Сопротивления и цикл контакта. Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии

С точки зрения гештальт-терапии способ функционирования личности в окружающей среде рассматривается с точки зрения того, что происходит на границе контакта организма с окружающей средой. Именно на этой границе происходят все психологические явления. Граница контакта есть построение гештальта как формы, структуры, конфигурации, значимого организованного психического целого, есть завершение и отступление.
Человек определяет свою ведущую потребность и способен ее удовлетворить, затем возникает новая потребность, и это есть непрерывный процесс образования и исчезновения гештальтов. Цикл удовлетворения потребности называют циклом гештальта. По мере построения цикла обнаруживается гибкость соотношений фигуры-фона.
П. Гудман выделяет в цикле опыта следующие этапы (рис. 34).
1. Преконтакт.
2. Вступление в контакт.
3. Окончательный контакт.
4. Постконтакт, отступление.
На фазе преконтакта self функционирует в режиме Id, человек переживает ощущение и осознает свое чувство, вокруг которого концентрируется интерес и выделяется фигура.

Рис. 34. Цикл опыта
по П. Гудману.

На фазе вступление в контакт self функционирует в режиме Ego, происходит поиск желаемого объекта, который может удовлетворить актуальную потребность. Уже выбранный объект становится выделяющейся фигурой на фоне. На фазе окончательного контакта self продолжает функционировать в режиме Ego, осуществляется взаимодействие организма с выбранным объектом, осуществляется цельное действие, в этот момент границы контакта стираются. На фазе постконтакта, отступления self функционирует в режиме Personality, интегрируется только что полученный опыт, процесс постепенно завершается и организм открыт новому опыту. Таким образом, цикл опыта завершен, гештальт закрыт.
Предположим, Вы наблюдаете какие-то ощущения (сосредоточение интереса), понимаете, что это чувство голода (выделение фигуры на стадии преконтакта). В окружающем мире Вы ищете объект для удовлетворения своей актуальной потребности - и находите яблоко (концентрация внимания сосредоточена на объекте - вступление в контакт). Вы начинаете есть яблоко (происходит взаимодействие с объектом, граница контакта стирается - стадия окончательного контакта). Вы чувствуете приятное насыщение, и Вы открыты новому опыту (процесс завершился, на фоне начинает выделяться новая фигура, например, желание спать, - стадия постконтакта, отступления).
Не всегда self проявляется так свободно, в процессе построения гештальта возникают те или иные сопротивления, «невротические нарушения на границе контакта» (Перлз Ф.), разновидности потери функции Эго (Гудман П.), сопротивление - адаптация [Польстер Е., Польстер М., 1973].

Гештальт-подход к управлению организациями основывается на глубоких индивидуальных наработках с клиентами и семьями. Поэтому закономерности поведения человеческих систем переносятся на организационные явления. И так, кратко рассмотрим, как устроена организация и что следует делать управляющему изменениями.

Что такое организация

Организация рассматривается, как живая система с адаптивными способностями, стремящаяся к равновесию.

Стабильность организации выражена не только в наборе ее элементов, но прежде всего в их взаимосвязи. Последние характеризуются стереотипами поведения и взаимодействия.

Несмотря на то, что организация имеет границы, отделяющие ее от внешней среды и характеризуется стабильностью — она вынуждена трансформироваться в постоянно изменяющихся условиях, вырабатывать новые формы поведения. Таким образом можно говорить о развивающей стабильности. Постоянная динамика движения внутри организации и ее трансформации, как развитии, позволяет ей продолжать существование. Очень частые трансформации могут привести к хаосу.

Как организация изменяется

Каждую секунду организация сталкивается с трудностями и в процессе их преодоления происходят мелкие трансформации, иногда вырастающие в качественные преобразования. Такие столкновения — это контакты организации со средой.

Стремясь к стабильности организация сопротивляется изменениям. Это нормальное поведение для нее. Оно способствует появлению энергии для изменений.

