Виды психологического консультирования в психологии консультирования. Психологическое консультирование детей

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

    консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

    консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

    консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

    консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

    консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

    в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

    консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Виды консультирования:

I . По сферам приложения:

1. детское; 2. подростковое; 3. семейное и супружеское; 4. профессиональное; 5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

II . По количеству клиентов: 1. индивидуальное; 2. групповое;

III . По пространственной организации: 1. контактное (очное); 2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

Виды психологического консультирования по Немову

Интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Этапы беседы:

1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

4.Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.

7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта может быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

10.Структурирование консультирования – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

Разновидности интервью:

· стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

· частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

· свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

Получение ответа на свой вопрос;

Повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

Переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

Поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

Обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

Эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

Рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

Идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

· метод личностно-центрированного консультирования,

· метод экзистенциального консультирования,

· метод психоаналитического консультирования,

· метод поведенческого консультирования,

· метод когнитивного консультирования,

· метод консультирования, фокусированного на решении,

· мультимодальное консультирование и т.д.

Этапы психологического консультирования. (Немов)

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Педагогика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Интимно-личностное и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование

Заключение

Литература

Введение

Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, - на нее воздействовали те же исторические и общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения. Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.

Хотя консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также на относительно более здоровую клиентуру. Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д. Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

Консультирование по проблемам карьеры начало развиваться в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX веков как ответ на потребность в квалифицированной рабочей силе, вызванной растущей индустриализацией. Основоположником профориентационного направления считается Френк Парсонс. В 1908 г. он организовал Бюро профориентации в Бостоне и тогда же опубликовал книгу «Выбор профессии», за которой вскоре последовал второй труд «Выбор призвания». Парсонс делал акцент на интегральной оценке индивидуумов, одновременно помогая им понять себя и принять решение.

По мере развития методов психологической диагностики на протяжении Первой мировой войны Парсонс начал использовать тесты в области профессиональной ориентации. Для использования в сфере образования и промышленности в годы между мировыми войнами было разработано множество групповых и индивидуальных тестов на интеллект, достижения, способности, интересы, характеристики личности.

Вторая мировая война дала мощный толчок к росту этого направления. В 1942 году вышли книги, оказавшие огромное влияние на развитие психологического консультирования. Это книги - «Консультирование и психотерапия» К. Роджерса и «Динамика профессиональной ориентации» Дональда Сьюпера. Роджерс делал акцент на том, чтобы помочь индивидууму осознать его врожденный позитивный потенциал, а Сьюпер рассматривал профессиональную ориентацию скорее как вовлечение человека в процесс развития длиною в жизнь, чем как однократный совет. Эти работы составили теоретическую основу приложения психологических знаний и психологического вмешательства к решению проблем, возникающих в обыденной жизни.

Названное однажды «путеводителем по профессиям», консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личн остное и семейное консультирование

Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то не стало, хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющие некоторые психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с индивидуумом или с группами, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;

Родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;

Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Заключение

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых, люди требуют поддержки, совета, помощи. Поводов для обращения к специалистам психологам огромное количество: от личностных проблем до проблем во взаимоотношениях на работе и в семье. Поэтому психологическое консультирование можно условно разделить на отдельные виды, внутри которых, они еще неоднократно могут разделяться на различные подвиды.

В психологическом консультировании принято выделять такие основные виды: интимно-личностное психологическое консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.

Для эффективного психологического консультирования консультант-психолог должен иметь специальное образование, соответствующую профессиональную и психологическую подготовку, использовать накопленный опыт работы по определенному виду консультирования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 235с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-528с.

4. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.- 768с.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.- 208с.

Подобные документы

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Особенности психологического консультирования. Глубинная психология, психодинамические теории. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

    реферат , добавлен 15.01.2017

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

    реферат , добавлен 10.08.2015

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

    лекция , добавлен 10.02.2012

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

Глава 5 Характерные виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, можно выделить характерные виды психологического консультирования в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Все многообразие существующих к настоящему времени консультативных техник со своими теоретическими представлениями о личности, ее ценностях и целях, специфических особенностях развития, адаптации и дезадаптации, со своими практическими технологиями, нацеленными на те или иные стороны существования человека, может быть, по мнению Карвасарского, условно сгруппировано по трем основным направлениям. К настоящему времени в психологическом консультировании автором выделяются:

Проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы;

Личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуально-личностных причин возникшей проблемы;

Ориентированное на решение консультирование, направленное на выявление психологических ресурсов для решения проблемы (Карвасарский Б. Д., 1998).

