Средств интенсификации обучения. Интенсификация обучения и проблемное обучение

Такое плачевное состояние здоровья детей - не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

Несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

Чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

Неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;

Недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, - М.: ТЦ Сфера, 2002

Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15. .

Интенсификация учебного процесса

Как бороться с перегрузкой?

Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно - о количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями - это одна из главных проблем. Т. Масликова. В состоянии цейтнота. // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17.

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем: А. Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся// www. ruscenter.ru

· отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);

· требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

· большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.

К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента (в частности, по двенадцатилетней школе) показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.

Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание -- стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.

Еще одна проблема - это перегрузка в связи с пятидневкой Т. Масликова. В состоянии цейтнота. // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17. . С одной стороны, вроде бы и хорошо - пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона проблемы - профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.

В школах Калужской области проводился эксперимент по разгрузке учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским Д. Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15.

Почти всегда проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних. Возьмем, к примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за партой, а на улице? Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение приятного с полезным, когда первоклассники большую часть дня проводят на свежем воздухе. Дети вряд ли устанут от такого урока.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам - еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. // АиФ. Здоровье. - № 3, 2003

Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих создавать в школе благополучную образовательную среду.

Управление образования мэрии г. Магадана

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (английская)»

Доклад

на педагогический совет по теме «Интенсификация образовательного процесса с целью повышения качества образования»

Лепешкина Л.Е., з аместитель директора по УВР, курирующая предметы

гуманитарного цикла

В статье 7 Конституции Российской Федерации определена цель политики социального государства: человек должен получить такое образование, которое позволит ему обеспечить достойную жизнь и свободное развитие. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач образования. Его основная стратегия заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Школа должна готовить своих учеников к переменам, изменениям, развивая в них такие личностные качества, как мобильность, динамизм, умение найти выход из сложной ситуации. Без современных подходов к обучению реализация этих задач невозможна. Главными направлениями модернизации обучения в современной школе остаются интенсификация и оптимизация учебного процесса.

Интенсификация обучения – это передача большого объема информации при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Интенсификация обучения – это повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени. Основные параметры, способствующие интенсификации и оптимизации содержания учебной деятельности

1.рациональный отбор учебного материала с четким выделением главной и второстепенной его части;

2. перераспределение по времени учебного материала с целью изложения наиболее сложного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых наиболее активно;

3. экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени;

4.индивидуализация и дифференциация обучения;

5.совершенствование навыков педагогического общения, активизация форм и методов обучения;

6. развитие навыков труда учащихся;

7.оснащение учебного процесса современными техническими средствами, в том числе компьютерами и мультимедийным оборудованием.

Любой урок, будь то урок закрепления полученных знаний или урок изучения нового материала, мы обязательно начинаем с проектирования его целей. От того, насколько продуманными они будут, зависит, в первую очередь, интенсивность учебной деятельности учеников. Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

    Они должны быть ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать их высокую активность;

    цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно недостижимые цели приводят к самоотключению учащихся от решения поставленных задач;

    цели достижения должны осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию;

    цели должны быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного ученического коллектива в зоне ближайшего его развития.

А вообще по функции обучения выделяют три вида целей:

1. образовательные (формирование знаний и практических умений);

2. воспитательные (формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности);

3.развивающие (развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности).

Наверное, далеко не к каждому уроку (а может быть, и вообще крайне редко) мы планируем все 3 вида целей. Но ведь эффективность урока зависит не только от того, насколько четко мы продумываем его содержание, отбираем необходимый материал, но в большей степени от того, насколько конкретно сформулированы цели и задачи, которые должны быть реализованы на учебном занятии. Все это хорошо известно, но, к сожалению, не всегда учитывается на практике. Как правило, учащийся выполняет то или иное задание только потому, что его нужно сделать по плану, не до конца осознавая, какими знаниями и умениями он может или должен овладеть в результате своего труда.

