В чем проявляется ответственность человека перед семьей.

Хвала Аллаху за то, что мы мусульмане, за шариат, который оберегает нашу духовную и физическую сторону. Запрещая что-то и обязывая на что-то, Всевышний заботится о нас.

Помимо общеизвестных обязанностей, о которых знает каждый из нас, есть еще некоторые виды обязанностей, о которых, как я заметил, забывают многие.

Кроме обязанности верить в существование и Единственность Всевышнего Аллаха, совершать поклонение (‘ибада), выполнять Его повеления и избегать того, что Он запретил, и так далее, есть еще обязанности, которые иногда человек считает не столь важными, например, намаз. Но обязанность есть обязанность, и относиться к ней халатно – значит, относиться халатно к религии в целом.

Обязанности перед самим собой

Человек – это создание, состоящее из души и тела. Поэтому обязанности людей перед самими собой делятся на два вида: обязанности перед телом и душой.

Обязанности перед телом

1. Правильно питаться . Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. В Священном Коране говорится:

يـأَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِى الارْضِ حَلَالاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَـانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только доброе и дозволенное Аллахом. Не следуйте шайтану, который соблазняет вас есть недозволенное или отказываться от дозволенного Аллахом. Ведь вы уже знаете, что шайтан – ваш заклятый враг и подталкивает вас совершать плохие дела ». (Аль-Бакара, 168)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

المؤمن القوي خير وأحب الى الله من المؤمن الضعيف

«Для Всевышнего Аллаха сильный (телом и верой) верующий лучше и любимее, чем слабый верующий ». (Муслим)

2. Беречь здоровье . Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Один человек спросил: «О Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О рабы Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О Пророк, что это?» Он ответил: «Старость». (Джами" ас-сагир)

3. Уделять внимание чистоте . Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

الطَّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ

«Чистота – половина веры ». (Муслим)

Обязанности перед душой

1. Защищать душу от ложных убеждений.

2. Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.

3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.

4. Избавляться от пагубных мыслей и наклонностей.

5. Воспитывать в себе положительные черты характера.

Иногда человек может подумать, что очень трудно соблюдать все это и другие веления Всевышнего, но стоит просто пожелать, сделать шаг, постараться приложить усилие воли, и все получится. Ведь Всевышний Аллах и ангелы нам помогают, в то время как заблудший Иблис пытается нам мешать. Пусть Всевышний одарит нас терпением и стойкостью. Амин.

Саид Абдулаев

Никто не думает об ответственности перед самим собой. "Какая глупость", – скажите вы, – "Это же очевидно – я отношусь к себе так, как могу! Главное, что я добиваюсь целей!". Но давайте на несколько минут задумаемся о том, что же заставляет людей меняться? Конечно, боль, болезни, страх одиночества, разрушение личной жизни, кризисы.

Слишком часто тяжелое событие застает многих из нас врасплох, когда никто не готов принять жизнь с темной стороны. Как нападение ночью в переулке! Единственное, что может нас хоть немного подстраховать от ударов судьбы и помочь в кризисных ситуациях – это личная ответственность перед самим собой.
Проблема принятия личной ответственности тесно связана с отношением к себе. Ведь невозможно добиться переживания удовлетворения от жизни и от достигнутого, если в душе живет недовольство собственной личностью. Грубо говоря, если постоянно пренебрегать своими потребностями и одновременно требовать невероятных достижений, то в скором времени получите нервный срыв и поход по врачам.

Перфекционизм – бич нашего времени.

Социальные достижения не будут приносить радости от успеха – в тот момент, когда человек понимает, что заплатил слишком высокую цену. Например, столкнулся с разрушением личной жизни или постоянным напряжением, которое невозможно снять без антидепрессантов, амфитаминов или алкоголя. Возможен и такой вариант – жизнь под гнетом страха потерять достигнутое. Так, сознание человека замыкается в извечный круг между скукой и страданием – нет понимания и удовлетворения потребностей плюс недовольство собой.

Принятие личной ответственности перед собой и за себя

Принятие личной ответственности напрямую связано с заботой о себе, без которой невозможно сохранить высокую мотивацию к жизни и обрести смысл существования. Давайте рассмотрим, что включает в себя это понятие.