Подавляющим большинством авторов в классификации видов консультирования выделяется так называемое интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, проблемы психологических или поведенческих недостатков, от которых человек во что бы то ни стало хочет избавиться; проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многие другие. Сюда же можно отнести глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему относится консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование отношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид – психолого-педагогическое консультирование . К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и т. д.

Четвертый наиболее распространенный вид психологического консультирования – деловое консультирование . Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же деловым называется консультирование, связанное с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Перечисленные виды психологического консультирования в чем-то имеют сходство, например, одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Вместе с тем, в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования ввиду самой природы проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Но и человек, который сам неоднократно безуспешно пытался создать или сохранить семью, тоже вряд ли сможет стать хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам. Его личный опыт, если и сможет оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее в отрицательном плане. И все же надо отметить, что как в этом, так и в других подобных случаях собственный опыт необходим, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое относится и деловому консультированию . Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование (Немов Р. С., 1999).

В зависимости от конкретной нозологической принадлежности клиента, от ведущей патопсихологической симптоматики, от преобладающих эмоциональных переживаний и доминирующих психических состояний на практике используют разные виды психологического консультирования. В каждом конкретном случае индивидуально-психологические и клинико-психологические особенности клиента определяют специфическую стратегию и тактику психологического воздействия, в соответствии с которой конкретизируются цели и задачи психологического консультирования, его основные фазы, или этапы, его специфические отличительные черты. При оценке эффективности консультирования в качестве критериев используется не только разрешение психологических проблем с повышением возможностей личностного развития и роста, не только изменение поведения, направленное на овладение ситуацией и ее конструктивное преобразование, но также и редукция патопсихологической или психопатологической симптоматики – уменьшение тревоги, снижение уровня депрессивных переживаний, купирование агрессии и т. д.

Наиболее часто консультанту приходится сталкиваться с тревожно-депрессивными состояниями клиентов, сопровождающими большинство трудных жизненных ситуаций. Страх перед будущим (тревога) и сожаления о прошлом (депрессия) – вот то, что больше всего заставляет человека страдать.

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Из книги Мистицизм автора Андерхилл Эвелин

Глава X Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания У меня есть друг по имени Грэхэм, который обладает талантом, о котором мечтают многие мужчины. На какой бы вечеринке он ни появлялся, он всегда умеет быстро, вычислить доступных женщин, и делает свой выбор в

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Глава IV ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИСТИЦИЗМА Мистицизм и магия; различие между ними. - Путь любви и путь познания. - Характерные черты мистицизма; трудности их определения. - Мистик достигает контакта с Абсолютом. - Мистик - это духовный гений. - Скрытое мистическое чувство

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Белопольская И. Л ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Основы психологического консультирования и психологической коррекции при возрастных кризисах Конкретные методы и техники психологического консультирования и психологической коррекции в периоды различных возрастных кризисов будут описаны далее в соответствующих

Из книги Теория и практика психологического консультирования в сексологии автора Кащенко Евгений Августович

1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования Исторически первой формой психологической помощи страдающим людям стала психотерапия, послужившая основой и отправной точкой для и психологической коррекции, и психологического

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

2.3. Цели психологического консультирования В самом общем виде конечная цель психологического консультирования определяется тем, каким человеком нам видится клиент в результате нашего воздействия. Однако конкретизация этой общей цели представляется достаточно

Из книги автора

2.4. Ориентиры психологического консультирования Когда мы сталкиваемся с психологическими проблемами людей, которые просят о помощи в решении этих проблем, мы всегда должны иметь перед собой некоторые ориентиры, которые задают желательные направления психологических

Из книги автора

3.1. Принципы психологического консультирования Во многих профессиях существуют свои обязательные для специалистов принципы и требования. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981).