Мы, к сожалению, не всегда помним и о том, что результативность учебной деятельности напрямую зависит от мотивации учащихся, от стремления учителя сформировать интерес к предмету, ответственность учащихся за успехи в учении. Мы иногда в бессилии разводим руками и говорим, что не знаем, как заставить ребенка хорошо учиться, что испробовали уже все методы и формы воздействия, но что это не дает никаких результатов, что дела с учебой обстоят все хуже. И тогда мы используем последнее «оружие»: наказываем провинившегося ученика, выставляя ему большое количество двоек, при этом полагаем, что это заставит его изменить отношение к учению. Мы не отдаем себе отчета в том, что вызываем своими действиями у ученика негативные эмоции, формируем в нем равнодушие к результатам своего труда, уничтожаем доверие к себе. Вдумчивый, искренне заинтересованный учитель всегда глубоко осмысливает причины неудач, анализирует сложившуюся ситуацию и планирует те действия, которые будут способствовать скорейшему преодолению возникших трудностей.

Мотивация учащегося в достижении конкретных учебных целей – это, безусловно, мощный инструмент, который позволяет добиться нам серьезных результатов в обучении учащихся, но не менее важным в интенсификации учебного процесса является повышение информативной емкости содержания уроков. Чтобы добиться результативности, эффективности обучения при всё увеличивающемся объеме программных требований, при уменьшении количества часов на изучение конкретных тем, необходимо совершенствовать структуру содержания образования, учитывать следующие факторы:

1.практическую значимость учебного материала, его соответствие возрастным возможностям ученика;

2. взаимосвязь конкретного учебного материала с изученным ранее;

3. уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

Порой нам приходится жертвовать многим, чтобы не «отстать», уложиться в отведенные часы, выполнить требования программы: бегло (и, скорее всего, достаточно поверхностно) изучить объемный учебный материал на уроке или предложить его ученикам для самостоятельного изучения дома. Нынешняя перенасыщенность программ информацией заставляет учащихся испытывать серьезные перегрузки, и мы не можем этого не учитывать. За минимальное количество отведенных часов мы должны изучить огромный программный материал, вооружить учащихся необходимым багажом знаний, отработать основные практические умения и навыки. Сегодня, например, за 2 часа в неделю, отводимых программой на изучение литературы в 5 – 8 классах, когда закладывается основная база, формируются основные практические навыки, нужно изучить по 60 произведений в 5, 6 классах, около 70 произведений – в 7 классе (при нехитром подсчете получается по 1 произведению за урок) или за 5 часов в неделю 154 произведения в 10 гуманитарном классе (среди которых такие произведения, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Обломов» И.А Гончарова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и достаточно большое количество произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя) Известный современный филолог Евгений Сидоров, писатель, критик, автор книг и статей по проблемам литературы, сказал: «Судя по программам и учебникам, литература в школе преподается ужасно, в каком – то сокращенном, нищенском виде. Я преподаю у студентов. Ни Блока, ни Мандельштама нынешние молодые люди не знают, да и вся русская классика проходит мимо них» (конец цитаты). По мнению другого патриарха отечественной методики Г.И. Беленького, изучение литературы в школе остается «информпробежкой», когда учитель должен за один урок выдать массу материала, касающегося биографии писателя, содержания произведения, его художественных особенностей. Грустно, но эти выводы небеспочвенны. Учитель – словесник в современной школе поставлен в трудное положение: он должен «сеять разумное, доброе, вечное» в условиях, которые сложно назвать оптимальными. И эти проблемы касаются не только учителей русского языка и литературы. С подобными трудностями сталкиваются и другие учителя гуманитарного цикла - учителя истории и географии, когда практически на каждом уроке изучается новая тема (а то и две), и на тщательную отработку каждой из них просто нет времени, когда, например, на изучение объемного, труднейшего с точки зрения содержания курса всеобщей истории в 7 классе отводится всего около 30 часов (также обстоит дело и с всеобщей историей в 8 – 11 классах). И это при том, что в заданиях единого государственного экзамена по предмету, встречается достаточно большое количество вопросов именно по всеобщей истории.

Как в такой ситуации работать учителю, как добиться того, чтобы знание предмета, его понимание не подменялось информацией о предмете, не имеющей для ученика ни существенной образовательной ценности, ни личностного смысла? Какие меры необходимо предпринять, чтобы не превратить процесс обучения в процесс «вкладывания» в голову ученика массы различных фактов, сводов правил, определений? Что необходимо сделать, чтобы поддержать интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность ученика, побудив его не к бессмысленному «поглощению» информации, а к осмыслению полученных знаний, к творчеству, к желанию проявлять индивидуальность?