Забота о себе, как о целостном живом существе, у которого есть духовные, телесные и эмоциональные потребности, помимо социальных и финансовых. Умение различать эти потребности и своевременно удовлетворять приносит в жизнь гармонию и баланс. Мы вынуждены учиться жить в своем внутреннем мире, в своем теле, с другими людьми. Проще говоря, речь идет о наработке навыков регуляции внутренних процессов, которым никто никого не обучает в обычном жизни.

Забота о теле. Никакой социальный успех не принесет наслаждения, если сидеть перед кабинетом онколога, нарколога или психиатра. Все просто – нет физических ресурсов, нет сил – нет здоровья. Если с утра до вечера пропадать на работе, то начнешь жить ради того, чтобы ходить на работу. Жизнь превратится в строгую циклическую последовательность между "надо" и "срочно". Вряд ли такое положение вещей позитивно отразится на здоровье.

Забота о душевной жизни , которая тоже относится к категории здоровья. Часто люди обращаются к психологу, когда эмоции зашкаливают и они не могут с ними справиться. Некоторые считают, что в состоянии терпеть душевный дискомфорт и у них все в порядке до тех пор, пока не столкнуться с необходимостью серьезного многолетнего лечения. Приходят к специалисту лишь тогда, когда душевные проблемы становятся такими сильными, что начинают разрушительно влиять на работу, здоровье и отношения.


Забота о себе в межличностном пространстве. Человек хочет получать любовь и секс, признание и уважение, поэтому забота о межличностных отношениях остается одной из приоритетных. Если учесть, что любовь купить за деньги нельзя, а секс не спасает от одиночества, то человек без прочной партнерской или дружеской связи остается на "голодном" пайке. К сожалению, полностью автономных личностей не бывает.

"Не хочешь – заставим, не можешь – научим!"

Почему в жизни возникает столько перекосов? Казалось бы, все – умные люди, знают о том, как должно быть, но не получается – то хвост увязнет, то клюв!

Оказывается, что ответственность перед другими людьми усваивается быстро и легко через страх наказания или осуждения, а об ответственности перед собой до сих пор знают лишь единицы и формируется она в помогающем стиле воспитания.

Как было в детстве? Сделал уроки – молодец, иди гуляй! Помыл посуду – герой! С двойкой лучше домой не приходить. Как было в детстве, так и осталось во взрослой жизни. Угроза социального возмездия вызывает страх, который играет роль психологической границы. Страх останавливает, замораживает и призывает быть внимательным.

Самый простой способ отнять у человека возможность жить в согласии с собой – напугать.

Лет тридцать назад редко какой родитель интересовался желаниями ребенка или его склонностями, если они не были ярко выражены. А уж если у ребенка возникали психологические проблемы, то, безусловно, из-за какой-нибудь ерунды. Лень, отсутствие стремлений, "глупость" или "тупость" – вот наиболее частые родительские формулировки.

Ответственность перед другими людьми тесно связана с требованием соответствия. Сначала соответствуешь требованиям родителей и школы. Потом институт, работа. Страх несоответствия – мощный инструмент влияния. Все заботы крутятся вокруг того, чтобы получать больше одобрения и признания. Пока человек занят стремлением соответствовать, он все больше принимает ответственность перед другими на себя.

Внешнее становится важнее внутреннего.

Со временем человек замечает, что здоровья не хватает и близкие отношения не выстраиваются. Потому что в душе многие успешные люди так и остаются напуганными детьми – "хороший" мальчик или "хорошая" девочка, которые "должны" соответствовать. Они оглядываются на партнера и видят чужого человека. Идут к врачу и пугаются еще больше.

Ответственность перед собой – вещь настолько размытая и мало обсуждаемая, что трудно понять, где она начинается и заканчивается. Может ли общество обязать человека быть счастливым? А здоровым? По идее, человек сам выбирает – быть счастливым и здоровым или не быть. Да и само понятие "счастья" – вещь глубоко субъективная. Что значит быть счастливым? Делать любимую работу? Быть с любимым человеком? Собирать марки или забираться на высокую гору?

Однако пресловутая свобода воли – быть или не быть без понимания собственных возможностей, потребностей и желаний не работает также, как в случае с социальной ответственностью: "Не хочешь – заставим, не можешь – научим!". Никто не может обязать быть счастливым и ответственным ради себя и человек отчаянно забивает на свои потребности и желания до поры до времени, потому что боится вызвать неодобрение.

Все читают умные книги про счастье, только почему-то реализовать прекрасные идеи не могут. Все просто на самом-то деле. Хочешь быть счастливым? Прими ответственность за свою жизнь на себя.

Личная ответственность перед собой: "А ты хозяин своей жизни?"

Если мы представим, что у нас есть возможность задать вопрос об ответственности перед собой двум крайне противоположным группам людей, то откроем удивительную вещь. Пусть в одной группе собрались люди с гиперответственностью, перфекционизмом, стремлением к социальному успеху, а в другой – все раздавленные тяготами жизни, инфантильные и безответственные и попросим эти группы оценить свой собственный уровень ответственности перед собой. Что же мы увидим?

Примерные мальчики и девочки, точно так же, как и не примерные, инфантильные и зависимые в равной степени отказываются почему-то быть счастливыми – не воспринимают свою жизнь, личность как самоцель. Чувство пустоты и бессмысленности существования будет сковывать одинаково сильно столь разных людей. Первых, потому что сильно напуганы и заняты стремлением к социальному успеху, а вторых в силу отсутствия веры в возможность каких бы то ни было изменений.

Если говорить про мотивы людей первой и второй группы, то можно обнаружить жертвенный тип поведения. Они приносит себя в жертву или чувствует себя жертвой других людей. К большому сожалению, выбор такого стиля жизни также не является осознаваемым, что приводит к разочарованию и переживанию личной неуспешности, несчастности.

Люди из этих двух групп просто не знают о том, как следовать за собой и понимать свои потребности, разбираться в собственных чувствах, удовлетворять свои подлинные желания – в близости, сопричастности с заботой о себе. Они – жертвы обстоятельств.

Как стать проектом самого себя?

Ответьте прямо сейчас на простой вопрос: "Что делает вас счастливыми?". До тех пор, пока вы не найдете ответ на этот вопрос, чем бы вы не занимались и каким бы ни был ваш статус, вы не почувствуете вкус жизни.

Как бы сказал Жан-Поль Сартр: "Человек есть не что иное, как проект самого себя".

Вспомните пирамиду потребностей Маслоу – человек, достигший высот собственной самореализации счастлив уже тем, что просто есть и способен быть в гармонии с другими и с собой. Способность к творческому обмену с другими людьми делает жизнь яркой и насыщенной.

Как сформировать чувство личной ответственности перед собой и научиться заботиться о персональных нуждах?

Выходить за пределы ограничений, зашоренности и развиваться! Наконец-то осознать, что в погоне за внешними целями, теряется здоровье, которое с каждым годом становится более хрупким, а поддерживать его все тяжелее и дороже. Рушится личная жизнь или вовсе не складывается, потому что требует внимания и участия.

Перестать отрицать очевидные вещи, забивать на них и уделять внимание себе и своим самым важным потребностям! Планировать время на здоровье, личную жизнь и отдых сознательно. Просто брать и ставить в график. Не забывать дарить жене цветы и по приходу домой обнимать и улыбаться, а мужу выражать благодарность и нежность.

Признаться себе в своих страхах, навязчивых мыслях, тревоге, которая мешать спать по ночам, прерывает сон кошмарами, а по утрам будит с петухами. Идти на боль, чтобы разрешить внутренние противоречия, которые мешают радоваться и быть счастливым.

Научиться наконец-то радоваться всем благам, которые заработаны тяжелым трудом!

Личная ответственность перед самим собой подразумевает вполне очевидные вещи:

1. Рассчитывать собственные силы и не брать нагрузки больше, чем сможете вынести. Оставляйте время для восстановления, сна, отдыха и развлечений;
2. Планировать финансы. При возможности разделите заработок на три части. Первую откладывайте на "черный день", вторую оставляйте на ежедневные траты, с третьей возможны эксперименты.
3. Заботиться о здоровье своевременно как телесном, так и психическом, не допуская срывов и не нарушая своей безопасности;
4. Учитывать удовлетворение собственных потребностей в первую очередь – любой дефицит приводит к "перегреву". Чем дольше "перегревается" человек, тем сильнее его эмоциональное напряжение и эмоциональный голод, тем ближе эмоциональный или психический срыв;
5. Не допускать замкнутости на своих проблемах, организовывать "питательные" встречи с людьми, которые щедро делятся поддержкой и позитивными эмоциями;
6. Стремиться к реализации желаний;
7. И, наконец, главное – не оставляйте чувства без внимания. Задавайте себе каждый день вопрос: "Что сегодня я сделаю только для себя?". Не для других, не потому, что "надо", а только для себя самого. Если вы себя бросите, оставите в горе или печали, кто позаботится о том, чтобы вам стало хорошо?