Из книги автора

3.4. Процедуры психологического консультирования В процессе проведения психологического консультирования на разных его этапах консультант использует, по мнению Р. Немова (1999), различные технические процедуры. Под процедурами психологического консультирования автор

Из книги автора

Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии Аннотация Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации

Из книги автора

Теория и практика психологического консультирования в сексологии Избранные лекции в авторской редакции Евгений Кащенко Сергей Агарков Татьяна Агаркова Ростислав Беледа Геннадий Дерягин Юрий Прокопенко Наталья Стеняева Николай

Из книги автора

Методы и приемы психологического консультирования в сексологии Кащенко Е. А. Благодаря критическому отношению к фактам половой жизни и результатам сексуальной активности, психология сексуальности отличается от обыденных знаний о сексе, религиозных догм или

В Психотерапевтической энциклопедии описаны сле­дующие виды психологического консультирования: > ".

1. Проблемно-ориентированное консультирование (co­nsulting). Акцент здесь делается на модификации поведения,

анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рам­ках этого направления, взято из поведенческой терапии. Сту­денты МГОПУ подробно изучают их в курсе «Концепции и ме­тоды психологической помощи».

2. Личностно-ориентированное консультирование (co­unseling). Основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных лично­стных стереотипов, предотвращении подобных проблем в буду­щем. Консультант здесь принципиально воздерживается от сове­тов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, ис­пользуемых в рамках этого направления, взято из многочислен­ных психоаналитических и постпсихоаналитических течений за­падной психотерапии. Прежде всего сюда следует отнести техни­ки гештальттерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solu­tion talk) . Упор здесь делается на активацию собственных ресур­сов клиента для решения проблемы. Представители этого подхо­да обращают внимание на тот факт, что анализ причин пробле­мы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-кон­сультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориен­тированного психологического консультирования. Актива­ция ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодо­левать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые?»), настоящее («Что сейчас по­могает вам решать проблему, хотя бы временно?») и будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы? »).



Наиболее применяемые приемы:

  • «Опора на прогресс». Был ли в последнее время такой пери­од, когда проблема исчезла или значительно уменьшилась?

Как вы думаете, почему? Что этому способствовало? Что мы все могли бы сделать, чтобы закрепить эти механизмы?

  • «Фантазии о будущем». Когда проблема может разрешить­ся? Что может этому способствовать? Пофантазируйте: если бы мы встретили вас, когда у вас уже было все в поряд­ке, и спросили бы: «Что вам помогло? », то что бы вы ответи­ли? Что еще могло бы вам помочь?
  • «Благодарности авансом». Продумайте, как вы будете бла­годарить людей, включенных в вашу программу, за помощь.
  • «Проблема как решение». Чему научила вас эта проблема? Чем она была полезна для вас?
  • «Новое позитивное название». Придумайте какое-нибудь хорошее имя для вашей проблемы, чтобы мы смогли ис­пользовать его в беседе.

Поиск хорошего имени для своей проблемы побуждает на­чать анализировать ее позитивные аспекты.

Р.В. Овчарова позволяет выделить шесть би­нарных оппозиций, в соответствии с которыми можно соста­вить целый калейдоскоп видов психологического консульти­рования:

v Индивидуальное и групповое консультирование. Группо­вое психологическое консультирование чаще всего орга­низуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

v Однократные и многократные консультации.

v Консультации по личному обращению - консультации в ре­зультате вызова, направления.

v Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

v Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его про-

блемам психологической информации) и с привлечени­ем этих методов.

v Консультации изолированные и комбинированные с дру­гими методами психологической помощи (например, со­циально-психологический тренинг между консультация­ми).

Кроме этого выделять виды психологического консультиро­вания можно по характеру решаемых задач: возрастно-психо-логическое, профессиональное, психолого-педагогическое, се­мейное и др.

В качестве основания для выделения видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретиче­ского подхода, в котором работает психолог-консультант: когни­тивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психоло­гия, психоанализ.

Можно также использовать в качестве основания для вы­деления внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультирова­нии на телефоне доверия, консультировании посредством дис­тантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психо­логов на письма читателей в популярных изданиях. Все пере­численные выше формы психологического консультирова­ния, кроме очного психологического консультирования, можно объединить единым понятием - дистантное психоло­гическое консультирование.

