Транспортные узлы и терминалы. Морской транспорт главные направления магистралей — География

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она HaMHoгo уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной ceтью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и гycтота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных доpoг в большинстве стран сокpaщается, и крупные новостройки в 50 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Bocточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Пример. Главные широтные трансъевропейские магистрали,проходят следующим образом:
1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск - Москва,
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Начиная с 80-90-x гг. по мeре развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Eвропу.

Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция.. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого нaчалось строительство международных магистралей.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Ocoбенно велико транспортное начение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т гpyзов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн-Майн- Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, eгo значение еще больше возросло.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде вceгo международные перевозки.

Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портовопромышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно такназываемой «портовой промышлености», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них Роттердам.

Пример. Грузооборот Pоттepдaмского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дopoгами, нефтегазопроводами.

Западная Европа хороший пример тoгo, как даже крупные естественные преграды пере стают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Ceвернoгo, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный через проливы Большой Бельт и "Эре сунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под
Ла-Маншем - совместная стройка Франции и Великобритании.

Во второй половине 90-x гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Bocтоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс.км.

Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полuмагuсmраль 1 , включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор - также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин - Варшава-Минск - Москва и Хельсинки-Санкт-Петербург- Москва -Киев - Кишинев - Бухарест.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дopoги ведут в Париж», либо мнoгоцентровую, как, например, в ФРГ.

Наука и финансы: Teхнопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло мнoгo научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРl). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страныбанкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны Цюрих.

1 Полимагистраль - «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одни ми и теми же районами и транспортными узлами.

В последнее время в стpaну банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остaется Лондон.

Высокий уровень промышленности обусловил развитие транспортной сети США и всех видов транспорта.
Во внутренних перевозках грузов решающая роль принадлежит автомобильному транспорту (90% внутренних перевозок). Автомобильный транспорт обслуживает пассажирские перевозки и перевозки грузов на короткие и средние расстояния.

В дальних перевозках особую роль играет железнодорожный транспорт. Большую роль в транспортной системе играет трубопроводный транспорт. Главные магистральные трубопроводы соединяют штаты Юга (Техаса и Луизианы) с промышленно развитыми штатами Приозерья.

Большая часть внутренних водных перевозок в широтном направлении осуществляется по системе реки Св. Лаврентия и Великим озерам, а меридионального - по Миссисипи («американская Волга»).

Внешние перевозки грузов осуществляет в основном морской транспорт. Крупнейшие морские порты США - Нью-Йорк и Новый Орлеан.

Порты имеются не только на побережье океанов, но и на побережье Великих озер («третье морское побережье»). В перевозке пассажиров в другие страны особая роль принадлежит воздушному транспорту.
Основу транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления, на которые накладывается сеть внутренних водных путей.

В местах пересечения транспортных магистралей образовались транспортные узлы.

Самый крупный из них – Чикаго. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах (Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан, Хьюстон на атлантическом побережье и Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Франциско на тихоокеанском побережье).

Транспорт в США википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Транспортная система США

Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место.

Грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.

Карта транспортных дорог США

Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис.

4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.

Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.

Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс.

км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.

Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом.

Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей.

В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.

Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.

Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление.

Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты.

Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс.

На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.

Транспортная система Канады

Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики.

По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.

Фермы в США

Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу.

Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области.

Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение.

Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.

Уборка пшеницы в США

При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане.

В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки.

Фабрики мяса в США

В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.

Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс.

голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера.

Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

6. География транспорта: главные магистрали и узлы.

Внешняя торговля. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это прежде всего система реки Св.

Лаврентия и Великих озер, в середине 50-х гг. превращенная в глубоководный путь. В меридиональном направлении это "американская Волга" — Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы. Пример. Самый крупный транспортный узел США — Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дорог, производится перевалка большого количества разнообразных грузов.

Как вы уже знаете, в Чикаго находится самый большой в мире аэропорт О’Хэйр.
Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на "третьем морском побережье" США — Великих озерах. Всего в стране около ста крупных портов. Самые главные из портово-промышленных комплексов находятся на северном участке атлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива.
Благодаря очень емкому внутреннему рынку экономика США по сравнению с экономикой зарубежной Европы и Японии отличается меньшей "открытостью".