Ответ на этот вопрос только один. Нужно пересматривать подходы к обучению учащихся. От того, какими методами и приемами пользуется учитель на уроке при достижении определенной цели, зависит степень активизации учебно – познавательной деятельности ученика, его заинтересованность в получении глубоких знаний по предмету. Другими словами, от выбора способов интенсификации учебного процесса (когда за небольшой временной отрезок мы должны эффективно и качественно изучить объемный учебный материал) напрямую зависит исходный результат. Большую, неоценимую роль в этом играют проблемно – поисковые формы работы: учебные дискуссии, уроки – собеседования, уроки – конференции, проблемные семинары. Современная дидактика настойчиво рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта новые походы в работе с учениками. Это требует от учителя постоянного совершенствования, работы над методикой своих уроков, тщательного анализа своей деятельности. Без новых форм преподавания невозможна работа с детьми, учебные занятия в традиционном режиме, ориентированные на обученность, а не на обучаемость, кажутся им скучными и неинтересными. Но мы, к сожалению, об этом не всегда помним (об этом, например, говорит анализ посещенных уроков гуманитарного цикла). Нам удобнее вести работу с учениками по накатанному, уже много раз пройденному пути, планировать свои уроки так, что они зачастую, как близнецы, похожи друг на друга: закрепление изученного, объяснение нового материала, выполнение определенного набора заданий и упражнений. Но ведь одним из условий развития творческих способностей у учащихся выступает личность самого учителя, именно он является генератором и проводником новых идей. Чтобы быть интересным детям, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию. Творческая личность рождается в творческой атмосфере. Изречение древних гласит: «Лошадь можно подвести к воде, но заставить ее пить невозможно». Невозможно ученика заставить любить физику или литературу, химию или историю, устремленность школьников к знаниям, его интерес к предмету нужно будить, воспитывать на каждом уроке. Труд педагога должен носить творческий, исследовательский характер. Как сказал известный немецкий педагог А. Дистерверг, без стремления к этому, учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности.

Путь к новому качеству образования лежит через активное внедрение новейших технологий, в том числе и информационно - коммуникационных, только развитая информационная среда позволит организовать учебный процесс на современном методическом уровне. Школа рискует безнадежно устареть и утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, если не освоит новую социальную функцию – функцию координатора, проводника в мире современной культуры. Мы все понимаем, зачем нужна информатизация, насколько она облегчает, систематизирует и организует нашу деятельность. Мы понимаем, что наши дети – другие, они не похожи на тех, кого мы учили 5, 10 лет назад. Современные дети, представители «цифровой реальности», воспринимают мир по – другому, иначе мыслят, иначе учатся и иначе общаются, они давно ушли вперед. Но одного понимания здесь мало, нужно, чтобы сам учитель осознал, что если он продолжает мыслить прежними категориями, то он не может соответствовать требованиям, предъявляемым современному педагогу. Учителя используют привычные, ставшие давно традиционными формы и методы обучения. Конечно, можно назвать объективные причины такой пассивности: это и отсутствие необходимого объема знаний, опыта работы на компьютерном оборудовании, отсутствие необходимого количества установок мультимедийного оборудования и компьютерных классов в кабинетах, это и постоянная загруженность кабинетов, когда в небольшой перерыв невозможно успеть подготовить материалы к уроку, настроить оборудование. Стоит более активно принимать участие в обучении на дистанционных курсах повышения квалификации, организуемых, например, образовательным учреждением Педагогический университет «Первое сентября», тем более что подобный опыт в гимназии уже есть. Каждому методическому объединению нужно планировать и вести работу по обобщению накопленного в этом направлении опыта учителей, по изучению опыта работы коллег из других школ, по систематизации уже имеющихся и созданию собственных программных продуктов: презентаций, программ, сборников разноуровневых заданий, упражнений. В рамках этой работы необходимо проводить открытые уроки, на которых знакомить коллег с уже приобретенным опытом работы.

Но, стремясь активно использовать в своей работе технические средства обучения, мы не должны забывать о том, что их основное предназначение – оказать помощь ученику и учителю в достижении определенных учебных целей, решить задачу развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Мы должны помнить, что никакой компьютер не может заменить живого общения с учителем, что компьютерные технологии хорошо развивают логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, формируя их компетенции, но не развивают, например, в полной мере их диалогическую и монологическую речь. Это может сделать только педагог.

