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и её деятельности.
По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах античных авторов. На идее о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют всю историю человеческой цивилизации. Толчком для создания теории непрерывного образования и образовательного общества, а лучше, на наш взгляд, - сообщества, явилась глобальная концепция «единства мира», согласно которой все структурные части человеческой цивилизации взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой преломления всех процессов, происходящих в мире.
Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р.Даве, определившего принципы непрерывного образования.
Р.Даве определяет 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование. По мнению исследователя, эти признаки можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного исследования в данной области. Их перечень включает следующие принципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров подготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; связь между изучаемыми предметами; связь между различными аспектами развития человека и. д.
Особенности профессиональной подготовки рабочих
Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, повышение их квалификации или подготовки по новым профессиям Подготовка рабочих означает получение человеком первой профессии. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки специалистов, ориентации профессионального образования на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Сегодня: задача профессиональных учебных заведений дать своим выпускникам такое профессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.
Организация педагогического процесса по подготовке рабочих основана на следующих принципах: принцип социобразности; принцип природосообразности; принцип демократизации;
принцип гуманизации; принцип профессиональной целесообразности; принцип политехнизма.
Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отношений к профессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалификации. Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических действий - профессиональных навыков и умений.
На современном этапе труд рабочего становится интегративным. Ему необходима широкая общеобразовательная и политехническая подготовка, которая должна быть тесно связана с профессиональной. Такая подготовка даёт широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новых экономических, технологических и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы организации труда.
Непосредственная связь с производством позволяет взаимоувязать обучение с производством, создать учебно-производственный процесс.
Законы развития производства делятся на три группы .
1 группа характеризует развитие производства в целом. К ним относятся:
Закон прибыли;
Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил
2 группа отражает особенности перспективы развития промышленного производства в его единстве с технико-технологической составляющей: закон дифференциации и интеграции производственных процессов и др.
3 группа отражает организацию производства на современном этапе его развития.
Все законы производства влияют на организацию учебно-воспитательного процесса в училище.Педагогическая наука и система образования в обществе являются частью народно-хозяйственного комплекса. Влияние экономики и производства на процесс подготовки рабочих огромно.
При подготовке рабочих действуют следующие педагогические законы:
Закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодёжи в повышении эффективности производства и экономики;
Закон соединения обучения с производительным трудом;
Закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учётом потребностей рынка рабочей силы;
Закон соответствия целей, содержания и технологии обучения характеру производства, для которого осуществляется подготовка рабочих.
Воспитательные отношения в училище строятся на основе законов педагогики и производства.
В учебных заведениях начального профессионального образования проявляются и реализуются общие педагогические закономерности:
Обусловленность процесса обучения потребностям общества;
Зависимость эффективности процесса обучения от специфики его содержания, возможностей обучаемых, выбора форм и методов обучения;
Единство преподавания и учения;
Единство образования, воспитания и развития учащихся в процессе обучения.
Профессиональное образование наряду с общим является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности. Ориентация образования на формирование "человека профессиональной культуры" обуславливают принципиально иной подход к формированию целей и содержания образования.
Основными тенденциями развития профессионального образования являются:
гуманизация; демократизация; непрерывность; опережающее образование (уровень образования должен быть выше уровня производства.
Уровень начального образования должен быть таким, чтобы подготовить конкурентно способных рабочих. Конкурентно способный рабочий это высокообразованный рабочий, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности.
Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как зави-
симость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.
В числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.
Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве
основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности.
К основным принципам относятся:
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
Системность и целостность в управлении;
Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
Единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы,
введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе.
Управление педагогическими системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества, возникает необходимость использовать технические средства обучения. Педагогические средства — это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр). Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике — педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Место формы в педагогическом процессе: Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, "бой эрудитов", шахматный турнир, концерт и т.п. Cocтавные формы строятся на развитии простых или на их разно разных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых составных форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, или защите детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направлениям содержания воспитания выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, з чет, консультация, практика и пр.
Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые cоревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т.п.).
организации педагогического процесса - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
|
Глава 16. Формы организации педагогического процесса
Понятие о формах организации педагогического процесса Общая характеристика классно-урочной системы Урок - основная форма организации педагогического процесса Дополнительные формы организации педагогического процесса Вспомогательные формы организации педагогического процесса
§ 1. Понятие о формах организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
Из истории организационного оформления педагогических систем
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание - и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика".
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками - мониторами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е.Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В соответствии с предложенным Е.Паркхерст дальтонским лабораторным планом, или дальтон-планом, традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил.
В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны отечественных педагогов прежде всего за его ярко выраженную индивидуалистическую направленность. В то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Бригадно-лабораторный метод в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, готовились к общим экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги бригадной работы. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.
