Воображение и проективные личностные тесты. «Что вы думаете об этой картине?»

Патология и искусство

Оценивая Ван Гога

Винсент Ван Гог прожил мучительную и несчастливую жизнь. Легендарным стал случай, когда художник отрезал себе ухо. Ван Гога неоднократно помещали в психиатрические лечебницы, и в конце концов он покончил с собой. Художник часто сообщал в письмах к брату о своей боли и душевных муках, описывая психические и физические мучения и галлюцинации. В течение многих лет специалисты размышляли о том, что заставляло страдать Ван Гога: расстройство настроения, шизофрения или то и другое вместе. В последнее время такая оценка заболевания оспаривается. Так, неврологи из Гарвардского университета предположили, что в действительности Ван Гог страдал от синдрома Гешвинда (Geschwind"s syndrome), известного как расстройство личности, расположенное в континууме между двух психических и неврологических расстройств - судорогами, возникающими в результате мозговой дисфункции, и эпилепсией. Ван Гог проявил многие симптомы этой болезни, включая лихорадочное рисование (гиперграфия), сверхрелигиозность и агрессию (Trotter, 1985).

Медицинские специалисты из Колорадо, наоборот, считают, что Ван Гог страдал от острой формы синдрома Меньера (Meniere"s syndrome), расстройства, которое было вызвано избыточным накоплением жидкости во внутреннем ухе. Чрезмерное давление, которое при этом возникает, может вызвать тошноту, головокружение, нарушение равновесия, боль, глухоту и ощущение постоянного шума или звона в ушах. Вполне возможно, Ван Гог отрезал себе ухо, чтобы заглушить боль. Вероятно, что и боль и другие симптомы были связаны с тяжелыми вторичными психическими проблемами, которыми может сопровождаться синдром Меньера (Scott, 1990).

<Вопросы для размышления. Если бы люди знали, что расстройства Ван Гога были связаны со средним ухом, а не являлись психическими, стали бы они относиться к нему по-другому? Почему людям интересно заниматься клинической оценкой известных людей, особенно тех, кто связан с искусством, даже спустя много времени после их смерти?>

При проведении проективных тестов от испытуемых требуется интерпретация неясных стимулов, таких как чернильные пятна или нечеткие картины, или же они получают неопределенные инструкции, например: «Нарисуйте человека». Теоретически, при таких расплывчатых намеках и инструкциях испытуемые «проецируют» аспекты своей личности на решение поставленной задачи. Проективными тестами чаще всего пользуются исследователи психодинамической направленности, чтобы оценить бессознательные проявления и конфликты, которые, как они считают, лежат в основе патологического поведения. Наиболее широко применяемые проективные тесты - это тест Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты незаконченных предложений и рисуночные тесты.



Проективный тест - тест, при котором испытуемый должен интерпретировать нечеткие стимульные материалы или реагировать на них.

Тест Роршаха. В 1911 году швейцарский психиатр Германн Роршах (Hermann Rorschach), занимаясь клинической диагностикой, пользовался чернильными пятнами.

Он капал чернила на бумагу, а затем складывал листы пополам, получая симметричные, но совершенно случайные пятна. Роршах обнаружил, что каждый человек видел в этих пятнах какие-то определенные образы.

Более того, образы, которые представляет человек, смотрящий на эти пятна, связаны с его психическим состоянием. Предполагается, что пациенты с диагнозом шизофрения, например, увидят совершенно другие образы, чем те, кто страдает от тревожности.

Роршах отобрал 10 чернильных пятен и в 1921 году опубликовал их вместе с инструкцией по применению при клинической оценке. Этот материал был назван Психодинамическим тестом чернильных пятен Роршаха. Спустя восемь месяцев в возрасте 37 лет Роршах умер, но коллеги продолжили его работу, и чернильные пятна Роршаха заняли свое место среди самых популярных проективных тестов XX века. Врачи проводят «Роршаха», как обычно называют этот тест, следующим образом: пациенту на некоторое время дается одна карточка с пятнами, и он должен сказать, что видит, чем ему представляются эти пятна или что они ему напоминают. Раньше, когда тест Роршаха только появился, применявшие его исследователи в первую очередь интересовались темами и образами, которые вызывают в сознании респондента чернильные пятна. В настоящее время исследователи обращают большее внимание на тип ответов: Воспринимают ли испытуемые изображение пятен целиком или видят детали? Обращают ли они внимание на сами пятна или на белые промежутки между ними? Используют в ответах или игнорируют тени и полутона, которые представлены на некоторых карточках?

Тест тематической апперцепции. Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это проективный тест с изобразительными материалами (Murray, 1938; Morgan & Murray, 1935). Во время подобного теста испытуемым обычно показывают 30 черно-белых фотографий людей, показанных в некой неясной обстановке, и просят придумать историю о каждом персонаже. Нужно рассказать, что именно изображено, что привело к такой ситуации, каковы мысли и чувства персонажей и чем все это могло бы закончиться.

Исследователи, которые пользуются Тестом тематической апперцепции, считают, что испытуемый отождествляет себя с одним из персонажей, изображенных па каждой карточке. В придуманных историях люди стараются отразить свои собственные обстоятельства, потребности, выразить свои чувства, показать свое восприятие реальности и свои фантазии. Например, пациентка, участвующая в Тесте тематической апперцепции, возможно, пытается проявить свои чувства в рассказе по карточке теста, представленной на рис. 3.1. Это одно из немногих изображений в Тестах тематической апперцепции, которые разрешены к показу в учебниках.

<Рисунок 3.1. Одно из изображений, которые используются при проведении Теста тематической апперцепции. Эту женщину очень беспокоят воспоминания о матери, которую она обижала. Она сожалеет о том, как относилась к матери, воспоминания мучают ее. Эти чувства могут усилиться по мере того, как изображенная женщина будет стареть и видеть, что ее дети относятся к ней так же, как она относилась к своей матери (Aiken, 1985, р. 372).>

Тест незаконченных предложений. Тест незаконченных предложений впервые был разработан в 1920-х годах (Payne, 1928). При его проведении тестируемых просят закончить ряд незаконченных предложений, таких как «Я хочу...» или «Мой отец...». Этот тест рассматривается как хороший трамплин для обсуждения быстрого и простого пути получения тем, которые можно использовать в исследовании.

Рисуночные тесты. Принимая во внимание тот факт, что рисунок что-то раскрывает нам о художнике, исследователи часто просят пациентов нарисовать человеческие фигуры и рассказать о них. Оценка таких рисунков основывается на качестве и форме самого рисунка, твердости карандашной линии, учитывается расположение рисунка на листе, размер фигур, характерные особенности изображенных фигур, использование фона, а также замечания, которые делает тестируемый во время рисования.

<Рисуночный тест. Рисуночные тесты обычно применяются для оценки функционирования организма детей. Два самых популярных теста это «Дом-Дерево-Человек», при проведении которого тестируемый рисует дом, дерево и человека, а также тест «кинетический рисунок семьи», при котором рисуются члены семьи при выполнении каких-либо домашних дел.>

<Искусство оценки. Исследователи часто рассматривают произведения искусства как неофициальные проективные тесты, в которых художники отражают свои конфликты и психическую нестабильность. Причудливые портреты кошек, нарисованные в начале XX века Луисом Уэйном (Louis Wain), интерпретировались некоторыми исследователями как отражение психозов, которые в течение многих лет мучили художника. Другие считали такую интерпретацию неправильной и отмечали, что декоративный стиль последних работ художника явно связан с текстильным дизайном.>

Тест «Нарисуй человека» (DAP) наиболее популярен у исследователей среди тестов по применению рисования (Machover, 1949). Исследуемых просят нарисовать «человека», после того как они это сделают, их просят нарисовать другого человека, противоположного пола. Некоторые исследователи считают, что необычно крупная или, наоборот, очень маленькая голова, изображенная на рисунке, свидетельствует о проблемах в умственной деятельности, социальном поведении и контроле физиологических импульсов, а большие глаза могут указывать на сильную подозрительность или тревожность.

Ценность проективных тестов. До 50-х годов проективные тесты были самым распространенным методом оценки личности. Однако в последние годы исследователи и практикующие врачи широко используют такие тесты для сбора «дополнительных» данных (Clark, 1995; Lerner & Lerner, 1988). Одной из причин такого изменения отношения к методике является то, что практики, которые пользуются новыми типами тестов, находят проективные тесты менее ценными, чем это считают исследователи, придерживающиеся психодинамического направления (Kline,1993). Но более важно то, что проективные тесты редко проявляют высокую надежность и валидность (Weiner, 1995; Lanyon, 1984). Например, при определении надежности разные исследователи могли по-разному зафиксировать результаты проективного теста, в котором участвовал один и тот же пациент (Kline, 1993; Little & Shneidman, 1959). Подобным образом при определении валидности, когда исследователи пытаются описать личность пациента и его чувства на основе результатов проективных тестов, их выводы часто уступают сведениям, полученным психотерапевтом пациента или взятым из обширной истории болезни (Golden, 1964; Sines, 1959).

Другой проблемой валидности является то, что иногда проведение проективных тестов затрудняется с представителями национальных меньшинств. К примеру, люди при составлении рассказов о себе хотят сравнить себя с теми персонажами, которые изображены в Тесте тематической апперцепции (ТАТ), но среди фотографий, собранных в этом тесте, нет изображений представителей данной этнической группы. В ответ на возникновение подобных трудностей некоторые исследователи разработали новые тесты, похожие на Тест тематической апперцепции, но с включением изображений афроамериканцев и испанцев (Ritzier, 1996; Costantino, 1986).

Тесты проективные

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучении личности , основанного на психологической интерпретации результатов проекции . Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты (см. ), но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. , оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные Т. п. (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (, рисование на свободную тему, и др.). Один из наиболее распространенных ассоциативных Т. п. разработан Г. Роршахом . Он отобрал 10 стимулов - чернильных пятен, реакции на к-рые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают Т. п. как наиболее ценные личностные тесты (см. ), ибо они «портретируют» всю , позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции (см. ) и т. п. Большим достоинством Т. п. является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, к-рые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Т. п. требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

(англ. projective tests , projective techniques ) - группа методик, предназначенных для диагностики личности , в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций . Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта ) не м. б. альтернативными (напр., правильно - неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам ( , ), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "тесты проективные" в других словарях:

    Тесты Проективные - (от лат. projectio бросание вперед) тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его… … Психологический словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов (незавершенные предложения, несуществующее животное, дом дерево человек, нарисуй человека, тесты М. Люшера, Г. Роршаха, ТАТ и др.)… …

    Тесты проективные - (от лат. projection выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции … Исследовательская деятельность. Словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию … Толковый словарь по социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - (от лат. projectio выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Этимология. Происходит от англ. test испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных… …

    Методы психодиагностики, с помощью к рых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот р … Большая психологическая энциклопедия

    ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Этимология. Происходит от лат. projectio бросание вперед и англ. test испытание, исследование. Автор. Впервые использованы Э.Крепелином в виде методики свободных ассоциаций. Категория. Тесты, служащие для определения личностных особенностей при… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психодиагностика, коррекция и развитие личности , Н. И. Шевандрин. В книге изложены сведения о современных подходах к описанию личности и ее развития, методах психодиагностики, психокоррекции и развития личности. Приведены примеры тренинговых процедур,…

Проективные методики используются для диагностики в психологии. При их помощи, как можно понять из названия, выявляются проекции. Во время тестирования создается такая ситуация, которая имеет разные варианты толкования. Каждая интерпретация помогает разглядеть особенности личности.

Принципы исследований

Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам , впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.

1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.

2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.

3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.

Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка . Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.

Классификация

Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные - необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические - организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Проекция

Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм . Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности , благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста - получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности - а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Чернильные пятна

Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности , конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки. При демонстрации карточек задается стандартный вопрос. Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели . Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

Американские психологи разработали его для быстрой диагностики -особенно успешно он применяется для диагностики настроения у большого количества людей. Эта проективная методика может применяться много раз на одном и том же материале. В данном случае карточки с изображением одного лица, но его выражения разные.

Тест проводится очень просто человеку предлагается выбрать карточку, которая больше всего соответствует его настроению. Психолог записывает ответ и движется к следующему. Карточки обозначают настроение от очень хорошего» до «очень плохого».

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях , но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться , легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.








Первый большой публичный успех психологии был связан с оценкой (диагностикой). Вдобавок к кратким групповым тестам на характеристики личности и на интеллект для скрининг-обследования солдат психология заслужила общественное признание своими индивидуальными тестами на интеллект для детей. После того, как психология продемонстрировала свои возможности в оценке интеллекта, психологам, работавшим в клиниках и больницах, стали обращаться с другими проблемами, помимо школьной успеваемости и задержки развития. Психиатры и социальные работники нуждались в помощи для дифференциальной диагностики психопатологии и понимания личностной динамики. Профессиональные психологи ответили на эти запросы двумя типами тестов - проективными и объективными.

Проективные тесты. Первые тесты словесных ассоциаций были разработаны Гальтоном, Юнгом и другими психологами в 19 веке, однако наиболее успешным проективным тестом был тест чернильных пятен Роршаха, опубликованный в его книге "Психодиагностика" в 1921 году. Тест состоял из серии чернильных пятен, и испытуемым предлагалось ответить, что эти кляксы им напоминают. Хотя термин проективная методика не употреблялся до 1939 года, в отношении теста Роршаха предполагалось, что испытуемые будут проецировать свою личность и бессознательные конфликты на неясные чернильные пятна, пытаясь придать им осмысленность. Проективные тесты получили широкое признание, несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно их валидности. Разработанные в период между мировыми войнами, они активно используются и сегодня.

Объективные тесты. Экспериментальная психология сдерживала излишне широкое распространение проективных тестов из-за их психоаналитического оттенка. Психологи использовали концепцию измерения нормы и отклонений, лежащую в основе тестов на интеллект, приложили ее к измерению личности и получили так называемые объективные тесты.

«Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.».

Психологические тесты и процедура оценки критикуются с тех пор, как они существуют: за их нерентабельность, возможность злоупотреблений, недостаточную валидность и неправильное применение и т.д. «Научное» разрешение споров, наверно, маловероятно. При этом тесты все еще остаются важной составляющей профессиональной психологии, и их продолжают исследовать, применять, интерпретировать и совершенствовать.

Выбранная тема является достаточно актуальной в современных условиях развития профессиональной психологии и психодиагностики, в частности.

Объектом данного курсового исследования является психологическая оценка как процесс систематизированного объективного эмпирического сбора информации о поведении или личности индивида, достаточной для прогнозирования и принятия решения.

Предмет исследования:

Применение проективных личностных тестов.

Гипотеза исследования: Применение проективных методик в сочетании с другими методами оценки позволяет выявить неосознаваемые или не вполне осознаваемые мотивы и тенденции в поведении личности.

Цель исследования:

Теоретическое изучение организации процесса оценки личности и поведения, сравнительный анализ различных методов диагностики.

Задачи исследования:

    Описать основные этапы процесса оценки личности и поведения;

    Рассмотреть надежность и валидность проективных методик.

Инструкция к применению

Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1Квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение. После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.

Инструкция по интерпретации полученных данных

    Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:

- улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка - хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;

- гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;

- солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;

- цветок – знак женственности и любви к природе;

- глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

    Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:

- одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

- изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;

- изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.

    Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:

- стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;

- дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;

- изображение не похоже на символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.

    Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:

- изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) – общительность и наличие большого количества друзей;

- одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;

- изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.

    По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:

- если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства , например, фонарного столба, здания и др ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

- дерево с плодами – любовь к детям;

- смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.

- дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др . – способность быстро и легко располагать к себе людей;

- дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.

    По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:

- если рисунок располагается над расположенной посередине волнистой линией , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и в безопасности;

- если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;

- утопающий или тонущий предмет – повышенная тревожность и страх перед будущим;

- цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.

    Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:

- члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;

- пейзажи, виды природы – любовь к природе;

- автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.

    По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:

- симметричный узор или рисунок, полученный дополнением предложенного фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;

- штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитеты.

    Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:

- замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

- рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;

- изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;

- изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.

    Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:

- изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности, азартности, напористости;

- изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;

- символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;

- геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.

    Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:

Точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают на развитое воображение и образное мышление;

Затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.

1.


2.


3.



4.


5.