Мы должны помнить и о том, что успешность обучения ребенка в школе определяется не только уровнем его обученности работе на компьютере, количеством полученных им отличных оценок, занятых мест в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, на различных научных конференциях, не менее важный показатель - уровень его здоровья.

Современная наука валеология (от латинского «валео» - быть здоровым) настойчиво рекомендует особое внимание обращать на уровень психо – физического напряжения, которое испытывает ученик, находясь на учебном занятии. Ученые – валеологи предлагают планировать учебные занятия с учетом следующих требований, чтобы сделать пребывание ребенка на уроке наиболее комфортным:

1.осуществление жесткого отбора только необходимого программного материала, предназначенного для изучения и повторения на конкретном уроке;

2. подбор разнообразных, наиболее оптимальных (приносящих наибольшую пользу) видов деятельности, их чередование с перерывами для отдыха;

3. обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития учащегося, его потребностей и склонностей;

4. формирование у каждого ученика умений учиться, заботясь о своем здоровье;

Эти же ученые предлагают проводить самоанализ учебных занятий с количественно – качественными оценками по специальным критериям, чтобы, кроме вопросов обученности, решать в системе вопросы, касающиеся сохранения психического и физического здоровья детей. Вот эти критерии:

1.объем нового материала, распределение его на этапах урока, количество новых понятий, правил, теорем, законов;

2.насыщенность урока учебными действиями, количество видов деятельности: слушание, записывание, анализ, наблюдение, выполнение различных заданий, упражнений и т.д.;

3.характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, логические операции, умозаключения;

4.уровень эмоциональности учащихся и их учебного интереса: активное или пассивное участие в обсуждении изучаемого материала;

5. формы поддержания контакта с учащимися и общения с ними, способы контроля и оценивания (насколько последние корректны и объективны), отношение учащихся к оценкам и замечаниям;

6.проявление тревожности и утомления, признаки беспокойства, страха, причины такого нервозного состояния учащихся;

Проблемы сохранения здоровья детей не надуманные проблемы, об их актуальности говорят сегодня на всех уровнях. Наверное, далеко не случайно появился новый журнал «Здоровье для всех» (методика здорового образа жизни), он посвящен проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, его рубрики «Здоровье и учебный процесс», «Здоровье с ранних лет», «Детям о здоровье» содержат много практических советов, с которыми можно познакомить учащихся, например, на часе общения, родителей на родительском собрании.

И еще одна проблема, также напрямую связанная со здоровьем ученика, влияющая в целом на уровень его обучения, - это неумение продуктивно, результативно работать дома. Как показывает практика и опыт общения с родителями, есть большое количество детей, которые не научены правильному выполнению домашних заданий, испытывают большие затруднения при работе над параграфом учебника, решением задач, заучиванием правил, теорем, стихотворений. Родители жалуются на то, что их ребенок по несколько часов сидит за выполнением заданий по одному предмету, переутомляется, устает, но в результате не успевает выполнить все, что задали, поэтому получает в школе плохие оценки. К старшим классам эти проблемы усугубляются из – за увеличения общего количества учебных предметов, а соответственно и объема домашнего задания. Каковы же причины возникшей проблемы?

1. Невдумчивое, неосмысленное, механическое чтение текста изучаемого материала, неумение выделять главное и второстепенное, отсутствие самоконтроля (или неумение его делать) за усвоением полученных знаний;

2. неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, контроля за этим режимом (особенно в среднем звене и младших классах) со стороны родителей;

3.выполнение письменных заданий осуществляется зачастую без предварительного усвоения, повторения теоретического материала, в связи с этим учащиеся не только допускают ошибки при выполнении заданий, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Помочь ученику, да и, наверное, его родителям могли бы специально разработанные памятки. Вот, например, одна из них для школьников младших классов и среднего звена:

Памятка

Как выполнять устные задания

1.Вспомни тот материал, который изучался на уроке.

2.Читай текст параграфа внимательно, в случае необходимости пользуйся словарями, картами, схемами, дополнительными учебными пособиями.

3.Читай внимательно, стараясь запомнить главное.