Для бригадно-лабораторной формы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций до консультирования учеников. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привела к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформирован-ности важнейших общеучебных умений. Эти же недостатки выявились и в других формах организации обучения, зародившихся в Западной Европе и США, но не получивших широкого распространения.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал. Так, в 60-е гг. большую известность получил педагогический проект, разработанный американским профессором педагогики Л.Трампом. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями в группах по 10 - 15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала (семинары), углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков - 20 %, а остальное время на самостоятельную работу под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых закрепились только отдельные элементы: обучение бригадой педагогов узкой специализации, привлечение помощников, не имеющих специального образования, занятия с большой группой учащихся, организация самостоятельной работы в малых группах. Кроме механического переноса вузовской системы в общеобразовательную школу план Трампа утверждал теорию крайней индивидуализации, выражающуюся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что приводит к отказу от руководящей роли учителя, к игнорированию стандартов образования.
34. Педагогические средства и формы организации
педагогического процесса
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом
педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения
базировались на слове, но «эпоха мела и разговора кончилась», в связи с
ростом информации, технологизации общества, возникает необходимость
использовать технические средства обучения. Педагогические средства -
это материальные объекты, предназначающиеся для организации и
осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам
относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное
оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия,
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения,
компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные
планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр.).
Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для
возникновения нового направления в педагогике - педагогической
технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к
построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая
технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику,
традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация
педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Место формы в педагогическом процессе
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют
формы простые, составные и комплексные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств,
посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация,
диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т.п.
Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных
сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер,
трудовой десант, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе
беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы
создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных
форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, или
защите детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направлениям содержания воспитания
выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного
и нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация,
практика и пр.
Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной)
деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы
(консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник,
групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда
цель достигается путем распределения функций между учащимися, например,
игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т.п.)
Шпаргалка по общим основам педагогики Войтина Юлия Михайловна
47. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных технологий возникла необходимость использования технических средств обучения. Таким образом, педагогическими средствами являются материальные объекты, которые необходимы для организации и осуществления педагогического процесса.
К педагогическим относятся такие средства, как учебно-наглядные пособия, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, компьютерные классы, организационно-педагогические средства, учебно-лабораторное оборудование и т. д.
В связи с развитием дидактической техники и ЭВМ возникло новое направление в педагогике – педагогическая технология. Сущность данного направления заключается в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса.
Педагогическая технология объединяет дидактическую технологию, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса в одно целое, единое.
Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности: – простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т. д.;
– составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т. д.;
– комплексные: строятся на развитии составных форм. В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы:
– физического воспитания;
– эстетического воспитания;
– трудового воспитания;
– умственного воспитания;
– нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т. д.
Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.
Рассмотрим место форм в педагогическом процессе. Ниже на рисунке представлено в виде схемы размещение форм в педагогическом процессе.
Таким образом, средства и формы педагогического процесса направлены на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с применением творческого опыта преподавателя, направленного на получение лучшего результата процесса обучения.
Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия МихайловнаКарандашев В. Н. Стиль педагогического общения Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия учителя и учащихся, обобщенное описание типичных коммуникативных приемов, способов, тактик, применяемых учителем в общении
Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович36. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов: цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, средства обучения, преподаватель, учащийся.Все эти методы связаны между собой.В.Я. Свирский
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович56. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проектирование педагогических систем основывается на сложном процессе, поэтому является сложной многоуровневой деятельностью. Все виды деятельности независимо от того, кому они принадлежат, каким бы объектом они ни
Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Формы педагогического проектирования – это документы,
Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми58. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА Дадим характеристику каждого действия по проектированию педагогического объекта.1. Анализ объекта проектирования. Данный этап требует определения того, что именно мы хотим проектировать – систему, процесс или ситуацию.
Из книги автора59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В данном вопросе мы рассмотрим виды педагогического творчества. К ним относятся дидактическое творчество, технологическое творчество, организаторское творчество.Рассмотрим каждый вид педагогического творчества более
Из книги автора17.1. Характеристики педагогического общения Читатель знает таких учителей и директоров школ, которые, даже беседуя с вами наедине, ведут себя так, будто находятся на трибуне. Особенно легко усваивают такую псевдоораторскую манеру «начальники» всех рангов - от
Из книги автора17.8. Стили педагогического общения Имеется несколько подходов к выделению стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому
Из книги автора6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощным
Из книги автора6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как
Из книги автораСТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Выделяют следующие стили педагогического общения.1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношен и е к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!»
Из книги автораЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;2) разлад,
Из книги автораИспользование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и
Из книги автораИспользование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с