Степан разин краткое содержание. Поход за зипунами

Кто же такой Степан Разин?

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Стенька Разин — вождь народа и настоящий казак-бунтарь

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

Б. М. Кустодиев. «Степан Разин»

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Разинцы разорили всё от Дербента до Баку

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.


Гравюра XVII века из книги Яна Стрейса. Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личные качества Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.


Степан Тимофеевич Разин

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

По словам Стрейса, Разина именовали не иначе как батька

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень ». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.


Стенька Разин бросает персидскую принцессу в Волгу. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».


В. И. Суриков. «Стенька Разин»

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У нешо был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).


Пойма осетровых в Волге в XVII в. Гравюра из книги Стрейса, изданной в Амстердаме, 1681

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Европа наблюдает за восстанием Разина

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.


Стенька Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

По восстанию Разина защитили диссертацию аж в 1674 году

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.


Титульный лист диссертации И. Ю. Марция «Стенко Разинъ Донски козакъ изменникъ id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis» (Виттенберг, 1674)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

«Так свободу широким пожаром / В сердце рабском он, первый, зажег»

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.


Степана Разина везут на Казнь

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».


С. А. Кириллов. «Степан Разин»

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин» , кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

Разин Степан Тимофеевич - (ок. 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

Молчи, собака! (во время казни брату Фролу, который, видя мучения Степана, которые ожидали его самого, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!)

Разин Степан Тимофеевич

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове - городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Годы жизни: ок. 1630-1671.

Степан Разин вошёл в историю России как предводитель одного из крупнейших народных восстаний, которое произошло в правление Алексея Михайловича Романова, в 1670-1671 гг. Он был казаком, бесстрашным, храбрым воином, выступившим за свободу народа, отмену крепостного права. Каковы же основные направления его деятельности и их результаты?

Задолго до восстания в 1670-1671 года он был известен как казачий атаман. Поэтому одним из направлений его деятельности было руководство казачьим войском. Здесь он преуспел, заслужив огромный авторитет среди донских казаков. Казачьи войска были опорой царей на юге страны, они участвовали во многих сражениях. Так и отряд Разина совместно с запорожскими казаками воевал против крымских татар у Перекопа.Однако став казачьим атаманом, Разин с 1667 года начинает самостоятельные походы « за зипунами», то есть за добычей- грабит суда по Волге, по берегам Каспийского моря и даже добирается до Персии.

Результатом данной деятельности стал огромный авторитет Разина, в его войско стали стекаться не только казаки, но и беглые крестьяне со всей страны. Разин со своим войском стал уже опасен, да и грабежи его казаков тоже стали вызывать опасение у царя.

Другим направлением его деятельности, прославившее Степана Разина, стала подготовка и проведение восстания в 1670-1671 годах, которое охватило всё Нижнее Поволжье. Восставшими было взято несколько крупных городов: Самара, Астрахань, Саратов. Царицын. Это уже было крупномасшабное крестьянское восстание, которое имело конкретные цели: захватить Москву, отменить крепостное право, расправиться с боярами и дворянами и установить казачью власть. Конечно, цели были нереальными, однако положение народа было настолько тяжёлым (не случайно период правления Алексея Михайловича называют « бунташным веком»), что волнения крестьян, казаков достигло такой огромной силы. Трагично закончилось восстание: оно было подавлено. Сам Разин был выдан казаками и публично казнён в Москве. Причин поражения несколько: и стихийность, неорганизованность восставших, и отсутствие чёткого руководства, слабая подготовленность. Всё это привело к поражению.

Результат данной деятельности — поражение восстания, казнь атамана. Однако восстание такой силы не могло не встревожить царя и верхушку общества, показало, что народный бунт очень опасен, что крестьянский вопрос всегда будет одним из основных в политике правителей.

Таким образом , Степан Разин одним из первых после юридического оформления крепостного права в Соборном уложении Алексея Михайловича в 1649 году осмелился открыто выступить против закрепощения, защищая право на свободу. Поэтому он бы так любим в народе, который сложил много песен и сказаний в память о подвиге своего героя.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671), казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг.

Донской казак из зажиточной семьи. Знал польский, татарский и калмыцкий языки, трижды избирался донцами в посольства в Москву и один раз - к калмыкам. В 1663 г. как наказной атаман разбил крымчаков под Перекопом.

«Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью», - писал современник о 33-летнем Разине.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович потребовал провести на Дону перепись и вернуть беглых крепостных. Обозлённый ответом казаков «с Дона выдачи нет!», царь перекрыл им торговлю и подвоз продовольствия.

Весной 1667 г. тысяча «голутвенных» - бедных, но хорошо вооружённых казаков - ушли за Разиным с Дона на Волгу. Взяв на абордаж богатый караван судов и набирая новых бойцов, атаман силой и хитростью пробился на Каспий и уже с полуторатысячным войском зазимовал на реке Яик (Урал).

Весной 1668 г., тщательно подготовив флот, Разин с 3 тыс. бойцов начал поход. Пройдя от Дербента до южных берегов Каспия, казаки добыли много ценного с иранских судов. Хорошо организованное к весне 1670 г. войско рвалось на Волгу. Атаман призывал: «На Русь, на бояр идти».

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Под городом Чёрный Яр стрельцы с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами перешли на его сторону. Под Астраханью царский воевода дал сражение, но город восстал и 22 июня впустил Разина.

Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию князя Ю. А. Долгорукова, собирал новые армии в Казани и Шацке. Но каждый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников, служилых людей и местной знати. Перед восставшими пали Свияжск, Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский), Саранск, Пенза и другие города, в осаде были Нижний Новгород и Кокшайск.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск.

Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, взяли Кагальницкий городок и схватили Разина с братом Фролом.

Последний оплот повстанцев - Астрахань пала.

    Спасибо большое! Мне очень помогло и текст действительно правдивый

РАЗИН Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону - 6 (16) июня 1671, Москва], донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов, донской казак. В 1662-63 донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. В 1667 с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на Волгу и Яик, в 1668-69 по Каспийскому м. в Персию. Весной 1670 возглавил крестьянскую войну. Выдан казацкой старшиной царскому правительству. Казнен в Москве.

РАЗИН Степан Тимофеевич [ок.1630, станица Зимовейская-на-Дону - 6 (16) июня 1671, Москва], донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания.

Из старшинских детей Войска Донского, отец - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. Уже в юности занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц--донских посольств - в 1652,1658 и 1661 побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями (тайшами). В 1663, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Благодаря своей удачливости и личным качествам, получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс:"Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". На характер и умонастроение Разина оказала прямое влияние казнь в 1665 его старшего брата Ивана по приказу воеводы князя Ю. А. Долгорукова за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков.

В 1667 Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда "голутвенных" казаков и "новоприходцев" из России. Во главе отряда он совершил в 1667-1669 свой знаменитый поход "за зипунами" по Волге на берега Каспийского моря в Персию. Взяв крупную добычу, он вернулся из похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Резко возрос его авторитет на Дону, в стан к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России. Хотя номинально войсковой атаман К. Яковлев сохранил свою должность, самым влиятельным человеком в Войске стал Разин.

Весной 1770 он возглавил новый поход на Волгу, ряды Разина постоянно ширились, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение разинцам. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок. В 1671 на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали и авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. 16 апреля низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6 июня 1671 оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места.