4.Для лучшего запоминания записывай в тетрадь даты, названия, имена.

5.Закрой книгу и мысленно представь себе часть прочитанного, перескажи материал.

6.Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.

7.Воспроизведи прочитанное про себя;

8.Если учебный материал плохо запоминается, запиши кратко его план и пересказывай по нему.

9. Спустя некоторое время повтори то, что вызывало затруднение.

Примеры и образцы таких памяток можно составлять самим, а можно воспользоваться уже созданными, готовыми. И этот материал, на мой взгляд, очень заинтересовал бы родителей.

Подводя итоги, можно сказать, что такая многосторонняя, целенаправленная работа не только с учениками, но и с их родителями позволит добиваться решения поставленных задач, в целом повысить качество обучения учащихся. Не устарели слова известного педагога Ю.К. Бабанского, который утверждал, что учебно – воспитательный процесс в школе можно сравнить с сердцем школьной жизни. Как ритм биения сердца и наполненность пульса говорят о здоровье человека, так и качество педагогического процесса определяет в конечном счете все успехи школы (конец цитаты).

Работа педагога всегда была трудна. Как сохранить в себе силы, как не растерять, а преумножить творческий потенциал? Где черпать энергию? Конечно, в любви к детям. Настоящий учитель всегда был источником любви, излучал свет и душевное тепло. Вера учителя в силы своих учеников помогает им расправлять крылья и творить, каждому брать свою высоту, стремиться к самосовершенствованию. В этом, наверное, и заключается смысл нелегкого учительского труда: быть нужным детям, жить их жизнью, их интересами. Это, в конечном счете, и помогает нам преодолевать все возникающие проблемы и трудности, с оптимизмом смотреть вперед, в будущее.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОСЕЛЬСКИЙ А.Б.

В статье рассматриваются вопросы создания программ дополнительного образования - катализаторов развития творчества педагогов начального и среднего профессионального образования.

The article deals with the establishment of additional education programs - the catalysts of creativity of teachers in primary and secondary vocational education.

Наша страна вступила на путь инновационного социального, экономического и технологического развития. Одной из ключевых задач на этом пути является подъем образования «... как системы формирования интеллектуального потенциала нации и как одной из главных сфер производства (и распространения - авт.) инноваций...» . Для того, чтобы реально выполнять эти важные для страны и экономики функции образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (учреждениям профессионального образования), необходимо непрерывно и эффективно развиваться, решительно преодолевая серьезное отставание качества подготовки своих выпускников от динамично развивающихся инновационных процессов, потребностей рынков и производств, активно участвовать в формировании современной модели образования.

В этой специфической ситуации возросла и превратилась в массовую потребность образовательных учреждений в творчески работающих педагогах и руководителях, способных создавать и распространять новые образцы массовой педагогической практики. Эта потребность не может удовлетворяться за счет стихийного саморазвития творческого потенциала наиболее талантливых работников образовательных учреждений. Процесс появления таких работников «в нужное время и в нужном месте» остается в этом случае случайным, темпы формирования - медленными, а количество и потенциал - недостаточными для устойчивого развития педагогической практики. В связи с этим возникла необходимость в создании специальных - творчески развивающих программ дополнительного профессионально-педагогического образования, обеспечивающих эффективную массовую подготовку «творцов» из педагогов-практиков (далее - Программ) и опережающее наращивание творческого потенциала учреждений профессионального образования.

Известно, что появление и становление творческих личностей являются отчетливо индивидуальными, во многом спонтанными и длительными процессами. Поэтому для них не подходят условия обычного массового образования. На чем же в таком случае основываться при создании рассматриваемых здесь Программ, решении вопросов кого, чему и как учить? Как обеспечить эффективность педагогического процесса в условиях таких программ.

В поисках решения этих проблем мы обратились к исследованиям творческой деятельности и инноваций в образовании (В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, А.Я. Найн, С.А. Новоселов, М.М. Поташник, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова, и другие); работам, в которых рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность развития личности, индивидуальности и эволюции социальных систем (А.Г. Асмолов, Л.Н. Гумилев, А.Н. Северцов и др.), а также исследованиям в области интенсификации педагогического процесса (С.А. Архангельский, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Г.А. Китайгородская, Г.А. Мамигонова, В.В. Петрусинский и др.). Важную роль в решении ключевых вопросов создания Программ играли также исследования, посвященные реализации принципа деятельности в образовании, исследованиям взаимосвязи учебной и профессиональной, в том числе творческой деятельности специалистов (А.Н. Леонтьев, А.А. Вербицкий и др.).