Рассмотрим специфику дистантного консультирования. Нач­нем с консультирования на телефоне доверия. Можно выделить следующие преимущества консультирования по телефону дове­рия:

1) Сведение до минимума конкурентных интерферирую­щих влияний (дорога, помещение, регистраторы, внешность консультанта и т. д.).

2) Большая доступность, большая возможность повтор­ных обращений, в том числе из других городов, стран.

3) Большая дешевизна.

4) Большая анонимность, конфиденциальность.

5) Большая защищенность психолога-консультанта.

6) Экстренность, своевременность оказания помощи.

7) Психолог и клиент меньше тревожатся, комплексуют.

8) Меньше возможностей для негативных атрибуций, тен­денция к взаимной идеализации, что повышает значимость ин­формации психолога для клиента, а консультанту помогает в принятии клиента и объективном отношении к нему, расшире­нии его зоны ближайшего развития.

9) Значительно легче решается проблема разграниче­ния личных и профессиональных отношений, что обеспечи­вает большую искренность и смысловую насыщенность общения.

10) Телефон доверия - это не только средство консульти­рования, но и форма социальной работы. Сюда обращаются за эмоциональной поддержкой те, кому некуда больше обратить­ся - психически больные люди, инвалиды, которые подчас го­дами не покидают своей постели, дети, если мама ушла из дома и им страшно.

11) Телефон доверия выполняет в сообществе просветитель­ские функции: здесь люди часто получают информацию о том, чего они не понимают.

12) Телефон доверия - адекватная форма работы с подро­стками и молодежью. Считается, что так они меньше комплек­суют по поводу своей внешности.

13) Это адекватная форма вывода людей из кризисных со­стояний. Например, если человек несколько недель или даже месяцев не покидал своей квартиры, то возвращаться к нор­мальной жизни легче с обращения на телефон доверия.

14) Телефон доверия может эффективно выполнять функ­ции отбора людей, которым действительно необходимо именно очное консультирование.

15) Круглосуточный телефон доверия в организации мо­жет выполнять также функцию охраны помещения, использо­ваться для оперативной координации различных вопросов внут­ри организации.

16) Телефон доверия может быть эффективной формой мо­ниторинга эмоционального состояния сообщества.

Недостатки и проблемные области, связанные с работой те­лефона доверия:

  1. Мешают работать «шутники» и люди с больной фантазией, которые хотят воспользоваться консультантом как средством удовлетворения своих извращенных потреб­ностей.
  2. От консультанта телефона доверия требуется гораздо бо­лее высокая эрудиция и развитость в морально-этическом пла­не, чем от очного психолога-консультанта, устойчивость его психической сферы, высокое чувство ответственности.
  3. Намного труднее контролировать то, насколько кли­ент действительно вовлечен в диалог, ограничены возможности для эмпатического слушания - только через вербалику можно отразить свое участие в разговоре.
  4. Анонимность и удаленность благодарности клиента от того места, где помощь была реально оказана. По результатам некоторых исследований, это может служить причиной «сгора­ния» консультанта телефона доверия.
  5. Опасность нарушения социальных связей психолога-консультанта. Его клиенты - вся его жизнь. Подчас за предела­ми консультации и телефона доверия он лишь отдыхает от ин­тенсивных нагрузок, связанных с напряженным и глубоким межличностным общением.
  6. Некоторых людей, работающих на телефоне доверия, факт анонимности личности консультанта может приводить к деградации личности, например алкоголизму, чувству пре­восходства над другими людьми.
  7. Длительная интенсивная работа на телефоне доверия может приводить к зацикленности на отрицательных сторонах бытия. Телефон доверия обеспечивает недостаток позитивных примеров.
  8. Работа на телефоне доверия порой легко перерастает в сверхвовлеченность консультанта в работу, следствием чего является переутомление и срыв. Число обращений за помощью

за одно дежурство может значительно превышать возможности консультанта.

Психологическое консультирование посредством дистант­ного письма имеет следующие преимущества:

1. Письмо всегда оставляет время для обдуманного и взве­шенного ответа.

2. Письмо усиливает рефлексивный анализ своей пробле­мы у клиента, ибо многое надо выразить немногими словами, лаконично и понятно.

3. На одно письмо клиента ответ могут дать несколько кон­сультантов, что побуждает клиента к самостоятельному выбо­ру, делает его более свободным в принятии решения относи­тельно своей жизни.

Недостатки и проблемные области, связанные с дистант­ным письмом:

2. Между написанием письма клиентом и ответом психо­лога проходит значительный отрезок времени, и ситуация мо­жет сильно измениться.

3. Письмо психологу может быть адресовано с очень да­лекого расстояния. Психолог может не знать всех реалий кон­текста, в котором живет его респондент, возможности же выяс­нить что-либо ограничены.

В «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б. Д. Карвасарского (1999) выделены следующие виды психологического консультирования:

1)проблемно-ориентированное консультирование, в котором акцент сделан на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Целью же работы с клиентом является формирование и укрепление способности клиента к действиям, адекватным ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.

2) личностно-ориентированное консультирование, которое направлено на анализ индивидуальных, личностных причин проблемы, процесс преодоления деструктивных личностных стереотипов, предотвращение аналогичных трудностей в будущем. Здесь специалист принципиально избегает советов, так как это снимает ответственность с клиента за свою собственную жизнь и уводит его от решения внутренних, глубинных причин проблем;

3) решение-ориентированное консультирование. Здесь акцент делается на активации собственных ресурсов клиента для решения возникшей проблемы. Обращается внимание на то, что анализ причин проблемы клиента неминуемо приводит к усилению у последнего чувства вины, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента.

Используя разные критерии, можно выделить множество разных видов консультирования.

Например:

По критерию специфики объекта можно говорить об индивидуальном и групповом консультировании;

По критерию затраченного времени (количества встреч) - об однократном или многократном консультировании;

По критерию характера мотивации - о консультировании в связи с личным обращением клиента или о консультировании по вызову, направлению;

По критерию специфики содержания и применяемых методов - о консультировании с обязательным обследованием клиента или без него; с применением методов психологической коррекции или без этих методов;

По критерию характера решаемых задач: возрастно-психологическое, профориентационное, психолого-педагогическое, семейное и др.

Также при классификации видов консультирования можно использовать критерии характера теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивноориентированное, бихевиориальноориентированное, гуманистическиориентированное, психоаналитическое консультирование и т. п.

В качестве основания для выделения видов консультирования можно также использовать критерий степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом: непосредственное (очное) консультирование, опосредствованное (заочное, дистантное) консультирование.

Среди форм проведения психологического консультирования обычно выделяют следующие:

Индивидуальное психологическое; групповое психологическое; возрастно-психологическое; семейное психологическое; профконсультирование;

Дистанционное психологическое консультирование.

7.Беседа как основной метод психологического консультирования.

Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа.Консультативная беседа - это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. Ю.Е. Алешина условно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [Алешина, 1994]. Последовательная смена этапов структурирована по времени таким образом: I этап - 5-10 мин, II этап - 25-35 мин, III этап - 10- 15 мин, IV этап - 5-10 мин.

Ролло Мэй в книге "Искусство психологического консультирования" также выделяет четыре этапа развития консультативного процесса, однако суть их несколько отлична. Первая часть встречи - установление контакта с клиентом, достижение раппорта. Вторая, "главная часть встречи - исповедь". Далее "наступает стадия толкования". И наконец, последняя фаза консультирования - "трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса" [Мэй, 1994]. Приведенные выше попытки описать динамику процесса психологического консультирования позволяют сделать вывод о том, что структурирование консультативной беседы во многом зависит от теоретических установок и направленности консультанта.

Беседа - это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон.

Беседа - это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации, или область прояснится.

Беседу можно применять в консультирование для нескольких целей:

1. Чтобы выявить заряженные области для последующей работы.

2. Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику.

3. Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение беседы - обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.

Второе применение беседы - вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать.

Как только консультант получает достаточно информации, он переключаемся на более мощную технику.

Третье использование беседы - как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет

двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы