Термы Каракаллы — развлекательный комплекс времен Античности. Термы Каракаллы — лучший подарок народу от далеко не лучшего императора Рима

Термы - это общественные бани. Они включали, кроме горячих, теплых и холодных бань, также парильни, залы для спорта и собраний, библиотеку, небольшой театр, художественную галерею и т. д. Именно строительству терм в Древнем Риме уделялось очень большое внимание, так как их посещение было неотъемлемой частью жизни порядочного гражданина. Историки не зря отмечают, что у римлян было 3 главных способа времяпровождения: участие в форумах, лицезрение боев в амфитеатрах и посещение терм. Первые публичные термы были сооружены на Марсовом поле во времена правления Октавиана Августа. Позднее термы строили римские императоры: Нерон, Тит, Каракалла.

Термы Каракалла - это самый грандиозный и сложный комплекс, состоящий из круглых и квадратных залов, маленьких и больших помещений. Драгоценные камни, цветной мрамор, красочные мозаики, яркие ткани - все это украшало некогда знаменитые термы, от которых сейчас остались только руины.

Термы были очень популярными и чтимыми в древнем мире. Именно поэтому их строительство было очень серьезным делом. Существовал даже свод общих правил, по которым эти термы должны были возводиться и оформляться.

Строиться в Древнем Риме первые термы начали еще во II веке до нашей эры, но наибольшей популярностью они пользовались во времена Римской Империи. Именно тогда они обрели свой законченный вид.

Временем основания каракалльских терм традиционно считается 206 год - время правления Септимия Севера. Завершилось строительство в 217 году уже при императоре Каракалле (в честь которого эти общественные бани и были названы).

Каракалл считается одним из самых жестоких правителей. Его отец, умирая, завещал сыновьям жить дружно. Однако сразу после его кончины Каракалл убил своего брата. Опорой его власти была армия, которую он взял под свое покровительство. Он всячески угождал солдатам, назначал им очень высокое жалование, щедро раздавал подарки. Что бы хоть как-то задобрить и горожан, Каракалл приказывал заложить основы терм. Вскоре было построено великолепное здание этих бань.

В Древнем Риме существовало 800 небольших и 5 крупных центров, куда могли сходить граждане, не имеющие своих бассейнов. Весь Рим пересекался гигантскими аркадами из разных ярусов, в зависимости от того, по какой местности они проходят. Новые термы снабжались из аркады, подведенной к Авентинскому холму.

Каракалльские термы были действительно чудом архитектуры. Грандиозные и потрясающие сооружения, объединенные в единый комплекс. Стены каракалловых терм были сделаны из толстого бетона, а сверху покрыты тонким слоем мрамора, от чего создавалось впечатление небывалой роскоши и хрупкости. На самом деле, термы представляли собой очень прочную конструкцию.

Посередине засаженного различными растениями участка располагалась , чья площадь составляла более 10 гектаров. Западная ее сторона буквально являлась продолжением Авентинского холма, а восточная располагалась над соседней долиной. Держалась она благодаря арочной конструкции высотой примерно с пятиэтажный дом. Под платформой располагалось нечто, похожее на склад, там оставляли топливо и цистерны с водой.

Центральная арка представляла вход в термы. Сюда вела дорожка, обсаженная со всех сторон кипарисами. Двери центрального входа были отделаны бронзой и окружены мраморной выкладкой.

Вошедший через главную арку сразу попадал в холл. Здесь рабы принимали у посетителей одежду. Холл плавно перетекал в просторный зал, в котором было только 3 стены, а там, где по идее должна была быть четвертая, начинался бассейн, в воде которого отражались лучи солнца, так как он находился под открытым небом. Римляне считали, что купаться в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Этот бассейн получил название «фригидарий», то есть «холодная баня».

В центре здания находился главный зал, куда вела широкая лестница. Это было очень высокое помещение. Отмечалось, что здесь запросто поместилась бы одна из . В зале были большие окна, только вместо стекла в них были вставлены тонкие пластины из слоновой кости. Гранитные колонны которые поддерживали свод. В главном зале были 2 большие ниши, в которых стояли статуи, изображавшие подвиги Геракла.

Чтобы сохранить в зале теплый воздух, все коридоры, которые вели отсюда, были изогнутой формы. По ним можно было пройти в кальдарии, то есть «горячие бани». Все кальдарии были круглой формы. В центре располагался бассейн, а по его краям - множество ванн с горячей водой. Здесь всегда было жарко из-за постоянно поддерживаемого сухого пара. Посетитель мог прилечь на мраморные лежаки, которые тянулись вдоль стен. По желанию клиента, рабы по первому слову были готовы натереть благовониями или помассировать спину.