Интеграция содержащихся в этих исследованиях идей позволила спроектировать и успешно внедрить в практику конкретные творчески развивающие программы с интенсивными педагогическими процессами. В связи с этим представляется возможным, обобщая полученные результаты, выявить и обосновать условия интенсификации педагогического процесса в творчески развивающих программах дополнительного профессионально- педагогического образования. Кратко представим результаты этого обобщения.

Прежде всего, уточним ключевые понятия: «творчески развивающие программы дополнительного профессионально-педагогического образования» (Программы) и «интенсификация педагогического процесса».

Творчески развивающими здесь называются программы дополнительного образования, в которых ставится цель развития творческих способностей и опыта творческой деятельности слушателей в контексте инновационных изменений в педагогической практике.

Понятие «интенсификация педагогического процесса» требует более подробного рассмотрения. Это понятие и его и его почти синоним «интенсивный путь развития» давно применяются в различных областях науки и практики. Несмотря на это, процесс формирования этих понятий пока не завершен. Анализ их применения для рассмотрения развития экономики, науки, научно-технического прогресса и других социальных систем показал, что к ним обращаются в драматических ситуациях. Если ставится задача перехода той или иной системы на интенсивный путь развития, значит прежний тип ее существования (функционирования и развития) перестал удовлетворять современным задачам и это невозможно компенсировать дополнительными вложениями .

Акцентируя внимание на последнем обстоятельстве, в ряде исследований причины перехода к интенсификации часто сводят к исчерпанию ресурсов для противоположного - экстенсивного пути развития (или экстенсификации), осуществляемого за счет увеличения использования ресурсов. А переход к более экономному использованию ресурсов рассматривается как фактор и важнейшая сущностная характеристика интенсификации.

Существует и противоположная точка зрения, при которой обострение проблемы ресурсов является лишь условием, актуализирующим потребность в интенсификации. Она опирается на известные ситуации, когда экономное использование сокращающихся ресурсов достигается «наведением порядка» и совсем не требует принципиальных изменений ни в типе существования, ни в характере развития изменяющейся системы. Следовательно, решение интересующих нас проблем требует выявления новых, характерных именно для интенсификации задач и механизмов, в принципе не реализуемых экстенсивным наращиванием усилий.

Для выявления этих принципиальных характеристик интенсификации следует обратиться к понятиям интенсивности и экстенсивности, рассмотреть взаимосвязи этих понятий с понятием развития.

Понятие «развитие» означает процесс и результаты направленных, необратимых и закономерных изменений объекта. В результате развития возникает новое его состояние . Очевидно, что новое состояние объекта как целого обладает новыми интегральными или системными характеристиками. К ним в первую очередь относятся характеристики качества и количества.

Кроме того, важной интегральной характеристикой является интенсивность или степень интенсивности - неразрывное единство качества и количества, обусловленное самой сутью качественной определенности объекта. По-видимому, близким по содержанию к такому пониманию интенсивности является понятие меры - соотношения «качество/ресурсы». Это соотношение - характеристика ресурсной обеспеченности существования качественной определенности объекта.

Из этого понимания интенсивности вытекает существование диапазона изменений, то есть минимума и максимума интенсивности, обусловленных самой сутью качеств объекта. Если развитие направлено на достижение нового состояния объекта, характеризующегося приближением к этому гипотетическому минимуму (совершенной мере), то это, по нашему мнению, интенсификация или интенсивный путь развития. Чем ближе к совершенству соотношение «качество/его ресурсное обеспечение», тем выше интенсивность. Тем эффективней развивается и функционирует объект.

Если же развитие сопровождается увеличением ресурсного обеспечения нового качества объекта, то это экстенсивный путь развития объекта.

Любой фактор, средство или условие, повышающее интенсивность процесса можно назвать интен-сификатором. Аналогичное понятие применяется в лингвистике и может с пользой использоваться в педагогической науке и практике. В зависимости от конкретных особенностей интенсификации используется тот или иной комплекс или система интенсификаторов. Это и есть механизм интенсификации или интенсивного развития объекта.