Как можно управлять изменениями

Понимания каким образом действует организация, какова она сейчас, сотрудники имеют возможность изменять организацию для выживания и решения возникающих проблем, вопросов. Поэтому задача управляющего содействовать организации в ее внутренних стремлениях. Т.е. помогать устранить препятствия, способствовать пониманию происходящих явлений и поиску новых решений. Важно не останавливаться на интерпретации происходящего, а переходить к экспериментам и действовать.

Отсутствие сопротивление должно насторожить управляющего. Управляющий может выступать в роли фасилитатора, организуя поиск решения, прояснения мнения согласных и сопротивляющихся.

Для того, чтобы отобразить процесс осознания был разработан цикл контакта.

Гештальтистский цикл контакта

«В сжатом виде, это процесс, с помощью которого люди - совместно или же порознь - осознают то, что происходит в данный момент. Они мобилизуют энергию с целью предпринять некое действие, которое позволило бы им конструктивным образом использовать новые знания и возможности. Иногда процесс относится просто-напросто к выяснению объекта потребности и получению его. Предполагается, что при осознании дисбаланса в сфере личностного бытия естественным человеческим стремлением будет желание сделать что-то для поддержания равновесия.

Данная модель также предполагает, что у человека имеется врожденное стремление, по возможности, действовать наиболее эффективным, вызывающим удовлетворение образом. Обучение управлению этим процессом является ключевым моментом для достижения оптимального функционирования. И наконец, модель предполагает, что данный процесс завершается переживанием опыта, составляющего цель обучения. Эта стадия цикла обозначается как разрешение или свертывание.» (Э.Невис)

Осознание — это процесс выделения из общего (фона) частностей (фигуры). Например, выделение некоей организационной проблемы. До тех пор, пока мы не придаем значения, не обращаем внимание, закрываем глаза на какую-то проблему — не начнется ее решение. А выделив ее, мы находим время для работы над ней.

На этапе действия как раз и происходит увязка выделившейся энергии с навыками. В рамках организации речь идет не столько о навыках отдельного человека, сколько о навыках взаимной работы. Когда усилия направляются на столкновение с действительностью, выделенной в качестве фигуры, происходит контакт.

Действия управляющего изменениями

«Гештальтистский цикл контакта интегрирует поведенческие аспекты ощущения, осознавания, мобилизации энергии, контакта и разрешения или свертывания в завершенное целое. Способность индивидов и человеческого организма легко переходить от одной фазы цикла к другой полагается в качестве основы здорового функционирования и обучения. Когда индивид или группа начинает на высоком уровне осознавать, что необходимо в данный момент, мобилизует энергию и усваивает знания, полученные в ходе выполнения данной поведенческой цепочки, мы говорим, что в данном случае имел место здоровый процесс. Роль профессионального помощника состоит в том, чтобы помочь людям более эффективно справляться с такой поведенческой цепочкой. Цикл в качестве ориентировочного принципа является основным инструментарием …» (Э.Невис)

Отличие индивидуальной терапии от работы с организацией связано с ростом количества людей. И здесь задачей специалиста, управляющего изменениями, становится объединение сотрудников, наглядно показанное на рисунке.

В начале работы с проблемой разные сотрудники находятся на отличающихся этапах цикла контакта. Задача наладить такое их взаимодействие, чтобы при разной скорости осознания прошло объединение энергии. Т.е. речь идет о том, чтобы этап мобилизации энергии у разных людей совпал. В этом случае их усилия будут объединены, они будут оказывать друг другу поддержку. На рисунке наглядно это видно — слева до объединения расстояние между кривыми (индивидуальным прохождением осознания) значительно, а справа они взаимодействуют уже интенсивнее друг с другом. Важно чтобы в завершение цикла сотрудники снова, как и на этапе мобилизации энергии, одновременно пришли к отвлечению внимания от проблемы. Это будет свидетельствовать о том, что задача выполнена и способствовала процветанию организации.

Задача управляющего изменениями содействовать более эффективному функционированию организации, что достигается благодаря:

  • помощи каждому сотруднику: а) обнаруживать и усиливать вопросы, требующие решения; б) осознавать, замечать, поддерживать осознание в других, знать что думают и чувствуют остальные коллеги о возникшем вопросе;
  • собственному поведению таким образом, чтобы выступать для организации личным примером реализации цикла контакта. Для этого следить за собой и другими, стимулировать обучение.