Над всеми термами нависал купол, который, пожалуй, был самой необычной частью этого заведения. Вытянутый, он казался яйцевидной формы и был разделен на небольшие участки, в которых находились розетки, отчего напоминал звездное небо. Посередине купола было небольшое отверстие, через которое в центр зала опускался столб света.

Рядом с кальдариями располагались маленькие комнатки в форме подков. Здесь температура была поменьше. В этих небольших помещениях изнеженные римляне могли передохнуть, здесь размещалось множество произведений искусств (скульптуры, барельефы, мозаика). Эти творения были сделаны по заказу лучшими мастерами Рима, а некоторые привозились из других .

Даже пол в термах был необыкновенным - он весь состоял из маленьких камешков, раскрашенных в разные цвета. Эта мозаика складывалась в изображения птиц, рыб, животных, а иногда и совершенно фантастических животных.

После бани можно было выйти во внутренние дворики. Здесь были построены специальные беседки, где обычно собирались, чтобы пофилософствовать. Рядом располагалась библиотека, где хранились книги на латыни и на греческом языке.

Позади терм были построены стадионы, где тренировались гимнасты. На специальных трибунах можно было наблюдать за состязаниями атлетов, а при желании поучаствовать самим.

В V веке термы еще действовали, но в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, все бани были заброшены. Люди вернулись сюда только в XVI веке, чтобы провести раскопки. Тогда Павел III Фарнезе добывал себе материал для дворца. На поверхность были извлечены две статуи Геракла, две порфирные ванны, одна из которых приспособлена на площади Фарнезе под фонтан, а другая красуется в ватиканском Бельведере, и гранитная колонна, отправленная в подарок герцогам Медичи.

В наши дни без пояснительных табличек и не разберешь, где в термах раньше была раздевалка, а где - бассейн: сейчас по этим руинам бродят дикие кошки и гнездятся птицы. А когда-то в этом комплексе (337 на 328 метров) могли одновременно мыться 1 600 человек.

Однажды древние площадки терм служили площадкой для проводимых здесь летних олимпийских игр. Были термы приспособлены и под концертную площадку. В 1937 г. в бывших термах оборудовали летнюю площадку римского оперного театра. На огромной сцене (1 800 квадратных метров) устраивались грандиозные представления. Наиболее удачной была постановка оперы Дж. Верди «Аида», когда на сцене появлялись кони, верблюды и даже слоны.

С 1995 г. в целях сохранения античного памятника представления в термах не проводятся.

Адрес: Италия, Рим
Начало строительства: 212 год
Окончание строительства: 217 год
Координаты: 41°52"46.1"N 12°29"35.7"E

Величие и могущество Древнего Рима, навеки запечатленное в памятниках истории и архитектуры, можно встретить в столице Италии буквально на каждом шагу.

Среди этого огромного количества достопримечательностей наиболее выделяются Термы Каракаллы, которые в свое время считали восьмым чудом света и самым впечатляющим строением Рима. Вряд ли современный архитектор назовет эти термы восьмым чудом света, но любой историк скажет, что это величайшее строение, точнее - комплекс, действительно заслуживает права называться чудом столицы великой Империи, и посоветует путешественнику обязательно посетить эти уникальные в своем роде римские бани.

Термы Каракаллы с высоты птичьего плёта

Естественно, до наших дней сохранились лишь руины Терм Каракалла, однако благодаря правильным расчетам архитекторов и прочному материалу из которого они были возведены, остатки комплекса, построенного еще во II веке нашей эры, можно считать одним из наиболее примечательных памятников архитектуры Древнего Рима. Сейчас на территории Терм проводятся театральные выступления прямо под открытым небом. Такие представления на фоне древних руин, проводящиеся преимущественно в вечернее время суток, представляют собой поистине фантастическое зрелище.

История возведения Терм Каракалла

Строительство прекрасного комплекса, где каждый свободный житель Рима мог провести свое время, продолжалось с 206 по 217 год нашей эры. Как известно из истории, все древние римляне особое внимание уделяли гигиене и принятию водных процедур. Поэтому на территории Рима, впрочем, как и в других крупных городах Империи, постоянно строились новые бани.