Тем не менее внешние экономические связи имеют большое значение и для этой страны. По размерам внешнеторгового оборота США занимают первое место в мире. Их товарный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства.

В целом на экспорт прямо или косвенно идет около 15% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5.

В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование.

По стоимости импорт превышает экспорт, поэтому торговый баланс страны обычно пассивный. География же внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА -Канадой и Мексикой, а также с зарубежной Европой и Японией.
США являются крупным экспортером капитала, который направляется преимущественно в страны Запада.

Но прямые инвестиции европейских стран и Японии в США также очень велики. Они уже почти сравнялись с экспортом американского капитала. Поэтому, как говорят, сформировалась "улица с двухсторонним движением".

Общая характеристика транспортной системы США.

На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем.

На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда.

Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям.

Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов).

Особенности транспортной сети:

значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей;

2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов;

отставание в развитии морских портов;

4. отставание сетей городского общественного транспорта;

5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра;

6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков;

7. большая дальность перевозок;

8. развитие междугородных и международных сообщений;

9. многовидовость;

равновесность структуры;

11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.

Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение железных дорог; в ряде штатов – автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути.

Медленно растут сети нефтепроводов.

Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения.

На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.

Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% – на автомобильный, 15,8% – на внутренний водный и 0,5% – на воздушный транспорт.

В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% – воздушный и всего 0,5% – железнодорожный транспорт.

В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т.


Видеоурок 2: География мирового транспорта

Лекция: Основные международные магистрали и транспортные узлы


Мировой транспорт


Транспортная отрасль по значимости занимает третье место. Транспорт не производит материальных благ, продукции. Размещение промышленных предприятий, быстрая транспортировка сельхоз продукции, перевозка пассажиров, международные перевозки, обеспечивающие международную торговлю – главные его функции .


Рациональность транспортной системы страны высчитывается в тонно-километрах (величину массы груза на количество километров) и пассажиро-километрах (количество пассажиров на количество километров).

Транспортная система мира слагается из нескольких видов транспорта:

    железнодорожный

    автомобильный

  • воздушный

    трубопроводный

Обеспеченность транспортом высчитывается по формуле : отношение протяженности путей сообщения на общую площадь, или на количество населения.


В последнее время увеличилась популярность и развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.


По всем показателям (грузооборот и пассажирооборот) транспортная система в развитых странах более современная и густая. Развивающиеся страны отстают. Первое место в мире занимают страны Северной Америки (30%). Второй регион это страны СНГ – (10%). Европа занимает лидирующее положение по густоте транспортных магистралей, но уступает по дальности перевозок. В развивающихся странах она находиться на начальной стадии развития. Гужевой транспорт играет главную роль. Есть территории, на которых вообще отсутствуют коммуникации: нет ни железных дорог, ни трубопроводов. В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78%, а на развивающиеся 22% всех дорог, соответственно 60 км. на 100 км2 и 10 км. на 100 км2.


В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств.

Примером транспортных коридоров является коридор: Таллин - Рига - Каунас - Варшава - Калининград – Гданьск. В России: автомагистрали Гвардейск – Неман, Советск и Дорожное, Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль.

Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы.

Примером транспортных узлов можно назвать Варшава, Сент-Луис, Кёльн. Обычно транспортные узлы международного значения располагаются в портовых городах Лондоне, Гамбурге, Антверпене, Роттердаме, Гавре.

Существуют магистрали, соединяющие многие страны . Например:


1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск – Москва;

2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул. Строится дорога по Великому шелковому пути: от Стамбула до Пекина.

А также в проекте Азиатско-Тихоокеанская магистраль: Сингапур – Бангкок – Пекин – Якутск – туннель под Беринговым проливом – Ванкувер – Сан-Франциско.


