Задания для повторения темы "человек". Тест в формате егэ по обществознанию на тему "человек"

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК» В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

Сознательный

Выдвижение целей и предвидение результатов

...

Изменение окружающего мира и самого себя

2 .Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) потребность 2) установка 3) убеждение 4) мотив

5) идеал 6) интерес 7) эмоция

3. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) Классовая 2) биологическая 3)космическая

4) Социальная 5) экономическая 6)мистическая

4 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) биологическая природа человека 2)инстинктивное поведение

3) физиологические потребности 4) физическое развитие

5) возрастные особенности развития психики

5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

1)существо биологическое 2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных 4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда 6)обладает врожденными инстинктами

6 . Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются природными потребностями человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

1) биологические 2) физиологические 3) социальные

4) органические 5) естественные 6) эстетические

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) порядочность 2) сообразительность 3) законопослушность

4) трудолюбие 5) начитанность 6) быстрота реакций

8. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

1) социальная

2) биологическая

9. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны

1) познание 2) получение образования 3) общение с другими людьми

4) самовыражение 5) самосохранение 6) достижение определённого статуса

10. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) преобразование природы и общества

Б) направленность на создание различные благ

В) формирование знаний и умений, развитие мышления

Г) побудительный мотив заключается в процессе деятельности

Д) все средства направлены на изменение субъекта деятельности

1) труд

2) игра

3) учёба

11 . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

12. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного?

1) способность к целеполаганию 2) использование предметов, данных природой

3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи

13. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю щие его социальную природу.

1)Стремление к самореализации 2) Умение приспосабливаться к природным условиям

3)Потребность в воде, пище, отдыхе 4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Способность к самосохранению 6) Способность к преобразовательной деятельности

14 .Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б. Практическая полезность

2. Учение

В. Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г. Замещение реальных объектов условными

Д. Преобразовательная направленность

15 .Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные твор ческой деятельности.

1)Доступность для использования 2) Уникальность 3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца 5) Принципиальная новизна

16 .Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

А) человек, активно осваивающий и целенаправленно 1) индивид

преобразующий природу, общество и самого себя 2) индивидуальность

Б) отдельно взятый представитель всего человеческого рода 3) личность

В) человек в комплексе его неповторимых уникальных свойств

Г) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор

17. Определите правильно агентов первичной и вторичной социализации личности.

Агенты

Социализация

А) семья, родители,

    первичная

Б) администрация школы

    вторичная

В) друзья, ровесники

Г) армия

Д) церковь

Е) учителя, тренеры

18 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человек- биосоциальное существо .(Б) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (В) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (Г) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Д) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) теоретический характер

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. .

«Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм _____(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем _______(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей ______(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное ______(Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения _______(Е), миром культуры».

Список терминов:

1) способность 2) биосоциальное 3) поведение 4) индивид 5) потребность

6) язык 7) наследственность 8) общение 9) эмоциональное

20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём как о личности,

то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств,т.е. особенностей. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе ____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.»

1) субъект 2) личность 3) окружающая действительность

4) сознание 5) активность 6) объект

7) социальный 8) индивидуальность 9) самопознание

Задания части С

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

21 . Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23 . Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

25 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове ка»? Сформулируйте три суждения.

26. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Темы эссе:

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм )

Ответы:

1. преобразовательный

2. 4

3. 24

4. 1

5. 245

6. 36

7. 26

8. 11222

9. 346

10. 11321

11. 12

12. 156

13. 146

14. 31231

15. 25

16. 3123

17. 121221

18. 3 1122

19. 271836

20. 24953.

21.

Прокладывали железные дороги,

Строили заводы,

Бурили нефтяные скважины

22 ерты человеческой деятельности, как:

Целесообразность, практическая полезность, наличие результата;

Сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

23.

Аргумент: появление нового, более совершенного качества ре зультатов труда человека;

Творческая деятельность - как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

24 . Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Цель преобразовательной деятельности по мнению автора - "служение людям". "Все это для того и создавалось, чтобы служить людям".

Преобразовательная деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

2.) Цель преобразовательной деятельности по мнению ученика и ее обоснование.

Преобразовательная деятельность человека связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей и материальных ценностей.

25. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

Человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;

Понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз личаются;

Личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

26 . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

Человек - существо общественное и сознательное;

В отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность

2) гражданина

3) индивидуальность

4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

4. Главным проявлением личности человека является(-ются)

1) особенности мышления и памяти

2) характер протекания психических процессов

3) генетически наследуемые качества

4) участие в жизни общества

5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) общественное сознание

2) общество

3) обыденное сознание

4) идеология

6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в период 30-х гг. XX в., является примером

1) философского сознания

2) научного сознания

3) правосознания

4) массового сознания

7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальное сознание содержит то общее, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек.

Б. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2) общественное сознание определяет духовная жизнь общества

3) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний

9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию

1) самореализация

2) самообразование

3) самосознание

4) самоконтроль

10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает себя. Это пример

1) самовоспитания

2) самонаблюдения

3) познания себя путём познания других

4) самообразования

11. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Самосознание формируется по мере отражения внешнего мира.

Б. Самосознание формируется по мере познания самого себя.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) связано с положением человека в обществе

2) состоит из поступков

3) не оказывает воздействия на людей

4) состоит из действий

13. Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию

1) менталитет

2) мировоззрение

3) сознание

4) мироощущение

14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»?

1) теоцентризма

2) наукоцентризма

3) природоцентризма

4) антропоцентризма

15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов

17. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

18. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания?

1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования.

2) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования.

3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования.

4) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений.

19. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 3) суждения

2) понятия 4) умозаключения

21. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это

1) выводы, полученные научным путем

2) экспериментально установленные факты

3) знание, которое никогда не будет опровергнуто

4) суждения, лишенные субъективных оценок

22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины

2) заблуждения

3) субъективной истины

4) абсолютной истины

23. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина и ложь»

4) во всём перечисленном

25. Основа человеческого существования - это

1) дружба 3) потребительство

2) любовь 4) деятельность

26. Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности

1) социально-преобразовательной

2) познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) прогностической

27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

28. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки 3) мотивы

2) влечения 4) эмоции

29. Целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности - это

1) способность 3) убеждение

2) интерес 4) принцип

30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

31. Верны ли следующие суждения об интересе человека?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью.

Б. Интерес человека является важнейшим побудительным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает ему выполнять домашние задания. Причина - в привязанности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет гражданка К. таким образом?

1) физиологическую

2) экзистенциальную

3) престижную

4) социальную

33. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями,- это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

35. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил - фаталист?

1) всякое действие человека предопределено заранее

2) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний

3) воля человека - первооснова всего сущего

4) случайность играет в жизни человека определённую роль

37. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?

1) экономической

2) духовной

3) политической

4) социальной

38. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природы на общество?

1) преодоление феодальной раздробленности

2) изменение даты празднования Нового года

3) гибель Помпеи из-за извержения вулкана Везувий

4) деятельность государства по сбору налогов

39. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

40. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

41. Институт общества - это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальны потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

42. В понятие социальный институт не входит

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

43. Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. Институты общества осуществляют социальный контроль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

44. К социальным институтам относится

1) собственность 3) религия

2) материнство 4) суд

45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство 3) наука

2) творчество 4) культура

46. Преемственность в развитии культуры можно проиллюстрировать на примере

1) изучения в школе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

2) изобретения самолета братьями Райт

3) создания новой технологии обработки камня

4) научного исследования лунного грунта

47. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А. Получение коммерческой выгоды является непосредственной целью творцов произведений элитарной культуры.

Б. Произведения массовой культуры отличает способность развлечь человека, помочь ему заполнить свой досуг.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) национальной

49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию

1) образование 3) наука

2) творчество 4) искусство

50. Гражданин Л. является исследователем, анализирующим тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры. В какой отрасли научного знания трудится гражданин Л.?

1) естествознании 3) социальных науках

2) технических науках 4) гуманитарных науках

51. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) в ходе работы систематически применялся эксперимент

53. В государстве А абсолютное большинство образовательных учреждений – бесплатные. Ответ на какой вопрос поможет выяснить, реализуется ли в государстве А принцип гуманизации образования?

1) Сколько средств выделяется для поддержки многодетных семей?

2) Насколько образовательные учреждения учитывают интересы учащихся?

3) В какой мере изучаются естественные и точные науки?

4) Сколько учащихся в стране А?

54. Гуманитаризация образования предполагает, в первую очередь

1) разнообразие типов образовательных учреждений

2) повышение внимания к социальным дисциплинам

3) учет в преподавании интересов ребенка

4) единые требования к оборудованию школ

55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задавали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указали в качестве заслуги школы в их образовании общую грамотность.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

57. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

58. К мировым религиям не относится

1) индуизм 3) буддизм

2) ислам 4) христианство

59. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия - это определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия - это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

60. В стране Б. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?»

%
45%
25%
18%
12%

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение помыслов, стремлений людей.

3) Большее число опрошенных в качестве приоритетной функции религии в современном обществе указали на осмысление мира, общество, человека, чем на объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыслов, стремлений людей в качестве приоритетной функции религии в современном обществе.

61. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления

62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства - в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художественное произведение непременно должно влиять на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

63. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действительности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определённостью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

64. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.

38%
32%
25% 5%

Воздействие на чувства

Быть интересным

Формирование эстетического вкуса

Предвосхищение будущего

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных заняло формирование эстетического вкуса.

2) Воздействие на чувства в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, выбрало меньше опрошенных, чем формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвосхищение будущего в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства.

65. Мораль характеризуется следующим(-и) признаком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни

4) всеми перечисленными

66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) Тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) Шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

67. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства 3) науки

2) морали 4) права

69. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация

70. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

1) стагнации 3) эволюции

2) контрреформ 4) модернизации

71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

72. В стране Р. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

% 65%
50%
25%
15% 15%
13%
10%
7%

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Возрастание степени свободы человека

Совершенствование нравственности людей

Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на возрастание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий общественного прогресса более популярно у 25-летних жителей, чем у 60-летних жителей.

3) Процент людей, уверенных, что критерием общественного прогресса является совершенствование нравственности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием общественного прогресса является прогресс науки и техники.

73. Какой признак характеризует традиционное общество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

75. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

76. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

1) основной продукт производства - промышленные изделия

2) основной фактор производства - знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) классовое деление общества

77. К глобальным проблемам современности относится(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

78. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира

2) экономической

3) демографической

4) энергетической

79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издержек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

80. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) затрагивает интересы развитых стран мира

2) предполагает развитие сотрудничества нескольких государств

3) угрожает развитию стран Африки

4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества

Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов у доски (25 минут)
  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов у доски (25 минут):
  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов:
  • А. Индивидуальные задания студентам для устного ответа у доски (25 минут)

  • Примечание:

    Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

    Даны подробные ответы с пояснениями, а также тезисы сочинений (задание № 29) о целеполагании, потребностях, общественном мнении. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

    Цитаты(задание № 29):

    • (Л.Н.Толстой)
    • .(И.В.Гёте)
    • .(Б.Паскаль)

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1–20 являются

    слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

    номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    1

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Характеристика форм духовной культуры

    Ответ:

    Правильный ответ

    социальные

    2

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

    материальная, познавательная, деятельность, социально- преобразовательная, ценностно-ориентированная, прогностическая

    Ответ:

    Правильный ответ

    деятельность

    3

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

    обозначают структуру деятельности.

    1)цель; 2)способности;3)средства); 4)результат; 5)субъект; 6) навыки.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    Вспомним структуру деятельности, то есть её компоненты:мотив, цель, средства и методы, действия, результат. Субъект и объект деятельности.

    4

    Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) формируется в процессе социализации;

    2)может существовать вне общества;

    3) основа социальных качеств личности — задатки;

    4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки;

    5) новорождённый человек- это уже личность.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    1) формируется в процессе социализации (да );

    2)может существовать вне общества (нет, только в обществе человек становится личностью , то есть приобретает социально значимые черты, помогающие ему жить среди людей).

    3) основа социальных качеств личности — задатки(нет , это природные качества, но развиться они, конечно, могут только в обществе)

    4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки(да )

    5) новорождённый человек- это уже личность (нет , это человек, индивид , но не личность, он ещё не может общаться, отвечать за свои поступки др.)

    5

    Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Правильный ответ

    6

    Композитор создал новое произведение. Какие факты характеризуют его деятельность как творческую? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)создание по образцу

    2)стандартизация действий и приёмов

    3)комбинирование, варьирование различных способов деятельности

    4) яркость, необычность создаваемого произведения

    5)создание нового произведения

    6)использование приёмов и методов, ранее не существовавших

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    Творческая деятельность- это создание человеком чего-то нового, не по стандарту и образцу.Поэтому номера 1 и 2 неверны.

    20

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Человеку свойственно желание удовлетворения своих ____ (А). Для этого ему необходимо заниматься _____(Б). Залогом успешности её являются _____(В), которые могут совершенствоваться в течение всей жизни. Высшая степень их развития – это _____(Г).Она невозможна без природных ______(Д), развитие которых приводит к высоким результатам. Только ______(Е) способна создавать что-то ценное для себя и общества.

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1)гениальность

    2)одарённость

    3)творчество

    4)способности

    5)потребности

    6)личность

    7)деятельность

    8) задатки

    9)индивидуальность

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Правильный ответ

    Часть 2

    Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

    Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст,в пространстве которого она существует. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном

    изменчивости, и как субъект и объект исторического развития – личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Человек предстает еще и как индивидуальность. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования.

    (По книге В.А.Аверина «Психология личности»)

    21 Как, по мнению автора, необходимо рассматривать личность в процессе её изучения? Как объясняет автор этот подход?

    Ответ:

    22 Назовите три подхода в изучении личности, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один , не указанный в тексте

    Ответ:

    Правильный ответ

    В тексте названы три подхода в изучении личности:

    — рассмотрение личности как естественного индивида;

    — как субъекта и объекта исторического развития;

    — как основной производительной силы общества.

    Можно назвать ещё один аспект изучения личности- изучение агентов первой и второй социализации.

    23 Какие три стороны изучения личности называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности осуществляется изучение одной из данных сторон.

    Ответ:

    Правильный ответ

    — как индивид

    — как индивидуальность

    — как личность, с присущими ей чертами.

    Так, изучая личность как индивидуальность, рассматриваются биологические его особенности (мышление, темперамент и др.), его характер, уровень сформированности нравственных качеств, ответственности за поступки и действия. Всё это позволяет изучить личность во всём её индивидуальном своеобразии и неповторимости.

    24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что « в процессе его изучения.

    Ответ:

    Правильный ответ

    «…недопустимо игнорирование либо преувеличение одного из параметров человека» в процессе его изучения. Три объяснения:

    — невозможно понять человека, не изучив особенности его индивидуальности- взгляда на мир, идеалы, ценности, цель жизни и др.;

    — человек — социальное существо, поэтому, изучая его, рассматриваются личностные качества, сформированные в обществе;

    — наконец, человек — это индивид, единичный представитель человеческого рода, поэтому, изучая его с этой точки зрения, рассматриваются обобщённые черты, свойственные всем людям.

    Вывод: изучение человека должно вестись всесторонне.

    25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях способностей, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней способностей.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Способности — это качества человека, позволяющие ему успешно выполнять какую-либо деятельность. Выделяют уровни способностей: одарённость, талант, гениальность. Гениальность — это высокоразвитые способности, подкреплённые природными задатками; гениальности свойственно создание нового, ранее не существовавшего в обществе- закона, направления в искусстве, школы и т.д.

    26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности личности.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Особенности личности:

    1. Способность к труду (Сергей – мастер по ремонту автомобилей);
    2. Способность к общению (Анна и Ирина обсуждали, как они выступили на конференции);
    3. Ответственность за действия и поступки (глава фирмы Н., работая над модернизацией производства, предложил уволенным сотрудникам вакансии на фирмах, дав каждому рекомендацию для нового работодателя).
    27

    Литературный критик В.Г.Белинский писал:

    «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

    О какой особенности деятельности человека писал В.Г.Белинский?

    Какова, по мнению критика, роль деятельности в жизни человека?

    Используя обществоведческие знания, укажите любые три вида деятельности человека.

    Ответ:

    Правильный ответ

    В.Г.Белинский писал о такой особенности личности, как способность ставить цели.

    По мнению критика, деятельность – основа жизни человека.

    Виды деятельности:

    — социальная

    — производственная

    — познавательная.

    28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек- биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Человек- биосоциальное существо .

    План.

    1. Понятие человека как биосоциального существа.
    2. Биологическое в человеке:
    • инстинкт самосохранения
    • инстинкт материнства
    • инстинкт продолжения рода
    • физиологические потребности.

    3.Социальное в человеке:

    • способность к общению
    • способность к труду
    • целеполагание и др.

    4.Необходимость учёта социального и биологического в человеке при формировании его личности.

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

    29

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

    примеров из различных источников.)

    Ответ:

    Правильный ответ

    29.1

    Философия.

    «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».

    (Л.Н.Толстой. Величайший русский писатель, педагог, философ, просветитель(1828-1910)

    Ответ:

    Правильный ответ

    29.1

    Философия

    «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»

    (И.В.Гёте.Немецкий поэт, учёный-естествоиспытатель, государственный деятель и мыслитель (1749-1832)

    Ответ:

    Правильный ответ

    Основная мысль цитаты.

    В высказывании немецкого поэта, учёного, мыслителя И.В.Гёте высказана мысль о важности постановки цели в жизни человека. Автор отмечает, что именно цель наполняет жизнь смыслом, придаёт человеку силы. Действительно, чёткая цель, к которой стремится человек, становится маяком, освещающим путь и помогающим пережить все трудности

    Термины.

    Деятельность, целеполагание, материальная и духовная деятельность, средства и методы деятельности, смысл жизни, жизненные ценности.

    Аргументы.

    1.Страшно, если человек ведёт бесцельный образ жизни. Вспомним Обломова- героя одноименного романа И.А. Гончарова. Его жизнь превратилась в ничегонеделание. Да, он много размышляет, даже высказывает интересные мысли о людях, обществе, смысле жизни. Но герой ничем не занимается. Даже просто написать письмо приказчику, чтобы узнать, как идут его дела в имении, он не может, постоянно откладывает это. Сколько переживаний приносит ему встреча с Ольгой, ведь героиня буквально заставляла его что-то делать. Но Илья Обломов оказался неспособным изменить свою жизнь. Отсутствие цели, деятельности привело к скорой смерти героя.

    2.Можно привести массу примеров людей, жизнь которых – это активное, целенаправленное движение к осуществлению задуманного. В серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») есть книга Евгения Лебедева о М.В. Ломоносове. Автор, повествуя о жизненном пути этого великого человека, неустанно подчёркивает, что М.В. Ломоносов постоянно к чему-то стремился. У него была не одна, а много целей, и он добивался их осуществления: получал образование, изучал неизведанное, стал инициатором и основателем первого университета в России- Московского. Конечно, и на его пути были трудности. Непросто поморскому крестьянину было выбиться в элиту общества. А он сделал это, прославив своё имя и Россию своей деятельностью, потому что чётко знал, к чему стремился.

    29.1

    Философия

    «Общественное мнение правит людьми»

    (Блез Паскаль. Французский математик, физик, литератор и учёный (1623-1662)

    Ответ:

    Правильный ответ

    Основная мысль цитаты.

    В высказывании французского учёного и литератора Б.Паскаля содержится мысль о важности общественного мнения в жизни людей. Он считает, что оно буквально правит людьми. С данным мнением можно согласиться частично. Безусловно мнение людей играют важную роль в жизни человека, ведь он живёт в обществе, поэтому должен придерживаться определённых норм и традиций. Однако каждый должен иметь и свои взгляды и убеждения и чётко отстаивать их, если они идут в разрез с общественными, не надо превращаться в часть толпы, нужно стремиться быть индивидуальностью, защищать справедливость.

    Термины.

    Человек, общество, общественное мнение, взгляды, идеалы, ценности, жизненная позиция (активная, пассивная), общественный контроль (формальный, неформальный), личность, индивидуальность.

    Аргументы.

    1.Ярким примером влияния общества на поведение человека, формирование его взглядов и ценностей является пьеса А.С.Грибоедов «Горе от ума». Главное в «фамусовском обществе» именно общественное мнение (вспомним, как говорил Фамусов: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). В этом кругу сформировались свои идеалы, ценности, которым следуют люди. Стать таким же, как все его члены, стремится Молчалин. Богатство, положение в обществе, карьера, влияние — вот идеал этих людей. И если кто-то не желает подчиниться установленным веками законам и традициям, как это сделал Чацкий, то такого человека, просто изгоняют, назвав «сумасшедшим». Однако в любое время есть и будут люди, которые отстаивают свои позиции, если видят несправедливость установленных норм и порядков. Тяжело Чацкому, одинок он в доме Фамусова. Но не одинок в стране. Именно за такими людьми – будущее, за теми, кто хочет искренне служить «делу, а не лицам», во благо Родины. Так что не всегда общественное мнение подчиняет себе людей.

    2. Мировая история знает немало примеров, когда люди шли вразрез с общественным мнением, если оно противоречило истине. В «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» в томе «Астрономия» есть статья о деятельности Д. Бруно, английского учёного 16-го века. Основные его идеи изложены в книге «О бесконечности вселенной и мирах». Он предугадал многие научные открытия: о бескрайности Вселенной, о многочисленных неизвестных людям мирах, поддерживал идеи Коперника о круглой форме Земли, вращающейся вокруг Солнца. Идеи Бруно не соответствовали взглядам католической церкви, поэтому он был казнён как еретик. Жизнь учёного -пример тому, как сильные личности отстаивают свои идеи, продолжают узнавать истину, несмотря на традиции общества и его мнение, если оно ошибочно.

    Задания для повторения по теме "ЧЕЛОВЕК"

    6 класс

    Часть А

    1. Человека от животного отличает:

    1) умение производить орудия труда; 2) приспособление к условиям среды;

    3) инстинкт самосохранения.

    2. Показателем взрослости является:

    1) индивидуальность; 2) самостоятельность; 3) способности.

    3. Оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности:

    1) самооценка; 2) гениальность; 3) благотворительность.

    4.Верны ли следующие суждения?

    А. Новорождённый младенец может стать человеком только в окружении других людей

    Б.Новорождённый младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества

    1) верно только А 2) верно только Б

    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    5.Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:

    1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

    6 .Неповторимость и своеобразия каждого человека определяется понятием:

    1 ) талант 2 ) личнос ть 3 ) ин дивидуальность 4 ) нравственность

    7 .Какой пример характеризует человека как личность?

    1)У Марины светлые волосы и зелёные глаза

    2)Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

    3)для Олега важно, чтобы одноклассники его уважали

    8. Деятельность человека направлена на

    1) преобразование окружающего мира 2) приспособление к окружающему миру

    3) создание существующих в природе вещей

    9. В основе деятельности человека лежит

    1) наличие цели 2) инстинкты 3) зависимость от среды обитания

    10. Верны ли суждения о деятельности:

    а) цель определяет действия человека;

    б) человек занимается разнообразной деятельностью?

    1) верно только а 3) оба ответа верны

    2) верно только 6 4) нет верного ответа

    11. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

    1) индивид 3) личность

    2) индивидуальность

    Часть В

    В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:

    А. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею.

    1. Талант

    Б. Высшая степень творческих проявлений личности.

    2. Способности

    В. Высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.

    3. Гениальность

    В2. Что из перечисленного относится к А) социальным чертам человека, а что к Б) к биологическим

      необходимость общения

      коллективный труд

      мышление

      речь

      потребность в пище, воде

      творчество

      прямохождение

    В3.Укажите основные отличия человека от животного

      производство орудий труда и использование их в ходе деятельности

      обладание мышлением и речью

      независимость поведения

      забота о потомстве

      целесообразная деятельность

    В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

    Как бы ни была разнообразна (1)... человека, она направлена на удовлетворение его потребностей. В процессе деятельности человек опирается на свои (2).... Трудно представить деятельность человека без (3)... между людьми. Главный вид деятельности ребенка - (4)...

    А.Общение Д) Труд

    Б. Инстинкты Е) Деятельность

    В.Способности

    Г. Игра

    В5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

      Детство

      Отрочество

      Зрелость

      Работоспособность

      Старость

    В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

    (1)... вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным (2)... говорят - «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни - это и (3)... слабых, и (4)... к Родине, и (5)... в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.

    А.Совесть Д. Бесстрашие

    Б. Любовь Е. Защита

    В.Долг Ж. Опасность

    Г. Щедрость 3. Рыцарство

    В7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

            Какие виды деятельности названы в тексте?

            Какова роль игры в жизни ребенка?

    Игра является спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.

    Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

    (Рубинштейн С. Основы общей психологии)


















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

    Задачи:

    Образовательные:

    • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
    • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

    Развивающие:

    • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
    • предложенного материала

    Воспитательные:

    • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
    • Человек, подходы к его изучению.
    • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
    • Личность.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Технология: ИТ, метод проблемного обучения

    Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

    Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

    Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    Обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

    Фронтальный опрос по пройденным темам

    Примерные вопросы:

    1. Что такое общество?

    2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

    3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

    3. Вводная беседа

    Объявление темы урока

    Постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

    4. Человек, подходы к его изучению.

    В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

    Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

    Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

    Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

    Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

    Основные теории происхождения человека

    1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

    26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

    27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

    Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

    В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

    Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

    2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

    Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

    Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

    К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория , и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

    Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

    Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

    Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

    Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

    Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

    Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

    Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

    Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

    Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

    Философские системы Высказывания о сущности человека
    1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

    Человек – часть Великой Триады

    2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

    Человек – мера всего

    Природа человека определяется его душой и телом

    3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
    4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

    Творческие возможности человека безграничны

    5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
    6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
    7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
    8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

    Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

    4. Индивид и индивидуальность

    Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

    1.отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

    2. человек – как один из людей.

    Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.

    Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

    Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

    Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

    5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

    Личность –

    1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

    2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

    Подходы к изучению личности:

    1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

    б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

    в) самооценка.

    2. Через набор функций, ролей.

    Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

    Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

    6. Подведение итогов.

    Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

    7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

    1. На знание термина “индивид”

    Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

    Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

    б) деятель;

    в) индивид;

    г) человек;

    д) личность.

    2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

    Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

    а) победитель конкурса эрудитов;

    б) человек высокого роста;

    в) “душа” коллектива;

    г) готов придти на помощь в любую минуту

    8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.