Возведение Терм Каракалла началось еще во время правления императора Септимия Севера, а открылись они для всех желающих в 217 году во время властвования жестокого и подлого Каракалла. По различным источникам, которые смогли исследовать современные ученые, удалось выяснить, что власть Каракалла держалась благодаря поддержке многочисленной армии и любви римлян: солдатам он платил огромные денежные вознаграждения, а жителей столицы, страдающих от скуки, ублажал зрелищами и всевозможными развлечениями. Термы Каракаллы совмещали в себе возможность отвлечься от суеты, принять водные процедуры и насладиться зрелищами, которые открывались взору прямо из Терм.

Термы Каракаллы снабжались чистейшей водой из горных источников, поступавших к Авентинскому холму при помощи специально построенного акведука . Площадь Терм к моменту окончания строительства уже составляла практически 12 гектаров. Архитекторы решили западную часть огромнейшего комплекса вырезать прямо в Авентинском холме. Восточная сторона являла собой сложнейшую и прочную арочную конструкцию, которая по размерам превышала современную пятиэтажку. Вид из Терм Каракалла открывался, как становится понятно из вышесказанного, только на запад и восток. Сделано это было не случайно: такое положение комплекса позволяло посетителям бань не испытывать дискомфорт от ярких солнечных лучей.

Все стены терм были облицованы прекрасным мрамором, а за ним скрывалась кирпичная кладка, которая еще и заливалась толстым слоем бетона. Здание было очень прочным, чем-то даже напоминающим, крепость. Благодаря такому подходу строителей, руины Терм Каракалла в хорошем состоянии сохранились и до наших дней.

В начале второго века нашей эры большинство свободных римлян из-за непрекращающихся завоевательных походов, огромных трат на армию, стало ощущать некую стесненность в средствах, и уже не могло позволить себе строительство собственного дома с огромным бассейном. Работать жители столицы Великого Рима не желали, поэтому скука и уныние распространялись по всему городу, а такая ситуация могла быстро перерасти в массовые беспорядки. Бунт в Риме, словно пожар, мог распространиться по всей Империи. Именно такого хода событий более всего опасался Каракалл. И именно по этой причине в столице все чаще и чаще на улицах раздавали бесплатный хлеб и радовали плебсов боями гладиаторов или же возведением новых зданий, которые бы спасали от скуки.

Таким спасением и стали на долгий период времени Термы Каракаллы. Конечно же, строительство обычной бани, пусть и гигантской по своим размерам, вряд ли бы впечатлило разбалованных римлян, ведь на тот период времени в столице огромной империи к услугам ее жителей работали более 800 средних бань и пяти императорских. Поэтому новые Термы, уступающие по своим размерам только Термам Диоклетиана, стали, как уже говорилось выше, комплексом. В них располагалась библиотека, спортивные площадки, на которых показывали свое мастерство спортсмены и площадки, где каждый желающий мог бы лично принять участие в спортивных играх. К слову, из помещений можно было наблюдать и выступления различных трупп актеров, для которых выступить на арене Терм Каракалла было равнозначно мировому признанию .

Живописная аллея, благоухающая ароматами сотен живых цветов, где отдыхали, размышляли о вечном и вели свои диалоги посетители, вела прямо к входу в Термы Каракаллы. Главный вход - это огромная арка. Как только посетитель попадал в первую залу, его одежду тут же снимали рабы.

Этот зал имел всего три стены, вместо четвертой, взору открывался проем, через который можно было попасть в «холодные бани», представляющий собой роскошный и огромный бассейн, расположенный прямо под открытым небом. Накрывать бассейн было нельзя: у римлян сложилось устойчивое мнение, что купание в «закрытом» бассейне наносит серьезный вред здоровью. Археологи установили, что размер этого бассейна можно вполне сравнить с небольшим природным озером.

Из бассейна посетитель по мраморной лестнице попадал в главную залу Терм Каракалла. Наверное, даже житель современного мегаполиса, привыкший к большим размерам зданий, был бы поражен, попав в главную залу, которую накрывал огромный купол. Казалось, что этот купол держался на четырех массивных опорах, однако это была лишь иллюзия: вес купола попросту бы обрушил здание, поэтому архитекторы распределили нагрузку и на стены залы. Правда, посетители этого не видели, соединения купола со стенами было хорошо замаскировано.

В стенах главной залы были вырезаны огромные окна, имевшие форму полукруга. Однако свет из них не раздражал отдыхающих: стекла были выполнены из специально добытого камня, по цвету напоминающему слоновью кость. В этом удивительном зале посетитель мог полюбоваться двумя прекрасными скульптурами Геракла, завезенными специально из Греции . Они располагались в специальных нишах и маскировали собой огромную толщину стен Терм Каракалла.