«Большинство менеджеров и многие консультанты ставят между поддающимися наблюдению внешними фактами и данными знак равенства. Подобное пристрастие к чрезмерно рациональному взгляду на вещи оказало воздействие на всю область организационного развития. …объектами осознавания могут также являться образы, фантазии, мечты и чувства — те события, которые мы склонны рассматривать как субъективные или иррациональные.» (Э.Невис)

Посмотрите инфографику « «, в которой используется гештальт-подход для формирования компетенций.

В гештальт-терапии невротические процессы направленные на прерывание контакта с внешней средой являются защитными механизмами. Ф. Перлз писал: "Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал, проектор делает другим то, в чем их обвиняет, что они делают по отношению к нему, ретрофлектор делает для себя то, что он хотел бы сделать другим, а личность в патологическом слиянии не знает кто, что кому делает".

Итак, существуют такие основные виды прерывания контакта.

Конфлюенция (слияние ) происходит, когда человеку трудно "опознать" и выделить одно из своих переживаний, как главное, или невозможно отделить себя от других людей (другого человека). В речи это обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Такое поведение характерно для мам младенцев («Мы хорошо покушали и спим», — говорит мама новорожденного, хотя у нее во рту с утра не было ни крошки и вздремнуть ей последний раз удалось позавчера) или для родителей тяжелобольных детей, которые стремятся таким образом ежесекундно отслеживать состояние ребенка.

Слияние 1-го вида: сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: "Что с тобой сейчас происходит?" - он искренне отвечает: "Не знаю". Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать - они смешаны, одно принимается за другое. Подобное происходит при психосоматических заболеваниях.

Слияние 2-го вида : слияние человека с другими людьми, когда трудно провести границу между Мной и Тобой. Тогда можно принять чужие переживания или желания за свои собственные.

Интроекция - это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без "переваривания" этого материала.
О взглядах, которые мы идентифицируем, как интроекты, их носитель говорит, как о вещах безусловных и само собой разумеющихся. Например: "нельзя перебивать старших", "некрасиво делать людям больно", "драться - очень плохо" и т.д.

Проекция - это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.
Огромная часть человеческой жизни построена на предвосхищении событий, опирающихся на прошлый опыт - на проекции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», — думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», — жалуется тот, кто не в силах признать и принять собственную агрессию.
Было бы смешно и нелепо рассматривать любую деятельность, где есть элемент проекции как прерывание контакта. Но, когда проекция становится основным или привычным механизмом реагирования, она способна внести в человеческую жизнь кучу бед и курьезов.

Зеркальная проекция - когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам (осознанно или неосознанно, их принимая) или хотел бы обладать. Случается, этот механизм не дает человеку признавать за свои, самые ценные для него характеристики и качества: он приписывает их другим и остается вечно "недостойным".

Проекция катарсиса - когда человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе.

Дополнительная проекция - когда человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т.д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется. Например, женщина, идущая на высоких каблуках по скользкой дороге, может молчаливо негодовать на своего спутника: "Такой здоровый верзила. Идет, как на танке проезжает. А в голове - пустота! Нет бы, руку предложить...". Он ей представляется очень устойчивым, но глупым, а не она себе - глупышкой, затрудняющейся удерживать равновесие из-за того, что оделась не по погоде.

Ретрофлексия - проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «-ся», да и в поведении обычно есть характерные особенности — навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии — самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставило его страдать.

В случае зеркальной ретрофлексии я делаю себе то, что хотел бы получить от других. Я хотел бы получить от других поддержку своих идей, а вместо этого - положил голову на руку и поддерживаю сам себя.

Ретрофлексия катарсиса - когда я делаю себе то, что хотел сделать другим. В простейших вариантах - человек грызет ногти, когда хочет "откусить" что-то из внешнего мира (например, испытывая острый интерес к происходящему).

Дефлексия - человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются "вежливыми", обходными маневрами.