Эрих Фромм написал: "Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность". Если вы идете туда, куда хотите, даже трудности будут преодолеваться быстрее.

И. Гончаров «Обломов»

Обломов , главный герой романа, при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

А.П. Чехов «Ионыч»

Доктор Старцев , в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.

Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)

А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

ПАТРИОТИЗМА

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы - не праздно в мире жили!»

НОСТАЛЬГИИ (ТОСКИ ПО РОДИНЕ; ЛЮБВИ К РОДИНЕ)

С. Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)

А. Никитин «Хождение за три моря»

Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

Н. Тэффи «Русь», «Городок»

В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной».

Н. Тэффи «Воспоминания»

Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.

ВЕРЫ В МОГУЩЕСТВО РОССИИ

В. Леушкин

Давайте вместе - без «ура»,

Без истерических упреков

Заглянем, братья, во вчера

В тьму исторических уроков!

И освещая лица лет,

Посмотрим им в глаза, как в бездну.

Да, это больно, но полезно,

Нам, убегающим от бед.

А после сядем у огня

И помолчим, кто сколько сможет.

Покуда век еще не прожит,

Воспрянем, дух Руси храня.

ВЕРНОСТИ ДАННОМУ СЛОВУ

А.С. Пушкин «Дубровский»

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком - стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

ДУШЕВНОЙ МОЛОДОСТИ

И.Бунин «Молодость и старость»

Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость - это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность, остается всегда молодым.

СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ДОБРУ И СЧАСТЬЮ (ВЕРЫ В СЧАСТЬЕ, СВОИ СИЛЫ; ЛЮБВИ К ЖИЗНИ)

В.Г. Короленко «Парадокс»

Ян Залуский - калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек - творец своего счастья.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (25) Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (19) Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (18) Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (16) Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (13)

Ответственность человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Старые и новые императивы

Вопросы ответственности человека перед обществом, другими людьми, самим собой занимали внимание философов самых различных эпох, начиная с Античности. Проходили столетия, а проблема ответственности и ее морально — этическое содержание обсуждались уже с новых позиций, сообразно реалиям времени. Ответственность человека рассматривалась в тесной и неразрывной связью со свободой, поскольку предполагала наличие свободного и осознанного выбора. Человек может быть свободен, только беря на себя ответственность за свои действия. Всякая свобода подразумевает степень ответственности за свои действия. Характер и форма проявления свободы и ответственности через сущность человека зависят от уровня развития общества и характера общественных отношений, а также определяются образом жизни личности.

Объективные и субъективные предпосылки для свободной деятельности человека кроятся в недрах общества, которое должно быть справедливым, законным, демократичным.

В ХХ веке представления об этике ответственности расширяются и наполняются новым содержанием. Особую роль в этом процессе сыграла работа философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации», вышедшая в 1979 году.

В книге Г. Йонаса были пересмотрены основы этики ответственности, ее объединение с этикой свободы. Живя и действуя в мире, человек уже в силу самого факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственности людей не только перед обществом, но и перед природой.

В настоящее время этика ответственности рассматривается с различных позиций — с политической, научной, экологической и т.д. За любые действия следует нести ответственность, причем эта ответственность есть дело всех людей, а не только бизнесменов, политиков или ученых. Лишь объединение коллективных усилий позволит расставить все точки над «и» и решить ряд проблем глобального характера, вызванных нарушением этических принципов и моральных норм.

Сегодня обращение к различным аспектам проблемы этики ответственности представляет особую актуальность, что связано с многочисленными угрозами развитию цивилизации, среде обитания человека, всему миру.

Цель работы — рассмотреть понятие и содержание отдельных вопросов этики ответственности в работах Г. Йонаса, В.А. Канке, З. Шаварского.