Предложенное нами понимание интенсификации позволяет выделить два ее вида. Один из них -повышение интенсивности при неизменной качественной определенности объекта. Другой более сложный - одновременный переход к новому качеству и интенсивности. Все это позволяет выявить особенности интенсификации интересующего нас педагогического процесса и механизма ее реализации - комплекс необходимых интенсификаторов.

Прежде всего, следует иметь виду, что интенсификация педагогического процесса в творчески развивающих программах дополнительного профессионально-педагогического образования принадлежит ко второму из перечисленных видов, так как связана с потребностью в эффективном достижении качественно новой цели повышения квалификации - развитием творчества педагогов в условиях становления инновационно-ориентированного образования.

Очевидно, что в этих условиях подобные программы должны взять на себя функцию одного из ведущих интенсификаторов развития педагогической практики. Только при этом условии появляется возможность интенсификации рассматриваемого педагогического процесса. Основные пути осуществления этой функции определяются особенностями интенсивного пути развития образовательных учреждений. В настоящее время достаточно ясно видно, что этот процесс развертывается по следующим взаимосвязанным направлениям:

Формирование методологической основы развития дополнительного педагогического образования, перехода на новую систему функций, интенсивных форм и педагогических технологий;

Появление творчески развивающих программ - модераторов и катализаторов развития творчества педагогов и образовательных учреждений;

Расширение возможностей самообразования и непрерывного образования, интеграция данных программ с творческой самореализацией педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

Внедрение творчески развивающих программ, инициирующих развитие сообществ и совместную деятельность творчески работающих педагогов;

Интеграция данных программ с развитием, инновационной деятельностью, методической работой и развивающимися внутриучрежденческими системами дополнительного образования образовательных учреждений. Это направление уже обозначилось в ряде передовых образовательных учреждений нашей области и некоторых образовательных программах нашей кафедры;

Интеграция самообразования, повышения квалификации и переподготовки в систему многовариантных творчески развивающих программ дополнительного образования, интенсифицирующих развитие творческого потенциала наиболее активных педагогических и руководящих работников;

Реализация Программами функции интенсификатора развития педагогической практики по данным направлениям обуславливает механизм интенсификации - комплекс интенсификаторов педагогического процесса в творчески развивающих образовательных программах. В качестве основных компонентов этого комплекса выступают основные подходы, педагогические цели, формирующее содержание программ и системообразующие педагогические технологии.

Для осуществления интенсификации педагогического процесса необходимо использовать комплекс взаимодополняющих подходов. В него входят личностно-деятельностный, культурологический, акмеоло-гический, дополнительностный и синергетический . Каждый из них играет вполне определенную роль. Личностно-деятельностный подход ориентирует на поиск интегральных личностных качеств, необходимых творческой личности для того, чтобы занять место «творца» в системе отношений по поводу созда-

ния и распространения педагогических новшеств. Он же является основой для создания формирующего содержания и педагогической технологии, поскольку «личность формируется и проявляется в деятельности». Остальные подходы позволяют найти средства эффективной реализации личностно-деятельностного подхода, интенсифицирующие педагогический процесс.

Для осуществления интенсификации педагогического процесса в творчески развивающей программе необходима максимально высокая цель, достижение которой требует напряженных усилий и обеспечивает ускоренное движение слушателей Программ к наивысшим уровням творчества. В соответствии с акмеологическим подходом, такой целью является развитие творческой универсальности слушателей программ как субъектов преобразования педагогической практики. Мы понимаем под этим развитие творческого потенциала, позволяющего педагогу самостоятельно ставить перед собой и успешно решать творческие задачи создания новой педагогической практики в реальных условиях .

Синергетический подход позволяет создавать в педагогическом процессе условия интенсивного достижения этой цели за счет интеграции процессов саморазвития слушателей, развития их образовательных учреждений с образовательными воздействиями Программ. В соответствии с этим подходом не эффективно внешними воздействиями навязывать слушателю и его образовательному учреждению путь развития, игнорирующий процессы саморазвития. Необходимы малые, но правильно нацеленные резонансные воздействия на точки бифуркации, точно учитывающие пределы возможного в данных условиях. Отметим, что этими резонансными воздействиями интенсифицируется развитие творчества и индивидуальности наиболее активных работников - носителей потенциала образовательного учреждения. При этом интенсифицируется процесс достижения слушателями наивысших уровней саморазвития, самоорганизации и мастерства.