Профлексия - когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. В "житейской мудрости" это: "относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе".

Эготизм - гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, - чеховский человек в футляре, человек, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле.

Девалидизация или обесценивание - когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.

Все описанные типы прерываний характерны для любого «нормального» организма. Важно помнить, что они являются результатом поведения, когда-то ориентированного на выживание субъекта и, как правило, питаются страхом - страхом боли, потери, страхом быть покинутым, и т.д. Человек реагирует в данный момент старым способом, который был эффективным в прошлом, но сейчас перестал быть таковым.
По материалам книги Лебедевой Н.М., Ивановой Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика.

Памятка по психологическим защитам

Исходные данные : Я злюсь на человека и хочу послать его нахрен.Памятка

Здоровая реакция : Я посылаю человека нахрен.

Интроекция : Хорошие люди никого не посылают нахрен. Я - хороший, мне нельзя.

Проекция : Э, да он явно хочет послать меня нахрен! И сейчас пошлёт!

Конфлюэнция : Он должен сам всё понять и уйти нахрен. Без моих подсказок.

Дефлексия : Понимаешь, брат, тут такое дело, в общем, если рассмотреть сложившуюся ситуацию объективно и беспристрастно, одним из аспектов актуальной тенденции может являться взаимная инконгруэнтность субъектов взаимодействия... Да, кстати, Шопенгауэр по этому поводу говорил, что...

Ретрофлексия : Я молча иду нахрен сам.

Рефлексия : А действительно ли я хочу послать его нахрен? Или я должен прощать всех и сам идти нахрен? А есть ли смысл посылать его нахрен, когда можно пойти самому?

Интроспекция : Какое любопытное чувство я испытываю! А вот так оно отражается в напряжении мышц... В связи с этим у меня всплывают вот такие ассоциации... и вот эти детские воспоминания... О, точно! В точности такой же случай был со мной в возрасте четырёх лет! Я тогда послал нахрен папу, и папа отлупил меня ремнём.

Отрицание : Нет никакого нахрена. Не бывает такого слова.

Обесценивание : Да кто он такой, чтобы я посылал его нахрен? И кто я такой, чтобы посылать его нахрен? И что толку посылать нахрен...

Нарциссическое расстройство : Или я его нахрен, или он меня! Третьего не дано.

Посттравматическое расстройство : Что, нахрен? Опять нахрен?! Ааааа!

Клуб анонимных нахренистов : Меня зовут Вова, и я, когда злюсь, хочу всех послать нахрен.

Очень трудно написать текст об очевидных вещах таким образом, чтобы его могли воспринять люди, предпочитающие изъясняться на научном психологическом и психотерапевтическом языке и люди, предпочитающие живой и образный житейский язык. В моей статье о динамической концепции личности удалось обойти эту трудность за счет использования образа трехголового дракона. Попробую использовать такой прием и в этой статье… Всем людям, знакомым с гештальт-терапией, известно важнейшее понятие тештальт-терапии — понятие цикла контакта. Ж.-М. Робин пишет в книге «Гештальт-терапия» . Эта последовательность построения — разрушения гештальтов (которая иногда носит название «цикл контакта», т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт и постконтакт. И это еще упрошенное представление о цикле контакта. А вообще- то цикл контакта представляют в форме круговой диаграммы или в форме кривой, к которой могут быть привязаны различные формы психологического сопротивления. Именно эту старую кривую произвели на свет в самом уважаемом в области теории гештальт-терапии Кливлендском Гештальт Институте. Для людей, знакомых с теорией гештальт-терапии, этих напоминаний о кривых контакта будет достаточно, а если возникнет более подробный интерес к теории — читайте толстые книги.

Если по-простому — для того, чтобы жить и чтобы жить лучше каждому человеку надо что-то получать из окружающего мира и что-то выделять. И этот процесс обмена называется цикл контакта.

Например, если я хочу купить телевизор, то мне надо выйти за пределы меня — моей квартиры, где нет подходящего телевизора, и отправиться в магазин, где этих телевизоров просто море — выбрать один и доставить себе.

