Стадии развития личности кратко. Кризисные этапы выковывания личности по Эриксону Э

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания .

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.

Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.

Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на . Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.

Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.

Критерии развития

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия . Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой..

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность , или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это . Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.

Первый этап развития личности

Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.

На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.

Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.

Второй этап развития личности

Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.

По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности

Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.

Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.

Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени , и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.

База знаний

Развитие, прогресс, регресс, биогенетических теория, социогенетична теория, психогенетична теория, деятельностный подход, периодизация, теория Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, противоречия, новообразования, сензитивни и кризисные периоды развития, концепция развития личности на протяжении жизни, взгляды Э. Эриксона, нормальная линия развития, аномальная линия развития, эпигенетических принцип, условия определяющих развитие на каждой стадии.

Основные положения

Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, охватывающий становление человека в биологическом, психическом и социальном плане. Он характеризуется физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими, психическими изменениями (появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств, расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решений личных, профессиональных, социальных проблем, целостностью, интегративность т.д.

Одним из важных моментов раскрытия сущности развития человека есть понимание тех законов, по которым происходит развитие, понимание движущих сил развития, источников, закономерностей и его этапов, роли кризисных периодов в жизни человека, возможностей ускорения процесса развития и т.п. Первое, с чем сталкиваются при изучении психического развития человека, это проблема соотношения в нем биологического и социального.

Представители биогенетических подхода кладут в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Если представители этого подхода и говорят о роли социальной среды, то только как об условии для созревания заданных природой (генетически обусловленных) качеств и свойств.

Представители социогенетичного подхода полностью отвергают значение биологических факторов и объясняют процесс развития человека через структуру общества, через способы социализации, взаимоотношения с окружающими, то есть социальное поведение человека объясняется через замкнутые в себе свойства среды, к которым человек должен приспособиться.

Представители психогенетичнои теории трактуют психическое развитие как полностью спонтанный процесс, не зависящий ни от биологического, ни от социального. Такими самодетерминуючимы психическими явлениями могут быть эмоции, поезда, мотивы, познавательная сфера и т.п. Психологическое развитие трактуется как полностью спонтанный процесс.

Представители психологии деятельности считали, что развитие личности происходит в процессе привлечения человека к разным видам деятельности. Нигде кроме деятельности человек не развивается.

Проблема человеческого развития неспиввидносна по своей сложности из любой биологической проблемой. Развитие человека обусловлен взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой биогенных, социальным, воспитанием, собственным психическим жизнью, деятельностью человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

Распутать этот сложный клубок биологических и социальных нитей, понять истинный вклад природы, генетики, социальных связей общества, внутренних законов развития психического в развитие личности, а значит, научиться влиять и управлять ее формированием, возможно при условии изучения и анализа сущности и динамики развития человека на разных этапах ее жизненного пути.

Рассмотрим две концепции периодизации развития личности, авторами которых Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею объединения двух линий развития: познавательного и собственно личностного (от рождения до окончания средней школы).

Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности (сфера потребностей и мотивов) происходит в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяют друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности, является непосредственное эмоциональное общение младенца с матерью, другими окружающими людьми. Эта деятельность изменяется ролевой игрой, общей учебной деятельностью, общением, в процессе которых возникают новообразования, которые являются опорой дальнейшего развития. Новообразования – качества, свойства личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенной стадии развития и которые в основном и определяют отношение к окружающему миру людей, самого себя и весь ход развития в данный период.

При выполнении именно этой группы ведущих деятельностей и происходит развитие сферы потребностей и мотивов, сферы «я хочу».

Вторую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых происходит развитие познавательной сферы и соответствующих способностей у ребенка. Это манипулятивнопредметна деятельность, игра дошкольников с предметами, обучение и труд в школьном возрасте, это сфера «могу».

Таким образом, от рождения до позднего юношества, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана с одной стороны и формы общения – с другой, которые попеременно обеспечивают развитие познавательных процессов и сферы потребностей и мотивов личности.

Концепция Д. Б. Эльконина разрабатывалась и дополнялась рядом ученых: Л. Выготский, Д. Фельдштейн, Л. Божович т.д. Обобщение этих теорий можно изобразить с помощью следующей таблицы (табл. 3).

Переход от одной возрастной стадии в другую знаменуется перестройкой и изменениями в психическом развитии и может сопровождаться кризисом, который характеризуется обострением противоречий, возникающих в процессе развития, сильными эмоциональными переживаниями, нарушением взаимопонимания с окружающими и т.п.

Существует сензитивний период развития, т.е. оптимальный срок для развития тех или иных качеств человека (например, 1-3 года – оптимальный период для развития языка, 6-11 г. – для развития навыков принятия решения, 11-16 г. – для развития абстрактного мышления и т. д.). Пропустив этот срок, соответствующее свойство сформировать в другое время будет гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут развиваться только на основе уже сформированных.

Психическое развитие личности не ограничен каким определенным промежутком времени, только теми или иными периодами. Он происходит на всех этапах жизненного пути человека. При этом каждый этап, наряду с общими закономерностями развития характеризуется также особым и специфическим только для него. С этой точки зрения период зрелости не может рассматриваться как некий конечный пункт, к которому направлено развитие и которым он заканчивается.

Чем более зрелой психологически и социально является личность, тем больше растут ее возможности в дальнейшем развитии. Период личностной зрелости открывает качественно новые возможности становления человека. С этой позиции интересно рассмотреть развитие личности на протяжении жизни. Эта концепция представлена эпигенетических теорией Эриксона. Сущность эпигенетические теории отражается в принципе: «Все, что растет, имеет общий план». Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит, пока все части, развились, не сформируют функциональное целое.

Развитие личности, по Эриксону, – это закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность получает то новое, характерное именно для данного этапа развития. Новообразования личности возникают не на пустом месте, их появление на определенном этапе подготовлена всем процессом предварительного развития личности. Новое в ней может возникнуть и закрепиться лишь тогда, когда в прошлом для него уже были образованы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Последовательность стадий психического развития личности, по Эриксону, – это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека семья, общество. По Эриксону, любая человек проходит выделены стадии, к какой бы культуре она ни принадлежала, все зависит только от продолжительности его жизни.


Со времен Гиппократа, психология развития личности детей являлась объектом для исследований, однако, в середине XX века ученные–психологи сообщили миру, что психологическое развитие личности происходит всегда – с момента рождения и до смерти, даже если она наступает в глубокой старости.

Развитие личности в дошкольном возрасте

Этап 1 - Младенчество

Период младенчества начинается с первой минуты рождения и заканчивается в два года.

Кроме набора рефлекторных способностей, как то: прием пищи, чувство боли и опасности; вскоре после рождения, младенцы могут реагировать на:

  1. зрительные образы, в том числе на человеческое лицо;
  2. звук, в том числе человеческий голос.

К середине третьего месяца ребенок узнает свою маму, просто увидев ее, и прекрасно чувствуют тон голоса в человеческой речи (например, пугается, когда кто-то ругается).

Установлено, что дети до года способны воспринимать расстояние, форму, направление и глубину. А к концу первого года отличают человека от животного, игрушку от продукта питания.

У младенцев быстро развивается когнитивная память, повышая их способность предвидеть последствие какого-либо действия и события происходящего около него или с ним.

Осознание того, что существуют внешние объекты, могущие на него воздействовать, подвигает младенца переходить от простых рефлекторных движений к согласованным действиям. Причем эти манипуляции он повторяет намерено, потому что они ему интересны или же потому, что понимает – с их помощью можно достичь желаемой цели (например, подцепить игрушку).

К 18 месяцам ребенок уже может мысленно представлять определенные события и результаты, к которым они приведут. Ему не надо экспериментировать и действовать методом проб и ошибок.

К трехмесячному возрасту, младенец демонстрирует поведенческую реакцию, указывающую на эмоции соответствующие:

  • удивлению;
  • переживание;
  • расслаблению;
  • радости;
  • возбуждению.

А такие состояния, как гнев, печаль и страх, начинают проявляться к первому году.

Эмоциональная жизнь всех младенцев сосредоточена на привязанности к матери и другим членам семьи. Через взаимодействия с близкими людьми младенцы учатся любить и доверять им.

С двух месяцев, малыши улыбаются в ответ на любой ласковый голос, но к шести месяцам они точно отличают голоса и лица знакомых людей и начинают улыбаться только им. Подобное психологическое развитие личности младенцев формирует основу для эмоционального здоровья на протяжении всего детства.

Этап 2 - Детство

Вторым важным этапов в развитии человека является детство, начинающееся с двухлетнего возраста и продолжающееся до 12–13 лет.

Первые годы нормально развивающихся детей отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка.

Вообще, дети начинают понимать речь за несколько месяцев до того, как произносят первые слова.

Среднестатистический ребенок четко воспроизводит первое слово в 12–14 месяцев, а к 20-му месяцу знает около 50 слов.

Поначалу малыш, даже имея в словарном запасе максимальное количество слов, использует связку «два слова». Затем добавляются комбинации из трех слов. Развитие прогрессирует и к предложению, состоящему только из подлежащего и сказуемого, присоединяются союзы и предлоги.

К четвертому году жизни большинство детей воспроизводят в предложениях причастные и деепричастные обороты, и находятся на стадии освоения сложных правил грамотной речи.

В своих познавательных способностях, дети, для выполнения логических задач, перестают полагаться исключительно на физические ощущения и начинают ориентироваться в мире символических образов.

К семи годам ребенку уже не нужно управлять окружающей средой с помощью символического мышления или языка, он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать мыслительные операции, как элементарную, первичную форму познания.

В возрасте от 7 до 12 лет к логике добавляется квалификация идей, понимание числа и времени. У детей появляется самосознание.

В 10 лет ребенок точно знает, какое его действие принесет боль или же повлечет наказание. Ему становится необходима не только любовь родителей, но и их поддержка, уважение и одобрение. К тому же дети этого возраста способны контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей. Это значит что, на данном этапе они понимают чувства и точку зрения других людей, и как они реагируют на это, предопределяет их нравственное развитие в дальнейшем.

В 12–13 лет начинаются мысли о жизни, у некоторых появляется чувство вины и/или неприятие себя, что означает переход в подростковый период.

Личностное развитие в подростковом возрасте


Этап 3 - Подростковый возраст

Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.

Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.

В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.

К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.

Этап 4 - Совершеннолетие

Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.

Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).

В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни.

В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.

В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.

Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей. Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.

В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.

Заключительный этап формирования личности


Этап 5 - Старость

В старости уменьшается мышечная сила, становятся слабее сенсорные и перцептивные навыки, а также память, что, однако, не отражается на интеллекте, если, конечно, человек не страдает деменцией или другими психическими заболеваниями.

Все эти изменения делают пожилых людей зависимыми от своих детей как эмоционально, так и физически.

Тем не менее психология личности старого человека такова, что главной его чертой становится эгоистичность на пару с эгоцентричностью. Молодым членам семьи следует это принять и понимать, что изменение характера их пожилого родственника не прихоть последнего, а закономерный этап психологии развития личности старого человека.

Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Каждый период представляет собой определенную ступень развития личности, оттенок ее жизненного пути. В границах каждого периода выделяются стадии, а в границах каждой стадии – фазы.

Определение периодов, стадий и фаз психического развития человека необходимо для рационального построения системы обучения и воспитания, профессионального самоопределения молодого поколения, полнее использовать трудовой и творческий потенциал взрослого человека на каждом возрастном этапе.

Многие психологи занимались вопросом возрастной периодизации психического развития личности. Известна теории, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

    Кризис доверия – недоверия (в течении первого года жизни). Этот кризис связан с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, вследствие чего развивается его доверие или недоверие к окружащему миру.

    Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). Кризис связан с первым опытом обучения ребенка, выработки привычки опрятности. Понимание ребенком, систематичность и последовательность в обучении развивает самостоятельность, тогда как наказания и непоследовательность – страх и сомнение.

    Появление инициативности в противовес чувству вины (от трех до шести лет). Это кризис соответствует дошкольному возрасту, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствует развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводит к закреплению чувства вины.

    Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). Этот кризис происходит в школьном возрасте в зависимости от школьной атмосферы, отношений с одноклассниками и учителями, методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.

    Личностное самоопределение и противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом возрасте, когда устанавливаются образы поведения. Положительный опыт развивает идентификацию, негативный является причиной путаницы.

    Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Этот кризис характерен для юношеского возраста. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие опыта может привести к изоляции человека и его замкнутости в себе.

    Забота о воспитании нового поколения в противовес «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). При условии нормального развития этот возраст отличается высокой продуктивностью деятельности, активизацией чувства сохранения рода, уважение к мудрости. Нерешенный кризис обуславливает застой.

    Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (старше 60 лет). Этот кризис приходится на время старения, когда подводятся итоги жизни. На этом этапе личность либо достигает целостности и принимает неизбежное или завершает жизнь с чувством страха перед смертью.

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте - их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 1).

Таблица 1. Стадии развития личности по Э.Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

3. Раннее детство (около 3- 5 лет)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Обобщая результаты исследований многих психологов – Л.И.Божовича, К.Бернара, Ш.Бюлера, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Косановского, Г.С.Костюка, Б.Д.Эльконина, украинского психолога В.Ф.Моргуна вместе с Н.Ю.Ткачевой предложили целостную схему периоизации развития личности на протяжении всей ее жизни.

1. Фаза новорожденности (до 2 месяцев). В этот период создаются предусловия становления личности. В момент рождения происходит первый кризис, связанный с резким изменением ситуации развития, с переходом от биологического типа развития к социальному. Этот резкий переход от внутриутробного периода существования к послеродового целесообразно смягчать. Есть данные, что адекватное преодоление этого кризиса продлевает жизнь человека в 1,5 раза.

Критерием завершения этой фазы является образование связи «ребенок – взрослый», когда появляется положительная эмоциональная реакция ребенка («комплекс оживления») на взрослого человека. В этот период возникают условные рефлексы на отдельные раздражители, слуховая и зрительная сосредоточенность.

2. Стадия младенчества (1-й год жизни) на этом этапе психического развития ребенка ведущей является потребность в общении, а ведущей деятельностью – общение . По своей форме общение младенца является непосредственно эмоциональным. Суть такого общения – обмен эмоциями между ребенком и взрослым. На этой основе у младенца в процессе собственной детальности и общения со взрослым формируется определенное психическое новообразование, что является предисловием развития личности, сознания. Это целостное образования опосредствует его поведение и ответ на действие внешней среды, централизует психическую жизнь и субъективно переживается как эмоциональное самоощущение.

3. Раннее детство (до 3-х лет). Во внешнем плане оно проявляется как резкий рост независимости ребенка от взрослого . Ребенок овладевает ходьбой и предметными действиями, становится более активным. Взрослые должны своевременно перестроить свое отношение к ребенку, предоставлять ему больше свободы и самостоятельности.

Центральная линия психического развития в это время определяется предметной манипулятивной деятельностью , в русле которой интенсивно формируются другие виды деятельности - познавательная, общение, труд в форме самообслуживания и др.

На стадии от двух до трех лет возникает новообразование, связанное с первичным осознанием собственной «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.

4. Дошкольное детство (от 3-х до 7 лет). Основная потребность этого периода принимать участие в жизни и деятельности взрослых . Однако эта потребность не может полностью реализоваться из-за недостаточности физических сил, знаний, умений, навыков. Не имея возможности удовлетворить «взрослых желаний», ребенок старается стать взрослым в воображении. Ориентируясь на взрослого как на образец, подражая ему, ребенок берет на себя роль взрослого, он действует как взрослый человек, но в форме действий с предметами – заменителями, то есть с игрушками, во время сюжетно-ролевой игры.

В дошкольном воздасте впервые рождается личность. Этот момент связан, по мнению А.Н.Леонтьева, прежде всего с формированием такого психического новообразования, как механизм соподчинения мотивов , когда общественные мотивы впервые подчиняют себе индивидуальные мотивы поведения ребенка.

5. Младшее школьное детство (от 7 до 12 лет). Главной потребностью этого возрастного периода является преображение определенного общественного статуса, реализация общественно значимой деятельности , которой является систематическая учебная деятельность в школе.

Учебная деятельность как ведущая опосредует всю систему взаимоотношений ребенка с взрослыми. Центральным моментом в этом процессе является осознание своего нового места в системе общественных отношений. Взрослые должны способствовать таким психическим новообразованиям у ребенка, как осознание себя субъектом познания через принятие роли ученика.

6. Подростковый возраст (от 12 до 14 лет). В этот период завершается детство, начинается переход к взрослости. Для переходного периода характерно несоответствие между новыми потребностями «полуребенка полувзрослого человека» и застарелым отношением к ним окружающих. В это время возникает кризис, который проявляется в резком противопоставлении себя взрослым , внутренней дисгармонии, стремлением к самостоятельности.

В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность .

Центральным психическим новообразованием является чувство взрослости.

Интенсивно формируется собственная личность. Подросток становится субъектом саморазвития. Изменения в личности подростка являются такими заметными и значительными, и свидетельствуют о «вторым рождением личности» (первое – у детей двух – трех лет).

7. Старший подростковый возраст (15 – 17 лет). Социальная ситуация психического развития старшего подростка определяется его потребностью занять место во взрослом мире, выбрать направление профессионального становления, подготовиться к профессиональной деятельности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учение , но такое, которое обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности. Подросток ставит перед собой проблемы смысла жизни, бессмертия, формирования мировоззрения и тому подобное.

8. Переход к юности (17-18 лет). Этот период характеризуется существенной перестройкой личности, связанной с изменениями в жизни молодого человека (окончание школы, поступление в высшее учебное заведение, начало трудовой деятельности на производстве и др.). он осуществляет переход от познания мира к его преобразованию, от более или менее автономного существования в семье к самостоятельному созданию себя и собственной судьбы, к самоутверждению собственного «Я» в творческой профессиональной деятельности.

9. Юношеский возраст (18 – 23 года). В психологическом плане в этом возрасте осуществляется саморазвитие, сознательное самосовершенствование. Это стадия подготовки к взрослости, к практической профессиональной деятельности. Социальную ситуацию развития можно определить как порог взрослой жизни.

10. Молодость (24-30 лет). Это начальный период зрелости. Первое состояния молодости психологически характеризуется как время поиска себя, выработку индивидуальности, осознании себя как взрослого человека с соответствующими правами и обязанностями, формирования конкретного представления о будущей жизни, встреча с будущим супругом, женитьба и др. В это время осуществляется переход к «оседлому» периоду молодости. Перед личностью встает задача специализации в избранной професии приобретения мастерства.

11. Переход к расцвету (около 30 лет). На этой стадии происходит большой кризис в жизни человека, когда его представления о жизни расходятся с действительностью, жизнь перестает казаться легким и понятным, иногда рушатся основные способы жизни, перестраивается вся личность. Это следствие отдельных ошибок в предыдущий период, недомтаточное понимание сложных процессов жизни, неглубокий анализ прошлого и самоанализа собственной личности.

12. Расцвет (31 – 40 лет). Середина жизни, «золотой век» человека – период наивысшей трудоспособности и достижений. Личность приобретает много жизненного опыта, становится полноценным специалистом, семьянином, достигает вершин творчества. Возникает потребность передать людям то наилучшее, что накоплено, разработано. В конце этого периода человек впервые задумывается над вопросом «Что остается людям?».

13. Зрелость (40 – 55 лет). В этот период человек достигает вершины предпенсионного мастерства, определенного статуса в обществе, накапливает профессиональный опыт общения с людьми. Потребность передавать опыт реализуется в учениках, последователях, в коллективном творчестве, что приобретает статус ведущей деятельности. В этот период снова встает вопрос смысла жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитого. В конце периода зрелости возможен кризис, связанный с изменениями социальной ситуации и возрастной перестройкой организма.

14. Старость можно разделить на пожилой возраст (55 - 75 лет), старческий возраст (75 – 90 лет) и долголетие (свыше 90 лет).

Ведущая потребность пожилого возраста заключается в передаче молодому поколению приобретенного опыта. Она реализуется в общении с другими людьми. У людей пожилого возраста проявляются также потребности в коллективе, в уважительном отношении к себе, в самоутверждении.

Ведущей для старческого возраста является деятельность по самообслуживанию. Выход на пенсию часто вызывает разные кризисные перестроения как физиологического, так и психологического характера. Поэтому он не должен быть резким, не сопровождаться разрывом всех связей с трудовым коллективом и кругом друзей. Старение – это не столько распад, угасание всех уровней жизнедеятельности человека, сколько включение многих приспособительных систем личности к возвратной ситуации.

Последнее время все больше осознается необходимость подготовки человека к старости, овладение умением стареть, руководить личностным перестроением, что сопровождает геронтогенез, который может продолжаться десятилетиями.