Культурологический подход позволяет создать условия для развития слушателя как носителя и создателя не просто субъективно нового, но культуросообразного педагогического опыта, способствующего развитию других педагогов и образовательных учреждений .

Дополнительностный подход обеспечивает эффективное создание важного интенсификатора рассматриваемого педагогического процесса - минимально необходимой и достаточной структурной полноты всех его компонентов: воспроизводимых в нем социальных отношений, целевых, содержательных, технологических и др. В соответствии с этим подходом структурная полнота и целостность педагогического процесса и всех его компонентов обеспечивается единством противоположных и не проявляющихся одновременно в конкретных педагогических актах качеств. Так, например, педагогические цели творчески развивающей программы «Технологическая культура педагога» состоят из двух традиционно не совмещавшихся целей развития слушателей и сообщества педагогов, действующего в той или иной территории.

На основе интеграции этих подходов раскрываются пути создания основных педагогических интен-сификаторов: содержания образования и интенсивной педагогической технологии.

Библиографический список

1. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях. - М., Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008.

2. Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: Технологии научных исследований. - М., Наука, 1989.

3. Абалкин Л. Н. Перевод экономики на интенсивный путь развития // Вопросы экономики, 1982, № 2.

4. Философский энциклопедический словарь. - М., Сов. Энциклопедия, 1983.

5. Асмолов А. А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с.

6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М., Изд-во психолого-социального института, 2004.

7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М., Изд. центр «Академия», 2002.

Ключевые слова: интенсификация, творческая деятельность педагога, творчески развивающие образовательные программы, личностно-деятельностный, культурологический, акмеологический, до-полнительностный и синергетический подходы, технологическая культура педагога.


С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:
1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;
2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.
Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:
1) повышение целенаправленности обучения;
2) усиление мотивации учения;
3) повышение информативной емкости содержания образования;
4) применение активных методов и форм обучения;
5) ускорение темпа учебных действий;
6) развитие навыков учебного труда;
7) использование компьютерных и других технических средств.
К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:
1) принцип мотивации;
2) принцип осознанности;
3) принцип программирования деятельности;
4) принцип оценки усвоения деятельности;
5) принцип самостоятельности в познании;
6) принцип активности.
Х. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

  • Интенсификация процесса обучения образования


  • Интенсификация процесса обучения . С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования . На смену жесткой централизации...


  • Интенсификация процесса обучения . С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования . На смену жесткой централизации...


  • Интенсификация процесса обучения . С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования


  • Интенсификация процесса обучения . С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования . На смену жесткой централизац.


  • Интенсификация процесса обучения . С изменениями в обществе изменяются и пририте-ты в системе образования . На смену жесткой централизац... подробнее ».


  • 3) интенсификация учебного процесса . Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения .

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;

2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;

3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;

4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;

5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

1) повышение целенаправленности обучения;

2) усиление мотивации учения;

3) повышение информативной емкости содержания образования;

4) применение активных методов и форм обучения;

5) ускорение темпа учебных действий;

6) развитие навыков учебного труда;

7) использование компьютерных и других технических средств.

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

1) принцип мотивации;

2) принцип осознанности;

3) принцип программирования деятельности;

4) принцип оценки усвоения деятельности;

4) принцип самостоятельности в познании;

5) принцип активности.

X. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

4. Принципы конструирования процесса обучения

Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоение знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции. Для примера: на одном отрезке учебного процесса главная задача заключается в объяснении учителем, восприятии и понимании учащимися нового материала, на другом – анализ усвоения и оценка знаний учащихся. При правильной постановке проверки и оценки знаний все без исключения ученики, каждый из них мысленно воспроизводит необходимые знания, с допустимой критикой выслушивает ответ вызванного к доске, внимательно следит за выполнением опыта, сам в любой момент готов продолжить этот опыт. Из вышесказанного следует, что в каждом звене своеобразно сочетаются общие и специфические функции обучения.

Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:

1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков; применение знаний, умений и навыков;

4) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.

Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.