Вот собственно этот процесс «выхода из себя», получения того, что мне нужно и возвращения назад с «добычей» и называется циклом контакта.

Причем эти циклы могут быть двух видов -поглотительные, как только что описанный, и выделительные — это когда у меня в доме накопился мусор, и надо его куда-то деть. Психика человека строится по модели организма хотя бы потому, что развивается у организма. И, следовательно, психологические циклы контакта также бывают двух типов, например, когда я пишу эту статью, я осуществляю выделительный цикл контакта, а когда вы ее читаете, то осуществляете поглотительный цикл. По завершению поглотительного цикла у человека возникает чувство удовлетворения, а по завершению выделительного -радости (посмотрите на первичные эмоции младенца). Так от прочтения этой статьи радость вам не светит, а вот удовлетворение -гарантировано.

Для психотерапевтов — в процессе работы с клиентом осуществляются такие же циклы контакта. И вы можете пытаться кормить клиента своими интерпретациями или, из педагогических соображений («гештальт-терапевт все-шки»), держать его голодным, пока не помрет его перенос. Вы можете также нарушать попытки клиента выделить-высказать что-либо, или учитывать только информационную часть сообщения, игнорируя эмоциональную часть сообщения, или, руководствуясь тем же лозунгом — я гештальт-тераневт -реагировать только на эмоциональную составляющую. Если для клиента важно что-то выделить, то сколько бы вы его не кормили, он останется фрустрированным (сколько волка не корми…),…

…. но и держать голодным этого зверя я вам тоже не советую. Витальная потребность все равно должна быть удовлетворена, только путь удовлетворения при этом может быть патологическим. Удовлетворение — неизбежно

«Я хочу предложить другую схему цикла контакта в соответствии с динамической концепцией личности в гештальт-терапии. Цикл контакта в этой системе понятий поддерживается последовательной сменой трех метапотребностей, регулирующих смену тактических направлений контакта.

Термин «метапотребность» в этом контексте употребляется в том же значении, как и в системе А. Маслоу: метапотребность — это потребность, у которой нет фиксированного предмета или способа удовлетворения, эта потребность может быть удовлетворена формально прямо противоположными способами.

В динамическом цикле контакта три метапотребности последовательно сменяют друг друга: 1-метапотребность в безопасности. 2-метапотребность в привязанности (у разных авторов — в зависимости, в связанности, например у Дж, Боулби), 3-метапотребность в манипулировании (свободном обращении, действии с другим объектом или субъектом).

Наличие этих трех базовых метапотребностей подтверждается в работах психоаналитиков, развивающих теорию объектных отношений. В этой статье я не буду приводить обширный анализ литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, а в ближайшем будущем надеюсь опубликовать этот материал в своей книжке, посвященной динамической концепции личности в гешальт-терапии.

Метапотребность в безопасности связана с шизоидной составляющей человеческой личности. В работах М. Кляйн эта составляющая проживается в период шизоидно-параноидной позиции ребенка в возрасте от рождения до трех месяцев. Если развитие происходит благоприятно, то удается выйти из фонового ощущения страха в ощущение безопасности.

В статье о динамической концепции личности я использовал образ дракона с тремя головами: «шизоидной», «невротической (пограничной)» и «нарцистической». Так вот, представим себе дракона, у которого каждая из голов отвечает за выполнение своего задания (метапотребности).

Первая голова, «шизоидная», отвечает за безопасность, и поэтому всегда испытывает некоторый страх.

В случаях психической болезни (шизофрении) эта голова просто не знает как обеспечить безопасность, и больной живет в состоянии постоянного фонового страха, который он даже не может заметить, потому что в своем опыте он никогда не был в безопасности. Этот постоянный страх отражается в теле как постоянное напряжение (деревянность) или в виде сильной астенизации (состояние психофизиологического истощения, к которому приходит работник в результате длительного перенапряжения (стресса) или тяжелого психотравматического переживания).

Другой вариант болезни, связанный с обеспечением безопасности, это паранойя — бесконечное фантастическое обеспечение безопасности, которое не приводит к удовлетворению метапотребности.

В динамическом цикле контакта эта «голова» первой вступает в игру. Причем ее задача — это не обеспечение безопасности вообще, а обеспечение безопасности только в течение актуального цикла контакта, т.е. если хочешь спокойно пойти в туалет — сначала обеспечь себе безопасность этого процесса — запри дверь. И приступая к еде, или разговору, или чтению книги, обеспечь себе безопасность в течение необходимого для этого процесса времени. Если ты не сможешь обеспечить себе эту безопасность — напряжение останется и испортит следующую фазу цикла контакта.

В психотерапевтических сеансах я часто встречаюсь с тем, как люди игнорируют свою безопасность в течение сеанса: например, начинают рассказывать что-то по сути, не убедившись, что я их слушаю и понимаю, и вообще кидаются в работу без сомнений и беспокойства, часто даже не заключив контракт. Если это происходит постоянно, то я предполагаю, что и в жизни эти люди часто вступают в контакт, игнорируя собственную безопасность.

В этом случае следующая фаза цикла будет отягощена напряжением и тревогой, которую невозможно удовлетворить на второй фазе и, вероятнее всего, эти люди будут склонны к формированию патологической зависимости — постоянных попыток подтвердить свою безопасность за счет привязанности к другому человеку или объекту.

В случае сильно выраженных шизоидных реакций в течение сеанса постоянно приходится возвращаться к обеспечению безопасности, предлагая клиенту паузы, фантазирование, концентрацию на телесных ощущениях, иначе говоря — возможность оставить меня и остаться одному в моем присутствии и позаботиться о своей безопасности.

Вторая стадия цикла контакта — метапотребность в привязанности (в зависимости).

В теории объектных отношений понятие предрасположенности к зависимости было подробно рассмотрено работах Дж. Боулби. Человеческий детеныш не может выжить, не будучи привязан к матери. Используя свои возможности выражения привязанности ребенок активирует систему материнского поведения матери и получает необходимый уход и необходимые для выживания и развития вещества. Эти паттерны поведения активно проявляются в период с двух-трех до шести-восьми месяцев после рождения. В цикле контакта эта стадия связана с удержанием объекта перед тем, как манипулировать (действовать, оперировать) с ним.

Для того чтобы что-то получить от объекта или что-то передать человеку, необходимо в течение некоторого времени быть связанным с этим объектом. А для того, чтобы оставаться связанным, необходимо осуществлять некоторое поведение: например, чтобы получить что-либо из этой статьи, надо удерживать ее перед глазами и отслеживать строчки, и складывать их в слова, и так далее. Даже для того, чтобы удержаться на унитазе, нужна некоторая мышечная координация.

Если вы представляете себе дракона, то задача второй головы дракона — удерживать добычу и именно потому, что эта голова выполняет такую задачу, она не способна ничего сделать с объектом.

Таков трагизм несбалансированной невротической части — удерживать и не иметь возможности получить то, что удерживаешь. Вспомните патологические привязанности, например патологические влюбленности, или навязчивости, или ипохондрическую фиксацию и другие невротические проявления. Да и в отношении химических зависимостей: можете ли вы представить себе алкоголика, который дегустирует спиртные напитки, и если ему не нравится аромат или плотность — выливает вино.

Всякий человек с патологическими проявлениями стремления к зависимости неизбежно теряет свободу действий, или, иначе говоря, утрачивает свободу манипулирования.

Таким образом, остановка цикла контакта на втором этапе выглядит в психотерапевтической работе как утрата свободы действий клиента. И тогда моей психотерапевтической задачей является восстановить способность свободно действовать, свободно манипулировать с объектом.

Например, клиентка рассказывает о том, что у любимого человека есть знакомая женщина значительно старше ее по возрасту. Рассказывая об этом, она совершенно теряет уверенность в себе и проявляет различные регрессивные реакции. В работе я восстанавливаю ее способность свободно действовать. На следующий сеанс она приходит удовлетворенная своим разговором с любимым человеком, поскольку смогла выяснить все важные для нее обстоятельства.

Или клиентка рассказывает сон, который связан для нее с тягостными и неприятными переживаниями. Она рассказывает, что ей снится, как на узкой, темной и грязной улице на нее нападает большая собака, и она только жмется в страхе к стене. После того, как мы восстанавливаем способность к манипулированию, она продуцирует противоположный образ, в котором она со злорадством гоняет собак по широким улицам и площадям.

Собственно проявления утраты свободы манипулирования во время психотерапевтического сеанса и показывают направление возможных действий терапевта. И в этой точке психотерапевтического сеанса важно самому оставаться свободным, и в то же время учитывать, что свобода или несвобода клиента — это его дело и ваши предложения могут оказаться совершенно неуместны.

У каждого своя свобода, или, иначе говоря, свобода всегда персональна. Вообще-то вы лучше последите за своей собственной свободой действий во время сеанса: обратите внимание на то, что о чем-то вы не можете спрашивать, что не можете пересесть и свободно двигаться, (это в своем-то кабинете), наконец, что просто не можете отвлечься от клиента. Если это так, то видимо ваша потребность в зависимости чрезмерно активизирована, и вам следует побеспокоиться о восстановлении собственной способности свободно действовать.

После прохождения стадии обеспечения безопасности и стадии обеспечения привязанности к объекту, наступает стадия манипулирования и соответственно включается в работу метапотребность в манипулировании.

Эта потребность связана с нарцистическими тенденциями в личности человека. В литературе нарциссизм описан очень подробно, и здесь я могу сослаться на свою статью в прошлом сборнике материалов Московского Гештальт Института. Собственно нарциссизм — это нарушение нормального процесса манипулирования. Это нарушение возникает, когда первые две стадии цикла контакта прошли неудовлетворительно, осталась тревога или страх от необеспеченной безопасности и не сформирован во внутреннем мире объект привязанности.

Проще говоря, нарцисс никогда не знает точно, с кем или с чем имеет дело и не всегда представляет реально, кто он сам в этом контакте.

Нарцистическая голова нашего дракона рождена, чтобы действовать. Но если первая и вторая головы не удовлетворены, действовать этой голове очень сложно, а иногда просто невозможно. Страх и привязанность сковывают свободу действий, и человеку не удается получить то, ради чего и был затеян цикл контакта. Или удается получить только физиологическую составляющую.

Например, если я ем, оттого что голоден, и все стадии цикла контакта проходят успешно, я получаю и физиологическое, и психологическое удовлетворение, Если же по какой-то причине, например, я очень спешу, я перехожу к стадии манипулирования, не обеспечив свою безопасность и не сформировав образ продукта, я получаю только физиологическую составляющую, оставаясь психологически голодным.

Психологический голод — это результат чрезмерно выраженного манипулирования и постоянный спутник нарцистической личности. В обычной жизни иногда мы ввязываемся в какие-то дела, не выяснив в качестве кого мы в них ввязываемся, и не выяснив точно, с кем мы имеем дело. Как правило, такие циклы контакта бывают очень рискованными или неудачными. А теперь попробуйте ответить себе на вопрос: в качестве кого вы читали эту статью, и что, собственно говоря, за статья такая?

Ну, а теперь для терапевтов, я думаю понятно, о чем может идти речь.

Достаточно часто бывает, что желание удержать клиента и страх бывают такими большими, что мы пытаемся сразу начать действовать, накидываемся на первую проблему, которую предъявил клиент, или начинаем «бегать с ним наперегонки», соревноваться, кто лучше чувствует, или кто лучше соображает.

Видимо, в этом случае энергия, обеспечивающая контакт с моей стороны, реализуется в форме манипулирования, а две Другие мои метапотребности остаются неудовлетворенными.

В том случае, если ваш клиент ведет себя подобным образом, обратите внимание на его метапотребность в зависимости. Есть предположение, что у него нет точного образа того, с кем он вступает в соревнование, если он пытается конкурировать с вами, возможно у него не сформировано представление о вас.

В то же время клиент может вступать в конкуренцию для того, чтобы завершить фазы инструментальной или мировоззренческой конкуренции со значимым лицом, и тогда не надо избегать этой конкуренции… Но это уже совсем другая история…