Железнодорожный транспорт

До 70-80-х годов он занимал ведущее положение по грузоперевозкам. Для транспортировки объемных грузов на дальние расстояния рельсовый транспорт более дешевый, но издержки на ремонт и обслуживания не такие уж маленькие. По железным дорогам перевозят в основном сырье (уголь, лес, руды). Для более эффективного использования товарного состава используют так, называемые специализированные составы или двухъярусные контейнерные платформы (груз увеличивается в два раза). Достоинства его в независимости от условий климата и погоды, времени суток, дешевизна. К недостаткам относится: риск повреждения или утраты товара, невозможность иногда прямая доставка в пункт назначения товара (дополнительная автомобильная транспортировка).

Водный транспорт

Этот транспорт способен перевозить межконтинентальные грузы (морской и океанический). Обладает большой грузоподъемностью и низкими тарифами. Есть недостатки, которые связаны с наличием глубоководных портов, длительность, дополнительные перевозки к пункту назначения или в порт. Зависимость от времени года и погодных условий. Перевозят в основном сырье, сельскохозяйственную продукцию. Речные суда наиболее мобильный вид транспорта (не нужны глубоководные порты), но он зависит от условий погоды, наличием судоходных рек, скорости и вида течения. Риск потери или порчи груза.


Автомобильный транспорт

Автомобиль наиболее приспособлен для перевозок небольших грузов, на не большие расстояния. Достоинства: высокая мобильность и скорость. С изобретением специальных холодильных контейнеров идеально подходит для доставки скоропортящихся грузов. Постоянные расходы не большие, зато переменные ощутимы: зарплата водителя, топливо, затраты на ремонт и шины. Высокая сохранность груза, доставка точно в пункт назначения покрывают все издержки. На автомобилях перевозят готовую продукцию. Используется в торговле. К недостаткам относится зависимость от условий погоды, риск дорожно-транспортных происшествий, загрязнение атмосферы.

Воздушный транспорт


Авиаперевозки имеют наименьшую популярность в связи с большой себестоимостью. Несмотря на высокую скорость доставки, не ограниченную дальность на долю авиаперевозок приходиться всего 1%. Ограничен объем груза. Еще один недостаток, необходимость наличия аэродромов, и отсутствие доступности для других видов транспорта. На территорию аэропорта может подъехать только автомобиль. Переменные затраты низкие, но постоянные очень большие: стоимость самого самолета, спецоборудования, топливо, техническое обслуживание, заработная плата обслуживающему персоналу. Зависимость от погодных условий также относится к числу недостатков. Используется для доставки экстренных и скоропортящихся грузов, а также для транспортировки груза в труднодоступные места (вертолеты).


Трубопроводный транспорт


Этот транспорт набирает популярность в последнее время, хотя и предназначен для транспортировки жидких или газообразных материалов. Вид транспорта, способный работать без перерыва. Самый высокий уровень постоянных издержек: прокладка трубопровода, насосные станции. Зато переменных практически нет. Положительными сторонами является высокая пропускная способность, высока сохранность груза. Узкая специализация относится к недостаткам системы.



Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.

Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (на его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении), в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.

По многим технико-экономическим параметрам морской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодорожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от природных и навигационных условий.

В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

После распада СССР за пределами России, на территории новых независимых государств, остались такие важные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производственные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Россия вынуждена использовать порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные — geoglobus.ru. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары.

Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну). Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ — Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, — самый крупный по грузообороту в стране (52 млн. т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) наливных грузов — нефти. Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна — обеспечение внешнеторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, прилегающих к западной части Северного морского пути (северные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают — geoglobus.ru. Исключение — юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря — Мурманск не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт — Архангельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна и основная доля приема и отправления экспортно-импортных грузов. В экспорте преобладают древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют металлы, хлебные грузы, сахар и др. Важное значение в обеспечении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Хатанга. По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, продовольственные грузы и др.

Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Основные экспортные грузы — нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают машины и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренцево, Белое и Черное море (большой каботаж), перевозки пассажиров на международных линиях. Основные порты на Балтийском море — Санкт-Петербург с грузооборотом 11 млн. т и небольшие по мощности перерабатываемых грузов — Калининград (незамерзающий — geoglobus.ru) и Выборг. Санкт-Петербург — универсальный порт, он и крупнейший на Балтике из российских портов по перевозкам пассажиров. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург и Калининград, Санкт-Петербург — многие страны мира. На Балтике в Финском заливе ведется строительство трех современных портовых комплексов — в Лужской губе — 35 млн. т, в Приморске — 45 млн. т и в бухте Батарейной — 15 млн. т. Их наличие разгрузит Петербургский порт, улучшит возможности для внешнеторговых связей России с другими государствами.