Из главной залы можно было попасть в горячую баню, представлявшую собой круглое помещение, где у стен были поставлены специальные ложи. Именно на этих ложах возлежали уставшие от скуки и безделья римляне, а бывшие рабы массировали их тела и втирали в них ароматные масла. Сквозь специальное отверстие в эту баню проникал солнечный свет, который придавал этому помещению мистическую атмосферу.

Практически все залы Терм Каракалла были украшены цветной мозаикой. На полу можно было увидеть сюжеты из истории Рима , соревнования спортсменов, бои гладиаторов, а также мифологических существ. Внизу под залами Терм Каракалла были расположены хозяйственные помещения.

В них горели дрова для подогрева помещений и находились цистерны, в которые поступала чистейшая вода. Любой житель Древнего Рима чувствовал себя в Термах по-домашнему и непринужденно: строение отлично справилось с возложенной на него функцией - оно спасло коренных римлян от скуки. Правда, ничего не может существовать вечно в нашем мире: Термы Каракаллы были частично разрушены и прекратили свое существование в 537 году во время набега на Рим варваров. Они и перекрыли акведук, снабжавший термы чистой водой, заставив тем самым страдать римлян от жажды.

Термы Каракаллы в наши дни

В настоящий момент Термы Каракаллы, несмотря на то, что они представляют собой лишь руины былого величественного строения, словно магнит притягивают к себе десятки тысяч туристов со всего мира. Как и в случае с

Название :

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 212 - 217 г. н. э.

Заказчик / Основатель : император Антонин Каракалла




Архитектура терм

В 212–216 гг. императором Каракаллой (211–217 гг.) были сооружены грандиозные термы, вмещавшие до 1600 посетителей. Здание терм (220X114 м) стояло в обширном прямоугольном (337×328 м) парке, где происходили также упражнения в беге. Парк был окружен симметрично расположенными постройками. Развалины величественных терм дошли до наших дней.

Очень сложный план здания отличался строго симметричным расположением большого количества помещений, различных по форме и высоте. Для перекрытия этих нередко очень больших зал часто применялись своды, у стен и между залами ставились колонны. Главные помещения были сосредоточены в средней части здания; там находились: фригидарий - расположенный под открытым небом бассейн с холодной водой (длиной 58 м, шириной 28 м), тепидарий- теплая, баня, и кальдарий - горячая баня. К главным помещениям примыкал целый ряд второстепенных. В боковых крыльях находились обрамленные многочисленными комнатами перистильные дворы - палестры. Термы Каракаллы имели исключительно богатое внутреннее убранство; их украшали многочисленные мозаики и скульптуры.

    Источники:

  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре" Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры Москва 1937 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
  • История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • История Древнего Рима: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 336 с., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Думаете, огромные спортивные комплексы с бассейнами, тренажёрными залами и кафе – исключительное достояние современности? Отнюдь. Почти два тысячелетия назад в Риме появились термы Каракаллы, обычные общественные бани, которые по праву могут считаться одним из прообразов сегодняшних спортивно-развлекательных центров.

Вопросам личной гигиены в античном Риме уделялось особое внимание. Это древние греки просто доказывали, что водные процедуры полезны для здоровья, римляне же возвели купание в ранг особого искусства. Мытьё стало источником наслаждения. Строительство общественных бань наряду с военными достижениями было одним из первоочередных занятий консулов и самих императоров. Во времена могущественной империи существовала даже отдельная наука, обучающая обустройству купален. Одним из лучших и весьма неплохо сохранившихся комплексов той эпохи являются термы Каракаллы в Риме, иначе именуемые Антониановыми, расположившиеся между Целием и Авентином.

Термы Каракаллы. Страницы истории

Грандиозный купальный комплекс возвели в ранг одного уз чудес столицы практически сразу после падения Римской империи в V веке. Это сегодня термы императора Каракаллы считаются одним из главных достояний Рима, а в 216 году они почти разорили казну и оставили армию без средств к существованию. Но обо всём по порядку…

Назван банный комплекс в честь императора Каракаллы, завершившего строительство. Появление «общественных бань» было инициировано его отцом и соправителем Септимием Севером, который в 206 году отдал приказ о начале строительных работ. Однако военные действия в Британии, обострение болезней и последовавшая за этим кончина Люция Септимия Севера в феврале 211 года временно приостановила процесс.