1. Рассмотреть особенности развития техники и изменение отношения человека к природе,

2. Проанализировать этическое содержание старых и новых императивов,

3. Рассмотреть новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями,

4. Проанализировать понимание ответственности человека за свое здоровье.

Данные вопросы будут последовательно рассмотрены в работе.

1. Развитие техники и изменение отношения человека к природе

ответственность человек общество здоровье

Человек сам по себе творец, он не будет довольствоваться малым и прозябать, когда нужно действовать и совершать открытия. Это его природа и его право. Но очень важно помнить о среде своего существования. В прошлые века эта проблема не была актуальна, и ее практически никто не рассматривал. «Никакая прежняя этика (за исключением религии) не готовила нас к роли такого доверенного лица, и менее всего господствующее научное воззрение на природу». Но настало время сменить парадигму мышления. Необходимо установить баланс между «городом» и «природой». Там же, с.48. «Город» — это продукт человеческой цивилизации. Ранее город был «анклавом посреди лишенного присутствия человека мира», но чем сильнее развивался технический прогресс, тем более город вытесняет «природу». Там же, с.48.

Если в прежние века человеческая деятельность трактовалась как необходимость (убийство животных — для того, чтобы выжить, вырубка лесов для строительства и т.д.), то теперь человек, поднявшись на новый уровень, обязан подумать, что является необходимостью, а что — уже нет. Само присутствие человека в мире «стало объектом обязанности, а именно той, что является первой предпосылкой всякой обязанности, т.е. обеспечить в будущем наличие в материальном мире кандидатов на вхождение в нравственный универс как таковых». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.94.

Таким образом, необходимо провести своего рода ревизию технических изобретений — действительно ли они полезны, что в них ценного, можно ли заменить одни технологии на другие, щадящие природу. Без этики ответственности и ее постулатов тут не обойтись. Поскольку прогресс, не подкрепленный нравственной этической платформой, сам по себе не есть прогресс в полном понимании этого слова.

2. Старые и новые императивы

«Императив, соответствующий новому характеру человеческой деятельности и адресованный новому ее субъекту, должен звучать приблизительно так: «Действуй так, чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинно человеческой жизни на Земле». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.76. Сегодня люди должны мыслить глобально. Во времена Канта у людей были иные задачи, скажем так, частного характера, и поэтому этика рассматривала правила и требования, касающиеся межличностного взаимодействия. Сегодня люди понимают, что от их неразумных действий могут пострадать не только отдельные лица, но и целые страны, регионы, природные ландшафты.

Продолжая свою мысль, Г. Йонас делает следующие утверждения: «Не подвергай угрозе условия неопределенно долгого сохранения человечества на Земле». Там же, с.76. И далее: «Включай в твой теперешний выбор будущую целостность человека как неотъемлемый объект твоей воли». Поэтому дела и поступки людей должны соизмеряться как с рациональным выбором, так и в большей степени, с выбором нравственным. Важно чувствовать себя не просто индивидом, а частью человечества, частью системы, частью общества. Как пишет Йонас, человек может рисковать своей жизнью, но не жизнью человечества.

Новый императив обращен к общественно-политический, нежели к частной деятельности людей. Кантовский императив адресовался индивидууму, а новый — обществу, он имеет ярко выраженную социальную направленность. Императив Канта действует «здесь и сейчас», императив коллективного целого направлен в будущее, прокладывая ему путь позитивных изменений. Он имеет долговременное действие. Таковы характерные особенности нового императива.

3. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями

Мир, наполненный техникой, мир, в котором направляющей силой являются экономические и политические интересы. Если техника используется в целях амбиций, захвата власти и желания нести миру зло, не может идти речь о каком-либо прогрессе вообще. Без этики ответственности нельзя выстроить будущее. Как писал В.А. Канке, «быть ответственным — это значит эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его промежутках». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.292. Поэтому долг человечества — задуматься не только о сиюминутной выгоде, а о том, что получат в наследство наши потомки.

4. Ответствен ли человек за свое здоровье?

Как считал З. Шаварский, родители несут огромную социальную ответственность за судьбу будущего поколения. Ответственность эта носит как социальный, так и моральный характер. Иначе говоря, позитивная и негативная ответственность, по выражению мыслителя. Ответственность морально-нравственная и законодательно-правовая. Вырастая, человек продолжает традиции своих предков, осуществляя свой долг в борьбе за сохранение здоровья своей семьи.

К сожалению, современная медицина испытывает кризис. В основе кризиса современной научной медицины лежат не только внутренние диспропорции, связанные с недостатком научной информации, незнания способов лечения различных болезней. В основе кризиса медицины «лежат общефилософские основания, проблемы методологического характера». Там же, с.59. Таким образом, медицина сегодня меняет отношение людей к своему здоровью. И зачастую это отношение негативное.

Люди разочаровываются в бесплатной медицине, разочаровываются вообще в компетентности отдельных врачей. Все это ведет к равнодушию по отношению к самим себе. Люди не заботятся о своем здоровье ввиду отсутствия цели и смысла жизни, полагая, что все должно идти так, как идет. Все это в конечном итоге приводит к равнодушному отношению к миру, потере нравственных ценностей и этических ориентиров. Поэтому в понятие «этика ответственности» включена забота о своем здоровье. Только здоровые люди смогут преобразовать мир, улучшить его и передать в таком состоянии своим потомкам.

На основании трудов ряда мыслителей, становится очевидно, что соблюдение принципов этики ответственности сегодня жизненно необходимо. Нужно, прежде всего понимать, каковы ее смысл и назначение. Проблема этики ответственности — это проблема развитого в техническом отношении общества, когда люди рассматриваются как единая цивилизация, проблемы обретают глобальный характер, а их наличие свидетельствует о том, что настало время изменить парадигму мышления. Кантовский императив основан на логике и рациональном анализе своих действий. Но настало время задуматься над созданием нового императива, который предлагает Г. Йонас.

Этот императив будет вмещать в себя ответственность за судьбу человечества и грядущих поколений. Человек будущего будет рассматривать себя не как индивидуума, способного жить в отдельном изолированном мирке, а как часть огромного мира, общества. Этика ответственности предполагает критический анализ собственных потребностей и желаний, снижения антропогенной нагрузки на природу. Природа и человек должны находиться в определенном балансе. Только тогда цивилизации обеспечено долговременное и гармоничное развитие.

Человек несет ответственность за все, что он делает. Надо критически относиться к себе, понимая собственные недостатки. В особенности это относится к тем, кто обладает властью, ученым, политикам, бизнесменам. На них в большей степени лежит ответственность за судьбу поколения и человечества вообще. Но они являются представителями общества. Поэтому и общество является своего рода контролером действий таких людей, сдерживая их ошибочные побуждения и действия. Поэтому этика ответственности распространяется на всех членов общества.

Человек ответственен перед миром и перед собой также за свое здоровье. Важно вести здоровый образ жизни, соблюдая при этом основы нравственного отношения к миру. Необходимо отметить, что проблема этики ответственности еще не решена, однако уже намечены ориентиры, согласно которым человечеству следует меняться. Изменения должны затрагивать каждого члена общества. Большую значимость в этом вопросе могут играть просвещение, государственная идеология, повышение общего уровня нравственности в обществе.

Список использованной литературы

1. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.

2. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

3. Маханьков И.И. Философ доверия (о Гансе Йонасе)/ Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

4. Резвых П. Оптимистическая антиутопия [Электронный ресурс] http://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-08-05/6_ethics.html

5. Шаварский З. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. — 1994. — № 2.- С.56-61.

Источник:
Ответственность человека
Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.
http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0a65635b2bd79b4d53a89521216d26_0.html

Ответственность человека

Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д.

Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность . Она может быть двоякой:

а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью.

б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга .

  • Определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.;
  • Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;
  • Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.

Идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы.

Ответственность, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие x , если x совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание . В соотнесении с ответственностью наказание за нарушение требований не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей (Дж.Ролз).

В современных дискуссиях о свободе воли и детерминизме аналитические философы часто обсуждают моральную ответственность в смысле т.н. базовой заслуги. Имеется в виду та примитивная форма ответственности, которая предполагает, что любое действие морального агента можно оценить либо как порицаемое, либо как одобряемое, либо как нейтральное.

В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому приверженец такой этики уделяет особое внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за те последствия своих действий, которые должен или мог предвидеть.

В праве объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена:

а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей),

б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника).

Чем обусловлены уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность? Последняя имеет место не только в случае договорных отношений, о которых сказано выше.

Ответственность - это способность влиять на ход событий. По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную, граждан и юридических лиц и т. д.

Ответственность в научной литературе в большинстве случаев трактуется лишь как подотчетность (accountability) и вменяемость (immutability). В юридической науке феномен ответственности изучается, главным образом, в плане наказуемости (punishability) :12 . Такое одностороннее понимание ответственности и её реализации на практике приводит к существенным деформациям в сфере регуляции социальных взаимодействий. В зарубежной теории и практике, наряду с отмеченными смыслами, феномен ответственности (responsibility) включает в себя значительно больше значений - положенность к ответу (liability), отвечаемость (answerability), разумность (reasonability), точность, определенность (precision), зависимость (dependability) и другие .

Источник:
Ответственность человека
Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Ответственный человек

Ответственный человек — тот, кто осуществляет ответственный подход, кто в трудной ситуации делает все, что от него ожидают, не переваливая свои трудности на окружающих.

Ответственный человек отвечает и за выбор своих действий, и за свое бездействие, за проявление инициативы и доведение дела до конца, за результат и за последствия. И так далее — смотри Виды ответственности

Это человек с развитым чувством ответственности, способный нести большой груз ответственности. Следствие этого — человек самостоятельный, исполнительный, надежный.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Смотри Воспитание и развитие ответственности

Человека, описываемого как ответственного, обычно рассматривают также как стойкого, честного, аккуратного, старательного и т.д. Считается, что такие умозаключения выводятся из интуитивных или имплицитных теорий личности.

Настоящая ответственность всегда персональна: всегда известно, кто отвечает лично. Правовая сторона фиксируется понятием ответственное лицо — тот, кто непосредственно имеет полномочия (право распоряжаться) и кто обязан в случае чего лично отвечать. О личных качествах того, кто должен будеть отвечать, — вопрос: «Насколько это ответственный человек? Насколько это человек надежный? На него можно положиться?»

Как правило, настоящая ответственность — это личная ответственность — ответственность одного человека, которую нельзя разделить или переложить.

Кроме личной ответственности, ответственность бывает авторской — ответственностью того или тех, кто назвал себя автором (источником) происшедшего, и групповой — ответственностью группы, которую нельзя переложить на одного человека.

Ответственность — это готовность взять на себя инициативу и все нужно сделать. Или платить тем, кто сделает это вместо меня. Я готов платить за все, что мне важно.

Все, что я сделал — сделал я. Всякие трудные обстоятельства и окружающие люди — только фон для моих решений, за любые свои действия отвечаю я.

Все, что я не сделал — тоже сделал я. Мое бездействие — тоже мой Поступок.

Мои оправдания никому не нужны. Руководитель не оправдывается, руководитель исправляет и ведет вперед.

Мои переживания и трудности никого не интересуют: моя ответственность принимать решения и отдавать распоряжения.

Любое высказывание руководителя адресно и целесообразно. И это — мой стиль!

    Отношение зависимости человека от чего то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом О. могут быть др. люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая… … Философская энциклопедия

    ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причи ной изменений (или… … Большая психологическая энциклопедия

    Ответственность социальная - понятие, выражающее меру соответствия действий социальных субъектов (личностей, социальных групп, общества) взаимным требованиям, а также исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Эго соответствие вытекает из закономерностей… … Социологический справочник

    И; ж. 1. к Ответственный (3 4 зн.). О. работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2. Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.; обязанность… … Энциклопедический словарь

    ответственность - и; ж. 1) к ответственный 3), 4) Отве/тственность работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2) Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.;… … Словарь многих выражений

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд… …

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная - моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия

    Государственное принуждение к исполнениютребований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана от вечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Ответственность власти перед народом политический принцип, означающий, что в условиях демократии лица, облечённые властными полномочи … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность отдельного ученого и научного сообщества перед обществом. Первостепенное значение при этом имеет безопасность применения тех технологий, которые создаются на основе достижений науки, предотвращение или минимизация возможных… … Философия науки: Словарь основных терминов

    Ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем Эколого правовая ответственность это разновидность общеюридической ответственности. Она… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Основы бизнеса. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Ольга Сергеевна Боброва. В учебнике рассказывается, что же движет современными предпринимателями малого и среднего бизнеса, и это оказывается не только прибыль: у бизнеса имеются и социальные задачи, и…