Каспийское море в основном используется для связей России со странами СНГ (Республики Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте морского транспорта страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы, хлопок. Основные российские порты — Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей» . К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева. В Сибири основные реки - Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении) . Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем.

По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев) . Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск, Братск, Усть-Кут. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Одним из удобных видов передвижения из одной стороны в другую является водный транспорт. И многие стали забывать о нем, а молодежь даже не знает, как отличить морской транспорт от речного и вообще каково его предназначение.

На самом деле, такой вид передвижения грузов и людей имеет большое преимущество перед поездами или самолетами. К примеру, на водном транспорте можно перевозить довольно таки тяжелый груз, который не потянет самолет.

При этом, если все правильно организовать, то разгрузка груза будет также намного быстрее, чем разгрузка с поезда.

Транспортная система России

Еще один плюс такого транспорта в том, что в местах, где находятся материки или же перевозка между островами, сухопутный транспорт не пройдет, а водный с легкостью доставит груз или пассажиров но вот минус такого водного транспорта в его скорости, поэтому сейчас мало кто соглашается на пассажирскую перевозку, но все же есть еще те, которые не забывают об этой романтике и отправляются в круизы на лайнерах.

Весь этот транспорт разделяется на две категории - морской и речной, а уже внутри этих категорий судна разделяются на пассажирский водный транспорт и грузовой.

Водный морской транспорт

В эту категорию входят суда, которые с легкостью передвигаются по океанам и морям (грузовые и пассажирские). Перевозят такие суда нефть и ее продукцию или же сжатый газ и т. п. К такому транспорту относятся танкеры и контейнеровозы, которые способны перевозить довольно таки тяжелый груз.

А пассажирский транспорт двигается по определенному пути и перевозит пассажиров. Также к категории пассажирского водного транспорта относятся паромы, яхты и круизные лайнеры.

Водный речной транспорт

В категорию речного водного транспорта можно внести те суда, которые перевозят людей и груз по каналам, озерам или рекам. Большой плюс такого транспорта в его низкой цене, поэтому его очень широко используют. Но минус у речного транспорта также есть и он идентичен морскому - это низкая скорость.

Конечно же есть суда, которые не уступают сухопутному или воздушному транспорту, но на это уйдет вдвое больше денег, поэтому их считают невыгодными и не выпускают в море. На таком дорогом транспорте могут передвигаться люди, которые не имеют проблем с финансами, поэтому для обычных пассажирских перевозок он не подходит.

В средневековье такие суда были популярны даже среди людей с высоким чином, на них могли переправляться фараоны в свой последний пусть или князья для того, чтобы добраться в другое государство, но сейчас люди стали забывать о той романтике, которая находится в море, закаты, которые уходят за горизонт, погружаясь морскую пучину.

Самый распространенный водный транспорт на данное время — экскурсионные корабли, которые курсируют по каналам или рекам. Поэтому, если вам доведется побывать в Венеции, Париже или Праге, найдите время и войдите на борт одного из таких кораблей. Вы не пожалеете, так как водная прогулка будет сопровождаться рассказами гида, и оставит в вашем сердце множество положительных эмоций и воспоминаний.

Статья в тему: Речной транспорт России

Поиск Лекций

Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-километров)

Таблица 3

Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров)

Январь- декабрь 2011 г. Январь- декабрь 2012 г. Январь-декабрь 2012 г. в % к январю-декабрю 2011 г.
Транспорт всех отраслей экономики 5012,3 5100,3 101,8
в том числе:
Транспорт отраслей Минтранса России 2590,4 2703,0 104,4
железнодорожный общего пользования 2127,8 2222,0 104,4
промышленный железнодорожный 97,9 102,2 1) 104,4
автомобильный 222,8 247,9 111,3
водный 136,91 125,85 91,9
воздушный 4,95 5,06 102,2
Транспорт других министерств и ведомств
трубопроводный 2421,9 2397,3 99,0

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России развита недостаточно. Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.

Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад — Восток, Север — Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. Вместе с тем транспортные средства являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде. (Таблицы 4, 5).

Таблица 4

Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте

Таблица 5.

Число происшествий, погибших и раненых на транспорте в 2012 году

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 — 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта. Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс. По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах.

Морской транспорт России

На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших.

В России количество погибших в ДТП в 5 — 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения — 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят. В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий. ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий. В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел. Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе — федеральном законе «О транспортной безопасности», а также соответствующих поправок в законопроектах «О борьбе с терроризмом», «О безопасности» и других законодательных актах.

ТЕМА 2.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

внутреннего водного транспорта

Внутренние водные пути обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт . Подавляющее большинство речных портов имеют подъездные железнодорожные пути и могут осуществлять перевалку грузов с речного на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Объем перегрузочных работ в навигацию 2007 г . в речных портах составил 225.5 млн. тонн; при этом перегрузочные мощности большинства портов в настоящее время используются лишь на 40-50%.

В целом, на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится около 1.5 % от общего объема перевозок всеми видами транспорта России. Ситуация с долей участия ВВТ в общем объеме перевозок страны примерно такая же, как и в Европе в целом, значительно уступая в то же время по этому показателю таким странам как Германия, Бельгия и Нидерланды. Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать в перспективе дальнейший рост перевозок до 215 млн. тонн .

Перевозками грузов и пассажиров на внутренних водных путях занято более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности.

Морской транспорт в России

При этом негосударственный сектор занимает в настоящее время на ВВТ доминирующее положение и им выполняется более 90% перевозок грузов и пассажиров. С начала 90-х годов государство осуществляет в отрасли, преимущественно, функции регулирования, надзора и поддержания водных путей в судоходном состоянии.

Речной флот России по своему составу многочислен и разнообразен. По состоянию на 1.06.2007 г . на учете в Российском Речном Регистре (РРР) находилось 28267 судов различной мощности и грузоподъемности. Транспортных самоходных и несамоходных судов из этого количества около 16.9 тысяч . Общая грузоподъемность транспортного флота составляет 11,03 млн. т ., в т.ч., нефтеналивных судов – 2,6 млн. т . Общая мощность буксирных судов – 1,9 млн. кВт . Средний возраст судов транспортного флота составляет около 30 лет .

Особое место во внутреннем водном транспорте России занимает флот смешанного река-море плавания.

В период спада промышленного производства резко сократился объем грузов, предъявляемых к перевозке. В этих условиях экономически выгодными оказались прямые бесперевалочные перевозки между речными российскими портами и морскими портами Европы. При росте экспортно-импортных перевозок количество таких судов за незначительный период увеличилось почти втрое, достигнув к настоящему времени 1100 единиц .

Привлекательность таких перевозок объясняется также возможностью круглогодичной эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания. По этой причине практически все крупные судоходные компании при общем застое в обновлении флота имеют программы строительства судов смешанного река-море плавания. На российских верфях строятся в настоящее время серии таких судов грузоподъемностью до 6.5 тыс. тонн.

В целом, по данным РРР , до настоящего времени темпы обновления флота пока значительно уступают интенсивности выбытия флота, в связи с его списанием. Однако, даже при этом, значительная часть флота простаивает в связи с отсутствием грузовой базы. Особенно это касается восточных бассейнов.

Анализ возможностей расширения грузовой базы речного транспорта на перспективу показывает, что при подъеме промышленного производства и оживлении строительного комплекса в стране, значительный импульс получат перевозки минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, жидких химических грузов, крупнотоннажных контейнеров и др. В ближайшие годы станет возможным участие речного транспорта в обеспечении перевозок по международному транспортному коридору “Север-Юг” , а также в развитии экономических связей со странами Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Средиземноморья через бассейны Черного и Каспийского морей , имеющих выход на внутренние пути европейской части страны.

Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта планируется обеспечить при освоении новых грузопотоков прямыми смешанными сообщениями с железнодорожным и автомобильным транспортом, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, новых информационных технологий транспортного комплекса и единых транспортных документов. В этих же целях часть имеющихся и вновь вводимых мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок круглогодового использования.

Участие водного транспорта в расширении мировых хозяйственных связей будет обеспечиваться внешнеторговыми и транзитными перевозками в судах смешанного река-море плавания. Внутренние водные пути России планируется подготовить для интеграции в европейскую транспортную систему для бесперевалочной доставки грузов из европейских стран по водным путям в порты России и в обратном направлении. Это позволит сформировать новые транспортные коридоры и освоить перевозки по маршрутам Северное море–Балтийское море–Волго-Балтийский канал, Волга–Дон–Азовское море–Черное море–Дунай–Рейн .

Таким образом, большое значение приобретает эффективное использование Единой глубоководной системы европейской части страны. Дополнительная грузовая база может быть получена также за счет экспортных перевозок в страны Западной Европы. Ожидается рост транзитных грузов стран СНГ и на иранском направлении по Волго-Донскому судоходному каналу и Нижней Волге. Также прогнозируется незначительный рост объемов перевозок в восточных и северных бассейнах. Для повышения конкурентоспособности речного транспорта в ближайшие годы необходимо на направлениях перспективных грузопотоков выполнить большой объем работ по совершенствованию водных путей и реконструкции гидротехнических сооружений.

Вследствие особенностей развития экономики страны в последние годы значительно изменились состав и направления грузопотоков. В настоящее время сформировались два основных экспортных направления через речные устьевые порты, расположенные в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону. Концентрация грузов на этих направлениях практически привела к исчерпанию пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского канала. Время прохода по этим путям из-за значительного скопления флота и связанными с этим простоями судов увеличилось приблизительно в два раза. Дальнейшее увеличение объемов перевозок по ним без серьезной реконструкции водного пути и существенных вложений финансовых средств невозможно.

Кроме этих проблем, связанных с недостаточной пропускной способностью водных путей Единой глубоководной системы на экспортных направлениях грузопотоков, в настоящее время имеет место целый ряд других инфраструктурных ограничений. Это, прежде всего, недостаточная пропускная способность транспортного флота на устьевом участке реки Невы, обусловленная необходимостью осуществления транзитного судоходства в разводку мостов в г. Санкт-Петербурге.

Вторым существенным ограничением является судоходный участок реки Свирь в связи с недостаточными габаритами судового хода и исчерпанием пропускной способности судоходных шлюзов. Следующим проблемным участком на ЕГС является участок реки Волги, расположенный ниже створа Городецкого гидроузла . Здесь, в результате снижения уровней воды в нижнем бьефе ГЭС, судоходные глубины в настоящее время недостаточны для прохода крупнотоннажных судов и имеет место значительный простой транспортного флота.

Ограничения судоходных глубин имеют место на Нижней Волге, ниже г. Волгограда, на Волго-Донском судоходном канале, а также на целом ряде участков судоходных рек, находящихся в свободном состоянии.

Для обеспечения развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры было принято постановление Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г ., которым утверждена федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)” . Составной частью этой программы, является подпрограмма “Внутренний водный транспорт” . В результате выполнения этой программы намечается существенно увеличить пропускную способность Единой глубоководной системы за счет устранения имеющихся инфраструктурных ограничений, а также повысить безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений.

Дальнейшее развитие внутренних водных путей на более отдаленную перспективу предусматривается “Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года” , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г . № 1734-р.

Реализация Транспортной стратегии позволит завершить работы по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, входящих в состав Единой глубоководной системы, выполнить комплексную реконструкцию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, модернизировать технический флот и обеспечить развитие связи и навигации посредством внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации, а также обеспечить развитие международных воднотранспортных соединений на транзитных направлениях Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями.

В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

  • В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
  • В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
  • В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
  • В Латинской Америке - Амазонка и Парана.
  • В Африке.- Конго, Нигер, Нил.
  • В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Речной транспорт википедия
Поиск по сайту.