Продолжилось строительство уже в 212 году после того, как Каракалла стал единоличным правителем в Риме. Будучи алчным и крайне трусливым от природы, жаждущий власти Бассиан Каракалла уже в декабре 211 года убил соправителя и брата Гета прямо на глазах у матери. Опасаясь гнева народа и войска, Каракалла отдал собранные отцом сокровища на разграбление солдатам. В надежде обрести в лице армии защиту, император всячески угождал военным, назначая высокое жалование и щедро одаривая легионеров. Как оказалось, напрасно. Уже в апреле 217 года военные сыграли далеко не последнюю роль в успешной реализации заговора и убийстве последнего из рода Северов.

По большому счёту политика Каракаллы была направлена на завоевание расположения римского плебса (плебеев). Наделив всех свободных жителей города гражданскими правами, император ликвидировал существовавшие различия между гражданами и не гражданами империи. В те времена главным развлечением плебса был поход на состязания в , купания и посещение общественных мест типа . Так что, открытие огромных терм должно было увеличить популярность Каракаллы среди народа.

Специально для снабжения бань водой было произведено ответвление от одного из крупнейших акведуков в античном Риме. Правда, нашествие готов в 537 году привело к разрушению водопровода и выведению терм «из строя». Но даже тогда бани Каракаллы считались одним из чудес империи. А в XVIвеке здесь начались археологические раскопки, приведшие к обнаружению многих предметов искусства и подземного храма Митры.

Термы Каракаллы в древности

Стремление увековечить своё имя в гигантском сооружении не прошло мимо Императора Каракаллы. В итоге комплекс купален занял 11 га, а за годы строительства был истрачен весь бюджет империи, предназначавшийся на зарплату служащим, содержание армии и раздачу хлеба беднякам. Но это, действительно, было грандиозное сооружение: его внутренний дворик представлял собой квадрат со стороной 400 метров, а центральный комплекс имел размер 200 на 150 метров. Одновременно термы могли вместить около 1500 человек.

Главное здание «банного корпуса» располагалось в парке, окружённом разными дополнительными строениями. Бронзовые переплёты окон главного зала украшали полупрозрачные пластины из камня цвета слоновой кости, создававшие золотистое освещение внутри. Стены из полированного мрамора упирались в высокий свод. Цельные стены из камня и бетона снаружи также были облицованы мрамором. По обе стороны от главного входа были сооружены две глубокие полукруглые ниши эскедры, напротив которых располагались гимнастические залы (палестры).

Два просторных зала, которые, как считают учёные, были библиотекой, находились напротив главного входа в дальней части сада. В этих помещениях вдоль трёх стены были оборудованы низкие ступени, ведущие к нишам со свитками. А между двумя библиотечными залами располагались ряды сидений амфитеатра. Перед немного закруглёнными на концах рядами скамеек располагался стадион, сцена которого была видна даже из дальних комнат комплекса.

Сразу четыре входа вели в римские термы Каракаллы. С двух сторон фригидария без крыши (большого неотапливаемого помещения с бассейном для охлаждения) находилось два центральных входа. Оба они вели в крытые залы. Большой кальдарий (бассейн с тёплой водой) окружали маленькие комнаты, в которых мылись поодиночке. Вокруг были оборудованы комнаты для собраний.

Следует отметить, что во времена Римской империи общественные термы не только всячески украшали, покрывая полы мозаиками и облицовывая стены мрамором. При многих императорах в термах устанавливали произведения искусства. Так, в термах Каракаллы «побывали» Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры. Общественные термы были местом отдыха, что особо важным было для бедняков, находивших баню, гимнастический зал, сад, стадион, библиотеку и театр одновременно.

Термы Каракаллы в наши дни

Сегодня руины терм императора Каракаллы – одна из ежедневно открытая для посещений. И это не просто развалины некогда славной эпохи, громадные руины нынче превратились в сцену оперного театра. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария (тёплой сухой комнаты) переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей. А сцена театра является самой большой в мире: её длина – 22 метра. Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937 году оперой Доницетти, а в июле 1990 года в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров Доминго, Паваротти и Каррераса, событие достойное войти в анналы.

Да и Септимий Бассиан Каракалла вошёл в историю Рима не только как трус и братоубийца, а и как император, построивший воистину монументальный «развлекательный комплекс» для жителей империи. Прошло почти два миллениума, а термы Каракаллы всё так же привлекают римлян и гостей города. И пусть решить вопрос личной гигиены здесь сегодня не удастся, отдохнуть душой и телом во время концерта под звёздным итальянским небом ничто не помешает.

Дополнение. Видеозапись знаменитого выступления трёх теноров в стенах терм Каракаллы.
Рекомендуем смотреть обе части подряд.

Дата публикации: 2014-04-10

Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь - здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.

В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.

содержание:
Практическая информация:

Термы Каракаллы после падения Рима

Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.

В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро